Глава 4 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Ситуация 1. Из разговора представителей двух фирм:
— Почему ваша фирма не выполнила наши требования?
— Следует уточнить, какие требования?
— В письме было четко указано, что мы предпочли бы иметь дело с одним поставщиком.
— Мы сочли, что этим вашим пожеланием можно пренебречь, так как другой вариант, связанный с привлечением большого количества поставщиков, дает огромные преимущества.
— Неужели так трудно понять, что единственное, чем ваша фирма может нас заинтересовать, это концентрация поставок в одних руках, а другие варианты просто незачем было рассматривать.
Ситуация 2. На совещании в мэрии должны были присутствовать два руководителя проектов из одной организации, но из-за неотложных дел один из них не смог принять в нем участие. Вернувшись с совещания, его коллега передал отсутствовавшему все полученные документы, но не сообщил о том, что там было принято решение об изменениях в программе и сроках, которое не успели внести в протокол. Отсутствие информации привело к тому, что группа работников этой организации не успела подготовить новый проект в срок и не получила финансирование на год.
В ситуации 1 жесткое требование одной стороны, переданное в неявной форме, воспринято другой стороной как пожелание. Искаженная информация служит основой для принятия некачественного решения. В ситуации 2 описан случай утаивания значимой информации в условиях конкуренции между группами работников. Дефицит информации, сознательно созданный одним из работников, приводит к значительным потерям для организации.
Для руководителей очень важно своевременное получение достоверной, необходимой и достаточной информации. Если организация очень большая пли имеет большое количество иерархических уровней, много времени затрачивается на передачу информации, и она в значительной степени искажается. Еще десять лет назад подчиненные могли “редактировать” или “смягчать” плохие новости н преувеличивать хорошие, передаваемые наверх. Современные компьютерные сети, с одной стороны, позволяют решить многие из перечисленных проблем, а с другой — порождают новые. Основными функциями коммуникаций в организации являются: координация действий, распространение информации, выражение чувств и эмоций. Рассматриваются две формы коммуникаций “лицом к лицу”-: речевые (вербальные) и невербальные.
Значительную часть рабочего времени руководители заняты сбором информации, который осуществляется с помощью:
• Специальных алгоритмов.
Пример — утреннее селекторное совещание, проводимое генеральным директором, на котором каждое из подразделений организации сообщает о состоянии дел, используя специальный опросник, последовательно освещая следующие вопросы: наличие или отсутствие чрезвычайных ситуаций, достижение контрольных цифр, расходование ресурсов, предложения по совершенствованию процесса.
• Вопросов.
Корректное использование различных типов вопросов в соответствии с поставленными задачами позволяет не только увеличить объем получаемой информации, но и обеспечить ее достоверность.
Типы вопросов
Проясняющие
Подтверждающие Оспаривающие Уточняющие Расширяющие Касающиеся точности Касающиеся согласия
Образцы вопросов
Не могли бы Вы объяснить мне это более подробно? Почему Вы это чувствуете? Готовы ли Вы к этому? Можете ли Вы привести пример? Когда Вы уедете отсюда? Вы уверены, что цены упадут? Вы согласны со мной?
• Демонстрации информационных потребностей.
Потребность в информации может выражаться не только с помощью речи, но и жестами, мимикой, движениями. Примеры высказываний такого типа: “О новых разработках конкурентов я хочу знать все и немедленно”, “Поверьте, дополнительная информация о кандидате у нас на полке не завалялась бы”, “Любые сведения об этом событии я приму с благодарностью” и т. д.
• Демонстрации открытости для информации.
К высказываниям этого типа относятся: “Я всегда готов Вас выслушать”, “Если захотите мне что-либо сообщить, я к вашим услугам” и т. д.
Не следует забывать, что информация может быть представлена не только в виде фактов и идей, но и как интерпретация фактов, в форме чувств, инструкций, влияния. Важен вопрос о ее направлении. Направление “вниз” — информация передается с более высоких уровней иерархии вниз, на более низкие (от руководителей к подчиненным, от головной организации к филиалам и т. п.). Направление “вверх” — информация передается от нижних уровней иерархии более высоким уровням, от нижестоящей организации вышестоящей. “Горизонтальное” направление — информация передается от одного члена группы другому, распространяется среди одного и того же уровня иерархии системы управления. Удовлетворенность работой руководителей в значительной степени связана с количеством информации, получаемой “сверху”, и не связана с количеством информации, поступающей “снизу”. Основываясь на характере отношений руководителей к информации “снизу”, А. Л. Свенцицкий выделил четыре типа руководителей (от максимальной до минимальной ориентации на общение с подчиненными). Исследования показали, что наибольшее внимание информации “снизу” уделяют руководители в возрасте от 41 до 50 лет.
КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
В коммуникационном процессе выделяют семь составных частей: источник информации, кодирование, послание, канал, декодирование, получатель информации, обратная связь.
Некоторые обобщения, связанные с коммуникациями в организации:
Рис. 4.1. Коммуникации (Torrington et al.)
1. Эмоции и идеи отправителя информации часто смешиваются. Проще ясно выразить чувства и эмоции, чем идеи, даже если человек стремится к противоположному эффекту. Однако опытные руководители стараются довести до сведения окружающих свои мысли, не позволяя исказить их своими эмоциями.
2. Кодирование зависит от навыков отправителя сообщения, связанных с изложением своих мыслей на языке, понятном получателю информации. Это может быть обычный язык, язык формул и знаков, организационный или профессиональный жаргон, понятный только ограниченному кругу лиц, а иногда комбинирование нескольких языков.
3. Эффективность передачи зависит от выбора средств, которые для ^того используются. Различные средства имеют различные результаты. Например, письменный меморандум является очень “скудным” средством. Письменное сообщение пригодно для изложения фактов, статистических данных, но часто не дает возможности оценить его эмоциональную окраску, а иногда понять подтекст сообщения. В телефонных разговорах дополнительную информацию, не содержащуюся в самом тексте, могут дать интонация говорящего, паузы, повторы.
В этом смысле более эффективны коммуникации “лицом к лицу”, позволяющие расширить объем получаемой информации за счет невербальной составляющей: мимики, жестов, движений и т. п.
Обобщая полученные данные, Ленгел и Дафт (Lengel and Daft) утверждают, что для простых и очень доступных сообщений должны использоваться простые средства, если сообщения сложные или непостоянные сложные средства. Например, требование, чтобы сотрудники организации перестали использовать при сборке механизма деталь определенного типа и заменили ее другой, более дешевой, необходимо передать письменно или по электронной почте (E-mail), а приглашение на работу ведущего специалиста фирмы-конкурента должно быть сделано “лицом к лицу”.
4. Четыре условия определяют результаты декодирования: навыки, установки, знания и социокультурная система. Результаты декодирования показывают, что разные люди по-разному понимают различные сообщения. Технический и профессиональный жаргоны могут быть непонятны. Необходимо разъяснение терминов, учет культурных различий, перевод с профессионального языка на доступный для всех.
5. Очень часто кодирование, передача, восприятие и декодирование одного и того же сообщения повторяется несколько раз, так как в передаче информации участвуют несколько человек. Послание, передающееся от одного человека к другому несколько раз, в значительной степени искажается, а иногда доходит до конечного получателя,полностыо не соответствующим первоначальному. Особенно это касается организаций, имеющих много уровней иерархии, для них характерны потеря и искажение информации, ее несвоевременное получение.
6. Ответ и обратная связь важны для оценки эффективности коммуникаций. Простое подтверждение о получении сообщения свидетельствует о том, что канал связи действует должным образом. В случае, если ожидаемой реакции на послание не следует, это означает, что в нем не учтены знания, навыки, способности или мотивация получателя.
Ошибки, возникающие в коммуникационном процессе, обусловлены: отбором информации, селективностью восприятия, эмоциями, невербальными сигналами, языковыми проблемами и т. д. Иногда низкая эффективность коммуникаций связана с такими источниками помех, как физическая дистанция, отсутствие обратной связи, эффекты статуса, культурные различия. Коммуникационные барьеры приводят к искажению информации п ее потере. Использование знаний о типологии коммуникационных барьеров позволяет избежать негативных последствий. Выделяются:
1. Коммуникационные барьеры, связанные со спецификой выражения людьми своих мыслей и их восприятия (затруднения при изложении мыслей в устной и письменной формах, неудовлетворительное восприятие написанного и сказанного, недоразумения и т. п.).
2. Коммуникационные барьеры, связанные с неудовлетворительными отношениями в группах, между группами, с отдельными людьми. Сообщение не воспринимается из-за чувства антагонизма или умышленно искажается.
3. Организационные коммуникационные барьеры (уровни иерархии, неопределенность обязанностей и т. п.).
4. Технологические коммуникационные барьеры, связанные с формой передачи информации (неоднозначность, возможность повторения и т. п.).
НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
При определении 20 наиболее важных навыков и умений руководителей в первую пятерку попали 2 фактора, непосредственно связанные с искусством коммуникаций. Одним из основных элементов коммуникаций является умение слушать собеседника. По некоторым оценкам, руководители затрачивают на слушание до 80% своего рабочего времени. Большинство подчиненных, которые считают, что они довольны своим руководителем, в качестве главной причины указывают на его умение выслушивать подчиненных.
Активное слушание — средство эффективного общения — помогает понять, что на самом деле хотел сказать собеседник. Активное слушание предполагает:
1. Выделение основного содержания сообщения.
2. Наблюдение за эмоциональным состоянием собеседника.
3. Возвращение эмоционального состояния (пример высказываний такого типа: “Я вижу, что это Вас очень волнует”).
4. Регистрацию всех вербальных и невербальных сигналов.
Формированию навыков активного слушания посвящены
многие тренинга для руководителей. К таким навыкам и умени-
Таблица 4.1
Барьеры эффективности коммуникаций
Барьер | Отправитель послания | Получатель |
Барьеры при отправлении сообщения | Неожиданность сообщения Неадекватная информация Предубеждение относительно послания Предубеждение относительно принимающего |
|
Барьеры восприятия |
| Потребности и желания Ценностные ориентации Установки и мнения Ожидания Внимание к стимулу |
Барьеры понимания | Семантика и жаргон Коммуникативные навыки Длина сообщения Коммуникативный канал | Семантические проблемы Концентрация Способность слушать Знания Предубеждения Восприимчивость к новым идеям |
Барьеры приема информации | Личностные характеристики Ценностные ориентации Установки и мнения | Установки, мнения Ценностные ориентации Восприимчивость к новым идеям Нормы Личностные характеристики |
Барьеры действий | Память Уровень переработки информации | Память и внимание Уровень переработки информации Гибкость изменения установок, поведения Личностные характеристики |