Лекция 13

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

  1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  2. В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли разнообразные формы собственности. Рядом с государственной появились частная собственность, реальная кооперативная собственность, акционерные предприятия, разного рода товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди многочисленных новых форм собственности определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики.
    Совместные предприятия — относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. В экономической литературе в большинстве случаев совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования совместного предприятия, так и за рубежом.
    Следует отметить, что в отечественной литературе можно встретить понятия “совместное” и “смешанное” предприятие. Иногда их употребляют как тождественные. В отличие от такого подхода автор под “смешанным” понимает отечественное предприятие, образованное двумя или несколькими хозяйствующими субъектами одной страны. Например, смешанными являются государственно-частные, муниципально-частные и другие национальные предприятия. Напротив, совместные предприятия — это хозяйствующие единицы, созданные собственниками разных стран.
    Кроме совместных предприятий на территории России появились хозяйствующие субъекты, которые полностью принадлежат иностранным владельцам (ИНП). Наконец, при изучении данной темы следует обратить внимание и на то, что в нашей печати употребляется еще один, так сказать, родственный термин — предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Это понятие охватывает как совместные предприятия, так и фирмы с исключительно иностранными инвестициями. Но поскольку основную часть предприятий с зарубежными капиталовложениями составляют все-таки СП, то мы будем употреблять именно этот термин в отношении всех предприятий, в которых в той или иной степени задействован иностранный капитал.
    Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущности. В нашей стране ответы на него давались самые разные, в том числе и такие, что, дескать, “участие социалистического государства обеспечивает на совместных предприятиях социалистические производственные отношения в рамках общенародной формы собственности”1. Такое определение можно было бы считать верным при наличии двух условий: во-первых, если существовавшую в Советском Союзе государственную форму собственности были бы достаточные основания рассматривать в качестве социалистической и, во-вторых, если партнером советского предприятия оказалась бы фирма из другой “социалистической” страны. Во всех остальных случаях указанное определение социальной сути СП не соответствовало реальной действительности не только потому, что содержание государственной собственности в бывшем СССР не было социалистическим, но еще и по той причине, что капиталистические партнеры тогдашних совместных предприятий не давали никаких клятв по поводу своего отказа от присвоения прибавочной стоимости, что и явилось условием воспроизводства капиталистических экономических отношений.
    1 Павлов Д., Лтцов А. Первые шаги // МЭиМО. 1987. № 10. С. 73.
    пифический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.
    Но вернемся к нынешним реалиям существования СП и попытаемся определить их социальную сущность. Нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако когда в СП вкладываются средства разных собственников, то, казалось бы, что в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности. На наш взгляд, вряд ли это имеет место. В действительности происходит объединение двух форм собственности и образование на их базе совместной формы собственности, совладельцы которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими долю материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров или услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП. Иными словами, совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.
    Читатели знают, что международные экономические отношения развиваются двумя путями: посредством участия стран в международном разделении труда и в международной кооперации производства. Первый из этих путей наиболее распространен в мире. Всем известны различные формы международной специализации производства и обмена — специализация и обмен товарами между предприятиями одной отрасли или нескольких отраслей, соглашения о сотрудничестве на компенсационной основе, а иногда и получение займа для покупки оборудования за рубежом и другие сделки.
    Развитие же международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия, возникло значительно позже первого пути, но в последние десятилетия оно обретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ. Так, в ситуации, когда невозможно через участие в МРТ получить новую технологию или выйти со своей новой технологией и продукцией на мировой рынок, когда не удается быстро освоить производство остродефицитной продукции в стране, тогда целесообразно идти на создание совместных предприятий с зарубежными предпринимателями.
    По сравнению с международным разделением труда СП представляют собой сложную форму международного экономического сотрудничества, которая предполагает более тесные связи хозяйствующих партнеров разных стран. Это находит свое выражение в том, что участники совместных предприятий складывают материальные и финансовые ресурсы для осуществления производства товаров или услуг, совместно распределяют доходы, сообща несут риски и убытки, объединенно управляют всеми производственными и реализационными циклами. Короче говоря, в совместном предприятии происходит согласование всех производственных процессов и осуществляется совместное ими управление.
    Важной особенностью совместных предприятий в отличие от других форм международного экономического сотрудничества является их быстрая реакция на изменяющуюся политическую ситуацию в странах базирования. Политическая стабильность в странах создает благоприятные условия для организации совместных предприятий. В странах же с неясными политическими перспективами иностранные предприниматели воздерживаются делать капитальные вложения.
    Однако согласованные действия партнеров не означают, что они стремятся облагодетельствовать друг друга. Организовав совместное предприятие, каждый из партнеров реализует свои собственные интересы.
    Если совместное предприятие создано на коммерческих началах с западным или восточным партнером, то российской стороне в любом из этих вариантов противостоит иностранный капитал, обладающий возможностью своего приложения к делу во многих уголках земного шара. Где бы капитал ни действовал, всюду его основным побудительным мотивом является присвоение прибыли. Не подлежит никакому сомнению, что эту же цель он преследует и при создании совместных предприятий. При этом иностранный капитал стремится получить как можно больше прибыли от своего участия в эксплуатации природных и трудовых ресурсов страны, в которую он внедрился. Направляясь на чужую территорию, капитал в своих коммерческих расчетах принимает во внимание не только стоимость рабочей силы, но и качество вовлекаемых в оборот земель, полезных ископаемых и профессиональную подготовку кадров, технические и технологические параметры, емкость ее внутреннего рынка, а также возможность расширения экспорта совместно произведенной продукции на рынках третьих стран и другие факторы, влияющие на величину прибыли. Следовательно, с экономической точки зрения участие капиталистических предпринимателей в создании совместных хозяйствующих единиц выступает как особая форма экспорта капитала.
    Вывозимый за границу капитал, как правило, обладает гибкой маневренностью в международных экономических отношениях и в равной мере высокой экономической организованностью. Но в то же время он разработал целую систему собственной юридической защищенности. Так, в целях достижения своих экономических интересов капитал использует всевозможные юридические средства для характеристики разнообразнейших форм и способов защиты собственных средств производства и материалов, присвоения производимых продуктов и получаемых доходов, а также других интересов. Юридические нормы обеспечивают капиталу спокойное и гарантированное международное движение.
    Следует отметить, что иностранный капитал участвует в создании СП на территории России не только под воздействием сиюминутного стремления получить больше прибыли, но и по другим соображениям. Так, по данным оксфордского журнала, 45% иностранных участников СП в России намерены закрепить свои позиции сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь доступ к местным энергоресурсам1.
    1 European management journal. Oxford, 1995. Vol. 13. № 4. Р. 408.
    Российская сторона, подобно иностранному партнеру, при создании совместных предприятий тоже имеет свои экономические интересы. Прежде всего СП должны способствовать преодолению глубоких народнохозяйственных диспропорций, обеспечив увеличение производства дефицитных у нас товаров, в том числе товаров народного потребления. В отдельных случаях производство товаров на совместном предприятии даже при импорте им деталей будет предпочтительнее, чем импорт из-за рубежа готовых изделий, так как расходы валюты в этом случае будут сведены к минимуму.
    Создаваемые в России совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта. Более того, приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств на направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Немаловажное значение СП состоит в том, что совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность. В результате они могут успешнее соперничать на внутреннем рынке России с другими предприятиями и побуждать их снижать издержки производства своей продукции и повышать ее качество. С другой стороны, создание конкурентоспособных предприятий позволяет российскому партнеру использовать торговые, административные и прочие связи зарубежных участников, их коммерческий опыт и знание местных условий и открывает благоприятные возможности для их выхода со своей продукцией на внешние рынки. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке со стороны крупных и эффективно функционирующих западных фирм.
    Важную роль совместные предприятия способны сыграть в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами. Так, хотя последние президенты США обещали новому российскому руководству устранить препятствия на пути взаимной торговли, американский Конгресс до сих пор не отменил злополучную поправку Джексона—Вэника, лишающую российских экспортеров режима наибольшего благоприятствования. Совместное российско-американское предприятие может просто обойти это препятствие, так как его товары выступают на рынке США под американским флагом.
    Наконец, несмотря на то что создание СП представляет собой развитие международной кооперации производства, но один из партнеров, скажем, иностранный, может использовать свое участие в нем для производства деталей и других частичных изделий с целью поставок их на свое материнское предприятие. И тогда совместное предприятие превращается в одного из участников международного производственного кооперирования, т.е. в субъекта углубления международного разделения труда в его внутриотраслевой форме.
    Во многих случаях необходимость создания совместных предприятий порождается особыми экономическими условиями, сложившимися на момент решения вопроса об организации совместного предприятия. Одним из таких условий может быть недостаток имеющихся средств для возникновения предприятия оптимальных размеров или экономия средств по каким-либо соображениям. Привлечение же иностранного партнера снижает финансовое бремя российского предпринимателя на создание нового или расширения действующего предприятия, уменьшает издержки производства в результате рациональной организации труда и сбыта, применения передовой технологии и сокращения транспортных расходов.
    Все перечисленные выше составляющие комплекса российских интересов в создании совместных предприятий при своей реализации должны привести к повышению получаемой ими прибыли, к росту эффективности функционирования всей национальной экономики. Как видим, взаимная заинтересованность участников СП материализуется в конечном результате их деятельности — масштабах прибыли, которая является источником дальнейшего развития производства.
    Совместные предприятия получили широкое распространение во многих регионах мира, в том числе и в промышленно развитых странах. Этому содействуют существующие законодательные основы большинства государств, привлекают иностранный капитал на свою национальную территорию. Однако в каждой из заинтересованных стран, поощряющих приток зарубежных инвестиций, разработаны свои системы. Так, в Норвегии действующее законодательство по созданию СП предусматривает приоритетное использование ими местных материалов и рабочей силы. В Испании организация совместных предприятий разрешается при условии, если доля иностранного участника не превысит 50% общего капитала. В Турции законодательные нормы по организации СП поощряют частную собственность. В то же время в таких промышленно развитых странах, как Англия, Германия, Бельгия и Швейцария нет системы законодательного поощрения иностранных капиталовложений. Там исходят из принципа, что зарубежные инвесторы должны функционировать на общих основаниях с местными предпринимателями.
    В России совместные предприятия впервые возникли еще в 20-е гг. Тогда советское правительство считало возможным развивать совместное предпринимательство с капиталистическими партнерами, так как это отвечало экономическим интересам страны. Например, нарком внешней торговли Л. Красин говорил, что “гораздо важнее создавать новые ценности, чем только обменивать их или перемещать существующие. Развитие производств — вот основа народной экономики и международных экономических отношений”1.
    1 Красин Л. Вопросы внешней торговли. М., 1928. С. 342.
    Первые совместные предприятия с участием капиталистических компаний стали создаваться в нашей стране в форме концессий. После публикации декрета Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1920 г. “Об общих экономических и юридических условиях концессий” Главный концессионный комитет при Совнаркоме получил сотни предложений на предмет участия в концессиях. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессионных договоров в обрабатывающей, горной и других отраслях народного хозяйства. По числу концессий на первых местах находились Германия, США, Англия и Япония, а по величине инвестированного капитала — Англия, Швейцария и Германия.
    Принципиальная юридическая особенность концессий состояла в том, что государство сдавало иностранцам в аренду на определенных условиях предприятия или участки земли, оставаясь их полным хозяином. Это означало, что концессии были государственно-капиталистическими предприятиями. Совместные советско-иностранные хозяйственные структуры достаточно успешно функционировали. В лучшие времена они давали в год на вложенный в обрабатывающую промышленность рубль на четыре рубля доходов2.
    2 Правда. 1989. 14 мая.
    Они приносили высокий доход в государственную казну, намного превышающий доходы от других аналогичных, но исключительно государственных предприятий. Со свертыванием нэпа начался процесс сокращения числа концессий. В 1930 г. было ликвидировано 30 совместных предприятий с участием капиталистических компаний, а в 1937 г. исчезли и последние концессии.
    Во второй половине 80-х гг. идея совместного предпринимательства была возрождена и получила свое легитимное оформление. 30 января 1987 г. в СССР был издан Указ Президиума Верховного Совета “О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления”, на основе которого стала регулироваться деятельность совместных предприятий. Впоследствии в Российской Федерации была принята группа законов, непосредственно касающихся вопроса иностранных инвестиций в отечественную экономику. Главным среди них является Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, вступивший в силу 1 сентября 1991 г.
    В соответствии с существующим законодательством создание совместных предприятий на территории России предполагает прохождение нескольких ступеней. В частности, заинтересованный хозяйствующий субъект предпринимает следующие шаги:
    представляет определенную форму СП — вид товарищества, АО и другие;
    обозначает зарубежного участника;
    предоставляет технико-экономическое обоснование предприятия;
    составляет совместно с партнером устав предприятия;
    подписывает договор с избранным партнером;
    регистрирует СП в Министерстве финансов Российской Федерации.
    После осуществления всех мер, предусмотренных нормативными актами, регулирующими процесс создания совместных предприятий на территории России с участием зарубежного капитала, созданное СП получает статус юридического лица, срок деятельности которого указывается в учредительных документах. По российскому законодательству, зарегистрированные совместные предприятия получают право осуществления хозяйственной деятельности на основе коммерческих принципов самофинансирования и самоокупаемости независимо от государственного сектора экономики. Но в то же время между предприятиями и государственным блоком предприятий не существует глубокого крепостного рва, так как СП потребляют те же природные, материальные и трудовые ресурсы, что и предприятия государственного сектора, вступают с последними в экономические отношения на договорной основе и в значительной мере также работают на внутренний рынок, удовлетворяя производственные и личные потребности. Поэтому в российской экономике проблема взаимодействия СП с государственным сектором является вполне актуальной и по мере увеличения их числа ее значимость будет возрастать.
    Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, по крайней мере, имеет два важных момента, для решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия совершили этот марш, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах. Второй момент тесно связан с политикой капитальных вложений. Поскольку совместные предприятия по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного процесса в экономике России, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование этого явления на приемлемых условиях для всех участников. С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить хозяйственную самостоятельность создаваемых на территории России СП. С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности совместных предприятий, государство не может остаться безучастным зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность СП на решение важнейших экономических и социальных задач текущего или перспективного значения. Иными словами, совместные предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру национальной экономики России.
  3. ФОРМЫ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  4. Совместные предприятия на территории России образуются с участием одной или нескольких иностранных фирм и компаний и такого же числа отечественных предприятий, объединений и других организаций, являющихся юридическими лицами. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об иностранных инвестициях в РСФСР” на ее территории могут быть созданы совместные предприятия различных форм.
    В зависимости от характера возникновения прежде всего выделяют учреждение нового предприятия с определенным долевым участием иностранного капитала. При этом может быть предусмотрено образование филиалов или дочерних компаний вновь формируемого совместного предприятия.
    Чаще всего совместные предприятия возникают путем вовлечения иностранного капитала в деятельность по расширению масштабов производства и повышению эффективности уже функционирующих предприятий и объединений. Это делается либо через вклад иностранным предпринимателем определенной доли в общий капитал, либо посредством приобретения какого-то количества акций функционирующего предприятия, либо через покупку имущества российской фирмы. При этом при создании СП задача отечественных предпринимателей состоит в квалифицированной оценке финансовых и научно-производственных возможностей партнера, состояние которых способно обеспечить применение новых технологий и вывести отечественные предприятия с готовой продукцией или полуфабрикатами на труднодоступный мировой рынок.
    Возникшие таким путем СП, как правило, представляют собой инвестиционный контракт, заключенный партнерами по поводу сооружения капиталоемких объектов — гостиниц, офисов, промышленных предприятий или отдельных производств, предусматривающих использование оборудования иностранного инвестора. Договор о совместном предприятии предусматривает регулирование таких вопросов совместной деятельности, как определение масштабов производства, раздела и сбыта продукции, порядок выплаты налогов, систему управления и сроки сотрудничества.
    Создание новых предприятий или значительное расширение существующих нередко требует крупных финансовых ресурсов, которых может и не быть у участников этого процесса. Тогда к делу подключаются иностранные банки. Они могут финансировать создание объекта от стадии проектирования до его пуска. Проектное финансирование давно применяется промышленно развитыми странами при сооружении предприятий в развивающихся государствах. Суть его состоит в том, что иностранное финансовое учреждение без гарантий местных правительств или банков предоставляет займы только жизнеспособным проектам, реализация которых обеспечит выплату займа и процентов по нему. Чтобы не оказаться в проигрыше, финансовые советники кредиторов проекта тщательно изучают его экономические параметры и осуществляют контроль вплоть до окончания строительства. Это гарантирует финансовое обеспечение объекта в течение всего срока его сооружения и ускоряет завершение строительства.
    В последнее время в мировой практике, особенно в Китае, получил распространение способ развития совместной деятельности предпринимателей разных стран в форме так называемых толлинговых операций. Толлинг представляет собой работу предприятий на давальческой основе. Суть ее состоит в том, что иностранная фирма заключает с заводом другой стороны толлинговый договор, согласно которому она финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу завода. Собственником произведенной из сырья продукции является иностранный кредитор, а завод не только возмещает затраты на переработку сырья, но и получает прибыль, а также возможность проникновения со своей продукцией на рынок иностранного партнера.
    В России толлинг впервые был разрешен распоряжением Президента в марте 1992 г. для Братского алюминиевого завода, а затем и в отношении других предприятий. Со стороны заграницы в толлинговых операциях с нашими заводами участвуют американская компания “Ренова”, английская “Транс уорлд металз”, немецкая “Металлгезельшафт” и швейцарские компании “Марк Рич” и “Евромин”, а всего более полутора десятка. Толлинговая деятельность этих иностранных компаний способствовала притоку финансовых средств в нашу страну и поддержала отечественную алюминиевую промышленность в самые трудные годы ее перехода к рыночным принципам функционирования. В результате производство алюминия удержалось на почти дореформенном уровне — в 1995 г. 2,84 млн. т против дореформенных 3 млн. т. Более того, 80% экспортируемого алюминия выпускается в России на основе заключения толлинговых соглашений1. Таким образом, благодаря толлингу алюминиевые заводы нормально функционируют и увеличивают экспорт своей продукции.
    1 Финансовые известия. 1996.15 авг.
    С организационной точки зрения совместные предприятия могут выступать в однозаводских и многозаводских формах. Напомним, что среди однозаводских форм предприятий, принимающих участие в международных экономических отношениях, имеются малые, средние и крупные предприятия, а в группе многозаводских предприятий — тресты, комбинаты, концерны и другие производственные объединения. Но в России в настоящее время СП образуются преимущественно в разных однозаводских формах, особенно в форме малых и средних предприятий. И это не удивительно, так как при подобных формах иностранный инвестор быстрее приспосабливается к условиям местного рынка и к тому же рискует небольшими масштабами своего капитала. При этом на выбор организационных форм совместного предпринимательства оказывают такие критерии, как сфера деятельности СП — промышленность, торговля и другие — и намечаемые масштабы производства. Сделанный выбор организационной формы имеет важное значение для привлечения иностранного инвестора, от которого зависят поставки оборудования, передача технологии и управленческого опыта.
    Что касается социальных форм совместных предприятий, то здесь также возможно их большое разнообразие, обусловленное переходом национальной экономики к рыночной системе. Первоначально, когда у нас отсутствовало акционерное законодательство, создаваемые в России СП преимущественно выступали в форме полных, смешанных и с ограниченной ответственностью товариществ. Теперь, когда в нашей стране могут формироваться акционерные общества, то совместные предприятия можно организовать в форме АО открытого и закрытого типов. Более того, многие созданные ранее разного рода совместные товарищества преобразуются в акционерные общества. По российскому законодательству о собственности и товарищества, и акционерные общества суть субъекты частной собственности, что имеет немаловажное значение для иностранного партнера. В самом деле, если последний стал участником совместной предпринимательской деятельности с государственным предприятием, то чиновники, представляющие государственную собственность, согласно российскому Закону “О предприятиях и предпринимательской деятельности” не имеют “права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющими, за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законодательством РФ” 1.
    1 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994. С.416.
  5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СП

  6. В качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта СП имеют уставный фонд учредительного капитала, который образуется за счет первоначальных и дополнительных взносов их участников. Вклад в уставный фонд можно внести в виде денежных средств в национальных валютах участников предприятия, в форме зданий, сооружений, оборудования и прочих материальных ценностей, а также в виде права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Как правило, вклад зарубежного участника в уставный фонд делается в виде машин и оборудования, лицензий и ноу-хау и оценивается как в российской, так и иностранной валюте с перерасчетом последней в рубли по официальному валютному курсу на день подписания договора о создании совместного предприятия.
    Российский участник чаще всего предоставляет в уставный фонд СП землю, природные ресурсы, здания и сооружения. Вклад российского партнера в уставный фонд оценивается в том же порядке, что и зарубежного. При этом стоимость материальных ценностей обеих сторон определяется по договорным ценам с учетом цен мирового рынка. Если таковые отсутствуют, то стоимость вносимого имущества устанавливается по согласованию сторон.
    Совместные предприятия отличаются друг от друга не только видами вкладов, но и соотношением долей собственности их участников. Это также очень важный социальный аспект, характеризующий особенности СП. Имеющийся опыт организации совместных предприятий странами Восточной Европы с промышленно развитыми государствами Запада свидетельствует, что большинство восточноевропейских участников этих компаний имело долю в общем капитале около 64%, примерно в одной четверти СП капитал распределялся поровну, и лишь в 11,6% совместных предприятий восточноевропейским участникам принадлежала меньшая часть капитала'. . Первоначально законодательством нашей страны предусматривалось, что доля российской стороны в уставном фонде учредительного капитала должна составлять не менее 51%. Может быть, на первом этапе реформы столь высокий уровень отечественных участников совместных предприятий имел основания. Тогда партнерами являлись предприятия разных форм собственности — “социалистической” и капиталистической, и в этом случае по идеологическим мотивам надо было обеспечить приоритет первой. Ныне же, когда формы собственности участников СП фактически стали социально однородными, так как не только индивидуальная и акционерная, но и государственная собственность по отношению к другим формам выступает как частная, нет никакой идеологической, а тем более экономической необходимости определять участие российских партнеров на столь высоком уровне. Поэтому эти правила были пересмотрены. В настоящее время российская сторона соглашается на значительно меньшее участие своего капитала в совместных предприятиях.
    Это нужно было сделать еще и потому, что контроль над компанией определяется не только уровнем участия в капитале, но и тем, кто поставляет оборудование, запасные части, технологию и другие факторы производства. Кроме того, не всегда имеет смысл брать на себя большую часть ответственности, особенно при выходе с новыми товарами на внешние рынки, Наконец, надо учитывать тот общеизвестный факт, что зарубежного партнера волнует не столько соотношение долей собственности, сколько законодательные гарантии свободного ее изъятия, вывоза прибылей, общепринятые способы решения возникающих споров и другие практические вопросы. Иностранный инвестор стремится иметь такой организационно-правовой режим, который гарантировал бы ему получение максимального экономического эффекта от своих заграничных капиталовложений.
    1 Мирное сосуществование: экономический аспект / Под ред. А. Гончарова. М., 1989. С. 89.
    Сформированный учредительный капитал — это фундамент финансовой деятельности совместного предприятия. Он может периодически пополняться специальными отчислениями прибыли от собственной производственной или коммерческой деятельности СП.
    Будучи хозяйствующими юридическими лицами, совместные предприятия имеют самостоятельный баланс и функционируют на основе коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они самостоятельно разрабатывают и осуществляют программы производственной деятельности и организуют сбыт своей продукции. Совместные предприятия по своим обязательствам сами отвечают принадлежащим им имуществом, и государство базирования не несет ответственности за результаты их деятельности. Но их имущество подлежит обязательному страхованию в страховых- органах Российской Федерации и охраняется существующим законодательством: оно не может быть временно изъято государством или принудительно отчуждено за плату, тем более оно не подлежит ни полному, ни частичному принудительному безвозмездному отчуждению в пользу государства. Какое-либо взыскание на имущество совместных предприятий может быть наложено только компетентными судебными органами России или по договоренности партнеров третейским судом.
    Важнейшим моментом, определяющим систему функционирования совместных предприятий, является выработанный их участниками порядок распределения доходов. После уплаты предусмотренных государством налогов, а также отчислений в резервный фонд и фонды производственного и социального • развития полученная предприятием прибыль распределяется в соответствии с условиями соглашения: в паевых товариществах — по долям внесенного имущества, в акционерных обществах — по акциям, а в контрактных соглашениях — по договоренности. Российское государство предоставляет зарубежным партнерам возможность беспрепятственно переводить свою долю полученной прибыли за границу в иностранной валюте. При этом все валютные расходы совместного предприятия должны осуществляться за счет средств, полученных от реализации продукции на внешнем рынке.
    Актуальной проблемой организации совместных предприятий стала разработка методов управления ими. Опыт функционирования СП в России показал, что важным аспектом управления является обеспечение их квалифицированными кадрами. Труд в совместных предприятиях требует специальной подготовки даже тех россиян, которые получили внешнеторговое образование. Это связано со спецификой функционирования СП. Разумеется, работа в этих предприятиях граждан Российской. Федерации способствует приобретению ими нужных профессиональных навыков. Однако такой способ является не самым экономичным методом подготовки кадров. Он хорош в том случае, когда накладывается на прочные экономические, юридические, языковые знания, полученные заранее на специализированных кафедрах институтов, университетов, в бизнесшколах и других учебных заведениях.
    Одна из важных сторон управления совместными предприятиями — разделение руководящих функций между партнерами. От него в большой степени зависит общий результат деятельности предприятия и обеспечение интересов каждого его участника. Поэтому они тщательно регулируют решение этой проблемы. Как правило, иностранные инвесторы требуют значительных полномочий при организации управления совместными предприятиями. Но в целом после завершения переговоров по указанной проблеме высшим органом совместного предприятия является правление, назначенное его участниками. Оперативной деятельностью СП занимается дирекция, которая состоит из российских и иностранных граждан. При этом председателем правления и генеральным директором совместного предприятия не обязательно должны быть граждане Российской Федерации.
    Необходимой экономической предпосылкой организации эффективных совместных предприятий сейчас признается хорошее знание производственных и социальных возможностей национальной экономики, текущих и перспективных проблем развития процессов расширенного воспроизводства. Эффект получает тот, кто может полнее судить о конкретном состоянии своей экономики и ее возможностях включения в процесс международных экономических отношений. Рассматривая вопрос об организации оптимальных совместных предприятий, надо учитывать тот факт, что она намечает решение задач, разных по своему производственному масштабу. Речь идет о том, что в одном случае создание СП имеет дело с решением народнохозяйственных задач, а в другом предполагается совершенствование производственных процессов в масштабе регионов или даже на уровне отдельных предприятий.
    Народнохозяйственный аспект предполагает выяснение экономической целесообразности образования СП с точки зрения интересов всей национальной экономики, о нахождении наиболее эффективного включения их в народнохозяйственную структуру страны. Достичь этой цели можно в том случае, когда формирование СП происходит на основе четко продуманной стратегии развития национальной экономики, а также связано с глубоким анализом производственного и коммерческого значения привлекаемых иностранных ресурсов для развития СП. Опыт Китая, Бразилии и некоторых промышленно развитых стран показывает, что хорошо продуманная и экономически обоснованная государственная стратегия формирования совместных предприятий есть необходимое условие их быстрого создания, а впоследствии и бесперебойного функционирования. Одновременно такая государственная стратегия становится незаменимым условием для ориентации заинтересованных иностранных предпринимателей в создании СП.
    Государственный контроль за процессом развития совместных предприятий позволяет учитывать вид различных хозяйств, занятых их организацией, а также соотношение величин собственности, принадлежащих разным партнерам. Это дает возможность исследовать особенности деятельности СП и в случае необходимости использовать в качестве позитивного примера такие методы рыночного функционирования предприятий, как система участии, методы маркетинга, внутрифирменные отношения в структуре транснациональных корпораций. Совершенно очевидно, что изучение и использование отдельных элементов рыночного механизма будет содействовать улучшению системы функционирования и отечественных предприятий, совершающих постепенный переход на рельсы рыночной экономики.
    Региональные задачи решаются на основе тех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми располагает данная территория. Предприятия, расположенные в регионах и находящиеся под контролем региональной администрации, должны ею и регулироваться при их вступлении в совместные предприятия с зарубежными партнерами. Конечно, этот контроль должен осуществляться, когда это оказывается абсолютно необходимым делом, как, например, при распределении валютной выручки, уплате налогов, при переводе части прибыли за рубеж и некоторых других операциях.
    Создание совместных предприятий в России нельзя рассматривать как временное явление, как это произошло когда-то с иностранными концессиями в Советском Союзе. Функционирование совместных предприятий — это долгосрочное дело, которое должно обеспечить повышение эффективности нашей экономики и способствовать ее более активному включению в систему международных экономических отношений. В связи с такой перспективой важным экономическим и социальным фактором становится выбор российским предприятием надежного и выгодного зарубежного партнера.
    Еще до начала поиска иностранного партнера российскому предприятию надо определить требования, которые оно хочет удовлетворить с помощью совместной деятельности с иностранной фирмой. Желает ли оно посредством организации СП увеличить объем производства уже выпускаемой продукции или расширить ее номенклатуру, привлечь иностранную технику и технологию, пробиться на мировой рынок, улучшить руководство предприятием или всего лишь намеревается получить значительную сумму свободно конвертируемой валюты? Продумав систему конкретных целей, отечественное предприятие может предложить иностранным компаниям, ищущим совместной деятельности на территории России, обсудить возможность сотрудничества или проявить инициативу и самому осуществить связи с иностранными фирмами через торговые палаты, ярмарки, контрактные биржи или другим возможным путем.
    Иностранные предприятия бывают разные и по масштабам производства, и по техническому оснащению, и по финансовому обеспечению. Остановившись на одном из кандидатов в партнеры по СП, отечественное предприятие должно досконально изучить возможности иностранной фирмы, ее способности отвечать хотя бы части тех требований, которые стоят перед отечественным предприятием. При этом особое внимание следует обратить на отношение потенциального партнера к своим обязательствам, насколько можно ему доверять. Об имидже иностранного предпринимателя-совместника можно составить представление в ходе переговоров, интервью или других доступных источников.
    Следует отметить, что хорошее знание иностранного участника совместного предприятия особенно ценно в свете тех случаев, когда иностранный инвестор участвовал в СП лишь только на период его освобождения от налогов, а по окончании этого срока прекращал свою деятельность. Поэтому верное определение интересов иностранных партнеров, имеющих долгосрочные цели в России, дает возможность превратить совместные предприятия в надежных и выгодных субъектов структуры национальной экономики Российской Федерации.
    Как известно, одна из главных экономических проблем состоит в выяснении соотношения форм собственности на предприятие и эффективности производства и связь с этим соотношением социального вопроса. Возникает эта проблема и в совместных предприятиях. Если трудовые отношения на национальных предприятиях регулируются местным законодательством, то на совместных предприятиях их нормы определяются условиями контрактов. Поэтому на СП могут возникнуть проблемы, порожденные различиями в оплате труда иностранного и местного персонала, а также в условиях работы и быта на этих предприятиях. Мировая практика свидетельствует, что различный подход партнеров к решению социальных проблем может осложнить экономическое сотрудничество. Но в то же время она показала, что функционирование совместных предприятий не привело к каким-либо крупным социальным потрясениям. В нашей стране их тоже не было. Тем более что в бывшем СССР имели место различия в оплате труда в разных отраслях экономики. В период проведения экономической реформы эти различия еще более углубились. В этом свете совместные предприятия не кажутся какими-то исключительными островками социальных контрастов.
  7. МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  8. И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Об итогах функционирования СП на территории нашей страны можно судить по нижеследующим данным.
Таблица
Основные результаты деятельности СП и иностранных предприятии на территории России1
Показатели19921995
Число действующих предприятий (на конец года)253314550
Численность работников, тыс. чел.195426
Расходы на оплату труда, млрд. руб.213431
Объем производства продукции, работ, услуг (в факт. действовавших ценах), млрд. руб.44946023
Экспорт, млн.долл.18635758
Импорт, млн.долл.20373332
Объем реализации продукции на внутреннем рынке, млрд. руб.17044317

1 Россия в цифрах. М., 1996. С. 258.
По данным Госкомстата, на территории России к началу 1996 г. действовало 14 550 совместных и иностранных предприятий, т.е. почти в шесть раз больше, чем в 1992 г. Из них 3229 приходилось на совместные предприятия России со странами СНГ.
43% из общего числа действующих предприятий с иностранными инвестициями функционировали в сфере торговли и общественного питания, 22,3% — в промышленности, 7,3% — в строительстве, 5,5% — в науке и научном обслуживании, остальные — на транспорте и в других сферах деятельности. Объем реализуемой ими продукции на внутреннем рынке достиг 44 317 млрд. руб. Во внешнеторговом обороте России за 1995 г. доля СП составила 7,2%. При этом предприятия с иностранными инвестициями импортировали товаров на 3332 млн. долл., а экспортировали — на 5758 млн. долл1. В экспорте, куда включается и продукция, произведенная на других предприятиях, преобладали нефть и нефтепродукты, удобрения, древесина и изделия из нее, кожевенное сырье, ткани, рыба и море-продукты. Напротив, в структуре импорта превалируют машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и другие готовые изделия.
1 Россия в цифрах. М., 1996. С. 258—260.
Эксперты, изучающие этот вопрос, отмечают и еще один важный аспект — фирмы с иностранными инвестициями работают заметно эффективнее отечественных предприятий. К примеру, объем производства продукции в СП на одного занятого почти в три раза выше соответствующего показателя на отечественных промышленных предприятиях, а фондоотдача — на 42%2.
2 Центр. 1994. № 8, 9. С. 9.
Таким образом, проанализировав итоги деятельности предприятий с иностранными инвестициями, мы можем с уверенностью сказать, что эти предприятия в настоящее время в целом достигли тех целей, которые перед ними были поставлены в начале 90-х гг. российским Правительством. Ведь это очевидный факт, что они привлекают иностранный капитал в отечественную экономику, содействуют росту промышленного, производства, расширению внутренней и внешней торговли. И все же, несмотря на это, их развитие еще не получило достаточно широкого размаха.
Создание совместных предприятий является довольно сложным делом, которое требует в отдельных случаях значительных материальных и финансовых затрат, большой находчивости и немалого административного опыта, выработанного в процессе участия в международном экономическом сотрудничестве. Как показывает практика многих стран мира, сплошь и рядом имеются организационные, экономические и юридические трудности при образовании совместных предприятий с участием иностранных партнеров. Например, в России ряд организационных проблем порожден фактически полным отсутствием достаточно длительного опыта в этой области. Та небольшая практика в деле организации и функционирования совместных предприятий, которая имела место в бывшем Советском Союзе в 20—30-е гг., к концу 80-х гг., когда возродилась идея организации совместных предприятий с западными партнерами, была хорошо забыта.
Но значительно большие трудности создают экономические факторы, а не организационные, последние представляются лишь следствием специфической экономической ситуации. Выше отмечалось, что в нынешней России СП в основном создают малые и средние фирмы. И это не случайно, а обусловлено спецификой экономического положения, которое характеризуется незаконченностью проведения намеченных реформ. В частности, это выражается в незавершенности процесса приватизации и даже в отсутствии ее четких параметров. Именно в этом и состоит главная проблема, препятствующая участию крупных предприятий в создании СП на территории России.
Еще одним экономическим фактором, сдерживающим рост совместных предприятий, является устаревшее оборудование и невысокое качество производимых российскими предприятиями товаров. Приглашение таких партнеров к организации совместных предприятий потребовало бы больших капитальных вложений со стороны иностранных инвесторов, чтобы довести это предприятие до современного уровня. В начале проведения реформы кое у кого были иллюзии на счет того, что участие зарубежных предпринимателей в создании совместных предприятий поможет провести реконструкцию российских предприятий. Надежды эти не оправдались, зарубежный инвестор не взял на себя задачу вытащить из глубокого кризиса устаревшие российские заводы и фабрики. Эту работу он иногда может выполнить только совместно с российской стороной, которая будет нести большие финансовые затраты.
Формирование и деятельность СП выявили и некоторые юридические трудности. По мнению ряда специалистов, в России нет достаточного стимулирования деловой активности совместных предприятий со стороны государственных органов центрального и местного подчинения. Это проявляется, дескать, в медленном устранении всякого рода административных препятствий, а также в недостаточном предоставлении совместному предпринимательству различного рода льгот.
В действительности юридические проблемы сводятся в конечном счете к слабой правовой защите инвесторов от коррумпированных чиновников и рэкетиров, облагающих данью предприятия и нередко ставящих под угрозу саму жизнь иностранцев. Во время июльского визита в 1997 г. российского премьера В. Черномырдина в Германию, призывавшего смелее инвестировать в российскую экономику, канцлер Г. Коль заявил, что сдерживающим фактором в этом деле является неудовлетворительная правовая атмосфера, которая существует в России, и что немецкие вкладчики не намерены финансировать российскую мафию. Что же касается льгот иностранным капиталовкладчикам, то они, как говорится, уже имеют место быть в достаточном количестве. Так, если в совместном предприятии вклад иностранного партнера составляет 30% и более, то оно не обязано продавать часть валютной выручки на межбанковском валютном рынке. Кроме того, такие СП имеют льготы при уплате налога на прибыль и освобождаются от налога, регулирующего расходование средств, направляемых на потребление.
На наш взгляд, настала пора рассматривать вопрос о привлечении иностранного капитала в страну не через призму льгот, а совершенно по-новому. Коль скоро экономика России официально признается рыночной и учитывая тот факт, что во всех развитых странах в отношении иностранных капиталов действует национальный режим их функционирования, то и в нашей стране экономический режим для предприятий с иностранными инвестициями должен быть аналогичным порядку функционирования отечественных хозяйствующих субъектов. В этих условиях речь следует вести не о льготах, а об ограничениях деятельности СП в определенных сферах российской экономики, о применении дополнительных форм отчетности этих предприятий.
Существующие организационные, экономические и юридические трудности сдерживают рост числа СП на территории России. Несмотря на то что в настоящее время в стране насчитывается около 15 тыс. разного рода совместных и иностранных предприятий, приходится признать, что наша страна делает лишь первые шаги в развитии этой формы экономического сотрудничества. В перспективе у России имеются большие резервы для расширения и упрочения системы совместного предпринимательства с западными и восточными фирмами, которое будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию ее национальной экономики.
 
. . . . . .