2. Регулирование аудиторской деятельности в РФ
2.1. Нормативное регулирование аудита
Первые аудиторские фирмы появились в России в 1987 г. В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг работают несколько тысяч аудиторских фирм, в том числе иностранных, и независимых аудиторов. Крупнейшими по объему получаемых доходов и численности сотрудников отечественными аудиторско-консультационными компаниями являются “Юникон”, “Росэкспертиза”, “Руфаудит” и др. По мере развития аудиторского дела, приобретения российскими аудиторами необходимого опыта расширяется спектр предлагаемых ими услуг. Сегодня уже многие фирмы работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации доверяют аудит своих проектов российским специалистам.
Созданы и активно действуют общественные организации аудиторов: Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов и другие, которые призваны оказывать содействие развитию аудиторской деятельности, повышению профессионального потенциала аудиторских кадров, совершенствованию бухгалтерского и налогового законодательства.
Российский аудит сравнительно молод и находится в стадии своего становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских фирм, взаимодействия с международными организациями.
Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает три основных уровня:
Первый уровень — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие законодательные акты (в перспективе — Закон об аудиторской деятельности), призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.
Второй уровень — правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд.
Третий уровень — методические указания, инструкции, положения и другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются в том числе и самими аудиторскими фирмами (например, внутренние аудиторские стандарты), чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской фирме.
Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, являются:
1. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвердивший "Временные правила аудиторской деятельности"”.
2. Распоряжение Президента РФ от 04.02.94 г. № 54-РП “Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации”.
3. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” (с изм. от 21.07.97 г. № 907).
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 “Порядок проведения, аттестации на право осуществления аудиторской деятельности” (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.97 г. № 907).
5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” (с изм. от 21.07.97 г. № 907).
6. Постановление Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность Подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” (с изм. от 25.04.95 г. № 408).
7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
В указанных документах отражены нормативные положения по организации аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений.
В настоящее время подготовлены и обсуждаются несколько проектов Федерального закона РФ “Об аудиторской деятельности”. Большинство специалистов склоняются к мнению, что в этом законе должны быть сформулированы понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования,аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. Принятие закона будет способствовать росту общественной значимости и эффективности отечественного аудита.
В соответствии с действующим законодательством аудиторской деятельностью в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием иностранных юридических и физических лиц.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Доля аттестованных аудиторов в уставном капитале фирмы должна быть не менее 51 %, что объективно гарантирует независимость от государственных и коммерческих структур. Физические лица регистрируются в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская фирма. Лицензирование аудиторской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности.
К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое высшее или среднее специальное образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве бухгалтера, аудитора, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, преподавателя по экономическому профилю и не имеющие судебных ограничений. Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь также специальное профессиональное образование, включающее обучение по 240-часовой программе в определенном учебно-методическом центре, стажировку в аудиторской фирме и сдачу выпускных экзаменов. Экзамены проводятся в письменной форме по следующим дисциплинам: бухгалтерский учет И отчетность, аудит, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий и правовое регулирование имущественных отношений. При успешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат сроком на три года. Если в течение двух лет лицо не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Продление действия аттестата осуществляется после переподготовки аудитора на курсах повышения квалификации по 40-часовой программе.
Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по следующим направлениям аудиторской деятельности:
— банковский аудит;
— аудит страховых организаций;
— аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

       
    • общий аудит (аудит иных экономических субъектов).  
Порядок лицензирования определен Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия выдает генеральные лицензии государственным органам — Министерству финансов и Центральному банку РФ. Их Центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) выдают лицензии единого образца аудиторским фирмам и аудиторам. Лицензия выдается сроком на 1—5 лет после представления необходимых документов и уплаты сбора для аудиторских фирм в сумме 150, а для аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — в сумме 50 минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на год. Лицензия может быть аннулирована в случаях:
— обнаружения факта представления аудитором (аудиторской фирмой) для ее получения недостоверных сведений;
— осуществления аудитором деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
— предоставления аудитором полученных им в ходе проверки сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта;
— вступления в законную силу приговора суда в отношении аудитора о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг;
— умышленного сокрытия аудитором обстоятельств, исключающих возможность проведения проверки экономического субъекта.
Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов: свободный выбор аудитора хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность проведения проверки при родственных или деловых отношениях аудитора с клиентом, превышающих рамки договора на оказание аудиторских услуг; запрещение аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.
Работа аудиторов постоянно усложняется в связи с часто меняющейся нормативной и законодательной базой. В современных условиях регулярно выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, поэтому аудиторы должны располагать полным банком данных действующей нормативной информации, относящейся к особенностям деятельности проверяемого предприятия.
2.2. Стандартизация аудиторской деятельности
Для успешного выполнения аудиторских проверок и качественного оказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов — обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Значение стандартов состоит в следующем:
— способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
— устанавливать единые требования при осуществлении поя отельного аудита;
— содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
— помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;
       
    • обеспечивать сравнимость качества работы отдельных удиторов.  
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (ISA)и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS).Название и краткая характеристика международных стандартов аудита приведены в прил. 1.
Аудиторские стандарты, подготовленные этим Комитетом, базируются на следующих основополагающих принципах:
— аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы;
— во всех вопросах работы аудитора соблюдается объективность и независимость его суждений;
— аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки;
— аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом;
— в ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения,. анализа и др., накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;
— в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено. Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Однако в разных странах их применение различно в связи с особенностями национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.
В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания. Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены Общепринятые аудиторские стандарты (GAAS)и Положения о стандартах аудита (SAS),которые эффективно используются аудиторами США.
В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных.
В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских .фирм, отечественных и зарубежных экспертов. Это Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ (Департамент государственного финансового контроля и аудита, ЦАЛАК), Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, Аудиторская палата России, аудиторские фирмы “ФБК”, “Союз-Аудит”, “Интераудит” и др.
Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобрение) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Предусматривается подготовить 39 стандартов аудита, которые будут подразделяться на три основные группы:
1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т. д.
3. Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать заключение но поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено.
Примерная структура стандарта включает следующие разделы: общие положения, основные понятия, сущность стандарта, практические приложения. Названия и краткое содержание стандартов аудита в РФ приведены в прил.2.
Национальные стандарты аудита (как и международные) определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональность определяется самим аудитором (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита.
Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны на основе национальных разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и всех сотрудников аудиторской фирмы. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.
В то же время стандарты не должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. Подготовка внутрифирменных аудиторских стандартов — процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторской фирмы. Однако возможные затраты на их подготовку окупятся уже в течение нескольких месяцев с начала их практического применения. Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономики и общественного статуса аудиторской фирмы, их содержание является коммерческой тайной со всеми вытекающими отсюда последствиями. В прил. 3 приведена примерная структура внутрифирменного стандарта.
Внутрифирменные аудиторские стандарты могут быть объединены в три блока;
1. Методики по внутренней структуре аудиторской фирмы и технологии организации ее деятельности.
2. Методики по реализации требований правил (стандартов) аудита.
3. Методики проведения проверки по разделам аудита. В состав каждого стандарта включаются типовой перечень процедур, вопросник или тесты по разделу аудита, рабочие таблицы и рабочие доку-. менты. При составлении плана проверки конкретного предприятия аудитор из общего перечня выбирает методики, необходимые в работе.
Методики первого блока раскрывают специфику работы аудиторской фирмы, ее организационное устройство, принципы взаимоотношений с клиентами, структуру внутреннего контроля и внутренней отчетности, полномочия и должностные обязанности сотрудников, требования к уровню их образования и квалификации, вопросы профессиональной этики и др.
Основу методик второго блока составляют перечень нормативных документов, регулирующих данный участок учета; бухгалтерская отчетность, в которой отражается данный участок учета; состав первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета по счету; классификатор возможных нарушений по данному участку учета (счету); вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирования аудита; перечень аудиторских процедур при проверке данного участка (счета); последовательность выполнения аудиторских процедур.
Методики, относящиеся к третьему блоку, разрабатываются по следующим направлениям:
бухгалтерское — методики проверки по разделам бухгалтерского учета предприятия-клиента (аудит кассовых операций, аудит операций по расчетным счетам в банках, аудит финансовых вложений, аудит основных средств, аудит затрат на производство и др.);
юридическое — методики проверки правового обеспечения деятельности предприятия-клиента (аудит учредительных документов и уставного капитала, экспертиза хозяйственных договоров, анализ соблюдения налогового законодательства и др.);
специальное — методики проверки групп предприятий, обладающих общими специальными признаками (аудит субъектов малого предпринимательства, предприятий с иностранными инвестициями, представительств и др.).
Наличие внутренних аудиторских стандартов позволяет также осуществлять эффективный внутренний контроль деятельности аудиторской фирмы и ее сотрудников.
2.3. Права, обязанности и ответственность аудиторов
Права аудиторов, их обязанности и ответственность предписываются Временными правилами аудиторской деятельности в РФ [I], стандартами аудита, другими законодательными и нормативными актами.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
— самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом; i
проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию по финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения по возникающим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для проверки;
— получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
— привлекать на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
— отказаться от проведения проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации. Аудиторы (аудиторские фирмы) обязаны:
— неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;
— немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему проверку, о невозможности своего участия в ее осуществлении вследствие обстоятельств, препятствующих проведению аудита (см. ниже), или отсутствия соответствующей лицензии, а также о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работ или иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;
— квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
— обеспечивать сохранность документов, получаемых и составленных в ходе проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта. Действующим законодательством предусмотрены определенные обстоятельства, препятствующие проведению аудита. Так, аудиторская проверка не может проводиться:
— аудиторами, являющимися учредителями или должностными лицами проверяемого субъекта или состоящими с ними в близком родстве;
— аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами и страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями или акционерами;
— аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению отчетности.
Ответственность аудиторов за качество оказываемых ими аудиторских услуг определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Часть 1 от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (с доп. от 12.08.96 г.); Часть II от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (с изм. от 23.12.97 г.) (ГК РФ); Уголовным кодексом, принятым Федеральным законом от 13.06.96т. № 64—ФЗ “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации” (доп. от 27.05.98 г. № 77-ФЗ) (УК РФ); Временными правилами аудиторской деятельности в РФ [1], и может быть условно разделена на четыре части:
перед клиентом (в связи с нарушением условий договора, гражданского законодательства или небрежностью при оказании услуг). Во избежание ошибок проверка должна проводиться в соответствии с общепринятыми стандартами аудита. Обязательства сторон и ответственность аудитора должны быть четко оговорены в договоре. Аудитор должен письменно уведомить клиента о необходимости каких-либо изменений в системе учета или предоставлении необходимых документов;
перед третьими лицами. В качестве подтверждения своей правоты аудитор должен опираться на общепринятые стандарты аудита и доказать непричастность третьей стороны к договору;
уголовная;
— связанная с соблюдением конфиденциальности.
Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по инициативе заинтересованного экономического субъекта, по собственной инициативе или по поручению органа прокуратуры может назначить проверку качества выданного аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения проверки, которая привела к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда:
— понесенные убытки в полном объеме;
— расходы по проведению перепроверки;
— штраф с аудитора в сумме 100, а с аудиторской фирмы в сумме от 100 до 500 минимальных размеров месячной оплаты труда.
В случае неоднократного (два и более раз) неквалифицированного проведения аудиторских проверок аудитор или аудиторская фирма могут быть лишены лицензии.
За осуществление аудиторской деятельности без лицензии налагается штраф в размере от 500 до 1 000 минимальных окладов. А в пользу введенных в заблуждение заказчиков взыскивается сумма незаконно полученного от них дохода. .
Каждый профессиональный аудитор при проведении .аудиторской проверки или оказании иных аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики. В ряде зарубежных стран составлены и уже давно действуют кодексы, положения, правила аудиторской этики. В нашей стране Кодекс профессиональной этики аудиторов сформулирован и утвержден на общем собрании Аудиторской палаты России в 1996 г. Он основан на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFAC).В Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.
Оказывая любые аудиторские услуги, аудитор обязан быть честным, объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская личной предвзятости, соблюдать в работе требования аудиторских стандартов.
Аудитор всегда должен быть независимым. Это означает, что аудитору следует отказаться от оказания профессиональных услуг, если он или его фирма находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки (финансовая, родственная или личная зависимость, участие в органах управления или общих проектах, предварительное выполнение услуг по ведению бухгалтерского учета и др.).
При оказании аудиторских услуг аудитору необходимо соблюдать профессиональную компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать достаточным объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно выполнить свои долг, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках и учитывающие положения всех, в том числе новейших нормативных актов. Для этого аудитору следует постоянно обновлять свои знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности, законодательства и других вопросах.
Аудитор обязан неукоснительно соблюдать налоговое законодательство во всех аспектах. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. Однако он не должен способствовать фальсификации документации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. О всех выявленных в ходе проверки ошибках в расчетах и уплате налогов аудитору следует проинформировать администрацию предприятия-клиента. Рекомендации и советы по налогообложению аудитор обязан представлять клиенту только в письменном виде. При этом он не должен обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключат любые проблемы с налоговыми органами, предупреждая клиента, что ответственность за составление и содержание налоговой отчетности лежит на нем самом.
Аудитор обязан сохранять конфиденциальность полученной в ходе проверки информации о делах клиента без ограничения во времени и независимо от сохранения или прекращения отношений с ним. Аудитор не вправе использовать эту информацию для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации о делах клиента не является нарушением профессиональной этики в случаях:
— когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
— когда это предусмотрено законодательством или решениями судебных органов;
—для защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или представителями клиента;
— когда клиент не намеренно или незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.
Аудитор отвечает за сохранение конфиденциальной информации помощниками и всем персоналом фирмы.
Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить в договоре условия и порядок оплаты своих профессиональных услуги. Плата за аудиторские услуги должна определяться объемом и качеством предоставляемых услуг, зависеть от их сложности, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Аудитору следует воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиента или передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Не вправе он также получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
Реклама аудиторских услуг должна быть честной, выдержанной в хорошем тоне, исключающем всякую возможность обмана и введение в заблуждение клиентов.
Аудиторы должны поддерживать добрые отношения с коллегами, делиться с ними накопленным опытом аудиторской работы, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности. Замечания в адрес работы коллеги могут быть высказаны только в корректной форме. Аудитору следует воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, по возможности содействовать вновь назначенному коллеге в получении информации о клиенте с соблюдением требований о конфиденциальности.
Соблюдение указанных этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к этой профессии. Нарушители норм профессиональной этики проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу, наносят ему моральный и материальный ущерб.
Взаимоотношения аудитора с клиентом строятся на основе добровольности и платности и регламентируются договором. Исходя из условий Договора и требований законодательства устанавливаются взаимные права, обязательства и ответственность сторон. Так, клиент вправе получать от аудитора исчерпывающую Информацию о требованиях нормативных актов, касающихся проведения аудиторской проверки, а после получения аудиторского заключения — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Одновременно руководители и иные должностные лица поверяемого экономического субъекта обязаны:
— создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
— оперативно устранять выявленные проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. Ответственность за содержание проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности несет администрация экономического субъекта. Уклонение экономического субъекта от обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет наложение по решению суда (арбитражного суда) к искам, предъявляемыми прокурором, органами Федерального казначейства, налоговой службы и налоговой полиции, штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500, а с его руководителя — от 50 до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда.
2.4. Контроль качества аудиторской деятельности
Высокое качество аудиторской деятельности должен обеспечивать се предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских фирм.
Текущий контроль осуществляется по двум направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита.
Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; текущий контроль их работы; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиентов; проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудита.
Общий контроль качества аудита базируется на определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость, конфиденциальность, профессионализм, компетентность); обоснованном распределении работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов качества; контроле за эффективностью политики и процедур контроля качества.
Текущий контроль осуществляется в следующих формах: контроль основного аудитора за работой ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов и др.
Если проверка выполняется бригадой аудиторов, то основной аудитор (руководитель бригады) должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов — менее квалифицированных сотрудников. Важная роль при этом отводится программе аудиторской проверки, включающей цель аудита, график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей между членами группы аудиторов.
В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей ответственности и целях выполняемых ими процедур, о деятельности предприятия и возможных учетных проблемах, влияющих на сущность, продолжительность и масштабы аудиторских процедур, а сами процедуры проводились в соответствии со. сложившейся практикой и стандартами.
Важное значение для качественного оказания услуг имеют рабочие документы аудитора, которые обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора, дают информацию о проделанной работе, обнаруженных проблемах и способах их решения. Если рабочие документы стандартизованы, это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что отдельные моменты не будут упущены. Отчеты или выводы по проверке перед окончательным представлением должны быть проверены руководителем группы, который несет полную ответственность за выполнение аудита. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведениями и фактами, все существенные недостатки и ошибки найдены, оформлены и по ним приняты решения.
Контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов осуществляется, во-первых, посредством обсуждения обоснованности программы проведения проверки, во-вторых, строгого соблюдения организационно-этических принципов аудита, в-третьих, с помощью проведения выборочной перепроверки достоверности отдельных показателей отчетности (разделов учета) клиента другим аудитором фирмы после выдачи заключения основным аудитором.
Контроль необходим на всех этапах деятельности аудиторской фирмы и должен учитывать следующие моменты:
— высокий уровень квалификации сотрудников, нанимаемых на работу в аудиторскую фирму (соответствующее образование, стаж работы, практические навыки, рекомендации третьих лиц и др.);
— постоянное повышение образовательного уровня аудиторов, для чего необходим периодический контроль за соответствием их профессиональных знаний установленным требованиям;
— предоставление высоких должностей с высокой оплатой только квалифицированным сотрудникам;
— обязательность контроля за отношениями сотрудников с клиентами, которые могут нарушать их независимость, а также отчеты самих сотрудников о подобных случаях;
— исключение сотрудничества с недобросовестными аудиторами;
— владение достаточно полной нормативно-справочной базой по различным вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и т. д., привлечение экспертов для решения сложных проблем, возникающих в процессе аудита.
Требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации и условия, обеспечивающие надлежащее качество работы в ходе конкретной аудиторской проверки, отражены в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Внутрифирменный контроль качества аудита”.
Последующий контроль за качеством работы аудиторов в соответствии с законодательством выполняют государственные органы, выдавшие лицензию на осуществление аудиторской деятельности (ЦАЛАК Министерства финансов РФ и ЦАЛАК Центрального банка РФ), по заявлению заинтересованного экономического субъекта, по собственной инициативе или по предложению прокурора. Такой контроль осуществляется в форме повторной аудиторской проверки (перепроверки), производимой за счет средств заинтересованного экономического субъекта или республиканского бюджета РФ.