Глава 6. Налоги США и Канады
 
Видный российский экономист И.И. Янжул в начале XX в. отметил особую роль налогов в жизни человеческого общества. В частности, он писал:
Французская революция 1789 года одной из важнейших причин своего возникновения имела непомерное отягощение народа различными поборами в пользу фиска; в корне войны между Англией и ее североамериканскими колониями, имевшей своим результатом полное отделение последних, лежало также неудовольствие по вопросу о праве и размерах обложения( Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. — С. 2—3).
Впрочем, избавиться от высоких налогов после создания собственного независимого государства американцам не удалось. Один из руководителей борьбы за независимость и авторов Декларации Независимости США Бенжамин Франклин (1706—1790) высказался, что в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.
6.1. Налоги США
Налоговая система Соединенных Штатов Америки развивается и совершенствуется уже более 200 лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджета. Налоги выступают здесь в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное звено в финансовой системе США составляет бюджетный механизм федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.
Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние годы в США, как и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата, включая противопожарную защиту, их удельный вес составляет от 70 до 90%, в охране окружающей среды и ландшафта, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.
К финансам местных, органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных дистриктов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой. В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.
Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США (табл. 6.1).
Таблица 6.1. Структура доходов федерального бюджета США
 

Вид дохода198019861992
Млрд. долл.Удельный вес в общей сумме, %Млрд. долл.Удельный вес в общей сумме, %Млрд. долл.Удельный вес в общей сумме, %
Подоходный налог с физических лиц244,147,234945,3529,545,5
Отчисления в фонды социального страхования157,830,5283,936,9429,336,8
Налог на прибыль корпораций64,612,563,78,3101,98,7
Акцизы24,34,732,94,347,84,1
Налог с наследств и дарений6,41,27,00,913,31,1
Таможенные пошлины7,21,413,31,719,31,7
Прочие доходы, включая государственные пошлины12,72,519,92,623,92,1
Всего доходов517,1100769,71001165100
 
 
Как видим, самую крупную статью доходов составляет подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Исчисляется налог следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т. д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода.
Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. Далее можно вычесть расходы на спецодежду, транспортные и некоторые другие расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью. Полностью или частично исключаются еще некоторые виды доходов: 50% доходов от реализации долгосрочных капитальных активов, проценты по облигациям, выпущенным властями штатов или местными органами управления, некоторые виды выплат из государственных и частных фондов социального страхования. После указанных вычетов получается чистый доход плательщика.
Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме того, чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости. После данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.
Необлагаемый минимум доходов — величина переменная, имеющая тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 3 тыс. долл., а для супругов, заполняющих совместную декларацию, — 5 тыс. долл. Ставки подоходного налога приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2. Ставки подоходного налога
( См.: США: государство и рынок. — С. 63).
 
Налогооблагаемый доход, долл.
Супружеская пара, совместные доходыСупружеская пара, раздельные доходыОдинокий глава семьиОдинокий человекНалоговые ставки, %
0—297 500—14 8750-23 9000-17 85015
29751-71 90014 876-35 95023901—61 65017 851-43 15028
71 901-149 25035951-113 30061651-123 79043 151-89 56033
Свыше 149 250Свыше 133 300Свыше 123 790Свыше 89 56028
 
 
Интересно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986 г. там действовала сложная система из 14 ставок от 11 до 50%. По реформе 1986 г. на следующий год было введено пять ставок: 11, 15, 28, 35 и 38,5% в зависимости от облагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика. Указанная выше система введена с 1988 г. Интервалы доходов, в которых действуют налоговые ставки, могут уточняться и изменяться при формировании бюджета.
Итак, основное направление развития подоходного обложения ведет к упрощению шкалы ставок, снижению максимального уровня налога, увеличению необлагаемого минимума. Но наряду с этим уменьшается количество налоговых льгот.
Отчисления в фонды социального страхования — вторая по величине статья доходов федерального бюджета — делаются как работодателем, так и наемным работником. В США действуют две государственные системы социального страхования: федеральная пенсионная система и федерально-штатная система страхования по безработице. Взносы имеют обязательный характер. В отличие от России, где основную часть взноса делает работодатель, в США взнос делится в равных долях. Ставка меняется при формировании бюджета, но при этом имеет тенденцию к росту. Так, в 1980 г. комбинированная ставка для предпринимателей и лиц наемного труда составляла 12,3% (уплачивали они по 6,15%), в 1988 г.— 15,02%, в 90-х годах — 15,3% фонда заработной платы. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50,1 тыс. долл. в год в расчете на каждого занятого.
Третье место по степени доходности занимает налог на прибыль корпораций. Основная ставка налога — 34%, но вносится он ступенчато. За первые 50 тыс. долл. прибыли уплачивается 15%, за следующие 25 тыс. долл. — 25% и лишь на оставшуюся сумму вступает в действие основная ставка налога. Такое ступенчатое налогообложение серьезно поддерживает предприятия малого бизнеса. Кроме того, в ряде отраслей применяются ускоренные нормы амортизации оборудования. До реформы 1986 г. налог на прибыль корпораций был в размере 46%, в 1987 г. — 40%. Снижению налога способствовало, в частности, и то обстоятельство, что в соседней Канаде ставка ниже и составляет 28% и это приходится учитывать.
Помимо федерального налога, налоги на прибыль корпораций введены в штатах. Ставка налога, как правило, стабильна, хотя в отдельных штатах встречается градуированная шкала прогрессивного обложения.
Наиболее высок данный налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5, округе Колумбия (г. Вашингтон с окрестностями) — 10,25%. Самые низкие налоги в штатах Юта — 5%, Миссисипи — от 3 до 5%.
Налог на прибыль корпораций предусматривает существенные льготы. Прежде всего из чистой прибыли вычитаются штатные и местные налоги на прибыль, дивиденды от находящихся в собственности корпораций дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, взносы в благотворительные фонды. Затем применяются налоговые льготы в рамках ускоренной амортизации, льготы на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Далее действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Предприятиям предоставляется налоговый кредит в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра.
Для того чтобы поддержать отрасли добывающей промышленности, в 80-х годах была установлена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих по добыче ресурсов. С помощью данной скидки налог может быть уменьшен в пределах 50%.
При исчислении налога на прибыль не учитывается удорожание стоимости активов, если только оно не реализуется путем продажи. Действуют и другие налоговые льготы.
В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической продажной ценой нефти и ее базовой ценой.
Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально — 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.
Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены на товары — алкогольные и табачные изделия, бензин, нефть, драгоценности, меха, дорогие автомобили, личные самолеты, на услуги — дороги и воздушные перевозки. Основную часть акцизов взимают штатные и местные органы. Ставки федеральных акцизов в середине 90-х годов были следующие: на спиртные напитки — 12,5 долл. на галлон, пиво — 9 долл. на баррель, сигареты — в зависимости от качества 8 или 16,8 долл. на 1 тыс. штук, бензин — 9 центов на галлон, пассажирские авиалинии — 8% стоимости услуг. Ставки акциза на нефть дифференцированы. По вновь открытым месторождениям — 15% стоимости, действующие месторождения разделены по трем налоговым уровням со ставками 30, 60 и 70%. Кроме указанных, есть незначительные акцизы на огнестрельное оружие, рыболовные снасти, спички.
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, имеет необлагаемый минимум в размере 10 тыс. долл. Более дорогой подарок или наследство облагается налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%. Самая высокая ставка применяется, если стоимость наследства превышает 2,5 млн. долл., при этом учитывается степень родства.
Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если у нее есть на его территории строения или служащие. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае. Налог на доходы корпораций взимается в 40 штатах.
Не всегда просто бывает решить вопрос о налогообложении личных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства. Ставки подоходного налога штатов колеблются от 2 до 12%.
Подоходный налог взимается с населения 44 штатов. Не введен он в штатах Вайоминг, Невада, Техас, Флорида, Южная Дакота и округе Колумбия.
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж — косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением ресторанов. Налог с продаж применяется также в 44 штатах США. Этот налог отсутствует в штатах Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге — 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове — 8%, Нью-Йорке — 8,25%.
В штате Иллинойс налог с продаж распределяется следующим образом: в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд — 1% и оставшийся 1 % направляется на нужды департамента скоростного транспорта (железные дороги).
Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%.
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность. Некоторые штаты вводят поимущественные налоги, хотя в основном это прерогатива местных органов власти.
Муниципалитеты США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в г. Нью-Йорке этот налог обеспечивает до 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество для собственного потребления данным налогом не облагается.
Обычно налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим образом:
1. Земля, здания, сооружения, т.е. недвижимое имущество.
2. Материальное личное имущество:
а) используемое для извлечения дохода оборудование, в том числе сельскохозяйственное, машины, товарно-материальные ценности, крупный рогатый скот и т. д.:
б) товары длительного пользования.
3. Нематериальные активы: акции, другие ценные бумаги, денежная наличность.
Как правило, от налога освобождены:
• недвижимое имущество правительственных органов (от федерального до
местных);
•собственность благотворительных, религиозных и прочих неприбыльных
организаций, если она не используется в коммерческих целях;
•в 36 штатах освобожцены от налога нематериальные активы;
•в 4 штатах освобождено от налога личное имущество.
Например, в г. Уинтон штата Иллинойс налог на имущество установлен 6,75%. В облагаемую собственность входят земля и строения. База налогообложения равна одной трети рыночной стоимости. Владелец получает один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог поступает в бюджеты графства, города, школьных и парковых округов.
Приведем в качестве примера структуру бюджета г. Сан-Франциско на рубеже 80—90-х годов. Финансовая система города состоит из бюджета текущих затрат и бюджета капитального строительства. Объемы были соответственно 1,8 млрд. и 0,5 млрд. долл. В доходной части учтена прибыль аэропорта, морского порта, водоочистного и энергетического хозяйств. В общей сумме их чистые доходы в указанном году составили 0,8 млрд. долл. Эти средства полностью расходуются на развитие самих предприятий. Структура остальных доходов в сумме 1 млрд. долл. показана в табл. 6.3.
Таблица 6.3. Структура доходов г. Сан-Франциско (млн. долл.)
 
Статьи доходовСумма доходов
Налоги на собственность380
Налоги на деловую активность140
Налог на продажу50
Прочие налоги и поступления160
Субсидии из бюджета штата Калифорния270
Итого:1000
 
 
На финансирование капитальных вложений у города своих средств не хватает. Финансовые ресурсы на эти цели образуются так: 300 млн. долл. составляют субвенции от федерального правительства, остальные 200 млн. долл. обеспечиваются заемными средствами.
Посмотрим, как расходуются эти средства. Структура расходов приведена в табл. 6.4.
Таблица 6.4. Структура расходов г. Сан-Франциска (млн. долл.)
 
Статьи расходовСумма расходов
Содержание полиции, пожарной охраны, тюрем, суда406
Социальная помощь малообеспеченным213
Здравоохранение123
Уборка и санитарная очистка города90
Содержание учреждений культуры, включая городские парки60
Дотации городскому пассажирскому транспорту20
Расходы на управление городом80
Итого992
 
 
Как отмечалось выше, 0,8 млрд. долл. направляется на развитие муниципальных предприятий. Из бюджета капитальных вложений, составляющего 0,5 млрд. долл., финансируются: реконструкция аэропорта, реконструкция канализационной системы, строительство общественных зданий. Ссуда (200 млн. долл.) была взята на реконструкцию аэропорта. Покрывается она за счет платы авиационных компаний за его услуги.
Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Так, столица США г. Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы в сумме более 3 млрд. долл. лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.
Через субсидии, субвенции и дотации федеральное правительство может активно влиять на социально-экономическое развитие городов.
Контроль за уплатой налогов в США осуществляет служба внутренних доходов (СВД) Министерства финансов, имеющая кроме центрального аппарата семь региональных налоговых управлений и 58 налоговых управлений. Обязанности уплаты налогов, как и в России, возлагаются на налогоплательщиков. Корпорации обязаны ежегодно заполнять налоговые декларации по форме 1120. Малые предприятия заполняют модифицированную форму. Физическое лицо также раз в год подает налоговую декларацию — официальное заявление о всех видах получаемых им доходов из всех источников и своем семейном статусе.
Все налоговые декларации как юридических, так и физических лиц подлежат камеральной проверке. Но лишь незначительное количество отбирается для документальной проверки. По отношению к юридическим лицам последняя проводится непосредственно на предприятии. Налоговые декларации частных граждан проверяются, как правило, заочно. А если необходимо собеседование, то налогоплательщика приглашают в помещение службы внутренних доходов.
Уплата налогов корпорациями предусматривает внесение четыре раза в год авансовых платежей, столь нелюбимых российскими предпринимателями. За неуплату в срок налога или неподачу налоговой декларации накладывается штраф гражданского характера. Налогоплательщик имеет возможность обжаловать его в специальном подразделении службы внутренних доходов или в налоговом суде. За нарушения криминального характера СВД может начать судебное разбирательство.
Индивидуальный налогоплательщик может сам не рассчитывать сумму налога, а поручить это СВД, которая сделает расчет и уведомит его.
6.2. Налоги Канады
Как и США, Канада имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему. Она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных налогов, устанавливаемых муниципальными властями.
В экономике и социальной жизни Канады большое значение имеют провинции. Особенно это относится к таким отраслям, как здравоохранение, образование, социальное страхование. Вследствие этого в государственных доходах поступления от провинциальных налогов приближаются к федеральному уровню. Картина примерно такова: федеральные налоги обеспечивают 48%, региональные (налоги провинций) — 42%, местные —10% поступлений.
Эффективности налоговой системы способствует то, что при высокой степени самостоятельности государственных органов различного уровня налоговые системы федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что придает налоговой системе комплексный и единый характер. Этому способствует и направление расходной части бюджетов. В Канаде осуществляется большое количество совместно финансируемых федерально-провинциальных и провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации из вышестоящих. Значительные суммы при этом идут по системе выравнивания в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уравнять доходы на душу населения.
Конкуренция провинций за привлечение капитальных вложений препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налогового давления.
Главным доходным источником федерального бюджета, как и в США, служит подоходный налог с физических лиц. Значительные суммы также приносят: налог на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, отчисления в фонды социального страхования.
Провинции в свою очередь взимают подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, платежи в фонды социального страхования. Помимо этого, в региональные бюджеты поступают: налог на наследства и дарения, рентные платежи.
Основа доходов муниципалитетов — налог на недвижимость и налог на предпринимательскую деятельность.
Остановимся на подоходном налоге с физических лиц. Если из валового дохода гражданина вычесть расходы, связанные с его получением, то остается доход как объект налогообложения. Произведя из него определенные законом вычеты, получим налогооблагаемый доход.
Доход классифицируется по шести позициям:
• заработная плата;
• предпринимательский доход;
• доход от имущества, сдаваемого в аренду;
• доход от инвестиций: проценты, дивиденды;
• приращение капитала;
• прочие доходы, включая пенсии, дотации и др.
Из дохода вычитаются платежи в пенсионные фонды; профсоюзные взносы и членские взносы в ассоциации и общественные организации; расходы на содержание детей; расходы, связанные с инвестициями, процентные выплаты по ссудам; убытки, полученные за предыдущие годы.
Приращение капитала облагается не целиком, а две трети прибыли от перепродажи объектов инвестиционного назначения. По этой позиции не облагаются первые 100 000 канадских долл. дохода. С облагаемого дохода федеральный налог взимается по прогрессивной шкале с тремя ставками: до 27,5 тыс. канадских долларов — 17%, от 27,5 тыс. до 55 тыс. долл. — 26% и более 55 тыс. долл. — 29%.
Наличие провинциального подоходного налога существенно меняет картину. Провинциальный подоходный налог исчисляется как процент от федерального налога. Ставки колеблются от 43% в северо-западных территориях до 60% в провинциях Ньюфаундленд, Нью-Брансуик и Саскачеван. За счет этого фактическое обложение федерально-провинциальным подоходным налогом находится в пределах от 26 до 45%.
До реформы 1987 г. в Канаде действовали 10 ставок подоходного налога с физических лиц.
Удельный вес поступлений от налога на прибыль корпораций составляет примерно 10% в общих доходах федерального бюджета и 4% в доходной части бюджетов провинций.
Предприятия малого бизнеса облагаются по пониженным ставкам. К малому бизнесу в Канаде относят предприятия с численностью занятых до 100 человек и с доходами до 200 тыс. долл. в год. Ставка налога — 28% в федеральный бюджет и 15% в провинциальный, а для малых предприятий соответственно 12 и 10%. Причем федеральные ставки едины для всей страны, а провинциальные приведены усредненные, так как они могут различаться в зависимости от решения законодательных собраний провинций. Для ряда отраслей обрабатывающей промышленности установлена налоговая льгота в виде пониженной ставки федерального налога: 23% вместо 28.
Налоговыми льготами стимулируются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разведки полезных ископаемых, освоение новых месторождений. Широко применяется ускоренная амортизация основных производственных фондов.
Крупные доходы приносит налог с продаж. От него освобождены продукты питания, детская одежда, лекарства, книги, топливо, услуги в области медицины и образования.
Продажи в процессе производства облагаются федеральным налогом обычно по ставке 12,0—13,5%. Более высокие ставки устанавливаются на предметы роскоши, автомобили, спиртные и табачные изделия. Пониженные ставки применяются для строительных материалов, услуг связи. Другие услуги федеральным налогом не облагаются. Налог вносит фирма-производитель, он включается в цену товара. Как видим, федеральный налог с продаж является в некоторой степени аналогом европейского налога на добавленную стоимость.
Розничные продажи облагаются провинциальным налогом. Раньше его ставки, как и в США, колебались весьма значительно: от 0 — в провинции Альберта, до 12% — в Ньюфаундленде и Квебеке. В начале 90-х годов была законодательно введена единая ставка налога с розничных продаж в размере 7%. Вносятся предложения о ее повышении до 7,5%. Сравнительно низкая ставка налога с продаж и широкая база налогообложения дают в результате высокие доходы от его взимания. В доходной части бюджетов провинций он занимает в среднем 17%.
Из местных налогов самый крупный — налог на недвижимость. Обычно при этом налогообложении исходят из стоимости земли, на которой ведется застройка. Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей для формирования единого подхода в провинции. Облагаются земля и здания, оборудование налогом не облагается. При оценке учитываются три фактора: расходы на создание данной стоимости; доход, который она реально приносит владельцу; учет рыночной стоимости на момент оценки. Налог с недвижимости взимается обычно в размере 0,5—1,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если недвижимость используется для определенных видов деятельности. Например, налог с парикмахерской устанавливается в размере 30% стоимости здания, налог с адвокатских контор и врачебных кабинетов — 50%. А если здание используется для производства алкогольной продукции, налог на недвижимость составляет 140%.
Правительственные и провинциальные здания и сооружения освобождены от налога на недвижимость, но помимо общих дотаций и субвенций муниципалитетам выделяются суммы, равные тому налогу, который они не уплачивают.
Посмотрим структуру доходов и расходов бюджета крупного города Канады (на примере г. Оттавы) в первой половине 90-х годов (табл. 6.5).
Таблица 6.5. Доходы г. Оттавы
( См.: Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. — М.: Фонд"Правовая культура", 1995. — С. 205)
 
Статьи дохода%
Налоги на недвижимость29
Лицензионные сборы, рентные платежи, налоги на услуги25
Дотации и субвенции10
Взносы центрального правительства и провинции взамен налога на недвижимость36
Итого:100
 
 
А теперь посмотрим, как бюджет расходуется, что видно из табл. 6.6.
Таблица 6.6. Расходы г. Оттавы
 
Статьи расхода%
На содержание полиции и пожарной команды37
Дотация общественному транспорту17
На содержание учреждений культуры и отдыха17
На здравоохранение и социальную помощь населению1
На проведение экологических мероприятий5
На финансирование бесплатных услуг населению6
Прочие расходы17
Итого:100
 
 
Федеральное правительство Канады осуществляет программу выравнивания социального уровня жизни. В этих целях через Министерство финансов налоговые поступления перераспределяются между провинциями. Критерием служат потенциальные возможности налоговой базы провинций и средний уровень доходов на душу населения. Осуществляются совместные федерально-провинциальные программы, такие, как ликвидация безработицы, развитие образования и культуры, развитие здравоохранения, создание инфраструктуры и т. д.
Налоговые органы Канады проводят выборочный контроль налоговых деклараций, а также бухгалтерских книг предприятий, проводят ревизии. Если налогоплательщик не согласен с налоговыми органами, то бремя доказательств возлагается на него. Он может обращаться с апелляцией в Министерство доходов, в налоговый суд, а при несогласии с ними — в федеральный суд и Верховный суд Канады. Решения судов по неясным вопросам, как правило, основываются на прецедентах. За несвоевременную уплату или уклонение от уплаты налогов плательщик подвергается финансовым санкциям, в отдельных случаях против него может быть возбуждено уголовное дело.