Лекция 15

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

  1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

  2. Мировой опыт показывает, что ядром экономики промышленно развитых стран являются многозаводские предприятия и объединения, а также крупные фирмы. В своем развитии они прошли длительный путь, на котором происходила горизонтальная и вертикальная интеграция производства в сочетании с его диверсификацией. Крупные фирмы придают экономике западных стран стабильность и управляемость, создают благоприятные условия для широкой реализации научно-технических достижений. Они успешно решают вопросы внутриотраслевого, межотраслевого, регионального, а также в значительной мере и национального развития. С другой стороны, экономика промышленно развитых стран базируется на малом бизнесе. Эта организационно-хозяйственная структура обеспечивает производству индивидуализацию и гибкость, создает здоровую конкурентную среду.
    В нашей стране в 1990—1993 гг. основной упор был сделан на становление и развитие малых предприятий. Однако уже к концу начального этапа проведения экономической реформы практикам и теоретикам стало ясно, что в России следует иметь не только современный малый бизнес, но и крупные хозяйственные структуры. Тем более что отечественной экономике издавна был присущ высокий уровень концентрации производства, что является основательной предпосылкой для формирования крупных многозаводских хозяйственных структур.
    В начальный период создания финансово-промышленных групп (ФПГ) высказывались опасения, что в России начнут формироваться многоотраслевые конгломераты, состоящие из предприятий, не связанных технологически между собой. Однако эти соображения противоречат исторической практике многих промышленно развитых стран. Действительно, на первом этапе возникновения крупных финансово-промышленных групп они состояли преимущественно из технологически связанных друг с другом предприятий. Но по мере развития промышленности в этих образованиях распространенным стало соединение разных производств, часто малосвязанных технологической цепочкой. К примеру, каждая из 200 обследованных крупных корпораций США имеет в среднем предприятия 20 отраслей, а девять фирм работают в 50 отраслях1. Многоотраслевыми являются также ведущие промышленные фирмы Англии, Германии, Франции, Италии и других промышленно развитых стран. Короче говоря, характер предприятий, входящих в крупные финансово-промышленные группы, определяется не принадлежностью какой-то одной отрасли, а экономической целесообразностью.
    1 Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 147.
    Оценивая результаты создания крупных промышленных объединений в развитых странах, а также проведения экономических преобразований в Испании, Аргентине, Южной Корее или Польше, не следует полностью копировать практику ни одного из этих государств. Каждая страна в данный период двигается вперед с учетом особенностей своих решений текущих проблем, опираясь при этом на исторически сложившуюся структуру производства. Поэтому речь должна идти не об использовании абстрактного мирового опыта, а о понимании основных тенденций развития производственных объединений и об отборе таких их форм, которые отвечали бы потребностям определенного этапа развития конкретной страны, в данном случае экономическим нуждам Российской Федерации.
    В западных странах слияние банковского капитала с промышленным выражает объективные тенденции функционирования национальных экономик. Особенно бурно этот процесс протекает в последние 50 лет и сопровождается возникновением новых финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК).
    В нашей стране нормативные основы формирования ФПГ были заложены Указом Президента РФ “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации” от 5 декабря 1993 г. № 2095. Этот документ стал правовой вехой на пути становления крупных объединений промышленного и банковского капиталов. Он свидетельствовал об официальном признании существования хозяйственных структур разных масштабов.
    Необходимость формирования финансово-промышленных групп в России вызвана целым рядом обстоятельств. Прежде всего ростом издержек производства, обусловленным существованием неэффективных предприятий и несовершенством экономических отношений между ними. Несогласованная политика цен, проводимая разными хозяйствующими субъектами, приводит к их повышению на конечную продукцию, затрудняет сбыт и ведет к росту неплатежей. Последние порождают рост потребности в кредитах коммерческих банков под высокие проценты. Это обстоятельство повышает цены и усиливает бегство капитала из промышленности в сферу обращения. А использование коммерческих кредитов торговыми организациями еще более взвинчивает цены.
    В России есть крупные промышленные предприятия, которые могут самостоятельно или при незначительной поддержке государства проводить целенаправленную политику снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности своих товаров. К числу таких производственных единиц можно отнести Череповецкий, Магнитогорский, Западносибирский металлургические комбинаты и другие крупные предприятия с числом рабочих 25—50 тыс. человек. Эти гиганты мирового уровня, опираясь на собственные финансовые ресурсы, способны самостоятельно выступать на внутреннем и внешних рынках, гибко реагируя на изменяющиеся запросы потребителей. Такие хозяйствующие субъекты есть в автомобилестроении, в авиастроении и некоторых других отраслях российской экономики. Однако основная масса российских фабрик и заводов относится к числу малых и средних предприятий, которые не могут в одиночку выступать в роли дееспособных конкурентов крупных мировых производителей аналогичной продукции. В связи с этим в целях организации массового производства многих видов конкурентных товаров отечественным предприятиям надо объединяться в корпорации или финансово-промышленные группы.
    Российские малые и средние предприятия не в состоянии, как показала практика последних лет, выдержать иностранной конкуренции на нашем внутреннем рынке. Зарубежные предприниматели потеснили наших производителей по многим товарным позициям. К примеру, наши товаропроизводители фактически потеряли рынок бытовой техники и радиоэлектроники. Вскоре наступит очередь отдельных секторов машиностроения. Где же будут трудиться российские рабочие? Совершенно очевидно, что для сохранения отечественного производства и рабочих мест необходимо создавать крупные конкурентоспособные производственные структуры. Кстати сказать, послевоенный опыт Японии и западноевропейских стран свидетельствует о том, что отечественный капитал может выдержать конкуренцию с иностранными крупными компаниями и транснациональными корпорациями только в том случае, если он сам сформируется в крупные промышленно-финансовые объединения. Да если он при этом будет опираться на государственную поддержку, а также учитывать специфику национальной экономики и особенности данного исторического этапа развития мирового хозяйства.
    Важной причиной возникновения финансово-промышленных групп является необходимость обеспечить финансирование производственных и инвестиционных программ всех их участников. Речь идет о подписании соглашений между головной организацией ФПГ и руководителями других субъектов, входящих в это объединение, относительно основных направлений развития дальнейшего сотрудничества. В рамках финансово-промышленной группы можно наладить комплексное банковское обслуживание предприятий-участников финансовыми организациями, входящими в данную структуру, включая кредитование торговых и производственных операций внутри страны, а также экспортно-импортной деятельности. По мере развития ФПГ больше внимания следует уделять разработке и реализации инвестиционных проектов, развертывая работу по размещению ценных бумаг участников ФПГ, а также привлекая с этой целью иностранных инвесторов.
    Налаживание эффективной работы всех предприятий ФПГ требует также организации информационного обслуживания головной фирмой других участников объединения и анализ по их запросам инвестиционных проектов и торговых операций. Для этого в структуре головной организации ФПГ целесообразно иметь служащих, ответственных за информационную работу. Они должны в первую очередь обеспечить участников группы конъюнктурной информацией о возможностях роста производства и оптимальных условиях реализации продукции.
    Формирование крупных финансово-промышленных образований способно решить не только проблемы промышленных предприятий и финансовых организаций, но и может ускорить преодоление экономического кризиса в стране. Объединение промышленного и банковского капиталов в рамках финансово-промышленных групп дает им возможность выступить в качестве центров оживления деятельности других хозяйственных и социальных подразделений национальной экономики. Консолидация средств промышленных предприятий и финансовых институтов позволяет ускорить структурную перестройку народного хозяйства страны, продвинуть конверсию ВПК и в то же время обеспечить надежную обороноспособность страны, предотвратить падение отечественного научно-технического потенциала. Кроме того, создание эффективно действующих финансово-промышленных групп будет способствовать восстановлению и укреплению единого экономического пространства на территории бывшего Союза. Каково же содержание этих крупных производственных структур?
    По своей экономической сути финансово-промышленные группы представляют собой объединения хозяйствующих юридических лиц, имеющих довольно крупный промышленный и финансовый капитал. Соединение банковского и промышленного капитала создает экономическую возможность эффективной совместной деятельности по реализации крупных проектов и осуществлению заметных прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. В настоящее время российские ФПГ фактически представляют механические объединения разного отраслевого направления предприятий, т.е. конгломераты. Предприятия, входящие в такие ФПГ, редко технологически связаны между собой, а головная фирма не обладает контрольным пакетом акций, и потому в таких объединениях с точки зрения собственности нельзя провести единую волю, в том числе единую финансовую политику. Следует отметить, что хотя большинство зарегистрированных российских ФПГ представляют собой объединения банковских и промышленных компаний, тем не менее к числу финансово-промышленных групп можно отнести и крупные корпорации, пока не имеющие специальных денежно-кредитных организаций.
    Финансово-промышленные группы не представляют собой специфической формы тайного сговора банковских и промышленных монополистических “спрутов”. Речь идет о создании легальных мощных хозяйствующих структур, способных решать крупные народнохозяйственные задачи. Это не монополии в старом смысле слова, которые делили рынки сбыта, устанавливали квоты производства и цены на выпускаемую продукцию. Да и само понятие “монополия” не следует упрощать, связывать неразрывно с концентрацией производства. Последнее является лишь одной из предпосылок возникновения монополий. Но концентрация производства не обязательно ведет к монополии, которая, строго говоря, представляет собой определенное рыночное поведение. В соответствии с таким пониманием монополии не имеют смысла опасения, что образование ФПГ будет означать рост монополизма в российской экономике. В связи с этим антимонопольное законодательство должно быть направлено не против концентрации производства в рамках ФПГ, а против монопольного поведения любых фирм и корпораций независимо от их организационных форм. Кроме того, чтобы успешно бороться с монополизмом, нужно как раз создавать межотраслевые финансово-промышленные союзы предприятий, так как они располагают большими материальными возможностями перебрасывать свои ресурсы с одного направления на другое и тем самым развивать и углублять конкурентную среду в отечественной экономике.
    Российские финансово-промышленные группы представляют собой неординарные новообразования. Хотя первоначально они замышлялись как специфические заменители упраздняемых отраслевых министерств, но на деле сразу же в процессе их формирования произошли глубокие коррективы. Включение в состав ФПГ наряду с промышленными предприятиями торговых домов, транспортных организаций, банков, страховых компаний, научно-исследовательских подразделений, консалтиговых фирм и других учреждений показало, что финансово-промышленные группы не укладываются в рамки типичного отраслевого министерства. В отличие от традиционных министерств, которые являются надстроечными элементами над предприятиями, центральные управленческие подразделения ФПГ выступают как их собственные органы. В результате этого преодолевается административный барьер между управленческими и исполнительными структурами.
    Создаваемые финансово-промышленные группы принимают самые разнообразные формы. Так, они могут выступать в форме объединения предприятий, связанных между собой единой системой управления, а также в форме экономических объединений, административно остающихся самостоятельными хозяйствующими субъектами. В то же время они способны принимать черты крупных корпоративных структур, не имеющих специально финансово-кредитных учреждений или, наконец, форму финансово-производственных союзов и других образований.
    Кстати сказать, в зарубежных странах имеется множество форм объединения промышленного и банковского капитала. Распространенной формой существования ФПГ является переплетение директоратов. В то же время там имеют место ФПГ и без образования особой управленческой структуры. Крупные промышленные объединения могут возникать за рубежом на основе заключения соглашений об использовании патентов. Наконец, широко распространенной формой является система взаимного владения акциями.
    Короче говоря, основа существования каждой конкретной формы ФПГ определяется ее участниками на основе глубокого анализа состояния производства, рынка и финансовой стабильности.
    В России соединение промышленного и банковского капитала в одной группе может осуществляться весьма разнообразными способами. Этот вопрос начал обсуждаться достаточно активно в 1993 г. При этом сразу же выявились специфические интересы социальных слоев. Так, ряд предпринимателей выступил с предложением принудительного формирования ФПГ, согласно которому государство создает группы, руководствуясь тремя основными принципами: во-первых, в ФПГ включаются предприятия различных отраслей; во-вторых, в группу входят предприятия различных регионов; в-третьих, в ФПГ объединяются эффективные предприятия с теми, которые способны принести в скором будущем значительную прибыль, если в них вложить небольшие инвестиции. В целом концепцию принудительного формирования ФПГ, которая вышла из недр Российского союза промышленников и предпринимателей, можно рассматривать как попытку со стороны этого социального слоя фактически бесплатно присвоить государственную собственность, пригласив к этому дележу представителей региональных органов власти.
    Совершенно иной путь формирования ФПГ был предложен Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике. Он получил название “путь добровольного формирования”. В этом подходе Госкомпрома были выделены следующие принципы формирования ФПГ:
    во-первых, ФПГ создаются только в индивидуальном порядке;
    во-вторых, ФПГ, как правило, организуются на добровольных началах, либо путем подбора участников ФПГ государственными органами и крупными предприятиями с привлечением финансовых учреждений, либо путем создания ФПГ самими предприятиями;
    в-третьих, финансово-промышленные группы должны формироваться преимущественно как вертикальные структуры, а для ряда секторов промышленности может отдельно устанавливаться определенная система диверсификации и интеграции предприятий;
    в-четвертых, созданию такого рода ФПГ государство должно способствовать, предоставляя им определенную систему льгот, в том числе при получении государственных заказов и государственных гарантий, предоставления льготных кредитов и т.д. Этот путь формирования ФПГ выражает интересы старого управленческого корпуса, который, удерживая в своих руках власть над значительной собственностью, стремится обеспечить сохранение традиционного для него государственного покровительства.
    Президентский Указ от 5 декабря 1993 г. “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации” окончательно определил способы формирования ФПГ в нашей стране:
    если группа формируется в основном из частных предприятий и финансовых учреждений, то этот процесс должен протекать добровольно путем образования акционерного общества открытого типа, когда происходит передача пакетов акций в траст одному из участников группы или посредством приобретения каким-либо участником группы пакета акций других предприятий или финансовых институтов;
    если участниками группы являются государственные предприятия и другие организации, финансируемые из федерального бюджета, то ФПГ формируются по решению Правительства России;
    если участниками ФПГ становятся предприятия и учреждения разных стран, то они создаются на основе межправительственных соглашений.
    Разным способам формирования ФПГ соответствуют и разные процедуры их утверждения. Так, те проекты создания ФПГ, которые формируются на добровольных началах, в обязательном порядке должны быть согласованы с Антимонопольным комитетом. Когда же проект создания ФПГ принимается по решению Правительства, он подлежит предварительной экспертизе, проводимой Министерством экономики, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом. При всех вариантах заявки о формировании финансово-промышленных групп должны подаваться в Госкомпром, который проводит их регистрацию в реестре финансово-промышленных групп Российской Федерации.
    Таким образом, финансово-промышленные группы могут создаваться в России как “сверху”, так и “снизу”, что само по себе уже свидетельствует об укреплении новых начал развития национальной экономики.
    Обращает также на себя внимание специфика создания крупных объединений банковского и промышленного капитала. Как известно, в начальный период проведения экономической реформы довольно быстро проходил процесс так называемой суверенизации, т.е. разукрупнения бывших производственных структур. При этом сложившаяся политическая атмосфера и психологический настрой как руководства, так и трудовых коллективов подталкивал их к большей самостоятельности. Разрыв старых административных связок различных хозяйствующих субъектов создавал для них возможности самостоятельного выбора выгодных партнеров и тем самым содействовал развитию конкуренции между ними. Результатом этого явилась более высокая степень структурных изменений промышленности, чем если бы они протекали без дробления промышленного комплекса. Но в то же время ломка старых номенклатурных организационных структур сопровождалась потерей технологических связей многими предприятиями, видения перспектив их нового профилирования, а также установления согласованной производственной дисциплины и экономической политики.
    Развитие финансово-промышленных групп частично ведет к восстановлению разорванных связей, а также создает условия для координации действий всех предприятий, входящих в состав ФПГ. Этот процесс затрагивает вопросы организационной и экономической стабильности промышленности, касается кардинальных кадровых изменений и глубоких институциональных преобразований. Он уже проявил свои положительные свойства. Конечно, формирование крупных финансово-промышленных объединений должно определяться индивидуально для отдельных предприятий и финансово-кредитных учреждений, входящих в состав ФПГ. Нельзя здесь не отметить, что соглашения о создании крупных образований зачастую оказываются ненадежными и не выполняются. Эта нестабильность часто объясняется специфическими соображениями руководителей предприятий и банков, которые ставят тактические цели выше стратегических. Какие же существуют возможности для дальнейшего развития ФПГ?
    Уже во второй половине 1993 г. высшие экономические и политические структуры страны осознали необходимость формирования в России финансово-промышленных объединений. Более того, официально стало выражаться мнение о необходимости государственной поддержки начавшегося процесса создания ФПГ. Но для реализации этой позиции требовалось выяснить наличие условий, которые сделали бы возможным объединение крупных промышленных предприятий и банковских учреждений. Анализ экономической ситуации в стране показал, что такие условия существуют.
    Прежде всего следует обратить внимание на то, что несмотря на прошедшее дробление промышленного комплекса отечественной экономики в ее рамках сохранились мощные производственные и научно-производственные субъекты, которые располагают передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Вторым обстоятельством, открывающим возможность формирования ФРГ, является обнаружившаяся в последние годы проведения реформы зрелость отечественных финансовых институтов. Инвестиционные и страховые компании, а также коммерческие банки уже пережили период так называемого первоначального накопления и подошли вплотную к рубежу, с которого начинается политика долгосрочного эффективного инвестирования накопленных денежных ресурсов в материальное производство. Соединение производственных и научно-производственных комплексов с разного рода финансовыми учреждениями и явится базой становления в нашей стране современных финансово-промышленных групп. Однако первоначальной основой создания ФПГ являются, конечно, существующие производственные объединения и перспективы формирования новых промышленных корпораций. Рассмотрим эту сторону более внимательно.
    Большим промышленным потенциалом для формирования ФПГ располагает Москва и Московский регион. К примеру, в столице имеется 83 военных предприятия, на которых заняты 250 тыс. человек, а в Московской области — 37 таких предприятий, где трудятся около 140 тыс. человек. Кроме того, во всем Московском регионе размещено множество заводов и фабрик разной отраслевой направленности — автомобилестроительные, станкостроительные, приборостроительные, металлургические, электротехнические, кожевенные, трикотажные, пищевые и другие. Оборонные и гражданские предприятия и составляют тот фундамент, на основе которого могут расти современные крупные корпорации. При этом речь идет не только о возможности создания крупных машиностроительных корпораций, но и о формировании мощных объединений в любой отрасли гражданского направления, например, в пищевой или текстильной.
    Крупным промышленным потенциалом обладает также и Санкт-Петербург, где велика концентрация военной промышленности и гражданского машиностроения. На основе петербургских предприятий совместно с хозяйствующими субъектами Северо-Западного региона возможно образовать мощные корпорации в приборостроении, в энергетическом машиностроении, тракторостроении, в электротехнике и некоторых отраслях легкой промышленности.
    Помимо Москвы и Санкт-Петербурга хорошую основу для возникновения промышленных корпораций имеют и другие регионы нашей страны. Например, в Татарстане может быть сформировано несколько крупных корпораций. Сейчас здесь только в автомобилестроении насчитывается пять заводов, на которых заняты 100 тыс. рабочих, в химической и нефтехимической промышленности соответственно 17 и 65 тыс. В Волгоградской области в химической и нефтехимической промышленности насчитывается 17 предприятий, имеющих 40 тыс. рабочих мест1. Это уже более чем достаточно для создания огромной корпорации. В той же области возможно соединение металлургического завода, двух заводов по выпуску труб, одного предприятия по производству метизов и алюминиевого завода. Колоссальными возможностями для формирования крупных промышленных корпораций обладают также Нижегородская, Ульяновская, Новосибирская, Ростовская и некоторые другие регионы России.
    1 Экономист. 1994. №8. С. 31, 35.
  3. ГОСУДАРСТВО И РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ ФПГ

  4. С 1993 г. идет создание финансово-промышленных групп в нашей стране. Особенно активно этот процесс стал проявляться в последние два года. Уже в январе 1996 г. на основе рекомендаций Межведомственной комиссии (МВК) при Правительстве России по формированию ФПГ их было зарегистрировано 28 единиц, затем они были внесены в реестр Госкомпрома Российской Федерации и тем самым стали официальными субъектами национальной экономики. В то же время около 100 инициативных групп изъявили желание о формировании новых ФПГ1.
    1 Экономист. 1996. № 2. С. 71.
    Финансово-промышленные группы действуют в разных отраслях народного хозяйства и в разных географических регионах страны. Например, ФПГ “Русхим”, расположенная в Москве, занята в основном производством химической продукции и увязывает свою деятельность с предприятиями пищевой промышленности и предприятиями, производящими товары народного потребления. ФПГ “Русхим” имеет крупные размеры, в ее состав входят хозяйствующие субъекты разных отраслей. Между участниками этой финансово-промышленной группы широко распространены трастовые отношения относительно головного предприятия. В Москве также расположена ФПГ “Объединенная горно-металлургическая компания” и другие ФПГ.
    В июне 1993 г. в Ижевске была создана крупная финансово-промышленная группа “Уральские заводы”. Она носит широкий межотраслевой характер, объединяя промышленный, банковский и коммерческий капиталы Удмуртии. Ее производственная и инвестиционная программы направлены на конверсию военного производства в целях расширения производства медицинского оборудования, машиностроения, а также средств связи и коммуникации.
    Территория Урала является ареалом деятельности ФПГ “Драгоценности Урала” со штаб-квартирой в Екатеринбурге. Участники этой группы специализируются на добыче и переработке золотоносных руд. Предприятия, входящие в состав этой группы, на основе развития кооперирования координируют свою производственную и инвестиционную деятельность по производству ювелирных изделий.
    Финансово-промышленная группа “Сокол” с головной организацией в Воронеже имеет своей целью сохранение, модернизацию и развитие наукоемких и высокотехнологичных конкурентоспособных производств. В то же время она ориентирована на конверсию военного производства в таких направлениях, как электротехническое оборудование, тяжелое машиностроение, а также бытовая и промышленная радиоэлектроника.
    Крупной ФПГ стал “Российский авиационный консорциум”, параметры которого были фактически определены по Указу Президента РФ от 18 мая 1995 г. № 496. В состав этой ФПГ вошли такие гиганты гражданской авиации, как АО “Авиационный научно-технический комплекс им. А.Н. Туполева”, АО “Ульяновский авиационный промышленный комплекс “Авиатор”, АО “Пермские моторы”, АО “Аэрофлот — российские международные авиалинии”, а также крупнейший финансовый центр страны — “Промстройбанк” России.
    В число созданных 28 ФПГ вошло 326 предприятий, 42 банка и 32 других финансово-кредитных института. Среди участников этих ФПГ являются металлургические комбинаты: Новолипецкий, Старооскольский, Челябинский, Магнитогорский и Орско-Халиловский. Сюда же вошли такие гиганты машиностроения, как “АвтоВАЗ”, “КамАЗ”, “Уралмаш” и др. В состав этих ФПГ входят такие крупные финансово-кредитные организации России, как ОНЭКСИМБанк, “Промстройбанк”, “Российский кредит”, “Менатеп”, “Инкомбанк” и др. Общий консолидированный капитал зарегистрированных финансово-промышленных групп составил 2 трлн. руб. На предприятиях 28 ФПГ занято более 2 млн. человек, а объем выпускаемой ими продукции достигает 90 трлн. руб.1
    1
    Российский экономический журнал. 1996. №5—6. С. 33.
    Однако несмотря на эти впечатляющие масштабы, средние размеры российских ФПГ достаточно скромны. Так, из всех указанных выше 400 предприятий и учреждений, входящих в состав ФПГ, на каждую из этих групп приходится всего лишь 14 единиц. По мировым стандартам, это недопустимо мало.
    С самого начала возникновения идеи формирования в нашей стране института новых хозяйствующих субъектов российское правительство принимало активное участие в ее реализации. Данной проблематике был посвящен ряд президентских указов, а также правительственных постановлений и распоряжений. Как отмечалось выше, первым нормативным актом, регулирующим процесс созданий ФПГ, был президентский Указ № 2096 от 5 декабря 1993 г. “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”, которым было утверждено правительственное Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Эти документы стали отправной вехой на пути правового обеспечения становления новых хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной экономики. Они свидетельствовали о том, что в верхних эшелонах власти созрело понимание возможности существования разных организационных и социальных форм предприятий, если они способствуют развитию национальной экономики -и повышают ее конкурентоспособность на мировом рынке.
    В дальнейшем расширение нормативной базы формирования ФПГ произошло в 1994 г. Этому процессу дал стимул Указ Президента РФ “О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы “Интеррос” от 28 октября 1994 г. № 2023. Этот указ снимал ряд ограничений по созданию ФПГ. В частности, он разрешал формирование финансово-промышленной группы “Интеррос” с числом предприятий более 20 и с численностью занятых на всех предприятиях группы свыше 100 тыс. человек. В то же время он допускал наличие в структуре ФПГ предприятий с числом занятых более 25 тыс. человек1.
    1 Российский экономический журнал. 1995. № 8. С. 21.
    Заметным шагом на пути разработки нормативной базы стал Указ Президента РФ “О финансово-промышленной группе “Российский авиационный консорциум” от 18 мая 1995 г. № 496. Этот документ предусматривал ряд мер государственной поддержки формированию финансово-промышленных союзов. К примеру, он обязывал российское Правительство разработать программу государственной поддержки группы “Российский авиационный консорциум”. Составными частями этой программы должно было быть предоставление гарантий отечественным и зарубежным вкладчикам по инвестиционным проектам, одобренным федеральными властями, разрешение для инициаторов создания ФПГ отсрочки уплаты налогов и сборов и другие льготы.
    Известной вехой на пути формирования финансово-промышленных объединений явилось правительственное распоряжение от 3 июня 1995 г. № 1768-Р, которое обязывало Госкомпром и Минфин России в кратчайший срок разработать порядок ведения их консолидированной отчетности. Разработка условий этого порядка проводилась на базе трех финансово-промышленных групп: “Русхим”, “Объединенной горно-металлургической компании”, расположенных в Москве, и рязанской “Объединенной промышленно-строительной компании”.
    Среди нормативных актов, регулирующих формирование ФПГ, важнейшими стали принятый в 1995 г, Федеральный закон “О финансово-промышленных группах”, постановление Правительства от
    16 января 1995 г. № 48 об утверждении специальной правительственной программы содействия формированию ФПГ и публикация Указа Президента РФ “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп” от 1 апреля 1996 г. № 443. Принятие этих документов, особенно Федерального закона, создавало прочную законодательную базу формирования финансово-промышленных групп и, что особенно важно, законодательно снимало ряд введенных ранее ограничений на прохождение этого процесса, а также предусматривало повышение системы управляемости внутри ФПГ, открывало более широкие возможности для участия в них предприятий разных форм собственности, повышало заинтересованность банков в инвестировании крупных промышленных проектов. Большую роль в преодолении существовавших ранее ограничений на формирование финансово-промышленных групп сыграл президентский Указ № 443, в частности, он отменял действие Указа Президента от 5 декабря 1993 г. № 2096 в части упоминаемых в нем ограничений и предоставлял ФПГ широкие права по концентрации собственности в головных фирмах.
    Следует отметить, что в развитых странах государственная регистрация крупных корпораций не проводится. В России же смысл этой акции состоит в том, что ФПГ рассматриваются как потенциальные партнеры государства по проведению политики стабилизации экономики и ее дальнейшего роста. В связи с этим государство оказывает поддержку именно тем промышленным объединениям, которые намереваются действовать в названных направлениях.
    Формирование финансово-промышленных групп в первую очередь отвечают интересам государства: оно получает возможность сбалансировать экономику и управление ею в условиях, когда отсутствуют плановые рычаги воздействия, а рыночные институты еще до конца не сложились. Кроме того, создание крупных промышленных союзов является активным инструментом повышения эффективности функционирования предприятий национальной промышленности. Эта цель является особенно важной, если учесть тот факт, что многие отечественные предприятия не выдерживают конкуренции не только на внешних рынках, но и внутри страны. Достаточно сказать, что на внутреннем рынке мы потеряли свои позиции по производству бытовой техники, радиоэлектроники и некоторые другие. Создание ФПГ способно положить конец этому падению.
    Финансово-промышленные группы, в состав которых входят экономически взаимосвязанные производственные, финансовые и коммерческие предприятия, ускоряют процесс инвестирования значительных средств в производство конкурентоспособных товаров, а
    также облегчают решение задач, связанных с содержанием коммерческих, информационных и юридических служб. С созданием ФПГ государство получает также возможность сохранить существующий мощный научно-технический потенциал и обеспечить выход на внешние рынки отечественной наукоемкой и высокотехнологичной продукции — авиационной и космической техники, нефтехимической продукции, вооружений, новых материалов, лазеров и другой аналогичной продукции, способной успешно конкурировать на мировых рынках с иностранными изделиями.
    С другой стороны, интересы хозяйствующих субъектов, участвующих в ФПГ, совпадают в значительной мере с интересами государства. Финансово-промышленная интеграция предприятий повышает эффективность их деятельности за счет создания общих информационных, банковских, снабженческо-сбытовых, транспортных, кадровых и аудиторских служб. В огромной степени упрощаются их отношения с органами государственной власти, с партнерами внутри страны и за рубежом. Расширяется также диапазон деятельности финансово-кредитных организаций, входящих в состав ФПГ. Например, банки получают возможность выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания предприятий и приступить к операциям по мобилизации и перераспределению капитальных средств.
    Заслуживающим внимания моментом отношений между ФПГ и государством является контроль последнего над процессом их формирования. Хотя федеральный закон допускает создание финансово-промышленных групп снизу, тем не менее полагаться только на добровольные начала объединения предприятий вряд ли целесообразно, так как это дело может затянуться на многие годы. Например, в промышленно развитых странах мощные корпорации создавались десятилетиями и столетиями. У нашей экономики нет таких резервов времени, поэтому необходима централизованная поддержка процесса формирования крупных товаропроизводителей. Правительственная программа должна наметить цели объединения предприятий и ближайшие их приоритеты. Это не плановый метод в старом смысле этого слова, а государственная политика становления ФПГ в условиях нарождающейся рыночной экономики. Она может предусматривать объединение хозяйствующих субъектов разных отраслей на определенной территории, формирование конкретной системы управления интегрирующимися предприятиями, выбор мест размещения головных организаций этих объединений, включение в состав российских ФПГ предприятий стран ближнего и дальнего зарубежья, а также рассмотрение других вопросов.
    Наряду с рекомендательными советами по созданию ФПГ централизованная политика их поддержки должна, как это представляется совершенно очевидным, включать и конкретные поощрительные действия, способные существенно стимулировать этот вопрос. Среди них могут быть следующие меры:
    сокращение количественных ограничений и упрощение процедуры запрещения;
    отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль;
    разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости;
    ускоренная амортизация основного капитала предприятий ФПГ при условии направления всех амортизационных средств в отечественную экономику;
    передача государством финансово-промышленным союзам полномочий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий — участников ФПГ;
    освобождение участников ФПГ от налога на выпускаемые ими ценные бумаги под реализацию проектов, которые отвечают первостепенным целям государственной промышленной политики;
    предоставление участникам ФПГ права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, производимых в рамках данной группы;
    заключение специальных соглашений между отдельными ФПГ и Госкомимуществом РФ об условиях передачи в траст акций предприятий — участников ФПГ, находящихся в государственной собственности, и другие возможные действия.
    Утверждение перечня поощрительных мер для финансово-промышленных групп представляется абсолютно необходимым во всей системе отношений государства с новыми крупными производственными структурами. Ведь сейчас существует ряд финансово-промышленных компаний (Московское авиационное производственное объединение — МАПО, “Гермес” и др.), которые давно действуют как типичные ФПГ, но на регистрацию в этом качестве не идут.
    Итоги хозяйственной деятельности зарегистрированных финансово-промышленных групп свидетельствуют об определенных их успехах в деле развития национальной экономики. Так, в 1995 г. на предприятиях 15 ФПГ был зафиксирован пятипроцентный рост производства по сравнению с 1994 г. За тот же период поставки на экспорт увеличились более чем на 27%. В этих производственных объединениях сложилась удачная инвестиционная ситуация. Объем капитальных вложений за 1995 г. вырос почти вдвое. Среди них собственные ресурсы составили 55,3%, привлеченные средства — 42,2%, а централизованные — всего лишь 2,5%. Удельный вес продукции ФПГ в 1995 г. превысил 10% всего промышленного производства России, в то время как в 1994 г. он составлял только 3%1.
    1 Российский экономический журнал. 1996. № 5—6. С. 34, 35.
    Таким образом, союзы промышленных предприятий и финансово-кредитных организаций продемонстрировали свою возможность в деле ускорения экономического роста страны и тем самым внесли определенный вклад в стабилизацию промышленного комплекса страны. Однако этот вклад явно недостаточен, и деятельность ФПГ должна быть заметно расширена.
    Прежде всего необходимо сделать дальнейшие шаги по упрочению основ создания ФПГ. К примеру, коммерческие банки высказывают серьезные возражения против статьи 3 Федерального закона “О финансово-промышленных группах”, предусматривающей участие банков лишь в одной из них. Учитывая тот факт, что в стране пока существует незначительное число крупных финансово-кредитных учреждений, способных делать весомые инвестиционные вклады в осуществление промышленных проектов, это положение Федерального закона в значительной мере сдерживает формирование многих дееспособных ФПГ.
    Во-вторых, в интересах ускоренного развития финансово-промышленных групп целесообразно на уровне Минэкономики России и Госкомпрома России определить приоритеты промышленной и социальной политики, пользующиеся государственной поддержкой. Речь идет о технологическом перевооружении промышленного комплекса страны на базе новых технологий, соответствующих мировым стандартам, о создании экологически чистых производств, о развитии социально ориентированных производств, обеспечивающих потребности населения в пище, одежде, жилье и транспорте, медицинском обслуживании, а также в наращивании промышленного экспорта страны.
    В-третьих, на основе серьезной аналитической работы руководящих народнохозяйственных структур следует оперативно устанавливать масштабы выделяемых государственных ресурсов для поддержки деятельности ФПГ в течение ближайших лет. Если говорить конкретно, то с учетом установленных приоритетов деятельности ФПГ надо было бы предусмотреть в последних бюджетах выделение 15—20% общих централизованных инвестиционных средств для поддержки особо значимых проектов ФПГ. Возвратность этих ресурсов будет обеспечена имуществом финансово-промышленных групп, а также их участием в финансировании этих проектов за счет собственного капитала.
    В-четвертых, в целях ускорения развития финансово-промышленных групп необходимо обеспечить переход к формированию ФПГ с более высокой степенью концентрации капитала в рамках головной компании. Это откроет перед руководством группы возможность проводить общую стратегическую линию развития, реально влиять на поведение каждого участника группы. Концентрация собственности в рамках центральных фирм ФПГ зависит от экономического положения отдельных их участников. Например, головная компания получает в доверительное управление пакет акций государственного предприятия, проводит совместную эмиссию акций всех участников ФПГ, но может и использовать трастовую систему на уровне группы или применить какие-либо другие варианты концентрации собственности.
  5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ В СНГ

В России международные, или транснациональные, корпорации существовали задолго до перехода страны на рельсы рыночной экономики. Примером российской ТНК может служить бывший советский концерн Союзнефтеэкспорт со своими филиалами и дочерними предприятиями в Финляндии, Дании, Бельгии, Англии, Италии и других странах. Ныне он продолжает функционировать под наименованием “Нафта Москва” в России и других странах дальнего зарубежья. К числу транснациональных корпораций можно отнести и “Ингосстрах”, имеющий дочерние фирмы и отделения в Австралии, Германии, Нидерландах, Франции, Англии и Соединенных Штатах Америки.
С проведением экономической реформы и ликвидацией многих министерств и ведомств в Российской Федерации появились новые транснациональные промышленные объединения. Одной из крупных российских транснациональных корпораций стала хорошо известная фирма “ЛУКойл”, которая возникла на базе объединения нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих предприятий и заводов нефтяного машиностроения. Приобретая акции крупнейших объединений бывшего Союза, корпорация становится более влиятельной и крепкой. Она намеревается действовать не только в России, но на территории Азербайджана, Узбекистана, Алжира и других стран.
Недавно появилась вертикально интегрированная сибирско-дальневосточная нефтяная компания “Сиданко”. Основным направлением ее деятельности является не только открытие новых рынков сбыта в России и других странах СНГ, но также освоение месторождений нефти в труднодоступных регионах, в том числе в странах Юго-Восточной Азии.
Крупнейшей российской транснациональной корпорацией является РАО “Газпром”, которое не нуждается в государственной поддержке, а само стало мощным источником поступления твердой валюты в страну, зарабатывая ежегодно 6—7 млрд. долл. “Газпром” контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивает пятую часть всех потребностей западноевропейских стран в этом виде топлива и сырья. “Газпром” приобрел 10%-ную долю в проекте “Ю-Кей-Континент Интерконнектор”, а также 35%-ную долю в предприятии “Вингас”, созданном совместно с германской международной корпорацией БАСФ1.
1 Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1996. С. 126.
“Газпром” стал кредитором многих стран мира, иногда вынужденным. Одна Украина задолжала ему около полутора миллиардов долларов, но с выплатой долга не спешит2. В счет погашения задолженности “Газпром” мог бы приобрести на Украине какую-то собственность, но киевское правительство до последнего времени отвергало эту идею, хотя и допускает продажу недвижимости западным компаниям. Здесь больше сказывается политическая дистанцированность Киева от Москвы, чем соблюдение своих экономических интересов.
2 Известия. 1997. 31 января.
Приоритетным направлением деятельности отечественных транснациональных компаний, по замыслам российского Правительства, намечаются страны ближнего зарубежья. Оно одобрило и зарегистрировало создание международной финансово-промышленной группы “Нижегородские автомобили”, в которой участвуют восемь предприятий из пяти стран СНГ и Латвии. Правительство также дало согласие на создание российско-украинской финансово-промышленной группы “Российский авиационный консорциум” — “Международные авиадвигатели”, в которую войдут 50 предприятий оборонных комплексов России и Украины. К созданию международных финансово-промышленных союзов положительно относятся и некоторые другие страны СНГ. К примеру, по предложению Алма-Аты намечено создание международной ФПГ, одной из задач которой является реконструкция Омского нефтеперерабатывающего завода, который в свое время был построен для обеспечения топливом целинных районов Казахстана. После завершения реконструкции переработка нефти должна доходить до 90%, а не до 60%, как это происходит сейчас.
Предпочтение, оказываемое российским Правительством формированию финансово-промышленных объединений в рамках СНГ, объясняется некоторыми весомыми обстоятельствами. Прежде всего это связано с нехваткой собственных средств. Но более важный мотив состоит в том, что создание таких групп содействует поддержанию давно сложившейся промышленной кооперации стран Содружества и восстановлению между ними прочных интеграционных связей.
Процесс организации международных производственных союзов на постсоветском пространстве получил мощный многосторонний импульс. 15 апреля 1994 г. главы правительств стран СНГ подписали в Москве соглашение о содействии в создании производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых транснациональных компаний, что послужит повышению эффективности функционирования всех видов хозяйствующих субъектов.
Появлению транснациональных корпораций на всем постсоветском пространстве способствовала и нормотворческая деятельность в России и других странах СНГ. Например, в заключенном соглашении между Россией и Киргизией об основных принципах создания финансово-промышленных союзов в качестве перспективных сфер их деятельности были определены производство комплектующего оборудования для кораблестроения, выпуск радиоэлектронных приборов, а также производство цветных и драгоценных металлов.
Для развития межгосударственных ФПГ большое значение имеет Указ Президента Белоруссии “О создании и деятельности в республике хозяйственных групп” от 27 ноября 1995 г. Этот документ в качестве финансово-промышленной группы признает совокупность юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность, объединяясь для этого следующими способами:
такой группой считается совокупность юридических лиц, когда ведущей фирме принадлежит какая-то доля в имуществе каждого из других участников группы, которая дает этой фирме право принимать или не принимать общие для всех решения;
второй вариант формирования финансово-промышленной группы предполагает, что один из участников управляет имуществом других ее членов, опираясь на договор доверительного управления имуществом;
третий способ исходит из того, что каждый из участников группы входит в центральные органы управления других организаций группы, но не может единолично принимать или отклонять решения по координации своей хозяйственной деятельности.
Разработка и сближение правовых основ формирования ФПГ в России и других странах Содружества продолжает оставаться актуальной задачей. Ее полноценное решение может значительно активизировать процессы создания межгосударственных финансово-промышленных объединений. Но успех деятельности транснациональных корпораций на постсоветском экономическом пространстве зависит также от совместного регулирования таможенного и платежного союзов стран СНГ. Причем для решения этой задачи необходимо улучшить условия реализации совместно управляемой собственности и коллективной инвестиционной деятельности, т.е. существенно сблизить национальные экономически системы.
Дальнейшее развитие процесса формирования межгосударственных финансово-промышленных групп должно происходить в тесной увязке с заключенным странами Содружества договора о создании Экономического союза между ними. При этом головные организации российских ФПГ должны четко разработать программы своей транснациональной деятельности, учитывая ее многочисленные аспекты. Во-первых, российские транснационалы должны изучить зарубежные рынки, на которых они заинтересованы, используя свою передовую технологию, развернуть новые производства. Во-вторых, отечественные ФПГ могут принять участие в создании совместных предприятий на территории зарубежных стран своими инвестициями. В-третьих, российской стороне целесообразно создавать за рубежом свои дочерние фирмы в целях активизации там инвестиционно-банковской деятельности. В-четвертых, при наличии у российской ФПГ новой технологии производства конкурентоспособных товаров она может перенести за рубеж часть своего производства и организовать там разветвленную сбытовую сеть. В этом случае создается возможность лучшего приспособления экспортируемых товаров к потребностям местного населения или фирм данной страны. Возможны и другие варианты распространения своей производственно-коммерческой деятельности российскими финансово-промышленными объединениями на территории других стран, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества с Россией.
Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что в предстоящие годы процесс создания межгосударственных корпораций в СНГ с преобладанием в них российского капитала будет набирать все большие темпы. Их цель — повышать эффективность функционирования предприятий отдельных стран Содружества Независимых Государств, используя при этом хозяйственные связи, сложившиеся между ними на протяжении многих десятилетий. По имеющимся прогнозам, в ближайшее время в России и странах СНГ появятся транснациональные корпорации в химической, машиностроительной, металлургической и других отраслях промышленности. Например, уникальную разработку хрома в Казахстане могут осуществлять совместно российские и центральноазиатские предприятия.
Общее экономическое значение транснациональных корпораций состоит в том, что они, будучи эффективной формой развития международной производственной кооперации, углубляют международное разделение труда и становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в его системе. А это означает, что народное хозяйство стран СНГ да и других государств будет зависеть не только от межгосударственных экономических соглашений, но и от возможностей сотрудничества с транснациональными гигантами.
 
. . . . . .