Глава 9. Изменение экономического курса
 
Необходимость изменения экономического курса была очевидна. Мнение большинства специалистов было единым: альтернативой уходящей в прошлое экономической системе может быть только рынок. Но далее мнения расходились. Быстро выяснилось, что государственные и политические лидеры, ученые, экономисты, руководители отраслей и предприятий имеют весьма различные понятия о том, каким курсом идти. Возникли теории стихийного рынка, который отрегулирует все сам без вмешательства государства. Отрицалась необходимость государственного регулирования экономики. С другой стороны, предпринимались попытки сохранить, лишь подновив, обветшавшую систему управления производством. Догматическая приверженность к какому-либо из "измов" (социализм или капитализм) мешала трезво оценить опыт западных стран, в которых развивается рыночная экономика, совершенно не похожая на классический капитализм К. Маркса и на монополистический капитализм В. И. Ленина.
Более того, многие видные западные ученые, да и российские тоже (только им было сложнее высказывать свои мысли) еще несколько десятилетий назад пришли к выводу о необходимости, неизбежности и желательности конвергенции двух мировых систем.
Именно об этом писали американский экономист Дж. К. Гэлбрайт и российский физик академик А.Д. Сахаров. Мир в XX в. стал единым с точки зрения основополагающих характеристик развития человеческого общества. И наиболее проницательные и дальновидные ученые заметили это. В 1971 г. академик А.Д. Сахаров направил фактическому руководителю государства Л. И. Брежневу Памятную записку, в которой высказал идею, что кризис второй половины XX в. носит общемировой характер и преодолен может быть только на международной основе, в процессе сближения Запада и Востока.
Памятная записка А.Д. Сахарова в то время осталась практически не замеченной, по крайней мере она не имела видимых и ощутимых последствий, да и знали о ней очень немногие.
Дж. К. Гэлбрайт издал свою книгу "Экономические теории и цели общества в США" в 1973 г. В ней он обратил внимание на то обстоятельство, что после создания Д. Кейнсом теории регулируемой экономики экономическая система капитализма больше не может считаться саморегулирующейся. Только вмешательство государства способно обеспечить ее рост и осуществление социальных программ.
И А.Д. Сахаров, и Дж.К. Гэлбрайт в своих публикациях утверждали мысль, еще в то время плохо воспринимаемую обществом, о желательной и неизбежной конвергенции двух мировых хозяйственных систем, о том, что в конце концов должна сформироваться более или менее общая модель экономического и социального развития. Изолированное от мирового сообщества развитие страны "за железным занавесом" ни к чему хорошему привести не может. Это относится не только к России, но и к любому государству на Земле.
Итак, в настоящее время перед нами непосредственно встала задача интеграции экономики России в мировое сообщество, переход к регулируемому рынку. После многих десятилетий тотального господства директивного планового хозяйства слова "регулируемый рынок" у многих экономистов вызывают неприятие. Необходимость регулирования рыночных отношений нередко вообще ставится под сомнение в расчете на то, что рынок является саморегулирующейся экономической системой.
Но свободный нерегулируемый рынок мог быть лишь в условиях показанных К. Марксом классических капиталистических отношений. Его расцвет относится к XIX в. Да и то берется не столько реальная жизнь, сколько определенная схема, очищенная для научных целей. Рынок показал способность обеспечить высокие темпы развития производства, научно-технического прогресса и организации труда, снижения издержек производства и обращения. Но наряду с этими достижениями возник целый спектр отрицательных последствий, прежде всего социальных. А за социальными — и экономических в виде кризисов перепроизводства, давления на свободный рынок образующихся монопольных объединений, игнорирования долговременных проектов и т. д.
На рубеже 20—30-х годов XX в. относительно свободное развитие рыночных отношений завершилось крупнейшим за всю историю экономическим кризисом, охватившим практически все развитые страны и ознаменовавшим собой конец свободного рынка. Во второй половине столетия мы видим только регулируемый рынок, ориентированный на высокую эффективность производства в сочетании с социальной направленностью.
Эффективное действие рыночного механизма возможно лишь при наличии в экономике государства следующих факторов:
• полной самостоятельности и ответственности предприятий и организаций как хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке;
• многоукладности экономики, базирующейся на различных и многообразных формах собственности и организационно-правовых формах. На рынке действуют и конкурируют предприятия государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, семейной, частной собственности, совместные с привлечением иностранного капитала и т. д. При этом какой-либо уклад не должен иметь приоритета. Конкуренция на рынке должна быть максимально свободной. Конкурентоспособная продукция любого производителя должна иметь свободный выход на рынок;
• антимонопольного законодательства и контроля поведения на рынке монополиста. Свободное перемещение капитала по отраслям хозяйства —
неотъемлемое условие ликвидации товарного дефицита и создания рыночной экономики;
• гибких цен, обеспечивающих сбалансированность спроса и предложения. Регулируемые цены должны ориентироваться на поддержание равновесия рынка. Конечной целью является свободное ценообразование, определяемое только спросом и предложением. Конечно, последнее нужно рассматривать лишь как идеальный случай, достаточно редко встречающийся в реальной экономике;
• налоговой системы, исключающей какое-либо директивное изъятие прибыли или иных средств у предприятий; следует иметь в виду, что налоговая система служит одним из узловых элементов формирования рыночных отношений;
• устойчивой денежной системы, обеспечивающей товарно-денежную сбалансированность; ограничение денежной массы, находящейся в обращении, путем проведения жесткой денежно-кредитной и финансовой политики; проведение государством активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей социальную ориентацию хозяйства;
• дополняющих товарный рынок рынком рабочей силы и финансовым рынком, которые обеспечат быстрое перемещение ресурсов в сферу наиболее эффективного их применения, стимулируют накопление. Основой финансового рынка становится кредитный рынок, включающий отношения между банками, предприятиями и населением, а также межбанковский и коммерческий кредит. Одновременно происходит становление рынка ценных бумаг, что непосредственно связано с процессом приватизации.
Конечно, этот перечень не исчерпывает всей проблемы перехода к рынку, но приведенные условия носят обязательный характер.
Первые реальные шаги в направлении перехода к рыночным отношениям были сделаны на региональном уровне. Они выразились в стремлении к территориальному самоуправлению и самофинансированию, в развитии кооперативного движения, индивидуальной трудовой деятельности, создании малых предприятий. У региональных и местных органов власти появились также новые проблемы в области социальной защиты населения.
Мы уже отмечали, что финансовый кризис сказался на бюджетах всех уровней и прежде всего на местных бюджетах. Они попали в наиболее тяжелое положение, поскольку не имели самостоятельности в нахождении новых источников доходов, перераспределении имеющихся финансовых ресурсов, в маневрировании ими. Этим наша страна отличалась от многих рыночных государств, но не от всех. Центральные органы начали к тому же во многих случаях перекладывать задачи финансирования бюджетной сферы на местные бюджеты. Стремление к переходу на самоуправление и самофинансирование было попыткой защитить интересы жителей региона от надвигающегося финансового кризиса.
Как было видно из предыдущего раздела, бюджетное устройство большинства развитых стран предусматривает независимое от вышестоящих органов управления формирование региональных и местных бюджетов на основе закрепления за ними самостоятельных источников доходов. В этом случае финансовое положение городов, например, зависит в большей мере от уровня хозяйствования служб и предприятий, подведомственных муниципалитетам, и в меньшей степени от общего финансового состояния страны, штатов, земель, провинций и т. д. Безусловно, при этом остается косвенная взаимозависимость через величину региональных и правительственных субсидий, субвенций, дотаций, а также через налоговое законодательство. Отталкиваясь от идей самоуправления и самофинансирования территорий, мы пришли к той же бюджетной схеме, целесообразность которой диктуется следующими основными причинами.
1. Существуют вполне самостоятельные территориальные факторы повышения эффективности производства, которые не были задействованы в предыдущий период. Это рациональное размещение производства, особенно сферы кооперативного и малого бизнеса, прямые связи поставщиков с потребителями региона, возможности создания межотраслевых производств, применение местного сырья, материалов и других природных ресурсов, рациональное использование трудовых ресурсов с учетом исторически сложившихся навыков и трудовых наклонностей населения, качества рабочей силы, а также другие специфические этнические, экономические и национальные особенности распоряжения производственными ресурсами.
2. Необходимо на практике реализовать проблему укрепления региональных и местных бюджетов, ликвидировать затратный механизм, заложенный ранее в принципах формирования бюджетов, создать заинтересованность в изыскании новых доходов, а не в получении их сверху, в рациональном расходовании денежных средств, прежде всего путем сведения к минимуму убыточных предприятий муниципальной собственности.
9.1. Развитие кооперативов
Последняя задача начала решаться самым естественным путем — созданием кооперативов и передачей муниципальной собственности в кооперативную. Происходил начальный этап разгосударствления предприятий и их приватизации. Началом кооперативного движения в стране и индивидуальной трудовой деятельности можно считать 1987 г. Именно тогда начала создаваться сеть кооперативов по производству товаров народного потребления, которых остро не хватало, по бытовому обслуживанию населения, по выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий, по заготовке и переработке вторичного сырья. Особенно много кооперативов возникло в сфере торговли и общественного питания, а также ремонтно-строительных.
Региональные и местные органы управления оказывали значительное содействие в становлении и развитии кооперативов. При этом решались задачи улучшения качества жизни населения в регионе и поддержки финансового состояния местных бюджетов. Например, в г. Москве буквально за несколько месяцев было создано более 800 кооперативов, свыше 20 тыс. человек получили патенты или регистрационные свидетельства на занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Москвичи смогли получить помощь в ремонте квартир, обивке дверей, обустройстве садово-приусадебных участков, техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей. В магазинах прибавилось обуви, одежды, простейших товаров ширпотреба. Открылись кооперативные кафе, столовые, чайные, предприятия быстрого обслуживания. В доходах бюджета города дополнительно прибавились многие миллионы рублей( Напомним, это был дореформенный 1987 г. с совершенно иным масштабом цен) за счет налога на кооперативы, платы за патенты, увеличились, и заметно, поступления подоходного налога, в том числе с тех граждан, кто приобрел регистрационное свидетельство на занятие той или иной деятельностью. У людей появились законные способы зарабатывать деньги, что было почти невозможно в годы так называемого "зрелого социализма". Заметно улучшились использование вторичных ресурсов и качество обслуживания, что весьма немаловажно. В те годы в структуре расходов населения оплата услуг составляла менее 10%, включая обязательные услуги типа квартирной платы, оплаты коммунальных услуг и т. д., т.е. даже платежеспособный спрос на услуги практически не удовлетворялся.
Уже в начале 1989 г. в стране функционировало 77,5 тыс. кооперативов. В какие же именно отрасли были направлены их усилия? Например, в этот период в Москве было организовано 7760 кооперативов, в том числе: 2074 — по бытовому обслуживанию населения; 1042 — по производству товаров народного потребления; 970 — торговых, торгово-закупочных и общественного питания: 640 — инженерно-внедренческих; 420 — ремонтно-строительных;
150 — по заготовке и обработке вторичного сырья; 2464 — медицинских, по уходу за детьми, инвалидами и престарелыми гражданами и другим видам деятельности.
Как видим, многие стремились производить товары и услуги, а не только заниматься куплей-продажей. Кооперативы органично вливались в экономику регионов и получали путевку в жизнь от местных органов власти.
Можно проследить за темпами роста кооперативной деятельности в первые пореформенные годы. В Москве в 1988 г. по сравнению с предшествующим годом объем продукции и услуг кооперативов вырос в 30 раз, а в первом квартале 1989 г. к тому же периоду 1988 г. — еще в 29 раз.
Снятие ограничений на внешнеэкономическую деятельность позволило целому ряду кооперативов выйти на внешний рынок, что способствовало привлечению в страну валюты. Именно кооперативы начали первыми образовывать совместные предприятия с привлечением иностранного капитала.
Развитие кооперативного движения положило начало и росту розничных цен. Причем не всегда кооперативные высокие цены диктовались безудержным стремлением к наживе. Они имели под собой экономическую подоплеку. Так затраты у кооперативов были существенно выше, чем у государственных предприятий из-за неустойчивости хозяйственных связей с поставщиками и заказчиками, отсутствия постоянной сырьевой базы, значительных колебаний рыночной конъюнктуры, неизученности спроса и предложения. Понятие маркетинга только приходило в Россию. Материально-техническое снабжение кооперативов осуществлялось путем закупки сырья, материалов, отходов производства, неликвидов по договорам с предприятиями, а также через магазины розничной торговой сети и оптово-сбытовые базы. Расчеты кооперативов за материально-технические ресурсы производились по розничным или по оптовым ценам, но с повышающими коэффициентами, или по договорным
ценам. Но и по ценам с коэффициентами сырье и материалы чаще всего взять было негде из-за отсутствия магазинов мелкого опта. Вследствие этого в кооперативном движении и возникли многие отрицательные явления: перепродавались втридорога товары, изготовленные на государственных предприятиях, производилась продукция низкого качества, укрывались доходы от налогообложения и т. д.
Плодотворная идея о развитии кооперативного уклада экономики была в какой-то мере искажена недостатками Закона "О кооперации в СССР" и его практического претворения в жизнь. Из-за непродуманности системы материально-технического снабжения изделия скупались в розничной торговой сети, порой усиливая, а не снижая товарный дефицит. Отток людей в кооперативы увеличил текучесть кадров и снизил трудовую дисциплину на государственных предприятиях. Уход в кооперативы был связан с существенным различием экономических условий, созданных искусственно. При равной производительности труда заработок в кооперативах был в два-три раза выше, чем в государственном секторе, что было связано с различным порядком распределения дохода. В кооперативах на оплату труда расходовалось 35—45% и более от полученного дохода по сравнению с 12—18% в государственном секторе.
Многие кооперативы вместо ориентации на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, как предполагалось авторами закона о кооперации, пошли по пути выполнения заказов для предприятий и организаций. В результате происходила перекачка безналичных средств в наличные, что усиливало разбалансированность денежного обращения и потребительского рынка. Зло наличного оборота денежных средств не изжито и сегодня. Не было создано действенной системы государственного контроля за доходами кооперативов и граждан, что создавало условия для уклонения от налогообложения. Государственная налоговая служба была создана только в 1990 г., т. е. с опозданием от реальных потребностей на три-четыре года. Часть кооперативов служила для "отмывания" денег.
Тем не менее кооперативы сыграли и продолжают выполнять прогрессивную роль в хозяйственном строительстве. Именно они первыми начали прокладывать путь к рыночной экономике и закладывать ее основы в Российской Федерации. В настоящее время кооперативный уклад занимает вполне достойное место в экономике среди предприятий других форм собственности. Например, в России в 1997 г. функционировало более 43 тысяч производственных кооперативов различной направленности.
Что касается индивидуальной трудовой деятельности, то она преобразовалась в предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и включила в себя ряд категорий работников умственного труда (врачи, адвокаты, нотариусы, преподаватели, занятые репетиторством, и др.).
К сожалению, при переходе от одной организационно-правовой формы к другой были утрачены хорошо зарекомендовавшие себя принципы налогообложения, а именно — патенты и лицензии (или регистрационные удостоверения) на право заниматься каким-либо видом предпринимательской деятельностью. Они не нашли себе места в налоговой системе Российской Федерации, введенной в 1992 г.
На базе ряда кооперативов и одиночек-предпринимателей начал развиваться малый бизнес, чему также содействовали, в первую очередь, региональные и местные власти.
Совершенно очевидно, что переход к рыночным отношениям в Российской Федерации становится возможным лишь при условии появления предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики. Только малый бизнес может образовать противовес создавшимся на протяжении многих десятилетий крупным монопольным объединениям.
Существовавшая ранее в стране экономическая концепция о якобы более высокой эффективности концентрации капитала и основных средств производства приводила к строительству заводов-гигантов, комбинатов, объединению родственных предприятий, слиянию производств, ликвидации мелких предприятий даже в сфере торговли и обслуживания. Естественно, что выйдя на свободный рынок с "отпущенными" ценами, подобные предприятия быстро установили свой диктат над розничными ценами, сводя на нет многие результаты экономической реформы. Разгосударствление, приватизация и акционирование этих гигантов мало что изменили.
Инфляция во многом была вызвана тем обстоятельством, что свободные цены в стране были введены до принятия серьезных мер по демонополизации хозяйства.
Возникновение и расширение сферы малого бизнеса отвечает насущным проблемам современной российской экономики. В 1996 г. в Российской Федерации функционировало более 877 тыс. малых предприятий с числом работающих почти 9 млн. человек.
Чтобы составить конкуренцию предприятиям-монополистам, господствующим пока на рынке, малый бизнес на первых порах нуждается в государственной поддержке. Но методы поддержки в виде прямого инвестирования из-за финансового положения страны и дефицитности бюджета крайне ограничены. Наиболее реален путь поддержки местными органами власти через льготные условия предоставления в аренду помещений, оплаты коммунальных услуг, частичное освобождение от местных налогов, обеспечение муниципальными заказами, подготовку кадров для малых предприятий, территориальную кооперацию и пр.
9.2. Изменение роли местных бюджетов
В момент перехода к рыночным отношениям ведущей оказалась и роль местных бюджетов, поскольку их формирование и использование непосредственно связаны с решением основных задач социально-экономических преобразований. Переход к рынку придал функции финансирования социально-культурных мероприятий особое значение, расширил ее рамки, выдвинул на одно из первых мест проблему социальных гарантий населению, включая гарантии защиты от безработицы. Ведь рыночный механизм не является самоцелью. Он необходим для создания гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, к переменам в общественном производстве высокоэффективной экономики. Экономики, ориентированной не на нужды производства, а на нужды потребителя, в конечном счете — на потребности человека. Создать такую модель без рынка не удается, в чем убеждает весь мировой опыт.
В условиях рынка экономическая деятельность переориентируется со стоимостных валовых оценок на полноту и степень удовлетворения общественных потребностей. Переход к рынку при всех сложностях первого периода обеспечил ликвидацию товарного дефицита, дал возможность свободного выбора товаров, реализации получаемого дохода без каких-либо ограничений. Единственный возможный и допускаемый дефицит рыночной экономики — финансовые ресурсы. Какого-либо другого дефицита, кроме денег, просто не должно быть.
Рыночные отношения, естественно, требуют рыночной оценки результатов труда. Провозглашенный при социализме принцип распределения по труду привел к стремлению оценивать труд по его затратам и по сути способствовал действию затратного механизма в экономике. Рыночная оценка результатов труда дается потребителем продукции, который и определяет ее общественную значимость. На первый план выходят не затраты на производство продукции, а то, насколько полно данная продукция удовлетворяет определенные потребности общества.
Такая оценка с неизбежностью приводит к серьезной дифференциации доходов между различными категориями трудящихся и индивидуумами. В сочетании с резким повышением розничных цен, характерным для переходного периода, это разрушило сложившуюся систему социальных гарантий. Объективные законы рынка несовместимы с ранее действовавшими уравнительными принципами социальной защищенности людей.
Местные бюджета непосредственно связаны с движением и распределением той части создаваемого в материальном производстве национального дохода, которая, будучи выражена в денежной форме, направляется по каналам бюджетов на удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека.
На протяжении многих лет ориентация на существовавшую в годы "реального социализма" структуру заработной платы, на многочисленные низкооплачиваемые слои общества приводила к политике стабильных и низких цен на основные продукты питания, товары повседневного спроса, бытовые услуги, низкой платы за аренду жилых домов и квартир. Создавалась иллюзия бесплатности или очень низкой стоимости многих видов социальной сферы. Причем это была именно иллюзия, поскольку фактически все оплачивалось за счет прибавочного продукта.
Законы рыночной экономики потребовали приведения цен и тарифов в соответствие с действительными общественно необходимыми затратами без расчета на бюджетные дотации. Были пересмотрены цены на сырье, материалы, продукцию, товары, услуги, а главное — на все виды энергии.
Отказ от заниженных цен потребовал принципиально иной системы социальных гарантий: пересмотра структуры оплаты труда, снятия любых ограничений для получения трудовых или предпринимательских доходов.
Именно на местные бюджеты легли вопросы защиты доходов малообеспеченных групп и слоев населения, людей с фиксированными доходами, работников бюджетных учреждений, студентов и учащихся, пенсионеров.
Серьезнейшей проблемой страны при переходе к рыночным отношениям стала инфляция. Ранее она проявлялась в скрытом виде, в исчезновении из продажи товаров народного потребления. В рыночных условиях она непосредственно проявилась в глобальном росте розничных цен. Всплеск их возник при свободном рыночном ценообразовании в условиях сверхмонополизированной экономики. В момент перехода жизненный уровень населения существенно понизился, а возникшая безработица усугубила этот процесс.
Местные бюджета во многом приняли на себя расходы по выплате ряду категорий жителей единовременных и регулярных денежных компенсаций в связи с ростом розничных цен и тарифов, по осуществлению мероприятий, регулирующих и поддерживающих занятость населения. Интенсификация структурных сдвигов в экономике требует значительных затрат местных бюджетов на переподготовку кадров, на создание новых рабочих мест.
Можно уверенно сказать, что региональный уровень оказался решающим на самом раннем этапе перехода к рыночным отношениям.
А в целом в стране этот переход оказался гораздо более болезненным, чем предполагалось.
Наиболее успешным результатом проходящей экономической реформы следует считать то обстоятельство, что в короткие сроки удалось преодолеть тотальное огосударствление экономики. В России, где каждая палатка и каждый киоск у метро принадлежали государству, возникли предприятия и организации многообразных организационно-правовых форм и типов хозяйствования, различных форм собственности. Разгосударствление, начавшееся с создания кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности, быстро пришло к приватизации предприятий путем акционирования, продажи их по коммерческому или инвестиционному конкурсу, продажи имущества ликвидированных иди ликвидируемых организаций, выкупа арендованного имущества, прямой продажи предприятий и т. д.
Вот как распределялись в 1995—1996 гг. коммерческие организации, учтенные Госкомстатом России:
Таблица 9.1. Распределение коммерческих предприятий по организационно-правовым формам
 

Предприятия и организацииЧисло предприятии (организаций)В процентах к итогу
1995199619951996
12345
Всего16012881844655100100
в том числе: государственные предприятия23023623983514,413,0
муниципальные предприятия76746887034,84,8
акционерные общества и товарищества74991889436446,948,5
производственные кооперативы36979431162,32,35
предприятия потребительской кооперации868696690,50,55
предприятия общественных и религиозных организаций735691900,450,5
12345
индивидуальные и семейные частные предприятия с привлечением наемного труда24203626810315,114,5
колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, объединения фермерских хозяйств (союзы, ассоциации)21409024918113,413,5
другие предприятия или объединения предприятий26355319131,61,7
 
 
Из таблицы хорошо видно, что наибольший удельный вес в современной экономике России заняли акционерные общества открытого и закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, смешанные и полные товарищества. Причем их количество и доля растут и составляют без малого половину всех коммерческих предприятий и организаций. Продолжает снижаться удельный вес государственных предприятий, хотя их абсолютное число даже несколько увеличилось. Обращает на себя внимание некоторое снижение доли частных и семейных предприятий. Но поскольку оно незначительно и исчисляется десятыми долями процента при росте абсолютного количества, то какие-либо выводы из данного факта делать преждевременно. В сельском хозяйстве несколько возросло число фермерских хозяйств или объединений фермеров.
9.3. Создание рыночной инфраструктуры
Следующим серьезным шагом экономической реформы стало формирование рыночной инфраструктуры. Сегодня рынок обслуживают тысячи коммерческих банков, сотни товарных бирж, появилось множество посреднических компаний, аудиторских и юридических фирм, страховых компаний, возник отделенный от государства частный нотариат, появились соответствующие учебные заведения.
Наиболее важную роль играют акционерные, кооперативные и прочие коммерческие банки, которые ведут непосредственное кредитование предприятий и организаций, привлекают на свободной коммерческой основе и аккумулируют временно свободные кредитные ресурсы предприятий и населения.
Именно коммерческими банками в короткие сроки был сформирован рынок кредитных ресурсов, включая рынок ценных бумаг, привлечен иностранный капитал. Временно свободные кредитные ресурсы стали объектом свободной купли-продажи. Финансово-кредитное регулирование в масштабах страны и регионов при этом обеспечивается Центробанком России.
Банковский кредит заменил собой бывшие ранее огромными ассигнования бюджета на финансирование капитальных вложений, в первую очередь, в производственную сферу. Именно в банковской сфере наиболее быстро и полно осуществился переход от монополизированной кредитной системы, выполнявшей контрольно-распределительные функции, к двухуровневой организации банковской системы: Центробанк и его управления на местах и сеть самостоятельных коммерческих банков, обеспечивающих выбор возможностей для кредитования предприятий, организаций, кооперативов, акционерных обществ и т. п. А возможность выбора, как известно, создает конкуренцию.
Займами у банков стали широко пользоваться помимо предприятий и распорядители региональными и местными бюджетами. Это нормальная хозяйственная практика, к которой прибегают все муниципалитеты любой развитой страны для осуществления крупных перспективных строительных программ, экономических мероприятий, ослабления социальной напряженности. Главное — научиться умелому управлению долгом, иметь финансовые ресурсы для его обслуживания. Ранее к этому общепринятому методу сосредоточения крупных финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах не прибегали.
Рост коммерческих банков, а также их основные показатели за последние годы (по данным Центробанка РФ) иллюстрирует табл. 9.2.
Таблица 9.2. Основные показатели деятельности коммерческих банков
 
 
 
19931994/9951996
Число коммерческих банков, тыс.1,72,02,52,6
Число филиалов банков, тыс.3,14,55,55,8
Сумма кредитов, предоставленных предприятиям, организациям и населению, млрд. руб. в том числе:5081,424542,363964,597770
кредиты краткосрочные4617,523742,960554,492994
кредиты долгосрочные
Сумма кредитов, предоставленных другим банкам, млрд. руб.251,3799,43410,14776
345,52165,59059,814375
 
 
Из таблицы видно, что рост вновь образованных банков в 1996 г. начал замедляться. Это, очевидно, связано с определенными кризисными явлениями в кредитной сфере, начавшимися во втором полугодии 1995 г. и продолжающимися поныне. С достаточной степенью достоверности можно предположить, что происходит насыщение отраслей хозяйства кредитными учреждениями и вступают в силу жесткие законы конкуренции, заставляющие распадаться маломощные или плохо управляемые банки. Видимо, в недалекой перспективе следует ожидать их укрупнения путем слияния или поглощения одних другими. Во всяком случае анализ группировки коммерческих банков по объявленным уставным фондам свидетельствует, что в 1996 г. по сравнению с предыдущим годом существенно снизилось число банков с уставным капиталом менее 1 млрд. руб., зато более чем в три раза возросло число банков с уставным капиталом от 5 до 20 млрд. руб. и также более чем в три раза — с капиталом свыше 20 млрд.руб.
Третьим крупным достижением экономической реформы можно назвать продолжающийся процесс демонополизации экономики. Не следует смешивать его с процессом разгосударствления и приватизации предприятий. Приватизация, как таковая, хотя и достигла в России за короткое время большой глубины, не решает проблемы монополизма.
Так, предположим, что любое из перечисленных в предыдущей главе предприятий, контролирующих практически весь объем производства какого-либо вида продукции, приватизировано путем акционирования или продажи или даже перешло в собственность конкретного частного лица. Факт перемены собственности ничего не меняет: предприятие по-прежнему монопольно владеет рынком определенного товара. Более того, стали возникать новые монополисты за счет отраслевых министерств, срочно преобразовавшихся в ассоциации с сохранением в своих руках частично рычагов управления отраслями.
Так что процесс демонополизации экономики значительно более сложен и должен быть следующим этапом после приватизации.
В 1995 г., когда первый этап приватизации был уже в основном завершен, в ряде отраслей промышленности Российской Федерации продолжали господствовать предприятия-монополисты. Например, монополиями, по данным Госкомстата РФ, выпускалось 64,9% продукции черной металлургии. Не удивительно, ведь новых металлургических заводов для создания конкуренции на рынке быстро не построить. Монополиями производилось 36,5% продукции химической и нефтехимической промышленности, одна треть продукции машиностроения и металлообработки, 31% — цветной металлургии. Все это базовые отрасли экономики. В это время всего в стране, по данным статистических органов, оставалось 2,1% предприятий-монополистов, но ими выпускался 21% общего объема производство российской промышленности( Россия в цифрах. 1996. Краткий статистический сборник. — М.: Финансы и статистика, 1996. —
С.285). Можно предположить, что эти цифры занижены.
И здесь мы вновь должны вернуться к малому бизнесу. В западных странах давно пришли к истине, что малый бизнес — один из краеугольных камней жизнеспособной экономики. Форма малых предприятий создает наиболее благоприятные возможности для предпринимательства. Для малого бизнеса постоянно находится место на рынке. Поддерживая конкуренцию, он ведет к повышению производительности труда, к реальному подъему экономики. По этим причинам развитие малого бизнеса обычно стимулируется государством.
Общепринятого мирового определения размеров малых предприятий не существует. По свидетельству такого авторитетного автора, как Дж. К. Ван Хорн
За ключевую характеристику одни берут объем продаж, другие — размер активов, третьи — число работающих. Малыми фирмами принято считать компании с объемом продаж менее 5 млн. долл., стоимостью активов не более 2 млн. долл. и числом работников, не превышающим 200 человек. Однако данные ограничения могут изменяться: увеличиваться или, что более вероятно, уменьшаться в зависимости от ситуации( Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика. 1996. — С.761).
В Российской Федерации понятие малого предпринимательства и его границы менялись. В 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к малым относились предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы — до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговли и общественного питания — до 15 человек. При этом лица, не состоящие в штате предприятия, но работающие там по совместительству или по договорам подряда, включаются в указанную численность.
Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В 1996 г. в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Наконец, есть и еще один критерий. В Федеральном законе от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применяются две границы для малого бизнеса (п. I ст.2): действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Причем эта предельная численность работающих включает численность работающих в филиалах данных организаций.
Другая граница устанавливается для совокупного размера валовой выручки. Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения этой системы, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Самое большое преимущество малого предприятия перед крупной фирмой — это гибкость и быстрая переналаживаемость производства. Оно может значительно быстрее реагировать на происходящие изменения, лучше приспосабливаться к меняющейся рыночной конъюнктуре, полнее удовлетворять запросы потребителей. Малые предприятия имеют преимущества при ограниченном объеме рынка определенных товаров, при производстве запасных частей и комплектующих изделий, при производстве ремонтных работ, сервисном обслуживании, личном обслуживании клиентов и т. д. Малый бизнес действует преимущественно на местном рынке, но может влиять и на национальный рынок.
Развитие сети малых предприятий, раскалывающих монополистическую систему хозяйства и создающих здоровую конкуренцию на рынке, — безусловное достижение экономической реформы.
Серьезный удар по монополизму нанесла также свобода внешнеэкономической деятельности. Длительное время импорт подчинялся жестким административным ограничениям. Нехватка в стране определенного вида товара вовсе не означала, что его начнут импортировать. Все мы испытывали это обстоятельство на себе на потребительском рынке. Дефицит данного товара мог быть признан и оставаться дефицитом. В то же время для ускоренного развития экономики государства необходимо максимально использовать не только внутренний экономический потенциал, но и возможности внешнеэкономической деятельности.
Развитая рыночная экономика должна быть свободна от административных импортных ограничений, которые могут привести к нехватке той или иной продукции внутри страны. Импортные квоты, вызванные проведением государством протекционистской политики, вводятся только тогда, когда внутренние производители могут сами насытить рынок.
В нашей стране раньше существовало несколько десятков государственных внешнеторговых организаций, каждая из которых фактически монополизировала импорт какой-то конкретной группы товаров и была, конечно, не заинтересована в наполнении товарного рынка. Свобода предпринимательства в области внешнеторговой деятельности, либерализация импортных операций помогли решить проблему дефицита на рынке, столь долго угнетавшую всех.
Во всяком случае гораздо лучше заработал в стране механизм спроса и предложения, явно заметными стали признаки конкуренции. Появление на потребительском рынке России огромного количества разнообразных товаров, хотя и по весьма высоким ценам, — несомненное достижение идущей экономической реформы. Практически в России впервые возникла свобода выбора для потребителей.
К достоинствам реформы следует, пожалуй, отнести и меняющийся менталитет кадров хозяйственных руководителей в стране. Они начали адаптироваться к условиям рыночной экономики, осваивать ее объективные законы. К управлению производством на разных уровнях приходит новое поколение хозяйственников — людей, как правило, высокообразованных, энергичных, а главное, свободных от груза старых устоявшихся догм. Активно формируется слой российских предпринимателей.
Подводя некоторые итоги экономической реформы за пять лет (1992— 1996 гг.), можно отметить, что:
1) полностью ликвидирована старая централизованная система хозяйства и на ее месте сформировались ключевые звенья многоукладной рыночной
экономики с важнейшими элементами рыночной инфраструктуры, прежде всего банковской, торговой, страховой;
2) удалось стабилизировать потребительский рынок. В торговле преодолен товарный дефицит, который в течение многих десятилетий был бедой для нашей страны, а к началу 90-х гг. приобрел тотальный характер всеобщего и повсеместного дефицита любых товаров, включая важнейшие продовольственные. По некоторым данным, еще в 1992 г. насыщенность товарного рынка была ниже 60%. В середине 90-х гг. она превысила уровень 90%;
3) в промышленности, строительстве, на транспорте, в сфере обращения и услуг сформировался значительный частный сектор, а также смешанный частно-государственный и частно-муниципальный сектор;
4) деятельность предприятий и организаций независимо от типа собственности претерпела серьезные изменения ориентиров. Вместо плановых заданий и программ активную роль в выборе стратегии и тактики развития стали играть экономические критерии: цены, уровень рентабельности, возможности спроса, процентные ставки, валютный курс и т. д. На принципиально новой рыночной основе стали формироваться межхозяйственные связи. Наряду с бурным развитием малого предпринимательства возникает и новый вид концентрации производства — образование мощных финансово-промышленных групп;
5) в Россию привлечен иностранный капитал — создано большое количество совместных предприятий, предприятий со 100-процентным иностранным капиталом по российскому законодательству, открыты представительства и филиалы иностранных фирм и компаний;
6) упорядочены взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством. Как и в любой другой стране, они основываются на системе налогов, сборов и обязательных платежей, после внесения которых предприятие полностью самостоятельно в расходовании своих финансовых ресурсов;
7) за годы экономической реформы одной из наиболее динамичных сфер экономики стала внешняя торговля. Возросли реальные поступления доходов от экспорта продукции, чему способствовало улучшение таможенного и валютного контроля за регистрируемым экспортом. Внешнеэкономическая деятельность, краеугольным камнем которой служит внешняя торговля, определяет уровень интегрированности страны в международное разделение труда.
Динамику внешнеторговых показателей Российской Федерации иллюстрирует табл. 9.3.
Таблица 9.3. Внешняя торговля России (млрд. долл. США)
 
Показатель19921993199419951996 (11 месяцев)
Внешнеторговый оборот всего96,6103,9118,6142,4135,2
Экспорт товаров53,659,668,181,680,2
Импорт товаров43,044,350,560,855,0
Сальдо внешней торговли+10,6+15,3+17,6+20,8+25,2
 
Таблица свидетельствует, что общий внешнеторговый оборот России за четыре года( Не учтен 1996 г., поскольку данные в таблице приведены только за январь—ноябрь) вырос на 47,4%, а экспорт товаров — на 52,2%. Увеличение экспорта позволяет наращивать и импорт необходимых товаров, создавая валютные доходы. Сальдо внешней торговли за эти годы является положительным и с увеличивающимся итогом. Эта тенденция сохранилась и в 1996 г.
При позитивных чисто финансовых результатах структура внешней торговли не может быть признана удовлетворительной, о чем будет сказано ниже.
В целом движение к рыночной экономике можно признать состоявшимся.
9.4. Практические результаты реформы
В то же время в стратегии и тактике экономической реформы имеется много просчетов, задерживающих ее ход, замедляющих рыночные преобразования, за которые порой приходится платить чрезмерно высокую цену в прямом и переносном смысле.
Здесь прежде всего следует сказать о масштабах современного экономического кризиса и в первую очередь о двух его главнейших составляющих — падении производства и инфляции, последствия которых наиболее болезненно сказываются на решении социальных задач.
В настоящее время у многих ученых явно чувствуется стремление объяснить все беды страны последних лет неправильным проведением экономической реформы. Конечно, в ходе ее ошибочных решений было предостаточно. Но нельзя забывать, что радикальная экономическая реформа началась в крайне неблагоприятных условиях, в момент глубокого финансового кризиса, явно ощущаемого в виде растущей (еще до либерализации цен) инфляции, дефицита бюджета всех уровней, роста внешнего и внутреннего государственного долга, отрицательного сальдо торгового баланса с развитыми зарубежными странами, значительного отставания товарной массы от массы денежных средств.
Без этого обстоятельства трудно объективно оценить дальнейшие процессы.
Что же происходит с важнейшими макроэкономическими показателями развития страны за последние годы?
В табл. 9.4 показаны индексы основных социально-экономических показателей за 1992—1996 гг.
Таблица показывает снижение всех основных показателей, достигающее за пять лет кризисных величин.
Наиболее неблагополучно обстоят дела у отечественных производителей. Продукция промышленности сократилась практически в два раза. При этом спад производства носит не структурный характер, а охватывает все отрасли. Механический перенос элементов рыночных свобод, в том числе свободы цен, в сверхмонополизированную дефицитную экономику привел к потере ее устойчивости. В результате ломки сложившихся государственных структур
Таблица 9.4. Индексы основных социально-экономических показателей (в процентах к предыдущему году)
 
Показатель199219931994199519961996/1991
Валовой внутренний продукт85,591,387,4969461,4
Основные фонды в экономике101,9100,599,999,1100101,4
Продукция промышленности828679979551,3
Производство потребительских товаров858974889345,8
в том числе: продовольственные товары828981879548,8
непродовольственные товары868967859139,7
Продукция сельского хозяйства919688929365,8
Ввод в действие основных фондов4779719080 (оценка)19,0
Капитальные вложения (инвестиции в основной капитал)608876878228,6
Ввод в действие общей площади жилых домов84100,7941058470,1
Грузооборот предприятий транспорта868886999863,2
Розничный товарооборот97102100,1939688,4
Реальные среднедушевые денежные доходы населения521161138759,3100
 
 
Примечание. Данные до 1995 г. включительно взяты из краткого статистического сборника "Россия в цифрах" (1996 г.), издаваемого Госкомстатом России; показатели за 1996 г. приведены по оперативным данным органов статистики; индексы 1996 г. к 1991 г. рассчитаны.
управления, которая опережала процесс создания новых современных форм управления, были разрушены вертикальные и горизонтальные хозяйственные связи предприятий, разорваны технологические цепочки. Одномоментно введенная свобода цен отрицательно сказалась на обрабатывающих отраслях промышленности. На протяжении нескольких десятилетий отечественное производство было ориентировано на дешевое сырье и топливо. Из этого исходила вся структура затрат, этим во многом диктовалась технология производства. Рыночные цены на сырье, топливо, энергию предполагают совершенно иную структуру издержек в обрабатывающих отраслях и иные методы хозяйствования в этих отраслях. Отсутствие должной подготовки привело к потере предприятиями оборотных фондов, отсутствию возможностей инвестирования (да еще без государственных капитальных вложений), следовательно, обновления своего производственного аппарата.
У них оставался лишь один выход: увеличивать цену на свою продукцию. При слабой конкуренции и монополизме делать это было можно довольно долго; до тех пор пока резко не разошлись понятия спроса на продукцию и платежеспособного спроса на нее. Появилась проблема взаимных неплатежей предприятий. Из-за отсутствия платежеспособного спроса производство стало повсеместно снижаться.
Увеличение в себестоимости удельного веса сырьевых, топливных и энергетических компонентов приводит к снижению добавленной стоимости.
Этот процесс пока не подавляется. Данные статистики говорят, что доля монополистов в настоящее время наиболее высока именно в добывающих отраслях, что не предполагает снижения цен.
Среди основных причин снижения производства многих видов продукции — высокая стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, трудности со сбытом готовой продукции из-за ее неконкурентоспособности с зарубежными аналогами и высоких цен.
В условиях спада и финансового кризиса многие предприятия утрачивают перспективные цели развития и ставят перед собой лишь узкие задачи текущего выживания.
В промышленности образовались отрасли, постоянно испытывающие кризис: легкая промышленность, точное машиностроение, электроника, сельскохозяйственное машиностроение и некоторые другие. Эти отрасли в наибольшей степени потеряли внутренний рынок, а также ресурсную базу. Внешнего же рынка они никогда не имели в сколько-нибудь значительных масштабах.
В промышленности России появился немалый слой так называемых "лежащих" предприятий. Они пока функционируют, производят продукцию, выплачивают заработную плату работникам (хотя и нерегулярно), но при этом находятся в критическом финансовом положении, неплатежеспособны, сползают в разряд убыточных предприятий. По оценкам, в таком состоянии пребывают примерно 30—35% предприятий.
Чрезвычайно глубоким оказался спад инвестиционной активности, наиболее опасный по своим социально-экономическим последствиям. Объем инвестиций в российскую экономику составляет примерно одну треть от уровня 1991 г. Инвестиции определяют возможности будущего развития. Как видим из табл. 9.3, их снижение глубже, чем общий спад производства, что будет затруднять стабилизацию. Особенно неблагоприятным инвестиционным годом стал 1992 г., когда предприятия были ошеломлены обрушившимся на них ростом цен, потерей в связи с этим оборотных средств и не рисковали вложениями денег в расширение производства. Положение начало было выправляться в 1995 г., но помешали кризисные явления в банковской сфере, ухудшившие общее финансовое состояние предприятий.
Капитальные вложения в объекты производственного назначения не покрывают выбытие и износ основных фондов, что ведет к качественной деградации производственного аппарата, в том числе технологий, которые и раньше были узким местом нашей экономики. Свертывание инвестиций уменьшает возможности маневра предприятий для адаптации к рыночной экономике. Инвестиционный спад неизбежно влечет увеличение сроков осуществления строительных программ, усиление распыленности средств по строительным объектам, остановку ряда строек.
Нужно отметить, что в последние годы кривая падения инвестиций становится менее крутой. Это еще не показатель инвестиционной активности, но дает определенные надежды на ее приближение.
Экономическая реформа сопровождается сильнейшей инфляцией, то есть снижением стоимости денег. Во второй половине XX в. инфляция является мировой проблемой. По свидетельству английского экономиста Дж. Ф. Стэнлейка, в Великобритании в 1987 г. на один фунт стерлингов (100 пенсов) можно было купить такое же количество товаров, как в 1945 г. на 7,5 пенса. В 1975 г. инфляция в этой стране достигла уровня 25%. Затем ее удалось снизить до 4% в год. В Бразилии в 1984 г. инфляция дошла до 200%. А рекорд в этом отношении поставила, пожалуй, Боливия в 1985 г., когда инфляция взлетела до 20000%. Имела место инфляция и в Советском Союзе. Она выражалась в медленном подавляемом административной системой управления ползучем росте цен, но в основном проявлялась в другой форме — в увеличении дефицита товаров. Но практически это одно и то же явление. Рост цен и рост товарного дефицита — лишь две стороны одной медали. Либерализация цен в 1992 г. придала инфляции новый импульс и перевела ее в прямую форму.
Надо сказать, что природа российской инфляции на протяжении всех последних лет —.предмет острой научной дискуссии. Ведь только поняв до конца суть явления, можно выработать экономические меры по борьбе с ним. Среди экономистов бытуют две основные точки зрения. Первая сводится к тому, что инфляция в России имеет немонетарную природу. Сторонники ее называют следующие факторы, вызвавшие инфляцию. Микро- и макроэкономические структуры хозяйства России, унаследованные от Советского Союза, не соответствуют рыночной экономике. Высокий уровень монополизма предопределяет возникновение и развитие инфляции. Россия имеет гипертрофированный уровень развития военно-промышленного комплекса. На инфляцию влияет сильная импортная зависимость страны. Распад хозяйственных связей приводит к усилению инфляционных процессов. Инфляция связана с темпами спада производства. Называется еще ряд подобных причин неденежного характера.
Сторонники второй точки зрения ссылаются на знаменитое высказывания Милтона Фридмена, что инфляция всегда и везде — денежное явление. Они ищут монетарные пути выхода из инфляционного кризиса.
Увлекаясь дискуссией и доказательствами своей точки зрения, нередко забывают, что такое сложное явление, как инфляция, нельзя рассматривать только с одной стороны. Истина — посередине. Конечно, инфляция имеет монетарную природу. Но вопрос в другом: можно ли победить ее исключительно монетарными методами? В конечном счете уровень цен в рыночной экономике определяется объемом обращающейся в ней денежной массы, скоростью ее обращения и объемом реальных товаров и услуг. Математически эту зависимость можно выразить формулой:

где Р — уровень цен;
М — масса денег в обороте;
V—скорость обращения денег;
Q —количество реальных товаров и услуг.
Итак, темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реальных товаров и услуг.
Сторонники исключительно монетарной теории полагают, что, зная все эти составляющие и взаимозависимость между ними, можно прогнозировать инфляцию и управлять ею. Однако здесь вступает в действие знаменатель формулы, на который трудно влиять лишь чисто финансовыми способами. Требуется преодолеть спад производства и принять все меры для стабилизации отечественной промышленности.
Рассмотрим развитие инфляции по индексам потребительских цен, приведенным в табл. 9.5 (данные Госкомстата РФ).
Таблица 9.5. Индексы цен (в разах к предыдущему году)
 
 
 
19921993199419951996
Индекс потребительских цен в декабре к декабрю предыдущего года26,19,43,22,31,2
Индекс цен производителей на промышленную продукцию20,59,95,13,41,3
 
 
Возникает вопрос: нужно ли было вводить либерализацию цен? В целом можно ответить; да, нужно. Ибо без свободных цен, диктуемых спросом и предложением, не может возникнуть подлинных рыночных отношений. Но одномоментный отпуск цен без проведения мер по демонополизации экономики, без антимонопольного законодательства был тактически неверным. Здесь сказалась торопливость в проведении реформы. По-видимому, следовало выдержать достаточно длительный переходный период, когда наравне со свободными ценами и тарифами функционировали бы государственные регулируемые цены. Нужно было удержать в определенных рамках цены на сырье, топливо, энергию, тарифы на железнодорожную перевозку грузов, на узкий ассортимент жизненно необходимых продовольственных товаров. Собственно в ходе реформы и предполагалось существование регулируемых цен. Но они стали быстро повышаться или вообще переходить в свободные.
Несколько обуздать инфляцию удалось в 1996 г., когда она достигла по отношению к 1991 г. состояния гиперинфляции. Уровень роста потребительских цен оказался чуть выше чем в 1,2 раза.
Особенно остро сказывается инфляция в производственной сфере: снижается (относительно, но не абсолютно) валовая прибыль предприятий и, как следствие, оплата труда работающих. Происходит отток капитала из сферы производства в сферу обращения. Предприятия, чтобы выжить, нередко вынуждены отвлекать свои оборотные средства, направляя их на финансовые и валютные операции, где выше норма прибыли. В товаропроизводящем секторе народного хозяйства возник и нарастает дефицит финансовых ресурсов, растут взаимные неплатежи предприятий.
Неустойчивость рубля ведет к росту обращающейся в стране иностранной валюты, прежде всего долларов США, и в некоторой степени — немецких марок. Долларизация экономики в свою очередь усиливает нестабильность рублевого обращения, снижает регулируемость денежного оборота.
Инфляция не дает возможности ликвидировать дефицит бюджетной системы, ибо расходы увеличиваются опережающими темпами.
Рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций материальных отраслей возрастает, несмотря на снижение темпов инфляции. В табл. 9.6 показана динамика задолженности московских предприятий промышленности, строительства и транспорта. Данные приведены на 1 января каждого года.
Таблица 9.6. Задолженность московских предприятий промышленности, строительства и транспорта (трлн. руб.)
 
 
 
1993 *1994799519961997
Общая дебиторская задолженность0,121,998,221,0347,0
Общая кредиторская задолженность0,061,87,521,445,0
Задолженность по кредитам и займам0,050,33,48,110,0
 
* Учтено только по промышленным предприятиям
Тяжелое финансовое положение предприятий складывается под влиянием удорожания затрат. Рост затрат приводит к нехватке доходов, необходимых для поддержания воспроизводства. Эта нехватка подталкивает вверх цены на готовую продукцию.
Таким образом, инфляцию питает не столько монетарный фактор, т.е. рост денежной массы, сколько удорожание производственных затрат. Как можно снизить это воздействие? Есть три варианта: сократить внутреннее производство; перевооружить его на новой научно-технической основе; изменить ценовые пропорции и активизировать банковский кредит для снижения потребности в собственных накоплениях. Наиболее плодотворен, но и наиболее сложен второй вариант. Реальное развитие пока в большей степени происходит по первому варианту.
В то же время итоги 1996 г. показали, что государство может добиваться серьезных успехов в подавлении инфляционных процессов. За этим стоят сложные и порой весьма непопулярные меры, но конечные результаты видны. Тенденция продолжена и в 1997 г.
Либеральная концепция создания эффективной рыночной экономики предусматривала в качестве основы новой экономики быструю приватизацию государственной собственности.
Приватизация предприятий и организаций достигла основной своей цели — обеспечила разгосударствление экономики в сжатые сроки. Однако при проведении приватизации были допущены и серьезные недостатки. К ним надо отнести: торопливость, не позволившую бюджету получить серьезные финансовые ресурсы от продажи государственной собственности, провал ваучерной приватизации, которая так и не создала класса мелких и средних собственников: передачу производственных объединений и предприятий в руки бизнесменов, не собирающихся заниматься производством, перепрофилирование ряда предприятий независимо от интересов населения соответствующей местности, распад высококвалифицированных производственных и научных коллективов, разрыв отношений со смежниками, возникновение множества дутых, а то и просто мошеннических фирм, к которым вдруг перешла государственная собственность, неумелое управление пакетами государственных и муниципальных акций и т. д. Программа приватизации предприятий осуществлялась как бы сама по себе, имея только одну задачу — скорейшее разгосударствление. Она не была увязана с задачами структурной перестройки экономики и финансовой стабилизации, слабо учитывала специфику отраслей и регионов. Своевременно не был определен круг предприятий,организаций, научно-исследовательских и про-ектно-конструкторских институтов, не подлежащих приватизации и остающихся в собственности государства.
Разрыв технологических цепочек и хозяйственных связей при проведении приватизации был обусловлен ставящейся задачей создания внутренней конкуренции. Разукрупнение объединений и предприятий зачастую лишало их стратегического управления, возможности проводить поисковые научно-исследовательские работы, финансовых ресурсов. Часть новых собственников предпочла вместо инвестирования средств в развитие производства выкачивать их из предприятий, остановив перспективные разработки, сдавая производственные помещения в аренду, распродавая имущество. Кстати, слово "новых" подходит отнюдь не всегда, ибо зачастую собственниками оказались старые руководители. Вот что пишет о приватизации в России М. Интрилигейтор:
Российская приватизация началась в середине 1992 г. и представляет собой одну из наиболее всеобъемлющих перестроек крупномасштабной экономики. Приватизация государственных предприятий, где новыми собственниками обычно оказываются старые менеджеры ("приватизация для своих"), обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением, включающим надувательство при установлении цен. Кроме того, у новых собственников вовсе не возобладали позитивные стимулы, способствующие росту инвестиций, производства, экспорта, повышению производительности и т. д. Наоборот, появились стимулы негативные: поведение менеджеров характеризуется стремлением добиться личных краткосрочных выгод. Результатом явилась ликвидация активов фирм: новые собственники-менеджеры стали продавать не только готовую продукцию, но и сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.п., а полученная от этой деятельности выручка направлялась на их личные оффшорные банковские счета( Интрилигейтор М. Шокирующий провал "шоковой терапии"// Реформы глазами американских и российских ученых. — М.: Российский экономический журнал, фонд "За экономическую грамотность", 1996. — С. 131—132).
Наиболее успешно и с реальными видимыми результатами прошла приватизация предприятий торговли и общественного питания. Современная торговля носит преимущественно межгосударственный характер. Доля частных, акционерных и кооперативных магазинов составляет 75% от всей торговой сети, в общественном питании их более половины. Конкурентную среду в этой сфере формируют предприятия малого бизнеса. К числу положительных последствий приватизации здесь следует отнести активизацию торговли в условиях развивающейся конкуренции, существенное расширение ассортимента предлагаемых потребителям товаров и продукции собственного производства, развитие материально-технической базы торговли.
Таблица 9.7. Структура экспорта России
 
 
 
1992199319941995
 
 
Долл. США, млрд.%Долл. США, млрд.%Долл. США, млрд.%Долл. США, млрд.%
Экспорт всего42,410044,310053,210066,0100
в том числе: машины, оборудование, транспортные средства3,88,92,96,53,26,05,27,8
минеральные продукты22,052,120,746,722,742,826,439,9
металлы, драгоценные камни и изделия из них7,016,410,323,216,731,319,028,8
продукция химической промышленности2,66,12,66,04,27,96,29,4
древесина и целлюлозно-бумажные изделия1,63,71,94,22,24,13,85,8
текстильные изделия0,30,60,20,40,91,70,81,2
кожевенное сырье, пушнина0,10,20,10,20,30,70,30,4
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье1,63,91,63,82,34,32,33,4
Прочие3,48,14,09,00,71,22,03,3
 
 
Но при явном улучшении положения дел в ходе экономической реформы потребительский рынок еще достаточно далек от рационального насыщения, особенно по качеству товаров и ценам. Серьезная проблема — отсутствие устойчивых долговременных связей торговли с отечественными производителями, а также и с зарубежными. В итоге зачастую отсутствуют гарантии качества товаров и их послепродажное обслуживание. Дефицит смещается в сторону недорогих товаров повседневного спроса. Некачественные зарубежные изделия реализуются в нашей стране по ценам, сопоставимым с зарубежными, но гораздо более качественных товаров. Одним из негативных последствий стало перепрофилирование магазинов новыми их владельцами в ущерб повседневным интересам потребителей.
Открытость внешнего рынка позволила решить целый ряд проблем, в том числе, как уже отмечалось, улучшить данные по экспорту и общий баланс внешней торговли. Однако структура российского экспорта остается весьма неудовлетворительной. Это можно видеть из табл. 9.7, где приведены данные Госкомстата России без учета экспорта в государства СНГ.
Из таблицы видно, что в структуре экспорта удельный вес машин, оборудования и транспортных средств за 1992—1994 гг. снизился с 8,9 до 6,0%. При некотором подъеме в 1995 г. он на 1,1 пункта ниже 1992 г. Почти 70% нашего экспорта занимают минеральные продукты, металлы, драгоценные камни и изделия из них, а с учетом древесины — более 70%. В составе вывозимой продукции химической промышленности учитывается каучук.
В структуре же импорта машины, оборудование и транспортные средства устойчиво занимают 37,7%. Кроме того, около 30% ввоза — это продовольственные товары. Так формируется две трети импорта.
При огромном снижении объемов производства продукция отечественного машиностроения и металлообработки остается неконкурентоспособной на мировом рынке. В связи с этим задача масштабной структурной перестройки промышленности Российской Федерации очень актуальна.
Тяжелое финансовое положение страны, ухудшение состояния экономики, естественно, отозвалось соответствующим образом на социальном положении общества. Сводным показателем здесь служат реальные располагаемые денежные доходы населения. Их динамика в процентах к предыдущему году и в процентах к 1990 г. показана в табл. 9.8. Причем следует иметь в виду, что за средними цифрами скрывается происходящее расслоение общества с точки зрения реальных доходов. Кроме того, Госкомстат учитывает в составе денежных доходов населения доходы от собственности, которые есть далеко не у каждого (а точнее — у абсолютного меньшинства населения), доходы от предпринимательской деятельности, которой занимается также меньшинство населения, и другие подобные доходы. Туда же входят социальные трансферты, которыми люди пользуются, как и раньше, далеко не в равной степени. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов снизилась с 69,9% в 1992 г. до 39,3% в 1995 г.( См.: Россия в цифрах. 1996. — С.53).
Мы видим резкое падение жизненного уровня в начале реформы при либерализации цен. Затем некоторый подъем к 1992 г., но уровень 1990 г. не был достигнут. И, наконец, новый виток снижения в 1995 г. на 26 пунктов.
Таблица 9.8. Реальные располагаемые денежные доходы населения Российской Федерации
 
ГодыПроцент к предыдущему годуПроцент к 1990 г.
19925263
199311674
199411383
19958772
199610676
 
При снижении реальных доходов меняется структура их использования, а именно: растет доля текущих затрат на покупку товаров и оплату услуг, особенно обязательных, и уменьшается удельный вес сбережений; снижается возможность инвестирования за счет сбережений населения и сужается внутренний рынок. При неустойчивости рубля часть сбережений уходит на приобретение валюты, в первую очередь, долларов США.
Весь ход реформы еще раз доказал глубокую внутреннюю связь экономических и социальных процессов и их взаимное влияние друг на друга.
Итак, в течение пяти лет экономической реформы в нашей стране в основном успешно решены следующие масштабные задачи:
• демонтирована планово-административная система управления народным хозяйством;
• введены в действие основополагающие правила рыночного хозяйства;
• осуществлена либерализация цен;
• проведена приватизация во всех отраслях;
• либерализована внешняя торговля.
Иными словами, задействован весь основной набор инструментов макроэкономического регулирования.
Однако опыт показал, что набора этих преобразований, хотя они и апробированы в странах с развитой экономикой, в России оказалось недостаточно, подчас результаты оказались прямо противоположны ожидаемым. Взаимодействие сложившейся к началу реформ производственной, технологической и региональной структуры экономики с ценовыми и финансово-стоимостными пропорциями, возникшими при либерализации цен и внешней торговли, во многом оказалось деструктивным. Именно при этом взаимодействии появились спад производства и инвестиций, инфляция, дефицит государственного, региональных и местных бюджетов и взаимные неплатежи предприятий.
В этих условиях важно не допустить в массовом сознании мысли об откате назад, об отказе от продолжения реформ. Сегодня курсу на развитие рыночных отношении не может быть альтернативы. Рыночные реформы предстоит продолжать и углублять, но отдельные направления следует скорректировать. Вот что пишет о современном состоянии экономики академик Л.И. Абалкин, в целом весьма критически относящийся к методам современных реформаторов:
Можно считать доказанным, что рынок — важное, необходимое и обязательное звено эффективно функционирующей экономики. Но это именно лишь звено более сложной социально-экономической модели, основанной на своеобразном триединстве экономической роли государства, рыночного механизма и системы социальных регуляторов. Это триединство определяет и характер современного рынка как регулируемого и социально-ориентированного. Это вовсе не надуманная логическая конструкция, а обобщенный итог мирового опыта. Причем всякая модель, основанная на указанном триединстве (а такие модели весьма многообразны), неизбежно получает национально-специфический облик, что крайне актуально для поиска путей и методов реформирования экономики России( Абалкин Л.И. Современная ситуация и назревшие перемены в стратегии экономической реформы// Реформа глазами американских и российских ученых. — С. 143).
Для успеха рыночных реформ необходима теоретическая база. Говоря о дальнейших преобразованиях, мы должны четко представлять себе цели, к которым стремимся. Прежде всего следует отказаться от идеологической шелухи, требующей построения общества на основе некоей выдуманной модели какого-либо из "измов". Те, кто требует скорейшего построения в Российской Федерации капитализма, ничуть не лучше представляют себе окружающую действительность, чем прошлые и сегодняшние строители социализма. Общемировые тенденции, которым в настоящее время следуют развитые страны, совершенно иные. Пора полностью отбросить кабинетные абстрактные, умозрительные модели и увидеть общество во всем его многообразии. В современном обществе должны функционировать различные формы собственности и типы хозяйствования, рыночные механизмы должны сочетаться с умелым государственным регулированием экономики, а ее высокая эффективность — с решением социальных задач. Стратегической целью является создание модели социально-ориентированной рыночной экономики, органично входящей в мировое экономическое сообщество, где Россия должна занимать подобающее ей место великой державы, одного из лидеров мирового хозяйства.
В качестве ближайшей тактической цели следует обозначить стабилизацию экономики, остановить спад производства и финансовый кризис, обеспечить условия для последующего подъема.
В этих целях необходимо принять меры по поддержке отечественных производителей, стимулированию деловой, в том числе инвестиционной активности, провести структурную перестройку промышленности, повысить конкурентоспособность ее продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Завершить создание многоукладной экономики, в которой сочетаются и дополняют друг друга предприятия различных видов собственности.
При этом четко определить статус государственных предприятий, создать механизм управления ими в условиях рыночных отношений. Расширить практику банкротства предприятий, не выдерживающих конкуренции. Наиболее актуальная сегодня проблема — развитие внутреннего рынка.
Одновременно требуется добиться стабилизации финансового положения и в первую очередь остановить инфляцию, по крайней мере довести ее до приемлемого для развитой страны на современном этапе уровня. Это достигается проведением активной ценовой, налоговой, таможенной, валютной и бюджетной политики, регулированием денежного обращении, мобилизацией внутренних финансовых ресурсов, включая денежные накопления населения.
Когда мы говорим о проведении активной целевой политики, то подразумеваем, что во главе ее проведения должно стоять государство. Примененная в нашей стране на практике либеральная экономическая теория показала свою несостоятельность. В либеральной рыночной теории доминирует представление об экономике свободного рынка исходя из следующего основополагающего постулата: максимальная экономическая свобода предпринимателей, минимальное вмешательство в экономическую жизнь. Именно этот тип экономики якобы порождает наиболее мощную движущую силу общества. Изъяны такой экономики известны и нет необходимости к ним возвращаться. Стихийные рыночные отношения сыграли определенную роль в истории и отошли в прошлое.
Во втором разделе книги мы постарались дать некоторые понятия о методах регулирования рынка в западных странах, к которым можно добавить известную в Западной Европе с послевоенных лет систему индикативного планирования, разработанную Жаном Моннэ. Система заключается в том, что крупные частные фирмы и государственный сектор формировали взаимно согласованные планы производства и инвестиций. Эти планы служили недирективными ориентирами для отдельных производств. В результате каждое из них могло не опасаться, что его развитие окажется гипертрофированным в силу отставания соседних предприятий и продукция не получит сбыта( См.: Тобин Дж. Вызовы и возможности // Реформа глазами американских и российских ученых. — С.68—69). Система индикативного планирования применялась в период послевоенной разрухи и экономического кризиса, функционировала около двух десятилетий, пока не отпала необходимость в ней.
Государство в переходный для нашей экономики период может и должно активно поддерживать реструктурирование промышленности и ее оживление. Мощным инструментом стимулирования производства являются импортные пошлины, льготные инвестиционные кредиты, система налогов и обязательных сборов, а также государственные программы распространения передовых технологий, инспекция контроля качества производимых товаров, содействие продвижению продукции на внешний рынок, аналитическое исследование перспективного спроса. Важнейшее значение имеют государственные инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, государственные программы создания новых рабочих мест, усилия по перераспределению оказавшейся излишней рабочей силы.
Государственная поддержка отечественных производителей, придание реформам социального характера, создание подлинно рыночной высокоразвитой инфраструктуры потребуют от государства значительных расходов. Основой наполнения казны в рыночной экономике могут служить только налоги. Неналоговые поступления (доходы от приватизации, доходы от централизованного государственного экспорта и пр.) являются лишь небольшой по удельному весу добавкой к налогам. Как правило, неналоговые поступления носят внерыночный, порой конфискационный характер и не могут долго оставаться стабильными. Стабилизации бюджетных доходов можно достигнуть только на основе разумной налоговой политики с учетом концепции А. Лэффера, требующей забыть о расширении налоговой базы, позволяющей стимулировать, а не угнетать производителя.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о причинах финансового кризиса второй половины 80-х гг.
2. Каково отличие платежей из прибыли в бюджет от налога на прибыль предприятий и организаций?
3. Охарактеризуйте роль государственного монополизма в нарастании финансового кризиса.
4. Что такое нормативный метод распределения прибыли? Его отличия от налога на прибыль.
5. В чем отличие ресурсных платежей из прибыли от налога на имущество предприятий?
6. Как проявлялась инфляция в директивно-плановой экономике?
7. Каковы обязательные факторы введения в экономике страны рыночного механизма?
8. Расскажите о формах проявления инфляции в рыночной экономике и причинах инфляции.
9. Каковы основные элементы рыночной инфраструктуры?
10. Охарактеризуйте роль малого бизнеса в преодолении монополизма.
11. Чем определяется уровень цен в рыночной экономике?
12. Чем обусловлена необходимость перехода Российской Федерации к рыночной экономике?