Глава 12. Региональные и местные налоги
 
12.1. Региональные налоги
В налоговой системе Российской Федерации, а также ряда зарубежных государств важную роль играют региональные налоги. В России термин "региональные налоги" вошел в научный оборот сравнительно недавно. Ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" включает налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов. Таких налогов четыре:
• налог на имущество предприятий;
• лесной доход;
• плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
• налог на нужды образовательных учреждений.
Иногда в экономической литературе можно встретить утверждение, что таких налогов пять, имея в виду часть платежей за пользование природными ресурсами, зачисляемую в областной (краевой, республиканский) бюджет. Но это неверно, ибо независимо от зачисления тот налог остается федеральным.
Три первых из региональных налогов общеобязательные и взимаются на всей территории России. Налог на нужды учреждений народного образования вводится в действие (или не вводится) в данном регионе по усмотрению законодательных органов субъектов Федерации. Такие полномочия они получили после принятия Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах".
В основе регионального налогообложения — налог на имущество юридических лиц. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов. Сюда относятся: материалы; комплектующие изделия; готовая продукция; расходы будущих периодов; осуществленные производственные затраты, не включенные в состав себестоимости продукции (работ, услуг) по состоянию на отчетную дату; издержки обращения на остаток товаров, а также отгруженные товары; выполненные работы; оказанные услуги. Стоимость основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов принимается при исчислении налогооблагаемой базы за вычетом сумм начисленного износа.
Налог исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.
Ставка налога на имущество юридических лиц определяется законодательными органами субъектов Федерации. Но она не может превышать 2% от стоимости имущества.
Поскольку налог носит общеобязательный характер, то предусмотрен случай, когда законодательные органы субъектов Федерации не устанавливают конкретную ставку налогообложения. Такие факты имели место и неоднократно, в частности и на территории г. Москвы. В этой ситуации налоговыми органами должна применяться максимальная ставка налога.
Российским законодательством установлен ряд льгот по налогу, которые могут дополняться региональными льготами. От налога освобождается имущество бюджетных организаций, сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских учреждений, религиозных объединений, национально-культурных обществ, предприятий жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц), Центрального банка Российской Федерации, вновь созданных предприятий в течение первого года после регистрации, инвестиционных фондов, общественных организаций инвалидов, а также имущество, используемое для нужд образования, культуры, отдыха и оздоровления детей.
Кроме этого не облагаются налогом на имущество общественные объединения, ассоциации, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, осуществляющие деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий на содержание указанных организаций при условии, что они не занимаются предпринимательской деятельностью. Не подлежит налогообложению имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.
Стоимость имущества юридических лиц для целей налогообложения уменьшается на стоимость находящихся на балансе налогоплательщика объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, пожарной безопасности, гражданской обороны, охраны природы, путей сообщения, линий связи и энергопередачи, имущества, используемого исключительно для нужд физической культуры и спорта.
Законодательными актами субъектов Федерации могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы. Например, Московская Дума приняла Закон от 2 марта 1994 г. № 2-17 "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий". Законом освобождены от уплаты налога предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси) и столичный метрополитен. Освобождены также от налога предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению; предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50%, организации, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу, у которых выручка от выполнения таких работ составляет не менее 70% от объема работ; общественные организации участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных; детские и подростковые клубы и центры. Если предприятия имеют на своем балансе памятники истории и культуры, являющиеся городской собственностью, то их стоимость вычитается из стоимости имущества, подлежащего налогообложению.
Некоторые особенности имеет налогообложение представительств иностранных юридических лиц. Объектом обложения является их имущество, находящееся на территории Российской Федерации. Основой для определения стоимости основных средств, нематериальных активов и запасов служит остаточная стоимость, определяемая исходя из первоначальной стоимости (стоимости приобретения), с учетом начисленного износа по законам страны постоянного местопребывания юридического лица. Расчет суммы налога производится на основании выписки из бухгалтерских документов о стоимости имущества, представляемой головной конторой иностранного юридического лица, заверенной в налоговом органе страны постоянного местопребывания.
При оценке стоимости имущества, ввозимого из-за границы, принимаются во внимание данные грузовой таможенной декларации с учетом рыночных цен на ввозимое имущество. Ввезенное имущество подлежит оценке для целей налогообложения в совокупности с имуществом, приобретаемым на территории Российской Федерации. Уплата налога производится в рублях или по желанию плательщика в свободно-конвертируемой валюте. От налога освобождено имущество дипломатических представительств и приравненных к ним организаций.
Конкретные ставки налога на имущество могут быть дифференцированными в зависимости от видов деятельности предприятий, но не допускается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.
Сумма налога относится на финансовые результаты деятельности организаций, а по банкам и кредитным учреждениям — на операционные и разные расходы.
Являясь региональным, налог на имущество предприятий поддерживает доходную часть местных бюджетов. Сумма платежей налога равными долями зачисляется в региональный и местные бюджеты.
Роль налога на имущество предприятий в последние годы возрастает. Это можно проследить даже по тому, как изменяется предельная ставка налога. Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991г. № 2030—1 "О налоге на имущество предприятии" максимально допустимая ставка была установлена в размере 0,5% стоимости имущества. Однако уже в июле того же года предельная ставка повышается до 1%. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" разрешено вводить налог размером до 2%.
В последние годы появились теории о целесообразности существенного увеличения налога на имущество и других ресурсных платежей и снижения налоговой нагрузки на прибыль или доход. Эта точка зрения обосновывается тем, что владельцы имущества в условиях увеличенного налога на имущество, в том числе на основные фонды и оборотные средства, будут стремиться повысить эффективность их использования, что приведет к росту производства. Конечно, определенное рациональное зерно здесь есть. Но в принципе идея не нова и возникала еще в отдаленные от нас годы. Можно вспомнить, как оценивали это выдающиеся русские экономисты Н. Тургенев в начале XIX в. и И. Янжул в начале XX в. Мы считаем, что главное возражение против переноса центра тяжести налогов с прибыли (дохода) на имущество (капитал) состоит в следующем. Нетрудно видеть, что при этом налоговое бремя будет перемещаться с посреднических фирм и торгово-закупочных организаций на производителей, ибо стоимость минимально необходимого имущества для создания национального дохода и его перераспределения несопоставимы. Следовательно, с помощью подобных методов налогообложения можно охлаждать "горячую" конъюнктуру. Но перед экономикой России стоит прямо противоположная задача — оживить производство, поддержать отечественного производителя. Такую роль повышенные имущественные налоги вряд ли могут выполнить. Об этом свидетельствует, в частности, и опыт второй половины 80-х, когда в стране с целью повышения производительности и эффективности промышленного производства была введена довольно высокая плата за основные фонды, т.е. видоизмененная форма налога на имущество предприятий. Намеченные цели достигнуты не были. И, наконец, не следует забывать, что сумма имущественного налога в конечном счете все равно ляжет в цену продукции, сработает на усиление инфляционных процессов.
Следующий региональный налог — плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, — едва ли можно назвать фискальным. Скорее его назначение — стимулировать эффективное расходование водных ресурсов страны.
Лесной доход функционирует в сельской местности, но может применяться и в городах. Например, за вырубку зеленых насаждений может устанавливаться лесная подать. В соответствии с Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой РФ, Минфином РФ и Рослесхозом от 14 декабря 1993 г. № НП-4-02/199Н, 148,7, ставки лесных податей устанавливаются органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга при участии территориальных органов государственного управления лесным хозяйством. К лесным податям относится также сумма неустоек и финансовых санкций за лесонарушения.
Весомый вклад в пополнение доходной части бюджетов субъектов Федерации вносит целевой налог на нужды учреждений народного образования, введенный почти во всех регионах России. Плательщики налога — юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Ставка налога регулируется общероссийским законодательством. Она не должна превышать 1% суммы выплаты в денежной и натуральной формах, начисленных на оплату труда работникам предприятий, организаций и учреждений (фонд оплаты труда)по всем основаниям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию, от налога освобождаются. Расходы по уплате данного сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций.
О возрастающей роли региональных налогов могут свидетельствовать, например, данные бюджета г. Москвы (табл. 12.1).
Таблица 12.1. Динамика налоговых поступлении и удельного веса региональных налогов в бюджете г. Москвы
 

ГодыПоступления региональных налогов, млрд. руб.Удельный вес региональных налогов, %
199367,842,57
1994472,873.46
19951436,314,58
19963232,68,4
 
12.2. Налоги в местные бюджеты
Третий уровень налогов — местные — практикуется во всех странах. Существенно пополняя бюджеты местных органов управления, они одновременно выполняют функцию регулирования экономики, поскольку могут дополнительно стимулировать или ограничивать предпринимательскую деятельность. Местные налоги являются неотъемлемым звеном региональной экономической политики, хотя их значение в разных странах, как мы уже видели, различно.
Напомним, что в США органы местного самоуправления имеют достаточно широкие права в осуществлении финансовой политики. Местные налоги служат основным источником доходов местных бюджетов. Нехватка финансовых ресурсов восполняется дотациями и субвенциями из вышестоящих бюджетов и займами. Во Франции все налоги централизованы. В Швейцарии кантоны вольны устанавливать любые региональные и местные налоги и т. д.
Современное бюджетное устройство Российской Федерации предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и в расходовании финансовых ресурсов. И хотя, как показано выше, основа данных бюджетов — это отчисления от федеральных налогов, система местных налогов становится все более значимой и разветвленной, а удельный вес их в доходах растет.
В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1992 г. Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" были установлены полномочия соответствующих представительных органов на введение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" общее количество видов местных налогов достигло 23.
При этом три налога носят общеобязательный характер и взимаются на всей территории Российской Федерации. Это налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Наличие разветвленной сети местных налогов соответствует мировой практике. В развитых странах с экономикой рыночной ориентации муниципальные налоги можно классифицировать следующим образом.
• Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами и взимаются лишь на данной территории. Основной среди них, как правило, налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги, промысловые налоги, налоги на сделки, акцизы, налог с продаж.
• Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.
• Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории. Это налоги на проживание в гостинице (но не плата за гостиничный номер), на пользование электроэнергией, газом, водопроводом, канализацией, услугами связи, автомобильными стоянками и т. д.
• Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения хозяйства. Невыгодно производить автомобили, не имеющие экологически чистых двигателей. Они не будут пользоваться спросом, ибо их владельцам предстоит платить очень высокий налог. Невыгодно применять технологии, ведущие к загрязнению природной среды, и т. д.
Именно эта группа местных налогов пока не получила должного развития в налоговом законодательстве нашей страны.
Основой доходной части местных бюджетов являются отчисления от федеральных налогов. Это положение естественно для современной экономики и вероятнее всего сохранится в обозримом будущем. Такое положение существует в большинстве европейских стран (но не в США). Но изменения в пропорциях доходов местных бюджетов будут происходить, и пока они ведут к увеличению удельного веса местных налогов.
Например, в бюджете г. Москвы доля местных налогов составляла в 1993 г. - 0,95%, в 1994 г. - 8,6%, в 1995 г. - 12,5%, в 1996 г. - 13,1%, в первом полугодии 1997 г. — 22%.
Обилие местных налогов, возникших в нашей стране в 1994—1996 гг., когда были расширены полномочия местных органов власти в вопросах налоговой политики, не способствовали оживлению экономики. Но нельзя забывать о специфических особенностях экономики России, только начавшей переход к рынку. Обилие налогов, к которому еще не привыкли, вызывает нарекания предпринимателей. Многообразие налогов значительно усложнило бухгалтерский учет, появилось огромное количество лицевых счетов плательщиков в банковских и налоговых органах при отсутствии должного уровня компьютеризации. Бухгалтерский учет в России не соответствует мировым стандартам, и пройдет немало времени до его реформации. Многообразие налогов усложняет и контроль за их полным и своевременным поступлением.
Учитывая все это, пожалуй, не стоит спешить с введением новых налогов, особенно местных, многие из которых, по расчетам, не могут сколько-нибудь существенно улучшить положение дел с бюджетом.
Местные налоги, за исключением таких, как земельный налог, имущественный налог, на наш взгляд, должны не столько иметь фискальный характер, сколько определять экономическую политику на местах, поощрять предпринимательскую деятельность в одних направлениях и ограничивать ее в других.
В основе приоритетов — проблемы экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Необходимо думать об интересах не только бюджета, но и налогоплательщиков, без чего не будет расти и налоговая база.
Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам, и обо всем рассказать невозможно. В качестве примера для иллюстрации того или иного положения ст. 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" приведем городские законы, принятые Думой г. Москвы.
12.3. Налог на имущество физических лиц
Одним из основных местных налогов, как и в большинстве развитых стран мира, является налог на имущество физических лиц. Это один из трех общеобязательных налогов, функционирующих на всей территории России. Налогом облагается все недвижимое имущество граждан и крупные транспортные средства, находящиеся в личном владении, — от моторных лодок до пароходов, вертолетов и самолетов.
Легковые и грузовые автомашины в данном случае не входят в понятие "облагаемые транспортные средства", поскольку их владельцы уплачивают вместо налога на имущество другие налоги, формирующие Дорожный фонд РФ. Весельные лодки и велосипеды налогом не облагаются.
Налог исчисляется по месту нахождения имущества. При этом не имеет значения, эксплуатируется имущество владельцем или нет.
От уплаты налога на все виды имущества освобождаются:
инвалиды I и II группы и инвалиды с детства;
• Герои Советского Союза и Российской Федерации, кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
• участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР;
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждане, участвовавшие в ликвидации аварии. Это относится и к лицам, пострадавшим во время аварии на производственном объединении "Маяк" в 1957 г., и к тем, кто принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия;
• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
• военнослужащие. К этой категории относятся также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с потерей здоровья.
От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождены пенсионеры, получающие пенсии в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ. Не подлежат обложению налогом строения и помещения, принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам, специально оборудованные и использующиеся исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий. Это относится и к жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, библиотек, художественных галерей и прочих учреждений культуры.
От уплаты налога на транспортные средства освобождены владельцы моторных лодок с мощностью двигателя не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта.
В связи с тем, что налог на имущество физических лиц является местным, то представительные органы местной власти могут предоставлять налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога каких-либо категорий или отдельных плательщиков.
Ранее налог на имущество физических лиц взимался по строго определенной законодательством ставке — 0,1% инвентаризационной стоимости имущества. Регулировать ставку налога местные органы не могли. В 1994 г. принят Федеральный закон от 11 августа № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О налогах на имущество физических лиц ". Он определил, что налог на строения, помещения и сооружения уплачивается по ставке, устанавливаемой органами представительной власти субъектов Федерации в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости. Ставка налога на транспортные средства (вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, мотосани) зависит от мощности двигателя.
Если владелец строения возвел новые постройки или пристройки (надстройки) к помещениям, увеличившие стоимость объекта обложения, то за такие постройки налог взимается с начала года, следующего за их возведением. В случае уничтожения, разрушения, сноса построек взимание налога прекращается с месяца, когда оно было уничтожено.
В условиях рыночных отношений инвентаризационная стоимость не остается неизменной сколько-нибудь длительное время. Она регулируется постановлениями и решениями местных органов государственной власти. Например, Правительство г. Москвы приняло постановление от 3 июня 1997 г. № 412 "Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для налогообложения в 1997 г.". Этим постановлением утвержден коэффициент пересчета, равный 1000 к уровню цен на 1 января 1991 г( В 1996 г. этот коэффициент был равен 500).
В начале 90-х гг. Мэрия Москвы по согласованию с российскими директивными органами использовала налог на имущество физических лиц для проведения определенной политики. Мэрия и Правительство столицы стремились побудить население Москвы приватизировать квартиры. В этих целях помимо бесплатной одноразовой приватизации квартир по месту фактического проживания в течение двух лет с граждан, приватизировавших жилую площадь, не взимался за нее налог на имущество.
В 1997 г. Государственной налоговой инспекцией по г. Москве в 1997 г. учтено более 1,3 млн. человек (фактически это 1,3 млн. семей или около 4,5 млн. человек), имеющих в собственности строения, помещения и сооружения. Более 1,2 млн. из них имеют приватизированные квартиры или квартиры в кооперативных домах. Учтены также владельцы дач, садовых домиков, гаражей, частных домовладений. Уже первый этап приватизации привел к появлению определенной прослойки граждан, имеющих в частной собственности торговые, бытовые, коммунальные и другие нежилые помещения.
Налогооблагаемое имущество может иметь не одного, а нескольких владельцев, которые пользуются им сообща. Согласно ст. 244 Гражданского кодекса РФ в этом случае собственность может быть общей с определением доли каждой или совместной, то есть без определения долей. За недвижимость, находящуюся в общей долевой собственности нескольких человек, налог на имущество уплачивается каждым собственником в зависимости от его доли. В случае общей совместной собственности налог вносится ими в равных долях. Впрочем сами собственники имеют право путем соглашения установить иной порядок. Сумма налога при этом не должна претерпеть изменения.
Налогом на имущество физических лиц облагаются владельцы транспортных средств. В табл. 12.2 приведены ставки налога в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на дату начисления налога.
Таблица 12.2
 
 
 
Наименования транспортных средств, облагаемых налогом на имущество физических лицНалоговая ставка (в % от минимального размера оплаты труда)
1.Вертолеты, самолеты, теплоходы: с каждой лошадиной силы10
или с каждого киловатта мощности13,6
2.Яхты, катера с каждой лошадиной силы5
или с каждого киловатта мощности6,8
3.Мотосани, моторные лодки и другие маломерные транспортные средства* с каждой лошадиной силы3
или с каждого киловатта мощности4,1
4.Транспортные средства, не имеющие двигателей**5
 
* К ним также относятся буксиры, сейнеры, водные мотоциклы, баржи, плакшоуты и плавдачи.
Не входят транспортные средства, перечисленные в Законе РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также велосипеды и весельные лодки.
Налог на транспортные средства исчисляются ежегодно по состоянию на 1 января.
Уплата налога на имущество физических лиц осуществляется равными долями дважды в год не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть внесен полностью по первому сроку. За просрочку платежей начисляется пеня в размере 0,7% суммы недоимки за каждый день просрочки.
12.4. Земельный налог
Все более ощутимыми в местных бюджетах становятся поступления земельного налога. Плательщиками выступают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, которые платят не налог, а арендную плату за землю. Земельный налог взимается с облагаемой земельной площади, предоставленной юридическим и физическим лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями или сооружениями, а также земельные участки, необходимые для содержания этих строений и сооружений.
От уплаты земельного налога по общероссийскому законодательству полностью освобождаются:
• заповедники, ботанические сады и национальные парки;
• предприятия и граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования;
• научно-исследовательские организации и учебные заведения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, используемые непосредственно для учебных и научных целей;
• учреждения искусства, образования, здравоохранения, финансируемые из государственного бюджета, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;
• предприятия, организации и отдельные граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд требующие рекультивации земли, на первые 10 лет пользования ими;
• участники Великой Отечественной войны;
• инвалиды независимо от групп инвалидности;
• учреждения культуры, спорта и физической культуры, туризма, спортивные сооружения, используемые по профилю;
• научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения;
• государственные предприятия связи;
• земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления;
• санаторно-курортные учреждения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Не облагаются земельным налогом земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения — площади, улицы, проезды, набережные, дороги, а также земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения — парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и пр.
Граждане, впервые организующие фермерские хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет после предоставления им земельного участка. Но если фермер использует эту землю' не по целевому назначению, то он льготы лишается.
Местные органы власти имеют право освобождать от земельного налога или предоставлять плательщикам дополнительные льготы.
Ставки земельного налога устанавливаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, указанных в Законе РФ "О плате за землю" для различных зон. Но при этом они могут дифференцировать ставку налога, дополнительно зонируя свою территорию. Проводя свою дифференциацию налоговых зон и ставок, местные власти обязаны руководствоваться следующим правилом. Общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных в данной местности в каждой территориально-оценочной зоне.
Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двухкратном размере. Налог на земли, занятые жилищным фондом в границах городов и поселков, исчисляется в размере 3% установленной в данной местности ставки земельного налога.
Земельный налог уплачивается в те же сроки, что и налог на имущество физических лиц.
Арендная плата за землю определяется условиями арендного договора, но есть ограничения. Так, при аренде земель сельскохозяйственного назначения плата не должна превышать суммы налога с арендуемых земельных участков.
За земельные участки, необходимые для содержания строений и сооружений, предоставляемые предприятиям и гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Часть средств земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляется регионами на специальный бюджетный счет Российской Федерации. Эта доля устанавливается одновременно с утверждением бюджета на предстоящий финансовый год, исходя из потребности в ресурсах на централизованно выполняемые мероприятия, это предусмотрено Законом РФ "О плате за землю".
В Москве к земельному налогу подход дифференцированный, учитывающий большой разброс в реальной стоимости земельных участков в крупном городе. Земельная площадь разделена на 69 налоговых зон с различными ставками. Минимальная ставка земельного налога в 1996 г. была 7 млн. руб. за гектар, максимальная — 160 млн. руб. Максимальная ставка применяется в центре города в пределах Садового кольца.
Основы землепользования устанавливаются местным законодательством, которое должно исходить из общероссийского закона. В столице городской Думой принят Закон г. Москвы от 16 июля 1997 г. № 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве". Он определяет общие принципы уплаты и взимания земельных платежей в Москве, виды льгот и порядок их предоставления, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления города в части регулирования платного пользования земельными участками.
Для учета градостроительной ценности территорий при установлении ставок земельного налога и арендной платы территория Москвы разбивается на территориально-экономические зоны, внутри которых могут быть выделены подзоны повышенной или пониженной ценности. Ставки земельного налога и арендной платы устанавливаются в целом для каждой территориально-экономической зоны, подзоны повышенной или пониженной ценности.
Органами государственной власти и местного самоуправления Москвы, исходя из целевого назначения и использования земельных участков, вида деятельности хозяйствующих субъектов, социально-экономических характеристик землепользователей, политики по выводу и перепрофилированию предприятий, привлечению дополнительных инвестиций, стимулированию реализации городских государственных программ Москвы и оздоровлению окружающей среды, могут устанавливаться поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога и арендной платы. Поправочные коэффициенты устанавливаются для всей территории Москвы в целом.
Ставки арендной платы по территориально-экономическим зонам должны быть пропорциональны ставкам земельного налога.
Ставки арендной платы за землю устанавливаются мэром Москвы в рублях или в условных денежных единицах и пересматриваются не чаще одного раза в год. При установлении ставок в условных денежных единицах определяется процедура пересчета их в рубли или иностранную валюту. Изменения ставок арендной платы в сторону увеличения не могут иметь обратной силы.
Размер увеличения арендной платы не может превышать 7% в год при сохранении размеров земельного участка, его целевого использования и вида деятельности.
Размер регулярных земельных платежей для владельца, пользователя, арендатора земельного участка определяется как произведение площади земельного участка, соответствующей ставки регулярных земельных платежей и поправочных коэффициентов с учетом установленных законодательством льгот.
Юридические и физические лица, обладающие вещными правами или правами аренды (субаренды) на помещения в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на неделимом земельном участке, в случае, если в сумму арендной платы не включена плата за землю, платят регулярные земельные платежи,исходя из расчетных земельных площадей, равных произведению площади земельного, участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых этими лицами помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном земельном участке. При этом объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, строении, сооружении различается более чем на 10%. Размер регулярных земельных платежей определяется как произведение расчетной земельной площади, ставки платежей и поправочных коэффициентов с учетом льгот, установленных для каждого индивидуального плательщика. До установления уполномоченным органом городской администрации границ земельных участков в микрорайоне или квартале (межевание территории) размер регулярных земельных платежей для вышеуказанных юридических и физических лиц определяется, исходя из площадей земельных участков, равных удвоенной площади застройки соответствующего здания, строения, сооружения.
Учет плательщиков земельного налога по данным, представляемым Московским земельным комитетом, и контроль за правильностью и своевременностью его уплаты осуществляются Государственной налоговой инспекцией по г. Москве.
Контроль за правильностью и своевременностью внесения арендных платежей осуществляет Московский земельный комитет.
При перерегистрации прав на земельные участки в пределах существующих границ в случаях продления срока аренды земельного участка, изменения вида прав на земельный участок, изменения названия или организационно-правовой формы юридического лица, наследования или дарения плата за перерегистрацию взимается в размере расходов, необходимых на оформление соответствующих документов, но не выше одного минимального размера оплаты труда для физических лиц и не выше двадцати минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц.
При регистрации (перерегистрации) прав на используемый по целевому назначению земельный участок изменение правового режима площади и конфигурации этого земельного участка без согласия землепользователя не допускается, если это не предусмотрено градостроительной документацией. Землепользователь вправе отказаться от части используемых земель с сохранением участка, минимально необходимого для его деятельности, но не менее удвоенной площади застройки здания, строения, сооружения, находящегося на этом участке.
Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются санаторно-курортным, детским оздоровительным учреждениям, организациям и учреждениям культуры, здравоохранения, туризма, физкультурно-оздоровительным организациям, основная деятельность которых финансируется из бюджета Российской Федерации или г. Москвы, а также религиозным организациям.
Право пожизненного наследуемого владения земельными участками на территории г. Москвы предоставляется гражданам-домовладельцам, постоянно зарегистрированным в домах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных на этих участках. Гражданам-домовладельцам, не зарегистрированным постоянно в домах, принадлежащих им на праве собственности, это право предоставляется в случае, когда земельный участок, на котором находится дом, на момент обращения гражданина с заявлением о регистрации (перерегистрации) прав на землю в уполномоченный орган городской администрации не находится на территории, отведенной под городскую застройку в соответствии с утвержденным проектом детальной планировки. В пределах Московской кольцевой автомобильной дороги земельные участки в пожизненное наследуемое владение предоставляются площадью до 0,06 гектара, а за ее пределами — до 0,12 гектара. Сверх указанных площадей земельные участки вышеуказанным гражданам предоставляются в аренду. Находящиеся в пожизненном наследуемом владении земельные участки являются неделимыми.
Законом предусмотрено, что приобретение участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности Москвы, в частную собственность может производиться после принятия законов города, регламентирующих правила и условия приобретения и применения такого права.
12.5. Прочие местные налоги
Общеобязательным налогом является также регистрационный сбор с предпринимателей. Для физических лиц, регистрирующихся в качестве предпринимателей без образования юридического лица, ставкой сбора служит законодательно установленная минимальная месячная оплата труда.
В Москве взимается также сбор за регистрацию предприятий, общественных организаций, средств массовой информации, банков и их филиалов.
Остальные местные налоги они вводятся (или не вводятся) и отменяются по усмотрению представительных органов местной власти. Они же регулируют налоговые ставки в некоторых случаях совершенно самостоятельно, в других — когда это оговорено законодательством, в установленных пределах.
Одним из крупных местных налогов является налог на рекламу. Введен он и в Москве после выхода соответствующего закона города. Государственная налоговая инспекция по г. Москве разработала и опубликовала инструкцию "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве". Установлено, что рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения, а также объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций.
Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц; филиалы и подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица; физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% величины фактических затрат на рекламу, т.е. максимально разрешенная законодательством.
К расходам на рекламу относятся затраты на разработку и издание рекламных изделий-проспектов, каталогов, альбомов, иллюстрированных прейскурантов, плакатов и т. д., изготовление фирменной упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров, оформление витрин, выставок-продаж, организацию комнат образцов, проведение рекламных кампаний через средства массовой информации — объявления в печати, по радио и телевидению, демонстрация, изготовление кино-, видео- и диафильмов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах или на выставках, проведение других рекламных мероприятий.
В тех случаях, когда организация проводит свои рекламные работы самостоятельно, стоимость таких работ для целей налогообложения определяется по фактически произведенным прямым и косвенным расходам. В прямые расходы включаются материальные затраты, затраты на заработную плату с обязательными начислениями, амортизационные отчисления на полное восстановление оборудования, непосредственно используемого при изготовлении средств рекламы, и другие расходы на производство рекламной продукции. К ним прибавляются в соответствующем соотношении косвенные, то есть общепроизводственные и общехозяйственные затраты.
Плательщики ведут обособленный учет расходов по рекламе с выделением их на отдельном субсчете счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Расчет налога представляется в налоговые инспекции предприятиями ежеквартально, а физическими лицами — ежегодно. Налог вносится в бюджет столицы не позднее дня, на который приходится срок сдачи расчета.
В г. Москве введен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В соответствии с объемами капитального строительства и масштабами муниципального жилья в столице установлена максимально разрешенная законодательством ставка налога — 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг). Разработанная Государственной налоговой инспекцией по г. Москве Инструкция о порядке исчисления и уплаты данного налога дает четкое определение объекта обложения, исходя из специфических особенностей деятельности отдельных категорий плательщиков: заготовительных, торгующих, снабженческо-сбытовых организаций, банков и иных кредитных учреждений, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и т. д. Определено, что бюджетные и некоммерческие организации уплачивают налог лишь в том случае, если имеют доходы от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка от реализации продукции, получаемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центробанка, действовавшему на день получения дохода.
Определены и налоговые льготы. От налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы освобождены предприятия, производящие реконструкцию, капитальный ремонт жилого фонда, строительство жилых домов по городскому заказу, у которых выручка от выполнения таких работ составляет свыше 70% общего объема реализации. Не привлекаются к уплате налога товарищества собственников жилых помещений, детские и подростковые клубы, предприятия в сфере материального производства и бытового обслуживания, где большинство в общей численности составляют инвалиды, дотационные предприятия городского подчинения, организации физической культуры и спорта.
При исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы расходы предприятий и организаций на указанные цели, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами власти на содержание таких объектов, находящихся на балансе предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога. В случае, если сумма исчисленного налога ниже указанных расходов, то предприятия и организации не будут являться плательщиками указанного налога.
Обратите внимание на выделенные курсивом слова в предыдущем абзаце. Дело в том, что на практике налоговые инспекции нередко сталкиваются со случаями, когда предприятия вносят на содержание жилых домов, а чаще объектов социально-культурной сферы суммы разовым порядком, не связывая себя договорами об участии в финансировании. Когда подходит срок уплаты налога, то в расчете, представляемом в налоговую инспекцию, эти средства списывают с суммы налога. Это одна из наиболее частых ошибок, встречающихся при контроле уплаты этого налога Налоговой инспекцией по г. Москве. Другая ошибка — пытаться вычитать из суммы налога все свои расходы на содержание данной сферы, хотя они зачастую существенно превышают нормативные затраты, установленные для данной местности. По закону излишние расходы производятся за счет собственной прибыли предприятий и организаций. Расходы по уплате налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
Сыграл большую позитивную роль в упорядочении организации торговли в городе сбор за право торговли.
Плательщиками сбора являются юридические лица и граждане, осуществляющие торговлю как через постоянные торговые точки (магазины, киоски), так и в порядке свободной торговли с лотков, с рук, открытых прилавков, автомашин в местах, определенных исполнительными органами местной власти. На право торговли с временных торговых точек выдается разовый талон. Уплата сбора производится путем покупки разовых талонов в местах торговли. Для удобства разовый талон может быть приобретен на любое число дней торговли по соответствующей стоимости. Сбор можно уплатить и в отделение банка. В этом случае разовый талон на право торговли выдается взамен предъявленной квитанции об уплате сбора.
На ярмарках, мелкооптовых товарных рынках и в других организуемых префектурами местах массовой торговли вместо разовых талонов продавец товара при наличии кассового аппарата получает кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли.
На торговлю подакцизными товарами необходимо иметь лицензию, которая выдается местными органами исполнительной власти сроком на один год. В этом случае уплата торгового сбора производится при приобретении лицензии.
Юридические и физические лица, торгующие в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли. В патенте указываются срок его действия, группа товаров, разрешенных к торговле, и места торговли.
Патенты, лицензии, разовые талоны на право торговли являются документами строгой отчетности, в них проставляются серии и номер, фамилия, имя и отчество человека, которому они выданы. Их изготовление, выдача и учет осуществляются местными органами исполнительной власти. В Москве это префектуры округов.
Предприятия, имеющие обособленные филиалы без образования юридического лица, уплачивают за него торговый сбор по месту нахождения филиала и по ставкам, принятым в той местности.
Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли относятся на прибыль после уплаты налога на прибыль. Физические лица, занимающиеся свободной торговлей, обязаны вести учет доходов от этой деятельности и сообщать о них в декларациях, подаваемых ежегодно в налоговые органы. Осуществление торговли без уплаты сбора является сокрытием объекта налогообложения.
Ставка сбора за право торговли в Москве зависит от того, кто является плательщиком — юридическое или физическое лицо (для первых сбор выше), торгует ли человек изделиями собственного производства (сбор ниже) или выступает в роли посредника или перекупщика. Размер сбора подлежит индексации.
Лицензионный сбор за проведение местных аукционов и лотерей установлен для устроителей аукционов и лотерей. Объектом обложения служит первоначальная стоимость заявленных к аукциону товаров, или сумма, на которую выпущены лотерейные билеты. Суммы сбора включаются в общую сумму расходов на устройство аукционов и лотерей.
Среди местных налогов, которые могут быть установлены на основании ст. 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", есть специфические налоги, которые могут вводиться только в определенных местностях, например курортной зоне. Это курортный сбор и налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.
Есть налоги, которые могут вводиться в местах, где имеются ипподромы. Таковы три налога. Сбор за участие в бегах на ипподромах уплачивают юридические и физические лица, выставляющие принадлежащих им лошадей на состязаниях коммерческого характера. Ставка сбора устанавливается местными органами государственной власти, на территории которых расположен ипподром. Сбор за выигрыш на бегах вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме; размер сбора устанавливается местными органами власти, но не может превышать 5% суммы выигрыша. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, устанавливается в виде процентной надбавки к плате, определенной за участие в игре. Размер сбора так же, как и предыдущего, не должен превышать 5% суммы платы.
Повсеместно могут быть установлены следующие виды местных налогов.
Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций, учреждений на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица — 3% годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из размера минимальной месячной оплаты труда. Средства, поступившие от данных сборов, используются строго по целевому назначению. Расходы по их уплате юридическими лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, а физические лица платят сбор из собственных средств. Там, где этот сбор установлен, к его уплате чаще всего привлекаются только юридические лица. В Москве в 1992 г. был введен целевой налог на очистку мусоропроводов. Он не дал серьезных финансовых поступлений, вызвал недовольство значительной части жителей города, оказался неудобен с точки зрения учета и поэтому через год был отменен.
• Сбор с владельцев собак, вносимый физическими лицами, имеющими в городах собак. Сбор не должен превышать в год одной седьмой части размера минимальной месячной оплаты труда. Владельцы служебных собак от него освобождены. Учитывая, что разрешенная законодательством сумма сбора настолько мизерна, что носит чисто символический характер, в Москве, как и во многих местностях, данный сбор не вводился. Доходы приносят платные услуги ветеринарной службы.
• Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие алкогольную продукцию населению. Размеры сбора установлены российским законодательством: с юридических лиц — 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц — 25. При торговле с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие массовые мероприятия, — половина минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли.
• Сбор за выдачу ордера на квартиру, вносимый физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры. Ставка сбора должна быть поставлена в зависимость от общей площади квартиры и качества жилья, т.е. быть дифференцированной. Максимальный размер сбора не может превышать 75% минимальной месячной оплаты труда. Во многих местностях этот налог не введен. Но зато взимается плата за услуги жилищных организаций. Как правило, она существенно выше налога. Вряд ли можно признать правильным перевод на рыночные коммерческие отношения сугубо государственных жилищных органов. Тем более, что на их содержание муниципалитеты имеют возможность направлять целевые налоговые поступления.
• Сбор за парковку автотранспорта, вносимый юридическими и физическими лицами за парковку автомашин в специально оборудованных местах. Размеры сбора устанавливаются представительными органами местной власти. Сбор входит в цену парковки и направляется в местный бюджет.
• Сбор за право использования местной символики уплачивают производители продукции, на которой использована местная символика: гербы городов, виды местностей, исторические памятники и пр. Размер сбора не должен превышать 0,5% стоимости реализованной продукции с символикой.
• Сбор за право проведения кино- и телесъемок вносят коммерческие кино- и телекомпании, производящие съемки, требующие от муниципальных органов осуществления организационных мероприятий, как-то: выделения нарядов милиции, изменения потоков транспорта, оцепления территории съемок и т. д. Ставка сбора устанавливается представительными органами местной власти без каких-либо ограничений.
• Сбор за уборку населенных пунктов может быть установлен как для юридических, так и для физических лиц (владельцев строений). Размер сбора законодательных ограничений не имеет.
• Сбор за открытие игорного бизнеса, под которым подразумевается установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры. Плательщиками сбора являются владельцы указанных средств и оборудования. Ставки сбора законодательных ограничений не имеют.
• Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. В Москве применена только первая его часть — на перепродажу автомобилей. Налог может быть применен к юридическим и физическим лицам, перепродающим эти товары, по ставке, не превышающей 10% суммы сделки.
Этим исчерпывается список местных налогов, определенный Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Налоги, не входящие в него и установленные местными органами государственной власти, в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 с 1997 г. подлежат отмене.
Легко заметить, что большинство местных налогов и сборов ограничивается в размерах общероссийским законодательством.
12.6. Современный бюджет Москвы
Как уже отмечалось, в Москве созданы достаточно благоприятные условия для развития бизнеса, в том числе малых предприятий. Говоря в предыдущей главе о новом порядке налогообложения малого бизнеса, мы упомянули, что многие решения оставлены федеральным законом на усмотрение региональных органов представительной власти. Московская городская Дума на основе федерального закона приняла Закон города Москвы "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".
В соответствии с этим законом объектом обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства установлены валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
Ставки единого налога установлены в следующих размерах.
От валовой выручки:
• 3,67% — для юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные настоящим Законом в качестве приоритетных для г. Москвы, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40%;
• 6,67% — для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 % (кроме упомянутых в ч. I п. I настоящей статьи).
На совокупный доход:
• 16% — для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 до 45% включительно;
• 18% — для юридических лиц, у которых доли совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 до 50% включительно;
• 20% — для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50%.
Приоритетными для г. Москвы закон установил следующие виды деятельности:
переработка сельскохозяйственной продукции;
• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления;
• производство лекарственных и других медицинских препаратов, медикаментов, медицинских изделий и техники;
• оказание бытовых услуг населению;
• производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания собственного производства;
• природоохранная деятельность;
• туристическая и экскурсионная деятельность на территории города;
• строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения;
• благоустройство города, сбор и переработка бытовых и производственных отходов;
• транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории города;
• наука и научное обслуживание;
• здравоохранение;
• информационно-вычислительное обслуживание;
• народное образование.
Субъекты малого предпринимательства — юридические лица — считаются осуществляющими приоритетные виды деятельности, если суммарная доля выручки от указанных видов деятельности за отчетный период составляет в валовой выручке не менее 70%.
Закон определил, что официальным документом, удостоверяющим право субъекта малого предпринимательства на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый налоговыми органами по месту постановки субъектов на налоговый учет. Юридические лица получают патент бесплатно. Индивидуальные предприниматели получают патент при предъявлении квитанции об уплате в бюджет г. Москвы одной четвертой части годовой стоимости патента.
Годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя составляет:
• в первый год работы в качестве субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности — величину, равную 12-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации на момент получения патента;
• во второй год — величину, равную 24-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации на начало календарного года;
• в третий и последующие годы — величину, равную 4-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации на начало календарного года.
Оплата годовой стоимости патента осуществляется индивидуальным предпринимателем ежеквартально равными долями в сроки, указанные в патенте.
В случае, если индивидуальный предприниматель отказывается от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до истечения трехлетнего срока, он уплачивает в бюджет г. Москвы разницу из расчета величины стоимости патента в третий год за весь период деятельности и суммой, уплаченной за этот же период. При этом для расчета принимается размер минимальной месячной оплаты труда, действующий на момент подачи заявления об отказе от упрощенной системы.
Напомним, что переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности носит для предприятий малого бизнеса не разрешительный, а заявительный характер. Они сами решают, переходить на новый порядок или продолжать работать по заведенному порядку. В первые месяцы после введения закона большинство малых предприятий склоняется именно к последнему варианту.
В учебнике мы уже приводили бюджет крупнейшего региона нашей страны — г. Москвы (крупнейшего по экономическому развитию), проанализировали бюджеты города в конце XIX в. и в начале XX в. перед Первой мировой войной, советские бюджеты застойных лет и самого первого этапа финансовых преобразований. Еще раз обратимся к бюджету города периода перехода к рыночным отношениям. В табл. 12.3 показаны доходы бюджета г. Москвы, утвержденного городской Думой на 1997 г.
Таблица 12.3. Доходы бюджета г. Москвы на 1997 г. (млн. руб.)
 
 
 
Вид доходовСуммаУдельный вес, %
 
 
123
I.Налоговые доходы — всего
в том числе:
3671625483,8
1.Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала2164236049,4
из них: налог на прибыль1303462029,8
подоходный налог с физических лиц860774019,6
2.Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда9529922,2
из них: сбор на нужды образовательных учреждений4562051,1
прочие4967871,1
3.Налоги на товары и услуги551517512,6
из них: налог на добавленную стоимость484720011,0
акцизы5496371,3
лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции204190,05
лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом411480,1
прочие лицензионные сборы567710,1
в том числе: сбор за право торговли294020,05
сбор за регистрацию предприятий, общественных организаций, средств массовой информации, банков и их филиалов4650,001
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью7300,002
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей107420,02
поступления за лицензирование отдельных видов деятельности146180,03
сбор за лицензирование деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг7420,001
сбор за аттестацию специалистов по операциям с ценными бумагами720,0001
4.Налоги на имущество26442456,0
из них: налог на имущество физических лиц21170,005
 
 
налог на имущество предприятий26310446,0
налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения110840,02
5.Платежи за использование природных ресурсов6466081,5
из них: плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов144000,03
плата за воду, забираемую промышленным предприятиями из водохозяйственных систем22080,005
земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения6300001,44
6.Прочие налоги531487412,1
из них: госпошлина729860,2
налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы507465611,5
налог на рекламу983620,2
налог на перепродажу автомобилей401730,1
прочие налоги и сборы286970,07
в том числе: сбор со сделок при продаже и покупке валюты*283830,06
сбор за право использования местной символики3140,001
II.Неналоговые доходы — всего441885310,1
1.в том числе: Доходы от государственной собственности или от деятельности11757732,7
из них: дивиденды от использования государственного имущества8730,002
дивиденды по акциям, принадлежащим государству249000,06
доходы от сдачи в аренду государственного имущества11500002,62
2.Доходы от продажи принадлежащего государству имущества8115311,9
из них: поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности8050001,8
доходы от продажи квартир35510,01
доходы от продажи принадлежащих государству производственных фондов29800,01
3.Административные платежи115700,03
из них: сборы, взимаемые ГАИ (кроме штрафов)69800,02
прочие платежи, взыскиваемые государственными учреждениями за выполнение определенных функций45900,001
4.Штрафные санкции432800,01
5.Прочие неналоговые доходы23766995,42
III.Субвенции27000006,1
IV.Всего доходов43835107100
 
* Этот местный налог отменен в Москве в марте 1997 г. В том же году введен аналогичный федеральный налог.
Анализ доходной части бюджета 1997 г. показывает большое разнообразие доходов, чего не было ни до революции, ни в советское время. Также очевидно, что основу доходов бюджета составляют налоговые поступления. Именно эта часть включает 36,7 трлн. руб. из 43,8 трлн. руб. всех доходов, или 83,8%. Более того, опыт всех предыдущих лет переходного периода 1992—1996 гг. показал, что когда приходит срок подводить итоги исполнения бюджета, то оказывается, что процент налоговых поступлений выше процента неналоговых доходов. И это независимо от того, выполнен ли бюджет по доходам, т.е. эти проценты больше или меньше 100. Постоянно оказываются меньше запланированных доходы от государственной собственности и от ее продажи, недобираются административные платежи и штрафы. Почти всегда центральные власти недодают обещанных субвенций. В результате налоговая часть бюджета, которая планируется в удельном весе 83—85%, фактически имеет 91—94%, а порой и выше.
Среди налоговых поступлений в бюджете предусмотрены наиболее крупные платежи по прямым налогам — налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц. Косвенные налоги, даже включая НДС, на втором плане. Дело просто в нормативах отчислений от федеральных налогов. Налога на прибыль поступает в городской бюджет почти две трети (22 из 35%), подоходного налога — 90%, а НДС — одна четверть. Три имущественных налога: местный, региональный и отчисления от федерального — дают долю поступлений 6%, что свидетельствует о полной невозможности пока строить доходную часть региональных и местных бюджетов из имущественных налогов, даже если добавить к ним земельный налог — 1,4%, как предлагают некоторые экономисты. Что касается планирования доходов от налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, с точностью до миллиона рублей (11084 млн.), то следует признать это экономическим романтизмом, поскольку налог носит случайный характер. Интересно в связи с этим заметить, что земельный налог, который поддается расчету, планируется с точностью до десятков миллиардов рублей (630 млрд.).
Экологические налоги занимают ничтожный удельный вес в бюджете — 0,03%. Это могло бы радовать, если бы отражало реальную экологическую ситуацию в городе. Однако состояние природной среды, в том числе водного и воздушного бассейнов, крайне неблагополучно. И низкая доля экологических налогов в бюджете свидетельствует лишь об их неразработанности в России.
В прочих неналоговых доходах (ст. 5) более двух третей занимают поступления из внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда от коммерческой продажи жилья на формирование целевого бюджетного фонда строительства муниципального (бесплатного) жилья. Остальное — это проценты по фонду продовольственных ресурсов, поступления от платных муници-пальных стоянок и некоторые мелкие доходы.
Посмотрим, как изменилось направление расходной части бюджета при переходе к рыночным отношениям (табл. 12.4).
Немного странная для крупного города статья расходов "Сельское хозяйство и рыболовство" (ст. 6) подразумевает финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, а также расходы по пополнению фонда продовольственных ресурсов. Сюда же относится содержание ветеринарной службы.
Таблица 12.4. Расходы бюджета г. Москвы в 1997 г. (млн. руб.)
 
 
 
Вид расходовСуммаУдельный вес, %
1.Государственное управление и местное самоуправление832603,61,9
2.Судебная власть, включая содержание нотариальных контор4408,40,01
3.Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства13078403,0
4.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу3100690,7
5.Промышленность, энергетика и строительство3320600,7
6.Сельское хозяйство и рыболовство5518671,3
7.Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия6983001,6
8.Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика32505207,4
9.Развитие рыночной инфраструктуры2418980,6
10.Жилищно-коммунальное хозяйство1548240635,3
11.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий483850,1
12.Образование591690013,5
13.Культура и искусство16920003,9
14.Средства массовой информации1340000,3
15.Здравоохранение и физическая культура745686817,0
16.Социальная политика36749608,4
17.Прочие расходы19000224,3
 
 
Всего расходов43835107100
 
Крупные суммы, выделенные на ст. 8, свидетельствуют о дотациях наземному пассажирскому транспорту и метрополитену.
Развитие рыночной инфраструктуры (ст. 9) включает в себя расходы по поддержке малого предпринимательства и расходы по развитию рынка ценных бумаг.
Одна из наиболее крупных расходных статей — "Жилищно-коммунальное хозяйство", объединяющая три крупных самостоятельных раздела: 1) жилищное строительство. Это целевой бюджетный фонд на строительство муниципального бесплатного жилья, субсидии на строительство и приобретение жилья, компенсация стоимости строительства домов жилищно-строительных кооперативов, строительство жилых домов для бюджетных организаций; 2) жилищное хозяйство. Сюда относятся капитальный ремонт жилищного фонда, расходы на его эксплуатацию, включая субсидии малообеспеченным гражданам, возмещение разницы в стоимости тепловой энергии;
3) коммунальное хозяйство. В 1997 г. крупные расходы по этой статье были предусмотрены на празднование 850-летия Москвы. По этой же статье проходят расходы на архитектуру и градостроительство и на благоустройство города.
В ст. 12 "Образование", кроме традиционных расходов, появились новые типичные для рыночных отношений: переподготовка кадров. Безработица, хотя в процентном отношении в городе невелика, но тем не менее заставляет помнить о себе.
Ст. 15 "Здравоохранение" также помимо традиционных расходов предусматривает финансовую поддержку предприятий аптечной сети. В рыночных отношениях они не смогут выжить сами. Раньше они приносили, хотя и небольшую, прибыль.
Значительные суммы выделяются на проведение социальной политики: создание фонда социальной защиты, выплату пособий гражданам, имеющим детей, оказание помощи молодежи и на другие подобные мероприятия.
Среди прочих расходов предусмотрены возможные затраты на проведение выборов и референдумов.
В качестве защищенных статей бюджета определены оплата труда с начислениями, оплата санитарных транспортных услуг, бесплатные молочные смеси для детей, бесплатное зубопротезирование, приобретение медикаментов и перевязочных средств, стипендии, приобретение продуктов и их доставка, выплата пенсий и пособий, питание школьников, субсидии на строительство и приобретение жилья, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам и другие трансферты населению.
На наш взгляд, бюджет города Москвы по доходам и расходам отвечает экономическим реальностям переходного периода и обеспечивает определенную степень социальной защищенности населения. А главное,он сбалансирован по доходам и расходам.