Лекция 16

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО

  1. ВЫБОР ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

  2. В предыдущих главах отмечалось, что происходит увеличение числа предприятий, участвующих в процессе международного разделения труда. В него включаются не только старые и вновь появляющиеся крупные предприятия промышленности, транспорта и других секторов национальных экономик, но также малые и средние фирмы разных стран. Увеличивается число гигантских транснациональных и международных корпораций, оказывающих глубокое воздействие на всю систему международных экономических отношений.
    В результате выхода на мировой рынок многих предприятий разных групп стран возрастает поток промышленной и сельскохозяйственной продукции, поступающей на продажу. Но емкость мирового рынка не беспредельна. Поэтому фирмы — участницы международных экономических отношений ищут пути преодоления ограниченного характера мирового рынка. В ходе этих поисков уже появились новые варианты увеличения сбыта своей продукции на внешних рынках. В частности, крупные промышленные компании совершенствуют свой внешнеторговый аппарат, мелкие и средние фирмы выходят на специализированные внешнеторговые компании либо совместно создают единую внешнеторговую фирму. Одновременно растет и совершенствуется институт торговых посредников, чья внешнеэкономическая деятельность принимает самые разнообразные формы. Все эти явления обусловливают необходимость изучения не только организационных и социальных форм предприятий, но и новых организационных форм в области внешнеэкономической деятельности. Как же обстоят дела в этой сфере?
    Наличие качественных товаров у производственных объединений, участвующих в международных экономических отношениях, еще не означает, что их экспорт будет обеспечен на эффективном уровне. Кроме производства хорошего товара, хозяйствующим единицам необходимо осуществить эффективную внешнеэкономическую деятельность, которая принесла бы им доход не меньше средней прибыли, существующей в стран базирования. Для этого предприятия должны выбрать оптимальную форму реализации своей продукции на внешнем рынке.
    В мировой практике существуют различные формы организации внешнеторговой деятельности производственных форм или предприятий. Выбор форм этой деятельности зависит от ряда факторов. Прежде всего имеет значение размер самой фирмы, участвующей в международных экономических отношениях, точнее, масштабы ее производства. Важным фактором является также характер выпускаемой продукции и особенности международных региональных рынков, на которых она реализуется. Заметное влияние оказывает и уровень развития экспортно-импортных операций, проводимых данным предприятием, т.е. степень его участия в международном разделении труда. Еще одним параметром, определяющим выбор организационной структуры внешнеторговой деятельности предприятия, является специфический метод реализации своих товаров или услуг на внешнем рынке, принятый руководством данного предприятия. Оно может осуществлять продажу своей продукции по традиционным экспортным контрактам, по бартерным или иным видам товарообменных сделок и т.д. Кроме названных факторов, на выбор организационных форм внешнеторговой деятельности оказывают воздействие географическая удаленность отдельных внешних рынков, нерегулярное или систематическое присутствие на них, а также специфика проведения там экспортно-импортных операций.
    Все многочисленные формы организации внешнеторговой деятельности объединяются в две большие группы. Первую из низ образуют те формы, которые применяют сами производственные компании и предприятия. Во вторую группу входят формы организации внешнеторговой деятельности, применяемые торговыми компаниями и другими посредническими организациями. Рассмотрим отдельно каждую из этих форм.
    Мелкие и средние предприятия, к которым относятся в том числе и разного рода товарищества, для осуществления внешнеэкономической деятельности, как правило, в своей управленческой структуре открывают небольшой сектор, или так называемый встроенный экспортный отдел. Обычно он состоит из двух-трех сотрудников, занимающихся подготовкой внешнеторговых контрактов, таможенной, кредитной и другой необходимой документации. Собственно же сделки по продаже или купле товаров указанные предприятия осуществляют через торговых посредников. Такая система развития экспортно-импортных операций лишает возможности мелкие и средние фирмы проводить самостоятельную внешнеторговую политику и обрекает их на зависимое положение от зарубежных партнеров.
    Крупные организационные формы предприятий — тресты, концерны — имеют для проведения внешнеэкономической деятельности специальный внешнеторговый аппарат. В нем созданы службы и специализированные органы, которые выполняют организационные, кредитно-расчетные, транспортные, рекламные, аналитические и другие внешнеторговые функции. Этот аппарат в зависимости от предприятия-производителя может быть создан в качестве крупного внутрифирменного подразделения или как относительно самостоятельной внешнеторговой фирмы и находиться в стране производства или за рубежом. В первом случае внешнеторговая фирма не обладает правами юридического лица и имущественную ответственность по ее обязательствам перед партнерами по внешнеторговым сделкам несет само предприятие-производитель в пределах стоимости принадлежащего ему имущества. Во втором случае внешнеторговая фирма получает статус юридического лица с собственным балансом и обслуживает не только учредившее ее предприятие, но и другие фирмы, т.е. превращается фактически во внешнеторгового посредника. Предприятие-учредитель строит свои отношения с созданной им юридически самостоятельной внешнеторговой формой на основе договоров поручения или комиссии.
    Имея собственный аппарат в виде внешнеторговой фирмы, не обладающей правом юридического лица или со статусом юридического лица, предприятие-учредитель может реализовать свою продукцию на внешнем рынке различными путями. Во-первых, это могут сделать только что упомянутые внешнеторговые фирмы, функционирующие в стране действия непосредственного производителя. Во-вторых, предприятие-производитель может реализовать свою продукцию за рубежом через созданный им там какой-либо подконтрольный ему филиал. Действующий на основе тесных агентских отношений филиал оперативно сбывает товары производителя и передает ему информацию о ходе сбыта, о претензиях и пожеланиях покупателей, о возможном изменении спроса на данный товар. В-третьих, крупные промышленные предприятия или объединения осуществляют свои операции на внешних ранках через дочерние компании. Последние создаются по товарной или географической ориентации и получают юридическую самостоятельность. Это имеет важное значение для производителей, так как перед покупателями отвечают не они, а дочерние компании по своим конкретным обязательствам. Например, многие крупные металлургические концерны создают дочерние сбытовые компании, которые осуществляют весь комплекс мероприятий по реализации продукции по согласованным ценам. Это ускоряет сбыт продукции концернов, и они сосредоточивают усилия преимущественно на разработке новой технологии изготовления товаров и повышения их качества. Кроме того, дочерние компании обеспечивают своих поставщиков необходимой информацией о состоянии рынков сбыта их продукции.
    Организация собственного или подконтрольного внешнеторгового аппарата за рубежом требует от предприятий-производителей довольно крупных финансовых расходов. Но эти затраты в конечном счете окупаются довольно быстро и дают большой эффект, позволяя оперативно проникать на рынки той или иной страны, а затем расширять на них сбыт продукции и на долгие сроки закреплять там присутствие своей фирмы.
    Зарубежные филиалы и дочерние компании промышленных объединений действуют на мировом рынке в качестве оптовых фирм или предприятий розничной торговли, функциональные задачи которых определяются по договоренности с учредителями. Их главная задача сводится к обеспечению продажи товаров и формированию портфеля заказов для промышленных фирм. В частности, они принимают заказы от заграничных потребителей, классифицируют их и отправляют своим производственным патронам. Кроме того, в круг обязанностей филиалов и дочерних компаний входит изучение местного рынка, организация рекламы, информационное обеспечение импортеров, финансовые расчеты с ними, а также послепродажное техническое обслуживание поставляемых на местный рынок машин и оборудования.
    Организовать собственную зарубежную сбытовую сеть промышленным фирмам не всегда удается при наличии каких-нибудь
    серьезных экономических или административных препятствий, а также острой конкурентной борьбы на данном рынке. В этом случае промышленные фирмы прибегают к реализации своей продукции через торговую сеть иностранных партнеров или через торговых посредников.
    Свою специфику реализации товаров на внешних рынках имеют и разные монополистические объединения. Их внешнеэкономическая деятельность осуществляется в разных формах. Одной из этих форм являются картельные соглашения. Участники картелей сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и сами же осуществляют экспортно-импортные операции. Однако их выступление на внешних рынках происходит на определенных условиях, на согласованных рынках, ценах и сроках реализации своей продукции. В странах создаются для ведения внешнеэкономической деятельности экспортные и импортные картели. Примером экспортного картеля может служить германский картель по цементу, а примером импортных картелей являются канадский картель по сахару и французский — по шерсти. В то же время на базе соглашений между компаниями разных стран возникают международные картели, которые согласовывают свои действия по более широкому кругу продаваемых и покупаемых товаров. Классическим примером служит нефтяной картель стран ОПЕК, который контролирует условия продажи нефти на мировых рынках и устанавливает квоты ее добычи в странах-участницах.
    Хотя сбыт продукции участниками картеля осуществляется на согласованных условиях, но он может происходить в самых различных формах. В частности, члены картеля могут продавать свою продукцию через специализированные экспортные компании, через торговые ассоциации, осуществлять независимый сбыт продукции или какими-то другими путями.
    Картельные соглашения чаще всего заключаются на короткий срок. По своему содержанию картель не представляет сплоченной организации, и в любое время его условия могут быть нарушены отдельными участниками. Именно об этом свидетельствует история существования нефтяного картеля стран ОПЕК, когда отдельные его члены игнорировали результаты совещаний и значительно превышали установленные квоты добычи нефти.
    Более прочную юридическую основу, чем картели, имеют синдикаты. Производственные фирмы, являющиеся их участниками, сосредоточивают свои усилия только на производстве. Все же виды внешнеэкономической деятельности — поиск покупателей, определение цен, получение платежей и другие — концентрируются в
    руках центрального правления синдиката. Организация сбыта произведенной продукции членами синдиката может осуществляться также через торговые ассоциации, через экспортные компании и т.д.
    В качестве монопольных объединений на мировых рынках помимо картелей и синдикатов могут выступать тресты, комбинаты, концерны и другого рода монополистические объединения. Они создаются на более длительный срок, и в их рамках предприятия решают не только вопросы внешнеэкономического характера, но и связанные с ними проблемы расширения производства товаров и оказания услуг.
  3. ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ

  4. Кроме внешнеторговых сделок, осуществляемых непосредственно внешнеторговыми аппаратами производственных фирм, существуют и внешнеторговые операции через посредников. Внешнеторговой посреднической деятельностью занимаются различные организации, начиная от торговых компаний и кончая сбытовыми посредниками.
    Среди многочисленных посреднических организаций видное место занимают торговые фирмы, которые подразделяются на специализированные компании с ограниченной товарной номенклатурой и универсальные, или многотоварные, торговые компании. Среди последних наиболее полное развитие получили так называемые торговые дома, которые представляют собой крупные торговые объединения, имеющие тесные контакты с производителями товаров и банками. Торговые дома занимаются закупной больших партий товаров и перепродажей их другим торговым фирмам, а также их реализацией через свою сбытовую сеть. В то же время они проводят лизинговые операции, предоставляют кредиты, консультируют зарубежные фирмы и осуществляют другие операции. Кроме проведения внешнеторговых операций, торговые дома ведут широкую предпринимательскую деятельность, в частности, содействуют освоению за границей источников сырья, участвуют там в создании промышленных, сельскохозяйственных, туристических и других объектов. Торговые дома осуществляют капитальные вложения в развитие производственной и сбытовой инфраструктуры, уделяя большое внимание строительству складских помещений, причалов, расширению торговой сети.
    Универсальные торговые компании получили широкое распространение в Японии. Достаточно сказать, что в середине 80-х гг. всего девять японских торговых домов контролировали примерно 40% экспортных и 50% импортных операций1. Они проводят внутренние и внешние торговые операции, которые охватывают все виды потребительских продуктов и товаров производственного назначения, а также осуществляют многочисленные услуги, связанные с их реализацией.
    1 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994. С. 350.
    Помимо Японии, торговые дома получили распространение в странах Западной Европы, США и в некоторых других странах. Так, в Англии зарегистрировано 800 экспортных домов2. Хотя они и не обладают такой мощью, как в Японии, тем не менее успешно занимаются продажей товаров преимущественно английского производства.
    2 Организация внешнеэкономических связей / Под ред. А. Коробкина. М., 1993. С. 94.
    Наряду со специализированными и универсальными торговыми компаниями или домами функции посредников во внешнеэкономической деятельности могут осуществлять и другие организации. К их числу в первую очередь следует отнести так называемых простых посредников, роль которых выполняют торговые фирмы и отдельные лица. Среди них самостоятельно действующие брокеры и брокерские конторы. Брокеры и их объединения, как правило, действуют при товарных биржах и могут иметь отделения как внутри страны, так и за рубежом. Производственные фирмы заключают соглашения с простыми посредниками, которые берут на себя задачу найти заинтересованного импортера и осуществить его знакомство с экспортером для подписания контракта о продаже-купле товаров. Сами же посредники не принимают участия в подписании контрактов, но за оказанные ими посреднические услуги получают вознаграждение. При этом простые посредники нередко не ограничиваются обеспечением знакомства заинтересованных партнеров, но по их указанию могут выполнять какие-то дополнительные работы по изучению рынка, налаживанию рекламы, осуществлению информационных услуг и решению других задач. В этих случаях простые посредники получают дополнительное вознаграждение от промышленных фирм.
    В роли посредников выступают и так называемые поверенные. Особенность этого вида посредничества состоит в том, что экспортеры или импортеры доверяют поверенным иностранным фирмам или лицам совершать сделки от их имени и за их счет. Выполнение посреднических услуг осуществляется на основе договора поручения, в котором подробно излагаются полномочия поверенных лиц относительно коммерческих и технических условий совершаемых сделок. Например, договоры допущения устанавливают границы полномочий доверенных лиц по техническим свойствам товаров, а также по ценам, срокам поставок, кредитным условиям и т.д. Поверенные несут имущественную ответственность за превышение указанных в договоре полномочий.
    Оригинальный экземпляр подписанного поверенным контракта направляется им для исполнения своим доверителям. Сами же поверенные за оказанные ими услуги доверителю получают определенное вознаграждение.
    Среди многочисленных посредников видное место занимают комиссионеры. Экспортеры и импортеры предоставляют им право заключать контракты от своего имени, хотя и за счет заказчика. При этом комиссионеры не отвечают за невыполнение условий контракта продавцами или покупателями, за исключением тех случаев, когда такая ответственность предусмотрена договором комиссии или, как его называют, договором-делькредере. Договоры комиссии также содержат указание на объемы полномочий комиссионеров в части технических и коммерческих условий сделок. В этих договорах часто предусматриваются дополнительные обязательства комиссионеров относительно изучения рынков, установления цен, организации рекламы, технического обслуживания машин и оборудования и выполнения других функций.
    Разновидностью посредников-комиссионеров являются консигнаторы. Суть консигнаторства состоит в том, что экспортеры, именуемые консигнантами, поставляют товары на склад посредников, которые называются консигнаторами, для реализации их на рынке в течение определенного срока. Консигнатор рассчитывается с владельцем товаров по мере их реализации, но не проданные к указанному сроку товары могут быть возвращены их собственникам. При этом для повышения надежности сбыта товаров применяется частично возвратная или безвозвратная консигнация. В первом случае консигнатор берет на себя обязательство купить определенную часть товара, нереализованного к истечению срока договора. Например, если договором консигнации сроком на один год посреднику поставлена тысяча автомашин на условиях 20%-ной частично возвратной консигнации, но к концу срока консигнации продано лишь 700 автомашин, тогда возврату подлежит только 200 автомашин, а 100 штук должен купить сам посредник-консигнатор. При безвозвратной консигнации весь не проданный в установленный срок товар должен выкупить сам консигнатор.
    Следует отметить, что по договорам консигнации на рынках как промышленно развитых, так и развивающихся государств реализуется большая часть универсальных станков, автомобилей, тракторов и многие виды других товаров. Договоры но консигнации, равно как и договоры комиссии, довольно часто содержат дополнительные обязательства консигнаторов по изучению рынков сбыта, организации рекламы, содержанию разветвленной сбытовой сети и организации технического обслуживания продаваемых машин, оборудования и других товаров длительного пользования.
    Посреднической деятельностью занимаются и торговые агенты, задачей которых является осуществление представительских функций простых посредников, содействующих заключению сделок, а также выполнение функций поверенных, совершающих сделки от имени экспортеров и импортеров. Иными словами, торговые агенты — это специализированные фирмы, лица и организации, которые способствуют заключению договоров или оформляют их сами от имени экспортеров и импортеров. Деятельность торговых агентов основывается на агентских соглашениях, которые определяют их обязанности и условия работы. Как правило, они предусматривают общие условия сотрудничества торговых агентов и заказчиков, именуемых в США и Англии принципалами. Затем в рамках этих соглашений происходит экспорт или импорт товаров по отдельным контрактам.
    В коммерческой практике иностранных внешнеторговых организаций выделяется еще один вид сбытовых посредников, которых именуют дистрибьюторами. По сравнению с другими посредниками дистрибьюторы занимаются перепродажей товаров от своего имени и за свой счет. Они осуществляют свои обязательства перед экспортерами, чаще всего не ставя их в зависимость от процесса выполнения обязательств импортерами. В отличие от других посредников дистрибьюторы сами заключают контракты с продавцами и покупателями и решают широкий круг задач, связанных с внешнеторговыми операциями. К примеру, они могут сами назначать цены и определять условия реализации товаров, несут все риски по кредитам, предоставленным покупателям, а также вызванные порчей или утратой товаров. Помимо этого, дистрибьюторы занимаются исследованием рынка сбыта, рекламой, создают сбытовую сеть, обеспечивают предпродажный сервис и доработку товаров, содержат склады и осуществляют техническое обслуживание машин и оборудования.
    Следует отметить, что перечисленные виды посредничества в чистом виде встречаются редко. Чаще всего многие посредники представляют интересы экспортеров и импортеров по многим видам
    товаров. Более того, один и тот же посредник может работать с одной промышленной фирмой на базе различных соглашений. Например, по одному товару посредник работает с производственным предприятием на основе договора о простом посредничестве, по другому товару — на основе договора поручения, по другим группам товаров — на основе договоров консигнации и т.д.
    Деятельность всех видов посредников, занятых продажей или куплей товаров, требует нередко значительных затрат. В частности, посредники несут расходы по содержанию зданий, складов, автотранспорта. Они также осуществляют взносы таможенных пошлин, налогов и сборов, делают расходы на рекламу и оплату сотрудников своей агентской сети. Все эти затраты посредники могут выполнить, только получая вознаграждение за свою деятельность со стороны заказчиков. В мировой практике применяется несколько способов оплаты услуг посредников. Например, внешнеторговая деятельность простых посредников и поверенных оценивается в виде процентов от суммы заключенных с их участием контрактов. Деятельность дистрибьюторов может вознаграждаться в форме процентов от сумм совершаемых с их участием контрактов, а также в форме разницы между продажными ценами на внешнем рынке и ценами экспортеров. При этом при расчетах с посредниками за их услуги заказчики используют два способа: первый предусматривает удержание посредником определенных сумм из платежей, которые он переводит экспортерам за проданные их товары; второй способ состоит в том, что собственник товара перечисляет вознаграждение посредникам из полученных сумм за реализованные товары.
    Обращает на себя внимание значительный диапазон в суммах вознаграждения посредникам. Их величины зависят от многих факторов, в том числе от масштабов сделок, от конкурентоспособности товаров, от выполнения посредниками дополнительных задач. Например, при реализации массовых топливно-сырьевых товаров сумма вознаграждения посредников может составлять незначительную часть процента цены этих товаров. Напротив, при реализации машин, оборудования и других средств производства, которые требуют предпродажной доработки и систематического технического обслуживания, величина вознаграждения посредников иногда составляет десятки процентов цены реализации.
    Помимо рассмотренных видов, в странах с развитым товарным производством посредничество стало осуществляться на товарных биржах, аукционах и торгах. Здесь оно имеет свою специфику и потому заслуживает отдельного рассмотрения.
  5. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ФИРМ

Начиная с августа 1986 г. российские предприятия и объединения получили право свободно выходить на внешний рынок. Однако чтобы самостоятельно осуществлять экспорт продукции или закупать товары за границей, необходимо создать соответствующие службы, которые обеспечили бы заключение внешнеторговых сделок. В связи с этим в нашей стране возникли различные формы проведения экспортно-импортных операций.
Некоторые производственные предприятия и объединения пошли по линии создания специальных внешнеторговых служб, встроенных в их организационную структуру и получивших название внешнеторговых отделов или внешнеторговых фирм без права юридического лица. Эти службы намечают рынки сбыта продукции, рекомендуют цены на продаваемые товары, пути их доставки на рынок потребителя и способы их реализации. Одновременно они изучают таможенные правила прохождения товаров через границу, а также уровень налогов и сборов, которые предприятия должны при этом уплачивать соответствующим государственным органам. Эти же службы готовят всю необходимую документацию как для оформления, так и осуществления внешнеторговых сделок. При этом при проведении экспортно-импортных операций они не несут имущественной ответственности за заключенные сделки. Данная обязанность полностью лежит на производственном предприятии или объединении, чьим специальным структурным подразделением и являются внешнеторговые отделы или фирмы.
За минувшее десятилетие самостоятельной деятельности на внешних рынках многие отечественные предприятия и объединения пришли к выводу, что для осуществления экспорта или импорта целесообразнее иметь дело с внешнеторговыми фирмами со статусом юридического лица. Поэтому на базе специализированных внешнеэкономических отделов они создали внешнеторговые фирмы (ВТФ) и наделили их правом юридического лица. Предприятия, учредившие подобные внешнеторговые фирмы, ведут с ними отношения на основе договоров поручения, комиссии или каких-либо других.
По мере того как юридически самостоятельные внешнеторговые фирмы расширяли свои связи, набираясь опыта, они стали выполнять внешнеторговые поручения и других предприятий. Постепенно многие из этих фирм отделились от предприятий-учредителей и превратились в типичных торговых посредников, плюющих не только собственный баланс, но и самостоятельную экономическую жизнь в рамках структуры национальной экономики. Этому процессу в России в решающей степени способствовал переход ее экономики к рыночной системе, когда номенклатурные принципы распределения произведенной продукции заменяются свободной торговлей, и в ее сферу вовлекается огромная армия предпринимателей, не имеющих опыта работы ни во внутренней, ни особенно во внешней сфере обращения. В этот период во многих городах и областях ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов по внешней торговле. В связи с этим появление специализированных полностью независимых фирм, выступающих в качестве внешнеторговых посредников, был инициирован не только самими этими фирмами, но и отвечал коренным интересам производственных предприятий и объединений, стремившихся во что бы то ни стало попасть на внешние рынки.
Самостоятельные внешнеторговые фирмы создали не только отдельные крупные предприятия и объединения, но также и межотраслевые государственные и научно-технические комплексы. Хотя предприятия, входящие в эти комплексы, располагают правом создавать собственные внешнеторговые службы, тем не менее они находят полезным передать свои внешнеторговые функции одной специализированной внешнеторговой организации. Так, предприятия межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) “Микрохирургия глаза” через одну внешнеторговую фирму осуществляют свои экспортно-импортные операции. Подобным образом предприятия отраслевого объединения “Агрохим” решают свои внешнеторговые проблемы через единое внешнеэкономическое объединение “Агрохимэкспорт” и т.д.
Следует отметить, что посредническая деятельность внешнеторговых фирм, организаций и отдельных лиц не является чем-то новым для нашей страны. В эпоху Российской империи посредничество во внешнеэкономических отношениях осуществлялось в тех же формах, что и в других странах с развитым товарным производством. Существовало оно и в период новой экономической политики, и только после отказа от нэпа общепринятые формы посредничества были свернуты. В советский период посредническая деятельность осуществлялась централизованно министерствами и ведомствами и носила формальный характер, так как производители экспортной продукции не участвовали в ее реализации. И только со времени самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и организаций стали появляться специализированные внешнеторговые организации разных видов и направлений деятельности.
С переходом России к рыночной системе развиваются разные виды посреднической деятельности во внешнеторговых операциях.
Кроме упомянутых выше внешнеторговых фирм, следует отметить функционирование специализированных внешнеэкономических объединении, которые подчинялись ранее МВТ и ГКЭС СССР. Сейчас в системе Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (МВЭС России) их осталось чуть более 30, в основном они обеспечивают экспортно-импортные операции военно-промышленного комплекса, организаций и предприятий общегосударственного значения — железных дорог, связи, авиации, флота, системы образования, медицинского обслуживания и т.д.1 Несмотря на то что внешнеэкономические объединения МВЭС России были превращены в акционерные общества закрытого типа, но контрольный пакет акций принадлежит государству в лице МВЭС.
1 Экономика внешних связей России / Под ред. А. Булатова. М., 1995. С. 392.
Несколько по-иному сложилась судьба внешнеэкономических объединений МВТ СССР, переданных в августе 1986 г. министерствам, ведомствам и государственным комитетам. В ходе реорганизации этих правительственных структур отраслевые внешнеэкономические объединения были превращены в акционерные общества открытого и закрытого типа, получив при этом большую самостоятельность по сравнению с внешнеэкономическими объединениями, оставшимися в системе Министерства внешних экономических связей Российской Федерации. Многие из них теперь специализируются на торговле отдельными товарами, превратившись при этом в своеобразные холдинги с коммерческими банками и единым управлением. Типичным примером такого холдинга может служить “АТЭКС”, который поглотил старые и новые внешнеэкономические объединения бывших Минтракторосельхозмаша, Минавтопрома, а также предприятия и институты других министерств и ведомств. Отдельные отраслевые внешнеэкономические объединения превращены в акционерные общества открытого типа. К числу таких относится внешнеэкономическое объединение “Авиаэкспорт”. Однако в этих акционерных обществах значительная часть акций принадлежит тем или иным государственным структурам, которые координируют деятельность производственных предприятий и объединений.
Специализированные внешнеэкономические объединения МВЭС России и внешнеэкономические холдинги сосредоточивают свою деятельность на проведении больших экспортно-импортных сделок с хорошо известными зарубежными партнерами. Но на внешний рынок стремятся выйти не только крупные промышленные объединения, способные совершать такие операции, но также мелкие и
средние. Не рассчитывая на тесное сотрудничество со специализированными внешнеэкономическими объединениями и холдингами, они обращают свои взоры к иным внешнеторговым посредникам, среди которых получили широкую известность ассоциации делового сотрудничества (АДС).
Одни из названных объединении организованы по страновому принципу, т.е. осуществляют деловые связи с отдельными странами. К их числу относятся ассоциация “Ратмир”, которая ведет внешнеэкономические связи с Германией, а также АДС “Асситал”, осуществляющая деловое сотрудничество российских предприятий с итальянскими партнерами. Другие ассоциации развивают международные экономические отношения по отраслевому принципу. В частности, этой работой занимается организация “Агропромсервис”, которая объединяет агропромышленные фирмы. Успешно выступает на внешнем рынке ассоциация делового сотрудничества АСМЕТ, ведущая внешнеэкономические связи металлургических российских предприятий.
Наряду со страновыми ассоциациями делового сотрудничества в сфере внешнеторговой деятельности появились областные, республиканские и другие региональные внешнеторговые объединения. Инициаторами их создания выступали, как правило, малые и средние предприятия, у которых не было значительных средств для организации собственных внешнеторговых фирм, а также ощущался острый дефицит высококвалифицированных кадров, имевших специальную внешнеторговую подготовку и хотя бы непродолжительный практический опыт ведения международного экономического сотрудничества. Значительная часть областных и республиканских ассоциаций делового сотрудничества созданы по образцу акционерных обществ закрытого типа. Все эти региональные объединения ведут внешнеторговые сделки своих акционеров, а также других заказчиков чаще всего на основе договоров поручений и комиссии.
Внешнеэкономическую деятельность производственные предприятия могут осуществлять как через отечественных внешнеторговых посредников, так и через иностранных. Но большинство наших производственных фирм не имеет за границей своих филиалов, дочерних компаний или каких-либо других представительств. Поэтому подавляющая часть экспортно-импортных операций российских предприятий осуществляется зарубежными посредниками. Как показывает опыт, такая практика ведения внешнеэкономических операций имеет некоторые преимущества.
Во-первых, содержание собственного представительства требует значительных валютных средств, а использование заграничных посредников при реализации небольших партий товаров в финансовом плане оказывается дешевле. Во-вторых, зарубежные торговые посредники экономят время отечественных поставщиков и импортеров, освобождая их за определенное вознаграждение от работы по техническому обслуживанию машин и оборудования, устройству складов и хранению продукции, по организации рекламы. В-третьих, иностранные торговые посредники постоянно присутствуют на внешнем рынке и могут срочно передавать самую разнообразную рыночную информацию об изменениях спроса и предложения, о ценах, об остроте конкуренции и другие полезные сведения. В-четвертых, иностранные торговые посредники благодаря постоянному присутствию на внешнем рынке поддерживают тесные связи с местными деловыми кругами и некоторыми государственными учреждениями, что дает им возможность оказывать определенное воздействие на выработку решений относительно деятельности на этом рынке их поставщиков.
Из отмеченных выше преимуществ со всей очевидностью напрашивается вывод, что продуманный выбор внешнеторгового посредника из числа зарубежных фирм, организаций и даже физических лиц переставляет собой важный момент в проведении внешнеэкономических операций российскими экспортерами или импортерами, так как является важнейшим условием получения ими максимального коммерческого эффекта от своей внешнеторговой деятельности.
В круге субъектов международного товарообмена разного рода посредники занимают видное место. Оказывая коммерческие услуги производственным предприятиям и фирмам, они содействуют развитию внешнеэкономической деятельности и, следовательно, росту мировой торговли. Достаточно сказать, что в настоящее время более половины товарного обмена в мире осуществляется с помощью сделок, заключаемых через торговых посредников1.
1 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994. С. 349.
Привлечение посредников к совершению внешнеэкономических сделок значительно повышает их эффективность. Это происходит вследствие целого ряда объективных причин:
вследствие хорошего знания местного рынка и широких связей в деловом мире посредники увеличивают сбыт товаров и тем самым ускоряют оборот капитала заказчика;
торговые посредники, быстро учитывая изменение конъюнктуры рынка, обеспечивают повышение конкурентоспособности продукции за счет предоставления покупателям необходимых услуг — организации предпродажного сервиса, проведения операций по доработке товаров и других;
нередко торговые посредники кредитуют торговые операции и тем самым приносят производственным предприятиям и фирмам безотлагательный доход, что также ускоряет оборот их капитала.
Таким образом, посредничество является важным фактором, стимулирующим развитие внешнеэкономических связей. Нет никакого сомнения в том, что и в будущем торговые посредники, опираясь на приобретенный ими опыт, будут активно участвовать в продвижении товаров на мировые рынки, сочетая эту основную свою деятельность с инвестиционными и кредитными операциями.
 
. . . . . .