Глава II.
Учет основных средств и нематериальных активов
 
1. Группировка, состав и оценка основных средств
 
Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он длится более 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более 50-кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил, изложенных в Положениях по бухгалтерскому учету.
Срок полезного использования — период, в течение которого объект основных средств призван приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с существующим порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования устанавливается исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочее имущество.
В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также капитальные вложения, направленные на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета. По принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования — на находящиеся: в эксплуатации (действующие); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Отнесение основных средств к тому или иному виду является основанием для исчисления сумм амортизации.
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
— регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
— таможенные пошлины и иные платежи;
— не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ № 6/97),утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65н. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается и случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации. Затраты по капитальному ремонту на увеличение стоимости основных средств не относятся.
Книги, учебники и другие издания, включенные в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стоимость первоначального их переплета. Затраты на ремонт и реставрацию книг, в том числе и вторичный переплет, на увеличение стоимости книг не относятся и списываются на расходы по смете учреждения.
Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на величину расходов, связанных с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой), если в результате их осуществления увеличивается срок полезной службы или производственная мощность объектов, возрастает количество выпускаемой продукции или снижается ее производственная себестоимость.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость. Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т. п.). Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям Правительства.
В настоящее время производится переоценка основных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “О переоценке основных фондов в 1997 году” от 7 декабря 1996 г. № 1442 (с изменениями и дополнениями от 17 октября 1997 г.). В соответствии с данным Постановлением переоценке подлежат находящиеся на балансе организаций здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов независимо от технического состояния (степени износа) как действующие, так и находящиеся на реконструкции, в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные соответствующими актами. Не подлежит переоценке стоимость земельных участков и объектов природопользования.
Переоценка основных фондов производилась по состоянию на 1 января 1997 г. и осуществлялась в течение всего 1997 г. Результаты переоценки не учитывались при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в течение 1997 г.
Переоценка основных средств осуществлялась двумя методами: путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пересчета балансовой стоимости применительно к ценам, складывавшимся на I января I997г. на соответствующие виды основных средств. Переоценка осуществлялась организациями самостоятельно или с привлечением специалистов-экспертов.
В соответствии с Порядком проведения переоценки основных средств по состоянию на I января I997 г., утвержденным Письмом Госкомстата Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от I.Sфевраля I997 г. № ВД-1-24/336, увеличение стоимости основных средств отражается по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 25 “Фонд в основных средствах”.
Результаты дооценки оборудования и незавершенного строительства отражаются по дебету субсчета 040 “Оборудование к установке”, дебету субсчетов 20 “Расходы по бюджету” и 21 “Прочие расходы” и кредиту субсчетов 143 “Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений”, 231 “Финансирование из бюджета капитальных вложений”, 272 “Внебюджетные фонды”, 400 “Доходы по специальным средствам”.
Уменьшение стоимости указанных объектов при переоценке отражается по кредиту счетов 01, 040, 20, 21 и дебету счетов и субсчетов 25, 143,231,272,400^
Увеличение суммы износа основных средств при их переоценке отражают по дебету субсчета 250 “Фонд в основных средствах” и кредиту субсчета 020 “Износ основных средств”. Уменьшение суммы износа при переоценке основных средств отражают обратной бухгалтерской записью, т.е. дебетуют субсчет 020 и кредитуют субсчет 250.
Результаты переоценки основных средств отражались в балансе исполнения сметы расходов по состоянию на 1 июля 1998 г. в графах “На начало года” и в объяснительной записке к отчету.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств — это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объекту присваивается инвентарный номер, который проставляется в документах.
Инвентарный номер состоит из восьми знаков. Первые три знака обозначают субсчет, четвертый — группу, а последние четыре знака — порядковый номер предмета в группе. Если по субсчетам не выделены группы, то четвертый знак обозначается нулем. Например, инвентарный номер 01010001 показывает, что объект относится к субсчету 010 “Здания”, группе 1 — здания производственного назначения, а его порядковый номер — 0001; инвентарный номер 01630005 обозначает субсчет 016 “Хозяйственный инвентарь”, группу 3 — хозяйственный инвентарь, порядковый номер 0005.
Инструменты и хозяйственный инвентарь имеют семизначные номенклатурные номера. Первые три знака обозначают субсчет, четвертый знак — группу и три последних знака — вид объекта основных средств.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним вплоть до выбытия. Вновь поступившим объектам должны присваиваться только новые номера, а не номера выбывших предметов. Инвентарные номера являются и кодами инвентарных объектов при ведении учета с использованием вычислительной техники.
Все основные средства должны находиться под контролем ответственных за их сохранность должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения.
Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 “Арендованные основные средства” под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Таким образом, важнейшими задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах их поступления, внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при их ликвидации; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
 
2. Документальное оформление, учет поступления и использования основных средств
 
Для выполнения определенных выше задач бухгалтерского учета в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны подтверждаться оправдательными документами — первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкометета Российской Федерации от 30 октября 1997 г. № 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве”. К ним, в частности, относятся:
— акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1);
— акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (ф. № ОС-3);
— акт на списание основных средств (ф. № ОС-4);
— акт на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а);
— инвентарная карточка учета основных средств (ф. № ОС-6);
— акт о приемке оборудования (ф. № ОС-14);
— акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. № ОС-15);
— акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16). Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование;
— дату составления;
— наименование организации, от имени которой составлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц.
Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской службой на инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амортизации; освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место); индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки, как правило, составляются и одном экземпляре и хранятся в бухгалтерской службе. Инвентарные карточки рекомендуется открывать также на основные средства, принятые в аренду, для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерской службе организации-арендатора.
При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате составления инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении).
Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.
Для аналитического и синтетического учета основных средств используются регистры бухгалтерского учета, рекомендуемые Министерством финансов Российской Федерации или разработанные министерствами, ведомствами и организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.
На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации в организации осуществляется оперативный контроль за использованием основных средств. К числу показателей, характеризующих использование объектов основных средств, относятся, в частности: данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; установленные и неустановленные, действующие и неиспользуемые; данные о рабочем времени и простоях оборудования, машин и транспортных средств; данные о выпуске продукции (работах и услугах) и др.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по их поступлению, внутреннему перемещению и выбытию. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составить лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В актах указываются: наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки-передачи основных средств перелают в бухгалтерию организации. К нему прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т. п.). На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническая документация поступает в технический или другие отделы организации. Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для сдающей и принимающей основные средства организаций).
Выдача основных средств со склада в эксплуатацию оформляется требованиями ф. № 434, которые утверждаются руководителем учреждения. Материально ответственные лица учет основных средств ведут в инвентарных списках ф. № ОС-13, а учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви — в книге складского учета материалов ф. № М-17.
При смене материально ответственных лиц комиссией, назначенной руководителем учреждения, производится инвентаризация основных средств. Комиссия составляет приемо-сдаточный акт, который утверждается руководителем учреждения.
Основные средства могут выбывать из учреждения по причинам: полного физического или морального износа, безвозмездной передачи другим предприятиям и организациям, продажи неиспользуемых объектов, недостачи и стихийных бедствий. Для списания объекта основных средств по причине физической непригодности, а также для оформления необходимых документов руководитель учреждения назначает комиссию, которая производит осмотр объекта и составляет акты:
— о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях (ф. № ОС-4 бюдж.);
— о ликвидации транспортных средств (ф. № ОС-4 а);
- на списание пришедшего в негодность инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря (ф. № 443);
- на списание исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях (ф. № 444).
Вышеперечисленные акты подписываются всеми членами комиссии и утверждаются руководителем учреждения.
При списании транспортных средств в акте следует привести данные о пробеге автомобиля и техническую характеристику его агрегатов и деталей (коробка передач, задний мост, сцепление и т. д.) и оговорить возможное их использование в качестве запасных частей. При списании с балансов учреждений основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают копию акта об аварии с указанием ее причины и виновника.
Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов на списание (получения разрешения вышестоящей организации) не допускаются. Стоимость материалов, запасных частей, полученных от разборки объектов основных средств и оставленных для хозяйственных нужд учреждения, относится на увеличение средств бюджетного финансирования (фондов). Суммы, поступившие от реализации ценностей, остаются в распоряжении учреждения, если не установлен иной порядок.
Суммы, зачисленные на расчетный (текущий) счет учреждения или централизованной бухгалтерии, относятся на восстановление кассовых расходов по соответствующей статье сметы и отражаются по дебету счетов 09 “Текущие счета по федеральному бюджету”, 10 “Текущие счета по республиканским и местным бюджетам”, 11 “Текущие счета по внебюджетным средствам” и кредиту субсчета 238 “Прочие средства на содержание учреждения”. В учреждениях непроизводственной сферы, перешедших на новые условия хозяйствования, указанные суммы зачисляются в фонд производственного и социального развития и отражаются по дебету субсчета 113 “Расчетный счет” и кредиту субсчета 246 “Фонд производственного и социального развития”.
Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат сдаче в государственный фонд, а детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для нужд учреждения, — сдаче организациям, занимающимся сбором вторичного сырья.
Реализацию излишнего и неиспользуемого оборудования, транспортных средств и других ценностей, как правило, необходимо производить через торговые предприятия. При отсутствии такой возможности они могут быть реализованы населению за наличный расчет по свободным (договорным) ценам.
Синтетический учет основных средств в бюджетных учреждениях ведется на активном счете первого порядка 01 “Основные средства”,который имеет следующие счета второго порядка:
010 “Здания”,
011 “Сооружения”,
012 “Передаточные устройства”,
013 “Машины и оборудование”,
015 “Транспортные средства”,
016 “Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь”,
017 “Рабочий и продуктивный скот”,
018 “Библиотечный фонд”,
019 “Прочие основные средства”.
В бюджетных учреждениях образуется фонд в размере первоначальной стоимости основных средств, который учитывается на пассивном субсчете 250 “Фонд в основных средствах” Кредитовый остаток суммы субсчетов 250 “Фонд в основных средствах” и 020 “Износ основных средств” всегда должен быть равен дебетовому остатку счета 01 “Основные средства”, показывающему сумму основных средств бюджетного учреждения.
При безвозмездном получении основных средств от юридических или физических лиц составляется бухгалтерская запись:
— дебет счета 010-019 “Основные средства”,
— кредит счета 250 “Фонд в основных средствах”,
— кредит счета 020 “Износ основных средств”.
Приобретение основных средств с оплатой их стоимости через банк или кассу учреждения оформляется бухгалтерскими записями:
— дебет счета 013-019 “Основные средства”,
— кредит соответствующих счетов по учету денежных средств или расчетов (например, счет 100 “Текущий счет на расходы учреждения”, счет 120 “Касса”, 113 “Расчетный счет” и др.).
Одновременно делается вторая запись:
— дебет счета 200 “Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия”,
— кредит счета 250 “Фонд в основных средствах”.
Такой порядок записи на субсчете 200 “Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия” объясняется тем, что все затраты на приобретение основных средств относятся как к кассовым, так и к фактическим расходам учреждений непроизводственной сферы.
Оприходование основных средств, изготовленных хозяйственным способом, оформляется одновременно двумя записями:
— дебет счета 016, 019 “Основные средства”,
— кредит счета 084 “Затраты по заготовлению и переработке материалов”;
— дебет счета 200 “Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия” или счета 211 “Расходы по специальным средствам”,
— кредит счета 250 “Фонд в основных средствах”.
По основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, независимо от источника финансирования, возмещение сумм НДС, уплаченных при их приобретении, не производится. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относят на увеличение их балансовой стоимости с отражением по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации.
Учет сумм расходов по НДС ведется внесистемно на отдельном лицевом счете в книге ф. № 294 по каждому документу на приобретение товарно-материальных ценностей и оплате услуг общей суммой, без разбивки по статьям расходов.
Учреждения и организации, состоящие на бюджете, но производящие и реализующие продукцию, товары, работу и услуги, суммы НДС, уплаченного по приобретаемым основным средствам, отражают по дебету субсчета 173 “Расчеты по платежам в бюджет” и кредиту соответствующих счетов денежных средств и расчетов (11, 13, 15—17).
Аналитический учет по субсчету 173 сумм НДС ведется в карточках ф. № 292а (в книге ф. № 292) на отдельном лицевом счете.
 
3. Учет ремонта основных средств
 
Для поддержания объектов основных средств в нормальном состоянии и осуществления их бесперебойной работы в процессе эксплуатации необходимо проведение их ремонтов. В зависимости от объема выполняемых работ ремонты подразделяются на текущие и капитальные. При текущем ремонте производят смену или исправление отдельных износившихся деталей, устранение повреждений, возникших в процессе эксплуатации. Капитальный ремонт включает замену ведущих конструкций в зданиях, сооружениях, замену или восстановление износившихся узлов при обновлении оборудования.
Капитальный ремонт основных средств может производиться подрядным способом на основе заключенных договоров со специализированными подрядными организациями (в которых указываются стоимость и срок выполнения работ) и хозяйственным способом — силами учреждения. Финансирование капитальных ремонтов зданий и сооружений в бюджетных учреждениях осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах расходов по статье 16 “Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации”.
За счет средств, выделяемых на капитальный ремонт зданий и сооружений, принадлежащих органам народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, разрешено производить работы по присоединению к водопроводу, канализации, электроосветительным сетям; по устройству центрального отопления взамен печного и устройству в связи с этим новых помещений для котельных; строительству сараев для дров; оборудованию лифтов и домовых прачечных. Разрешено также проведение работ по реконструкции и благоустройству жилых домов, объектов коммунального, культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения и социального обеспечения, а также по реставрации памятников истории и культуры.
Операции, связанные с проведением работ по капитальным ремонтам, отражаются на счетах, предусмотренных для учета текущей хозяйственной деятельности учреждения. Фактические расходы, связанные с учетом отпуска материалов на капитальный ремонт, начислением заработной платы, прочие затраты при хозяйственном способе проведения работ собираются на дебете субсчета 200 “Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия” (статья 16 “Капитальный ремонт”). В конце года полученная сумма списывается за счет финансирования на эти цели.
При производстве капитального ремонта подрядным способом бюджетное учреждение сумму, предъявленную подрядчиком по счету, относит на статью 16 “Капитальный ремонт”. В конце года эта сумма списывается за счет финансирования капитального ремонта.
 
4. Учет износа основных средств
 
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Пo объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и тому подобным объектам, продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т. п.) амортизация не начисляется.
Кроме того, в бюджетных учреждениях износ не начисляется: по зданиям и сооружениям, являющимся уникальными памятниками архитектуры и искусства, оборудованию, экспонатам, образцам, моделям действующим и недействующим, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для научных и учебных целей; продуктивному скоту и буйволам, волам, оленям, экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных учреждениях); многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; библиотечному фонду, фильмофонду; сценическо-постановочным средствам; музейным и художественным средствам и ценностям. Износ не начисляется также по основным средствам, находящимся за границей.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования),
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
— линейный способ;
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования. В течение этого срока начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, и по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
-- при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

    • при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточном стоимости объекта основных средств на начало отчетного год;) н нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
— при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя:
— из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).
При начислении амортизационных отчислений по объектам основных средств, приобретенных с использованием бюджетных ассигнований, в расчет берется стоимость объекта за минусом величины полученных сумм.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Для учета износа основных средств используют счет 02 “Износ основных средств”. При начислении износа основных средств происходит уменьшение фонда в основных средствах. На общую сумму износа в последний рабочий день декабря составляется мемориальный ордер с отражением износа основных средств по дебету субсчета 250 и кредиту счета 02. Сумма износа по мемориальному ордеру записывается только в книгу Журнал- Главная.
На сумму начисленного износа делается бухгалтерская запись:
— дебет счета 250 “Фонд в основных средствах”,
— кредит счета 020 “Износ основных средств”.
При выбытии объектов основных средств по соответствующей карточке определяется общая сумма износа за время нахождения объекта в эксплуатации, и на эту сумму уменьшается износ.
Списание износа по выбывшему объекту основных средств отражают по дебету счета 02 “Износ основных средств” и кредиту счета 01 “Основные средства”.
 
5. Учет выбытия основных средств
 
Стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского баланса. Выбытие объекта имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся,и подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации.
Выбытие пришедших в негодность основных средств отражается записью:
— дебет счета 250 “Фонд в основных средствах”,
— дебет счета 020 “Износ основных средств”,
— кредит счета 010—019 “Основные средства”. Оприходование материалов, поступивших от ликвидации основных средств, сопровождается записью:
— дебет счета 063 “Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности”,
— дебет счета 230 “Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия”.
При выбытии основных средств в связи с их ликвидацией за ветхостью или при безвозмездной передаче другим организациям производится запись:
— дебет счета 250 “Фонд в основных средствах”,
— дебет счета 020 “Износ основных средств”,
— кредит счета 010—019 “Основные средства”.
Таким образом, по выбывающим основным средствам первоначальная стоимость списывается с кредита счета 01 в дебет счета 02 (на сумму износа основных средств) и в дебет счета 25 (на остаточную стоимость).
Списание основных средств оформляется следующими бухгалтерскими записями:
— дебет счета 25 “Фонд в основных средствах”,
— кредит счета 01 “Основные средства” на остаточную стоимость основных средств;
— дебет счета 02 “Износ основных средств”,
— кредит счета 01 “Основные средства” на сумму износа основных средств;
— дебет счета 06 “Материалы и продукты питания”,
— кредит счетов 14 “Внутриведомственные расчеты по финансированию” (субсчет 140),
23 “Финансирование” (субсчет 230),
24 “Фонды и средства целевого назначения” (субсчет 249) на стоимость поступивших в результате ликвидации основных средств материалов.
При выявлении недостачи основных средств помимо проводок на списание остаточной стоимости недостающих основных средств и суммы их износа производят следующие бухгалтерские записи:
— на суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц и зачислению в доход бюджета по решению суда, дебетуют субсчет 170 “Расчеты по недостачам” и кредитуют субсчет 173 “Расчеты по платежам в бюджет”;
— на суммы, оставляемые в распоряжении учреждения, дебетуют субсчет 170 и кредитуют счета 14 “Внутриведомственные расчеты по финансированию” (субсчет 140), 23 “Финансирование” (субсчета 230 и 238) и 24 “Фонды и средства целевого назначения” (субсчет 246).
При реализации излишнего, неиспользуемого оборудования, транспортных средств и других объектов составляют следующие бухгалтерские записи:
списывается остаточная стоимость основных средств:
— дебет счета 25,
— кредит счета 01;
списывается сумма износа основных средств:
— дебет счета 02,
— кредит счета 01;
отражается поступление денежных средств:
— дебет субсчетов 090, 100, 101,111, 113, 178, кредит субсчетов 140, 230, 246;
отражается сумма НДС по реализованным основным средствам:
— дебет субсчета 400 “Доходы по специальным средствам”,
— кредит субсчета 173 “Расчеты по платежам в бюджет”).
При переводе объектов основных средств в состав МБП первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 в дебет счета 25 (в остаточную стоимость) и 02 (на сумму износа). Одновременно увеличение стоимости МБП отражается по дебету счета 07 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” и кредиту счета 26 “Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах”.
Перевод МБП в основные средства отражают по дебету счета 26 и кредиту счета 07 и дебету счета 01 и кредиту счета 25.
 
6. Инвентаризация основных средств
 
Инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в три года и библиотечных фондов — один раз в пять лет. Проведение инвентаризации обязательно при передаче учреждения в аренду, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел), в случае пожара или стихийных бедствий, при ликвидации учреждения.
Главные задачи инвентаризации основных средств:
— выявление фактического наличия объектов основных средств;
— контроль за сохранностью путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
— выявление объектов, потерявших свои качества и не используемых в практической деятельности;
— проверка соблюдения правил и условий хранения и эксплуатации;
— проверка соблюдения правил организации материальной ответственности за объекты основных средств.
Для проведения инвентаризации в учреждениях создаются инвентаризационные комиссии. В крупных учреждениях целесообразно иметь постоянно действующие инвентаризационные комиссии, которые выполняют в них организационно-контрольные функции. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Их персональный состав утверждается приказом руководителя учреждения. В состав комиссии должны входить: руководитель или его заместитель, главный бухгалтер, юрист, руководители структурных подразделений учреждения.
Проведению инвентаризации основных средств должна предшествовать подготовительная работа: проверяются наличие и состояние инвентарных книг, ведомостей и описей; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду, на хранение и во временное пользование. При отсутствии этих документов их необходимо получить либо оформить. Если в бухгалтерском учете или технической документации будут установлены расхождения и неточности, их уточняют и исправляют.
В процессе инвентаризации объектов основных средств комиссия проводит их осмотр и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера, технические или эксплуатационные данные. При выявлении неучтенных объектов, а также объектов, по которым в записях бухгалтерского учета отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия должна включить в инвентаризационные описи недостающие сведения и технические показатели по этим объектам, например по зданиям, — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую и полезную), количество этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и т. д.
Неучтенные основные средства должны быть оценены по современной стоимости их воспроизводства, а износ установлен по действительному техническому состоянию объекта. Данные оценки и износа оформляют соответствующим актом.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. п. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризуются до момента их временного выбытия.
На не подлежащие восстановлению основные средства инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в непригодность (порча, полный износ и т. п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Выявленные излишки основных средств приходуются по дебету счета 01 “Основные средства” с кредита счета 25 “Фонд в основных средствах”.
При недостаче и порче объектов основных средств первоначальная их стоимость списывается с кредита счета 01 “Основные средства” в дебет счета 25 “Фонд в основных средствах” (в остаточной стоимости) и в дебет счета 02 “Износ основных средств” (на сумму износа).
При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают в дебет субсчета 170 <<Расчеты по недостачам” и кредиту субсчета 173 “Расчеты по платежам в бюджет”, счетов 14 “Внутриведомственные расчеты по финансированию” (субсчет 140) и 23 “Финансирование” (субсчета 230 и 238). Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, списание недостающих и испорченных основных средств осуществляют на уменьшение финансирования (фондов).
 
7. Учет нематериальных активов
 
Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования (свыше одного года), не обладающие материально-вещественным содержанием, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход, — права, возникающие:
— из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
— патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование;
— прав на “ноу-хау” и др.
Кроме того, к нематериальным активам относят права пользования земельными участками, природными ресурсами, а также организационные расходы, деловую репутацию организации.
Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Нематериальные активы используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно переносится на производственную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. Величина амортизационных отчислений исчисляется по нормам, установленным самой организацией, исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования (но не свыше срока деятельности организации). Срок полезного действия нематериальных активов определяется самой организацией; при затруднениях в установлении этого срока он принимается за 10 лет. По окончании срока полезного использования нематериальных активов износ по ним не начисляют.
Оприходование приобретенных нематериальных активов оформляется следующей бухгалтерской проводкой:
— дебет счета 019 “Прочие основные средства”,
— кредит счетов 15 “Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги”. 16 “Расчеты с подотчетными лицами”, 17 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, 09 “Текущие счета по федеральному бюджету”, 10 “ Текущие счета по республиканским и местным бюджетам”, 11 “'Секущие счета по внебюджетным средствам”, 13 “Прочие денежные средства”.
Одновременно отражается увеличение вложений в фонд в основных средствах:
— дебет счета 29 “Расходы по бюджету”,
— дебет счета 21 “Прочие расходы”,
— кредит счета 25 “Фонд в основных средствах”.
Оприходованные и безвозмездно полученные нематериальные активы отражаются по дебету счета 019 “Прочие основные средства”, субсчет “Нематериальные активы” с Кредита счета 25 “Фонд в основных средствах”. Сумма износа по безвозмездно поступившим нематериальным активам отражается по дебету счета 019 и кредиту счета 02 “Износ основных средств”.
Выбытие нематериальных активов отражается так же, как и выбытие основных средств.