Денежные доходы предприятий и финансовые результаты хозяйственной деятельности
5.1. Формирование и расчет показателей балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете Прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете Прибылей и убытков отражаются по кумулятивному (накопительному) принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления, а не кассовый способ. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока (оттока) денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете Прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
1) как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;
2) как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо иных счетах.
Существенное влияние на финансовые результаты и использование прибыли оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли:
расходы, включаемые в затраты на производство;
расходы и потери, подлежащие отнесению на счет Прибылей и убытков;
расходы, осуществляемые за счет целевых поступлений и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль;
прочие расходы предприятия.
Номенклатура статей по каждой группе расходов определяется “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г., №552 и №661 от 12 июля 1995 г.), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и др.
Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения. Основными показателями прибыли являются:
общая прибыль (убыток) отчетного периода — балансовая прибыль (убыток);
прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
прибыль от финансовой деятельности;
прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль.
Все показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия - “Отчет о финансовых результатах”.
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В годовой отчетности в валюту (итог) баланса включаются лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” и 48 “Реализация прочих активов”, а также как разность между общей суммой полученных и уплаченных:
штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций; процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
убытков огстихийных бедствий;
потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в биде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
отчислений в резервный или другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению; рентных платежей в бюджет;
доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий; доходов от казино, видеосалонов и пр.; прибыли от страховой деятельности; прибыли от отдельных банковских операций и сделок; курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукций.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
5.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли, и оценка качества прибыли
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о финансовых результатах (форма № 2 годового и квартального бухгалтерского отчета предприятий).
Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

где Р — балансовая прибыль или убыток; Р p результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг; Р ф- результат от прочей реализации и финансовых операций; Р вн - результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:
природные условия;
транспортные условия;
социально-экономические условия:
уровень развития внешнеэкономических связей;
цены на производственные ресурсы и др.
К внутренним факторам изменения прибыли относятся:
основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);
неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).
Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая может быть рассчитана по следующей формуле:

где N — выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и спецналога;
S — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручку от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой прибыли.
Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования. Приведем пофакторные расчеты изменения прибыли. Общее изменение себестоимости за период составляет

где ∆S ее изменение затрат на производство реализованной продукции;
U -изменение затрат по оплате труда; ∆ М — изменение материальных затрат; ∆ А - изменение амортизации.
В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением: абсолютное отклонение

Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости продукции. Это отражается на изменении прибыли от реализации и, в конечном счете, на изменении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет к снижению балансовой прибыли и наоборот.
Показатели относительной экономики ресурсов используются для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных, трудовых, основных фондов.
Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение субъектов хозяйствования к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем, действующая система налогообложения доходов вынуждает субъекты хозяйствования скрывать свои доходы, использовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.
Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего - в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксированной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, является одной из важнейших задач финансового анализа. Информативность результатов решения этой задачи наиболее высока для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (потенциальных инвесторов, кредиторов и др.). Отметим основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли.
Во-первых, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен особенностями самой действующей системы бухгалтерского учета, выявления и отражения в отчетности финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности организаций. Об этих особенностях подробно сказано в разделе 5.1 данной главы.
Во-вторых, указанный разрыв обусловлен применением регулирующих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями конкретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии.
Методы регулирования прибыли, самостоятельно определяемые предприятием на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим положениям.
1. Изменение стоимостных границ отнесения предметов — к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП).
При отнесении предметов к МБП предприятие получает больше возможностей управлять себестоимостью продукции посредством варьирования способами отнесения стоимости МБП на издержки производства и обращения. Кроме этого, упрощается процедура их учета, а также реализации и иного выбытия.
2. Выбор способа начисления износа по МБП.
Способ начисления износа по МБП оказывает существенное влияние не себестоимость продукции. Зная интенсивность потребления МБП
(передачи их в производство), можно заранее определить предел повышения себестоимости продукции по каждому из регламентированных вариантов погашения стоимости МБП:
начисление износа в размере 100% стоимости МБП;
начисление износа в размере 50%;
начисление износа в соответствии с установленными нормами или сметными ставками.
3. Выбор порядка начисления износа по основным средствам.
В соответствии с действующим положением предприятия имеют возможность осуществлять ускоренную амортизацию активной части основных средств. Метод ускоренной амортизации позволяет в более короткие сроки перенести стоимость используемых основных средств на издержки производства и обращения, т.е. их воспроизводства. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и налогов на прибыль.
4. Выбор порядка начисления износа по нематериальным активам. Предприятия сами определяют порядок начисления износа и перечень объектов нематериальных активов, по которым износ начисляется. Нормы износа также устанавливаются предприятием самостоятельно. Имея в виду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяются договорными отношениями, можно заключить, что предприятие имеет немалые возможности в регулировании себестоимости продукции и прибыли.
5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).
Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки:
по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;
по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (ФИФО);
по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).
Выбор метода оценки материальных затрат оказывает наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому и второму методам ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и, как следствие, к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль или наоборот.
Финансовое состояние такого предприятия может резко ухудшиться в последующие периоды, поскольку оно не обеспечит себе необходимых условий воспроизводства капитала.
Использование метода ЛИФО в этих условиях, более предпочтительно, потому что приведет к увеличению себестоимости продукции в части материальных затрат и к уменьшению прибыли.
6. Выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимости продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих трех способов:
фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения;
создается ремонтный фонд с последующим списанием из него фактических затрат по ремонту основных средств;
фактические затраты по ремонту основных средств аккумулируются на счете “Расходы будущих периодов” с последующим равномерным списанием на издержки производств и обращения.
При первом способе списания затрат по ремонту основных средств существующие колебания в затратах на ремонт, вызванные неравномерностью ремонтных работ в течение года, прямо переносят на себестоимость продукции и прибыль.
Второй и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приведет к увеличению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в оборотных средствах.
7. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.
Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулирования может осуществляться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих или пропорционально производственной себестоимости. Способ распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг.
8. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов. Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
9. Выбор метода определения выручки от реализации продукции. Предприятия могут определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции (работ, услуг), либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику).
Несоответствие между доходами и расходами имеет место как при первом, так и при втором методах определения выручки. Однако при втором методе величина начисленной прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятие. Наоборот, второй метод инициирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Малейшая задержка платежей покупателями может вызывать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому этот метод стимулирует предприятия к переходу на предоплату продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики. 10. Создание резервов предстоящих расходов и платежей. Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов, Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продукции и прибыль резких (пиковых) колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года.
И наконец, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен также применением на практике неадекватного сущности прибыли способа определения ее величины.
Прибыль — это не просто учетная величина, определяемая как разность между чистой выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство реализованной продукции, но прежде всего экономическая категория, отражающая суть бизнеса.
Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая бизнес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.
Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельцев и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств.
Таким образом, к оценке реальной величины прибыли нужен воспроизводственный подход. Для владельцев предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов важна прибыль не только в конце данного отчетного периода, но и в последующие периоды. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности предприятия. Она должна нести в себе заряд результативности будущей производственно-финансовой деятельности предприятия.
Для оценки качества прибыли с позиций воспроизводственного подхода может быть использована индексная модель А. Ветрова (см. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 1996).
В модели А. Ветрова предлагается оценку прибыли по текущей стоимости дополнить оценкой физической поддержки капитала, т.е. физической производительной способности экономического потенциала предприятия.
С этой целью рассчитываются взвешенные индексы результативности хозяйствующего субъекта — производительности труда, возмещения затрат и рентабельности. Рассчитываются также их денежные эквиваленты, т.е. суммы влияния на прибыль изменения производительности труда, изменения индекса возмещения затрат и совокупного влияния указанных факторов.
Методика расчета показателей факторных влияний представлена в табл. 5.2. Исходные данные содержатся в табл. 5.1.
Таблица 5.1 Показатели работы предприятия в динамике

Показатели1 -и год2-й годДинамика, в%
1. Реализация, млн руб. (по действ, ценам)7970083610104,9
а) по ценам 1-го года797006192777,7
2. Промышленно-производственный персонал, чел.381382100,3
3. Оплата труда с начислениями, млн руб.96289894102,8
а) по нормам 1 -го года96289653100,3
4. Материальные затраты, млн руб. (в действ. ценах)5222854434104,2
а) по ценам 1-го года522283572468.4
5. Основные производственные фонды, млн руб.7435078581105,7
6. Амортизация, млн руб.83118785105,7
-а) без индексации83118677104,4
7. Итого затрат, млн руб.7016773113104.2
а) по ценам 1 -го года, млн руб.701675405477,04
8. Прибыль, млн руб.953310497110,1
В табл. 5.2 индексы эффективности (графы 4, 5, 6) рассчитываются путем деления индексов количества, цены и стоимости продукции (графы 1, 2, 3) на соответствующие индексы затрат (трудовых, материальны) основных фондов) в тех же графах. Например, индекс производительности персонала равен

Влияние на прибыль изменений физической и финансовой производительности экономического потенциала предприятия определяется в графах 7,8,9.
Графа 7 отражает влияние на прибыль изменений физической производительности потребленных ресурсов. Показатели графы 7 исчисляются путем корректировки базисных ресурсов на отклонение индекса количества продукции индекса количества ресурсов.
Например, влияние на прибыль изменений производительности материальных затрат составляет 4857 млн. руб.
4857 = (0,777 - 0,684) х 52228.
Графа 8 отражает влияние на прибыль изменений возмещения затрат в цене продукции (т.е. финансовой производительности ресурсов). Данные графы 8 определяются сальдовым методом после подсчета показателей в графе 9.



Графа 9 отражает совокупное влияние на прибыль изменений физической и финансовой производительности ресурсов предприятия. Показатели графы 9 исчисляются путем корректировки базисных затрат ресурсов на отклонение индекса стоимости продукции и индекса стоимости затраченных ресурсов (графа 3).
Например, влияние на прибыль совокупных изменений эффективности использования трудовых ресурсов составит 202 млн руб.:
202 = (1,049 - 1,028) * 9628.
Сделаем общую оценку изменений в табл. 5.1 и табл. 5.2. По данным отчетности прибыль предприятия возросла на 964 млн. руб. (10 497 - 9533). Это изменение является результатом (как это следует из табл. 5.1) роста выручки от реализации продукции на сумму 3910 млн. руб. (83610-79 700) и роста затрат на производство реализованной продукции на сумму 2946 млн руб. (70167-731 130.
Эта первоначальная оценка финансового результата от реализации продукции должна быть уточнена. Из данных табл. 5.1 следует, что выручка от реализации выросла исключительно за счет роста цен на продукцию. Физический объем продаж во 2-м году по сравнению с 1-м сократился на 22,3% (100 — 77,7). За счет снижения объема продаж недополучено выручки на сумму 17 773 млн. руб. (61 927 - 79 700). Однако повышение цен на продукцию дало прирост выручки на сумму 21683 млн. руб. (83 610—61 927), что и определило конечный результат роста прибыли за счет этих факторов на сумму 3910 млн. руб. (3910 = 21683 - 17773).
Оценка влияния на прибыль отклонений в затратах на производство реализованной продукции также должна быть скорректирована. Корректировка осуществляется на величину суммарного влияния на прибыль физической и финансовой производительности потребленных ресурсов, в соответствии с результатами расчетов по табл. 5.2 (графы 7, 8, 9).
Как следует из данных табл. 5.2, в действительности на предприятии имеет место не повышение, а экономия затрат на сумму 502 млн. руб., что и привело к увеличению прибыли на соответствующую сумму. Результаты корректировки сведем в табл. 5.3.
Как видно из данных табл. 5.3 прибыль от реализации продукции, показанная в отчетности, занижена на сумму 3448 млн. руб. (4412 — 964). Этот результат обусловлен неправильной оценкой фактических затрат предприятия. Опережающий рост цен на материальные затраты по сравнению с ростом цен на продукцию был компенсирован в сторону снижения общей стоимости затрат более быстрым снижением количества расходуемых материальных ресурсов. Совокупное влияние этих факторов привело не к снижению, а к росту прибыли на 366 млн. руб. Аналогичное влияние оказали и другие факторы.
Описанный метод можно отнести к числу традиционных подходов аналитического исследования финансовых результатов деятельности предприятия. В целом он дает правильную агрегатную оценку факторных влияний на изменение прибыли.
Таблица 5.3
Результаты корректировки отчетной прибыли с учетом эффективности использования экономического потенциала предприятия
ПоказателиОтчетные данныеПосле корректировки
1. Отклонение прибыли от реализации продукции (работ, услуг)9644412
2. Влияние на прибыль изменений:
2.1 ) выручки от реализации продукции в т. ч. за счет изменения:39103910
цен на продукцию2168321683
обьема продаж-17773-17773
2.2) затрат на производство реализованной продукции - всего. в т.ч. за счет изменения:-2946502
оплаты труда-266202
материальных затрат-2206366
амортизации основных фондов-474-66
Однако в условиях рынка пользователям бухгалтерской информации требуется более полная информация для оценки изменяющихся условий экономической и финансовой активности предприятия. Для этих целей предлагается использовать систему специальных финансовых коэффициентов оценки качества прибыли (табл. 5.4).
В эту систему включены такие важные аспекты деятельности предприятия, как платежеспособность, состояние расчетов с кредиторами, доступность заемных средств в будущем, производственный и финансовый леверидж, динамика дискреционных затрат и процентов по кредитам, а также другие показатели.
Все предлагаемые показатели оценки качества прибыли легко вычисляются по типовым формам бухгалтерской отчетности предприятия, что важно для оперативных расчетов, а также для 'внешних пользователей. Кроме того, это позволяет вести автоматизированный расчет показателей. Для каждого показателя могут быть определены усредненные нормативы надежности, т.е. интервалы допустимых изменений.
Предлагаемая система показателей обобщает передовой зарубежный и отечественный опыт анализа и оценки финансовых результатов деятельности компаний и фирм. Вместе с тем она не претендует на исчерпывающую полноту и завершенность, хотя и может с успехом применяться в рейтинговых оценках и других системах анализа.



 
5.3. Система показателей рентабельности, методы ее определения и пути повышения
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели рентабельности продукции;
2) показатели рентабельности капитала (активов);
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например,

Данные показатели характеризует прибыльность (доходность) продукции базисного (Кo) и .отчетного (Кi) периода. Например, рентабельность продукции по прибыли и реализации

или



Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например,

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость.

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Например

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком “здоровья” экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:
Объем продукции в стоимостном выражении (N)Объем продукции в физических единицах (q)хЦена единицы продукции (Ц]
Затраты на производство в денежном выражении (S)Объем использованных ресурсов (в натуральном выражении) МхЦена единицы ресурса (С)
Доходность (N/S)Производительность ресурсов (q/z)хВозмещение затрат в цене продукта
Прибыль (N-S)Объем продукции в стоимостном выражении (qxЦ)Затраты на производство в денежном выражении (zxC)
Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появится возможность обычными методами факторного анализа дать количественную оценку влияния производственной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль. Имеем



Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов, машин и оборудования и т.д.
5.4. Система цен (оценочных измерителей) на продукцию и особенности анализа финансовых результатов в условиях инфляции
Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации. Рассмотрим механизм ее формирования по составу включаемых затрат. Себестоимость продукции включает

Обозначим через К авансированный капитал (суммы актива по балансу).
Тогда рентабельность по отношению к авансированному капиталу найдем из выражения
R к=P/K.
Отпускная цена предприятия Z получается путем добавления к С -оптовой цене предприятия НДС и других косвенных налогов, суммарную величину которых обозначим через Н:
Z= С+ Н.
За пределами предприятия-производителя формируются отпускные цены посредников, оптовых и розничных торговых организаций, включающих соответственно снабженческо-сбытовую надбавку посредников, оптовую надбавку оптовых торговых организаций и розничную торговую надбавку. Величина торговых надбавок регулируется местными органами администрации. Схема стоимостных измерителей представлена в табл. 5.5.
В рыночной экономике используются две системы цен: регулируемые и свободные (договорные или равновесные). Регулируемые цены в основном применяются в отраслях с естественной монополией и в некоторых других. Переход к свободному ценообразованию в условиях российской экономики сопровождается значительными инфляционными явлениями, которые необходимо учитывать при планировании, анализе и оценке финансовых результатов деятельности организаций.
Таблица 5.5 Схема стоимостных измерителей
Основные экономические показателиПоказатели национального счетоводстваСхема его формирования
Отпускная цена предприятия с НДС. спецналогами и акцизамиA+M+U+P+H
Оптовая цена предприятия без НДС, спецналога и акцизовОбщественный совокупный продуктA+M+U+P
Чистая продукцияНациональный доходU+P
Себестоимость продукцииA+M+U
Условно-чистая продукцияВнутренний национальный продуктA+U+P
Косвенные затраты материаловХ
Нормативная стоимость обработкиX+U
Нормативная оплата труда (зарплата)и,,
Инфляция представляет собой процесс снижения покупательной способности денег в результате роста цен.
В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно классифицировать следующим образом* (табл. 5.6).
Таблица 5.6 Классификация уровней инфляции
Изменение цен за год в %, доИндекс инфляции за год (разы)Характер инфляции
11,01низкая
101,1ползучая
1002галопирующая
100011гиперинфляция
10.000 и более101суперинфляция
Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая вкладывать их в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, теряют в цене.
Однако высокая инфляция отрицательно влияет на весь воспроизводственный процесс и является основным дестабилизирующим фактором развития производства и устойчивости финансового положения предприятий.
Большинство предприятий оказались не подготовленными к анализу воздействия инфляции на свое финансовое положение, к необходимости учета этого воздействия в своей повседневной хозяйственной практике.
Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия. Малейшая отсрочка платежей ведет к тому, что предприятие получает лишь часть причитающегося дохода.
Инфляция ведет к неоправданному росту потребности предприятия в оборотных средствах) потому что затраты предприятия на сырье и материалы, заработную плату, амортизацию и прочие элементы, учитываемые в себестоимости продукции по ценам предыдущего периода, не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде. Инфляция искажает реальную стоимость капитала предприятия, его активов и обязательств.
В условиях инфляции финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источником необъективной информации, так как различные элементы баланса теряют свою стоимость с различной скоростью. Например, денежная наличность и дебиторская задолженность, представляющие собой требования о выплате фиксированной суммы в будущем, в связи с инфляцией теряют свою стоимость и ведут к убыткам предприятия на сумму снижения покупательной способности долговых денег. И, наоборот, предприятия, увеличивающие свою кредиторскую задолженность, т.е. задерживающие оплату счетов поставщиков и других обязательств (по оплате труда, с бюджетом, соцстраху и прочими кредиторами), извлекают из этого выгоду, потому что могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью.
* Никитин С.М., Семенов Е.Л. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Рос-сия//Деньги и кредит. 1993. № 6 с. 42.
Стремясь сохранить реальный уровень оплаты труда, предприятия увеличивают фонды потребления в ущерб фондам накопления и развития. Однако выдвижение на первый план тактических задач управления наносит вред стратегическим целям и интересам предприятия, ведет к развитию феномена “затухания” инвестиционной активности предприятий, к “проеданию” средств, предназначенных для расширенного воспроизводства. Высокая инфляция затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия. Производство свертывается, предприятия оказываются на грани выживания. Основные средства предприятий (здания, сооружения, машины и оборудование), а также производственные запасы (сырье и материалы, малоценные предметы и т.п.) приобретались в предшествующие периоды, когда покупательная способность денег была выше. Перенос стоимости этих активов на готовый продукт (амортизация и текущие затраты на производство) осуществляется в текущем периоде, т.е. запаздывает во времени, и, таким образом, в заведомо заниженной стоимости. Чем продолжительней период операционного цикла (длительность производственного цикла), тем ниже перенесенная стоимость, тем “худее” источник накоплений предприятия на финансирование развития производства (инвестиций) за счет амортизации. Наряду с этим текущие затраты и амортизация основных средств, исчисленные в оценке по более высокой покупательной способности, для определения финансовых результатов вычитаются из поступлений (выручки от реализации) за текущий период, оцениваемых по более низкой покупательной способности денег. Результатом этого является завышение финансовых результатов деятельности, увеличение налогооблагаемой прибыли, а следовательно, увеличение уплачиваемых налогов и, опять же, уменьшение источников финансирования развития производства.
Таким образом, в условиях инфляции в связи с искажением информации отчетов пользователи могут принимать решения не адекватные реальным процессам. Объективно оценить финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия без коррекции на инфляцию данных отчетности невозможно.
Мировая учетная практика накопила определенный опыт устранения искажающего влияния инфляции на данные бухгалтерской отчетности. Существуют два основных подхода к учету влияния изменения цен. Первый известен как “оценка объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности”, второй - как “переоценка объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость”. Первый подход основан на трактовке капитала как вложенных в фирму денежных средств (пассив), второй подход трактует капитал как имущественную массу, т.е. выбор материальных и нематериальных ценностей (актив).
Первая методика пропагандируется сторонниками концепции финансовой природы капитала, вложенного в тот или иной вид бизнеса. Сторонники этой концепции абстрагируются от предметно-вещественной структуры активов предприятия. Упор делается на общую оценку капитала фирмы в целом с учетом покупательной способности денежной единицы, ее колебаний во времени, характеризующихся изменением индекса среднего уровня цен.
Смысл первой методики учета влияния изменения цен заключается в периодическом пересчете по индексу цен активов и обязательств предприятия с учетом изменения покупательной способности денежной единицы. Все операции должны отражаться в текущем учете по ценам свершения, но при составлении отчетности данные корректируются с помощью индекса общего уровня цен, В результате достигается временная упорядоченность элементов каждой статьи баланса или отчета о финансовых результатах и затраты, относящиеся к различным периодам, выражаются в сопоставимых ценах.
Вторая методика пропагандируется сторонниками предметно-вещественной природы капитала, вложенного в тот или иной вид бизнеса. Суть второй методики заключается в пересчете всех статей отчетности исходя из продажных цен. Основная проблема состоит в достаточной сложности и субъективности формирования текущих оценок статей. Именно по этой причине вторая методика подвергается серьезной критике.
Существует еще один метод учета инфляции. Он заключается в переоценке активов, выраженных в национальной денежной единице, по курсу более стабильной валюты. Здесь также есть некоторые “подводные камни”, поскольку любая денежная единица подвержена влиянию инфляции, определяемой условиями экономики в данном государстве. Тем не менее, этот метод эффективен в условиях гиперинфляции (признаком которой является темп инфляции на протяжении 3-х лет не менее 100%). Преимущество метода заключается в простоте пересчета. Единственная проблема — выбор твердой валюты.
Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Вместе с тем ценность его выводов и заключения имеет кратковременный характер в силу постоянного изменения состояния. Особенно это касается малых предприятий, фирм.
Чтобы снизить воздействие инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия, необходимо своевременно контролировать уровень рентабельности, закладываемой в расчетную цену изделия. Общая формула рентабельности продаж равна

где r - рентабельность продаж, %; Р - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;
S — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб.
Чтобы оценить величину рентабельности, закладываемую в цену изделия, необходимо исходную формулу преобразовать. Выручка от реализации продукции N может быть разложена по элементам стоимости
N= S+Р или N=M+U+A+P,
где М — затраты сырья, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов;
U — расходы на оплату труда с начислениями на социальные нужды; А — амортизация основных средств; Р - прибыль от реализации.
Реальная величина притока чистых денежных средств на предприятии меньше общей выручки от продаж*1* на величину налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, суммы уплаченных экономических санкций и других платежей, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтому чистая выручка (доход) предприятия составит величину N': n'= М+ (1 - НДС) ((/ + А) + (1 - НДС- НП) Р - Ш,
где: НДС - ставка НДС; НП — ставка налога на прибыль;
Ш - штрафы и прочие выплаты, относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Можно предположить, что материальные затраты и расходы на оплату труда растут в равной пропорции с коэффициентом К z.
K z=(1+i) i,
где i - % инфляции за месяц;
t число месяцев.
Тогда минимальная прибыль, которую необходимо заложить для простого воспроизводства,, определяется из равенства

*1* Имеется в виду выручка от реализации, учтенная по кассовому методу.
Рассмотрим некоторые примеры применения данной формулы. 1) Если предположить, что Ш = 0 и что амортизационные начисления намного меньше, чем затраты на материалы и оплату труда, формула упрощается:

Таблица 5.7
Влияние на рентабельность изменений в уровне материальных и трудовых затрат при малых значениях амортизационных начислений
Вариант А) инфляция отсутствует (i = 0; НДС = 0,20; НП = 0,35).
Удельный вес материальных затрат0,10,20.30,40,50,60,70,80,9
Удельный вес трудовых затрат0,90,80,70,60,50,40,30,20,1
Рентабельность, в%49,343,838,432,927,421.916,410.95,5

Из табл. 5.7 видно, что даже при 3% инфляции и равной величине материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции, для обеспечения простого воспроизводства необходимо закладывать в цену рентабельность, равную 28,1% при цикличности производства 1 месяц и 49,5% при цикличности производства 3 месяца.
2) Если полагать, что Ш = 0 и в результате проведенной по состоянию на 1.01.96 г. переоценки основных фондов значительно возрастает доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции, то давление инфляции на процесс воспроизводства ослабнет. Например, если принять, что А = М = U, т.е. амортизационные начисления составляют 1/3 (или 33%) себестоимости продукции, то формула для вычисления рентабельности примет следующий вид:

Расчеты показывают, что при месячной инфляции 10% (/ - 0,10), НДС 20%, ставке налога на прибыль 35% (НП = 0,35) рентабельность продукции с 3-месячным циклом производства должна закладываться в цену изделий не ниже 10,7%. При тех же предположениях, но при инфляции 20% и продолжительности производственного цикла 3 месяца рентабельность составляет уже 74,25%.
Для устранения влияния инфляции в современных условиях формирования рыночных отношений в России приемлема также корректировка балансовой прибыли отчетного года с использованием индексов изменения цен на потребляемые ресурсы. Корректировка производится по всем элементам затрат.
Методика пересчета балансовой прибыли с учетом уровня инфляции представлена в табл. 5.8. Пересчет по статьям 1, 4, 5 не производится, потому что данные по этим статьям на момент составления отчета уже выражены в денежных единицах текущей стоимости.
Пересчет по статьям 2.1.1; 2.1.2; 2.1.3; 2.1.4; 2.1.5 производится путем умножения соответствующих отчетных данных на индекс роста цен производителей промышленной продукции (условно принят - 1,5).
Пересчет по статьям 2.2; 2.3 производится путем умножения соответствующих отчетных данных на индекс роста потребительских цен (равен 1,2).
Индексация амортизационных отчислений производится по коэффициенту переоценки основных средств (принят - 2,0).
Как следует из результатов пересчета затрат (табл. 5.8), балансовая прибыль в текущей оценке составляет всего 70 662 тыс. руб., что ниже номинальной ее величины, показанной в отчетности на сумму 464 677 тыс. руб. Именно на такую сумму предприятие утратит свои оборотные средства в результате инфляции.
Таблица 5.8
Корректировка балансовой прибыли с учетом уровня инфляции тыс. руб.
№ п/пПоказателиПо данным учетаРезультат корректировки
ПрибыльУбытокПрибыльУбыток
123456
1.Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг)1917104х1917104X
2.Затраты на производство реализованной продукциих1414524х1879201
В том числе:
2.1.Материальные затратых528795х793192
2.1.1.Сырье и материалых347026X520539
2.1.2.Работы и услуги сторонних организацийх7876X118089
2.1.3.Топливох92305X138457
2.1.4.Энергиях10738X16107
2.2.Затраты на оплату трудах558888X670666
2.3.Отчисления на социальные нуждых212377X254852
2.4.Амортизация основных фондовх16344X32688
2.5.Прочие затратых85202X127803
3.Результат от реализации продукции (работ, услуг]50258037903
4.Результат финансовой деятельности76126403497B12610349
5.Доходы и расходы от прочих внереализационных операций79838167983816
6.Итого прибылей и убытков5795044414511482744165
7.Балансовая прибыль или убыток535339-70662-