Финансовое планирование на предприятии*1*
8.1. Структура и основные цели бизнес-плана. Методы его разработки
Бизнес-план является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана являются:
* приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
* осуществление инвестиционных проектов;
* реализация отдельных коммерческих операций;
* эмиссия ценных бумаг;
* определение перспектив развития фирмы;
* проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротов);
* финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес-план — это категория рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.
Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности.
Бизнес-план текущей деятельности (или создания новой формы) состоит из трех частей:
1. Описание бизнеса (разделы маркетинга и производства).
2. Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование и расчеты рентабельности).
3. Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т.п.).
На рис. 8.1 дана схема бизнес-плана предприятия, а в табл. 8.1 - примерная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса. Бизнес-план является технико-экономическим обоснованием коммерческого дела. Главным инструментом его разработки является сметное планирование. Смета — это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.
*1*В написании данного раздела принимала участие Е.Е. Шеремет.
Основные цели составления смет заключаются
* в увязке текущих и перспективных планов;
* в координации действий различных подразделений предприятия;
* в детализации общих целей производства и доведении их до руководителей различных центров ответственности;
* в управлении и контроле за производством;
* в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
* в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;
* в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.
При составлении смет используются различные методы:
* нормативный;
* расчетно-аналитический;
* балансовый;
* оптимизации;
* моделирования.
Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).

Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Сущностью метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).
При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
* смета продаж (реализации продукции);
* смета производства;
* смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
* смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
* смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
* смета себестоимости реализованной продукции:
* смета текущих периодических общехозяйственных расходов;
* смета прибылей и убытков;
* смета капитальных затрат;
* смета движения денежных средств;
*смета статей актива и пассива и др.
Сметное планирование включает два этапа:
планирование - определение будущих целей;
мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т. е. того как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:
1. Разработка сметы с “нуля”. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;
2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется. Сметы подразделяются на два вида: сметы по основной деятельности предприятия; сметы по неосновным видам деятельности предприятия.
Таблица 8.
Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценки бизнеса

№ п/пНазвание разделаСодержание разделаЗадача анализа и оценки
1234
Титульный листНазвание и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта. Ссылка на секретность.
Резюме (вводная часть)Основные положения предполагаемого проекта. Цель предлагаемого производства. Новизна предлагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, срок возврата кредитов.Анализ и оценка объема продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли.
11Товар (услуга)Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защитное патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса.Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.
IIIРынок сбытаПоложение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура.Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли. Анализ потенциальных потребителей. Анализ рыночной конъюнктуры.
IVКонкуренцияПотенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов. перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов.Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
VПлан маркетингаЦены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели.Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов. Анализ эффективности рекламы. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Анализ производственных возможностей фирмы.
VIПлан производстваПроизводственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

 
1234
VIIОценка риска и страхованиеСлабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков.Анализ риска по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений.
VIIIФинансовый планПрогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятий. График достижения безубыточности.Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности. Анализ доходов и затрат. Выявление 'внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.
IXСтратегия финансированияОпределение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов.Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.
8.2. Сметы предприятия
Смета продаж. Эта смета обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
Смета продаж обычно включает в себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и 2) ожидаемую цену единицы каждого товара. Эти данные обычно классифицируются по регионам и/или по существующим представительствам предприятия.
При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж.
Получив предполагаемый объем продаж в натуральном выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения. Можно проиллюстрировать смету продаж следующим образом (табл. 8.2).
Таблица 8.2 Смета продаж на год
Товар и регионОбъем продаж в натуральном выражении, единицы продукцииЦена единицы продукции, ден. ед.Всего продажи, ден. ед.
Товар X:528000-5 227 200
Регион А2080009,902 059 200
Регион Б1620009.901 603 800
Регион В1580009,901 564 200
Товар Y:2800004 620 000
Регион А111 60016,501 841400
Регион Б7800016,501300200
Регион В8960016,501478 400
Всего выручка от реализации9 847 200
Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета производства выглядит следующим образом (табл. 8.3).
Таблица 8,3 Смета производства на год
Единицы Продукт Хпродукции Продукт Y
Объем продаж528000280000
Плюс необходимое количество запасов на конец года80.00060000
Итого608000340000
Минус величина запасов на начало года8800048000
Итого объем производства520000292000
Объемы производства должны быть тщательно сверены со сметой продаж с тем, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода. Лучше всего, если все производственные мощности задействованы, а величина материальных запасов оптимальна.
Смета прямых материальных затрат. Данные об объемах производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Количество необходимых для производственного процесса основных материалов определяется как 1) ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс 2) желательная величина запасов на конец года минус 3) запасы материалов на начало года. Необходимое количество основных материалов затем умножается на ожидаемую цену единицы материала, с тем чтобы определить общую сумму прямых материальных затрат.
Рассмотрим смету материальных затрат, в которой материалы А и В используются для производства товара X, а материалы А, Б и В используются для производства товара Y (табл. 8.4).
Таблица 8.4
Смета прямых материальных затрат (нат. ед.)
АОсновные материалы БВ
Количество, необходимое для производства: товара Х390000520.000
товара Y146000292000294 200
Плюс необходимое количество запасов на конец периода8000040000120000
Итого:616000332000934200
Минус величина запасов на начало периода10300044000114200
Итого количество материалов для закупки513000288000820000
Цена единицы материала, ден. ед.0,601.701,00
Итого прямые материальные затраты, ден. ед.307800489600820000
Всего прямые материальные затраты, ден. ед.1617400
Своевременность поставок материалов зависит от четкости взаимодействия между отделом снабжения и производственным отделом и позволяет удерживать величину материальных запасов в разумных пределах.
Смета затрат на оплату труда. Производственные нужды, определяемые в смете производства, представляют собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Предположим, что продукты Х и Y производятся как в подразделении 1, так и в подразделении 2. Смету расходов по оплате труда можно проиллюстрировать следующим образом (табл. 8.5).
Таблица 8.5
Смета расходов по оплате труда на год
Подразделение 1Подразделение 2
Количество рабочих часов, необходимых для производства: товара Х75000104000
товара Y46800116800
Итого:121 800220800
Уровень почасовой оплаты, ден. ед.108
Итого расходы по оплате труда, ден. ед.1 2180001 766 400
Всего расходов на оплату труда, ден. ед.2 984 400
Величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами с тем, чтобы обеспечить достаточное использование труда в производстве. Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов.
Смета накладных расходов. Ожидаемая величина накладных расходов отражается в смете накладных расходов, которая обычно включает величину накладных расходов по каждой их статье и используется как часть основной сметы. Смета накладных расходов может быть представлена следующим образом.
Смета накладных расходов на год (ден. ед.)
Зарплата вспомогательного персонала Зарплата управленческого персонала Энергия и освещение Амортизация основных фондов Вспомогательные материалы Текущий ремонт Страхование и налог на имущество Итого накладные расходы732 800 360 000 306 000 288 000 182 800 140 280 79 200 2 089 080
Для того чтобы показать накладные расходы по каждому подразделению, часто составляются дополнительные сметы. Такие сметы позволяют руководителям подразделений сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную ответственность, Дополнительные сметы также помогают менеджеру по производству оценивать деятельность каждого подразделения.
Смета себестоимости реализованной продукции. Эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных но натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет 1) прямых материальных затрат, 2) затрат по оплате труда и 3) накладных расходов. Смета себестоимости реализованной продукции выглядит следующим образом.
Смета себестоимости реализованной продукции на год (ден. ед.)
1. Запасы готовой продукции на начало периода 1 095 600
2. Незавершенное производство на начало периода 214 400
3. Прямые материальные затраты: запасы основных материалов
на начало периода 250 800
закупки основных материалов 1 617 400
стоимость имеющихся в наличии основных материалов 1 868200
минус запасы основных
материалов на конец периода 236 000
стоимость основных материалов, израсходованных в производстве 1 632 200
4. Прямые расходы на оплату труда основного персонала 2 984 400
5. Общепроизводственные расходы 2 089 080
6. Итого производственные расходы (стр. 3+4+5) 6705680
7. Незавершенное производство за весь период (стр. 2+6) 6 920 080
8. Минус незавершенное производство на конец периода 220 000
9. Себестоимость произведенной продукции (стр. 7-8) б 700 080
10. Себестоимость продукции, готовой к реализации (стр. 1 + 9) 7 795 680
11. Минус запасы готовой продукции на конец периода 1 195 000
12. Себестоимость реализованной продукции (стр. 10-11) 6600680
Смета текущих (периодических) расходов. Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу. Приведем пример сметы текущих расходов.
Смета текущих расходов на год (ден. ед.)
Расходы по реализации товара 1 190 000
Зарплата агентам по сбыту 595 000
Реклама 360 000 .
Дорожные расходы 115000
Телефонная связь (в части, связанной со сбытом) 95 000 Прочие расходы по реализации 25 000
Общие и административные расходы 695 000
Зарплата административного персонала 360 000
Зарплата прочих служащих 105 000
Энергия и освещение 75 000
Арендная плата 60 000
Амортизация офисного оборудования 27 000 Телефонная связь 18 000
Страхование 17 500
Расходы на канцтовары 7500
Прочие общие расходы 25 000
Всего текущие расходы 1 885 000
Часто составляются дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения предприятия. Например, рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама в прессе, на телевидении, рассылка по почте), от количества (числа газетных колонок, количество каталогов, эфирное время), от затрат на единицу, частоты пользования и т.д. Составление реалистичной сметы требует внимания к деталям, а эффективный контроль достигается путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
Смета прибылей и убытков. Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Смета прибылей и убытков может быть представлена следующим образом.
Смета прибылей и убытков на год (ден. ед.)
Выручка от реализации 9 847 200 Себестоимость реализованной продукции 6 600 680 Валовая прибыль 3 246 520
Текущие расходы: 1 885 000
расходы по реализации 1 190 000
общие расходы 695 000
Прибыль от основной деятельности 1 361 510 Прочие доходы:
доходы от процентов 98 000
Прочие расходы:
расходы по выплате процентов 90 000
Итого результат от прочей деятельности 8000
Прибыль до уплаты налога 1 369 520
Налог на прибыль 610 000
Чистая прибыль 759 520
Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам
проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж пли собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.
Смета капитальных затрат. Смета капитальных затрат обобщает перспективы по приобретению основных фондов. Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, может планироваться увеличение производственных мощностей в связи с ростом спроса на продукцию предприятия или введением новых производственных линий. Многие внеоборотные активы характеризуются относительно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты существенно меняются год от года. В этой связи на практике обычно составляется смета капитальных затрат на несколько лет вперед. Ниже приведена смета капитальных затрат на 5 лет (табл. 8.6).
Различные варианты финансирования, рассматриваемые в смете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении текущих смет. Например, ожидаемая величина амортизации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов.
Смета движения денежных средств (денежных потоков). Смета движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, Недели, месяца или более длительного периода. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия); разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.
Таблица 8.6
Смета капитальных затрат На пять лет — до окончания 5-го года (ден. ед.)
Статья расходовГоды
1-й2-й3-й4-й5-й
Оборудование:580000350000560000480000420000
Подразделение 1400000280000360000
Подразделение 2180000260000560000200000
Офисное оборудование9000060000
Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.
Взаимосвязь сметы денежных средств с другими сметами может быть продемонстрирована на следующем примере. Данные по смете продаж, различным сметам производственных и текущих расходов, а также по смете капитальных затрат отражаются на смете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов (табл. 8.7).
Таблица 8.7
Смета денежных средств На 3 месяца —до 31 марта (ден. ед.)
1ЯнварьФевральМарт
234
Денежные поступления:867000897 800714000
продажи за наличные168000185000115000
поступления по счетам к оплате699000712 800572000
другие источники (выпуск ценных бумаг, доходы от процентов и т.д.)27000
Денежные расходы:738400872 200916800
производственные расходы541200557000536 000
текущие расходы150000151 200140800 .
капитальные затраты14400080000
прочие расходы (выплаты налога на прибыль и т.д.)4700020000160000
Рост (уменьшение) наличных денежных средств12860025600(-202 800)
Денежные средства на начало месяца280000408 600434200
Денежные средства на конец месяца408600434 200231400
Минимальная сумма денежных средств300000300000300000
Излишек (недостаток)108600134200(-68 600)
Смета по статьям баланса. Плановый баланс в форме, рекомендуемой международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия.
Сметный баланс на 31 декабря (ден.ед.)
Активы
Оборотные активы:
денежные средства 360 000
счета к получению 214 000
легкореализуемые ценные
бумаги 650 000
запасы:
готовая продукция 1 195 000
незавершенное производство 220 000
материалы 2360001651000
расходы будущих периодов 37 500
Итого оборотные активы 2 912 500
Внеоборотные активы:СебестоимостьНакопленная амортизацияБалансовая стоимость
земля275 000275 000
здания3100 0001950 0001150 000
оборудование950 000380 000570 000
офисное оборудование180 00075000105000
Итого внеоборотные активы4 505 0002 405 0002 100 000
Итого активы5 012 500
Пассивы
Текущие обязательства:
счета к оплате 580 000
начисленные обязательства 175 000
Итого текущие обязательства 755 000 Долгосрочные обязательства
закладная 900 000
Итого обязательства 1 655 000
Собственный капитал:
простые акции ' 2 000 000
нераспределенная прибыль 1 357 500
Итого собственный капитал 3 357 500
Итого обязательства и собственный капитал 5 012 500
8.3. Методика расчета основных финансовых показателей бизнес-плана
Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.
В свою очередь, финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия связана с вопросами прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.
Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства.
Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими. Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев обусловлено неправильной организацией работы, нарушениями расчетно-платежной дисциплины, непродуманным выбором. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования.
В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретроспективы на перспективу Высшее руководство, на базе изучения прошлого развития, ставит завышенные цели, которые, как правило, не достигаются.
В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить только методом экстраполяции. В этой системе сначала осуществляют анализ перспектив развития предприятия, определяют тенденции, которые способны изменить существующие направления развития, поэтому результаты такого планирования не выходят за пределы обозримости. Вторым шагом является анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности. Определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования.
Заключительный этап - выбор стратегии: сравнение перспектив развития в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение ресурсов между зонами стратегического хозяйствования.
Основными задачами планирования финансов на предприятии являются:
обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и т.д.;
выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
осуществление контроля за образованием и расходованием платежных средств.
В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет):
* смета объема реализации продукции;
* баланс денежных поступлений и расходов;
* план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);
* плановый бухгалтерский баланс;
*О расчет безубыточности продажи товаров.
Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.
Ниже мы перечислим важнейшие расчеты, производимые при разработке бизнес-плана.
Расчет 1. Расчет объема реализации продукции
На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж.
Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй — поквартально, на третий — на год в целом.
В разработке бизнес-плана главную задачу представляет маркетинг — анализ сбыта и управление объемом продаж, лежащий в основе управления производством и реализацией продукции. Используются следующие методы исследования рынка продаж. Эвристические методы прогнозирования, основанные на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов:



Расчет 2. Баланс денежных поступлений и расходов
Баланс денежных поступлений и расходов позволит оценить, сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.
Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов: 1) доходы и поступления средств; 2) расходы и отчисления; 3) кредитные взаимоотношения; 4) взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности.
Примерная форма такого баланса представлена в табл. 8.8. Статьи баланса могут быть разукрупнены по усмотрению аналитика, что позволит учесть особенности финансирования конкретного предприятия (см. табл. 8.9).
Таблица 8.8 Укрупненная схема платежного баланса
ДоходыСуммаРасходыСумма
Доходы и поступления средств5661.7Расходы и отчисления3840,3
Получение кредитов299Погашение кредитов, уплата процентов1100
Ассигнования из бюджета1430Платежи в бюджет2450,4
Общий объем полученных финансовых ресурсов7390,7Общий объем распределенных финансовых ресурсов7390,7
Таблица 8.9.
Схема аналитического платежного баланса
№ п/пРазвернутый баланс денежных поступлений и расходов (платежный баланс) включает следующие показатели:Вариант 1Вариант 2
1.Денежные средства на начало периода:
2.Денежные поступления: выручка от реализации: поступления по счетам, выписаны при продаже товаров в кредит; ссуды; другие поступления
3.Итого поступлений
4.Всего денежных средств за период (пункт 1 + пункт 3)
5.Денежные платежи на сторону: покупка товаров; зарплата: платные услуги; ремонт и содержание оборудования; реклама; арендная плата: плата по тарифам средств связи: страховые платежи; проценты за кредит: выплаты основных сумм по кредитам; покупка оборудования: налоги: изъятие в пользу владельцев (дивиденды): прочив платежи
6.Всего денежных платежей на сторону
7.Денежные средства на конец периода К балансу прилагаются основные показатели: объем реализации на конец периода; счета дебитора на конец периода; безнадежные должники на конец периода; счета кредиторов: запасы на складах; величина годовой амортизации
После составления такого баланса выбирают стратегию получения необходимых денежных средств. Наиболее распространено финансирование через кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать все активы предприятия. В целях финансирования можно привлекать акционерный и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким капиталом. Управление финансами фирмы осуществляет финансовый менеджер по двум направлениям.
Управление активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав, активов на балансе предприятия, поддерживает конечные оптимальные уровни текущих и фиксированных активов. Текущие активы — это наличность, ценные бумаги, которые по первому требованию могут быть реализованы на рынке, сюда входят и материально-производственные запасы. Фиксированные активы — это земля, сооружения, оборудование, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.
Управление пассивами. Выявляется оптимальное соотношение краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов, определяются наиболее выгодные финансовые ресурсы. Выгодность финансовых ресурсов зависит от ряда факторов: экономической конъюнктуры, финансовой политики государства и т.д. Оборотные фонды фирмы есть разница между текущими активами и текущими пассивами (счета и расписки, подлежащие оплате, и проценты по кредитам). Долгосрочные фонды — лизинг и долгосрочные кредиты.
Касаясь фондов предприятия, можно дать некоторые рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:
1) если фонды, вложенные в активы фирмы, могут быть более эффективно использованы в другом деле, это не означает что фонды используются неправильно;
2) если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск;
3) доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов на текущий капитал.
Таким образом, задачи финансового планирования сводятся к более точному определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой суммы средств и будущих финансовых результатов.
Из всего вышесказанного видно, что планирование финансов предприятия — важная часть работы по обеспечению устойчивого финансового положения фирмы, позволяющая принять к осуществлению мероприятия по ликвидации “узких мест”, выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов.
Финансовое планирование является и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Расчет 3. Расчет доходов и затрат (план прибылей и затрат)
Таблица расчета доходов и затрат (план прибылей и затрат) может быть составлена по форме, приведенной в табл. 8. 10. Таблица доходов и затрат покажет, как будет формироваться и изменяться прибыль.
Таблица 8.10 Расчет доходов и затрат
ПоказателиВариант 1Вариант 2
Оборот
Себестоимость [производственная)
Брутто (валовая) прибыль
Общие издержки (общехозяйственные)
Прибыль
Остаток готовой продукции
Расчет 4. Плановый баланс активов и пассивов
На основе результатов расчета объемов выпуска продукции производится расчет активов (при действующем техническом уровне). Затем проводится расчет пассивов. При этом добиваются сбалансированности расчетов, что обычно достигается использованием кредитов. В нашей стране объем обязательств рекомендуется не более 50% (в США — до 60%). При этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.
Расчет 5. Условия безубыточности
Анализ безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу CVP (затраты — объем — прибыль).
По каждому товару определяется порог рентабельности (находится критическая точка), т.е. точка безубыточности производства или реализации продукции.
Порог рентабельности можно определить графическим или аналитическим методами.
Графический метод определения порога рентабельности. В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции (рис. 8.3). В точке критического объема производства (А) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.

Проекция точки К на ось Q дает критический объем производства (реализации) в физических единицах измерения (штук, метров, кг).
Проекция точки К на ось N дает критический объем производства (продаж) в стоимостном измерении (ден. ед.).
Пользуясь графиком, проведем некоторые полезные расчеты для анализа зависимости “затраты — объем — прибыль”.
Аналитический метод определения порога рентабельности.
Пользуясь графиком, проведем некоторые расчеты для анализа зависимости “затраты — объем — прибыль”. В точке критического объема производства имеем

Из этого соотношения определяется предельная величина физического объема продукции по формуле

где (Q кр* - объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
р - цена единицы продукции;
v - удельные переменные затраты на единицу продукции; С — постоянные расходы.


8.4. Сбалансированность финансовых показателей бизнес-плана и оптимизация прибыли
Основные финансовые показатели бизнес-плана: прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоемкость продукции, затраты на производство — должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции.
Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализации) может быть осуществлена различными способами:
с помощью составления обобщенной сметы прибылей и убытков и баланса доходов и расходов;
методом расчета критической точки (порога рентабельности) производства и реализации продукции (метод CVP: затраты — объем - прибыль), позволяющего обосновать величину безубыточного объема продаж;
методом предельного анализа, позволяющего определять величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта);
методом производственной функции (типа функции Кобба—Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала;
методом построения двойного бюджета, позволяющим разделять в плане бюджет предприятия на текущий и стратегический.
Особое внимание в бизнес-планировании уделяется показателям прибыли.
Величина прибыли предприятия является управляемым параметром. Управлять прибылью необходимо на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Эффективность управления прибылью возрастает в направлении, обратном движению производственно-технологического процесса.
Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. С одной стороны, прибыль должна быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль не выгодно, потому что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли.
Оптимизация прибыли осуществляется в бизнес-плане с помощью различных методов.
Рассмотрим некоторые из них.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства
Объем производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных соотношениях этих величин. При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли предприятия, необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход — это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта. Введем следующие условные обозначения: Q — количество товара (продукта); р - цена единицы товара; р х Q — доход (выручка), от реализации товара; С — издержки производства (затраты); R — прибыль от реализации.
Тогда стремление получить максимум прибыли может быть представлено в формальном виде следующей функцией:

Отсюда следует: чтобы прибыль была максимальна, необходимо равенство предельных издержек и предельных доходов. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса Р =f(Q) и издержек С = g(Q).
Проведем анализ оптимальности объема производства по предприятию. Предварительно сделаем необходимые дополнения исходных данных для последующих расчетов (табл. 8.11).
Таблица 8.11 Исходные данные для предельного анализа
ПоказателиБазисный годГоды
1-й2-й3-й4-й5-й
Производство продукции в натуральном выражении IQ]. шт.19ХХ20022177241726052695
Цена единицы продукта, (Р), руб.537555065513506847604764
Затраты (издержки производства) по полной себестоимости (С), тыс. руб.8342841296509870994410137
Выручка от реализации (р х Q), тыс. руб.106111102412008122341240112840
Прибыль (R), тыс. руб.226926122353236424572703
Анализ зависимости между ценой продукта и его количеством в динамике позволяет выбрать для функции спроса линейную форму зависимости вида р == a o + a 1 * Q. По методу наименьших квадратов определяются неизвестные параметры a o и a 1 на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида

Таблица 8.12
Сравнительные данные объемов производства по результатам предельного анализа
ПоказательФактически (5-й год]ОптимумОтклонения
Производство продукции в натуральном выражении (0), шт.26953554+859
Цена единицы продукта (р), руб.47643827-937
Затраты (издержки) по полной себестоимости (С), тыс. руб.1013710296+149
Выручка от реализации (р х 0), тыс. руб.1284013601+761
Прибыль (Я), тыс. руб.27033315+612
Анализ зависимости между издержками и количеством выпускаемой продукции в динамике позволяет для функции издержек выбрать также линейную форму связи вида С = b 2+ b 1* Q. Неизвестные параметры b o и Ь также находятся по методу наименьших квадратов на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида

Оптимальный объем выпуска продукции составляет 3554 шт. Зная размер выпуска, можно определить цену продукта, выручку, прибыль и издержки производства. Результаты расчетов представлены в табл. 8.12. В ней для сравнения приведены также фактические данные предприятия за 5-й год.
Подведем некоторые итоги. Применение предельного анализа показывает, что у предприятия имеются возможности увеличить прибыль на 612 тыс. руб. за счет увеличения объемов производства и реализации продукции. При этом затраты предприятия возрастут всего на 149 тыс. руб., или на 1,46%. Оптимальная цена продукта составит 3827 руб., что ниже фактической цены на 937 руб., или на 19,7%. Следовательно, предприятие может в перспективе придерживаться стратегии, направленной на рост объемов выпуска и реализации продукции, однако необходимо при этом сохранить достигнутый уровень затрат на производстве”.
Метод производственной функции
Другой, более сложный математический метод прогнозирования будущих величин затрат на производство и реализацию продукции, а также объема реализации - производственная функция Кобба—Дугласа. Эта производственная функция была открыта в двадцатых годах экономистом Дугласом при содействии математика Кобба. На языке формул она выглядит следующим образом:



Такие расчеты можно автоматизировать (табл. 8.13), что существенно расширяет возможности применения данного метода.
После нахождения показателей степеней можно посмотреть, как будет варьировать результирующий признак при изменении факторных признаков — затрат труда и капитала (см. табл. 8.13).
Изменение фактора труда на 1010000 тыс. руб. повлекло за собой рост выручки от реализации продукции, который составил 12591403,018 тыс. руб. А изменение на ту же сумму затрат капитала снизило размер выручки на 44931742,745 тыс. руб., что доказывает большую силу влияния на результирующий признак фактора затрат труда.
Таблица 8.13
Прогноз выручки от реализации продукции с учетом факторов труда и капитала
(тыс. руб.)
Результирующий фактор -выручка от реализации продукцииФакторные признаки
затраты трудазатраты капитала
2474631523451048294870091
260054555018x 4 461048294870091
202 531409 2553 451048X 295 880 091
Примечание: Х- изменяемый фактор.
Изменяя факторные признаки, можно определить наиболее выгодные пропорции между затратами труда и капитала на перспективу.
Метод двойного бюджета
Для целей оптимального финансирования проектов можно использовать в планировании сфер вложения финансовых ресурсов метод двойного бюджета.
Это эффективный способ защиты стратегии развития предприятия от всевозможных неожиданностей в плане финансирования — разделение бюджета фирмы на текущий и стратегический. Оба эти бюджета, и свою очередь, подразделяются по зонам вложения финансовых средств предприятия с разной степенью доходности. Текущий бюджет включает следующие позиции: 1) обеспечение непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей фирмы;
2) капиталовложения в развитие имеющихся мощностей;
3) капиталовложения для роста прибыли от снижения производственной себестоимости продукции.
Стратегический бюджет включает следующие позиции: 1) капиталовложения в рост конкурентоспособности в существующей стратегической зоне хозяйствования (СЗХ);
2) освоение смежных, в географическом отношении, зон;
3) освоение новых СЗХ и прекращение капиталовложений в убыточные зоны.
К достоинствам метода двойного финансирования можно отнести: 1 ) выделение средств для стратегической деятельности целевым порядком;
2) обеспечение сохранности баланса капиталовложений и доходов на короткие и длительные сроки;
3) обеспечение выбора наиболее эффективных сфер производственной деятельности с помощью графика и сравнения кривых доходов по соответствующим бюджетам, проверки расходов в различных СЗХ.
Система двойного финансирования оказывается действенным рычагом управления будущим развитием предприятия в том случае, когда стратегический бюджет составляет значительную часть общего бюджета фирмы.
При осуществлении прогнозных расчетов предприятие должно учитывать два фактора: инфляцию;
необходимость периодического поступления дохода На инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума.
Поэтому будущие денежные поступления должны оцениваться с позиции текущего момента.
Базовая расчетная формула для дисконтирования имеет следующий вид:

где Р — текущая оценка величины капитала, т. е. с позиции исходного периода, когда делается первоначальный вклад;
С - размер финансового вложения к концу п-го периода с момента вклада первоначальной суммы; R — коэффициент дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования предназначен для временного упорядочения денежных средств различных временных периодов. Его экономическое содержание — желаемый процент на вложенный инвестором капитал.
Приведем условный цифровой пример работы с использованием рассматриваемого метода.
Пусть на счете в банке у предприятия 150 000 руб., банк платит 40 процентов годовых. Есть предложение войти в рисковое предприятие всем капиталом. Приведенные экономические расчеты свидетельствуют что через два года ваш капитал увеличится в три раза. Стоит ли принимать предложение?

Этот расчет показывает, что предложение не выгодно, так как, оставив деньги в банке, инвестор имеет больше гарантий получения дохода и большую сумму абсолютного дохода на вложенный капитал.
Пользуясь методом дисконтирования, предприятие может определить уровень доходности той или иной сферы деятельности, определить стратегическую зону хозяйствования, обеспечивающую максимальный уровень дохода.