ГЛАВА 7

РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА 2
Предпосылки “Великих” реформ
Крепостничество в России существовало значительно дольше, чем в других странах Европы, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. Вопрос об отмене крепостного права поднимался русскими просветителями Н. Новиковым и А. Радищевым еще в XVIII веке, при Екатерине II. Декабристы также во всех своих программных документах неизменно подчеркивали необходимость отмены крепостного права. Но лишь к середине XIX века, когда в стране созрели условия для освобождения крестьян, встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками. К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы. Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательной способности подавляющей части населения — крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составлявшие большую часть населения, не обладали правом на свободное передвижение из деревни в город, на промышленные предприятия. В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира. В то время, как у Франции и Англии уже имелся мощный паровой флот, новое артиллерийское и стрелковое оружие, у России все еще оставался парусный флот, гладкоствольные ружья и т.п. Это было первое поражение русской армии после успешных побед под руководством Петра I, А.В, Суворова, М.И. Кутузова, поэтому страна переживала моральное потрясение.
Это заставило Александра II задуматься о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить помещиков пойти на существенные преобразования. Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране. Появились два слова-символа 1856 года — “оттепель” и “гласность”. Как писали современники, Россия как будто задышала свободнее после долгих тяжелых лет, словно с плеч свалился пудовый камень. В Петербург устремился поток различных проектов, предложений,памятных записок по поиску выхода из тупикового курса России. Писали славянофилы, западники, либералы, консерваторы, чиновники, губернаторы, генералы, князья и пр. Все наслаждались свободой слова, возможностью высказать свои мысли. Начиная с января 1857 года, в правительстве стали создаваться различные комиссии и комитеты для разработки мер “по устройству быта помещичьих крестьян”. В эту работу были включены губернаторы и представители помещиков. В состав редакционной комиссии по подготовке закона об освобождении крестьян, созданной в 1859 году, входили ученые, экономисты, общественные деятели, крупные чиновники и другие лица, придерживавшиеся, как правило, либеральных взглядов*. Вокруг Александра II собрались его единомышленники: великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, министр внутренних дел С. Ланской и его помощники братья Н. и Д. Милютины, Я. Соловьев, генерал Я. Ростовцев, представители общественных кругов, как славянофилы, так и западники: Ю. Самарин, В. Черкасский, К. Кавелин, ученые Н. Бунге, П. Семенов-Тянь-Шанский и др.' Отношение самих помещиков к надвигающимся переменам было неоднозначным. Большинство из них относилось к предстоящей реформе отрицательно, считая, что крестьяне не готовы жить самостоятельно, без помещичьей опеки и контроля. Среди членов правительства также не было единого мнения. Так, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев говорил, что никакого освобождения крестьян проводить не надо, что “вопрос этот выдумали люди, не имеющие недвижимой собственности: ученые, теоретики, поповичи”2.
Историк XIX века ГА. Джаншиев писал: “Невесть откуда появилась фаланга молодых, знающих, трудолюбивых, преданных делу, воодушевленных любовью к отечеству государственных деятелей, шутя двигающих вопросы, веками ждавшие очереди, и наглядно доказавших всю неосновательность обычных жалоб на неимение людей”. //Черкасов П., Чернышевский Д. Указ. соч. С. 316.
Некоторые помещики выдвигали в качестве непременного условия освобождение крестьян без земельных наделов и за выкуп личной свободы. И лишь небольшая часть помещиков, уже сумевшая втянуться в рыночные отношения, выступала за более либеральные условия освобождения крестьян с землей и с умеренным выкупом. Документы, которые были подготовлены к 1860 году, явились результатом компромисса между различными группами дворян и правительства, учитывающим объективные требования экономического и политического развития страны.
Отмена крепостного права. Аграрная реформа
19 февраля 1861 года Александр I подписал “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, включавшее в себя 17 законодательных актов и получившее силу закона. В этот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. Все это было обнародовано через две недели. В соответствии с Манифестом все крепостные крестьяне отныне получали личную свободу и гражданские права. Они могли заключать различные имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия в торговле и промышленности, переходить в другие сословия, уезжать в другие населенные пункты страны, вступать в брак без согласия помещика и т.д. В стране устанавливалось выборное крестьянское самоуправление — сельские и волостные сходы (собрания), где избирались сельские старосты и волостные старшины. Вводился волостной крестьянский суд по имущественным искам и нетяжким преступлениям. По решению суда крестьяне могли сами распределять между собой общинные земли, устанавливать очередность и объем повинностей и т.д. Весь процесс освобождения крестьян включал в себя следующие процедуры. По закону за помещиками признавалось право собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую, которую те ранее обрабатывали в качестве своих наделов. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, взамен за отработку повинностей (оброка и барщины) до полного выкупа земли у помещика*.
* В европейской истории подобные условия освобождения крестьян от крепостного права были в Пруссии (Германии), где этот процесс проходил также на основе выкупа земли в течение почти 40 лет, с сохранением помещичьего (юнкерского) землевладения.
Не получали землю дворовые крестьяне, крестьяне, переведенные на месячину, рабочие вотчинных мануфактур, крестьяне южного берега Крыма. Крестьяне не имели права отказаться от надела, но выкуп земли мог осуществиться только “по соглашению сторон”, то есть по желанию помещика. В большинстве районов России, которых коснулась аграрная реформа (а это происходило лишь в тех губерниях, где было помещичье землевладение), земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом, где и производилось распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь ее временными пользователями. В общине сохранялись правила круговой поруки. Так, например, вся община несла материальную ответственность за сбор налогов с каждого ее члена, за отработку повинностей, за поставку молодых людей на воинскую службу и т.п.3 В соответствии с законом крестьяне стали в значительной мере зависимыми от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться своими наделами, уйти из деревни. Провозглашенное в Манифесте право выбора хозяйственной деятельности в течение многих лет сводилось на нет необходимостью отрабатывать повинности в пользу помещиков за пользование наделами. Общинная форма землепользования служила явным тормозом на пути прогресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню. Вся территория Европейской части России была поделена на три природно-экономические полосы — нечерноземную, черноземную и степную. Это было сделано для того, чтобы определить нормы крестьянских наделов. В черноземной и нечерноземной полосах были установлены “высшая” и “низшая” норма, причем последняя составляла треть “высшей” нормы. В степной полосе устанавливалась одна норма — “указная”. Были утверждены следующие нормы высшего надела: в черноземной полосе — от 3 до 4,5 десятин, в нечерноземной — от 3,25 до 8, в степной — от 6,5 до 12 десятин на ревизскую душу (1 десятина == 1,096 га)4.
Если у крестьян размеры наделив идут меньше низшей нормы, то им прирежут часть помещичьей земли. Но на практике это случалось крайне редко. Чаще всего было так, что помещики под любыми предлогами отрезали излишки земли от наделов — так называемые “отрезки”. Наделы могли подвергаться и дальнейшему уменьшению, если в распоряжении помещика оставалось меньше трети всей земли имения (в степной полосе — менее половины). При согласии крестьян они могли получить только одну четверть высшей нормы надела, но без выкупа, так называемый “дарственный надел”. Такие наделы получили свыше 500 тыс. крестьян, в основном, в Поволжье, на Украине. В результате этого процесса после реформы у крестьян оказалось в пользовании земель меньше, чем до 1861 года. Крестьяне потеряли от своих наделов в виде “отрезков” свыше 20% земель, а в наиболее плодородных черноземных губерниях, где земля была особо ценной, у крестьян отрезали до 30-40% от площади наделов. Причем отрезались самые ценные и необходимые для крестьян угодья: сенокосные луга, выпасы и водопои для скота и т.д. А за пользование этими угодьями крестьяне были вынуждены платить помещикам дополнительную арендную плату5. К тому же землепользование крестьян устанавливалось с чересполосицей, то есть чаще всего крестьянские наделы чередовались с помещичьими, что создавало дополнительные неудобства. Кроме того, по закону крестьяне были лишены лесных угодий, которые оставались собственностью помещиков. Выкуп крестьянских наделов также происходил в пользу помещиков. Основное условие определения размеров выкупных платежей заключалось в том, чтобы и после реформы помещикам был обеспечен такой совокупный доход, который они имели до 1861 года. По каждому поместью определялся доход от оброков, как правило, по повышенным нормам. Там, где была барщина, повинности пересчитывали по определенному коэффициенту в денежные оброки. Подсчитанная сумма рассматривалась как 6%-ный доход от капитала, то есть происходила капитализация дохода. Например, если годовой оброк был определен в 12 руб., то выкупной платеж устанавливался в 200 руб. Следуя таким подсчетам, земля оценивалась гораздо дороже, чем ее рыночная цена.
Фактически крестьяне выкупали не только земельные участки, но и свою личную свободу. Рыночная цена наделов в черноземных губерниях составляла в среднем 284руб., а по выкупным расчетам — 342 руб. В нечерноземных губерниях — соответственно 180 и 342 руб. Выкупная цена по всей земле составила в конечном счете 867 млн. руб., тогда как ее рыночная цена равнялась 544 млн. руб. Таким образом, помещики получили выкуп и за освобождение крестьян6. Исчисленные суммы выкупных платежей для подавляющей части крестьян оказались просто колоссальными, и они не могли сразу их погасить. Поэтому правительство пошло на такой шаг: крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику (сразу, в рассрочку или путем отработки повинностей) 20% всего выкупа. После этого все отношения крестьян с бывшим помещиком формально заканчивались.Оставшиеся 80% суммы выкупа помещикам возмещало государство в форме ценных бумаг под 5% годового дохода. Эту 80%-ную сумму крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет7. Следует подчеркнуть, что и 20% от выкупных платежей для крестьян были огромной суммой. Выплата их затянулась на многие годы. И до полной уплаты выкупа крестьяне находились на временнообязанном положении, то есть они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам — примерно 8-12 руб. в год. Через 20 лет было принято решение завершить выкуп в обязательном порядке всем оставшимся временнообязанным, а таких было примерно 15% бывших крепостных крестьян. И лишь в 1907 году выкупные платежи были полностью отменены. К этому времени крестьяне выплатили сумму почти в три раза больше установленной по первоначальным расчетам — свыше 1,5 млрд. руб. Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых их отпускали на волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки. Большое недовольство вызвали “высшие” и “низшие” нормы наделов, а также величина выкупов, которые они были обязаны выплатить помещикам или казне. Во многих регионах страны распространялись слухи о том, что у помещиков “поддельные” документы, а настоящие “царские” законы якобы скрываются от народа.
Крестьянские волнения проходили в Черноземных губерниях, в Поволжье, на Украине, на их усмирение были брошены большие воинские и полицейские силы8. В 1863 году закончилась аграрная реформа и в удельных (дворцовых) хозяйствах, начатая еще в 1858 году. В течение 1863—1865 годов все крестьяне были переведены на выкуп, но фактически они были обязаны выплачивать в виде выкупных платежей тот же оброк, что и прежде, на протяжении 49 лет. Государственные крестьяне к 1886 году также были переведены на выкуп, причем эти платежи за наделы были увеличены почти в 1,5 раза по сравнению с величиной оброка. Выкуп земли для таких крестьян был разрешен только для целых селений с единовременной выплатой всех сумм. И все же следует отметить, что условия реформы для удельных и государственных крестьян были гораздо благоприятнее, чем для помещичьих9. Реформа 1861 года означала, что эпоха феодализма в России заканчивалась, но его пережитки еще долгие годы оставались в качестве реальности хозяйственной жизни страны. Это проявилось в том, что помещики не только сохранили огромные землевладения, но и отобрали часть лучших земель у общины, в то время как основная масса крестьян испытывала земельный голод. До 4 млн. крепостных крестьян были освобождены совсем без земли или с минимальными наделами. Почти половина крестьян получила участки менее трех десятин, а более 5% — до одной десятины земли на хозяйство. Это по-существу явилось формой экспроприации земли у крестьян в процессе их освобождения. Долгие десятилетия крестьяне оставались в тисках отработок повинностей и выкупных платежей помещикам и правительству, оставаясь при этом неполноправным сословием10. Вместе с тем, отмена крепостного права явилась прогрессивным шагом. Она способствовала развитию новых экономических отношений не только в деревне, но и во всем народном хозяйстве страны. Реформы 1860—1870-х годов Вслед за аграрной реформой в России и их последствия были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. Дело в том, что до Александра II все органы самоуправления в России имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям. Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа. 1 января 1864 года было издано “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления — земства, избираемые всеми сословиями натри года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). В уездные земские собрания выбирались депутаты от землевладельцев — помещиков и зажиточных крестьян, от богатых горожан — купцов и промышленников, а также от остальных категорий крестьян через выборных представителей. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, в свою очередь, избирали членов губернской земской управы. Депутаты земских собраний назывались “гласными”, то есть имевшими право голоса, и считались “первым элементом” земства. Они собирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никакого вознаграждения за эту деятельность, в отличие от членов земских управ, которые считались земскими служащими и назывались “вторым элементом” земства. Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих, которые назывались “третьим элементом” земства. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел. Следует отметить, что земская реформа была проведена не по всей стране, а лишь в 34 губерниях, то есть там, где проходила отмена крепостного права. Там, где не было помещичьего землевладения — в Сибири, в Нижнем Поволжье, в Архангельской губернии, а также в национальных районах Прибалтике, Польше, на Кавказе, в Казахстане, Средней Азии) эта реформа завершилась лишь к 1880 году. В целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне. Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа. В соответствии с “Городовым положением” (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения. Начиная с 1864 года, в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, то есть вводился принцип несменяемости судей. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях. В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения — Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран. В 1860—1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академии для подготовки среднего и высшего командного состава. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет — пребывание в запасе; на флоте — 7 и 3 года, соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию — 1,5 года, для имевших высшее образование — полгода. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе. Пo-прежнему освобождались от военной службы купеческие дети, а также представители духовенства12. Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине “Великими реформами”, которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения. Более того, незавершенные преобразования осложнялись различными контрреформами, и последующим поколениям приходилось порой начинать все сначала. Дальнейшая судьба прогрессивных преобразований была достаточно сложной. После гибели 1 марта 1881 года Александра II от рук экстремистов его наследник Александр III, опасаясь эскалации революционного движения, провел ряд мероприятий (так называемые “реформы наизнанку”). Так, правительство стало активно поддерживать помещиков, чтобы не допустить их разорения. Был организован особый Дворянский банк, чей капитал был в несколько раз больше, чем средства Крестьянского банка. С целью ограничения действия многих либеральных законов были введены “Временные правила о печати” (1882), устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Многие либеральные и радикальные издания были закрыты. В 1887 году был опубликован циркуляр о “кухаркиных детях”, по которому в гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей. В 1884 году фактически была ликвидирована автономия университетов. В 1889 году было издано “Положение о земских участковых начальниках”, по которому земским начальникам вменялось в обязанность осуществлять надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, отстранять от должности сельских старост и волостных старшин, подвергать телесным наказаниям и аресту любых крестьян и т.д.13 В соответствии с различными документами 1880—1890-х годов резко сократилось выборное представительство крестьян в губернские и уездные земские учреждения, а также урезались избирательные права городского населения путем повышения имущественного ценза. В эти же годы были предприняты попытки ограничить судебную реформу 1864—1870 годов. Многие мероприятия не удалось провести в жизнь, но заметное замедление курса Александра II произошло.
Период правления Александра II был последним в истории императорской России, во время которого произошло насильственное присоединение значительных территорий. В течение нескольких десятилетий Россия осуществляла наступление на Среднюю Азию, начавшееся еще при Николае I неудачным походом на Хиву в 1839 году. Лишь после полного присоединения Казахстана в 1850-х годах Россия смогла начать планомерное наступление на Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. Это было предпринято под давлением сложных геополитических противоречий между Россией и Англией, которая претендовала на свое присутствие в Средней Азии. Для России к тому же был необходим обширный рынок сбыта промышленных товаров и источник хлопчатобумажного сырья для текстильной промышленности, поскольку основная масса хлопка-сырца (до 90%) поступала из США. Но в середине XIX века, из-за Гражданской войны в этой стране, поступление американского хлопка почти прекратилось, и хлопчатобумажная промышленность России оказалась в тяжелом положении. После присоединения Средней Азии основные потребности в хлопковом сырье Россия стала удовлетворять за счет внутреннего производства. Военные действия в Средней Азии велись в течение многих лет, так как русские войска встретили там ожесточенное сопротивление. В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте, куда вошли Бухара и Коканд, а в 1873 году и Хива. В этот же период Россия была не раз “на волосок от войны” с Англией, с которой в конце концов был заключен договор о разграничении сфер влияния (1885). Под контролем Англии оставался Афганистан и Тибет, а России — Средняя Азия. В годы правления Александра II был окончательно разрешен и так называемый “Кавказский вопрос”. И хотя в начале XIX века к России присоединилась большая часть Закавказья, Северный Кавказ (кроме Кабарды и Осетии) все еще оставался независимым. Почти 5.0 лет —с 1817 по 1864 годы — длилась Кавказская воина, стоившая народам Дагестана, Черкессии, Чечни, Адыгеи, да и самой России многих сил и жертв. Более 100 народностей Северного Кавказа были включены в состав империи путем жестокого подавления их сопротивления14. В 1850—1860-х годах Россия приобрела значительные территории на Дальнем Востоке. Поскольку у Китая в 1857 году были большие осложнения в отношениях с Англией и Францией, Россия воспользовалась этим и ввела войска в Амурскую область по левому берегу р. Амур. Войсками руководил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Китай подписал с Россией в 1858 году Айгунский договор, по которому он уступал Амурскую область России. По договору 1860 года, заключенному в Пекине, к России был присоединен Уссурийский край (Приморская область), где очень быстро возникли поселения и города: Благовещенск, Хабаровск, Николаевск — на Амуре, Владивосток. В Приморье хлынул поток русских переселенцев для колонизации новых территорий. В 1850—1870-е годы произошло разграничение владений Японии и России на Дальнем Востоке. В результате морской блокады 1854—1855 годов в г. Симода был заключен договор между Россией и Японией “О мире и дружбе”, по которому Курильские острова, кроме южной группы, объявлялись российскими. Остров Сахалин провозглашался совместным владением двух стран. Нов 1875 году произошел пересмотр этого договора, в результате чего весь Сахалин становился только российским владением, но зато к Японии отходили все Курильские острова, что и было подтверждено русско-японским договором о мореплавании в 1895 году. И все же отношения двух стран оставались достаточно напряженными, что и вылилось позже в русско-японскую войну в начале XX века. В 1860-х годах были установлены дипломатические отношения с США, между странами поддерживались взаимные доброжелательные отношения. В течение нескольких лет обсуждался вопрос о продаже США российских владений в Северной Америке, поскольку для России все труднее было защищать эти отдаленные территории, а расходы по их содержанию превышали приносимые ими доходы. После окончания Гражданской войны в США эти переговоры активизировались, и Россия, испытывавшая финансовые трудности, согласилась в 1867 году на продажу Аляски и других ее американских территорий площадью свыше 1,5 млн. кв. км всего за 7,2 млн. долл., или 14 млн. руб.16
Вопросы для повторения:

     
  1. Расскажите о предпосылках реформ Александра II.  
     
  2. Что представляло собой “Положение о крестьянах” 19 февраля 1861 года?  
     
  3. Как проходила процедура освобождения крестьян?  
     
  4. Что такое “высшая” и “низшая” норма крестьянских наделов? В чем состояла сущность проблемы “отрезков”?  
     
  5. Как проходил выкуп крестьянских наделов?  
6. Кто такие “временнообязанные” крестьяне?
7. Расскажите о других направлениях реформ Александра II.
8. Как складывалась внешняя политика России в Средней Азии, на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке в 1850—1870-х годах?