Глава 11. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение
В главе 9мы выяснили, как измерить объем национального продукта и национальный доход. Там же мы узнали, как установить индекс цен и как его использовать, чтобы сравнить уровни цен в разные периоды. Кроме того, индекс цен дал нам возможность превратить номинальный ВНП в реальный и, таким образом, сопоставлять объемы ВНП в разные годы. В главе 10мы видели, как реальный ВНП, занятость и уровни цен изменялись в разные периоды. Мы также описали влияние изменений реального объема ВНП на экономику.
Теперь пора перейти от описания к анализу, основываясь на дефинициях и фактах, представленных в 9-й и 10-й главах. Ключевая цель этой главы состоит в том, чтобы познакомить вас с основными Методами, которые помогут упорядочить наши представления о макроэкономических теориях и спорных вопросах. Для этого мы сначала рассмотрим рынок в целом, то есть объединим мириады отдельных рынков в единый рынок. Затем мы введем понятие совокупного спроса и совокупного предложения. Потом проанализируем формы кривых совокупного спроса и совокупного предложения и опишем важнейшие факторы, которые вызывают их смещение. Далее мы рассмотрим понятие равновесного уровня цен и равновесного реального объема национального производства. Наконец мы сосредоточим свое внимание на влиянии смешений кривых совокупного спроса и совокупного предложения на уровень цен и реальный объем национального производства.
В этой главе даются лишь общие представления о совокупном спросе и совокупном предложении. Когда мы перейдем ко второй, третьей и четвертой частям, "голые кости" этого "скелета" обрастут "мясом и кожей". Может быть, вам захочется перечитать эту главу, когда вы закончите четвертую часть. Почему? Потому что "скелетные" рамки этой главы помогут вам лучше понять содержание следующих глав, которые, в свою очередь, расширят я подтвердят ваше понимание основной модели, которая здесь рассматривается.
Необходимость общей модели
В главе 4мы детально рассмотрели кривые спроса и предложения для отдельных товаров. Тогда нас интересовало, как рыночный спрос на отдельные товары и их предложение устанавливают равновесные цены и равновесные объемы каждого товара. Потом, использовав эту простую модель спроса и предложения, мы показали, как равновесные цены и равновесные объемы производства изменяются вследствие изменений одного или нескольких факторов, определяющих спрос и предложение.
Модели спроса и предложения для одного товара, которые можно найти в главе 4,особенно полезны для понимания различий цен и объемов производства отдельных товаров и услуг. Они помогают нам понять, почему равновесная цена пирожка значительно меньше, чем равновесная цена бриллианта, почему цена барреля нефти меньше, чем цена барреля духов, и почему ежегодные расходы на нефть больше ежегодных расходов на бриллианты, духи и пирожки, вместе взятые. Модель спроса и предложения для одного товара также помогает объяснить, почему равновесные цены и равновесные объемы отдельных товаров в разные периоды отличаются. Например, эта модель полезна для того, чтобы объяснить, почему цена на медицинское обслуживание увеличилась по сравнению с другими ценами в течение последних 20 лет или почему производство персональных компьютеров чрезвычайно расширилось со времени их внедрения в конце 70-х годов.
Однако модель спроса и предложения для одного товара оставляет без ответа несколько важных экономических вопросов. Почему вообще цены повышаются и понижаются? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны объединить — или агрегировать —все отдельные рынки страны
в единый общий рынок. Точнее говоря, мы должны объединить тысячи отдельных цен —на промышленные роботы, зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы. бриллианты, нефть, духи и т. д.
в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен. а также объединение всею равновесного количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями ( aгpeгатам и ).
Поэтому показатели на нашем графике простой макроэкономической модели представляют собой ypовень цен (на оси ординат), а не цену на отдельный товар и реальный объем национального производства (на оси абсцисс), а нс количество отдельного товара. Имея в виду эти показатели, давайте рассмотрим в общих чертах совокупный спрос и совокупное предложение.
Совокупный спрос
Совокупный спрос — это модель, представ-ленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный обьем национального производства, который потребители. предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен. тем большую часть реальною объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен. тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Обратная или отрицательная. зависимость между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке 11-1.Заметьте, что кривая совокупного спроса склоняется вниз и вправо. то есть так же. как кривая спроса на отдельный товар.
Почему? Любопытно, что причины такого отклонения различны. Вы. наверное, помните, что прежнее объяснение связано с эффектами дохода и замещения. Когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает. потребитель югов приобрести большее количество
данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).
Но зти объяснения не годятся, когда мы имеем дело с совокупностями. На рисунке 11-1.если мы двигаемся вниз по кривой совокупного спроса, цены в целом падают. Поэтому логическое обоснование эффекта замещения (один товар становится дешевле по сравнению со всеми другими товарами) в данном случае неприменимо. Соответственно если кривая спроса индивида на отдельный товар предполагает постоянный доход потребителя, то кривая совокупного спроса изменяющиеся совокупные доходы. Следовательно, когда мы двигаемся вверх по кривой совокупного спроса, то приближаемся к более высокому уровню цен. Но вспомним нашу модель кругооборота дохода: более высокие цены. уплаченные за товары и услуги, вернутся к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов зарплаты.ренты, процентов и прибыли. Поэтому увеличение уровня цен не обязательно означает уменьшение общею номинального дохода страны.
Если траекторию кривой совокупного спроса нельзя объяснить эффектами замещения и доходов, то почему она отклоняется вниз? Ответ: такой характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами: 1 )эффектов процентной ставки: 2)эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков: 3)эффектом импортных закупок.

Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен. тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен.
Эффект процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следо-
вательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Короче говоря, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10%прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7%.Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%.Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили. Итак, повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей.
Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства. Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эф фект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов —в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, —находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. Семья может чувствовать себя спокойно, покупая новый автомобиль или парусную лодку, если покупательная способность ее финансовых активов составляет, например, 50тыс. дол. Но если инфляция сведет покупательную способность этих активов, скажем, до 30тыс. дол., семья может принять решение отложить свою покупку. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность.. материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок. В главе 9,обсуждая проблему расчета национального дохода, мы видели, что импорт (покупки товаров за рубежом) и экспорт (покупки американских товаров другими странами) являются важными компонентами совокупных расходов. Сейчас нам достаточно отметить, что объемы нашего импорта и экспорта зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен у нас и за границей. Так, если уровень цен в Соединенных Штатах поднимется по сравнению с ценами за рубежом, американские покупатели будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных. А иностранцы будут покупать меньше американских товаров. Что приведет к уменьшению американского экспорта. Короче говоря, при прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе Соединенных Штатов.
Вывод. При повышении уровня цен в США э ф -фект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе США.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Мы видели, что изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность. прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.
Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса. Вспомним, что мы проводили такое различие в главе 4,когда рассматривали проблему спроса на один товар.
Как показано на рисунке 11-2,увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо —от AD1к AD2.Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем това-
ров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево —от AD1к AD3.Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем проекта, чем прежде, при различных уровнях цен.
Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице 11-1.Давайте рассмотрим все элементы таблицы по порядку.
Таблица 11-1. Неценовые факторы совокупного спроса: рычаги, смещающие кривую совокупного спроса

1-Изменения в потребительских расходах а) Благосостояние потребителя б) Ожидания потребителя в) Задолженность потребителя г) Налоги
2.Изменения в инвестиционных расходах а) Процентные ставки б) Ожидаемые прибыли от инвестиций в) Налоги с предприятий г) Технология д) Избыточные мощности
3.Изменения в государственных расходах
4.Изменения в расходах на чистый объем экспорта а) Национальный доход в зарубежных странах б) Валютные курсы
 

Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, перечисленных в таблице 11-1,приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой ADвправо, от AD1к AD2,а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD1к AD3.
Потребительские расходы. Американские потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1к АD3, как показано на рисунке 11-2,когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1к AD2,когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.
Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 11-1,такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров),как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Важное соображение: в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, независимо от изменений в общем уровне цен.
ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спрос сократятся.
 
Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, Почему? Потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.
НАЛОГИ. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 11-1.Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.
ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым.увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
ОЖИДАЕМЫЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот. если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно-туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и Совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
ТЕХНОЛОГИИ. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются и кривая совокупного спроса смещается вправо.
Государственные расходы. Таблица 11-1напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить американский морской флот. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новых шоссейных дорог.
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая американского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках американских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем —"независимо от изменений уровня цен в нашей стране", чтобы провести четкую грань между этими измене-
ниями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень американского экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
Какие неценовые факторы изменяют объем чистого экспорта? Это прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ДРУГИХ СТРАН. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на американские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в Америке. Почему? Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и американского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ. Изменения курса доллара по отношению к другим валютам являются вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в долларах возрастет. Это значит, что доллар обесценится по отношению к иене. То есть, если цена доллара в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения доллара и иены японские потребители смогут получить больше долларов за определенную сумму иен. А потребители в Соединенных Штатах получат меньше иен за каждый доллар. Следовательно, для японских потребителей американские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в Америке смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму долларов. С точки зрения нашего экспорта, например, пара американских джинсов за 30дол. теперь будет стоить, скажем, 2880иен, а не 3600иен. А с точки зрения нашего импорта японские часы могут стоить теперь 225дол., а не, скажем, 180дол. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в США. Вам следует рассмотреть противоположную модель, когда стоимость доллара повышается (а иена обесценивается).
Повторение. Существует несколько неценовых факторов (табл. 11-1),оказывающих влияние на реальный объем продукта, который готовы купить потребители предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Увеличение расходов, вызванное изменениями в одном или нескольких факторах совокупного спроса, смещает кривую совокупного спроса вправо; и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к смещению этой кривой влево. Эти сдвиги кривой совокупного спроса следует отличать от изменений в реальном объеме национального производства, возникающих в результате изменений в уровне цен. Изменения в уровне цен приводят к эффектам богатства, процентной ставки и импортных закупок, которыми объясняются падающие траектории кривой совокупного спроса. Изменения в неценовых факторах совокупного спроса вызывают смещение самой кривой совокупного спроса.
Совокупное предложение
Совокупное предложение — это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.
КРИВАЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В процессе нашего макроэкономического анализа мы узнаем, что существуют большие разногласия. по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Но сейчас для нас важно установить, что эта кривая состоит из трех определенных сегментов, или отрезков. В наших рассуждениях мы также будем исходить из того, что сама кривая совокупного предложения не смещается. В главе 19 мы откажемся от этого исходного положения и расширим рамки исследования.
Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как 1)кейнсианский (горизонтальный), 2)промежуточный (отклоняющийся вверх) и 3)классический (вертикальный) отрезки. Давайте исследуем эти три отрезка и дадим им объяснение. Наша задача облегчается тем, что объяснения, по сути, те же самые, с которыми вы уже познакомились при рассмотрении рисунка 10-6.Мы увидим, что форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукций при увеличении или уменьшении объема национального производства. Вспомним из предыдущей главы, что издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими
словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции —это средние издержки на данный объем продукции.

Кривая совокупного предложения показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: а) горизонтального, или кейнсианского, когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; б) вертикального, или классического, когда национальный продукт остается постоянным на "уровне полной занятости", а уровень цен может изменяться; в) промежуточный отрезок, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рисунке 11-3 Qf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости, впервые введенный в главе 10. Вспомним, что естественный уровень безработицы возникает при этом объеме национального продукта. Заметим, что горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf.Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Рабочий, который два-три месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными. В действительности, как мы объясним в главе 12,реальный объем национального продукта и занятость на этом отрезке уменьшатся из-за постоянного уровня цен и заработной платы.
Этот горизонтальный отрезок называют к е йнсианским—по имени известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, о котором речь пойдет в последнем разделе этой главы. Кейнс, чья теория занятости будет детально рассматриваться в двух следующих главах, проанализировал функционирование капиталистической экономики на фоне "Великой депрессии" 30-х годов, когда безработица в Соединенных Штатах достигла 25%. В этой плачевной экономической ситуации можно было расширять производство, не опасаясь повышения производственных издержек или цен. И наоборот, как утверждал Кейнс, снижение цен и заработной платы не привело бы к ослаблению спада реального объема национального производства и занятости.
Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства, Qf.Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей (гл. 2),когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
Следует сделать два замечания по поводу вертикального отрезка кривой совокупного предложения. Во-первых, этот отрезок рассматривался классической экономической наукой (о ней пойдет речь в следующей главе), в соответствии с выводами которой благодаря определенным силам, присущим рыночной экономике, полная занятость становится нормой. Поэтому вертикальный отрезок называется также классическим отрезком кривой совокупного предложения. Во-вторых, "полная занятость" и "реальный объем национального производства
при полной занятости" —это скользкие понятия. Это справедливо не только потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов: Вспомним (рис. 10-4),что периодически фактический ВНП превышает потенциальный ВНП. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть к совместительству, то есть к такой практике, когда человек работает в двух местах. Так, во время второй мировой войны десятичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя были обычным явлением. Многие рабочие после окончания рабочего дня на основной работе работали полную или неполную ночную смену на военном заводе. Женщины и молодежь, в обычных условиях не работавшие, пошли работать из патриотических побуждений, а также из-за высокой заработной платы. Но для целей нашего исследования достаточно сказать, что существует определенный реальный объем национального производства, который соответствует полной занятости.
Промежуточный (восходящей) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке между Qи Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Почему? Одна причина состоит в том, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех секторах или отраслях промышленности. Поэтому, когда реальный объем национального производства достигает отрезка QQf,например, компьютерная промышленность, отличающаяся высокой технологией, может испытывать нехватку квалифицированных рабочих, в то время как в автомобильной или сталелитейной промышленности может сохраняться значительная безработица. В некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих.По всем этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Как мы уже говорили, форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. В следующих главах мы увидим, что некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие, известные как кейнсианцы, считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.
НЕЦЕНОВЫБ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Наш анализ формы кривой совокупного предложения показал, что реальный объем национального производства увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, что необходимо отличать от смещений самой кривой совокупного предложения. Иными словами, существующая кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1к AS2на рисунке 11-4указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при- данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения). Для удобства мы будем называть увеличение совокупного предложения смещением кривой вправо, а не отклонением вправо и вниз. И наоборот, смещение кривой от ASiк AS.)будет называться смещением влево, которое указывает на уменьшение совокупного предложения. Это значит, что теперь предприятия будут производить меньший реальный объем национального продукта, чем раньше, при данном уровне цен (или будут назначать более высокие цены при данном объеме национального производства).
В таблице 11-2перечисляются такие "прочие условия", при изменении которых кривая совокупного предложения смещается. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они, вместе взятые, определяют", или устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Факторы, указанные в таблице, имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции. В предыдущих главах мы установили, что решения предприятия, касающиеся объема предложения, принимаются на основе уровня
 

Действие одного или нескольких неценовых факторов совокупного предложения, перечисленных в таблице 11-2, приводит к сдвигам совокупного предложения. Увеличение совокупного предложения показано как смещение кривой ASот AS1к as2вправо; сокращение совокупного предложения —как смещение от AS1 к AS3 влево.
производственных издержек и доходов. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.
Сейчас важно отметить, что кроме изменений в реальном объеме национального производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Эти факторы перечислены в таблице 11-2. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо.И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Повторяем: когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Мы должны установить, каким образом изменение рычагов, сдвигающих совокупное предложение и перечисленных в таблице 11-2,влияет на издержки на единицу продукции и тем самым смещает кривую совокупного предложения.
Таблица 11-2. Неценовые факторы совокупного предложения. Факторы, смещающие кривую совокупного предложения
1.Изменения цен на ресурсы а) Наличие внутренних ресурсов 1)земля 2)трудовые ресурсы 3)капитал 4)предпринимательские способности б) Цены на импортные ресурсы в) Господство на рынке
  
2.Изменения в производительности
3.Изменения правовых норм а) Налоги с предприятий и субсидии 6)Государственное регулирование
  
 
Цены на ресурсы. Цены на ресурсы —в отличие от цен на готовую продукцию —являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым у сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Давайте рассмотрим следующие факторы, которые оказывают влияние на цены на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы и господство на рынке.
НАЛИЧИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ. В главе 2мы отмечали, что кривая производственных возможностей общества сдвигается при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот. уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
Как могут изменения в таких ресурсах, как земля, рабочая сила, капитал и предпринимательские способности, привести к смещению кривой совокупного предложения? Несколько примеров помогут нам ответить на этот вопрос.
1.Земля. Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было "нересурсом", в ценные
факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции. Например, предполагается, что недавнее открытие широко доступных материалов, которые при низких температурах обладают сверхпроводимостью, в конечном счете приведет к уменьшению издержек на единицу продукции, так как сократит потери электричества при передаче. В результате этого цена на электричество снизится, что увеличит совокупное предложение.
Можно также привести два примера, свидетельствующих об уменьшении земельных ресурсов: 1)широко распространенное истощение подземных вод из-за ирригации и 2)потеря верхнего слоя почвы из-за интенсивного земледелия. В конечном счете каждый из этих факторов может поднять цены на ресурсы и сместить совокупное предложение влево.
2.Трудовые ресурсы. Около 70%затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при .прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение —к увеличению этой цены. Пример: приток женщин в состав рабочей силы США за последние два десятилетия способствовал снижению заработной платы и тем самым увеличил совокупное предложение. Эмиграция рабочих из-за границы на протяжении всей истории Америки также увеличивала имеющиеся трудовые ресурсы. И наоборот, большие потери Соединенных Штатов во второй мировой войне привели к значительному уменьшению трудовых ресурсов в послевоенные годы и тем самым к увеличению издержек на единицу продукции. В настоящее время эпидемия СПИДа грозит уменьшением предложения рабочей силы и поэтому может сократить совокупное предложение реального объема национального производства.
3.Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот, совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны. Пример: в разгар "Великой депрессии" 30-х годов состояние нашего оборудования ухудшилось, потому что новых закупок было недостаточно, чтобы компенсировать изношенные и устаревшие машины и оборудование.
4.Предпринимательские способности. Наконец, отметим, что количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяется, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Например, вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это тоже сместит кривую совокупного предложения вправо.
ЦЕНЫ НА ИМПОРТНЫЕ РЕСУРСЫ. Так же как спрос на американские товары за рубежом способствует увеличению нашего совокупного спроса, так и импорт ресурсов из-за рубежа способствует увеличению нашего совокупного предложения. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в Америке. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение.
Недавно возникший фактор, который периодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, —колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит, предположим, что цена иностранной валюты по отношению к доллару упала, то есть стоимость доллара повысилась. Это даст возможность американским фирмам получить больше иностранной валюты за каждый американский доллар. Это означает, что для американских производителей цена на импортные ресурсы, выраженная в долларах, упадет. При этих условиях следует ожидать, что американские фирмы увеличат импорт зарубежных ресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Повторяем: такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения в Америке вправо.
И наоборот, в случае увеличения цены на иностранную валюту по отношению к доллару, то есть обесценения доллара, цены на импортные ресурсы повысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержки на единицу продукции взлетят вверх и кривая совокупного предложения сместится влево.
ГОСПОДСТВО НА РЫНКЕ. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынкеэто возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Убедительным примером может служить возникновение и крах рыночной монополии стран ОПЕК в течение последних 20лет. Десятикратное увеличение цен на нефть, которого сумели добиться страны ОПЕК в 70-х годах, затронуло и нашу экономику, взвинтило издержки на единицу продукции и сдвинуло кривую
американского совокупного предложения влево. И наоборот, существенное ослабление господства на рынке стран ОПЕК в середине 80-х годов привело к уменьшению стоимости производства и транспортировки товаров. Прямым результатом стало увеличение американского совокупного предложения.
Ослабление или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Некоторые обозреватели считают, что усиление влияния профсоюзов в 70-х годах вызвало повышение зарплаты членов профсоюза и увеличило разрыв в зарплате между рабочими, входящими и не входящими в профсоюз. Это повышение зарплаты вполне могло увеличить издержки на единицу продукции и привести к смещению совокупного предложения влево. А в 80-х годах влияние профсоюзов в значительной степени ослабло. Поэтому во многих отраслях промышленности цена на труд членов профсоюза упала, вызвав уменьшение издержек на единицу продукции. В результате этого совокупное предложение увеличилось.
Производительность. Производительность—это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность —это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.

Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства.
Каким образом увеличение производительности влияет на кривую совокупного предложения? Прежде всего необходимо выяснить, как меняются издержки на единицу продукции в результате изменений в производительности. Предположим, что реальный объем национального производства в гипотетической эконимике равен 10единицам, ресурсы, необходимые для производства такого количества продукта, составляют 5единиц, а цена каждой единицы ресурсов равняется 2дол. Мы увидим, что производительность, то есть выпуск на единицу затрат, равна 2(= 10:5).Какова будет стоимость единицы продукции? Ответ можно найти при помощи следующей формулы:

В данном случае стоимость единицы продукции равна одному доллару, полученному путем деления затрат на ресурсы, равных 10дол. (= 2дол. х 5единиц затрат), на 10единиц продукции.
Теперь предположим, что реальный объем национального производства удвоился, стал равен 20 единицам, а цена и количество ресурсов остались неизменными — 2дол. и 5единиц. Это значит, что производительность возрастет с 2(=10:5) до 4 (= 20:5).Так как общая стоимость ресурсов остается равной 10дол. (= 2дол. х 5единиц затрат), то издержки на единицу продукции снизятся с одного доллара до 50центов (= стоимость ресурсов 10дол. : 20единиц продукции). Вывод. При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой'совокупного предложения вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.
В главе 21мы покажем, что рост производительности является основным фактором, определяющим долгосрочное увеличение совокупного предложения в Соединенных Штатах и соответствующий рост реального объема национального производства. При прочих равных условиях, взаимодействие таких факторов, как использование большего количества механизмов и оборудования на одного рабочего, совершенствование производственной технологии, более образованная и обученная рабочая сила, совершенствование форм предприятий, приводит к росту производительности и увеличению совокупного предложения.
Изменения правовых норм. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Есть две категории таких изменений: 1)изменение налогов и субсидий и 2)изменение характера регулирования.
НАЛОГИ И СУБСИДИИ. Увеличение налогов с предприятий, таких, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, так же как и увеличение заработной платы, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Пример: увеличение налогов на социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки и сократит совокупное предложение. Субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, также уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение. Пример: в 70-х годах правительство субсидировало производителей электроэнергии, использующих альтернативные источники, такие, как ветер, сланцы или солнечную энергию. Задача состояла в том, чтобы сократить издержки производства и способствовать развитию источников энергии, которые могли бы заменить нефть и природный газ. В той степени, в какой эти субсидии достигли цели, кривая совокупного предложения сместилась вправо.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики
предложения и дерегулирования яростно доказывали,что, увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.
Подводя итоги. Давайте остановимся и подведем итоги нашего анализа совокупного предложения. Во-первых, кривая совокупного предложения состоит из трех ярко выраженных отрезков: кейнсианского (горизонтального), промежуточного (восходящего) и классического (вертикального). Предполагается, что на промежуточном отрезке издержки на единицу продукции, а следовательно, и уровень цен повышаются, когда производство расширяется, стремясь к своему потенциальному уровню. Но есть и другие факторы, не связанные с увеличением реального объема производства, которые влияют на издержки на единицу продукции. К этим факторам относятся цены на ресурсы, производительность и правовые нормы, то есть неценовые факторы совокупного предложения, перечисленные в таблице 11-2.Когда один или несколько факторов изменяются, кривая совокупного спроса снижается. Смещение кривой совокупного предложения вправо свидетельствует о более низких издержках на единицу продукции и увеличении совокупного предложения. С другой стороны, смещение кривой совокупного предложения влево означает более высокие издержки на единицу продукции и уменьшение совокупного предложения.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. На рисунке ll-5aкривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке; изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров; на рисунке 11 -56кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на кейнсианском отрезке; движение к равновесному реальному объему национального производства не сопровождается изменением уровня цен.
Равновесие: реальный объем производства и уровень цен
В главе 4мы видели, что пересечение кривых спроса на данный товар и его предложения определяет равновесную цену и произведенный объем данного продукта. Здесь же, как показано на рисунках 11-5а и 11-56,пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный ре -альный объем национального производства.
Сначала рассмотрим рисунок 11-5а, на котором кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке. Мы видим, что равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства обозначены Pe и Qeсоответственно. Чтобы показать, почему Pg представляет собой равновесную цену, а Qg —равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной Pi,а не Pg.Кривая совокупного предложения показывает, что при уровне цен P1предприятия не превысят реальный объем национального продукта, равный Q1.Какой объем реального продукта будут готовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также Иностранные покупатели при P1?Кривая совокупного спроса отвечает — Q2.Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта взвинтит уровень цен до Pe.Как показывают стрелки на рисунке 11-5а, повышение уровня цен с P1
до Pe заставит производителей увеличить объем продукции с Q1до Qe,а потребителейуменьшить масштабы желаемых покупок с Q2до Qe. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.
На рисунке 11-5б кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском отрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального производства. Чтобы понять, почему это происходит, сначала отметим, что на рисунке 11-56равновесная цена и равновесный реальный объем национального производства обозначены Pe и Qe.Если бы промышленный сектор произвел больший объем национального продукта, Q2,его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qe (что показано стрелкой, направленной влево), и рынок бы опустел. И наоборот, если бы фирмы производили объем национального производства, обозначенный Q1,их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился, как показано стрелкой, направленной вправо.

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит: а) увеличение совокупного спроса на кейнсианском (горизонтальном) отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства, но не затрагивает уровня цен; б) на классическом (вертикальном) отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня "при полной занятости"; в) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению как реального объема национального производства, так и уровня цен. Увеличение совокупного спроса на рисунках 11-66и 11-6в указывает на инфляцию спроса.
Изменения в равновесии
На следующем этапе анализа сместим кривые совокупного спроса и совокупного предложения и рассмотрим влияние этого шага на реальный объем национального производства (а следовательно, и на занятость) и уровень цен.
СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Предположим, что домохозяйства и предприятия решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объем продукции при данном уровне цен. (Тем самым кривая совокупного спроса смещается вправо.) Почему они могут принять такое решение? Целый ряд возможных причин перечислен в списке неценовых факторов совокупного спроса (табл. II-1).Возможно, что потребители станут более оптимистично смотреть на будущую экономическую конъюнктуру. Эти радужные надежды могут быть связаны с новыми технологическими достижениями в Америке, которые предполагают увеличение конкурентоспособности наших товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке, а следовательно, и увеличение реальных доходов в будущем. В результате потребители могут принять решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование. Поэтому в целях расширения
производственных мощностей они увеличат свои затраты на инвестиции. Как показано на рисунке 11-6,определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения —кейнсианском, промежуточном или классическом —находится экономика.
На кейнсианском отрезке (рис. 11-6а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1до AD2)приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от P5до Р6) и занятости без повышения уровня цен (Pi).На классическом отрезке (рис. 11-66)рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от АD3 до AD6)окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от P5до Р6. Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf.На промежуточном отрезке (рис. 11-6в) расширение совокупного спроса (от АD3 до AD4)приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3до Q4)и к повышению уровня цен (от P3до P1).Рассматривая инфляцию в главе 10,мы видели, что повышение уровня цен, связанное с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса повышают уровень цен.
ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА
А если совокупный спрос уменьшится? Наша модель указывает на то, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.
Но есть один важный, осложняющий ситуацию фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса —от AD6до AD5на рисунке 11-66и AD4 к АD3 на рисунке 11-6в — может не .восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере за короткий период времени. Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся "нерешительными", или негибкими, и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик —это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).

При увеличении совокупного спроса от AD1до AD2равновесное положение сместится от e1до e2, причем реальный объем национального производства возрастет от Q1до Qf, а уровень цен —от P1до P2.Но если цены не имеют тенденции к понижению, то уменьшение совокупного спроса от AD2до AD1не возвратит экономику в ее исходное равновесие в точке e1,а возникнет новое равновесие — е2, при котором уровень цен сохранится (P2), а объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Qi. Эффект храповика приводит к смещению кривой совокупного предложения от P1aASдо P2e2AS.
Действия эффекта храпового механизма показаны на рисунке 11-7,где для простоты мы опускаем промежуточный отрезок кривой совокупного предложения. Если совокупный спрос увеличивается от AD1до AD2,то экономика двигается от равновесия P1Q1в точке e1на кейнсианском отрезке по направлению к новому равновесию P2Qfв точке e2на классическом отрезке. Но цены не снижаются так же легко, как повышаются, по крайней мере в течение короткого периода времени. Поэтому, если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2до ADi,экономика не возвратится в свое первоначальное равновесное положение в точке e1.Скорее сохранится новый, более высокий уровень цен P2(цены уже поднялись от P1 до P2),и поэтому сокращение совокупного спроса сдвинет экономику к состоянию равновесия в точке e2.Уровень цен останется в точке P2,а реальный объем национального производства снизится до Q2.
Другими словами, из-за неэластичности цен в сторону понижения кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения сдвинулся от уровня цен P1куровню P2.Из-за того, что цены не имеют тенденции к понижению, кейнсианский отрезок настолько сдвинулся вверх, что кривая совокупного предложения P1aASсместилась на уровень P2e2AS. Короче говоря, существует асимметрия в графике совокупного предложения, заключающаяся в том,
что, когда объем совокупного спроса расширяется, кейнсианский отрезок отклоняется вверх легко и быстро, но когда совокупный спрос уменьшается, вниз отклоняется медленно или вообще не отклоняется.
Почему цены не имеют тенденции к понижению? Трудно ответить на этот вопрос. Во-первых, заработная плата, которая обычно составляет до 75% и более общих расходов фирмы, не имеет тенденции к понижению, по крайней мере в течение какого-то периода. При такой неэластичности фирмам чрезвычайно трудно снизить цены и остаться рентабельными. Но почему зарплата неэластична? Во-первых, часть рабочих работает по договорам с профсоюзами, по которым сокращение зарплаты до истечения срока договора запрещается. Кстати, нередко коллективные договоры в основных отраслях промышленности заключаются на три года. А зарплата рабочих, не входящих в профсоюз, обычно изменяется раз в год, а не поквартально или ежемесячно.
Неэластичность заработной платы увеличивается из-за того, что предприниматели могут не захотеть снижать ставки. На это есть, по крайней мере, две причины. С одной стороны, более низкая заработная плата вполне может оказать негативное влияние на моральное состояние рабочего, а следовательно, и на производительность труда (выработка на одного рабочего). В то время как более низкая заработная плата имеет тенденцию к снижению трудовых затрат на единицу продукции, более низкая производительность труда будет иметь тенденцию к повышению трудовых затрат на единицу продукции. Естественно, наниматель боится, что вторая тенденция может оказаться сильнее первой и что низкие стайки заработной платы повысят, а не снизят трудовые затраты на единицу продукции.
Более того, большинство нанимателей "вложили капитал" в обучение и передачу опыта рабочим. Если бы они решили снизить заработную плату в условиях сокращения совокупного спроса, можно было бы ожидать, что они потеряют рабочих более или менее непредсказуемым образом —уйти могут как высококвалифицированные рабочие, так и относительно неквалифицированные. Потери нанимателя, вложившего капитал в обучение высококвалифицированных рабочих, прямо пропорциональны их возможностям найти работу в других фирмах. Более правильно сохранять размеры заработной платы и увольнять рабочих в зависимости от их трудового стажа. Обычно уволенные рабочие с небольшим трудовым стажем являются и менее квалифицированными, в обучение которых наниматель вложил сравнительно небольшой капитал. Следует также отметить, что минимальная заработная плата закладывает правовой фундамент под зарплату наименее квалифицированных рабочих. Важно, что неэластичность производственных издержек в сторону понижения приведет к негибкости цен на товары.
Другое объяснение неэластичности цен в сторону понижения заключается в том, что многие промышленные фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период снижения спроса. Полезно еще раз взглянуть на рисунок 10-3.Несмотря на катастрофический спад совокупного спроса в 1929—1933гг., фирмы, выпускавшие сельскохозяйственные орудия, автотранспортные средства, цементные и сталелитейные заводы и другие отрасли промышленности имели большие возможности, чтобы противодействовать снижению цен, выбрав в качестве альтернативы большое сокращение производства и занятости.

Смещение кривой совокупного предложения влево, с AS1 до AS2,приведет к инфляции, обусловленной ростом издержек, то есть к увеличению уровня цен от P1до P2. Реальный объем национального производства сократится с Q1до Q2.Смещение кривой совокупного предложения вправо, от AS1до AS3,приведет к увеличению реального объема национального производства от Q1до Q3 и уменьшению уровня цен от P1до Р3.
СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Давайте рассмотрим гипотетические ситуации и выясним, как влияют изменения совокупного предложения на равновесный уровень цен и на равновесный реальный объем национального производства.
Во-первых, предположим, что зарубежные поставщики значительно увеличили цены на импорт тируемую нефть, как сделали страны ОПЕК в 1973—1974гг. и еще раз в 1979—1980гг. Повышение цен на энергоресурсы наложило отпечаток на всю мировую экономику и взвинтило затраты на производство и распределение фактически всех отечественных товаров и импортируемых ресурсов. Таким образом, издержки на единицу отечественной продукции возросли на всех уровнях производства. Поэтому кривая американского совокупного пред-
ложения сместилась влево (смещение кривой от AS1 и AS2на рис. 11-8).Еще раз обратимся к анализу типов инфляции, данному в главе 10,и увидим, что повышение уровня цен в такой ситуации явно представляет собой инфляцию, обусловленную ростом издержек.
Отметим, что при данном совокупном спросе последствия сдвигов в совокупном предложении вдвойне негативны. Когда совокупное предложение смещается от Q1до Q2,а уровень цен возрастает от P1до P2,занятость уменьшается и возникает инфляция —такое сочетание называется "стагфляцией". Мы детально рассмотрим эту проблему в главе 19.
Другая ситуация. Предположим, что один из факторов, перечисленных в таблице 11-2,изменяется, вызывая увеличение совокупного предложения. Например, резко увеличивается производительность, не повлекшая, однако, повышения заработной платы рабочих. Или, например, благодаря либерализации наших иммиграционных законов увеличивается предложение труда, что приводит к уменьшению ставок заработной платы. Или, наконец, снижаются налоги с предприятий, что сокращает издержки на единицу продукции (налог рассматривается бизнесом как издержки), смещая кривую совокупного предложения вправо. На рисунке 11-8мы видим, что смещение совокупного предложения от AS1до AS2указывает на увеличение реального объема национального производства от Q1до Q2 и —при неэластичности цен и зарплаты в сторону понижения —на одновременное снижение уровня цен от P1до P2.
Заметим, что смещение кривой совокупного предложения приводит к изменению реального объема национального производства при полной занятости; в особенности смещение кривой вправо свидетельствует об экономическом росте и указывает на увеличение производственного потенциала в экономике. Если рассматривать это с точки зрения анализа, данного в главе 2,то смещение кривой производственных возможностей вправо находит свое отражение в смещении кривой совокупного предложения вправо, что показано на рисунке 11-8.
Вопросы, пока оставшиеся без ответа
Наша элементарная модель совокупного спроса и совокупного предложения полезна для более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем. Однако неудивительно, что эта модель вызывает много вопросов. Есть ли такие экономические факторы, которые гарантируют, что кривая совокупного спроса всегда будет пересекать кривую совокупного предложения на классическом отрезке, то есть существуют ли автоматические механизмы, обеспечивающие полное использование национальных ресурсов (гл. 12)?Какие экономические принципы лежат в основе равновесия при неполной занятости, которое обозначено пересечением совокупного спроса и совокупного предложения на кейнсианском отрезке совокупного предложения (гл. 12и 13)?Что может сделать правительство (и может ли оно что-нибудь сделать?), чтобы предотвратить периодические спады совокупного спроса и возникновение массовой безработицы?
Остаются без ответа и другие вопросы. Какую роль играют деньги и банковская система в определении положения кривой совокупного спроса и макроэкономического здоровья страны (гл. 15—17)? Способствовали ли макроэкономической стабильности правительственные меры по управлению совокупным спросом или, наоборот, привели к той самой нестабильности, на борьбу с которой они направлены (гл. 18)?Какое состояние совокупного спроса и совокупного предложения вызывает стагфляцию, то есть сочетание инфляции и спада (гл. 19)? Как дефицит федерального бюджета и национальная задолженность вписываются в эту общую схему (гл. 20)?И наконец, каковы реалии и проблемы экономического роста, то есть увеличение реального объема национального производства и национального дохода, и какие меры следует принять, чтобы ускорить этот рост (гл. 21)?
Ответы на эти и множество других связанных с ними вопросов составляют суть анализа макроэкономики, с которым вы познакомитесь в следующих главах.
РЕЗЮМЕ .
1.Для нашего исследования полезно объединить —или агрегировать—огромное количество отдельных товарных рынков в "составной" рынок, на котором основными переменными являются уровень цен и реальный объем национального производства. Это Можно сделать с помощью экономической модели "совокупный спрос —совокупное предложение".
2.Кривая совокупного спроса указывает на реальный объем национального производства, который экономика готова приобрести при различных уровнях цен.
3.Нисходящая траектория кривой совокупного спроса обусловлена эффектом процентное ставки, эффектом богатства, или реальных кассовых остатков, и эффектом импортных закупок. Эффект процентной ставки показывает, что при данном объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги, тем самым увеличивая процентную ставку и уменьшая объем закупок потребительских товаров и оборудования, которые остро реагируют на размер процентной ставки. Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, показывает, что инфляция сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов с фиксированной стоимостью, которыми владеют домохозяйства, и тем самым заставляет их урезать потребительские расходы. Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в Соединенных Штатах по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в американском совокупном спросе.
4.Основные неценовые факторы совокупного спроса включают расходы потребителей внутри страны, предприятий, правительства и иностранных покупателей. Изменения
факторов, перечисленных в таблице 11-1,вызывают изменения в расходах этих групп и, в свою очередь, смещают кривую совокупного спроса.
5.Кривая совокупного предложения показывает реальный объем национального производства, который может быть произведен при различных уровнях цен.
6.Форма кривой совокупного предложения зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции —а потому и с ценами, которые должны позволить предприятиям покрыть расходы н получить прибыль, —при увеличении реального объема национального производства. Кейнсианский отрезок кривой горизонтален, потому что при значительной безработице можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения уровня цен. На промежуточном отрезке, когда в производстве появляются узкие места и используются менее эффективное оборудование и менее квалифицированные рабочие, издержки на единицу продукции увеличиваются. Поэтому на этом отрезке при расширении реального объема национального производства должны повышаться цены. Классический отрезок соответствует состоянию полной занятости; реальный объем национального производства находится на Максимальном уровне, его уже нельзя увеличить, но в ответ на увеличение совокупного спроса уровень цен поднимается.
7.Как показано в таблице 11-2,главные неценовые факторы совокупного предложения включают цены на ресурсы, производительность н установленные правовые нормы. При прочих равных условиях, изменения одного из этих факторов приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства н тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения.
8.Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен н равновесный реальный объем национального производства.
9.При данном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо на кейнсианском отрезке а) увеличивает реальный объем национального производства н занятость, но не изменяет уровня цен; б) на промежуточном отрезке увеличивает и реальный объем национального производства, н уровень цен; в) на классическом отрезке увеличивает уровень цен, но не изменяет реальный объем национального производства.
10.Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, но при уменьшении спроса в течение короткого периода нельзя ожидать падения цен.
11.Основная модель совокупного спроса и совокупного предложения является трамплином для более детального н всестороннего анализа макроэкономических проблем.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Агрегирование
Совокупности; совокупные величины; агрегаты
Совокупный спрос
Эффект процентной ставки
Эффект богатства, или реальных кассовых остатков
Эффект импортных закупок
Неценовые факторы совокупного спроса
Совокупное предложение
Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки кривой совокупного предложения
Неценовые факторы совокупного предложения
Производительность
Равновесный уровень цен
Равновесный реальный объем национального производства
Инфляция спроса
Эффект храповика
Инфляция, обусловленная ростом издержек
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Подробно объясните, почему кривая совокупного спроса имеет нисходящую траекторию. Укажите, чем ваши аргументы отличаются от тех, которые вы приводили, объясняя направленность траектории кривой спроса для одного товара.
2.Объясните, как форма кривой совокупного предложения отражает различия между кейнсианским, промежуточным и классическим отрезками.
3.Предположим, что параметры совокупного спроса и предложения в гипотетической экономике имеют следующие значения:
Реальный объем национального производства, на который предъявлен спрос (млрд дол.)Уровень цен (индекс цен)Реальный объем национального производства, предложенного для продажи (млрд дол.)
100300400
200250400
300200300
400ISO200
400150100
 
а) Используйте эти данные, чтобы построить графики совокупного спроса и совокупного предложения. Каким будет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства в этой гипотетической экономике? Совпадает ли равновесный реальный объем национального производства с реальным объемом национального производства при полной занятости?
б) Почему уровень цен, равный 150 (250), не является равновесным для этой экономики?
в) Предположим, что покупатели готовы приобрести дополнительно реальный объем национального производства на 200млрд дол. при данном уровне цен. Какие факторы могут привести к такому изменению в совокупном спросе? Каким будет новый равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства? На каком отрезке кривой совокупного предложения —кейнсианском, промежуточном или классическом —равновесие изменилось?
4.Предположим, что в гипотетической экономике, о которой говорилось в пункте 3,существует следующая зависимость между реальным объемом национального производства и объемом ресурсов.
Объем ресурсовРеальный объем национального производства
15O,O400
112.5300
75,0200
 
 
а) Каков уровень производительности в этой экономике?
б) Каковы издержки производства на единицу продукции, если цена единицы ресурса равна 2доп.?
в) Предположим, что цена ресурса увеличивается с 2до 3дол. без изменения производительности Какими будут новые издержки производства на единицу продукции? В каком направлении сместится кривая совокупного предложения из-за повышения цены ресурса на один доллар? Какое влияние окажет смещение кривой совокупного предложения на уровень цен и на реальный обьем национального производства?
г) Предположим, что цена ресурса не повысилась, а производительность выросла на 100%.Чему будут равны новые издержки на единицу продукции" Какое влияние окажет это изменение в размере издержек на единицу продукции на кривую совокупного предложения? Какое влияние окажет изменение в совокупном предложении на уровень цен и на реальный объем национальною производства?
5.Если уровень цен в Америке (по сравнению с другими странами) увеличится, сместится ли кривая американского совокупного спроса? Если сместится, то в каком направлении? Объясните. Сместится ли кривая американского совокупного предложения вправо, или экономика будет просто двигаться по существующей кривой совокупного предложения при уменьшении цены иностранных валют по отношению к доллару? Объясните.
6.Какое влияний окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение? В каждом случае пользуйтесь диаграммой, показывающей, каким будет предполагаемое влияние на равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства при условии, что все остальные факторы будут постоянными.
а) Широко распространенный страх потребителей перед депрессией.
б) Большие закупки пшеницы Советским Союзом.
в) Пятицентное повышение акцизного налога на бензин
г) Уменьшение процентных ставок при различных уровнях цен.
д) Сокращение федеральных расходов на образование.
е) Ожидание резкого подъема уровня цен.
ж) Окончательный роспуск ОПЕК, вызвавший 50%-ное снижение цен на нефть.
з) 10%-ное уменьшение ставок подоходного налога
и) Увеличение производительности труда
к) 12%-ное повышение номинальной зарабогной платы.
л) Снижение курса доллара.
м) Резкое уменьшение национального дохода у наших европейских тортовых партнеров.
н) Уменьшение части рабочей силы, обьединенной в профсоюзы.
7.Какова связь между кривой производственных возможностей, рассмотренной в главе 2,и кривой совокупного предложения, рассмотренной в этой главе?
8.Какое влияние, при прочих равных условиях, окажут следующие факторы на равновесный уровень цен и на равновесный реальный объем национального производства?
а) Увеличение совокупного спроса на классическом отрезке кривой совокупного предложения.
б) Увеличение совокупного предложения (при гибкости цен и заработной платы).
в) Одинаковое увеличение как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
г) Уменьшение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.

д) Увеличение совокупного спроса и уменьшение совокупного предложения.
с) Уменьшение совокупного спроса на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения (при условии, что цены и заработная плата не имеют тенденции к понижению).
9.Предположим, что в предлагаемой диаграмме кривая совокупного спроса сместится за первый год от AD1 и дойдет до AD2за второй год, а за третий снова вернется к AD1.Найдите новое равновесное положение в третьем году при условии, что- цены и заработная плата а) абсолютно гибкие и б) не имеют тенденции к понижению. Какое из двух равновесных положений более предпочтительно? Какое более реально? Объясните, как может подскочить уровень цен при увеличении совокупного спроса.
10."Причиной безработицы может быть смещение совокупного спроса или совокупного предложения влево" Вы согласны? Объясните.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
Джон Мейнард Кейнс
(1883—1946)
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс считается основоположником современной макроэкономики.
В 1935г. Джордж Бернард Шоу получил письмо от Джона Мейнарда Кейта, в котором Кейнс отмечал: "Мне кажется, я нишу книгу по экономической теории, которая совершит революцию в подходах к экономическим проблемам". И действительно, книга Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)совершила революцию в анализе экономики и сделала Кейнса одним из самых блестящих и влиятельных экономистов всех времен.
Кейнс был сыном известного английского экономиста. Он получил образование в Итоне и Кембридже. Сначала его интересовали математика и теория вероятностей, но в конце концов он переключился на экономику.
Кейнс был не только экономистом. Он был невероятно активным, многосторонним человеком, который выполнял разнообразные функции. Он был главным представителем Британскою казначейства на Парижской мирной конферен-
ции во время первой мировой войны, заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, членом попечительского совета Национальной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и искусств, казначеем в Королевском колледже, редактором кембриджского "Экономического журнала", возглавлял журналы "Нейшн" и "Нью стейтсмеи", а также Национальное общество по страхованию жизня. Кроме того, он был управляющим инвестиционной компанией, организовал балетную труппу Камарго (его жена Лидия Лопокова была знаменитой звездой русского императорского балета) и построил (не без выгоды для себя) художественный театр в Кембридже'1'.
Кроме того, Кейнс нашел время, чтобы нажить личное богатство в 2млн дол. игрой на фондовой и товарной бирже. Он был также ведущим деятелем "Блумсберской группы", которая стояла во главе авангардной элиты и оказывала огромное влияние на художественные и литературные вкусы в Англии.
Но самое важное состоит в том, что Кейнс был разносторонним ученым. В своих книгах он рассматривает такой широкий круг проблем, как проблемы теории вероятностей, монетарной экономики и последствия мирного договора, заключенного после первой мировой войны. Однако его magnum opus'* —это вышеупомянутая "Общая теория", о которой Джон Кепнет Гэлбрейт в свое время писал, что "она абсолютно непонятна, плохо написана и преждевременно опубликована". Тем не менее в "Общей теории" убедительно критикуется утверждение экономистов классической школы о том, что экономический спад может самоисцелиться. Кейнс утверждал, что в капиталистической системе нет автоматического механизма, способного привести ее к полной занятости. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. В самом деле, массовая безработица во время охватившей весь мир депрессии 1930-х годов является достаточным эмпирическим доказательством правоты Кейнса.Его основная рекомендация правительству, поразившая всех в то время, состояла в том, что оно должно увеличить расходы, чтобы стимулировать производство и вернуть безработных на рабочие места.
'1' Е. Ray Canterbery. The Making of Economics, 2d ed. Belmont, Calif.: Wadsworth Publising Company, 1980. P. 133.
' *Главный труд (лат.). —Прим. пер.