ВВЕДЕНИЕ
Вы можете спросить: "Зачем нужен еще один учебник по экономике?" Несомненно, эта ниша на рынке уже переполнена. Так зачем предлагать студентам еще что-то? Наши намерения базируются на опыте преподавания экономики в бизнес-школе и некоторой неудовлетворенности имеющимися учебниками.Конечно, в большинстве случаев они обеспечивают отличный фундамент тем, кто намерен и в дальнейшем изучать экономику как науку. Однако опыт показывает, что требования многих студентов, изучающих этот предмет как часть курса обучения, несколько иные. Несомненно, важно, чтобы студенты имели представление о том, как интерпретирует экономика различные проблемы, однако они нуждаются не в детальном изучении теоретических моделей, а в том, чтобы пополнить знания о прикладных аспектах данной науки и понять экономические основы и смысл решений, принимаемых в бизнесе. Существует также необходимость рассмотреть прикладные аспекты в плане целей бизнеса, прогнозирования спроса, затрат, ценообразования, инвестиционных решений и перевести их в экономический контекст, в котором действуют компании. Иначе говоря, традиционные макроэкономическую и микроэкономическую теории следует связать с рассмотрением того, как бизнес-экономика может повлиять на такие области деятельности, как маркетинг и политика бизнеса.
К сожалению, между экономикой и бизнесом пролегла целая пропасть. Дж. Кей, директор недавно .созданной при Оксфордском университете бизнес-школы и экономист с большим опытом преподавания в Лондонской бизнес-школе, резюмировал этот огорчительный разрыв следующим образом: "Если вы спросите многих бизнесменов, чем занимаются экономисты, их ответом будет таков—экономическим прогнозированием. Сами же они не слишком интересуются экономическим прогнозом, хотя считают, что он им необходим, и поэтому мало думают об экономистах вообще. Каждый день они заняты анализом своих расходов, которые им представляют бухгалтеры. Они должны определять цены—это обязанность отделов маркетинга. Они должны оценивать среду бизнеса, с которой сталкиваются,—это входит в обязанности корпоративных плановиков и стратегических консультантов. Вклад экономики в каждый из этих видов деятельности минимален. Хотя затраты, цены, индустрия и рынки—кровь микроэкономики... но экономисты почти не оказывают влияния на формирование бизнес-политики, и только в малом числе компаний руководитель вообще имеет консультанта по экономике" (Kay J. Economics and business. The Economic Journal. Vol. 101. January, 1991. PP. 57-63.).
Через два года эта же тема освещалась в одной из статей журналаThe Economist :"Люди, к которым большинство бизнесменов обращается крайне редко,—экономисты. Крупные фирмы просят их составить прогноз подъемов и спадов национальной экономики, но когда дело доходит до определения путей повышения эффективности деятельности самих компаний, многие управляющие чаще призывают в помощники астрологов" (Quacks and coaches. The Economist. 17 April. 1993. P. 81.).
Такие заявления отражают мнение ряда ведущих экономистов мира. И причины нетрудно отыскать. Несмотря на развитие специальных отраслей экономики, в том числе промышленной и управленческой (более ориентированной на методику), в целом в этой науке сохраняется неоправданно значительный упор на сложные математические модели, результаты исследования которых труднодоступны и малоприменимы в бизнесе. В преподавании экономики—на уровне как студентов, так и аспирантов—превалирует абстрактное теоретизирование. Известный американский экономист У. Бомол весьма критически оценивает происходящее на экономических факультетах: "В настоящее время только немногим студентам разрешается изучать курс экономики, не посвящая массу времени постижению математических инструментов. Студенты все чаще склоняются к тому, что любая их письменная работа будет автоматически отвергнута как неудовлетворительная, если она не будет щедро сдобрена набором алгебраических символов" (Baumol W. J. Toward a newer economics: Hie future lies ahead. The Economic Journal. Vol. 101. January, 1991. PP. 1—8.).
 

Именно неудовлетворенность отсутствием прочной связи между экономикой и бизнесом побудила нас внимательно взглянуть на процесс преподавания. Видимо, мы не совсем правы в том, что предлагали студентам набор абстрактных теоретических моделей, которые будут им мало полезны для карьеры в бизнесе. Опыт преподавания курсов МВА(Mastering Business Administration —изучение управления бизнесом) и других курсов повышения квалификации, где теоретические выкладки подвергались сомнениям со стороны управляющих-практиков, усилили опасения в том, что наша дисциплина обещает больше, чем может дать. Эта переоценка привела нас к созданию курса бизнес-экономики и попытке написать учебник, являющийся основой курса.
Точкой отсчета при создании учебника стал анализ экономической среды, в которой действуют компании, а также рассмотрение состояния экономики, темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, а также наших позиций в мировой торговле. Мы также стремились как можно доходчивей, и в то же время адекватно отразить дух дебатов вокруг экономической политики.
Схематическая структура книги представлена на рисунке.