ФИРМЫ И РЫНКИ
После изучения данной главы вы сможете:
>•Выделить основные типы структур организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью
>•Знать преимущества и недостатки каждого типа организаций и причины изменения их статуса с одного типа структуры на другой
>•Выделить различные типы рыночных структур, существующих в мире бизнеса, и понять влияние структуры рынка на действующие на нем организации
>•Выявить различные методы внутренней организации фирмы и причины возникновения различных типов внутренней структуры компаний
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Эффективность, связанная с распределением ресурсов,
оптимальное распределение ресурсов, когда никто не может быть лучшим в делах без того, чтобы кто-то другой был самым худшим. Иногда экономисты употребляют выражения "оптимальное распределение ресурсов Парето" или "первое наилучшее распределение ресурсов". Важным условием этого понятия является ценообразование на основе предельно высоких затрат.
Ограниченная ответственность—принимаемое во внимание различие между собственностью хозяйственной организации и собственностью индивидуума; размер ответственности определяется стоимостью принадлежащего индивидууму пакета акций.
М-формаорганизационная структура, основанная на действующих подразделениях (считается более приемлемой для крупных фирм).
Товариществохозяйственная организация, в которой ответственность владельцев обычно разделяется между2—20 партнерами. К нему применимо понятие "неограниченная ответственность".
Частная акционерная компанияправо собственности на эту компанию определяется размером пакета акций (с ограниченной ответственностью). Не имеет права рекламировать продажу своих акций или включить их в котировку ценных бумаг (курсовой бюллетень) фондовой биржи. В конце названия компании обязательно ставится сокращениеLtd (Limited).
Экономическая эффективность производстваиспользование наиболее эффективных технических средств производства; обычно связана с минимальным значением средней совокупной стоимости.
Публичная акционерная компания (р1с)аналогична частной акционерной компании, но с правом включать свои акции в курсовые бюллетени фондовой биржи. Имеет также преимущества легкой передачи акций от одного владельца к другому, но при этом обязана публиковать информацию о своих финансовых результатах и т.д. Название компании сопровождается аббревиатурой р1с.
Единоличный собственник (торговец)—хозяйственная деятельность, имеющая только одного владельца, (подпадает под неограниченную ответственность).
Структура—ведение операций—функционирование(SCP)—модель, при которой структура рынка (конкуренция или монополия и т.д.) напрямую оказывает влияние на действия фирмы (ценообразование, инвестиции и т.д.), которая, в свою очередь, влияет на ее функционирование—будет ли достигнута производительность (эффективность), связанная с распределением ресурсов.
U-формаорганизационная структура фирмы, основанная на функциональных подразделениях (больше всего приемлема для мелких и средних фирм).
Неограниченная ответственностьответственность, предусматривающая отсутствие различий между тем, что является собственностью бизнеса, и тем, что является индивидуальной собственностью.
ВВЕДЕНИЕ
При анализе методов принятия решений в среде бизнеса следует принимать во внимание ряд воздействующих и конкурентных факторов как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. На уровне отдельной организации необходимо получить ответы на ряд вопросов по ее хозяйственной деятельности, в том числе по законодательным требованиям и внутренней структуре. В данной главе будет рассмотрен каждый из этих факторов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существуют четыре основных типа организации хозяйственной деятельности, которые будут нами рассмотрены: единоличный собственник, товарищество, частная (или закрытая) акционерная компания и публичная акционерная компания.
Единоличный собственник
Это есть и всегда была наиболее распространенная форма организации хозяйственной деятельности с точки зрения численности компаний. Однако вклад единоличных собственников в совокупный объем выпускаемой продукции относительно мал. Причина заключается в том, что природа такой фирмы, которая принадлежит одному человеку, исключает возможность длительного и быстрого роста в размере. Если это произойдет, то последует переход к другой форме организации хозяйственной деятельности. Кроме того, единоличный торговец столкнется с проблемами, связанными с понятием неограниченной ответственности и с доступом к соответствующим источникам денежных средств.
Неограниченная ответственность означает, что не существует различий между тем, что является принадлежностью хозяйственной деятельности, и тем, что принадлежит непосредственно индивидууму, занятому этой деятельностью, т.е. с точки зрения закона различий между этими формами собственности не существует. Таким образом, в случае банкротства все имущество владельца бизнеса может быть конфисковано и продано для оплаты долгов фирмы. Владелец может остаться вообще без всего, даже без своего дома, машины или одежды!
Другая основная проблема связана с привлечением достаточного количества средств для финансирования инвестиций в компанию. Они могут иметь множество различных форм: нераспределенная прибыль, банковский заем, обычные акции, привилегированные акции и облигации, покупка к рассрочку, лизинг и факторинг. Первая форма привлечения средств—нераспределенная прибыль—доступна всем фирмам, которые в течение определенного периода времени получают прибыль от торговли. Любая прибыль от фирмы, принадлежащей единоличному собственнику, может быть направлена обратно на реинвестирование в фирму или выплачена владельцу. Таким образом, владелец может выбирать между направлением прибыли обратно в бизнес для финансирования его расширения и роста либо забирать прибыль для личного или семейного пользования. Доступность нераспределенной прибыли зависит от успехов компании в торговле в предшествующие годы и отношения владельца к проблеме инвестирования в свою фирму. Наиболее широко распространенным методом привлечения средств, однако, является банковский заем, что и доказывает табл.3.1.
Таблица3.1
Основной источник средств для малых фирм на примере Великобритании

Источник средств%
Банк73
Прочие8
Семья и друзья4
Правительственные организации4
Кредитный союз коопераций3
Строительные общества2
Прочие индивидуумы0,5
Источник:Small Business and Banks — An Interbank Comparison, The Forum of Private Business. 1989.
Ясно, что банковские займы составляют около2/3финансирования малых фирм. Банковский заем может быть двух типов: овердрафт и(или) кредит. Овердрафт это соглашение между фирмой и банком, открывающее ей доступ к средствам определенного размера, по мере того как они требуются и на условиях оговоренного процента. Кредитэто предоставление банком фирме определенного объема средств и ее обязательство выплатить этот кредит в течение определенного времени регулярными взносами. Банк, как правило, руководствуется принципом, что чем крупнее фирма, тем меньший риск сопряжен с финансированием. Как следствие этого, объем средств, которые может получить в качествебанковского займа единоличный торговец, ограничен. Кроме того, чем меньше сумма займа, тем выше банковский процент.
В сущности, деньги—это товар, и чем больше их требуется, тем дешевле их можно получить: здесь действует эффект масштаба, как в оптовой торговле. Однако начиная собственный бизнес, владелец испытывает определенные трудности с убеждением банков, что его хозяйственная деятельность будет прибыльной. Ярким примером является А. Роддик, основатель известной во всем мире сети магазиновThe Body Shop,которая в1976г. не смогла убедить банк предоставить ей заем в размере4000ф.ст. Тем не менее стимулирование малого бизнеса было одной из вех "тэтчеровских" лет в Великобритании (см. также главуII).Четыре из наиболее важных инициатив в этой области заключались в следующем:
1.Система пособий, предусматривавшая еженедельную выплату39ф.ст. тем безработным, которые начинали собственный бизнес в первый год их деятельности.
2.Система гарантий займов, призванная гарантировать мелкие и средние банковские займы мелким фирмам.
3.Предпринимательская инициатива, которая субсидирует предоставление консалтинговых услуг по менеджменту.
4.Льготная ставка корпоративного налога для малого бизнеса.
Здесь нецелесообразно рассматривать прочие финансовые инструменты, например облигации и акции, поскольку единоличные собственники не могут их использовать. Однако они могут делать покупки в рассрочку, но эта услуга обычно сопровождается относительно высокими процентами. Имеется альтернативная возможность—лизинг, зависящий от профиля хозяйственной деятельности. Лизинг позволяет избежать необходимости тратить первоначальный капитал на приобретение оборудования или чего-либо необходимого для ведения хозяйственной деятельности, что может иметь высокую скорость устаревания или использоваться только сезонно. Последняя возможность привлечения капитала, которую мы здесь рассмотрим,— факторинг долгов компании. Это достаточно простой метод снижения риска неуплаты со стороны клиентов и обеспечения постоянства притока наличных средств путем продажи клиентских долгов специализированной финансовой компании, которая, как правило, скупает эти долги по цене ниже реального размера долга. Например, если единоличному торговцу должны1000ф.ст., то данное обязательство может быть продано факторинговой компании за950ф.ст. Это гарантирует фирме возврат95%средств в коротким срок, что в результате улучшит ситуацию с притоком наличных средств для выплаты жалованья служащим и оплаты счетов. Факторинговая компания может быть в состоянии за более длительный срок вернуть все100%долгов единоличного торговца, получая тем самым прибыль50ф.ст.
Призрак неограниченной ответственности в сочетании с проблемами привлечения соответствующего количества недорогих средств—не особенно привлекательное положение. Тогда почему существует так много единоличных собственников? Ответ на этот вопрос таков: из-за легкости основания дела и проведения торговых операций. Нет никаких обязательных юридических формальностей, которые были бы необходимы для того, чтобы начать хозяйственную деятельность, за исключением особых действий (например, получения лицензий). Другой очевидной выгодой является отсутствие какой-либо необходимости в сложных и бюрократических управленческих структурах. Владелец бизнеса вправе самостоятельно принимать все стратегические решения и сам же несет за них ответственность, не нуждаясь в найме специального управленческого персонала для ведения бизнеса. С налогами дело также обстоит просто, поскольку размер налогового обязательства, которое необходимо платить, определяется получаемой прибылью.
Пример для исследования 3. 1
Как начать свой бизнес
Когда мистер G.Рексродт(министр экономики) представлял пакет правительственных мер по созданию рабочих мест и инвестициям, первое, на чем он сосредоточил внимание, состояло в том, чтобы усилить дух предпринимательства в Германии. Он считал, что немецкая культура опоры на собственные силы, инициатива и независимость развивается недостаточно. При начале нового бизнеса создаются в среднем четыре рабочих места. Этиновые предприятия (в секторе торговли и ремесел или малых и средних компаний) до сих пор считаются остовом экономики страны. Рексродт подчеркнул, что новые предприятия нуждаются в поддержке со стороны финансовых институтов. Кабинет министров согласился, что1млрд немецких марок(446млн ф.ст.) должен стать доступным в качестве венчурного капитала, через банки и другие финансовые институты. В Германии трудно найти венчурный капитал, и многие средние компании полностью полагаются только на семейный капитал. Кабинет предложил также, что еще1млрд марок должен быть предоставлен в основном конкурентоспособным компаниям, которые испытывают временные трудности с ликвидностью. Цель этих мер— обеспечить своего рода спасательную сеть для предпринимателей, чтобы они были менее подвержены риску, и стимулировать их больше полагаться на свои силы. Министры также благосклонно отнеслись к использованию налоговых льгот для стимулирования предпринимательства. Тем, кто готов начать собственный бизнес, должны быть предоставлены скидки на трехлетний период с налогов на доход, на торговлю, а также с налога на компании или возможность засчитывать инвестиции в счет налога. Сектор торговли и ремесел будет меньше подвергаться регулированию, что будет способствовать открытию нового бизнеса частными лицами.
Источник:The Financial Times. January, 1996.
Вопросы:
1.Цель вышеперечисленных мер—помочь развитию малого и среднего бизнеса в Германии. Является ли развитие малого бизнеса в Великобритании сложной задачей? Что нужно сделать, прежде чем начать предпринимательство? Существует ли необходимость в помощи и разъяснениях, как в случае с Германией?
2.Какая помощь на регулярной основе оказывается в вашей стране частным лицам, собирающимся начать хозяйственную деятельность в качестве единоличного торговца?
3.Дайте критическую оценку вышеперечисленным мерам. Какие из них вы бы предложили ввести в вашей стране? Оцените практическую ценность ваших идей.
Товарищество
Эта форма организации бизнеса во многом аналогична единоличной, которая была описана выше, как по преимуществам, так и выявленным недостаткам. Наиболее важным различием между ними является число владельцев компании. В первом случае владелец только один, в то время как в товариществе ответственность за владение делится обычно между2—20партнерами. Один из двух основных недостатков единоличного владения для товарищества—неограниченная ответственность. Например, если товарищество должно быть ликвидировано, то все партнеры ответственны за долги фирмы. Если один из них допустил катастрофическую ошибку, подтолкнувшую компанию к банкротству, все другие должны разделить вину за это и могут быть вынуждены продать свое имущество, чтобы выручить средства на покрытие долгов товарищества.
Такой тип организации хозяйственной деятельности свободен от одного из важнейших негативных моментов, присущих единоличному собственнику, а именно; как можно судить по названию этого вида бизнеса, его основной капитал формируется группой индивидуумов, а значит, могут быть привлечены очень крупные средства. Более того, если возникает необходимость во внешнем финансировании, то банки охотно предоставляют средства товариществам, которым также проще получить и соответствующее обеспечение под банковские займы.
Важное преимущество товарищества—объединение партнеров, обладающих знаниями и способностями во многих областях. В отличие от этого единоличный собственник вынужден прибегать к покупке услуг в любой необходимой ему области, если он сам некомпетентен в этом вопросе. Конечно, целесообразность создания товарищества может заключаться в объединении навыков и усилий, как, например, в случае объединения двух единоличных собственников в товарищество в целях обеспечения доступа к более обширным рынкам и значительного снижения административных накладных расходов. Бывает и так, что один единоличный собственник, снискавший репутацию специалиста по оказанию определенного вида услуг, объединяется с другим для формирования новой организации, имеющей возможность оказания более широкого спектра услуг.
Традиционно такая форма организации бизнеса, как товарищество, была связана с общей профессией (врачи, дантисты. бухгалтеры, архитекторы), основной чертой которой являлось обеспечение ответственности и заботы о клиентах. Такие профессиональные объединения стремятся избежать ситуации, когда один раздраженный и неудовлетворенный услугами компании клиент начинает преследование ее судебным порядком; подобная ситуация может привести к необходимости возмещения огромного ущерба. Не забывая о существовании понятия неограниченной ответственности, отметим, что любое судебное (арбитражное) решение будет обязательным и может означать банкротство для индивидуальных партнеров. Это, очевидно, самая худшая из возможных ситуаций, но она рассматривается как метод обеспечения высочайшего уровня профессионализма в таких профессиях, как бухгалтер, юрист, практикующий врач или дантист, архитектор, маркшейдер и т.д.
Пример для исследования 3.2
Отчет о законе об ответственности должен быть опубликован
На этой неделе правительство Великобритании объявит о намерении опубликовать отчет Законодательной комиссии о реформе закона об ответственности, поскольку это затрагивает представителей таких профессий, как бухгалтер, юрист, топограф, архитектор, доктор. В августе прошлого года правительство заявляло, что оно рассматривало законодательную реформу, которая могла бы освободить тысячи профессионалов от угрозы причинения ущерба в судебном порядке за небрежность (халатность). Правительство обратилось в Законодательную комиссию с просьбой рассмотреть возможность реформирования закона об ответственности совместно и порознь (солидарная ответственность).
Такая реформа станет победой для тысяч профессионалов, над которыми довлеет потенциальная угроза жестокого судебного преследования в случае возникновения подозрений в халатности. В соответствии с принципом солидарной ответственности профессионалы могут быть приговорены к выплате всей суммы нанесенного ущерба, невзирая на степень их небрежности. Так что если компания становится банкротом вследствие мошенничества, то проверявший ее аудитор может преследоваться в судебном порядке, причем размер иска будет равен совокупным потерям кредиторов, даже если небрежность была проявлена директором фирмы и мошенники уже пойманы. В течение некоторого времени на правительство оказывалосьдавление с целью добиться реформы закона. Законодательство США, кстати, было реформировано и теперь допускает так называемую "пропорциональную ответственность", согласно которой степень возмещения ущерба определяется степенью небрежности. Бухгалтеры в Великобритании утверждают, что если правительство в скором времени не согласится на реформу закона, стороны в международных спорах начнут привлекать к суду британских аудиторов, а не европейских и американских.
Источник:The Financial Times. 31 January, 1996.
Вопросы:
1.Кому будет выгодна реформа законодательства об ответственности?
2.Кто может ожидать потенциальных потерь в случае изменения законов?
3.Составьте перечень преимуществ и недостатков изменения законов таким образом, как предлагают бухгалтеры. Объясните, почему вы считаете это хорошей идеей или почему не считаете?
4.Согласны ли вы с системой пропорциональной ответственности, принятой в США и предлагаемой к внедрению в Великобритании?
Пример для исследования 3.3
KPMGкладет конец секретам, окружающим товарищества
KPMGв настоящее время стала первой крупной бухгалтерской компанией в Великобритании, которая опубликовала финансовый отчет в формате публичной акционерной компании, положив тем самым конец секретности, которая вот уже более столетия окружала большинство товариществ. Фирма, численность персонала которой составляет8000чел., а партнеров— 600,вряд ли станет примером для конкурентов из числа "большой шестерки" фирм, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
KPMGпошла на полное раскрытие своей подноготной, поскольку в будущем году ей все равно придется раскрыть финансовые результаты для аудита в связи с трансформацией в акционерную компанию с ограниченной ответственностью, а также в надежде, что такая финансовая прозрачность повысит ее конкурентоспособность на рынке с недостаточным предложением. Глава аудитаKPMGясно представляет себе преимущества перехода в статус акционерной компании и полного раскрытия финансовых результатов и верит, что это поможет привлечь в компанию наиболее квалифицированных специалистов.
Профессионалы долгое время утверждали, что широкие обязательства аудиторов в конечном итоге приведут к снижению квалификации тех, кто представляет аудиторские фирмы, поскольку соискатели будут отдавать предпочтение более безопасной карьере. "Я верю, что инкорпорация принесет существенные преимущества в долгосрочном плане, она поможет избавиться от опасности конфискации личных активов",— отметил главаKPMG.Он также убежден, что для обеспечения конкурентоспособности аудиторы должны пойти несколько дальше, чем просто гарантировать клиентам высокое качество обслуживания: "Чтобы клиенты вас высоко оценили, необходимо, чтобы они вас понимали". Именно поэтому финансовая прозрачность приобретает такое значение. Когда KPMGв прошлом году объявила о своем решении подвергнуться риску участия в судебном процессе и помочь себе завоевать положение ведущей аудиторской компании, многие полагали, что ее примеру последуют и другие. Сейчас очевидно, что они более склонны прибегать к оффшорной регистрации. КомпанияErnst and Youngобъявила, что опубликует более полные результаты, даже если зарегистрируется на о. Джерси (принадлежит Великобритании). Другие компании, похоже, сохранят приверженность к конфиденциальности еще на некоторое время. Председатель правленияNational Westminster Bank,единственный, кто приветствовал переход к большей прозрачности. Компания KPMG,во всяком случае, верит, что публикация финансовых результатов продемонстрирует ее состоятельность.
Вопросы:
1.Каким образомKPMGнадеется заслужить репутацию состоятельной компании? Может ли она достичь этой цели, просто изменив свой юридический статус?
2.Профессия бухгалтера за последние20лет быстрее приобретает популярность в Великобритании, чем любая другая. Как это согласуется с утверждением, что люди не захотят избрать такую профессию, если из-за этого будут находиться под потенциальной угрозой потерять все свое имущество?
3. Существует мнение, что приверженное судебным процессам общество, существующее в настоящее время в США и все больше и больше развивающееся в Великобритании, приведет к тому, что все фирмы откажутся от статуса неограниченной ответственности. Если это случится, каковы будут преимущества и недостатки последствий для клиентов?
Частная акционерная компания
Частная акционерная компания—это фирма, выпустившая некоторое количество акций. Владение акциями означает владение частью компании. Эта разновидность структуры корпорации наделяет тех, кто владеет акциями, ограниченной ответственностью, что является важнейшим ее отличием от рассмотренных выше. Таким образом, если по каким-либо причинам против частной акционерной компании будет возбуждено судебное дело, владельцы акций не должны будут выплачивать какие-либо средства из своих личных активов в случае принятия судом решения о возмещении ущерба. В глазах закона такая компания имеет отдельный юридический статус, следствием чего является неприкосновенность личного имущества акционеров в случае банкротства фирмы.
Главной проблемой все же остается привлечение капитала, хотя в случае с частной акционерной компанией это гораздо проще. В ее распоряжении имеются не только те средства, которые доступны двум вышеперечисленным формам бизнеса, но и дополнительная возможность: осуществление еще одной эмиссии акций. Акционерные компании называют частными, поскольку общественность не имеет свободного доступа к ним, как было бы в случае с публичной акционерной компанией. Вследствие этого обычно довольно сложно приобретать их акции. Потенциальный покупатель не может просто дать поручение своему брокеру приобрести определенное количество акций. Первоначально акции такой компании распределяются в частном порядке и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании, в результате чего акционеры принадлежат к ограниченному кругу лиц. Это ограничение в области финансов является главным фактором, определяющим размер компаний, которые, как правило, бывают мелкими и средними. Однако если частная компания хочет расшириться за пределы доступных ресурсов, ей придется менять свою структуру на ту, что требуется для публичных компаний. Затем она может обратиться на фондовую биржу для котировки своих акций и обеспечения им свободного рыночного обращения.
Частная акционерная компания по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме, как это требуется от публичных компаний, в частности бухгалтерскую информацию и данные о директорах. Тем не менее она обязана представлять ежегодный отчет Регистрационному бюро компаний, который открыт для ознакомления любому члену общества.
Публичная акционерная компания
Публичная акционерная компания имеет юридический статус, причем независимый от тех, кто является владельцами акций. В отличие от частной акционерной компании она может пригласить широкую публику приобрести ее акции. Существует также неограниченное право для акционеров передавать акции кому угодно, т.е. тому, кто предложит за них приемлемую для владельца цену.
Акции публичной акционерной компании котируются на фондовой бирже. Британские компании обычно используют для этого Лондонскую фондовую биржу, хотя есть и гораздо меньшая фондовая биржа в Бирмингеме. В большинстве европейских стран обычно имеется одна фондовая биржа, расположенная, как правило, в финансовой столице. Основное преимущество такой котировки состоит в том, что это позволяет осуществлять торговлю акциями в больших масштабах. Следовательно, число акционеров фирм такого типа может в любой момент увеличиваться или уменьшаться в зависимости от осознания привлекательности акций.
Если, например, становится известно, что компания должна получить крупный контракт, на рынке считается, что она получит высокие прибыли в будущем. Это усиливает ее привлекательность для потенциальных покупателей: спрос на акции увеличивается, а с ним растет и их цена. Если же фирма упустила возможность заключения крупного контракта, то считается, что она будет испытывать трудности и ее прибыли в будущем снизятся, отсюда может возникнуть мнение, что владение ее акциями уже нежелательно. Держатели этих акций могут принять решение продать их, что немедленно увеличит предложение на бирже, а следовательно, цена на них упадет. Тип деятельности, связанный с куплей-продажей акций, может осуществляться очень быстро, причем в настоящее время процесс этот практически полностью компьютеризован. В свою очередь, это может привести к очень быстрому росту и падению цен на акции компаний. Однако именно легкость приобретения и продажи акций такого типа фирм делает владение ими привлекательным и открывает им доступ к огромным суммам капитала.
Владельцы трех предыдущих типов хозяйственных организаций—это, как правило, люди, которые активно участвуют в повседневной деятельности компании. Обычно этого нельзя сказать о публичных акционерных компаниях, поскольку количество их акций может достигать миллионов штук. Естественно, что число акционеров может достигать сотен тысяч, начиная с крупных финансовых институтов, которым могут принадлежать крупные пакеты акций, и кончая частными лицами, располагающими одной или двумя акциями. Все владельцы фирм, независимо от размера принадлежащего им пакета акций, имеют равные права голоса при принятии стратегических решений (речь идет о простых акциях). Очевидно, что повседневное управление фирмой требует согласия между ее владельцами, которого невозможно достичь в случае с публичной акционерной компанией, поскольку владельцев очень много. Чтобы она могла функционировать, владельцы обычно избирают Совет директоров, на который возлагается принятие стратегических решений, а тот, в свою очередь, набирает менеджеров (управляющих среднего звена) для выполнения его решений в повседневной деятельности фирмы. Деятельность Совета директоров подвергается анализу и оценивается на ежегодном общем собрании акционеров. Однако к мнению большинства мелких акционеров руководство компании обычно не прислушивается.
Из вышесказанного следует, что владение бизнесом и контроль над операциями компании может находиться в руках двух разных группировок акционеров. Это может привести к произвольному поведению тех, кто контролирует операции компании. Они по своему усмотрению могут направить ресурсы фирмы в те области, которые не обеспечат максимизацию богатства владельцев компании. Единственной возможностью для разочарованного акционера может быть продажа собственных акций, результатом чего может стать снижение цен на акции компаниивследствие роста предложения на фондовом рынке. Если цена на акции упадет достаточно низко, то фирма может стать целью поглощения (т.е. приобретения контрольного пакета акций), т.е. другие фирмы сочтут ее объектом удачной сделки. Рыночная перспектива этих акций состоит в том, что хотя цена их низка вследствие плохого управления, но компания имеет потенциал лучшего функционирования при обеспечении нового (хорошего) руководства. Исполняющее свои обязанности руководство должно отдавать себе отчет в риске поглощения в случае коллапса цен на акции. Это может служить механизмом, гарантирующим, что оно будет действовать в интересах акционеров.
Публичные акционерные компании, как правило, публикуют больше информации о своих действиях, нежели организации других типов. Легальное требование в соответствии с Юконом о компаниях предусматривает определенный объем информации, которая должна быть опубликована: данные об именах директоров компании, жалованье, которое они получают, и подробные сведения о счетах.
Пример для исследования 3.4
Значение организационной структуры фирм
Промышленная экономика озабочена прежде всего тем, каким образом взаимодействуют фирмы в пределах отрасли. Например, проводятся сравнения между монополией, конкурентной средой и олигополией. Однако совершенно не уделяется внимания индивидуальным фирмам и в первую очередь их организационным формам, хотя в большинстве стран существует огромное количество типов предприятий. В частности, мало внимания уделяется вопросу о принадлежности акций фирмы работникам. Следует заметить, что наемный работник-владелец—это самый распространенный вариант в Великобритании: и единоличный собственник, и менеджер, владеющий небольшим пакетом акций публичной акционерной компании, являются работниками с правами владельцев. Более того, правительство ввело в действие План о праве наемных работников владеть акциями, чтобы стимулировать фирмы к распространению акций среди рабочих. Такие фирмы существуют в настоящее время, хотя и не слишком распространены. Среди наиболее известных примеров— Baxi(ведущий производитель паровых котлов) иNational Freight Corporation.
Как известно, производство требует большего, чем простое соединение ресурсов. Вводимые ресурсы должны быть организованы, и даже самые элементарные виды деятельности могут потребовать многообразных организационных структур. Например, рассмотрим перевозки пассажиров, которые требуют одного транспортного средства и одного водителя. Если мы сконцентрируем внимание на структуре владения, то кто должен владеть транспортным средством? Наиболее очевидно, что оно должно принадлежать водителю, или тот может быть непосредственно вовлечен в прокат транспортного средства у другого индивидуума. Альтернатива этому—коллективное владение транспортным средством группой акционеров, в которую может входить, а может и не входить водитель. Какой из вариантов будет наилучшим с учетом связанного с ними риска. При выборе варианта могут быть два подхода.
Если сначала анализируются стимулы, императивом является необходимость с осторожностью обходиться с транспортным средством, поскольку плохие навыки вождения могут привести к дополнительным затратам (в виде ремонта), которые намного превысят какие-либо выгоды (время, сэкономленное за счет быстрой езды). Если водитель берет в наем транспортное средство у другого индивидуума, будет ли он достаточно заинтересован в бережном обращении, как если бы оно принадлежало ему? Очевидный ответ на этот вопрос—нет. Таким образом, в данном случае структура владения оказывает серьезное влияние на побудительные мотивы водителя в отношении бережного и долгого пользования транспортным средством. Суть дела состоит в том, что если оно принадлежит водителю, а не взято им в прокат, это будет более сильным стимулом бережно обращаться с ним.
Что касается риска, то можно утверждать, что большинство людей предпочли бы "синицу в руках" в виде1000ф.ст., чем возможность получить или2000ф.ст., или ничего. Это находит отражение в том факте, что во многих обстоятельствах индивидуум готов заплатить, чтобы оградить себя от риска, или предпринять действия, чтобы отодвинуть риск как можно дальше. С точки зрения водителя управление транспортным средством содержит известную долю риска. Против некоторых рисков можно застраховаться (например, от дорожно-транспортного происшествия), но против других невозможно (например, падение спроса на транспортные перевозки). Оставляя в стороне стимулирующий эффект, более эффективным в свете рисков, от которых невозможно застраховаться, является такая организация дела, когда транспортное средство принадлежит богатому индивидууму или группе индивидуумов, для которых владение им представляет собой лишь малую часть портфеля инвестиций. Они могут, например, иметь собственные инвестиции в производство автомобилей или в авиалинии, стоимость которых может увеличиваться, если начнет падать спрос на грузовые перевозки. Их совокупная подверженность риску меньше, чем у индивидуума, весь капитал которого вложен в данное транспортное средство.
Во многих примерах совокупная эффективность потребует компромисса между необходимостью обеспечения стимулов и устранения риска. Таким образом, водитель транспортного средства, а в более широком масштабе и наемные работники, в том числе менеджеры, могут владеть частью акций фирмы.
Вопросы:
1.Выше утверждается, что большинство людей не любят рисковать. Рассмотрите это утверждение и сделайте предположение относительно возможности принятия различных решений в зависимости от того, является ли принимающий их сотрудником крупной компании или же владельцем бизнеса? (т.е. если вы являетесь владельцем фирмы, принимаете ли вы по причине этого менее рискованные решения, чем те, которые могли бы привести вас к крупному стратегическому просчету и потере всего бизнеса?)
2.Если индивидуумы являются служащими крупных фирм, будут ли они более склонны или, наоборот, менее склонны применять в своей деятельности более рискованные стратегии из-за ограниченной ответственности компании и понимания, что это практически не повлияет на их жалованье?
3.Если рабочие являются частичными владельцами компании, можно ли ожидать, что их действия будут более мотивированными и они будут более продуктивно работать, поскольку имеют право участвовать в распределении прибыли фирмы? Может ли это быть долгосрочным поведением, или все прекратится через пару лет, и рабочие вернутся к тому уровню производительности, который они показывали раньше?
Пример для исследования 3.5
Компания Brands Hatch
Brands Hatch —один из всемирно известных автогоночных стадионов, оставивший след в истории как место рождения британского автомотоспорта, в скором времени должен поменять статус и стать публичной акционерной компанией путем выпуска на фондовый рынок акций, оцениваемых в40млн ф.ст.
План трансформации стадиона компании в крупный развлекательный комплекс разработала Н. Фоултон, главный управляющий и дочь основателя компании. Намереваясь превратить стадион в место семейного отдыха и развлечений (подобноAlton Towers),находящееся всего в часе езды от Лондона, она рассчитывает привлечь около8млн ф.ст. нового капитала для оплаты долгов и обеспечения средств для расширения.
Фоултон связывает расширение дела с "прогулками" на "высокоскоростных машинах", которые она именует "опытом реальности". Она предлагает желающим лично управлять такой машиной и испытать невиданное волнение: "Моделирование движения и поездки, в которых машиной управляет кто-то другой, давно устарели". Одна из предполагаемых возможностей—моделирование полета: непрофессиональные летчики на легком самолете поднимаются на высоту2тыс. футов, а затем им приходится делать вынужденную посадку. Их сопровождает опытный пилот. В настоящее время развлекательный комплексBrands Hatchпользуется услугами школы гонщиков и предлагает поездки на четырехколесных автомашинах, езду по бездорожью и различные увеселения. Наибольшую прибыль приносят автоспортивные мероприятия. Прибыли за1995г. оцениваются в1,5-2млн ф.ст. с продаж в объеме 11млн ф.ст.; устойчивый рост ожидается и на1996г.
В1986г. Дж. Фоултон купилBrands Hatchс целью дальнейшей продажи, но годом позже погиб во время автогонок. Н. Фоултон допускает, что у нее недостаточно опыта для привлечения средств, но тем не менее намеревается израсходовать около8млн ф.ст. из привлеченных средств для расширения увеселений и "впрыскивания адреналина" на рынок развлечений. Для приданияBrands Hatchбольшей привлекательности предусмотрено проведение рекламных мероприятий, создание условий для организации конференций, сооружение трибун для зрителей.
Источник:The Sunday Times. 6 October, 1996.
Вопросы:
1.Почему данная компания приняла решение об изменении статуса с частной акционерной на публичную акционерную компанию?
2.Н. Фоултон является президентомBrands Hatchв течение ряда лет.
Изменится ли ее положение, когда компания приобретет статус публичной (в краткосрочной и долгосрочной перспективе)?
3.Какие еще альтернативные варианты действий могла бы предпринять рассматриваемая компания в целях успешной конкуренции, например, сAlton Towers?
Пример для исследования3.6
Компания Norwichвозглавляет переход страховых компаний к статусу публичных
Наконец, хотя и на девять лет позже, чем планировалось, британцы получили возможность стать нацией акционеров. РешениеNorwich Unionстать публичной акционерной компанией приведет к созданию новой компании на фондовом рынке. Число ее инвесторов составит около3млн человек. Выпуск на рынок акций строительных обществAlliance and Leicesterи Halifax and Woolwichсоздаст банки примерно с12млн акционеров. Даже с некоторым перекрытием числа частных акционеров их нынешнее количество— 10млн чел.— может в скором будущем более чем удвоиться.
Демьютуализацияемьютуализация(demutualisatioii) —термин, отражающий процесс трансформации строительных обществ, которые первоначально принадлежали тем, кто вложил в них свои деньги, в публичные акционерные компании.) расширяет свои ряды. Строительные общества уже начали отказываться от статуса обществ взаимопомощи. В настоящее время с переходом первых взаимных обществ страхования жизни (Взаимные общества страхования жизни—фирмы, развившиеся из обществ взаимопомощи, фонд их образуется за счет премиальных платежей и покрытия текущих расходов, так что любые доходы распределяются между держателями полисов.) к выпуску своих акций на биржу, есть вероятность, что этому примеру последует вся индустрия страхования. По крайней мере, уже известно об аналогичном решении компанииNorwich.Возможно, что и такие участники страховой индустрии, какScottish Widows, Scottish Amicableи даже лидер отрасли—компанияStandard Life,обратятся к фондовому рынку.
Основанная в1797 г.,Norwich Unionотметит свое 200-летие отказом от взаимной собственности, которая существовала все это время. Компания изучала возможность выпуска своих акций на рынок в течение почти двух лет, но решение о переходе к статусу публичной акционерной компании было принято только в прошлом месяце. В основе подобного решения лежала уверенность, что компания переросла возможности статуса взаимной собственности. С технической точки зрения она принадлежит держателям ее "страховых полисов с прибылью". Но компаниявыросла с тех пор, как была просто фондом взаимного страхования жизни, особенно с1990г. Занимая лидирующие позиции в области общего страхования, пенсий, паевых фондов и личных планов инвестирования, она управляет средствами в размере40млрд ф.ст. и имеет не менее5млн клиентов. Но идея принадлежности этих различных видов бизнеса тем людям, которые приобрели страховые полисы, начала устаревать.
Для3млн членов фонда пожизненной ренты (т.е. для владельцев полисов компании) выпуск акций на фондовый рынок принесет бесплатные акции котирующейся компании. Наряду с тем, что, имея рыночную стоимость около4млрд ф.ст., компания автоматически войдет в число участников фондового индекса "Файнэншл тайме"—фондовой биржиFT—SE 100(индекс, основанный на курсах100ведущих акций, рассчитывается как арифметическое взвешенное среднее, т. е. ежеминутно). Как только она выпустит на фондовый рынок свои акции, ее члены смогут получить акции в среднем на500ф.ст. Этого должно быть достаточно, чтобы обеспечить поддержку всех держателей полисов, за исключением небольшого меньшинства. В то же самое время компания Norwichпривлечет около2млрд ф.ст. нового капитала. Аналитики полагают, что эта компания может получить одобрение на рынке, поскольку она неуклонно обгоняла по свои показателям многих на рынке.
Источник:The Sunday Times. 6 October, 1996.
Вопросы:
1.Как вы понимаете утверждение, что идея принадлежности различных видов бизнеса тем людям, которые приобрели страховые полисы, начала устаревать"?
2.Можете ли вы указать, кому выгодна и кому невыгодна трансформация компании в публичную акционерную?
3.Тенденция к отходу от взаимной собственности может быть только началом. Считаете ли вы, что примеруNorwich Unionпоследуют и другие компании этой отрасли?
ФИРМЫ ИЛИ ОТРАСЛИ?
В этой главе мы рассматривали различные типы организационных структур фирм, подчеркивая положительные и негативные аспекты каждого типа. Однако экономические исследования и экономическое моделирование осуществляются на более высоком уровне, нежели фирменный,—на уровне (отрасли, а основной упор будет делаться на факторах, являющихся внешними для фирм. При этом экономисты не cocpeдoтoчивaют внимания на различиях между теми или иными фирмами. Однако бизнесмен кровно заинтересован в том, чтобы на уровне фирмы определить, как достичь необходимых преимуществ по сравнению с конкурентами, действующими в пределах отрасли. Ниже будут рассмотрены соответствующие моменты, начиная с модели "структура-ведение операций—функционирование"(SCP)на широком отраслевом уровне и заканчивая новейшими разработками на уровне фирмы, затрагивающем ее внутреннюю структуру.
Модель "структура —ведение операций — функционирование "
Известный экономистXIXв. А. Маршалл, чьи работы составили основу современной микроэкономики, предпочитал не сосредоточивать внимание на фирмах в качестве основы анализа. Вместо этого он ввел понятие "показательная фирма", допуская, что все фирмы в целом очень схожи и что их поведение определяется в основном внешними (экзогенными) факторами. Маршалл не рассматривал фирмы как различные уникальные образования, которые могут получить преимущества над другими в пределах границ, в которых они существуют. Вместо этого акцент был перенесен на окружающую обстановку, в которой функционируют все фирмы в отрасли.
Модель "структура—ведение операций—функционирование" была разработана на основе допущения причинных взаимосвязей между структурой рынка и ведением операций теми фирмами, которые действуют в его пределах, тем самым оказывая влияние на общее экономическое состояние (табл.3.2).
Таблица3.2
ТрадиционнаямодельSCP
Звено1Звено2 (определяется звеном1)Звено3 (определяется звеном2)Звено4 (определяется звеном3)
Основные условияСтруктура рынкаВедение операцийФункционирование
Затраты Спрос ТехнологияКонцентрация рынка Индивидуализация продукции (придание продукту характеристик, отличающих его от аналогичной продукции других фирм) Барьеры, препятствующие проникновению Вертикальная интеграция Конгломераты ДиверсификацияЦели хозяйственной деятельности Стратегия бизнеса Конкурентоспособность ПрактикаПроизводительность труда Акционерный капитал Занятость
>• Структура—используется в данном случае для описания характеристик, а также состава рынков и отраслей экономики, иными словами, для описания окружающей среды, в пределах которой действуют фирмы на конкретных рынках.
>• Ведение операций—относится к поведению (действиям) фирм на рынке или в пределах отрасли, например установление цен, определение размеров сметы расходов на рекламу, исследования и разработки и т.д.
>• Функционирование—вовлекает в зону анализа такие аспекты, как преумножение или непреумножение фирмой экономического богатства, например: производит ли фирма правильные товары в нужном количестве со всей возможной эффективностью или нет?
Конкретная модель индустриального анализа весьма упрощена и несколько деформирована. Если мы рассмотрим два нижеприводимых сценария, основанных на данных табл.3.3, это станет понятным.
Если сначала исследовать рынок с совершенной конкуренцией, то какой можно сделать вывод о ведении операций? Поскольку отдельные фирмы не смогут оказывать воздействие на цену, то и не будут иметь желания расходовать средства на рекламу, исследования, разработки и т.д., потому что такие расходы не только не окажут влияния на цену в долгосрочном плане, но и будут просто способствовать снижению прибыльности фирмы. Таким образом, цена будет стремиться к предельной себестоимости, и, как следствие этого, производство станет эффективным с точки зрения распределения ресурсов в долгосрочном плане. В такой ситуации эмпирический анализ ведения операций
Таблица 3.3
Структурные характеристики рынков
Рыночная структура
Структурные характеристикиРынок с совершенной конкуренциейОлигополистический рынок
Число фирмМножество фирм с малой долей рынкаНебольшое количество фирм с равной долей рынка
Число покупателейМногоМало
Характер продуктаОднородныйДифференцированные
Барьеры, перекрывающие доступ на рынокНизкиеСущественные
фирме не нужен, поскольку структура рынка сама определяет их характер, так что функционирование всех фирм в долгосрочном плане будет практически идентичным. Эффективность, связанная с распределением ресурсов, как утверждают экономисты, имеет место в условиях совершенной конкуренции, поскольку потребители платят ровно столько, сколько нужно, чтобы произвести предельную единицу продукции, определяющую рыночную цену. В данном случае ценообразование на основе предельно высоких затрат считается необходимым для создания "оптимала Парето" в том смысле, что один производитель не может быть лучше всех в своей деятельности, если нет того, кто действует хуже всех. Ведение операций в условиях рынка с совершенной конкуренцией, где цена равна предельным затратам, т.е. средним затратам в долгосрочном плане, приведет также к тому,что производство станет экономически эффективным. Здесь затраты на единицу продукции будут настолько низки, насколько это позволит технологический уровень производства в долгосрочном плане. Иными словами, структура рынка с совершенной конкуренцией заставляет фирмы действовать таким образом, что производство становится эффективным и экономически, и с точки зрения распределения ресурсов.
Ситуация на олигополистическом рынке, на котором присутствует небольшое количество одинаковых по размеру фирм, значительно отличается от вышеописанной. Здесь деятельность фирмы, в том числе такие ее аспекты, как ценовая стратегия и реклама, будут вырабатываться совместно для избежания ненужной и деструктивной конкурентной борьбы (например, ценовой войны). Результатом будет, как правило, более высокая цена и более низкий уровень производства в сравнении с теми, которые имеют место в условиях рынка с совершенной конкуренцией. Однако нет никаких гарантий, что компании будут вести себя в соответствии с тайным сговором (явный сговор является незаконным!). На практике они могут конкурировать друг с другом за более высокую долю рынка, тогда цена может быть ближе к уровню цены рынка с совершенной конкуренцией. Все вышесказанное предполагает, что поведение отдельной фирмы является существенным компонентом в общем анализе, независимо от общего олигополистического характера структуры рынка.
Традиционная точка зрения анализа моделиSCP,когда структура рынка определяется извне, является несколько спорной. Исследователь интуитивно чувствует, что и действия фирмы, и ее функционирование могут сами по себе оказывать влияние на структуру рынка. Например, если фирмы вовлечены в процесс слияния, это изменит как их число на рынке, так и распределение по размеру (т.е. рыночную структуру). Если фирмазанимается существенными инновациями и рекламой, тогда это окажет влияние на уровень барьеров, перекрывающих доступ в отрасль, и тем самым—на структуру рынка, способствуя большей монополизации или олигополизации, так как затрудняет новым фирмам доступ на рынок. С другой стороны, когда действие и функционирование фирмы имеют результатом извлечение высоких прибылей, тогда это привлекает в отрасль другие фирмы, а структура отрасли вновь изменяется. Более реалистическая интерпретация подхода к моделиSCPпредставлена на рис.3.1.Многие факторы, рассматриваемые в табл.3.2(традиционная модельSCP),являются внешними по отношению к фирме, и показатели функционирования в этой таблице (производительность труда, акционерный капитал и занятость) совсем не те, которые имели бы практический интерес для руководства или владельцев фирмы, они скорее будут более интересовать тех, кто формирует экономическую политику.
Однако, к сожалению, даже более реалистический подход к моделиSCP,представленный на рис.3.1,все равно не отвечает требованиям, так как игнорирует способность отдельной компании принимать решения, которые могут позволить ей получить существенные преимущества над своими соперниками. Причина состоит в том, что и этот подход вместо фактического принятия решений в области бизнеса сосредоточивает внимание на корпоративной стратегии.
Однако в последние годы некоторые экономисты (М. Портер и др.) в своей аналитической деятельности почти игнорируют традиционную модельSCP,аргументируя это тем, что тот, кто формирует решения в бизнесе, склонен не принимать в расчет характер собственности, характер отрасли и циклический эффект в сравнении с теми факторами, которые являются специфическими для этой конкретной фирмы, как можно видеть из материала, представленного в табл. 3.4.При анализе большой выборки американских фирм было установлено, что отрасль, в которой действует фирма, объясняет лишь8,4%различий в прибыли. Даже если в анализ будут включены циклические факторы, которые могут иметь отношение к отрасли, в которой действует фирма (например, в большей степени цикличность оказывает влияние на строительную индустрию), это объяснит не более16% различий в прибыли. Гораздо большее значение имеет характер организационной единицы, а не отрасли в целом.

Таблица3.4
Процентный вклад различных факторов в различие в прибылях в пределах организационных единиц
Акционерная собственность0,8
Отраслевые эффекты8,3
Эффекты цикличности7,8
Специфические эффекты организационной единицы46,4
Необъясненные факторы36,7
Источник.- R. Rumelt. "How Much Does Industry Matter. Strategic Management Journal. March, 1991.
Пример для исследования3.7
Рекламная компания фирмы Fordв Японии приводит конкурентов в бешенство
Япония знаменита созданием препятствий для новых иностранных фирм, стремящихся проникнуть на ее внутренние рынки, где национальные фирмы уже завоевали определенные позиции. Некоторый успех в захвате доли рынка уже был достигнут зарубежным производителем автомобилей, но американская фирмаFordв борьбе со своими европейскими конкурентами в Японии с ее сильным общественным мнением прибегла к некорректному аргументу, использовав размещение в ведущих газетах рекламных объявлений, где намекнула, что транспортные средства конкурентов имеют завышенные цены. "Почему гольф так дорог в Японии?"—спрашивается в ее рекламе, изображающей популярную модель автомобиляVolkswagen Golf на зеленом поле для гольфа.Fordпредполагает, что игра слов намекает, что автомобиль конкурентов так же дорог в Японии, как и игра в гольф в стране, известной дороговизной лужаек для этой игры.
Европейские производители возмутились этим намеком, отметив, что компанияFordтолько-только начала вкладывать средства в японский рынок, в то время как европейские и другие американские автомобильные компании уже затратили массу усилий, действуя на нем. Согласно рекламе компанииFord,европейские автомобили, например,VW Golf,имеют в Японии намеренно завышенную цену в сравнении с Европой. Представители компанииFordсчитают, что автомобильGolfотносится к машинам ниже среднего класса, но в Японии он стоит больше, чем автомобильFord Mondeo, относящийся к машинам среднего класса. Это первый европейский автомобиль, представленный на японском рынке по той же цене, что и в Европе. "Fordне поступает так, как некоторые автомобильные компании, внезапно повышающие цену на свои автомобили, продавая их в Японии",—гласит реклама фирмы. В ответ на это компанияVolkswagenв Японии утверждает, что сопоставление цен не принимает во внимание оснащение автомобиля специально для Японии, поскольку в Германии не во все автомобили этой компании обязательно встроено такое оборудование, как кондиционер, воздушные подушки безопасности, антиблокирующая система на тормоза.
Эта "перебранка" отражает возрастающую конкуренцию между импортерами на японском рынке. Регистрация импортируемых в Японию транспортных средств показывает неуклонное увеличение их количества в течение трех последовательных лет. Например, в прошлом году было поставлено388 162автомобиля, их импорт возрос на31%,доля рынка достигла10%.
Источник:The Financial Times. February, 1996.
Вопросы:
1.Почему рекламная кампания фирмыFordвызвала широкое возмущение среди производителей?
2.ПочемуFordне вышла на японский рынок раньше? Является ли это примером действий, обусловленных успехом деятельности других компаний, т.е. не решила лиFordпоследовать примеру других автомобилестроительных фирм, добившихся успеха на японском рынке?
3.Какова суть стратегии, описанной в вопросе2?
4.Как, на ваш взгляд, другие автомобилестроительные компании отреагировали на рекламную компаниюFord"?
5.Приведет ли рост конкуренции к снижению прибылей всех компаний данной отрасли на японском рынке?
6.Если с выходом на японский рынок фирмыFordприбыли снизятся, какую стратегию следует применить конкурентам?
Корпоративная стратегия
В последние15лет произошел заметный сдвиг от модели SCPв сторону более фирменного подхода: значительно возросла озабоченность системами материального стимулирования, деловыми играми и взаимодействием между мелкими группами служащих в компании. Это и есть проблемы, которые имеют большое значение для отдельных фирм. Внимание сосредоточивается на том, что делает фирмы различными (John Kay. Economics and Business Education, Vol. I, No. I, Summer, 1993.).
Подробное изучение путей развития корпоративной стратегии не является целью данного раздела. Однако важно понять, что бизнес-экономика и корпоративная стратегия не должны действовать в изоляции друг от друга. Естественно, основы всей корпоративной стратегии покоятся на экономических принципах. Изучение бизнес-экономики фирмы не рассматривается как традиционный "черный ящик" с набором вводимых ресурсов с одной стороны и готовым продуктом для реализации, выходящим с другой стороны. Изучение отдельной фирмы и процесса принятия еюрешений имеют фундаментальное значение для бизнес-экономики в объяснении поведения как фирмы, так и отрасли, в которой она действует. Именно характер действий отдельной фирмы через принятие стратегических решений создает конкурентные преимущества и обеспечивает доступ к рынкам, которые могут оказаться закрытыми в результате установления барьеров, препятствующих доступу на них.
Пример для исследования 3.8
Новости с...развлечениями
М-р К. Маккензи, бывший редактор газеты "Сан" и глава радиовещания группы компанийMirror Group,разработал передачу "Новости с кроликом Банни". Идея состояла в том, что телекомментатор Э. Комэн будет читать новости поLive TV,а кролик находиться в кадре: сидеть и попивать чай или отвечать на телефонные звонки в студию. Маккензи хотел, чтобы кролик давал оценку новостям, поднимая вверх большой палец, если новость хорошая, и опуская его вниз, если новость плохая. Но телеадминистрация не приняла это предложение, посчитав, что телезрители не смогут внимательно смотреть новости, поскольку все время будут смеяться. КроликNews Bunny —это лишь одна из серии идей, призванных сделатьLive TVболее увлекательным и помочь ему найти свою аудиторию. Другая инновация Маккензи представляет собой его собственную мыльную оперу о работе и любви на телевизионной станции, похожей наLive TV.
Сама телестанцияLive TVв течение трех лет использует инвестиции в размере30млн ф.ст. и сейчас доступна для просмотра по кабельному теле видению для1,1млн домов в Великобритании (ее передачи невозможно поймать по спутниковым каналам). Затраты на ее запуск в эфир составили около6млн ф.ст., и в этом году ожидаются убытки в размере8млн ф.ст. Доходы телестанции образуются в основном за счет абонентской платы, а не рекламы. Операторы кабельных сетей, стремящиеся сделать свой продукт отличным от других телестанций, например отBSkyS,платят Live TVпо25пенсов в месяц за каждого абонента. Маккензи считает, что на третьем году своего существованияLive TVдостигнет точки безубыточности и не очень опечален общим презрительным отношением к его каналу.
Источник:The Financial Times. 21 January, 1996.
Вопросы:
1.Пример сLive TVпоказывает, как инновация может создать нишу на рынке для новичка. Это может побудить другие фирмы вступить на рынок телепрограмм и составить конкуренциюLive TV.Является ли такое поведение соответствующим парадигме моделиSCP?
2.Как вы считаете, почему было принято решение вступить именно на этот особенный рынок?
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Современная компания часто считается крупной многопрофильной организацией, действующей в условиях олигополистического рынка. Обычно ее расширение означает необходимость обеспечения себе новых источников средств, а это часто приводит к тому, что первоначальные владельцы уступают свой пакет акций инвесторам, которые готовы вложить в компанию новые средства. Это следует из того факта, что финансовые "вливания" обеспечиваются в основном частичным переходом права собственности на компанию, как и в случае покупки частными лицами акций компаний, которыевыпустили их на фондовый рынок. Частные лица и компании нередко вкладывают средства в компанию путем покупки одной или более ее акций, в результате чего становятся частичными владельцами. Затем они могут, по крайней мере теоретически, принимать участие в выработке решений путем участия в ежегодном общем собрании акционеров и выбора Совета директоров, которые фактически управляют компанией. В ответ на вложенные средства они получают финансовое вознаграждение в виде дивидендов, ежегодно выплачиваемых каждому акционеру в зависимости от прибылей, заработанных за год. Они могут также получить выгоду от удорожания капитала, которое может произойти в случае повышения цен на акции компании. Причинами этого могут быть успешное функционирование компании по сравнению с конкурентами или благоприятные перспективы, например подписание контракта, который сулит в будущем значительные прибыли.
Поскольку владение компанией распределено среди большого количества людей, директора и менеджеры несут ответственность за ее деятельность и обязаны отчитываться перед акционерами в конце каждого года. Владельцы (акционеры) не могут осуществить немедленный контроль над оперативными или стратегическими решениями. В результате образуются две группы: первая состоит из тех, кто обеспечивает капитал (владельцы), вторая представлена профессиональными управляющими, имеющими малую долю финансового участия в компании или вообще не имеющими ничего.
По мнению специалистов, может возникнуть конфликт интересов между владельцами (акционерами) и теми, кто несет ответственность за функционирование компании (менеджерами). Последние, будучи отдельной и особой группой, могут иметь цели, отличные от целей первых. Акционеры могут желать максимизировать прибыли и тем самым распределяемые дивиденды, в то время как менеджеры могут преследовать несколько иные цели, которые подпадают под "купол" управленческих теорий и состоят в обеспечении роста компании. увеличении ее доходов от торговли (оборота), усилении управленческого статуса и доминировании на рынке. Некоторые экономисты предполагают, что жалованье управляющих должно быть более тесно связано с доходами от торговли или с ростом корпорации, чем с чистыми характеристиками прибыли, поскольку это создаст стимул в достижении неприбыльных целей. Отделение владения компанией от управления и принятия решений может привести к тому, что те, кто принимает на себя риск, т.е. акционеры, будут получать меньше, чем максимально возможно. Акционеры могут узнать о том, что компания зарабатывает меньше прибыли, чем могла бы, только если прибыли падают по сравнению с неким предыдущим приемлемым уровнем. Иными словами, они могут реально узнать о проблемах недополучения прибыли только апостериори, а их возможности предпринять какие-либо ответные действия сведены практически к минимуму. Например, акционеры могут проживать некомпактно, в разных районах, поэтому очень трудно собрать достаточно большую их группу, чтобы повлиять на управленческую стратегию и внести в нее изменения. Руководство компании может "пережить" эти опасности, получив поддержку небольшой группы акционеров. В конце концов акционер имеет небогатый выбор: либо держать свои акции, либо продать их.
Однако эта теория не объясняет, какими путями внутренняя структура фирмы влияет на ее деятельность. Существует предположение, что способ, которым она организует свои операции, может оказывать эффект на результаты деятельности. Приемлемая структура будет определяться размером и уровнем сложности самой фирмы. Цели этой фирмы будут достигаться через правильный мониторинг руководства. Имеются две основные организационные формы: U-форма и М-форма.
Единая форма (U-форма) внутренней организационной структуры
ОсобенностиU-формы, считающейся наилучшей для мелких и средних фирм, проиллюстрированы на рис.3.2.Ее основные характерные черты:
1.Организационная структура базируется на функциональных единицах в пределах фирмы при наличии отдельных подразделений, занимающихся маркетингом, финансами, реализацией продукции. Число и тип подразделений будут определяться характером хозяйственной деятельности, которой занимается фирма. Это позволит ей реализовать преимущества специализации и разделения труда.
2.Президент (директор) фирмы облечен ответственностью и руководит всеми аспектами бизнеса—как повседневными операциями, так и долгосрочными стратегическими. Вся информация, получаемая подразделениями, передается президенту, который использует ее для принятия стратегических и оперативных решений.
3.Подразделениями управляют менеджеры среднего звена, которые отчитываются непосредственно перед президентом. Возможности для независимого поведения весьма ограниченны, поскольку среднее звено не имеет возможностей принимать решения, даже в повседневной деятельности. Управляющие должны выполнять указания (решения), принимаемые президентом компании, и отчитываться перед ним о результатах их претворения в практику.

Пока фирма, использующая эту организационную структуру, остается сравнительно небольшой, президент может эффективно следить за работой руководителей подразделений. Однако по мере роста фирмыU-форма внутренней структуры может стать абсолютно несоответствующей той информации, которая образуется в процессе ее деятельности. Президент не сможет справиться с огромным количеством информации, скапливающимся на его рабочем столе, и дела могут просто выйти из-под его контроля. Если при росте фирмы эта U-форма будет сохраняться и полномочия на принятие решений не будут делегированы управляющим среднего звена, возникнут проблемы мониторинга и оценки корпоративной деятельности. Это происходит следующим образом.
1.По мере увеличения размера фирмы и диверсификации выпускаемой продукции и рынков возрастает вероятность того, что президент будет "завален" информацией: он будет не в состоянии усвоить ее целиком или действовать на ее основании так же эффективно, как раньше.
2.Организационная структура, в основе которой лежат функциональные подразделения, предполагает, что президент фирмы тратит основную часть своего времени на повседневное управление и принятие оперативных решений. Это может оказать негативное воздействие на качество принимаемых им стратегических решений и привести к потере существенных возможностей в бизнесе, которые в конце концов неблагоприятно повлияют на прибыли или другие цели фирмы.
3.Проблемы, связанные с мониторингом деятельности фирмы, могут спровоцировать управляющих подразделениями действовать в их собственных интересах, которые могут и не соответствовать задачам максимизации прибыли фирмы. Например, менеджер, ответственный за отдел сбыта, может руководствоваться задачей создания персональной сети реализации, тем самым способствуя упрочению своего личного статуса и власти.
Финансовая деятельность фирмы, которая активно растет, в конце концов начнет страдать, поскольку в какой-то момент та становится слишком большой, чтобы ею можно было эффективно управлять на основе U-формы организационной структуры, ограничивая возможности владельцев регулировать деятельность среднего звена управления. В результате менеджеры получают слишком большую свободу действий, и не исключено, что они станут заниматься деятельностью в личных интересах, которые могут значительно отличаться от интересов фирмы. Следовательно, укрупнение ведет к возникновению классической проблемы разделения владения фирмой и управления ею.
Разветвленная форма (М-форма) внутренней организационной структуры
М-форма внутренней организационной структуры, проиллюстрированная на рис.3.3,больше подходит для крупных фирм: они, как правило, утверждают ее для увеличения прибыльности. Ключевые особенности М-формы состоят в следующем.
1.На смену функциональным подразделениям приходят квази-автономные операционные подразделения. Они действуют как независимые фирмы в пределах единой организации. Их менеджеры наделены высокой степенью ответственности за операционные аспекты бизнеса, но имеют мало возможностей для влияния на стратегические аспекты.
2.Вводится дополнительный слой управляющих—элитный персонал. Он действует как буфер между операционными подразделениями и штаб-квартирой или президентом. Важной его функцией является сокращение потока информации, передаваемой президенту. Это достигается предоставлением общей картины деятельности компании и фильтрацией информации с целью устранения излишних деталей. что позволяет президенту (штаб-квартире) сосредоточить силы на стратегических аспектах деятельности, долгосрочном планировании и финансовом контроле.
3.Подразделения должны достигать производственных целей. установленных штаб-квартирой. Эти цели направлены на получение более высокой прибыли и основываются на точной оценке возможностей каждого подразделения. Элитный персонал несет ответственность за мониторинг деятельности подразделений и обеспечение выполнения поставленных целей.
4.Действует более эффективная система мониторинга и вознаграждения. Менеджеры подразделений, которые добиваются или перевыполняют поставленные цели, получают награду в виде продвижений по служебной лестнице или улучшенный пакет вознаграждений, а те, кто не справляются со своими обязанностями, не только не получают вознаграждения, но и рискуют потерять свое место.
5.Элитный персонал и президент в большей мере ориентированы на достижение прибыльности. Они менее склонны устанавливать или пытаться установить не связанные с прибыльностью цели.

Таким образом, мы рассмотрели две основные формы внутренней организационной структуры. Имеется, однако, несколько разновидностей, которые и представлены в табл.3.5.
Данные, относящиеся к фирмам, использующим внутреннюю структуру каждого типа и ее влияние на основную деятельность, предполагают наличие прочной связи между размером фирмы и ее внутренней структурой. Это не противоречит тому, что было сказано выше, т.е. что малые фирмы, как правило, выбираютU-форму, а крупные—М-форму. Однако связь с прибыльностью не так очевидна, причем не существует реального подтверждения тому, что крупные фирмы, построенные на основе М-формы, демонстрируют деятельность, приносящую наиболее высокую прибыль. Таким образом, организация компании на основе М-формы не гарантирует автоматического достижения более высокого уровня прибыльности (табл.3.6).
Таблица3.5
Разновидности организационныхструктурUМ-форм
НазваниеОписание
Холдинг-компании (Н-форма)Разветвленное предприятие, состоящее из подразделений, которые обычно связаны с материнской компанией отношениями "материнская компания—дочерняя компания". Аппарат внутреннего контроля отсутствует
Транзитные разветвленные подразделения (вариант М-формы)Фирма в процессе принятия традиционной М-формы. Это может быть уже существующая фирма, узнавшая о новом типе структуры, или создаваемая ее часть, интегрируемая в основную фирму
Размытая разветвленная структура (вариант М-формы)Организация, построенная на основе принципов М-формы, но в ней штаб-квартира или президент компании стали принимать активное участие в повседневном руководстве
Смешанная форма структуры (Х-форма)Разветвленная фирма, в которой подразделения могут быть организованы как комбинация всех вышеназванных форм
Источник:WeirС.Organisational Structure and Corporate Performance: an analysis of medium and large UK firms. Managerial Decision. Vol. 33, No. 1. 1995.
Таблица3.6
Прибыльность и тип внутренней организационной структуры(%)
Прибыль в зависимости от размера фирмыU-формаН-формаМ-форма1М-форма2М-форма
Прибыль выше средней:
ненамного501006050100
намного2525565947
Прибыль ниже средней:
ненамного50040500
намного7575444153
1Транзитные разветвленные подразделения.
2Размытая разветвленная структура.
Источник:WeirС.Organisational Structure and Corporate Performance: an analysis of medium and large UK firms. Managerial Decision. Vol. 33, No. 1. 1995.
Фактически53%крупных фирм с М-формой внутренней структуры получают прибыль ниже средней. Есть несколько объяснений этому факту. Во-первых, возможно, что система мониторинга деятельности менеджеров подразделений была неэффективна и не могла отразить их неподобающие действия. Во-вторых, элитный персонал мог быть не сориентирован на цель, связанную с максимизацией прибыли. В-третьих, возможно, что система вознаграждения за достижения, увеличивающие прибыли, не в достаточной степени соответствовала амбициям глав подразделений, которые направляли усилия на достижение иных, более привлекательных для них целей, менее связанных с прибылью. В-четвертых, распределение средств по проектам и подразделениям, которое, как ожидалось, принесет прибыль, могло и не оправдать этих надежд.
ВЫВОДЫ
В этой главе мы рассмотрели и проанализировали структуру компаний с юридической точки зрения и выделили преимущества и недостатки каждого типа, начиная с мелких фирм, принадлежащих единоличному собственнику, и заканчивая крупнейшими публичными акционерными компаниями. В данном контексте термин "мелкие" характеризует численность персонала и оборот фирмы. Если в качестве основы для классификации было бы использовано количество фирм, было бы очевидно, что единоличных собственников в бизнесе Великобритании гораздо больше, чем прочих структур (это характерно и для других стан мира, независимо от того, на какой стадии экономического развития они находятся). Таким образом, проведение исследований и оказание помощи этому сектору экономики чрезвычайно важно для достижения экономического процветания любой страны. Затем была рассмотрена модель "структура-ведение операций—функционирование"(SCP) различных по времени разработок, уделяющих внимание не столько промышленному контексту, сколько необходимости анализа процесса принятия решений на уровне фирмы. Мы завершили изучение данной темы исследованием типов внутренней организационной структуры фирм и их возможного влияния на уровень прибыльности. В результате этого исследования возникает предположение, что размер фирмы и соответствующая внутренняя организационная структура могут иметь существенное влияние на прибыльность компании.