ЗАТРАТЫ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
После изучения данной главы вы сможете:
>•Усвоить, в каком контексте экономисты используют понятие "затраты" в сравнении с повседневным употреблением слова
>•Выяснить, что скрывается за понятиями "постоянные" и "переменные" затраты
>•Понять различия между совокупными, средними и предельными затратами и доходами
>•Определять различие между уменьшением средних и предельных прибылей
>•Идентифицировать эффект масштаба и отрицательный экономический эффект
>•Понимать важность линий "изоквант" и "изокост" и уметь определить точку, в которой фирма может минимизировать затраты в пределах ограничений, в которых она действует
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Отрицательный эффект масштаба
увеличение размера производства, повышающее средние совокупные затраты в долгосрочном плане вследствие различных нестыковок, связанных с размером производства, управленческими проблемами и т. д.
Эффект масштабаувеличение размера производства, снижающее средние совокупные затраты в долгосрочном плане. Применяется к долгосрочному периоду, в котором все факторы производства являются переменными. В данном случае пропорции между факторами производства не обязательно должны меняться. Мы имеем в виду экономию, обусловленную ростом масштабов производства: например, при удвоении всех вводимых факторов выход продукции увеличивается более чем вдвое и т. д.
Экономия, обусловленная внешними факторами, —экономия вследствие роста размеров отрасли, к которой принадлежит предприятие или фирма. Часто относится к географической концентрации промышленности.
Экономия предприятияэкономия вследствие роста размера институциональной единицы (фирмы или предприятия).
Постоянные затраты—затраты, которые неизменны при изменениях объема производства в краткосрочном плане. Иногда их называют косвенными или накладными расходами.
Внутренняя экономияэкономия масштаба вследствие роста размера предприятия или фирмы.
Изокостасочетание факторов производства, которые могут быть приобретены за данный объем средств.
Изоквантысочетание факторов производства, которые требуются для производства данного количества продукта при современном уровне технологии.
Закон переменных пропорцийприменим к краткосрочному периоду, когда прирост значения переменного фактора к постоянному фактору изменяет пропорции, в которых факторы сочетаются. Может быть разделен на "законы" увеличения прибылей и уменьшения прибылей соответственно.
Долгосрочный планпериод времени, в котором все факторы производства являются переменными.
Вмененные издержкиупущенная наилучшая альтернатива.
Краткосрочный планпериод времени, в котором хотя бы один фактор производства является постоянным.
Техническая экономияэкономия вследствие роста размера производственной единицы (завода или предприятия).
Переменные затратызатраты, которые изменяются при различных уровнях производства в краткосрочном периоде. Иногда их называют прямыми расходами.
ВВЕДЕНИЕ
Экономисты употребляют понятие "затраты" в ином смысле, нежели мы в обыденной жизни. Экономические затраты производства для фирмы—это вмененные затраты производства, т.е. прибыль, которая могла бы быть получена, если бы ресурсы были использованы наилучшим образом. Хотя вмененные затраты часто связаны с физическим выпуском продукции, удобно оперировать ими в виде стерлингового эквивалента вмененных затрат. Когда вмененные затраты деятельности рассчитываются в денежной форме, мы отвечаем на вопрос: какова стоимость продукции, которой мы пожертвовали, чтобы произвести то, что у нас есть?
Имеется целый набор экономических затрат, которые составляют часть производственного процесса, но которые производитель фактически не оплачивает. Наиболее общие примеры— амортизация и "гудвилл", связанный с маркой изделия. Экономическое значение затрат на амортизацию—это разница между стоимостью покупки основных средств (например, станка или оборудования) и уцененной стоимостью этого актива. Разница между этими двумя числами представляет собой денежную стоимость вмененных затрат сохранения в пользовании данного актива. "Гудвилл" может быть накоплен компанией, торгующей в течение ряда лет продуктом, название которого стало общеизвестной маркой среди потребителей. Тогда марка приобретает стоимость, которая может быть реализована при продаже конкуренту. Вмененные затраты непродажи этой торговой марки (названия) могут рассматриваться как вмененные затраты процента, истраченного на потенциальную закупку торговой марки.
С другой стороны, бухгалтеры измеряют скорее первоначальную стоимость, а не экономические (альтернативные) затраты. Этот конкретный метод оценивает факторы, используемые в производственном процессе, по ценам, которые были уплачены за рассматриваемые статьи.
Затраты разделяются различными способами, которые могут быть использованы для принятия решений в фирме. Часто определение затрат основывается на экономических теориях, приведенных в учебниках, без реального применения идей, связанных с альтернативными затратами. В некоторых случаях экономическое определение затрат все же используется, но, как мы увидим ниже, тот, кто так делает, не осознает этого факта.
Краткосрочный и долгосрочный период времени
Если говорить просто, то краткосрочный период времениэто неопределенный период времени, в течение которого некоторые факторы производства являются переменными, тогда как другие—постоянными, хотя бы несколько. Его продолжительность для разных отраслей промышленности будет различной. Обычно она равна одному году, особенно потому, что фирмы, как правило, составляют планы и сметы именно на12месяцев. Однако на практике краткосрочный период может иметь совсем иную длительность. Предположим, что фабрика, принадлежащая фирме, работает на полную мощность, но не может удовлетворить текущий спрос на производимый продукт. Тогда фирма может принять решение о строительстве нового фабричного корпуса. Но совершенно очевидно, что на это потребуется тщательное планирование и время, в некоторых случаях даже несколько лет. Например, для объекта атомной промышленности может потребоваться не менее десятилетия. Краткосрочный период, в течение которого, по крайней мере, один фактор производства останется постоянным, будет различным в зависимости от отрасли промышленности.
Долгосрочный период времени можно считать неопределенным периодом времени, в течение которого все факторы производства являются переменными. Например, для атомной промышленности он может составить более десятилетия, а для мелкого станочного производства, скажем, для трикотажной фабрики,— один год или меньше.
ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Постоянные затраты фирмы—это те затраты, которые не изменяются в зависимости от изменений уровня производства в краткосрочном периоде. Как видно из столбца2табл.6.1, они не изменяются по мере роста числа произведенных единиц продукции. Примером постоянных затрат может быть арендная плата за помещение (здание), размер которой всегда обговаривается, когда подписывается соответствующий контракт на определенный период времени, как правило, на12месяцев.
Переменные затраты фирмы—это те затраты, которые изменяются в зависимости от изменения уровня производства в краткосрочном периоде. Как видно из столбца3табл.6.1,они растут по мере увеличения объема выпуска продукции. Примером могут служить затраты на сырье, электроэнергию или рабочую силу. При увеличении выпуска продукции в краткосрочном периоде может потребоваться большее количество сырья для производственного процесса, более длительное время работы станков и прочего оборудования (что приводит к увеличению расхода электроэнергии, газа или другого энергоносителя и связанных с ними затрат),а также выплата вознаграждения рабочим за сверхурочную работу. Все эти дополнительные затраты являются прямым следствием изменения уровня производства в краткосрочном плане, и поэтому они называются прямыми затратами.
Если, например, фирма, специализирующаяся на доставке на дом готовой пиццы, столкнется с увеличением спроса, в ней произойдет соответствующее увеличение расхода основных ингредиентов, из которых состоит пицца. Потребуется дополнительный упаковочный материал, а также персонал на кухню и для доставки готовой пиццы клиентам. Это может "потащить" за собой потребность в дополнительных комплектах униформы, а возможно, и в приобретении нового грузового автофургона. Таким образом, увеличение спроса приводит к росту уровня выпуска продукции и вызывает увеличение вышеназванных переменных по типу затрат.
Расчет средних затрат относительно прост. В табл.6.1,столбец5,приводятся данные по средним постоянным затратам (СПЗ). Они получены путем деления совокупных постоянных затрат на уровень выпуска продукции. Скажем, при уровне производства6ед. расчет будет выглядеть так:500ф. ст./6 ед.= = 83ф. ст. (с округлением в сторону ближайшего целого числа). При рассмотрении таблицы становится очевидным, что средние постоянные затраты снижаются по мере роста объема выпуска продукции. Это просто особенность постоянных затрат, вытекающая из того факта, что в краткосрочном периоде постоянные затраты (по принятому определению) не меняются. Когда объем выпуска продукции увеличивается, они распространяются на большеечисло единиц продукции, тем самым удельные средние постоянные затраты снижаются. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что если объем производства будет нулевым, эти затраты все равно будут иметь место. Следовательно, чем выше уровень производства,тем ниже средние постоянные затраты на единицу продукции. На рис.6.1показано, что средние постоянные затраты последовательно сокращаются по мере роста объема выпускаемой продукции.

Таблица6.1
Затраты: разбивка на структурные составляющие

(1) Выпуск продукции за месяц, ед.(2) Совокупные постоянные затраты, ф.cm.(3) Совокупные переменные затраты, ф. cm.(4) Совокупные затраты, ф. cm.(5) Средние постоянные затраты, ф. cm.(6) Средние переменные затраты, ф. cm.(7) Средние совокупные затраты, ф. cm.(8) Предельные затраты, ф. cm.
05000500
1500400900500400900400
25006001100250300550200
35007501250167250417150
450012001700125300425450
550018002300100360460600
65002700320083450533900
750038004300715436141100
850052005700636507131400
950069007400567678221700
1050087009200508709201800
Примечание. Данные округлены до ближайшего целого числа
В таблице6.1совокупные переменные затраты приведены в столбце3,а средние переменные затраты (СПрЗ) рассчитаны в столбце6,причем данные получены путем деления совокупных переменных затрат на объем производства. Например, для объема производства6ед. средние переменные затраты рассчитываются так:2700ф. ст./6ед.= 450ф. ст.

На рис.6.1по данным столбца6табл.6.1был вычерчен график, показывающий нормальную тенденцию, связанную со средними переменными затратами. Можно заметить, что для кривой средних переменных затрат характерны высокое начальное значение, а затем снижение и после этого неуклонный рост. Можно сделать заключение, что существует определенный уровень производства (в данном случае— 3ед.), при котором средние переменные затраты имеют минимальное возможное значение для фирмы. Одной из возможных целей для менеджеров фирмы может стать попытка действовать на таком уровне производства, при котором переменные затраты на единицу выпускаемой продукции являются минимальными. В следующем разделе мы увидим, как фирма может действовать в случае, если совокупные затраты на единицу продукции (средние совокупные затраты) являются минимальными.

Для размышления (1)
Какие преимущества для фирмы с точки зрения возможности принятия стратегических решений представляют расчеты переменных и постоянных компонентов совокупных затрат, а также расчет средних значений этих компонентов?
Если фирма покрывает все свои переменные (эксплуатационные) расходы, то она, по крайней мере, делает некоторый вклад в уже понесенные постоянные затраты. Тогда в краткосрочном периоде времени имеет смысл продолжать производство. Иными словами, если цена продукта (средняя выручка от него—СВ) больше, чем средние переменные затраты, то может быть принято решение о дальнейшем его производстве. Если цена (СВ) меньше, чем средние переменные затраты, то фирма может принять решение о прекращении производства, поскольку в дальнейшем будет просто увеличиваться задолженность фирмы и не будет покрытия уже понесенных постоянных затрат.
Конечно, в долгосрочном периоде фирма должна покрыть все свои производственные расходы, как постоянные, так и переменные. Фирме также необходим некоторый уровень прибыли ("нормальная" прибыль), если фирма собирается пополнять свои ресурсы для поддержания производства в долгосрочном плане. Этот "нормальный" уровень прибыли обычно рассматривается как затраты на производство в долгосрочном плане в том смысле, что, если фирма не сможет покрыть их, она будет использовать свои ресурсы на использование в какой-либо другой области.
Цена (СВ) > СПрЗПродолжать производство в краткосрочном плане
Цена (СВ) < СПрЗПрекратить производство в краткосрочном плане
Цена (СВ) > СПЗ+СПрЗПродолжать производство в долгосрочном плане
Цена (СВ) < СПЗ+СПрЗПрекратить производство в долгосрочном плане
СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫ И СРЕДНИЕ СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫ
Как мы уже видели, фирме важно иметь разбивку своих расходов на переменные и постоянные составляющие, поскольку это помогает в процессе принятия решений. Мы также уже отмечали, что архиважно рассматривать совокупные затраты, так как все они должны быть покрыты фирмой в долгосрочном периоде, независимо от того, постоянные они или переменные. Совокупные затраты (СоЗ) определяют путем сложения совокупных постоянных и совокупных переменных затрат. В табл.6.1они представлены в столбце4и получены сложением данных столбца2(СоПЗ) и данных столбца3(СоПрЗ):

Кривые совокупных затрат, а также совокупных постоянных и совокупных переменных затрат приведены на рис.6.2,чтобы сопоставить их поведение для всего набора значений уровня выпуска продукции. Очевидно, что СоПЗ сохраняются на одном и том же уровне, в то время как СоПрЗ неуклонно растут с течением времени с момента начала производства. Совокупные затраты—это просто дополнение этой совокупной постоянной составляющей затрат к совокупной переменной составляющей затрат на каждом уровне выпуска продукции. Ясно, что разница между кривой, представляющей СоЗ и кривой, представляющей СоПрЗ,—это просто элемент совокупных постоянных затрат.

 

В столбце7табл.6.1мы также находим средние совокупные затраты путем деления совокупных затрат, приведенных в столбце4,на общий выпуск продукции, приведенный в столбце1.Так что для уровня производства6ед. продукции можно вычислить средние совокупные затраты:
ССоЗ=СПЗ+СПрЗ, т. е. ССоЗ = 83 + 450 == 533ф. ст.
На рис.6.1 мы вертикально складываем кривые средних постоянных затрат и средних переменных затрат для получения кривой средних совокупных затрат. Обратите внимание, что кривые средних совокупных и средних переменных затрат стремятся к схождению при увеличении объемапроизводства. Это происходит потому, что мы прибавляем (вертикально) кривую средних постоянных затрат, стремящуюся к уменьшению по мере роста объема производства, к кривой средних переменных затрат.
Для размышления (2)
Рассмотрите отрасли промышленности, имеющиеся в вашем регионе. Определите, есть ли в их структуре затрат основная постоянная составляющая и рассчитайте для этих отраслей продолжительность краткосрочного и долгосрочного периодов.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ
Предельные затраты (МЗ)—это дополнение к совокупным затратам производства еще одной дополнительной единицы продукции. Математически они рассчитываются по формуле:

где ∆СоЗ—изменение совокупных затрат;
∆СП—изменение в объеме выпуска продукции.
Когда предельные затраты выражаются в математической форме, это кажется сложным, но такое впечатление обманчиво, поскольку понятие предельных затрат предельно просто. Возвращаясь к данным табл.6.1,для расчета предельных затрат производства шестой единицы продукции нам потребуются только данные (релевантные) о совокупных затратах до момента производства этой самой единицы и данные о совокупных затратах после ее производства. Таким образом:
Совокупные затраты для пятой единицы продукции= 2300ф. ст.
Совокупные затраты для производства шестой единицы продукции = 3200ф. ст.
Отсюда следует, что дополнительные затраты, или предельные затраты производства шестой единицы продукции, составляют900ф. ст.
СОВОКУПНЫЙ, СРЕДНИЙ И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД
Мы до сих пор сосредоточивали внимание на затратной части уравнения производства. Другая его сторона—доходная, т.е. выражающая доходы, которые производит фирма для покрытия расходной части. То, что остается в ее распоряжении от реализации продукции после вычета совокупных затрат на производство, носит название общей прибыли: общая прибыль= совокупная выручка—совокупные затраты.
Однако можно рассчитывать и анализировать выручку, используя аналогичную методику и терминологию, что и при анализе затрат.
Совокупный доход (выручка) фирмы—это общее количество средств, полученных от реализации любого объема произведенной продукции: совокупный доход =общее количество реализованной продукции х цена единицы продукции.
При расчете среднего дохода цель состоит в определении среднего размера дохода от каждой проданной единицы продукции. Если цена реализации постоянна для всего объема продукции, то расчеты среднего дохода не нужны. Это ясно из формулы: средний доход =совокупный доход/общее количество проданной продукции.
Это простое математическое действие, показывающее, что если продажная цена единицы продукции постоянна, то средний доход будет равен цене, тогда при вычерчивании кривой среднего дохода вы будете фактически чертить кривую спроса). Однако нетрудно привести случаи, в которых данное условие не соблюдается, например авиаполеты. На борту самолета могут быть150человек, но они скорее всего заплатили разные суммы за полет в зависимости от того, удовлетворяют ли их требования к полету ряду критериев. Цена может варьироваться в зависимости от того, были ли места заказаны заранее, от продолжительности пребывания на борту (включается ли в него субботняя ночь), в один ли конец этот полет или в оба и т.д. В подобных условиях расчет среднего дохода на одного платящего пассажира не имеет ничего общего с ценой, но очень важен как показатель тенденции в течение периода времени.
Предельный доходэто дополнение к совокупному доходу от продажи еще одной единицы продукции. Таким образом:
Совокупный доход от реализации9ед. продукции= = 9 000ф. ст.
Совокупный доход от реализации10ед. продукции= = 10 000ф. ст.
Предельный доход от продажи десятой единицы продукции= = 1000ф. ст.
Для размышления (3)
Анализ предельных затрат и предельных доходов имеет важное значение в экономическом анализе. Большинство людей в жизни часто встречаются с предельными единицами, не осознавая этого. Рассмотрите, например, предельные затраты, возникающие у супружеской пары, у которой есть годовалая дочь и в следующем месяце ожидается рождение второго ребенка. Предположим, что это также будет девочка. Тогда попытайтесь рассчитать предельные затраты, связанные со вторым ребенком. Будут ли они меньше или больше, если у супружеской пары родится мальчик?
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ И ДОХОДЫ (ВЫГОДЫ)
Предельные затраты и доходы (выгоды) имеют огромное значение в экономическом анализе процесса принятия решений. Из всего вышесказанного о предельных затратах и доходах можно сделать вывод, что наиболее предпочтительное положение для фирмы является то, при котором предельные затраты эквивалентны предельным доходам (выгоде). Толькокогда МЗ (предельные затраты) равны МД (предельным доходам), совокупная прибыль максимизирована.
Рассмотрим сценарий, в котором предельные доходы превышают предельные затраты, т.е. когда выручка, полученная о реализации единицы продукции, больше, чем дополнительные затраты на ее производство (МЗ<МД). Ясно, что это производство прибыльно для компании и она может расширять его до тех пор, пока затраты на производство единицы продукции не станут равны тем средствам, которые будут получены от ее реализации .(МЗ =МД). За пределами этой точки дополнительные затраты будут больше, чем дополнительный доход (МЗ>МД), поэтому станет нецелесообразным производить больше продукции при МЗ=МД.
Пример для исследования 6. 1
Понятия предельных затрат и прибыли
Понятия предельных затрат и предельной прибыли являются центральными в экономическом анализе, поэтому стоит четко уяснить их значение. Основная идея состоит в том, что они относятся к изменению совокупных затрат или прибыли, возникающему вследствие некоторых небольших увеличений (уменьшений): предельная стоимость (ущерб) загрязнения воды—это дополнительная стоимость, которая возникает при небольшом увеличении уровня загрязнения воды; предельная прибыль от увеличившихся расходов на медицинское обслуживание—это дополнительная прибыль, возникшая от небольшого увеличения расходов на здравоохранение. Чрезвычайно важно делать различие между предельными затратами и прибылью, с одной стороны, и средними затратами и прибылью, с другой. Если вы решаете, купить ли вам одну плитку шоколада за0,3ф. ст. или две такие же плитки за0,50ф, ст., то предельная стоимость второй плитки составит0,2ф. ст. (увеличение общей стоимости покупки с0,3ф. ст. до0,5ф. ст.), тогда как средняя стоимость каждой из двух плиток составляет0,25ф. ст. Это различие может казаться очевидным, но удивительно, как часто его упускают из вида!
Вопросы:
1.Как вы думаете, осознает ли администрация больницы предельную выгоду увеличения расходов для пациентов? Поясните свой ответ.
2.Фирма специализируется на производстве нескольких продуктов, производя пять или шесть из них на одной и той же производственной линии. Укажите возможности применения анализа по предельным показателям.
3.На практике принятие стратегических решений часто основывается на средних затратах и средней прибыли. Почему вы считаете, что так может быть?
Приведенный ниже пример объясняет, как принятие решения на основе предельных расходов, которые несет больница, может более эффективным, чем принятие решений на основе средних расходов (рис.6.3).На рисунке мы для простоты сделали допущение, что у больниц А и В кривые средних и предельных затрат идентичны. Несмотря на то что в больницах разное число пациентов, обе они имеют одинаковые средние затраты (С) в ситуации, когда в больнице А лечитсяqАпациентов,
 

а в больнице В— qВпациентов. Таким образом, обе больницы назначают одинаковую цену за лечение, если брать за основу средние затраты. Однако эффективное размещение ресурсов (пациентов)—это то, которое подтолкнет больницы определять цену за лечение на основе предельных затрат. Это позволит больнице А брать с пациентов меньшую цену, чем в больнице В, поскольку первая имеет экономию за счет увеличения масштаба "производства", что позволит сократить средние затраты за счет дополнительного числа пациентов (в отличие от этого в больнице В средние затраты увеличатся при поступлении дополнительного числа пациентов).
Более низкая цена в больнице А привлечет пациентов, поскольку здесь могут оказать медицинскую помощь по более низкой (средней) стоимости, чем в больнице В. Получается, что законодательство, действующее на внутреннем рынке медицинских услуг, настаивающее на ценообразовании на основе средних затрат, не позволяет рынку медицинских услуг подавать "правильные сигналы" пациентам. Распределение ресурсов, таким образом, является неэффективным, когда пациенты (или их агенты) выбирают больницу В, в которой установлены такие же цены, как и в больнице А. В целом для ситуации, отраженной на рис.6.3,принцип ценообразования на основе предельных затрат более приемлем, чем принцип ценообразования на основе средних затрат.
Пример для исследования 6.2
Анализ по предельным показателям
Прием студентов (выпускников) на курс МВД(Master of Business Administration —изучение управления бизнесом) является предметом неутихающих споров во всех бизнес-школах Великобритании. Правительство не выделяет средств для поддержки тех, кто хотел бы прослушать именно этот курс. Не оказывает оно финансовой помощи и самим бизнес-школам. Обучение по этому курсу—фактически частная сделка между академическим институтом и индивидуумом. Правительство Ее величества не принимает активного участия в распределении средств и, следовательно, не собирается ограничивать число учебных мест, как это делается для студенческих курсов. Таким образом, каждый университет вправе привлекать на курс МВД столько выпускников, сколько сможет.
Финансирование университетов в Великобритании—это головная и сердечная боль в секторе высшего образования, поэтому курс МВД и ему подобные рассматриваются как один из основных источников дохода. Преимущество такого набора студентов-выпускников для каждого университета состоит в том, что все затраты и доходы основываются на анализе по предельным показателям.
Рассмотрим структуру расходов на проведение курса МВД: основными предпосылками для предложения и проведения подобной учебной программы являются наличие квалифицированных преподавателей и соответствующие места в студенческих общежитиях. Как правило, любой университет располагает этими ресурсами, затраты накоторые несет независимо от того, есть ли в университете курс МВД или нет. Так что дополнительных крупных затрат для университета он не требует, за исключением небольших расходов, связанных с отоплением, освещением, дополнительными потребностями в копировании материалов, бумаге и т.д., что имеет минимальную стоимость и в общей сложности составляет не более50ф. ст. в год на одного выпускника.
Если с каждого слушателя за курс МВД берется плата5000ф. ст., то ясно, что это "золотая" жила для университетов. Стратегия, вырабатываемая на основе таких расчетов, очевидна: набирать на курс МВД как можно больше слушателей. Может оказаться, что при определенном числе набранных слушателей потребуется привлечь еще одного преподавателя-почасовика, чтобы помочь основным преподавателям. Но если проанализировать ситуацию с точки зрения предельных затрат, то получается, что если предельные затраты на одного студента составляют 4950ф. ст. (МДМЗ= 5000ф. ст.— 50ф. ст.), то окажется, что существенное увеличение предельных затрат на каждого слушателя курса МВД будет поглощено, прежде чем это предложение станет неэкономичным.
Единственная проблема состоит в том, что в долгосрочном плане любое избыточное число специалистов этого профиля на рынке труда приведет к снижению квалификации специалистов курса МВД, более низким доходам специалистов, работающих в данной области, и вслед ствие этого—к уменьшению спроса на учебные места на данном курсе. Однако в настоящий момент это слишком отдаленная перспектива, и принимать решения по ней будут тогда, когда она станет реальностью. Пока же курс МВД—курица, несущая золотые яйца, и университеты выжимают выгоду по полной программе!
Вопросы:
1.На каком уровне прием дополнительного числа студентов станет неэкономичным?
2.Будет ли целесообразным в долгосрочном плане увеличение или уменьшение платы за курс МВД в целях обеспечения продолжительности этой выгодной ситуации?
3.Существует ли аргумент, основанный на понятиях о предельных затратах (доходах), рассмотренных в данной главе, который мог бы стимулировать сектор университетского образования Великобритании предлагать больше курсов на подобной основе, и хорошо ли это будет для Великобритании в целом? Перечислите возможные преимущества и недостатки.
Пример для исследования 6.3
Применение анализа по предельным показателям
Применение различных методов анализа одних и тех же данных может дать различные результаты, на основе которых можно принять кардинально различающиеся решения.
Важность анализа соотношения между предельными затратами и предельными доходами заключается в том, что он позволяет принимать решения на основе установления равенства между предельными затратами и предельным доходом без точного расчета размера совокупной прибыли и совокупных затрат. Использование принципов предельных показателей отличает экономические подходы к принятию решений от гораздо более популярных подходов на основе средних данных. Хорошим примером, иллюстрирующим такое различие, является проблема безопасности на дорогах. Может возникнуть дискуссия о данных по рас ходам на дорожные меры безопасности (например, защитные барьеры на автострадах) и подсчете числа спасенных человеческих жизней. Предположим, что20млн ф. ст. расходов на безопасность на дорогах спасли жизни50человек. При этом может обсуждаться вопрос о размере расходов на вышеназванную статью в следующем году.
Легко представить, что в газетах подобная дискуссия может быть сформулирована следующим образом: стоит ли человеческая жизнь 400тыс. ф. ст. (из расчета50млн ф. ст. на50жизней)? Люди многие могут иметь разные точки зрения по этому поводу, но если они решат, что жизнь человека стоит, по крайней мере,400тыс. ф. ст., то многие из них ответят, что необходимо тратить на меры безопасности больше средств. Однако в этом подходе заложена ошибка, поскольку он сосредоточивается на средних затратах, а не на предельных показателях. Реально вопрос стоит так: сколько жизней еще можно сохранить, увеличивая расходы на меры безопасности?
Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется следующая информация:

Данные показывают, что расходы на дорожную безопасность страдают от уменьшения предельной прибыли (т. е. по мере роста расходов сокращается выгода, получаемая от дополнительных расходов). Так что последние5млн ф. ст. сохранят лишь две жизни по цене2,5млн ф. ст. за одну. Иными словами, предельные затраты сохранения жизни резко возрастают с увеличением числа спасенных жизней.
Когда проблема рассматривается с точки зрения предельных показателей, дебаты о том, стоит ли одна человеческая жизнь400тыс ф. ст., уже не имеют смысла. При учете предельных показателей в ситуации, когда15млн ф. ст. уже израсходованы на меры по обеспечению безопасности на дорогах, вопрос реально состоит в том, хотим ли мы истратить дополнительно2,5млн ф. ст. за еще одну спасенную жизнь. Если мы этого хотим, то мы должны расходы на меры безопасности поддержать на этом уровне или увеличить, а если нет, то поддерживать или сокращать уровень расходов.
Источник:Economic Review. 13 February, 1995.
Вопросы:
1.Какая еще информация потребуется, прежде чем вы сможете принять решение об увеличении или сокращении расходов на меры по обеспечению дорожной безопасности?
2.Считаете ли вы, что предельная прибыль будет продолжать снижаться по мере роста расходов на меры безопасности? Поясните ваш ответ.
ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ
При оценке перспектив на будущее между человеком и фирмой разница не так уж велика. Человек будет планировать на ближайшие два-три дня с определенной степенью точности, даже если некоторые обстоятельства изменятся. Например, рассмотрим процесс планирования семейного бюджета на один месяц. Определенные обстоятельства будут неизменными в каждом месяце и могут быть предсказаны с достаточной степенью определенности. К их числу можно отнести размер выплаты по закладной, которая, как правило, изменяется раз в год. Хотя со временем семейный бюджет значительно изменится, в краткосрочном плане платежи семейного бюджета можно считать постоянными. Такая перспектива может быть соотнесена и с фирмой, занимающейся хозяйственной деятельностью, в части, касающейся предстоящих платежей, которые она может полагать постоянными в краткосрочной перспективе. Это могут быть, например, платежи за аренду помещения и ставки в рамках хозяйственной деятельности (процентная и т. д.), установленные извне и на известный период времени. Однако если фирма запланирует в следующие две недели произвести больше продукции, то в зависимости от отрасли, в которой она действует, некоторые расходы могут измениться. Так, чтобы обеспечить увеличение выпуска продукции, ей придется нанять дополнительную рабочую силу, что, несомненно, отразится на общих затратах на оплату труда рабочих, но при этом такие расходы, как арендная плата или бизнес-ставки, сохранятся неизменными, поскольку не связаны с объемом производства.
Имеются два временных горизонта, которые должен рассматривать всякий занимающийся хозяйственной деятельностью: краткосрочный и долгосрочный. Для установления их продолжительности мы не можем пользоваться неделями, месяцами или годами; эти показатели зависят от конкретной фирмы и профиля ее хозяйственной деятельности и определяются производственными факторами. В краткосрочном периоде, по крайней мере, один производственный фактор остается неизменным. Например, компания обрабатывающей промышленности намеревается расширить производство. Она может получить больше сырья, может договориться с рабочими о сверхурочной работе или увеличить численность персонала, но размер предприятия остается постоянным, Таким образом, в краткосрочном периоде расширение производства не ограничивается доступностью ни сырья, ни рабочей силы, но ограничивается размером предприятия. В данном случае он представляет собой постоянный фактор.
С другой стороны, долгосрочный периодэто период времени, в течение которого в производстве нет постоянных факторов, все они могут меняться. Если в нашем примере на постройку нового предприятия потребуются два года, тогда долгосрочный период для него начинается с двух лет.
Закон изменяющихся соотношений
В краткосрочном периоде мы можем изменять только некоторые факторы производства. По мере их изменения пропорции, в которых сочетаются переменные и постоянные факторы производства, также меняются. Эффект изменения вводимых в производство факторов на выпуск продукции может быть описан как закон изменяющихся соотношений, который можно подразделить на два компонента: закон возрастающей доходности и закон убывающей доходности. Рассмотрим каждый из них по очереди.
>•Закон возрастающей доходности гласит, что по мере все большего добавления единиц переменного фактора к постоянному выпуск продукции сначала увеличивается, причем более чем пропорционально размеру вводимых факторов.
>•Закон убывающей доходности гласит, что при увеличении числа единиц переменного фактора, добавляемого к постоянному фактору производства, наступает момент, когда выпуск продукции увеличивается менее чем пропорционально по отношению к факторам производства. Когда это случается, мы говорим, что фирма испытывает убывающую доходность.
Соединим эти два закона и у нас получится закон изменяющихся соотношений. Он гласит, что по мере того, как все больше единиц переменного фактора производства добавляется к постоянному фактору, выпуск продукции сначала растет более чем пропорционально, но при увеличении числа единиц переменного фактора выпуск продукции после определенной точки начнет расти менее чем пропорционально.
Средний и предельный продукт
Рассматривая закон изменяющихся пропорций или его составляющие, мы часто используем понятия предельного продукта и среднего продукта. Это мерило определенного вводного фактора, обычно труда.
Предельный (приростной) продукт трудаэто просто изменение общего выпуска продукции при принятии на работу еще одного рабочего. Средний продукт труда —это просто совокупный выпуск продукции, разделенный на общее число основных производственных рабочих. Соотношение между совокупным, средним и предельным продуктом проиллюстрировано в табл.6.2.
Из табл.6.2можно увидеть, что до приема на работу пятого рабочего включительно предельный продукт увеличивается. Когда повышается предельный продукт, говорят, что фирма испытывает увеличивающуюся предельную доходность. При приеме на работу шестого работника ситуация изменяется, поскольку предельный продукт остается неизменным. В таком случае говорят, что фирма испытывает постоянную предельную доходность. С наймом на работу седьмого работника предельный продукт начинает сокращаться. В данном случае говорят, что фирма испытывает убывающую предельную доходность.
Таблица
6.2
Соотношение между совокупным, средним и предельным продуктом
Число рабочихСовокупный продуктСредний продуктПредельный продукт
122,02
252,53
3103,35
4225,512
5428,420
66210,320
77711,015
88610,759
Случаи возрастающей и убывающей доходности представлены на рис.6.4,который выполнен на основе данных табл.6.2. Обратите внимание, что предельный продукт начинает убывать раньше, чем средний. Предельный продукт начинает убывать после приема на работу шестого работника, но средний— только после найма седьмого. Применительно к рис.6.4все время, пока предельный продукт выше, чем средний, последний будет продолжать расти, причем даже тогда, когда первый будет сокращаться. Отсюда следует, что обе кривые пересекаются в своей наивысшей точке, потому что как только предельный продукт становится ниже среднего, тот начинает падать.
Следовательно, мы можем утверждать, что убывающая предельная доходность устанавливается после найма шестого работника, а убывающая средняя доходность устанавливается после найма седьмого.

Идея убывания предельной доходности—это красивая теоретическая концепция, но необходимо также отметить практические ограничения в ее применении. В сложном мире бизнеса сегодня лишь несколько фирм могут позволить себе выпускать один продукт. Следовательно, возможность получить данные о предельных показателях ограничена со стороны как выпуска продукции, так и затратной части. Кроме того, ориентация производства переключается с трудоемкой основы на капиталоемкость.
Что будет, когда уже невозможно удовлетворять спрос на продукт, производя его на существующем в настоящее время-предприятии? Если руководство полагает, что этот спрос продержится достаточно долго, оно может принять решение о строительстве нового предприятия. Следовательно, в долгосрочной перспективе никакой фактор не будет постоянным, поскольку все переменные факторы, вводимые в процесс производства, могут в конце концов измениться. .Закон убывающей доходности ясно сформулирован для фирм, действующих в краткосрочном периоде, в котором хотя бы один производственный фактор остается неизменным.
Интересный вопрос возникает в связи с долгосрочной перспективой, когда все вводные факторы могут быть переменными: что происходит с объемом производимой продукции, если фирма увеличивает все вводные факторы в одинаковой пропорции? Это вплотную подводит нас к понятию зависимости доходности от масштаба, и в частности к понятию "эффект масштаба". Для некоторых фирм увеличение масштаба, т.е. ее размера, приводит к снижению затрат, в то время как для других может оказаться неэффективным и даже бесполезным.
Пример для исследования 6.4
Анализ окружающей среды по предельным показателям
Анализ расходов, связанных с загрязнением,—это область, как бы предназначенная исключительно для анализа по предельным показателям. Во многих случаях предельные затраты и прибыли, связанные с конкретным загрязнителем, сильно варьируются в зависимости от уровня этого загрязнителя, так что расчеты на основе усредненных данных могут приводить к серьезным ошибкам. Простым примером может служить предприятие, сбрасывающее отходы в реку.При низком уровне выпуска продукции река, может быть, и способна смыть вредные вещества без ущерба для себя. Однако на каком-то конкретном уровне выпуска продукции сброс загрязнителя превышает "пропускную" способность реки, и здесь предельный социальный ущерб дополнительной единицы загрязнителя может стать чрезвычайно высоким (и даже значительно более высоким, чем средний ущерб на единицу загрязнителя). При еще более высоких уровнях сброса загрязнителя предельный социальный ущерб может оказаться значительно ниже (и значительно ниже среднего ущерба), поскольку ущерб реке уже был нанесен раньше, и какое-либо дополнительное загрязнение может и не ухудшить ситуацию еще больше.
Эти простые наблюдения за предельными затратами дают нам указание относительно соответствующих ответных действий, которые не были бы столь очевидными при рассмотрении ситуации сточки зрения средних затрат. Политика по охране окружающей среды, вряд ли будет нужна, если она не направлена именно на тот регион, где сброс загрязнителя, отравляяокружающую среду, причиняет высокий социальный ущерб. Отсюда следует, что политика, направленная на снижение самых высоких уровней загрязнения может не быть эффективной, если ее предельные выгоды (снижение социального ущерба от загрязнения) на этих уровнях будут низкими. Можно утверждать наверняка, что эффективной с точки зрения охраны окружающей среды будет политика, которая сосредоточена на снижении уровня загрязнения ниже критической "пропускной способности", при которой достижимое снижение социального ущерба от загрязнения будет наибольшим.
А лучше всего будет, если мы сфокусируем политику на тех регионах, которые имеют наибольшую предельную важность, т.е. где мы получаем наибольшую предельную выгоду от расходов на применение нашей природоохранной политики.
Вопросы:
1.Как анализ по предельным показателям раскрывает то, что мы не могли бы понять при других методах анализа?
2.Что означает выражение "наибольшая предельная важность"?
3.Выделите ряд моментов социального ущерба в случае с загрязнением реки.
ВОЗРАСТАЮЩАЯ ДОХОДНОСТЬ МАСШТАБА И ЭФФЕКТ МАСШТАБА
В долгосрочном плане нет постоянных факторов производства. Все факторы производства переменны, и фирмы поэтому имеют возможность корректировать ввод факторов производства. Когда фирмы изменяют ввод всех факторов производства, мы говорим, что изменился масштаб производства. Больше нет необходимости, как это было в краткосрочном периоде, менять пропорции, в которых сочетаются различные факторы производства.
Когда фирма меняет масштаб производства, это почти всегда приводит к изменению производительности. Когда увеличение ввода всех факторов производства приводит к более чем пропорциональному росту выпуска продукции, считается, что фирма испытывает эффект масштаба, т.е. экономию, обусловленную ростом масштабов производства. Например, если фирма увеличивает расходование труда, капитала и земли на10%,а выпуск продукции при этом повышается более чем на10%,это означает, что она испытывает эффект масштаба. С другой стороны, когда увеличение ввода всех факторов производства приводит к непропорционально низкому росту общего выпуска продукции, говорят, что фирма испытывает отрицательный эффект масштаба. Так, если она увеличивает использование земли, людских ресурсов и капитала на10%и при этом выпуск продукции увеличивается менее чем на10%,считается, что это отрицательный эффект масштаба.
Необходимо уделять большое внимание различию между увеличением производительности, являющейся следствием увеличения использования только переменных факторов производства и увеличением производительности за счет увеличения масштаба производства. Увеличение доходности и снижение доходности относятся к краткосрочным изменениям вводимых ресурсов, т.е. к ситуации, когда фирма имеет хотя бы один неизменный фактор производства. Эффект и отрицательный эффект масштаба относятся к долгосрочным изменениям выпуска продукции, т.е. к изменениям выпуска продукции при отсутствии постоянных факторов производства.
Для простоты эффект масштаба иногда определяют как увеличение масштаба производства, приводящее к снижению средних затрат на производство одной единицы продукции. Таким образом, отрицательный эффект масштаба—это увеличение масштаба производства, приводящее к увеличению средних затрат на производство каждой единицы продукции.
Эффект масштаба бывает как внутренним, так и внешним. Внутренний может быть получен вследствие роста самой фирмы, т.е. это экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности данной фирмы. Внешний является следствием роста размера отрасли промышленности в целом. Это особенно важно, когда отрасль сильно сконцентрирована и находится за пределами прямого контроля со стороны бизнеса.
Внутренний эффект масштаба
Технологическая экономия
Крупные фирмы могут лучше использовать преимущества разделения труда. Например, при низком объеме выпуска продукции может быть нецелесообразным нанимать одного работника исключительно для выполнения одного технологического процесса или даже его части. Однако при увеличении выпуска продукции возможна большая степень специализации работников. Поскольку рабочие специализируются на определенных операциях, их производительность, как правило, увеличивается: "практика оттачивает умение". Адам Смит показал, что булавочная фабрика может произвести гораздо больше шпилек и булавок, если каждый работник сосредоточится на выполнении одной операции (размотка проволоки, обрезка ее или заточка острия булавки), а не будет пытаться производить последовательно все операции. Это та самая специализация, которая называется разделением труда.
Фирма может также улучшить использование оборудования. Например, в мелкой фирме станок может использоваться всего два часа в день, а в крупной—все рабочее время. Это сэкономит "затраты" содержания дорогого оборудования в бездействии. Можно также использовать и более специализированное оборудование, которое производит больше продукции за час работы. Не исключена также организация всего производственного процесса на одной производственной линии (так называемое массовое производство). Это обычно не под силу мелкой фирме с ограниченным объемом производства. Часто утверждают, что возможности специализации ограничиваются только емкостью рынка.
Выгоду крупным фирмам может принести также увеличение объема. Например, если контейнер увеличить вдвое, площадь его поверхности увеличится в4раза, а его объем—в8раз! Таким образом, можно получить экономию, используя более крупные контейнеры, которые будут стоить относительно дешевле в пересчете на единицу объема, чем контейнеры меньшего размера. Большегрузные автомашины (трейлеры), нефтеналивные танкеры, аэробусы и конверторы с кислородным дутьем—это также примеры обеспечения выгод за счет дополнительного объема. Эксплуатационные расходы четырехтонного грузовика более чем вдвое ниже, чем двухтонного грузовика.
Исследования и разработки, доступные в основном крупным фирмам, также могут привести к значительному повышению качества производимой продукции и снижению производственных затрат за счет усовершенствования технологии производства.
Управленческая экономия
Более крупные фирмы могут позволить себе набрать квалифицированный персонал, в том числе специалистов в конкретных областях бизнеса. Мелкие же в основном имеют работников, которых можно назвать "мастер на все руки". Управленческие расходы не обязательно будут расти пропорционально росту размера фирмы. Например, вы можете удвоить размер фирмы без удвоения управленческого аппарата. Это позволит снизить управленческие расходы в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Маркетинговая (торговая) экономия
Маркетинговая экономия может быть рассмотрена применительно к реализации и закупкам. Когда фирма закупает сырье, она может рассчитывать на преференциальное обслуживание в форме скидок, если закупка оптовая. Более крупная компания может обеспечить себе хорошие скидки: если она будет не удовлетворена условиями поставщика, то может обратиться к его конкурентам, и это достаточно мощная финансовая угроза из-за крупного размера заказа. Продавая продукт, компания может определить, кто из ее специалистов по реализации (обычно без дополнительных затрат средств и времени) может получать более крупные заказы.
Административные затраты, затраты на транспорт, рекламу и упаковку также могут быть распространены на крупные заказы. Например, расходы на упаковку единицы продукции скорее всего будут меньше для1000ед. продукции, чем для10.
Финансовая экономия
Большинство фирм для ведения своего бизнеса должны заимствовать средства. Крупные фирмы могут получать банковские займы проще и дешевле, поскольку берут их под более низкий процент. Банк скорее предоставит займ известной фирме, чем какому-нибудь Джо Смиту, который только что открыл дело по мытью окон. Кроме того, крупные фирмы имеют в своем распоряжении больше активов, которые они могут предложить в обеспечение банковских займов.
Экономия, связанная с рисками
Крупные производители могут взять на себя больший риск, чем мелкие, и обеспечить себя бесперебойными поставками сырья из разных источников, т.е. застраховаться от перебоев в поставках сырья. Более крупные фирмы могут также производить широкий набор продукции,например компания Hilisdowii Holdings pieвладеет компаниямиSmedley's Food Ltd, Chivers Hartley LtdиPremier Beverages,а также компаниями по производству мягкой мебели, офисной мебели и жилищному строительству. Ей принадлежат такие известные торговые марки, какTyphoo, Olde EnglishиHaywards Pickels. Если рыночный спрос на один из продуктов компании снизится, то потери могут быть перекрыты прибылями от других видов деятельности.
Внешний эффект масштаба
По мере развития промышленности в любом регионе возникают ситуации, когда определенные виды деятельности успешно выполняются специализированными (вспомогательными) фирмами. Например, в текстильной (шерстяной) промышленности западного Йоркшира (Великобритания) ряд фирм специализируется на производстве оборудования для текстильной промышленности. Аналогичная специализация имеется и в автомобилестроительной промышленности. Так, компанияLucas специализируется на производстве электроламп и электронного автомобильного оборудования для всех автосборочных предприятий Мидленда. Индивидуальные фирмы всегда могут купить у таких предприятий более качественные и дешевые продукты и услуги.
От развития промышленности в данном регионе могут быть также получены другие выгоды, что позволяет индивидуальным фирмам получать следующие преимущества:
>• Лучшая подготовка персонала. Поскольку местные учебные заведения предлагают подготовку по профилю основной хозяйственной деятельности в данном регионе, то в нем формируется рынок квалифицированной рабочей силы по нужной специализации, что явно будет выгодно индивидуальным фирмам.
>• Лучшая транспортная инфраструктура. По мере развития промышленности улучшается и развивается сеть автомобильных и железных дорог.
>• Лучшие коммерческие услуги. Банки и страховые компании становятся более умелыми и накапливают специальные знания о нуждах и потребностях предприятий местной промышленности.
Одинаковые фирмы в регионе потребуют самую новую информацию в таких областях, как данные о поставщиках сырья и государственное законодательство зарубежных стран. Между компаниями может происходить свободный обмен информацией. Фирмы могут также объединяться в группы для совместного финансирования исследований и разработок, если они не в силах позволить себе индивидуальное проведение разработок. Это приводит к значительной экономии средств и времени индивидуальных фирм.
Для размышления (4)
В
настоящее время в Великобритании во многих городах имеется по два, три, четыре и даже больше университетов. Рассмотрите город, в котором есть два университета, предлагающие ряд аналогичных курсов, но по другим предметам совпадения нет. Выделите несколько эффектов масштаба, которые могли бы возникнуть при объединении двух высших учебных заведений. Какие недостатки могут иметь место от подобного слияния?
ПОСТОЯННАЯ И УБЫВАЮЩАЯ ДОХОДНОСТЬ ОТ МАСШТАБА
При постоянной доходности от масштаба доля увеличения всех вводимых в производство ресурсов идентична росту выпуска продукции, т. е. если все вводимые ресурсы увеличены на10%,то последующий выпуск продукции возрастет также на10%.В отношении средних затрат на единицу производимой продукции постоянная доходность означает, что изменение масштаба деятельности фирмы не оказало воздействия на средние затраты производства.
Убывающая доходность от масштаба (отрицательный эффект масштаба) имеет место, когда доля увеличения всех вводимых в производство ресурсов выше, чем последующий рост выпуска продукции, т. е. если все вводимые ресурсы будут увеличены на10%,то последующий выпуск продукции увеличится лишь на5%.Это отражается также в средних затратах на единицу произведенной продукции. Когда увеличение масштаба производства влечет за собой более высокие затраты на единицу продукции, это называется отрицательным эффектом масштаба.
Существует мнение, что в некоторых производственных процессах отрицательный эффект масштаба не проявляется. Однако самый распространенный пример, показывающий, почему отрицательный эффект масштаба иногда все же возникает,—неэффективность бюрократического аппарата. Когда размер увеличивается за пределы критического значения, операциями становится все труднее управлять. Есть риск, что бизнес будет перегружен руководством "сверху", а это может привести к неэффективности. Например, может иметь место увеличение срока, необходимого для процесса принятия решений, поскольку командная цепочка становится слишком длинной и сложной, а элементы процедуры—более формализованными. Руководство компании становится менее отзывчивым на изменения бизнес-среды, в которой действует компания. В последние годы некоторые приватизированные фирмы в Великобритании откликнулись на данную проблему путем ликвидации целых пластов управленцев и уничтожением этой категории рабочих мест из организационной иерархии.
В прошлом утверждалось также, что крупные фирмы чаще сталкиваются с проблемами организованного труда (т.е. с профсоюзами), чем мелкие фирмы. Однако после того как правительство Великобритании провело ряд реформ в области профсоюзного законодательства в 80 гг., эта угроза теперь почти не страшна бизнесу (см. главуII).Конечно, можно сказать, что мелкие фирмы со специализированным персоналом могут подвергаться большему риску в случае неудовлетворенности работников, чем крупные фирмы сегодняшнего дня.
ДОХОДНОСТЬ ОТ МАСШТАБА В РЕАЛЬНОСТИ
В1987г. были проведены исследования, касающиеся эффекта масштаба в Великобритании, США и Германии. Они охватывали различные отрасли обрабатывающей промышленности и обеспечили информацию о минимальном экономически эффективном размере (МЭЭР), градиентах затрат и природе различных типов эффектов масштаба в целом. В табл.6.3приведен список различных отраслей промышленности, ранжированных по значимости эффекта масштаба, наблюдаемого в этой отрасти. МЭЭР относится к уровню выпуска продукции, при котором эффект масштаба истощается, т.е. кривая долгосрочных средних затрат находится на минимальном значении (рис.6.5).Градиент затрат представляет собой увеличение средних затрат в результате того, что производственная единица (или институциональная единица) является только определенным процентом от оптимального размера. Здесь данные относятся к процентному увеличению средних затрат выпуска, где производственная единица является половиной МЭЭР для этой отрасли промышленности.

 
Таблица6.3
Минимальный экономически эффективный размер (МЭЭР), градиенты затрат и прочие эффекты масштаба (ЭМ)

Продолжение табл.6.3

Источник:European Economy, 1988.
Из табл.6.3мы можем видеть рад тенденций и моделей. Эффект масштаба существенно выше в области транспортного оборудования, химической промышленности, оборудования и приборостроения (оборудования для офисов, электрооборудования и т. д.), а также в полиграфической промышленности и печатном деле. В этих отраслях, на которые приходится примерно55%промышленной продукции и65%занятости в промышленности в Европейском союзе, спрос сильно растет и высока техническая вооруженность. Эффект масштаба значительно ниже в пищевой, швейной, кожевенной промышленности, в производстве напитков, табачных изделий и пиломатериалов. Эти отрасли характеризуются относительно вялым спросом и низким уровнем технической составляющей продуктов.
Последний столбец табл.6.3представляет руководство в отношении общего эффекта масштаба, доступного для данной отрасли обрабатывающей промышленности, включая как техническую, так и нетехническую экономию.
Пример для исследования 6.5
Что происходит, когда компании объединяются?
Слияния и поглощения, когда две различные независимые компании сливаются в одну, случаются часто. Они могут привести к образованию очень крупных компаний. Недавний пример—проект слияния французской автомобилестроительной компанииRenaultи шведской автомобилестроительной компанииVolvo,который был отменен буквально в последний момент в декабре1993г. Это объединение, как вы увидите из приведенных ниже данных, могло бы создать шестой по величине в мире автомобилестроительный концерн.

Поэтому очень важно понять мотивы для объединения (амальгамации) и рассмотреть, почему оно может быть очень прибыльным. Один из источников прибыли в этом случае—устранение неэффективности. Часто думают, что крупнейший потенциальный источник неэффективности связан с управлением или, возможно, с неверным управлением активами компании, и если плохое руководство будет заменено другим, т.е. лучшим, прибыли будут выше. Руководство, которое обвиняют в не эффективности, редко соглашается с этим суждением, так что объединение фирм по мотиву, повышение эффективности руководства часто принимают форму поглощений, а не слияний.
Второй источник прибыли, возникающий при объединении компаниями своих производственных возможностей,—эффект масштаба. Считается, что в обрабатывающей промышленности в целом и в автомобилестроении в частности по мере роста объема выпуска продукции сокращаются средние затраты производства (см. ниже).

Источник:Rhys G. Competition in the car industry, Developments in Economics, 9.
Предполагается, что, только когда объем производства составляет 2млн ед., средние затраты производства минимальны (т.е. это минимальный экономически эффективный размер). На этом уровне производства средние затраты примерно на34%меньше, чем у фирмы, производящей только100тыс. автомобилей в год.
Более крупные фирмы имеют естественное преимущество с точки зрения затрат перед мелкими. Этот постулат верен как для автосборочных предприятий, так и для производства комплектующих. Например, еслиVolvoспециализируется на автосборке и по этой причине освобождает часть производственного потенциалаRenaultдля углубления специализации на производстве автомобильных двигателей, то после их слияния могла бы образоваться компания, производственная себестоимость продукции которой была бы ниже, чем у составляющих ее частей.
КомпанияRenaultобъявила, что в случае объединенияRenaultи Volvoобщая сумма экономии вследствие слияния составила бы к2000г. примерно30млрд франц. франков (около4млрд ф. ст. по курсу на тот период). Этого было бы достаточно для удвоения прибылей объединенной компании с сего момента до2000г. Неудивительно, что большинство специалистов, комментировавших это слияние, были настроены несколько скептически.
Источник:Economic Review. 11 March, 1994.
Вопросы:
1.Слияние двух компаний было отменено до того, как оно завершилось. Как вы думаете, почему это могло случиться?
2.Можете ли вы указать какие-либо вероятные отрицательные эффекты масштаба, которые могли бы иметь место, если бы слияние этих двух компаний было бы завершено?
3.В данном материале говорится, что предполагаемая экономия в случае слияния составит баснословную сумму. По какой причине эти прогнозы были столь оптимистичны?
ПРОИЗВОДСТВО С НАИМЕНЬШИМИ ЗАТРАТАМИ
Трудно представить, что продукт можно произвести только одним способом. Кто-то из управляющих производством, поставленных в одинаковую ситуацию, может предложить такие решения относительно производственного процесса, которые будут неприемлемы для других. Кроме того, развитие технологий приводит к созданию новых возможностей в процессе производства огромного разнообразия продуктов, удачным примером чего является автомобилестроение. На первых порах по интенсивности производства это была не слишкомпередовая отрасль, а в настоящее время она становится все больше и больше связанной с робототехникой, что является глобальной тенденцией за последние20лет. Во всей обрабатывающей промышленности также снижается объем трудозатрат. Замена труда рабочих на действие техники (т.е. труда на капитал) имеет место и в сфере обслуживания, примером чего может служить банковское дело. Исследования показали, что большинство клиентов считают более удобным пользоваться различными банковскими автоматами, чем оказаться лицом к лицу с операционистом непосредственно в помещении банка. Сейчас на улицах можно часто видеть длинные очереди к банкоматам, где люди хотят получить наличные деньги, в то время как в помещении банка это можно сделать быстрее и без очереди. Увеличение количества автоматического банковского оборудования привело к значительным увольнениям персонала в банковской сфере, что позволяет банкам снижать затраты путем замещения труда капиталом, что в конечном итоге означает более эффективное распределение затрат производственных факторов.
Для размышления (5)
Тенденция к замещению служащих машинами (автоматами) продолжается и в настоящее время. Каковы ее последствия для молодых людей сегодня и в будущем?
Взаимозаменимость капитала и труда
Два приведенных выше примера по автомобильной промышленности и банковскому делу иллюстрируют нарастающую тенденцию к замене труда рабочих машинами. Это дает фирме многочисленные преимущества: машины более надежны с точки зрения производительности, у них нет никаких профсоюзов и коллективных договоров, абсентеизма, периода подготовки и т.д. Это может привести к существенной экономии затрат. Фирмы обычно нуждаются в комбинации этих двух факторов— людей и оборудования (т.е. и труда, и капитала). Если это сочетание можно оптимизировать, найти наилучшее сочетание, то затраты могут быть минимизированы и прибыль увеличена.
Ниже, в табл.6.4,приведен гипотетический пример, иллюстрирующий эту концепцию. Данные таблицы6.4показывают различные комбинации труда и капитала, необходимых для производства100ед. продукции. Очевидно, что если для процесса, требующего только "скелета" персонала (метод е), нужно большое количество капитала, то при высокой интенсивности человеческого труда необходим гораздо меньший уровень вложения капитала (метод а). Вопрос состоит в том, какая комбинация труда и капитала является наилучшей?
Таблица 6.4
Комбинации труда и капитала для производства 100единиц продукции
МетодЧисло рабочих (Р)Затраты на единицу капитала, тыс. ф. ст.Единицы капитала (К)Затраты на единицу труда, тыс. ф. ст.
а150210
b135215
с120222
d110235
е16250
Изокванты
Данные табл.6.4графически представлены на рис.6.6.Кривая, соединяющая пять отмеченных точек, называется изокванта (от лат. isoпостоянная,quant —количество. Линия изоквантэто линия постоянного количества. Это показ различных комбинаций вводимых ресурсов, позволяющих произвести данное количество продукции технически эффективным способом.

Линия изоквант показывает наиболее эффективный набор производственных возможностей, которыми располагает фирма для производства данного объема продукции. Если выбирается такая комбинация вводимых ресурсов, которая находится ниже этой линии, то выпуск продукции будет ниже, чем требуемые 100ед. Например,20ед. капитала и20ед. труда представляют собой такое сочетание ресурсов, которое не может обеспечить производство 100-ед. продукции. Если выбирается такая комбинация ресурсов, которая лежит выше линии изоквант, то это обеспечит производство100ед. продукции, но не будет таким эффективным сочетанием ресурсов, каким является сочетание, лежащее на изокванте. В сущности это означает, что при такой комбинации ресурсы не будут использованы с полной эффективностью, т.е. машины не будут действовать на полную мощность или работников будет слишком много для обслуживания имеющегося оборудования. Например,50ед. капитала и10ед. труда—комбинация вводных ресурсов, которая является избыточной для производства100ед. продукции. Можно увидеть, что100ед. продукции могут быть получены при использовании 35ед. капитала и10ед. труда, или50ед. капитала и6ед, труда. В каждом случае используется меньшее количество одного фактора и увеличивающееся количество другого фактора.
Изокванты, приведенные здесь, рассчитаны на производство 100ед. продукции, и если фирма желает увеличить или уменьшить объем производства, необходимо вычертить новые линии

изокванты выше или ниже составленной для производства 100ед. продукции. Пример изоквант для других уровней производства приведен на рис. 6.7.
Для производства продукции на более высоком уровне, например150ед., потребуется большее количество, по крайней мере, одного из факторов производства, а возможно, обоих. Это даст на графике линию изоквант выше и правее первоначальной. Для производства меньшего количества продукции, скажем,50ед., технически эффективным способом потребуется меньшее количество, по крайней мере, одного из факторов производства, а возможно, того и другого. Тогда получится изокванта ниже и левее первоначальной.
Изокосты
Другим важным аспектом данной проблемы является определение такой комбинации факторов ввода, которые фирма может закупить исходя из имеющегося бюджета. Один из основных элементов в принятии решений—финансовая ситуация фирмы, оказывающая некоторое влияние на уровень выпуска продукции, который может быть ею достигнут. Если мы опять обратимся к данным табл.6.4,то увидим, что затраты на единицу капитала и труда постоянны при различных комбинациях, в которых они могут использоваться. Если производственный бюджет фирмы составляет 50тыс. ф. ст., то она может позволить себе максимум50работников в любое время, предполагая, что ее инвестиции в капитал равны нулю. Другая экстремальная ситуация состоит в том, чтобы использовать25ед. капитала в процессе производства, причем в этом случае число работников будет равно нулю.
Различные сочетания вводимых ресурсов, которые могут быть приобретены за данные средства, находятся на линии изокост (кост—затраты). Графически изокосты могут быть изображены так же, как и изокванты. На рис.6.8представлена линия изокост для данной фирмы, в основе которой лежит производственный бюджет в размере50тыс. ф. ст., доступный фирме в рамках действующих цен. Обратите внимание, что положение изокосты задано общим размером бюджета, а наклон линии зависит от сравнительных цен вводимых факторов производства.

Как и в случае анализа линии изоквант, если один из параметров изменяется, необходимо строить другую линию изокост. Это показано на рис.6.9,где фирма имеет гарантированные источники финансирования, позволяющие увеличивать финансирование, что, в свою очередь, позволит увеличить производственный бюджет с50тыс. до100тыс. ф. ст.
Другой возможный сценарий, который потребует построения новой изокосты,—изменение цены вводимых факторов относительно друг друга. Предположим, что стоимость каждой единицы капитала, занятого в производственном процессе, увеличилась с2000до4000ф. ст., а размер бюджета фирм остался прежним— 50 000ф. ст. (как и стоимость единицы труда— 1000ф. ст.). Следствием этого будет изменение угла наклона изокосты, что можно заметить на рис.6.10.Теперь на50 000ф. ст., на которые можно было закупить25ед. капитала, если расходовать бюджетные средства только на это, можно закупить лишь12,5ед. Это с очевидностью отразится на соотношении, в котором капитал может быть заменен трудом и наоборот. Мы могли бы ожидать, что рост стоимости капитала относительно труда приведет к желательности повышения трудоинтенсивности производственного процесса фирмы.


Надежность этого типа анализа для принятия стратегических решений состоит в том, что он помогает объяснить (понять) комбинацию вводимых ресурсов, используемую фирмой в производственном процессе. На рис.6.11представлены три изокосты (АВ,CDиEF)и одна изокванта(I1).Изокванта показывает объем выпуска продукции, который фирма намеревается произвести, и различные комбинации труда и капитала, Необходимые для его производства. Каждая изокоста показывает различные комбинации труда и капитала, которые можно закупить на имеющуюся в распоряжении сумму. Чем дальше изокоста находится от первоначальной линии, тем больше размер бюджета, имеющегося в распоряжении фирмы для закупки факторов производства. Тот факт, что все изокосты параллельны, показывает, что относительные цены труда и капитала остаются неизменными.
Линия изоквантI1пересекает две изокосты в трех различных точках—X, YиZ,каждая из которых будет по очереди рассмотрена нами. Точки Х иZможно проанализировать вместе, поскольку обе они лежат на одной и той же изокосте(EF). Они представляют собой приемлемые варианты для фирмы с точки зрения производства продукции на уровнеI1.Однако комбинация вводимых труда и капитала, соответствующая точкам Х иZ,будет более дорогостоящей, чем в точкеY.В точке Yобъем продукции(I1)также может быть произведен вводом в производство сочетания труда(L1)и капитала(K1).Такая комбинация более предпочтительна, чем в точках Х иZ,поскольку это менее дорогостоящий способ получения объема продукции I1.Это связано с тем, что линия изокостCDнаходится ближе к начальной изокосте, чем линияEF.Третья изокоста на графике— АВ—нерелевантна для нашего анализа, поскольку изокванта I1нигде не пересекается с ней. Таким образом, хотя она и предлагает комбинацию факторов производства с более низкой стоимостью, требуемый уровень выпуска продукции(I1)не может быть достигнут. Так что фирма будет действовать с наименьшими затратами, когда изокванта и изокоста касаются друг друга (находятся в тангенциальном положении). Это может быть только одна точка, но с условием, что постоянное соотношение цен на вводимые факторы производства (в данном примере—на капитал и труд) является постоянным.

Наклон изокосты показывает степень взаимозаменимости двух факторов производства. Если цена одного из факторов изменяется, то, как мы уже заметили, наклон линии изокост также изменится (рис.6.10).Очевидно, что это может оказать воздействие на сочетание труда и капитала, используемых фирмой, если изменения стоимости значительны. Рис.6.12иллюстрирует пример подобной ситуации, когда стоимость фактора труда увеличилась, изменив тем самым угол наклона линии изокост. Если тот же самый бюджет будет тратиться только на приобретение фактора труда, тогда сейчас можно будет купить меньше, чем раньше. Линия изокост смещается сCDнаC'D.

ЕслиCDпредставляет собой первоначальную линию изокост,a CD'изокосту, отражающую последующее увеличение стоимости труда, то на рисунке можно заметить, что линия изоквант I1не пересекает новую изокосту. Это показывает, что с бюджетом, который может себе позволить фирма в настоящее время, она не сможет произвести такой же объем продукции, как раньше, т. е. до повышения стоимости труда. Фирма должна либо меньше производить, либо увеличить бюджет. Если размер бюджета является постоянной величиной, фирма сталкивается с необходимостью проведения первоначальной стратегии. Таким образом, с использованием новых значенийL2и К2была построена новая изоквантаI2,которая проходит по касательной к новой изокостеC'Dв точкеY.Это показывает замену труда (сейчас дороже) капиталом (сейчас дешевле) в производственном процессе.
Для размышления (6)
Проведенный анализ, а также повседневная действительность указывают на желательность преимущественного использования машин, а не труда. Можете ли вы привести некоторые преимущества использования в производственном процессе труда человека по сравнению с применением техники? В каких обстоятельствах на рис.
6.12можно ожидать замену труда капиталом при условии неизменности бюджета фирмы?
ВЫВОДЫ
Анализ затрат является основополагающим в процессе принятия решений. Управляющие (руководители) должны представлять себе, что затраты состоят из постоянной и переменной составляющей, а также то, какую продолжительность для фирмы составят краткосрочный и долгосрочный период времени. Будет также полезно, если руководитель поймет различие между анализом по средним и по предельным показателям. Это поможет ему четко представлять себе, что означают рассматриваемые показатели, на основе которых он принимает решения.
Отрасль промышленности, где действует фирма, а также технологический уровень, принятый в этой отрасли, без сомнения, оказывают влияние на сочетание капитала и труда, которые используются в производственном процессе. Однако соотношение цен на труд и капитал, а также размер бюджета, который выделяется на закупку этих вводимых факторов производства, также имеют значение. Соотношение капитал/труд является обычно постоянным для фирм, действующих в рамках одной отрасли, особенно там, где выше уровень конкуренции, т.е. где все фирмы вынуждены действовать с минимальными затратами для поддержания высокого уровня прибыли.