Глава 3. Управление финансами
1. Современная система управления финансами
Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.
Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.
Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:
распад Советского Союза и приобретение бывшими союзными республиками суверенитета и атрибутов международного права поставили управление российской финансовой системой в кардинально новые условия - осложнились, а в большей части были разорваны связи между республиками, входившими в бывший Советский Союз, в том числе и с теми, с которыми российская экономика имела важные производственно-экономические и финансовые отношения;
прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, получившая относительно автономное функционирование. Был создан Центральный банк Российской Федерации, получили развитие коммерческие банки и другие финансовые организации. Бюджетная система была перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы, в том числе и для перемещения финансовых ресурсов между государствами, ранее входившими в Советский Союз;
вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности — государственной и колхозно-кооперативной - в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;
сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику в управлении финансами. Поэтому перед государством встала чрезвычайно важная проблема в управлении финансами - это учет финансовой и экономической деятельности субъектов хозяйствования, по своему статусу относящихся к различным сферам экономической деятельности. В связи с этим возникла необходимость учета особенностей управления финансами в следующих сферах экономической деятельности: а) регламентирование и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций (иначе говоря, предприятий реального сектора экономики, производящих материальные ценности и услуги); б) контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций; в) управление финансами органов государственной и муниципальной власти; г) контроль за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, обслуживающих население; д) регулирование финансов домашних хозяйств, в конечном счете определяющих благосостояние населения;
переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий России и регионов, так же как и для большинства союзных республик бывшего СССР, оказался неожиданным. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования. Финансовые показатели, формирование финансовых ресурсов и их расходование стали зависимы от весьма неустойчивых рыночных цен. Эта зависимость от рыночных цен относится как к федеральным, так и к региональным органам власти и отдельным предприятиям;
существенно расширились права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов практически у всех субъектов финансовой системы;
в регионах начала складываться инфраструктура финансовых институтов рынка, в основном вписывающаяся в финансово-рыночную систему России, но эти институты подчас не соблюдают нормы законодательно-правового регулирования.
Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В то же время эта роль государства в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной.
Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.
Кроме того, практически в роли достаточно сильной лоббирующей власти выступают средства массовой информации (СМИ), которые непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики и, конечно, в осуществлении финансирования, но своим воздействием через средства печати, радио и телевидение иногда весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решении в различных органах власти.
Таким образом, в современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными образованиями.
Таким образом, развитие рыночной экономики в решающей мере зависит от функционирования финансовой системы, ее воздействие на реальную экономику определяется прежде всего эффективностью государственного регулирования финансов.
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы.
А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):
выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание Президента РФ, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку Правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того. Правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;
законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финансовой, политики (ст. 7, 39, 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. "ж" ст. 71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. "з" ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. "и" ст. 72). Основы денежной политики и независимость в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления Президента, Федерального Собрания и Правительства. В частности. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. "б" ст. 114).
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: права граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционировании и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду - лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании и др.).
Налоговый кодекс РФ (первая часть введена в действие с 1 января 1999 г.) определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1999 г.). Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимаются законы или постановления о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджетной классификации.
Однако для управления бюджетным и налоговым процессом одной даже развернутой законодательной и нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо реальное проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, обеспечение расходования бюджетных средств с наибольшей социальной и экономической отдачей, создание в этой сфере жесткого контроля.
Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и в отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.
Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайно важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.
Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:
1) формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
2) регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;
3) формирование, содействие и защита договорно-контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;
4) использование государственного предпринимательства для воздействия на конъюнктуру товарного и финансового рынка, поддержание уровня и соотношения цен с целью стабильной деятельности и структурной перестройки экономики, формирование эффективных спроса и предложения;
5) регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики;
6) развитие или содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня.
В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
 
 
1) регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента (наркотики, алкоголь и др.), установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;
2) управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью;
3) финансовое дотирование отдельных предприятий и субсидирование производства и реализации, в том числе субсидирование спроса на конкретные, отдельные виды товаров и услуг;
4) применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);
5) целенаправленная социальная финансовая защита малообеспеченных слоев населения и проведение системы мер социальных гарантий;
6) проведение экологически направленной финансовой политики в части использования природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;
7) установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;
8) применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины.
Г. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:
1) долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны, которое имеет главным образом концептуальное значение и разрабатывается целесообразно по укрупненным показателям и в вариантных разрезах;
2) разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочный - от 3 до 5 лет) период и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении;
3) прогнозирование мирового политического, социального, экономического развития, изменение мирохозяйственных приоритетов и связей и на этой основе разработка концепции развития финансовых отношений и возможных сценариев формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом взаимодействия с мировым рынком и конкретными зарубежными странами;
4) среднесрочное и краткосрочное прогнозирование экономического и социального развития страны и регионов и их финансового обеспечения;
5) разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению.
2. Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования
Для управления финансовой системой необходим мониторинг (систематическое наблюдение и анализ) основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, регионов и, конечно, важнейших финансовых индикаторов (показателей), имеющих непосредственное значение в системе макроэкономического регулирования экономики и финансовой системы. На основе анализа и прогноза макроэкономических показателей и финансовых индикаторов должна быть получена достаточно полная и объективная характеристика финансового состояния экономики страны и ее регионов,выявлены реальные возможности финансовой стабилизации, создания условий для экономического роста и финансово-экономических предпосылок формирования и расширения налоговой базы.
Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития и финансовые индикаторы разрабатываются в составе Прогноза социально-экономического развития и в расчетах по обоснованию бюджета на соответствующий период. Обычно эти документы содержат следующие основные показатели:
валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в стране и ее регионах за предшествующий период; возможный его рост в прогнозируемый период. Этот показатель имеет чрезвычайно важное значение для управления финансами, поскольку является обобщающим экономическим показателем, выражает совокупную стоимость конечных товаров (продуктов, работ и услуг), созданных в стране, и служит экономической базой для формирования финансовых ресурсов. Использование ВВП характеризует эффективность распределения и использования финансовых ресурсов;
объем продукции промышленности - имеет важное значение для обоснования финансовых показателей и прежде всего формирования доходов бюджета, поскольку за счет промышленности поступает около 2/3 их общей суммы;
объем и динамика розничного товарооборота и услуг для населения - показывают возможности в проектируемом периоде сбалансирования покупательского спроса и предложения товаров и услуг для населения;
денежная масса, обслуживающая обращение товаров во всех их формах (продуктов, работ, услуг). Она представлена в макроэкономических индикаторах конкретными агрегатами денежной массы: МО, Ml, M2,МЗ и ML,которые охватывают различные масштабы денежной массы в зависимости от выполняемых ими функций. Обычно считается, что агрегат M2 обладает наиболее обобщающей характеристикой состояния денежного обращения;
степень сбалансированности товарной массы (продуктов, услуг, работ) с денежной массой - проявляется в показателях индексов цен, которые рассчитываются в рыночной экономике в виде ряда показателей, к важнейшим из которых относятся: индекс цен на потребительские товары и услуги (рассчитывается за период, например для года:
как отношение уровня цен декабря предыдущего года к декабрю предстоящего года);
индексы цен (дефляторы, применяемые для пересчета объемных и динамических показателей с учетом фактора инфляции);
объем инвестиций в основной капитал, необходимый для обоснования сумм финансирования инвестиционной активности, а также источников финансирования намечаемых инвестиционных программ.
Для более детальных расчетов применяются и другие социально-экономические и финансовые индикаторы. Например, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 г. представлены следующие макроэкономические индикаторы (табл. 3.1).
 
 
Таблица 3.1
Основные макроэкономические индикаторы

ИндикаторыЕдиница измерения1997 г. (отчет)1998 г. (оценка)1999 г. (прогноз)
Целевой вариантII вариантIII
вариант
Валовой внутренний продукт% к предыдущему году100,894,5-959794-9591
Продукция промышленностиТо же10294979589
Розничный товарооборот“ “102,398-99969489
Инвестиции в основной капитал“ “95889591-9585-90
Экспорт товаров, всегомлрд. долл.88,37476,574,674
Темп роста% к предыдущему году99,684103101100
Импорт товаров, всегомлрд. долл.73,559,15552,652
Темп роста% к предыдущему году106,780938988
Сальдо торгового балансамлрд. долл.14,814,921,52222
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю)% к предыдущему году111180-184130150-160230
В среднем за месяц%0,94,8-52,23,4-47,2
Реальные располагаемые доходы% к предыдущему году103,484,492,58985
 
В то же время для текущего управления финансами используется ряд оперативных финансовых индикаторов, наблюдение за которыми позволяет более или менее своевременно обнаруживать отклонения в финансовой сфере, реагировать и вырабатывать конкретные меры по устранению негативных явлении и принимать соответствующие решения. Некоторые из таких индикаторов приведены для 1996-1997 гг. с шагом в месяц в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Некоторые финансовые индикаторы макроэкономического развития российской экономики в 1996-1997 гг.
(млрд. руб.)
ДатаВВПДенежная массаКредиторская задолженностьКредиторская задолженность в бюджетДебиторская задолженность покупателейКоличество убыточных предприятий,
%
1996 г.: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
январь157220,8521,366,6146,925,4
февраль152227,8547,267,6162,928,3
март156234,8616,266,6178,934,6
апрель163241,8658,970,8194,936,3
май171250,2691,876,4208,936,1
июнь178258,5749,386,4222,838,7
июль186266,9782,990,1236,839,4
август198269,980296,5248,439,6
сентябрь209273857,697,9259,941,2
октябрь219276888,5107,2271,442
ноябрь226282,4918,2102,6279,742,1
декабрь240288,8941,2106,228842,7
1997 г.: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
январь202295,2958,9117,4296,336,3
февраль199301,81010,6126,4316,739,6
март204308,41074,5132,1337,145,2
апрель2053151112,1138,5357,546
май207331,31119,6140,6361,745,7
июнь215347,51174,4144,336647
июль222363,81193150,5370,247,2
 
Кроме того, для финансового мониторинга важное значение имеют следующие показатели:
добавленная стоимость товаров (продуктов, работ и услуг), произведенных в стране и ее регионах, в совокупности и в отраслевом разрезе;
балансовая прибыль в целом по экономике, а также в разрезе отраслей хозяйства и регионов;
сумма налога на добавленную стоимость;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль;
рентабельность продукции (работ, услуг), исчисленная в виде отношения прибыли к издержкам;
рентабельность активов хозяйствующих субъектов, исчисленная в виде отношения прибыли к активам (основному и оборотному капиталу);
основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, облагаемые налогом на имущество;
совокупный доход, полученный физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме.
Другие показатели, которые необходимы для исчисления и наблюдения за поступлением налогов (земельного налога, арендной платы за землю, платы за воду, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и прочих), также имеют значение, но они большей частью имеют узкое целенаправленное применение. Ввиду большого количества таких показателей учет их даже в АСУ может быть осуществлен в процессе решения конкретных задач.
В целях управления финансовыми ресурсами, их распределением и использованием в Российской Федерации, раскрытия доходов и расходов по укрупненным статьям Министерство финансов и Министерство экономики РФ совместно с другими ведомствами разрабатывают сводный финансовый баланс. Примерная форма сводного финансового баланса, разрабатываемого по территории России, представлена в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации
(млрд. руб.)
Показатели1997 г.1998 г. (прогноз)
Доходы 
 
 
 
Прибыль230,0200,0
Амортизационные отчисления425,0620,0
Налог на добавленную стоимость152,3185,0
Акцизы73,481,3
Подоходный налог с физических лиц67,071,0
Налоги на имущество40,946,8
Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности33,035,0
Налог с розничных продаж-23,3
Средства внебюджетных фондов232,2233,0
Средства бюджетных целевых фондов57,534,5
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы4,26,5
Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества27,119,8
 
 
Показатели1997 г.1998 г. (прогноз)
Прочие доходы145,0127,8
Итого доходов1487,61684,0
Расходы 
 
 
 
Расходы предприятии за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, а также за счет амортизации599,0760,0
Затраты на государственные инвестиции (кроме военного строительства)38,941,2
Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы4,26,5
Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)470,5479,8
Государственные дотации27,827,0
Расходы на науку за счет бюджета13,613,9
Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов57,534,5
Расходы на оборону69,381,8
Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)48,858,5
Расходы на содержание государственной власти (без капитальных вложений)21,623,2
Расходы по внешнеэкономической деятельности10,921,1
Расходы на образование резервных фондов4,04,0
Прочие расходы287,5294,8
Итого расходов1653,61846,3
Превышение расходов над доходами (дефицит)166,0162,3
Превышение расходов над доходами по бюджетам территорий30,030,3
Превышение расходов над доходами федерального бюджета136,0132,0
Справочно: объем ВВП25502750
 
 
 
Основная часть (до 60%) финансовых ресурсов в стране образуется за счет прибылен предприятии и организации, амортизационных отчислений и налога на добавленную стоимость. Однако за последние годы наблюдается резкое снижение удельного веса этих статей в доходах, что явилось результатом, с одной стороны, перестройки финансовых отношений, а с другой, существенного ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Особенно неблагоприятно экономическая ситуация отражалась на динамике прибыли. При этом сказывалось влияние снижения среднего уровня рентабельности во многих отраслях и роста удельного веса убыточных предприятий. Удельный вес амортизационных отчислений в составе общей суммы перечисленных доходов составляет более половины и имеет тенденцию к повышению.
Другая значительная статья финансового баланса - это средства внебюджетных фондов. Средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования. Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда занятости (с учетом 1% НДС) составляют примерно 14-16% общей суммы финансовых ресурсов, отражаемых в сводном балансе. Государственные налоги с населения в финансовых ресурсах России составляют относительно незначительную величину - менее 10%.
Удельный вес других статей, образующих финансовые ресурсы, незначителен, хотя экономическая роль многих из них по должному воздействию на хозяйство весьма существенна. В частности, это относится к платежам за природные ресурсы, значение которых для регулирования отношений хозяйства с окружающей средой трудно переоценить. Однако в нынешних условиях их значимость сведена на нет. Мизерны доходы от приватизации, то же можно сказать о долгосрочных кредитах на финансирование капитальных вложений.
В расходной части финансового баланса в дореформенные годы наиболее крупной была статья "Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов и за счет самоорганизации". На нее приходилось примерно 2/3 используемых финансовых средств. Между тем в последующие годы наблюдалось существенное сокращение этой статьи расходов. Обращает также на себя внимание тот факт, что затраты на государственные инвестиции (без военного строительства) занимают небольшой удельный вес - всего 2-3%. Относительно невелики бюджетные расходы на науку - менее 1% общей суммы финансовых расходов, отражаемых в балансе.
Следующим крупным и постоянно возрастающим направлением использования финансовых ресурсов являются расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов, удельный вес которых в целом достигает 22-25%.
За период политических и экономических реформ в России резко возросли расходы на содержание органов государственной власти и управления.
Методы анализа финансовых результатов имеют большое значение для изучения динамики финансовых показателей, недочетов в той или иной области финансовой сферы или конкретного предприятия. База данных должна обеспечивать применение широкого спектра методов анализа финансовых результатов, имея в виду использование на первых этапах разработки АСУ достаточно простых, традиционных методов с последующим переходом к более сложным, внедрением современных методов анализа и прогнозирования.
1. Элементарные сравнительные методы анализа:
сопоставление показателей за анализируемый период (дату) с предшествующим периодом (датой) в абсолютном и процентном выражениях;
вычисление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) по основным показателям финансовых результатов деятельности за отчетный или планируемый период;
сопоставление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) за анализируемый период (дату) и за предыдущий период (дату) или в сравнении с предшествующим годом (датой).
2. Специальные методы анализа финансовых результатов:
анализ основных показателей (сводная таблица) эффективности результатов финансовой деятельности, включая показатели формирования доходной базы бюджета субъекта: динамика, вычисление коэффициентов эластичности, структуры;
проведение комплексной оценки формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и направлений их использования, включая поступления в доход городского бюджета: динамика и их структура;
анализ факторов формирования прибыли классификационных групп хозяйствующих субъектов: влияние изменения цен, объема реализации, цен на потребленные материальные и трудовые ресурсы, транспортных затрат;
проведение анализа изменения количества убыточных предприятий, их удельного веса в общем количестве и объеме реализации, финансового состояния убыточных предприятий, факторов, обусловивших убыточность;
анализ сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, их динамики и структурных факторов поступления;
анализ состояния платежеспособности хозяйствующих субъектов по классификационным группам: расчет коэффициентов ликвидности, изменение кредиторской и дебиторской задолженности.
3. Сущность, виды, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную (как правило, финансовую) поддержку, предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности в реальной экономике. Государственные естественные монополисты также заинтересованы в осуществлении действенного финансового контроля, поскольку испытывают большие трудности ввиду неплатежей потребителей за поставляемую ими продукцию или услуги.
Сущность финансового контроля в конечном счете сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.
Финансовый контроль в современной экономике Российской Федерации имеет следующие виды:
контроль за хозяйствующими субъектами со стороны государственной налоговой инспекции;
принятие превентивных мер по выявлению финансовых, налоговых нарушений государственной налоговой полицией;
государственный контроль за правильностью использования бюджетных средств в соответствии с принятым законом Российской Федерации или субъекта Федерации, а также постановлением представительного органа местного управления;
контроль Центрального банка России за деятельностью коммерческих банков;
контроль коммерческих банков за деятельностью предприятий, счета которых находятся в банке, а также контроль за возвращением полученных ими кредитов и правильным их использованием в соответствии с договором.
Финансовый контроль имеет различные формы:
внутрифирменный финансовый контроль, который выполняется финансовыми службами соответственно головных и дочерних предприятий. В акционерных обществах, кооперативных и общественных организациях он осуществляется ревизионными комиссиями;
независимый финансовый контроль (внешний аудит), который выполняется специальными уполномоченными на это аудиторскими фирмами согласно заключенному договору за определенное вознаграждение. За различными аудиторскими фирмами в результате их деятельности установился определенный рейтинг. Чем он выше, тем авторитетнее аудиторская фирма, тем большим доверием пользуются результаты ее проверок. Заключение аудиторской фирмы включает финансовую отчетность, оценку достоверности информации, характеристику результатов финансово-хозяйственной деятельности и публикуется в открытой печати;
государственный финансовый контроль, который осуществляется уполномоченными на то государственными органами.
Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций.
Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального Собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, Контрольно-ревизионным управлением (КРУ) и Главным управлением казначейства Минфина РФ, Государственным таможенным комитетом, Госналогслужбой, Федеральной службой налоговой полиции. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ.
Ведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.
Государственный финансовый контроль осуществляется различными методами - от получения необходимой отчетности до проверки на месте и проведения ревизии. Наиболее распространенными формами государственного финансового контроля являются проверки и ревизии.
Проверка проводится по отдельным направлениям, сферам или проблемам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за какой-то отчетный период (например, целевое использование выделенных средств).
Ревизия - это весьма ответственная и сложная форма финансового контроля. Она, как правило, охватывает комплексное исследование всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ревизия требует специальной подготовки и осуществляется по определенной программе, в которой указываются: цель, объект ревизии, перечень основных вопросов. Она завершается составлением акта документальной проверки предприятия. В нем отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предлагаются санкции за нарушение законодательства, финансовой дисциплины, намечаются меры по их предотвращению в будущем, а также излагаются предложения по повышению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На основе акта проверки руководство в пределах своих полномочий принимает необходимые решения.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляет собой современная система управления финансами?
2. Какие направления и формы регулирования финансов применяются государством?
3. Какие индикаторы используются в макроэкономическом регулировании финансов?
4. Что такое сводный финансовый баланс и для чего он разрабатывается?
5. Что такое система финансового контроля?
6. Какова роль государственного финансового контроля?
Рекомендуемая литература
1. Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с англ. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АОЗТ "Интерэксперт" - ИНФРА-М, 1995.
3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.