Глава 4. Финансовый менеджмент
1. Сущность финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми ресурсами, сочетающими в себе финансовую политику, методы, инструменты, а также людей, принимающих управленческие решения и претворяющих эти решения на практике с целью достижения поставленных целей обеспечения финансовой стабильности и роста. Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка. Основой финансового менеджмента служит финансовая политика, базирующаяся на анализе факторов эффективного использования финансовых ресурсов в краткосрочной и долгосрочной перспективе и определяющая направления деятельности финансовых служб.
Целями эффективного финансового менеджмента являются: максимизация полезного экономического результата деятельности компании, повышение ее экономического потенциала, максимизация прибыли при минимизации расходов, обеспечение конкурентоспособности на рынке, наилучшее использование имеющихся источников финансирования и привлечения новых для достижения поставленных задач, оптимизация структуры активов компании, обеспечение финансовой стабильности компании в обозримом будущем.
Для деятельности современного предприятия необходимо множество разнообразных реальных активов. Некоторые из них (например, машины, здания цехов и офисы) являются материальными; другие (технологии, торговые марки и патенты) - нематериальными. К сожалению, за все это нужно платить. Чтобы получить деньги, компании продают "клочки бумаги", называемые финансовыми активами, большинство из которых имеют статус ценных бумаг. Эти "клочки" обладают стоимостью, поскольку дают право претендовать на реальные активы предприятия. К финансовым активам относятся не только акции или паи в уставном капитале, но и облигации, кредиты банков, арендные обязательства и т.п.
Перед менеджером, ответственным за планирование и проведение операций с финансовыми активами, стоят две основные проблемы. Первая проблема: сколько средств должно инвестировать предприятие и в какие виды активов? Вторая: как получить необходимые для инвестирования денежные средства? Иными словами, финансовый менеджер действует как посредник между предприятием и рынками капиталов. Роль финансового менеджера показана на рис. 4.1, где схематически изображены потоки денежных средств от инвесторов к фирме и обратно к инвесторам. Поток возникает, когда фирма выпускает ценные бумаги с целью привлечения денежных средств. Деньги идут на покупку реальных активов, используемых в деятельности фирмы. Позже если фирма действует удачно, реальные активы дают больший приток денежных средств, чем требуется для покрытия первоначальных инвестиций. И наконец, денежные средства либо реинвестируются, либо возвращаются к инвесторам, которые приобрели ценные бумаги предприятия. Безусловно, выбор между реинвестированием и возвратом денежных средств не произволен. Например, если банк предоставляет фирме денежный кредит на первоначальной стадии, то эти деньги должны быть возвращены банку на завершающей стадии.

 

1 - поступление денежных средств в результате реализации финансовых активов внешним инвесторам; 2 - приобретение реальных активов; 3 - приток денежных средств в результате функционирования реальных активов; 4 - реинвестирование денежных средств; 5 - возврат денежных средств внешним инвесторам
Рис. 4.1. Потоки денежных средств между рынками капиталов и фирмой
Критерием успеха управления финансами предприятия является увеличение его стоимости, или, иначе говоря, рыночной капитализации. Любое решение, которое увеличивает стоимость доли собственников в уставном капитале предприятия, делает их богаче. Иными словами, хорошим является такое инвестиционное решение, в результате которого приобретаются реальные активы, стоимость которых выше связанных с ними затрат, - активов, увеличивающих стоимость предприятия. Это простое утверждение почти не имеет практической пользы. Оно подобно советуинвестору на фондовом рынке "покупать дешевле, а продавать дороже". Проблема же заключается в том, как это сделать.
Решения об источниках финансирования деятельности предприятия всегда в какой-то мере отражают теорию о рынках капиталов. Например, фирма решает финансировать программу крупного расширения с помощью выпуска облигаций. Финансовый менеджер должен рассмотреть условия выпуска и удостовериться, что на облигации установлена обоснованная цена. Это требует знания теории формирования цены облигации. Кроме того, финансовый менеджер должен ответить на вопрос, станут акционеры богаче или беднее, если между ними и реальными активами фирмы "вклинятся" дополнительные долговые обязательства. Понять, как работают рынки капиталов, значит понять, как оцениваются финансовые активы. В этом направлении за последние 20-30 лет был достигнут значительный прогресс. Были разработаны новые теории, объясняющие принципы определения цены на основные ценные бумаги - акции и облигации, а также на множество производных ценных бумаг, появившихся относительно недавно, - опционы, фьючерсы, форварды и т.п.
Финансовый менеджер не может не принимать во внимание факторы времени и неопределенности. Фирмам часто предоставляется возможность инвестировать средства в активы, которые не способны быстро окупиться, что подвергает значительному риску и фирму и ее акционеров. Для осуществления намеченных инвестиций может потребоваться привлечение займов, полное погашение которых иногда растягивается на многие годы. При этом руководству фирмы необходимо решить, стоит ли использовать подобные возможности и насколько безопасно бремя дополнительного долга.
В принятии финансовых решении участвует достаточно большое число людей практически на всех уровнях управления предприятием. Наиболее важные финансовые решения принимаются только с участием высшего руководства предприятия. Но и инженер, проектирующий новую продукцию, и менеджер по маркетингу, планирующий крупную рекламную кампанию, также в какой-то мере предопределяют будущие финансовые решения. Несмотря на это, на любом предприятии должны быть менеджеры, которые специализируются только на финансах. Главные фигуры среди них - это финансовый директор и главный бухгалтер. Однако если на российских предприятиях должность главного бухгалтера традиционна, тообязанности финансового директора представляются весьма расплывчато.
Финансовый директор несет самую непосредственную ответственность за привлечение финансовых средств, за управление счетом денежных средств предприятия и за связи с банками и другими финансовыми организациями; он также следит за тем, чтобы фирма выполняла свои обязательства перед инвесторами, владеющими ее ценными бумагами. Однако главной обязанностью финансового директора является бюджетирование. Типичные обязанности финансового директора и главного бухгалтера перечислены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Некоторые типичные обязанности финансового директора и главного бухгалтера

Финансовый директорГлавный бухгалтер
Бюджетирование
Связи с банками
Управление счетом денежных средств
Привлечение источников финансирования
Кредитная политика
Выплата дивидендов
Страхование
Налоговое планирование
Бухгалтерский учет
Подготовка финансовых отчетов
Внутренний аудит
Выплата заработной платы
Хранение отчетов
Составление смет
Уплата налогов

Непосредственное отношение к управлению финансами имеет и главный бухгалтер. Его типичные обязанности заключаются в следующем: организация бухгалтерского учета, подготовка финансовых отчетов, осуществление внутреннего аудита, начисление и выплата заработной платы сотрудникам предприятия, хранение отчетов, составление смет, начисление и своевременная уплата налогов.
Под руководством финансового директора и главного бухгалтера могут находиться много служащих, число которых зависит прежде всего от размера предприятия. Как правило, в крупных компаниях главный бухгалтер находится в подчинении у финансового директора.
К сожалению, мы не имеем возможности подробно рассмотреть все перечисленные составляющие финансового управления, входящие в компетенцию финансовых менеджеров, поэтому остановимся лишь на анализе процесса принятия наиболее важных решений по управлению дебиторской задолженностью, свободными денежными средствами и кредиторской задолженностью предприятия, инвестированию, а также рассмотрим наиболее важные коэффициенты определения деятельности предприятия.

 
2. Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность
возникает, когда предприятие реализует свою продукцию в кредит или авансирует поставщиков ресурсов. Особенно актуальна организация грамотного управления дебиторской задолженностью в современной России, где суммы взаимных неплатежей предприятий достигли поистине астрономических размеров. Управление дебиторской задолженностью складывается из пяти последовательных этапов.
Первый этап - создание нормальных условий продаж своей продукции и закупок продукции поставщиков. Необходимо решить, каковы будут продолжительность периода оплаты за отгруженную продукцию и величина наценки за фактическое кредитование покупателя. В развитых странах в большинстве отраслей эти условия стандартизированы, в России же этот процесс находится пока в зачаточном состоянии.
Второй этап - оценка кредитоспособности каждого покупателя. Существует множество различных источников информации о покупателе - собственный опыт работы продавца, опыт других заимодавцев, оценка кредитного агентства, проверка в банке покупателя, рыночная цена на ценные бумаги покупателя, анализ его финансовой отчетности. Предприятия, имеющие дело с большими объемами кредитной информации, обычно сводят различные источники воедино, пользуясь для этого формальными системами кредитной оценки, которые позволяют отделить пограничные случаи от очевидных. Наиболее часто используемые в финансовом менеджменте показатели мы рассмотрим ниже.
Третий этап управления дебиторской задолженностью - определение формы договора с покупателем. Наиболее рискованная форма продаж - так называемые продажи по открытому счету, когда письменный договор между поставщиком и покупателем не составляется, а единственным свидетельством того, что покупательдолжен продавцу деньги, является запись в бухгалтерских книгах продавца и счет с накладной, подписанные покупателем. Однако в условиях, когда нормы контрактной этики не стали императивом хозяйственной жизни, необходимо составлять более детальные и формализованные договоры. В развитых странах, а также в международной торговле в качестве инструментов управления дебиторской задолженностью используются коммерческий вексель, акцептованный торговый вексель и аккредитив.
Коммерческий вексель обращается следующим образом. Продавец составляет вексель, обязующий покупателя оплатить товар, и посылает его в банк покупателя вместе с документами об отгрузке. Если требуется немедленный платеж, то такой вексель определяется как предъявительский переводной вексель, оплачиваемый немедленно по предъявлении. В противном случае он определяется как срочный переводной вексель, оплачиваемый через определенное время. В зависимости от того, является ли вексель предъявительским или срочным, покупатель либо платит, либо признает задолженность, добавляя слово "акцептовано" ("принято") и свою подпись. Банк затем передает отгрузочные документы покупателю, а деньги или акцептованный торговый вексель -продавцу. Последний может держать акцептованный торговый вексель до даты погашения или использовать его в качестве обеспечения займа.
Экспортер, которому необходима более высокая степень уверенности в платежеспособности покупателя, может попросить покупателя или его банк оформить безотзывной аккредитив. В этом случае банк посылает экспортеру уведомление о том, что в его пользу открыт кредит в банке экспортера. Затем экспортер составляет переводной вексель на банк покупателя и предоставляет его в свой банк вместе с аккредитивом и отгрузочными документами. Банк экспортера организует акцептование векселя или выплату денег и пересылает документы в банк покупателя.
На четвертом этапе, после того, как произведена оценка кредитоспособности покупателя и определена форма договора с ним, необходимо установить его "чувствительные" лимиты кредита. При том следует помнить, что работа менеджера по управлению дебиторской задолженностью состоит не в том, чтобы минимизировать количество сомнительных долгов, а в том, чтобы максимизировать прибыль. Это означает, что менеджер должен увеличивать лимиты кредита покупателя до тех пор, пока вероятность оплаты, умноженная на ожидаемую прибыль, превысит вероятность неоплаты, умноженную на себестоимость товаров. Поэтому часто имеет смысл принять "пограничного" подателя заявки на кредит, если есть вероятность, что он может стать постоянным и надежным покупателем.
И наконец, на последнем, пятом этапе управления дебиторской задолженностью необходимо собрать деньги с дебиторов. Эта операция требует такта и умения. Необходимо проявлять твердость с неплательщиками, но не нужно обижать добросовестного покупателя, посылая ему требовательные письма только потому, что оплата задержалась по вине его банка. Выделять "опасные" счета легче, если вести аккуратные записи, группирующие дебиторскую задолженность в зависимости от просроченных дней оплаты.
Все эти пять шагов взаимосвязаны. Например, можно допустить более либеральные условия продажи, если очень осторожно выбирать того, кому предоставляется кредит. Можно иметь дело с высокорисковыми покупателями, если проявлять высокую активность в преследовании любых покупателей, задерживающих кредит.
3. Управление временно свободными денежными средствами
На крупных предприятиях с большим оборотом не менее важное значение имеет управление временно свободными денежными средствами. Денежные средства ликвидны, но не приносят процентов. Ценные бумаги приносят проценты, но их нельзя непосредственно использовать в качестве средства платежа. Финансовый менеджер должен стремиться к тому, чтобы количество денежных средств, находящихся в его распоряжении, не превышало оптимального значения, когда предельные затраты на ликвидность равны процентам, которые можно получить по ценным бумагам.
У нормально функционирующего предприятия временно свободные деньги могут появиться по нескольким причинам. Во-первых, заработная плата работникам предприятия выплачивается не ежедневно, а два или один раз в месяц, следовательно, у предприятия всегда будет оставаться определенный остаток средств на заработную плату. Можно ли вложить эти средства в производство? Нет, так как рано или поздно, но зарплату придется выплатить. Во-вторых, на предприятии накапливаются средства амортизационного фонда. Можно ли их вкладывать в производство? Можно, но лишь частично, если норма выбытия машин и оборудования меньше нормы амортизационных отчислений. В противном случае, когда они станут негодными к потреблению, у предприятия не будет средств для их замены.

 
Денежные средства - это лишь один из видов "сырья", которое необходимо предприятию для ведения бизнеса. Однако держать капитал связанным тогда, когда он мог бы приносить проценты, обходится дорого. Почему вообще необходимо держать свободные денежные средства на счете в банке? Почему не заказывать их лишь тогда, когда они необходимы для проведения расчетов? Потому что постоянно делать маленькиезаказы невыгодно. Необходимо определить баланс между количеством слишком больших запасов денежных средств для хранения (теряя проценты на эти деньги) и слишком частым обновлением мелких запасов (неся дополнительные административные затраты). Если ставка процента высока, предприятие стремится держать относительно небольшие запасы денежных средств. Если потребности предприятия в денежных средствах варьируют и административные затраты велики, оно стремится держать относительно крупные запасы денег.
Если ценные бумаги нелегко продать, у предприятия есть альтернатива взять заем в банке. Финансовый менеджер вновь стоит перед выбором. С одной стороны, банки назначают высокую ставку процента за кредит, и предприятие стремится держать достаточно большие ликвидные резервы, чтобы не было необходимости занимать деньги. С другой стороны, держа большие ликвидные остатки, оно не получает максимального дохода на денежные средства.
Во многих случаях предприятия предпочитают держать на беспроцентных счетах в банке несколько больше остатков, чем это необходимо для оплаты реальных банковских услуг, тем самым стимулируя банк к сотрудничеству с ним. Ведь размещение свободных денежных средств в банке может быть неявной компенсацией за готовность банка предоставить предприятию кредит, когда это необходимо. Банк может быть также источником ценных идей и деловых контактов. Кроме того, большой остаток денежных средств на счете может быть хорошей страховкой на "черный день".
4. Управление кредиторской задолженностью
Для большинства предприятий проблемой является не излишек денег, а их временная нехватка. В этом случае предприятию приходится делать займы, а финансовому менеджеру - управлять кредиторской задолженностью.
Одним из основных источников краткосрочного финансирования являются банковские кредиты. Банковское кредитование имеет самые разнообразные формы. Наиболее простая из них - необеспеченные ссуды. Предприятия, которым часто требуются краткосрочные банковские кредиты, могут договориться с банком об открытии кредитной линии. Это позволяет им занимать деньги в любой момент в пределах установленного лимита. Кредитная линия открывается обычно на год и становится объектом пристального внимания кредитного комитета банка. Банки не довольны, если кредитная линия используется для долгосрочного финансирования. Обычно они требуют периодически "подчищать" задолженности предприятия по кредитной линии.
Зачастую условием предоставления кредита является залог. Наиболее ликвидный залог - это ценные бумаги. Однако банк может принять и изменяющийся залог в виде дебиторской задолженности или запасов. В этом случае банк может принять меры предосторожности, чтобы удостовериться в реальной идентификации залога и его нахождении под контролем. Например, когда предприятие берет кредит под дебиторскую задолженность, оно обязано информировать банк обо всех продажах товаров, а итоговые счета дебиторов должны быть заложены в банк. Когда клиенты платят по счетам, деньги поступают на специальный залоговый счет, находящийся под банковским контролем. Точно так же, когда предприятие занимает деньги под запасы сырья, банк будет настаивать на их хранении в независимой складской компании. Пока у банка находится складское свидетельство на товары, они не могут быть реализованы без банковского разрешения.
Ставка процента, которую банки устанавливают по кредитам, должна быть достаточна для покрытия не только альтернативных издержек на привлечение заемного капитала, но также издержек кредитного отдела банка. В результате крупные постоянные заемщики приходят к выводу, что дешевледействовать, минуя банковскую систему и выпуская собственные краткосрочные обязательства в виде ценных бумаг. Основная форма такого заимствования - это облигации. Облигация является ценной бумагой, выпускаемой компанией, и представляет собой долговое обязательство, выдаваемое на определенный срок. В течение этого срока эмитент облигаций выкупает их у тех, кто приобрел эти облигации. При этом выплачивается заранее оговоренный процент. Финансовым менеджерам необходимо, однако, помнить, что в тяжелые времена при нехватке денег банк отдаст предпочтение своим постоянным клиентам.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличаются функции финансового директора от функции главного бухгалтера?
2. Каковы основные составляющие процесса управления финансами предприятия?
3. Что такое дебиторская и кредиторская задолженность предприятия и каковы основные методы управления ими?
Рекомендуемая литература
1. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993. 2. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1995.
3. Краснова В., Матвеева А., Привалов А., Хорошавина Н. Семь нот менеджмента. М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 1997.