Введение
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
Развитие финансово-кредитной системы России трудно назвать эволюцией. Смена политических и социально-экономических приоритетов, дважды на протяжении последнегo столетия вызывавшая коренные изменения во всех сфеpaxобщественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.
Одним из ключевых аспектов этого строительства является создание цельной и непротиворечивой системы правового регулирования экономических отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности. Государственное управление экономикой, в советские годы основанное на централизованном планировании ресурсов и тотальном контроле за расходами, не требовало развернутого гражданского и финансового законодательства, регулирующего движение средств. Такая необходимость возникла в связи с переходом крынку. Ведь существование эффективной финансово-кредитной системы, выполняющей задачу обслуживания хозяйственной деятельности, немыслимо без четких механизмов управления, в том числе и прежде всего —законодательного.
Таким образом, отказ от тоталитарной модели управления финансами не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Меняя стратегические приоритеты в пользу безусловного примата общечеловеческих ценностей, государство обязано становиться главным гарантом незыблемости этих ценностей, определяя в качестве основного государственного интереса права и свободы человека и гражданина. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество. Государство должно продолжать отстаивать интересы всей страны, всего народа, —однако отстаивать их, опираясь на четкие нормы закона.
Это особенно важно в отношении регулирования экономической деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой. Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с этими странами —и потому столь важным является достижение российскими гражданами высокого уровня экономического и правового образования.
Мы надеемся, что предлагаемая работа внесет свою лепту в процесс достижения этого уровня —и, следовательно, будет способствовать укреплению новой роли государства—роли регулятора экономических отношений, действующего на основе закона.
Данное учебное пособие предполагает знание читателем общих черт и особенностей современного административного и финансового права Российской Федерации. По этой причине, а также потому, что эти вопросы подробно освещаются в соответствующих учебниках и учебных пособиях (Из изданных в последние годы учебников см., например: Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие. М.: Юристь, 1995; Алехин А. П„ Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. Учебник. М.: Зеркало-Теис, 1996; Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник. М.: БЕК, 1996.По финансовому праву см.: Грачева Е. Ю„ Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. Учебник. М.: Теиc, 1995;Финансовое право. Учебник /Под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристь, 1996; Жданов А. А. Финансовое право РФ. Учебное пособие. М.: Теиc, 1995;Финансовое право. Учебник /Под ред. Н. И. Химичевой. М.: БЕК, 1996и др.), автор не считает нужным вновь останавливаться на их изложении.
Автор полагает, что концентрация внимания студентов на конкретных аспектах административно-правового и финансово-правового регулирования финансово-кредитных отношений более оправдана, поскольку способствует углубленному усвоению ими соответствующих нормативных материалов.
В настоящем учебном пособии предпринята попытка более детальной, чем принято в нашей учебной литературе, разработки вопроса о государственном управлении в области финансов и кредита в РФ. Необходимость в этом обусловлена глубокими преобразованиями в ходе экономической реформы, одним из следствий которых стали серьезные изменения в методах и процессе государственного управления финансово-кредитной системой страны.
Детальное освещение данной темы не только помогает углубленному пониманию современной роли административно-правовых и финансово-правовых норм в организации управления экономикой в России, но и демонстрирует ошибочность точки зрения, согласно которой государственное управление экономикой по мере нарастания рыночных отношений в ходе реформы ослабевает и теряет свое значение.
И структура учебного пособия, и приведенный в нем нормативный материал, как и само освещение темы, в значительной мере обусловлены такой позицией автора.