ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ - НАУКА, ПРАКТИКА, ИСКУССТВО ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ - НАУКА, ПРАКТИКА, ИСКУССТВО
2.1. Зарождение управления как науки
Управление экономикой зародилось вместе с самой экономикой, ибо уже изначально экономика была управляемой системой. Да иначе и не может быть. Ведь само слово "экономика" в переводе с древнегреческого означает ведение хозяйства в соответствии с законами, правилами, нормами. Но ведь законы и правила есть не что иное, как управление Правда, в Древней Греции хозяйство было в основном натуральным, домашним, так что экономика мыслилась скорее не как хозяйство страны, а как домоводство. Но ведь и домоводство немыслимо без управления домашним хозяйством.
Древнейшие документы, в которых были записаны правила и нормы экономического поведения людей, денежные и имущественные отношения между гражданами и государством, рабом и господином, правомерно считать законами. Первые законы, возникшие в государствах Древнего Востока, относятся к XX веку до новой эры. В древневавилонском царстве действовали законы царя Хаммурапи, царствовавшего с 1792 по 1750 год до новой эры. В этих законах, высеченных на базальтовом столбе клинописным текстом, установлены экономические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения, аренды земли, оплаты труда наемных работников натуральными продуктами, золотом и серебром. В старовавилонских хозяйственных и юридических документах предусматривались взаимные договорные и долговые обязательства, штрафы за их нарушение.
Судя по записям на глиняных табличках, еще ранее, в древней Шумерии существовало регулирование торговых отношений, коммерческих сделок.
Древнеегипетские памятники письменности не оставляют сомнения в том, что египтяне вырабатывали принципы и правила управления подчиненными со стороны руководителя. Отдельные рецепты рационального руководства содержатся в книге "Поучение Птаххотепа".
В Древней Греции и Древнем Риме управление экономикой становится предметом обстоятельных исследований, научного анализа. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель, будучи первыми учеными-экономистами, оставили свой след и в зарождении науки об управлении хозяйством, работниками, трудовым процессом. В трудах этих ученых высказаны мысли о специализации, разделении, оплате труда, управлении натуральным хозяйством, обменом, торгов
лей. В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели уделяют большое внимание организации труда рабов, ведению сельского хозяйства, правовым основам управления собственностью. Именно в Риме произошло выделение таких функций управления собственностью, как владение, распоряжение, пользование, что было зафиксировано в римском праве. Здесь же формулируются представления об иерархии и иерархических структурах управления, закладываются основы оперативного управления, календарного планирования.
Права и отношения, связанные с управлением собственностью, регламентированы также в "Законах Ману", господствовавших в Индии в VI веке до новой эры. В более поздних древнеиндийских трактатах мудрецов-брахманов, в частности в трактате "Артхамастра", излагаются основы управления хозяйством, содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правила купли-продажи, найма работников, заключения сделок, осуществления торговых операций, ценообразования.
Древнекитайский философ Конфуций, живший в 55,1—479 годах до новой эры, изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В IV—IIIвеках до новой эры в Китае был распространен трактат "Гуань-цзы", в котором излагались проблемы управления экономикой, касающиеся рыночных отношений, торговли, налогов, земледелия и ремесел, денежного обращения.
Не стояла в стороне от вопросов управления и церковь. Характерно, что иерархическая вертикаль управления по цепочке "папа — кардиналы — архиепископы — епископы — священники", установленная римской католической церковью, закрепилась на многие века.
Определенный отпечаток на управление экономикой наложило и военное искусство, опыт организации боевых действий, управления войсками.
Становление феодально-крепостнического, а затем и капиталистического строя также было связано с трансформацией форм и методов управления экономикой в целом и экономическими объектами разной природы. Но в этот довольно продолжительный период истории теория управления экономикой, наука управления практически не существовали, во всяком случае, не оформились в целостную систему взглядов, единую научную концепцию. Да и сама экономическая наука находилась не в лучшем состоянии, ведь она зародилась по сути в XVII—XVIII веках. Так что экономическая практика, опыт управления объектами экономической природы, искусный человеческий ум находили, отвергали, изменяли и улучшали формы и методы управления и на макроэкономическом и на микроэкономическом уровнях. Справедливости ради отметим, что и в наше время управление экономикой опирается не только и не столько на науку, сколько на опыт, практику, искусство способных руководителей. Но основы теории управления как науки существуют уже более ста лет в виде самостоятельной отрасли знаний, опирающейся на определенные принципы, концепции, научные школы.
2.2. Концепции макроэкономического управления
Несомненно, что теория управления экономикой тесно связана и в определенной мере обусловлена экономической теорией, то есть наукой, изучающей закономерности протекания социально-экономических процессов, факторы, влияющие на эти процессы, возможности воздействия на них со стороны людей, общества. Распространяя свою область на экономические отношения, возникающие в ходе производства, распределения, обмена и потребления, на регулирование экономических процессов и отношений, экономическая теория вторгается в сферу управления экономикой, и обе эти ветви научных знаний срастаются, образуют зону пересечения, общности изучаемого, исследуемого предмета. В этом смысле прогресс науки управления неразрывно связан с развитием экономической науки. Такая общность наиболее характерна для макроэкономики и макроэкономического управления, то есть управления экономикой в целом как единым хозяйственным комплексом.
Отдельные взгляды на управление экономикой всего государства высказывались еще в отдаленные времена, но они достаточно долго не составляли ни единой концепции, ни целостной системы. Начиная примерно с XVI века, складываются, оформляются в виде доктрин течения экономической мысли, которые вправе претендовать на название экономических теорий. В рамках таких теорий, учений, представляющих в основном систему взглядов на сущность экономики, ее цели и задачи, экономические закономерности, излагались и краеугольные положения теории макроэкономического управления, рекомендовались подходы к осуществлению и реализации управления экономикой в масштабах страны. Разные подходы, учения сменяли друг друга, некоторые из них практически умирали, иные оставили глубокий след, укоренились и продолжили существование и развитие, вступая в противоборство с другими, зачастую противоположными им подходами [7].
Анализ истории формирования и развития концепций макроэкономического управления и их связи с экономическими учениями — предмет особого рассмотрения, выходящего за пределы настоящей книги. Ограничимся кратким историческим обзором наиболее значимых макроэкономических подходов к управлению, проявившихся за последнее полутысячелетие. Для наглядности проиллюстрируем эволюцию концепций макроэкономического управления в виде схемы, изображенной на рис. 2.1.
 
 
 
 
 


 
Меркантилизм, зародившийся еще в XVI веке, исходил из предпосылки, что разные страны конкурируют друг с другом, и полем этой конкуренции стала внешняя торговля, положительный результат которой ассоциируется с превышением вывоза товаров из страны по отношению к ввозу, что обеспечивало приток золота и обогащение государства. Меркантилизм впервые определил управленческие функции государя как правителя страны, проводящего экономическую политику протекционизма, всемерной поддержки отечественного купечества на внешних рынках и ограничений по отношению к иностранным торговцам на внутреннем рынке.
Физиократы сместили акценты в макроэкономическом управлении полагая, что источником богатства страны служит не торговля и даже не промышленность, а сельское хозяйство. Основатель физиократического учения Ф. Кенэ (1694—1774) полагал, что главная функция государства — установить такие законы, которые соответствуют "естественным законам" природы. Ф. Кенэ впервые четко осознал, что объектом управления в экономике является воспроизводство потребляемого экономического продукта посредством его производства, продажи и использования денег от продажи на последующее производство.
Гениальный английский экономист Адам Смит (1723—1790) значительно углубил и качественно изменил представления об управлении экономикой, вывел на первое место в качестве объекта управления труд, трудовые отношения, производительность труда. Он же впервые четко провозгласил концепцию рыночного саморегулирования экономических процессов посредством так называемой "невидимой руки". Концепция А. Смита получила название "трудовой теории стоимости", впоследствии она была развита Д. Рикардо (1772—1823) и К. Марксом (1818—1883). "Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей", — писал А. Смит. Естественным следствием этих воззрений был призыв к свободной, не связанной ограничениями, запретами торговле, то есть подход, получивший название "фритредерство".
В недрах сторонников трудовой теории стоимости зародилось течение, представляющее продолжение идей утопического социализма, получившее название "научный коммунизм". Его провозвестником был Карл Маркс. Впоследствии идеи, замыслы построенной К. Марксом теории были дополнены, переработаны, развиты Фридрихом Энгельсом (1820— 1895) и Владимиром Ильичом Лениным (1870—1924). Если отвлечься от политических идей и экономических воззрений, известных под названием марксизма, частично опередивших свое время, а частично оказавшихся иллюзорными, то в его основе лежит представление о государственном (общественном) централизованном плановом управлении экономикой, основанном на общественной собственности на средства производства. Эта идея оказалась исключительно привлекательной для многих стран. Хотя ее практическое использование в Советском Союзе и в других социалистических странах не привело к экономическим успехам, преждевременно хоронить концепцию планового управления экономикой страны, централизации управления, сосредоточения ключевых функций управления в руках государства. Она все еще имеет много сторонников, особенно в России.
В числе концепций макроэкономического управления, которые просуществовав более ста лет, не только сохранили, но и укрепили свое влияние в современном мире, следует назвать либерализацию экономики, проповедующую свободу рыночных отношений, их освобождение от прямого государственного вмешательства, переложение функций регулирования экономики на плечи финансового, денежного механизма. Теорию, исходящую из предположения о решающем влиянии денег на макроэкономические процессы и видящую в деньгах, финансах, регулировании денежной массы и курса валют основной инструмент управления экономикой, принято называть монетаризмом. Идеологами либерализации считают Фридриха Хайека (1899—1992) и современного американского ученого-экономиста Милтона Фридмена. Курс ^либерализацию был принят в России начиная с 1992 года, как магистральная линия осуществления экономических реформ. ~ Концепции либерализации в известной мере противостоит теория государственного регулирования рыночной экономики, наибольший вклад в которую внес выдающийся английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946). Идеи этого ученого оказались настолько значимыми, что развитое им направление экономической и управленческой мысли получило название кейнсианства. Согласно мнению сторонников государственного регулирования экономических процессов даже ^условиях рыночной экономики государство призвано, обязано осуществлять бюджетную, инвестиционную, социальную политику, регулировать занятость, инфляцию путем воздействия на совокупное предложение, цены.
Современная макроэкономическая теория, несмотря на свою близость и срастание с теорией макроэкономического управления, не удовлетворяет запросам управления. Все дело в том, что макроэкономика как часть экономической теории все более превращается в полуабстрактные, а то и просто абстрактные теоретические, умозрительные построения, которые в лучшем случае выполняют дескриптивную, описательную функцию,способны объяснить с научных, теоретических позиций то, что происходило и уже произошло в экономике. Но управление требует не объяснения прошлого, а выработки управляющих воздействий для достижения желаемого будущего, то есть нужен не дескриптивный, а нормативный подход, указывающий, что надо делать, как управлять для решения назревших проблем и достижения новых целей.
В этом отношении макроэкономическая теория оказывается слабым советником, плохим помощником макроэкономического управления. Она либо просто разводит руками, либо дает противоречивые, а то и просто противоположные советы устами сторонников разных макроэкономических школ, различных течений и воззрений. Отсюда и многочисленные тупики экономических реформ в масштабе страны. Приходится признавать,что теория макроэкономического управления пока не сформировалась как наука, способная отвечать на запросы практики. Однако некоторые положения этой все еще рождающейся теории могут быть сформулированы, а накопленный опыт в области макроуправления достаточно велик, чтобы, опираясь на него, создать полуэмпирическую теорию.
 
2.3. Научные школы менеджмента
По-иному обстоит дело в микроэкономическом управлении, прежде всего в той его базисной части, которая получила название менеджмент. Выделение менеджмента как самостоятельной, значительно более продвинутой и в научном и в прикладном плане части управления экономикой связано с тем, что в этой области наука управления достигла гораздо больших успехов, обрела свое лицо, свой предмет. Об этом свидетельствует и тот факт, что когда говорят о науке управления, обычно имеют в виду не управление экономикой на макро- и микроуровне, а управление предприятием, производственным персоналом, то есть по сути — менеджмент.
Теория менеджмента как часть науки управления тесно связана с реальными экономическими процессами и лишь в отдельных формализованных, чрезвычайно математизированных частях носит абстрактный, отвлеченный от жизненных ситуаций характер. В то же время между теорией менеджмента как наукой управления производством и микроэкономикой как теорией фирм все еще существует заметный разрыв. В микроэкономике во главу угла ставятся потоки товаров и денег, а в теории менеджмента—отношения между руководителями и подчиненными в процессе производства. Глубокая связь между одной и другой стороной производства отслеживается в микроэкономике и теории менеджмента недостаточно. Еще хуже обстоит дело с взаимосвязью микроэкономического и макроэкономического управления, о которой "забывают" и в курсах микроэкономики, и в учебниках по менеджменту [10].
Принято считать, что развитие научной управленческой мысли в отношении управления фирмой и ее персоналом было инициировано американским инженером Генри Р.Тауном в 1886 году в виде идеи объединения инженерной и экономической мысли, систематизировано в рамках единой теории управления производством. С тех пор в течение более ста лет теория менеджмента проделала большой путь, и в ее составе зародилось значительное количество направлений, школ, течений. Они во многом настолько близки по своему предмету, столь тесно взаимодействуют и пересекаются, что трудно поддаются четкому выделению и разграничению. В получившей широкое распространение в России книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури "Основы менеджмента" различаются четыре ведущих школы управленческой мысли, сформировавшиеся в первой половине XX века: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (количественная школа).
Признавая правомерность подобного разделения, следует отметить, что названия школ (точнее, русские переводы английских названий американской книги) не вполне отражают суть течений управленческой мыс- ли, которые стоят за этими школами. К тому же каждая из перечисленных научных школ аккумулирует ряд научных идей, подходов, синтезированных под одним названием. Поэтому, опираясь на данную классификацию школ, представим схему эволюции управленческой мысли в следующем, более доступном для восприятия виде, изображенном на рис. 2.2.
 
 
Научные школы Содержание нововведенийАвторы, основатели школПЕРИОДЫ
1885— 1900 гг.1900--1950 гг. 1950—2000 гг.
Школа научного управления1. Научная организация труда
2. Стимулирование работников
3. Планирование работ
4. Заранее намеченная организация работ
Ф. Тэйлор Ф. Гилбретт Л. Гилбретт Г. ЭмерсонА. Гастев
Административная школа
  1. Формирование универсальных принципов управления
  2. Выделение функций управления
  3. Разработка рациональной структуры управления организацией
А. Файоль М. Вебер
Школа человеческих отношений1. Учет человеческого фактора, межличностных отношений 2.Забота о подчиненных 3. Доверительные отношения между руководителями и работниками 4. Ориентация на психологию поведения работниковМ. Фоллет Э. Мэйо Ч. Бернард
Школа науки управленияИспользование в управлении экономикой математики, кибернетики, системного анализа, экономико-математических методов и моделей, теории игр, компьютерной и информационной технологийН. Винер В. Парето Л. Канторович В. Глушков 
 
 
 
Рис. 2.2. Схема эволюции управленческой мысли
 
Дополним схему описанием идей, заложенных в основу каждой из школ, упомянув заодно и творцов этих идей, созидателей школ и течений управленческой мысли.
2.3.1. Классическая школа
Возникновение школы научного управления (классической школы) правомерно связывается с именем Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856— 1915), на надгробным камне которого начертано: "Отец научного менеджмента". Этот чрезвычайно разносторонний человек, получивший юридическое образование, а затем диплом инженера-механика, ставший чемпионом США по теннису в парных соревнованиях, обладавший более ста патентами на изобретения, посвятил свою жизнь рационализации труда, улучшению его организации. По убеждению Ф.Тэйлора, "научное управление — не что иное, как некое средство, экономящее труд". Занимаясь практической деятельностью в ряде фирм, непосредственно участвуя в управлении производством, Ф.Тэйлор стал изучать трудозатраты, проводить хронометраж затрат рабочего времени на отдельные операции, способствовал освоению передовых, эффективных приемов труда. Он ратовал за связь оплаты труда с производительностью работника и в то же время исходил из необходимости сочетания работы с перерывами для отдыха. Им написаны книги "Цеховый менеджмент", "Принципы и методы научного менеджмента", "Научная организация труда".
К числу основателей школы научного управления справедливо причисляют также супругов Франка Б. Гилбретта (1868—1925) и Лилиан
М. Гилбретт (1878—1972). Ф. Гилбретт посвятил много времени рационализации движений работника при осуществлении им трудового процесса, устранению непродуктивных действий, не дающих полезного эффекта, Но вызывающих усталость. В поле зрения этих двух исследователей находились также организация труда на рабочем месте, передача освоенных трудовых навыков одними работниками другим. Л.Гилбретт после смерти мужа не только продолжила его деятельность, но и проявила себя как ученый, психолог, философ. Она вплотную подошла к построению Научных основ того направления, которое ныне называют управление персоналом, обратив внимание на значимость подготовки, обучения, отбора и распределения персонала фирмы, рационального использования трудовых ресурсов, учета личностного, человеческого фактора.
Ощутимый вклад в научное управление производством внес американский ученый и предприниматель Гаррингтон Эмерсон (1853—1931). Г. Эмерсон поддерживал тесные отношения с Ф. Тэйлором и его соратниками, но не входил в их группу. Ему принадлежит авторство в формировании общей концепции эффективности использования труда, то есть производительности. В 1912 году опубликована книга Г.Эмерсона "Двенадцать "принципов производительности". Один из оригинально сформулированных принципов производительности гласит: "Работать напряженно—значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит Прилагать к делу усилия минимальные".
Российская научная школа также внесла свою лепту в научный менеджмент первой половины XX века. К числу известных специалистов ro управлению производственным предприятием относится А. К. Гастев (1882—1941). Он является автором концепции "расшивки узких мест", четкого разделения управления вещами и людьми. А.К. Гастев выработал универсальные правила труда и повышения производительности труда.Ему принадлежит призыв: "Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой".
"Принцип экономии", то есть получение наибольшего эффекта при одновременной экономии человеческой энергии и материальных затрат, выдвинул советский организатор производства П.М. Керженцев (1881—1940). 4 Изучение затрат рабочего времени с построением специальных графиков проводил Генри Гантт. К числу последователей тэйлоризма, приложивших много усилий к осуществлению механизации, стандартизации, унификации технологических процессов надо отнести автомобильного короля Америки Генри Форда.
2.3.2. Административная школа
Административную школу в управлении также называют классической по той причине, что ее представители вышли за пределы хотя и
важных, но частных, локальных задач управления производством, трудовым процессом, участвующими в нем работниками. Если школа научного управления сосредоточила свое внимание на рационализации трудовых операций, то административная школа посвятила свои усилия управлению организацией, то есть более высокому и более общему уровню управления в сравнении с руководством отдельными работниками. Предметом изучения и совершенствования в административной школе стали: управление как особый вид деятельности, администрирование, функции управления, принципы управления, организационные структуры. Целью основателей этой школы стало установление закономерностей функционирования организаций, выявление универсальных принципов эффективного управления фирмой, то есть высшего административного управления на микроэкономическом уровне.
Француз Анри Файоль (1841—1925), проработавший тридцать лет управляющим крупной компанией, написавший в 1916 году книгу "Общее и промышленное управление", по праву признан создателем теории организации. Характерно, что А. Файоль полагал сформулированные им принципы управления сверхуниверсальными, то есть распространяющимися не только на управление крупной корпорацией, но и экономикой страны, армией, государством.
Главная заслуга А. Файоля состоит в том, что он расчленил управление как универсальный процесс на составляющие его элементы. В книге "Общее и промышленное управление" он перечисляет их:
"управлять—значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий;
организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный—организм предприятия;
распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;
координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия, усилия;
контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".
Если исходить из того, что под предвидением А. Файоль понимал прогнозирование, планирование, программирование работ, а под организацией — формирование организационных структур управления предприятием, то становится очевидным, что он хорошо представлял набор функций управления, которым оперирует современная наука.
А. Файоль известен также тем, что выделил совокупность общих принципов управления, включающую:
1. Разделение труда посредством специализации работников.
2. Власть — ответственность, то есть сочетание наделения руководителя властью с бременем ответственности за последствия применения им властных функций.
3. Дисциплина—обязанность повиновения, усердия, осуществления деятельности, уважения руководителей, выполнения условий, принятых соглашений между предприятием и работниками.
4. Единство распорядительства
(единоначалие) — подчинение работника распоряжениям одного руководителя, предотвращение дуализма,двойственности распорядительства.
5. Единство руководства — наличие единого руководителя и единой программы всех действий, преследующих общую цель.
6. Подчинение частных интересов общим — приоритет интересов Организации над интересами ее отдельных групп, членов.
7. Вознаграждение персонала — справедливая оплата труда, поощряющая усердие (поденная, поурочная, поштучная плата, премии, участие работников в прибылях компании, добавка к денежной оплате натуральной оплаты).
8. Централизация—сосредоточение, концентрация ключевых функций управления в едином центре в сочетании с делегированием части управленческих полномочий на нижестоящие уровни.
9. Иерархия — служебная лестница, многоуровневое управление, Образующее цепь, в которой каждый нижестоящий уровень подчинен вышестоящему.
10. Порядок— соединение материального порядка, при котором каждая вещь находится на своем месте, и социального порядка, согласно которому определенное (рабочее) место положено каждому лицу (работнику) и каждое лицо должно находиться в назначенном ему месте, то есть определенное место для каждого и каждый на своем, соответствующем его знаниям, опыту работы, месте.
11. Справедливость — сочетание благожелательного отношения к Персоналу с правосудием, законностью.
12. Постоянство состава персонала — устойчивость состава руководящего персонала и служащих, предотвращение текучести кадров, Долговременные соглашения, контракты с работниками.
13. Инициатива— предоставление работникам возможности создавать “Осуществлять собственные планы действий по достижению целей организации и в ее интересах, свобода предложения и личной инициативы.
14. Единение персонала, характеризуемое девизом "в единении — сила", гармония помыслов, корпоративный дух, предотвращение разделения персонала на враждебные группы.
 
Даже без комментариев ясно, что принципы управления Анри Файоля вполне приложимы к современности.
Почетное место в ряду представителей административной школы управления занимает немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) Им сформулированы принципы управления большими организациями, высказано положение о разделении функций, полномочий собственников и менеджеров-администраторов. М. Вебер исходил из необходимости назначения, а не выборности должностных лиц в организации Предложенные им идеи рационализации структуры больших организаций получили название бюрократии (понимаемой не как формализм, а как соблюдение формальных правил).
К числу идеологов и создателей административной школы управления относятся также англичанин Л Урвик, американец Д. Муни, француз Э. Дюркгейм, итальянец французского происхождения В. Парето, известный как автор принципа равновесия, названного его именем.
 
2.3.3. Школа человеческих отношений
В течение весьма продолжительного времени наука управления, научный менеджмент опирались в основном на изучение распорядительных и экономических методов управления производственными коллективами. Социально-психологические методы управления оставались за бортом науки управления, хотя они несомненно использовались отдельными руководителями чисто эмпирически, интуитивно, исходя из принципов этики, морали, предписаний религии. Исследования в области социальной и индивидуальной психологии человеческого поведения, достигшей благодаря гениальным работам психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856—1939) высоких вершин, не распространились на психологию трудовой деятельности и экономического поведения людей.
В то же время становилось все более очевидным, что в условиях обобществления производства, расширяющегося взаимодействия людей в трудовых процессах конечный результат производственно-экономической деятельности становится все более зависящим от внутреннего отношения человека к делу, от его предрасположенности к труду, от соблюдения принципов этики и морали в отношениях между руководителями и подчиненными. Все это вместе взятое стали называть человеческим фактором в управлении. Оказалось, что качество и производительность труда работников определяются не только их чисто экономическими, денежными интересами, но и атмосферой отношений в коллективе, удовлетворенностью условиями труда, престижностью профессии, возможностями самовыражения личности, внутренними морально-психологическими установками работника.
Отталкиваясь от этих непреложных истин, специалисты в области управления осознали, что надо вырабатывать и применять в менеджменте
подходы, ориентированные на психологию человека и трудовых коллективов, изменять характер отношений между руководителями и подчиненными, придавая им чисто человеческую окраску Реальный опыт управления убеждал, что человеческие отношения между руководителями и работниками создают у последних дополнительную мотивацию к активной, более Производительной и успешной трудовой деятельности. Так возникла школа человеческих отношений в управлении, смещающая акцент с управления работой на управление людьми, личностями, персоналом.
Мэри Паркер Фоллет (1866—1933) была, пожалуй, первой, заявившей, что естественные, человеческие отношения партнерства между выполняющими трудовую деятельность и управляющими ею не менее важны, чем отношения подчинения. М. Фоллет назвала менеджмент "обеспечением выполнения работ с помощью других лиц", имея в виду, что такое обеспечение не обязательно опирается на директивные указания, а может сводиться к убеждению, сотрудничеству единомышленников, преследующих общие интересы. Менеджер превосходит работника не по властным полномочиям, а в силу значительности выполняемых ИМ функций, наличия большего опыта, знаний.
Социолог Элтон Мэйо (1880—1949) экспериментально показал, что Передовые приемы в области организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не способствует высокой результативности труда. Будучи одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками, к установлению "мира в промышленности".
На необходимость честного, доброжелательного, уважительного отношения управляющего к руководимым им работникам указывал Оливер Щелтон (1894—1951). Он же подчеркивал, что управление бизнесом должно быть ориентировано не только на получение прибыли, а исходить также из принципа общественной пользы и соблюдения этических норм.
О сочетании индивидуальных и коллективных интересов в бизнесе убедительно говорил Честер И. Бернард (1886—1991), которого можно отнести к числу авторов теории согласованно действующих систем Он написал в 1938 году книгу "Функции администратора", которая оказала значительное влияние на развитие управленческой мысли. Ч. Бернард известен также тем, что указал на роль неформальных групп и неформальных отношений в производственных организациях.
Имя Хьюго Мюнстерберга (1863—1916) связывают с зарождением и развитием специальной ветви психологии, которая получила название промышленной психологии. В опубликованной им в 1912 году книге "Психология и промышленная эффективность" X. Мюнстерберг сформулировал психологические условия высокой результативности труда. Он внес свой вклад в теорию производственного обучения, предвосхитил тестирование, используемое в целях профессиональной ориентации.
Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении В основе его лежит выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и отношений между работниками и менеджерами Благодаря исследованиям в этой области, проведенным в американской компании "Вестерн Электрик Хоторн", была подтверждена закономерность, названная эффектом Хоторна Оказалось, что когда работники доверяют менеджеру, участвуют в процессе подготовки управленческих решений, чувствуют, что их индивидуальные усилия есть вклад в общее дело коллектива, они работают намного продуктивнее.
Осознание работником своих собственных возможностей, удовлетворение, получаемое от выполняемой работы, социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива — определяющие факторы повышения эффективности деятельности организации, в которой управление опирается на поведенческий подход. Таким образом учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий, коммуникации с другими работниками, авторитета руководителя, лидерства в коллективе и других факторов выражают сущность ориентации управления на поведенческий подход
2.3.4. Школа использования достижений разных наук в управлении
В литературе по менеджменту эту школу принято именовать школой науки управления или количественной школой. Оба названия не вполне удачны С наукой управления в той или иной степени связаны все школы и было бы несправедливо и необоснованно считать одни школы научными а другие — как бы ненаучными или, точнее говоря, чисто эмпирическими Школа использования научных достижений в управлении отличается от других школ не тем, что она есть единственно научная школа, а тем, что она стремится применить, использовать и в самом управлении и в науке управления достижения других наук и научных направлений, таких, как математика, кибернетика, статистика, исследование операций, системный анализ, системотехника Заметим, что и школа человеческих отношений использует достижения психологии, психоанализа, поэтому в определенной своей части могла бы быть отнесена к школе использования научных достижений в управлении
Что же касается названия "Количественная школа", то оно справедливо лишь в той степени, в которой в управлении применяются количественные методы математики, кибернетики, исследования операций, системного анализа Следует иметь в виду, что хотя перечисленные науки
инаучные управления близки к так называемым "точным" наукам, только математические методы могут быть названы количественными, тогда как в кибернетике, системном анализе и даже в исследовании операций Применяются и количественные и качественные методы, например, метод экспертных оценок
По-видимому, сторонники названий "количественная школа" и "количественный подход" имеют в виду применение экономико-математических методов и моделей в управлении. Но математическое описание управленческих процессов не исчерпывает использование обширного спектра методов системного анализа К тому же следует иметь в виду, что экономико-математическое моделирование использует формализованные методы описания экономических и управленческих процессов, то деть алгоритмические, логические методы, не обязательно сводимые к чисто количественным расчетам Например, используемые в управлении сетевые методы и модели (сетевые графики работ и событий) есть формализованное, но не чисто количественное описание. Ниже эта проблема рассмотрена более подробным образом.
Использование достижений широкого спектра наук в управлении способствует реализации междисциплинарного подхода, свойственного системному анализу. Это означает, что, аккумулируя и соединяя методы разных наук, наука управления значительно расширяет свои возможности, выходит за пределы узкого чисто управленческого подхода, При котором менеджмент рассматривается вне его связи с политическими, экономическими, социальными, экологическими процессами, влияющими на управление
О связи управления экономикой с кибернетическими идеями, развитыми в середине XX века Н. Винером и его последователями, уже говорилось выше Отметим дополнительно, что кибернетизация управления экономикой привела к повсеместному использованию в управлении компьютерной техники, информационных систем, что создало предпосылки автоматизации управления. Значительный вклад в это направление внес упоминавшийся выше советский академик В.М Глушков (1923—1982)
Использованию в управлении количественных, в том числе оптимизационных методов способствовало применение экономико-математических методов и моделей Характерно, что использование экономико-математического моделирования в управлении привело к зарождению класса моделей, которые можно назвать экономико-управленческими, так как объектом моделирования в них являются как экономические процессы производства, обмена, потребления, так и управление этими процессами, принятие управленческих решений Экономико-математические модели управляемых экономических процессов, к которым относится, например, сетевое моделирование, представляют яркий образец Проникновения в науку управления методов других наук.
В числе многих авторов экономико-математических методов и моделей, применяемых в управлении, отметим вклад нашего соотечественника, лауреата Нобелевской премии по экономике, академика Л В Канторовича (1913—1986), создателя теории линейного программирования и основанных на ней оптимизационных моделей Велики заслуги в области применения математических оптимизационных моделей в управлении уже упоминавшегося В Парето (1848—1923)
Значительное влияние на теорию управления оказали идеи общей теории систем, развитой австрийским ученым Людвигом фон Берталанфи (1901—1972) Характерно, что аналогичные идеи высказывал российский ученый П.А Богданов (1882—1939). Из общей теории систем постепенно выкристаллизовались такие прикладные научные направления, как системный анализ и его ответвления, имеющие непосредственное отношение к управлению экономикой, исследование операций, теория принятия решений, сетевое планирование, экспертные оценки Ныне все эти достижения научной мысли глубоко внедрились в науку управления, стали частью теории современного менеджмента В определенной степени положения системного анализа уже приняты на вооружение и практикой менеджмента, но широкому их внедрению препятствуют недостаточный уровень образования многих менеджеров, чрезвычайная сложность и абстрактность отдельных методов исследования операций в их приложении к реальному управлению
В то же время благодаря усилиям школы использования достижений точных, естественных и общественных наук в управлении достигнут значительный прогресс в переходе от чисто качественных, эмпирических, интуитивных методов управления экономикой, производством к сочетанию качественных и количественных методов, подходов Такое сочетание достигается благодаря дополнению основанных на опыте и логике эвристических методов управления реализуемыми посредством применения компьютеров формализуемыми методами выработки управленческих решений на базе экономико-математического моделирования Подобная человеко-машинная технология управления способствует не только поиску и выбору рациональных управленческих воздействий, но позволяет вплотную подойти к оптимизации, то есть нахождению наилучших с позиций установленных целевых критериев управленческих решений
В последующих разделах книги обозначенные намеченные в самых общих чертах направления современной управленческой научной мысли освещены гораздо более четко и обстоятельно
2.4. Информация в управлении. Автоматизация управления
Управление—информационный процесс Получение, преобразование, анализ, использование информации сопровождают процессы управления на всем их протяжении, от начальной до конечной фазы Более того, сама сущность управления во многом проявляется в информации, ее формировании и движении Так что информацию можно смело назвать "хлебом управления", ибо управление нуждается в информации не меньше, а даже больше, чем человек в хлебе насущном И также, как человек не только потребляет, но и производит хлеб, управление и потребляет и производит информацию
Прежде чем рассмотреть, как и какая информация используются в управлении, необходимо уточнить само понятие "информация", которое трактуется в научной литературе по экономике и управлению и в повседневной жизни различным образом Чаще всего бытует упрощенное, ограниченное представление об информации Она понимается как полученные и накопленные сведения, как то, что кому-то известно, а также как показатели, данные, характеризующие объекты окружающего мира и протекающие в нем процессы Такое представление, будучи понятным и доходчивым, имеет право на существование и часто оказывается вполне достаточным в утилитарных целях Для проникновения в глубинную сущность информации и восприятия ее роли в управлении необходимы более глубокие представления
Окружающий нас мир целиком состоит из трех субстанций вещества, энергии, информации Это источники мироздания, то, из чего соткана вселенная. Вещество есть материальная основа всего сущего, энергия придает веществу движение, служит источником изменения состояния Информация —это образ мира, вещей, процессов, их модель, отпечаток, это представление о мире, его отражение Информация сама по себе невещественна, словно мысль, дух Она существует, но не воплощена в телесные, материальные формы
Довольно часто мы отождествляем информацию с материальными носителями, на которых или в которых она зафиксирована, запечатлена, отображена Действительно, информация не существует вне своей материальной оболочки, она обязательно должна быть воплощена в знаки, символы, числа, сигналы, воспринимаемые органами чувств человека и других мыслящих, обладающих чувствительностью существ Именно в этом смысле мир материален, без материи информацию просто не на чем зафиксировать и невозможно передавать и воспринимать Книги, газеты, журналы, письменные записи, звукозаписи, магнитные носители, мозговая память фиксируют информацию, каналы связи позволяют передавать ее, органы чувств человека и усиливающие их восприятие технические средства дают возможность воспринимать информацию, а мозг человека и созданный им "искусственный мозг" анализируют и перерабатывают информацию, приводят ее к виду, требуемому Для использования, применения
Во всей этой сложной цепи названные средства образуют материальное вместилище информации, вещественный инструмент воздействия на нее Сама же информация, ее сущностное начало, содержание не материализованы, бестелесны Знания сведения, данные сами по себе невозможно материально осязать (как говорят, "нащупать" руками), взвесить, обнаружить, измерить с помощью физических приборов Эти свойства информации, характеризующие ее не только как экономическую или управленческую, но и как философскую категорию, важны для углубленного понимания роли информации в управлении экономикой выявления способов и возможностей ее использования
Проследим в общих чертах, как движение и преобразование информации сопровождает процессы управления, а точнее говоря, участвует в них
Как ясно из предыдущего изложения, сердцевину управления составляет выработка субъектом управления (самостоятельно или с привлечением консультантов, системных аналитиков) управленческих воздействий на объект управления Вне зависимости от того, вырабатываются ли управленческие воздействия индивидуально или коллегиально, это— информационный процесс, он связан, с одной стороны, со сбором и анализом информации об объекте управления, с другой стороны, — с формированием информационного образа, модели управляющего воздействия в разных вариантах и с выбором предпочтительного варианта
Субъект управления и лица, которым доверена подготовка, выработка управляющего воздействия, должны иметь как можно более полную и полноценную, представительную современную и ретроспективную информацию об объекте, его состоянии, характеристиках, тенденциях изменения, устремлениях, о его взаимосвязях и зависимости от условий внешней среды, о проблемах дальнейшего существования и развития объекта (процесса) Такая информация с определенной степенью условности может быть названа сущностной, так как в ней выражена сущность, представлено существо объекта управления
Далее управление нуждается в целевой информации, то есть информации о целях и задачах управления данным объектом, процессом Целевая информация может частично вытекать из сущностной, быть обусловленной природой объекта управления либо она представлена в виде целевой установки управления. Целевая установка обычно формируется субъектом управления с учетом анализа сущностной информации и замыслов, интересов, устремлений субъекта, в определенной мере согласованных с желаниями и интересами объекта управления Кроме того, на целевую установку субъекта способна влиять и внешняя среда в виде указаний, решений вышестоящих органов управления, законодательных ограничений Так что целеполагание, то есть формулирование цели управления требует наличия, сопоставления, совмещения информации о целях самого объекта управления, исходной целевой установки субъекта и целевых ограничениях со стороны внешней среды. В итоге должна быть выработана единая согласованная информация о целях и задачах управления
На основе сущностной и целевой информации формируется информационный образ управляющего воздействия, воплощенный чаще всего в виде вариантов закона, указа, постановления, проекта, плана программы, задания, приказа, распоряжения, инструкции, рекомендации договора, контракта О принятом субъектом управления варианте управляющего воздействия информируется объект управления Информация об управляющем воздействии может быть сообщена объекту управления заранее, если субъект согласовывает свои действия с объектом Обязательное, неизбежное предварительное информирование объекта имеет место, если управляющее воздействие представлено в виде статьи договора, контракта, подписываемого двумя сторонами, одна из которых выступает в роли управляющей, а другая — управляемой При этом не исключена ситуация, когда в одном и том же договоре каждая из договаривающихся сторон выступает по отдельным пунктам договора как в роли управляющей, так и в роли управляемой стороны В этом случае необходима взаимная, совместная работа, обмен информацией В ходе подготовки договора, контракта
Принципиально важным является обеспечение информационной полноты управляющего воздействия Если задание, установка со стороны субъекта управления сформулированы с информационной недостаточностью и объект управления не вправе или не в состоянии самостоятельно возместить эту недостаточность, дополнить недостающую информацию, то объект оказывается в сложном положении Трудно выполнить управляющую установку типа "Поди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что, но делай, что тебе велю" В этой ситуации вероятность того, что объект сделает не то, что действительно хотел субъект, весьма велика
Информационным обеспечением выработки, принятия, доведения до исполнителей управленческих решений, воздействий не ограничивается роль информации в управлении Столь же значима информированность субъекта управления о ходе реализации воздействия, о поведении и действиях объекта управления после доведения до него управляющего воздействия Информация о состоянии, поведении, действиях объекта управления, получаемая субъектом управления по каналам обратной связи служит предпосылкой оперативного, корректирующего управления Информация обратной связи, ее наличие, достоверность, своевременность помехозащищенность есть важные признаки качества и действенности управления Выше уже отмечалось, что эта информация лежит в основе таких фундаментальных функций управления, как учет и контроль, обычно замыкающих цикл действия управленческих воздействий
Так что информация пронизывает, сопровождает, а во многом воплощает в себе процессы управления любых видов форм В зависимости от вида, типа управления меняется характер и способ применения, использования информации, но сама информационная природа управленческих процессов остается неизменной.
Применительно к управлению экономикой используемая информация чаще представлена в описательной (вербальной, словесной) или в количественной (числовой) форме. В той мере, в которой управляемые экономические объекты и процессы и характеризующие их величины поддаются количественному измерению и могут быть представлены в числовом выражении, в экономике и в управлении экономикой используются экономические показатели. Как ясно из названия, экономический показатель показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и будущем. Экономические показатели представляют самый распространенный и эффективный инструментарий, своего рода информационный язык, применяемый в управлении экономическими объектами и процессами [7].
В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения. Так, если показатель среднемесячного уровня оплаты труда составляет 2000 долларов, то "среднемесячный уровень оплаты труда" есть наименование показателя, 2000—числовое значение, а доллар—единица измерения. Благодаря такому сочетанию в экономических показателях объединяются словесное и числовое описание объектов, процессов, явлений, что делает такие показатели универсальным средством языка экономики.
Состав и структура экономических показателей представляют один из значимых факторов информационного обеспечения процессов управления экономикой на всех уровнях. Ведь именно эти показатели характеризуют управленческую информацию с количественной стороны, отражают в числовом измерении целевые установки управления, выражают количественные параметры управленческих воздействий, дают четкое представление о результатах управления, его эффективности. Рассмотрим с этих позиций основные разновидности экономических, а точнее, социально-экономических показателей, составляющих сущностную информацию об объектах управления. Фактически те же виды показателей используются и в целевой информации, разница лишь в том, что они отражают желаемое, будущее состояние объекта, процесса. И тем более они относятся и к учетно-контрольной информации, так как фиксируют состояние объекта в период наблюдения за ним.
Совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов, предприятие, фирму называют системой экономических показателей. Например, допустимо говорить о системе показателей состояния и развития машиностроения, уровня жизни, научно-технического потенциала, производства продукции, товаров, услуг.
Структура экономических показателей носит весьма разветвленный характер, показатели разделяются на группы по ряду признаков. Общая схема этой структуры изображена на рис. 2.3.

В соответствии с делением экономической науки на макроэкономику “микроэкономику принято выделять обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом и ее крупные части, сферы, и микроэкономические показатели, относящиеся, в основном, к экономике компаний, корпораций, предприятий, рынков.
В структуре экономических показателей различают абсолютные, Называемые также объемными, и относительные, называемые также Качественными. Абсолютные, объемные показатели (в экономике, в отличие от физики, объемными называют любые показатели, характеризующие количество товаров, продукции, денег) выражены в натуральных или денежных единицах, таких, как штуки, вес, длина, объем, рубли, доллары. Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. При одинаковой размерности эти показатели, характеризующие обычно темп изменения экономической величины или соотношения, пропорции однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах. При разной размерности это показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов, чувствительность величины по отношению к фактору, обусловившему ее изменение.
 
В совокупности относительных экономических показателей, характеризующих динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные).
Показатели роста (скорости роста) представляют отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксированные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемого отрезка времени объем продукта не изменился, то показатель роста (темп роста) равен единице или 100%;
если объем увеличился, то показатель роста превышает 100%, а если уменьшился — то он ниже 100%.
Показатели роста характеризуют изменение состояния экономики, и потому их правомерно называть также показателями состояния или изменения экономики. Часто используемую в статистике группу таких относительных показателей образуют индексные показатели или просто индексы. Индекс представляет отношение показателя в данный, интересующий нас момент к его базисному значению, зафиксированному в соответствующем времени, принятом за базис. Индексы характеризуют относительное значение показателя в сравнении с отправным, базисным и тем самым показывают, как изменилась величина показателя за определенный период времени (от базисного до нынешнего)'. Широко распространены индексы цен, доходов, уровня жизни.
Показатели прироста или приростные показатели представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, проданного, потребленного продукта в предыдущем, базисном периоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год объем производства или потребления не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился — то показатель прироста положительный, если уменьшился — то показатель прироста отрицательный. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в процентном выражении. Исходя из физических аналогий показатели прироста могут быть названы показателями "экономического ускорения".
Показатели прироста часто относят не только к определенному периоду времени, но и к тому фактору, той причине, которые обусловили прирост объема продукта. Например, если фирма вложила в производство дополнительно 2000 долларов и увеличила за счет этого выпуск авторучек на 10 000 штук, то показатель прироста объема выпуска составляет 5 авторучек в расчете на каждый вложенный доллар. В том же
примере, если объем выпуска в денежном выражении увеличится на 4000 долларов (при цене авторучки, равной 0,4 доллара), показатель прироста составит 2 доллара в расчете на 1 доллар вложений. В экономике относительные показатели, имеющие размерность вида руб./руб. (рубль на рубль), встречаются довольно часто. При этом сокращать рубль в числителе и знаменателе нельзя, так как это разные рубли, скажем, рубль денежной выручки от продаж — в числителе и рубль денежных вложений в производство — в знаменателе.
Относительные приростные показатели, в которых объемный прирост отнесен к последней, крайней единице фактора, обусловившего этот прирост, называют предельными или маржинальными показателями. По своему математическому смыслу предельные показатели представляют производную от величины объема продукта по фактору, обусловившему изменение этой величины. В экономическом смысле предельный показатель характеризует, сколько дополнительных единиц продукта, блага, полезности можно получить за счет увеличения затрачиваемых средств, усилий, ресурсов на одну единицу или, образно говоря, что дополнительно приносит последний затрачиваемый рубль.
Экономические объемные показатели в зависимости от природы измерителей, в которых они выражены, делятся на две большие совокупности. Натуральные показатели выражены в физическом измерении, в так называемых натуральных измерителях: в штуках или единицах веса, объема, площади, длины, а также в единицах времени. Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах: в рублях, долларах, марках и т.п. Естественно, что натуральные показатели более объективно отражают количество экономического продукта, так как поддаются Непосредственному физическому измерению с помощью приборов, аппаратуры. На величине показателей в стоимостном, денежном измерении существенно сказывается уровень цен, которые подвержены изменению и к тому же могут иметь разное значение для одного и того же продукта. Так что, скажем, показатель годового объема добычи нефти в тоннах более достоверен и убедителен, чем тот же показатель объема, выраженный в стоимости добытой нефти, в рублях.
Экономические показатели делятся на ряд групп в зависимости от того,каким образом они определяются, как находятся их числовые значения и в каких целях, для решения каких задач используются показатели в управлении.
Значения расчетных, расчетно-аналитических показателей устанавливаются посредством расчетов на основе математических зависимостей, экономико-математических моделей с использованием определенных методов. Расчетно-аналитические показатели широко используются в качестве исходных при определении прогнозных и плановых показателей, а также показателей социально-экономических программ.
 
Значения отчетных, отчетно-статистических, статистических показателей устанавливаются на основе бухгалтерской отчетности предприятий, организаций, сбора и обработки статистической информации выборочных опросов, наблюдений Это в основном информация обратной связи в управлении
Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые обычно органами управления или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающие нормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления) Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма накопления, сбережений, прибыли, оплаты труда, налогообложения
В экономике находят применение также научно-технические показатели, характеризующие достижения науки, техники, технологии
В зависимости от областей, сфер экономики, типа экономических процессов, характеризуемых теми или иными экономическими показателями, принято выделять такие группы, виды, как показатели потребностей ресурсного обеспечения, производства, распределения, обмена, потребления, затрат, эффективности, запасов, устойчивости, надежности, риска, цен, предложения, доходов, расходов, уровня жизни и многие другие
Из единичных, индивидуальных, однородных показателей, относящихся к первичным ячейкам, звеньям, самым небольшим элементам экономики, формируются групповые, сводные, агрегированные показатели, характеризующие экономические объекты и процессы в более крупном масштабе, охватывающем целый регион (региональные показатели), отрасль (отраслевые показатели), хозяйство страны в целом (народнохозяйственные, общеэкономические показатели), мировое хозяйство (общемировые показатели) Если единичные, первичные показатели используются в основном на микроэкономическом уровне управления, то сводные, интегральные показатели характерны для управленческой информации макроэкономического уровня
Наряду со сводными, обобщенными показателями и даже в качестве их в экономике широко используются средние показатели в виде среднего значения обширной совокупности величин Важно знать, что средний экономический показатель вовсе не обязательно является средним арифметическим из группы однородных показателей, как иногда полагают люди, мало знакомые с экономикой, а также с экономической и математической статистикой Более представительными считаются средневзвешенные показатели, Если, например, "n" человек получает годовой доход A, "m" человек — доход В и "р' человек — доход С, то
средний доход Dвычисляется не как 1/3(А + В 4-С), а по формуле:
 
D=(nА+mВ+рС)/(n+m+р)
 
которая дает гораздо более представительные результаты
Состав экономических показателей постоянно дополняется и обновляется, совершенствуются и методы их определения Наиболее широко экономические показатели используются в анализе, прогнозировании, Планировании, экономическом проектировании Успех управления экономикой, экономическими объектами и процессами существенным образом зависит от круга используемых показателей, степени полноты, которой они характеризуют управляемые объекты и процессы, от того, насколько точно и корректно эти показатели определены.
Вторая половина XX века ознаменовалась успехами в деле автоматизации управления как информационного процесса, то есть осуществления процедур поиска, хранения, передачи, обработки управленческой ^формации с помощью электронно-вычислительной техники и других технических средств Компьютеры прекрасно справляются с вычислительными процедурами, способны хранить в памяти колоссальные объемы Информации, находить, выводить на экран, распечатывать определенным образом организованные, закодированные информационные массивы Благодаря этому уже созданы и успешно функционируют автоматизированные системы накопления, хранения, поиска информации, банки данных, использующие современные информационные технологии Персональные компьютеры позволяют иметь такую информационную систему на рабочем месте управленца, а объединение локальных систем в сети дает возможность укрупнять их до уровня таких международных супер-систем, как Интернет
Однако даже самые умные машины, которые допустимо называть "искусственным интеллектом", справляются только с формализованными, алгоритмизируемыми задачами и процедурами, тогда как человеческий мозг обладает особыми, эвристическими свойствами, позволяющими ему решать неформализованные задачи, не поддающиеся решению методами математики и формальной логики Человек способен индуцировать, синтезировать, порождать такую принципиально новую управленческую информацию и находить такие нетривиальные решения задач управления, которые не под силу даже самому мощному компьютеру Поэтому человечество идет по пути создания не автоматических (функционирующих без участия человека), а автоматизированных систем управления и информационных систем, сочетающих возможности человека и компьютера в виде так называемых человеко-машинных систем.
2.5. Управление как отрасль экономики. Управленческий труд
Все больше и больше людей в мире занимается управлением, участвует в управлении как в основном виде своей деятельности. Несмотря на постоянные призывы к сокращению административно-управленческого персонала в действительности он увеличивается Нет ничего опасного, если увеличение числа управленцев сопровождается порождаемым им столь весомым ростом эффективности работы объекта управления, что экономия превосходит затраты на приращение аппарата управления Увы, это не всегда так, и потому попытки остановить бурный рост занятости в управлении в ряде случаев бывают оправданными
Есть несколько объективных причин возрастания объема и разнообразия управленческой деятельности, повышения ее роли и обусловленного этим увеличения штата лиц, занятых этой деятельностью.
Во-первых, непрерывно усложняется экономика — объект управления Увеличивается количество и степень разнообразия производимых и потребляемых товаров, работ, услуг, повышаются требования к их качеству Расширяется спектр используемых технологий В то же время ужесточаются ресурсные ограничения, вступил в действие экологический фактор Все эти обстоятельства в силу действия упоминавшегося кибернетического закона необходимого разнообразия приводят к неизбежному усложнению управления, расширению круга и масштабов его функций. От совершенства управления становятся в возрастающей степени зависимыми результаты экономической деятельности
Во-вторых, рост производительности управленческого труда существенно отстает от роста производительности труда в материальном производстве Благодаря механизации, автоматизации, организации труда в материальном производстве удается достичь его роста при сокращении занятости, за счет высокой производительности Иное дело — управление Здесь использование компьютерной, организационной техники, передовых информационных технологий также приводит к росту производительности, но этот рост не перекрывает увеличение объема управленческих работ. Несмотря на автоматизацию управления доля "ручного" труда в нем (в данном случае понимается мыслительный труд и сопровождающий, обслуживающий его труд, не поддающийся механизации) остается и, видимо, будет оставаться высокой Такова природа управленческого труда. По мере механизации и автоматизации рутинных, традиционных его операций возникают новые и новые задачи, работы, процедуры, не подвластные машинам Это следствие творческого характера управленческого труда В итоге на фоне наблюдающегося и потенциально возможного уменьшения занятости в материальном
Производстве занятость в информационном производстве, к которому и Относится управление, увеличивается [14] . В-третьих, продолжается выделение управления в самостоятельную, относительно обособленную область деятельности, обладающую собственными предметом, наукой, кадрами, техническими средствами, технологией В этом смысле правомерно утверждать о выделении управления в особую отрасль народного хозяйства страны, Представляющую одну из отраслей непроизводственной (социально-культурной) сферы.
В отличие от таких отраслей социально-культурной сферы, как образование, культура, здравоохранение, относимых с определенной степенью условности к сфере услуг, управление не принято причислять к этой сфере. По аналогии с наукой управление образует своеобразную "неминистерскую" отрасль, которая рассредоточена по всем отраслям экономики страны, встроена в них, не имея собственных предприятий, организаций, будучи представленной лишь подразделениями или органами управления других министерств, ведомств, предприятий, организаций Исключение Представляют научные и образовательные организации, специализирующееся на вопросах управления, но и они не относятся ни к "министерству управления", ни к "комитету (ведомству) управления", таковые просто отсутствуют Любопытно при этом, что все правительственные органы, министерства, ведомства представляют собой органы управления, то есть номинально входят в отрасль управления.
Не исключено, впрочем, что министерство управления может появиться не только на страницах литературных произведений, но и в реальной Жизни Правда, тогда возникнет логический тупик, ибо министерству управления должно будет подчиняться и правительство как организация, Занимающаяся управлением, в то время как правительство призвано управлять всеми министерствами Так что управлению скорее суждено остаться отраслью, лишенной централизованного управления Это рассредоточенный вид деятельности, заключающийся в формировании и осуществлении управляющих воздействий на все другие виды деятельности через их органы управления, но лишенный собственного управления
В какой-то мере такое управление управлением осуществляют сами Органы законодательной, исполнительной, судебной власти, управляя И собственной деятельностью и перекрестно друг другом Возможно, что практическое отсутствие независимых органов управления управляющими структурами высшего уровня (исключение представляет разве Что Конституционный суд страны) служит одной из главных причин сложностей и неудач в проведении реформ управления Любопытно, что при Советском режиме формально отдельные функции управления органами управления были призваны осуществлять специальные органы партийного и государственного контроля.
Управление — весьма специфическая отрасль экономики и в других отношениях Ее конечным продуктом являются не вещественные товары и не услуги, понимаемые в общепринятом смысле этого слова, а управленческий информационный продукт, в котором воплощены управленческие решения, управляющие воздействия Это, как уже упоминалось, законы и другие нормативные акты, планы, программы, проекты, постановления, договоры, соглашения, уставы, правила и великое множество других документов, материалов, содержащих
а) целевые установки, задания,
б) условия, правила, нормы, требования, рекомендации по осуществлению экономических процессов, содержанию и преобразованию экономических объектов,
в) ограничения, запреты на проведение определенных экономических действий, видов деятельности
В принципе продукт управленческой деятельности, да и саму деятельность можно было бы назвать управленческими услугами, которые субъект управления оказывает объекту управления Но эти услуги чаще всего не заказываются объектом управления и не оплачиваются им как заказ, а формируются прежде всего в интересах самого субъекта управления — управляющего органа Последний, правда, в ходе руководства призван стремиться управлять так, чтобы объекту управления, всей управляемой системе было как можно лучше
Хотя управленческие услуги не стали рыночным продуктом, не продаются и не обладают рыночной ценой (за исключением, разве, консалтинговых услуг), они оплачиваются на предприятиях в виде заработной платы, вознаграждения, выплачиваемого руководителям, субъектам управления, либо в виде налогов, взносов налогоплательщиков, за счет которых содержатся государственные органы управления, их сотрудники В этом смысле управление мало чем отличается от других отраслей экономики, так как оно сопряжено с расходами и на материалы, и на оплату труда, и на оборудование, и на обслуживание, повышение квалификации своих работников, проведение научных исследований и разработок Нуждается оно и в финансовых ресурсах, вложениях капитала, да еще и значительных, так как средства управления, технология управления бурно прогрессируют, непрерывно требует совершенствования
Перечисленные особенности управления как отрасли экономики не должны приводить к выводу, что управление не создает полезный, ценный продукт, а только поглощает экономические ресурсы Увы, так считают многие, исповедуя точку зрения, высказанную в свое время еще Адамом Смитом, который при всей своей прозорливости утверждал, что "труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и
не реализуется ни в каком существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращению труда"
Увы, и А Смит, и его столь же талантливый последователь К Маркс глубоко ошибались, полагая, что труд в сфере услуг, не завершающийся производством вещественного продукта, не продуктивен, не создает стоимости Управление, будучи информационным производством, создает конкретный информационный продукт, обладающий высокой ценностью Зачем иначе менеджерам платили бы столь большие деньги владельцы компаний, предприятий, фирм? Почему иначе общество, государство устанавливало бы столь высокие оклады чиновникам значительного ранга? По мере того, как продукт управленческого труда в виде, скажем, проектов, бизнес-планов, консультационных услуг становится предметом рыночной купли-продажи, мы все более убеждаемся, чего он стоит, какова его подлинная, выраженная в денежных единицах цена, не назначенная самим субъектом управления, а формируемая рынком.
Подробнее проблема результативности, эффективности управления рассмотрена в главе 4 "Качество и эффективность управления" Пока же зафиксируем положение о том, что управлению присущи признаки отрасли экономики, хозяйства, хотя и довольно специфичной
Управлению как отрасли присущ и специфический характер труда участвующих в ней работников Такой труд известен в научной литературе под именем управленческий труд Как ясно из предыдущего изложения управленческий труд по своей природе носит в основном информационный характер, связан с обработкой имеющейся и генерированием новой информации В этом отношении труд в сфере управления близок к научному труду, во многом напоминает последний Но если в сфере науки оперируют в основном научной информацией, то управленческий труд вовлекает в свою орбиту учетно-статистическую, научно-техническую, прогнозно-аналитическую, плановую, оперативную и другие виды экономической информации
Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции, процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, Накопления, обработки информации Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые Информационные технологии [15]
 
Попытаемся все же выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся, прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений Перечень таких операций и составляющих их процедур приведен в таблице 21
Таблица 21
Типовые операции и процедуры управленческих работ
ОперацииПроцедуры, входящие в операцию
Постановка задачиВыявление проблемы, лежащей в основе задачи
Качественный анализ проблемы
Качественное определение цели задачи
Анализ условий решения задачи и ограничений по
ресурсам
Количественная формулировка задачи
Уточнение Формулировки задачи
Поиск информации
вручную и с использованием компьютеров
 
Установление источника информации
Определение каналов получения информации
Получение доступа к информации
Первичная идентификация информации
Получение информации
Установление соответствия информации характеру решаемой задачи
Анализ информации
 
 
Установление состава информации
Установление содержания информации
Проверка информации на возможность использования при решении данной задачи
Проверка информации на достоверность
Сравнение с ретроспективной информацией
Качественный анализ
Смысловой анализ
Селекция и фильтрация
Группировка информации (вручную
или с применением
компьютеров)
Установление признаков группировки
Отбор из совокупности по признакам
Приведение к единому признаку группировки
Формирование групп
Анализ единственности и полноты группировок
Простейшие "ручные" расчетыФормирование и проверка алгоритма расчета
Подготовка информации, используемой в расчетах
Осуществление расчетно-вычислительных процедур
Проверка результатов расчетов
Фиксация результатов расчетов в документально
оформленном виде
Расчеты с использованием компьютеров
 
Отбор входной информации
Проверка программы расчета (в случае необходимости)
Корректировка и отладка программы (в случае
необходимости)
Запись входной информации на машинном языке
Ввод данных в компьютер
Промежуточный контроль
Получение выходных данных
Контроль выходных данных
Перевод выходной информации в форму, необходимую для выполнения последующих операций и передачи данных
Подготовка решенийОтбор информации, необходимой для данного решения
Анализ информации с позиций цели, для которой
вырабатывается решение
Формирование альтернатив решения
Анализ и отбор предпочтительных альтернатив
Предварительное согласование возможных решений
с руководством и смежными подразделениями
Обоснование окончательно рекомендованного
решения
Передача предложений органу, принимающему
решение
Принятие индивидуальных решений(Операции те же, что и в предыдущей процедуре,
кроме итоговой)
Итоговая операция окончательное принятие решения
Принятие коллегиальных решенийФормирование задания исполнителям по подготовке решения
Организация подготовки решения
Сбор предложений и рекомендаций по содержанию намеченных решений
Коллегиальное обсуждение возможных решений
Предварительный выбор решения
Согласование решений
Окончательное принятие решения
Оформление документации, составление писем, заключенийПолучение данных, необходимых для оформления
документа
Выбор формы документа
Работа над текстом и данными
Заполнение документа
Окончательное оформление документа
Передача документа в делопроизводство
 
В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, например, выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.
С позиций конкретного содержания работ, операций, процедур, выполняемых работниками, занятыми управленческим трудом, и их роли в подготовке и принятии управленческих решений также выделяются разные группы работников управления. Такое деление отражает разные уровни сложности отдельных операций, требований к профессионализму, полномочий в принятии решений. Работники, служащие, прямо или косвенно участвующие в управлении, известные иногда под названием "белые воротнички", делятся на три категории:
1) управляющие в лице руководителей, менеджеров, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, непосредственно осуществлять управляющие воздействия;
2) специалисты в лице работников аппарата служб управления, чиновников, которые анализируют информацию об объекте управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;
3) технические исполнители, обслуживающие управляющих и специалистов, выполняющие вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.
Труд управляющих наиболее разнороден и ответствен. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная, коллективная деятельность.
Руководитель должен лично знакомиться с информацией, письмами, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие письма, документы, продумывать готовящиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управления. В этом проявляется его индивидуальная деятельность.
С другой стороны, руководители, менеджеры призваны участвовать в коллегиальной выработке решений с участием руководителей вышестоящего уровня, компаньонов, смежников, подчиненных руководителей нижестоящего уровня, специалистов-консультантов, советников, общественных, профсоюзных лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера, в ходе которой происходят обсуждение и принятие готовящихся решений, сравнение возможных вариантов, альтернатив действий, выявление складывающихся проблем и способов выхода из проблемных ситуаций, распределение работ и ресурсов.
Коллективная деятельность — это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями. В ходе контактов, общения с работниками руководитель выясняет социально-психологическую обстановку в коллективе, выслушивает мнения и жалобы работников, сообщает им о готовящихся и принятых решениях, обосновывает необходимость и целесообразность осуществления планов, программ, мероприятий, действий, побуждает их к эффективной, качественной работе. Контакты руководителей с исполнителями могут носить характер производственных собраний, совещаний, кабинетных встреч, посещения подразделений, рабочих мест, личных приемов. К коллективной деятельности руководителя следует относить и его участие в подборе и расстановке кадров руководимого объекта, должностных перемещениях, то есть деятельность по управлению персоналом. В труде руководителя органично совмещаются, перемежаются целеполагающая, координирующая, административная, властно-распорядительная и побуждающая деятельность, требующая наличия трезвого ума, умения взвешивать решения и предвидеть их последствия, обладания организаторскими способностями, знанием, профессионализмом. Управленческий труд руководителя как, пожалуй, никакой другой требует сочетания научных подходов, опыта и интуиции, искусства. Особенность труда руководителя состоит также в том, что он не может быть сведен только к одной из указанных выше его составляющих. В частности, управляющий вынужден передавать часть своих управленческих полномочий, делегировать их другим участникам управляемого процессaи находить тем самым рациональное сочетание индивидуальной и коллегиальной, коллективной деятельности.
Более определенным образом очерчен, определен труд специалистов, которые создают методическое и информационное обеспечение деятельности руководителей. В деятельности специалистов преобладает аналитическая работа, прогнозирование, подготовка и корректировка управленческих решений, участие в их обсуждении, наблюдение и контроль за осуществлением решений. Специалисты обычно заняты более узкой, в сравнении с руководителями, областью деятельности, их труд сосредоточен на определенном предмете, виде работ, поэтому на одного руководителя чаще всего работает целая группа специалистов разного профиля Специалисты, будучи консультантами, советниками, помощниками руководителя, выполняя работы, необходимые для управления сами редко уполномочены принимать решения, входящие в компетенцию их руководителя Но они оказывают огромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая определенные варианты таких решений и участвуя вместе с руководителем в выборе конечного варианта, убеждая его в пользу того или иного решения При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном руководителе судьба управленческого решения чаще всего находится в руках специалистов
Труд технических исполнителей — секретарей, машинисток, делопроизводителей, расчетчиков принято считать наиболее простым в управлении В известной степени так оно и есть Но по мере использования компьютерной и другой информационной техники, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного персонала резко усложняется, требует подготовки,знаний, опыта все более влияет на качество управленческих процессов в целом
В литературе, да и просто в жизни можно встретить множество советов по поводу того, как сделать управленческий труд успешным Ограничимся упоминанием рецептов известного американского специалиста в области психологических аспектов управленческого труда
"Если желаешь добиться успеха, научись делать так, чтобы все, с кем приходится работать,
во-первых, прониклись к тебе расположением,
во-вторых, были убеждены в твоей правоте,
в-третьих, делали то, что требуется для успеха предприятия"