ГЛАВА 6. ФУНКЦИИ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Анализ
Анализ
разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией решения по развитию объекта.
Принципы анализа:
1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разделение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрения их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;
2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа;
3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
4) принцип оперативности и своевременности;
5) принцип количественной определенности.
Рассмотрим сущность методов анализа.
Метод сравнения
позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
Основные виды сравнений, применяемые при анализе:
• отчетные показатели с плановыми показателями,
• плановые показатели с показателями предшествующего периода,
• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов,
• показатели работы за каждый день,
• межпроизводственные сравнения,
• сравнения со среднеотраслевыми данными,
• показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями родственных предприятий
Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, се
зонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д. ).
Факторный анализ — метод исследования объектов (систем), в основе которого лежит процедура установления степени влияния факторов | на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, | элементы совокупных затрат, производительность труда и т п ) с целью | разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы)
Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и трудоемких по установлению моделей расчетов Поэтому без ЭВМ не рекомендуется применять методы корреляционного и регрессионного анализа, главных компонентов К тому же в настоящее время для ЭВМ различных классов имеются стандартные программы по этим методам. В свою очередь пользоваться установленными с помощью ЭВМ моделями очень просто
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов .
Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение
Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими.
Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.
Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.
Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.
Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.
Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях либо необходимости функций существующего объекта.
Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
Примерным перечнем задач экономического анализа, для решения которых могут быть использованы ЭММ, является:
• оценка разработанного с помощью ЭММ плана производства продукции;
• оптимизация хозяйственной программы, распределение ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);
• оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала, определения напряженности норм;
• оптимизация уровня унификации составляющих частей изделия и средств технологического оснащения;
• установление оптимальных размеров предприятия, цеха, участка и т.п.;,
• определение оптимального ассортимента изделий;
• определение наиболее рациональных маршрутов внутризаводского транспорта, размещение складов;
• определение границ целесообразности проведения капитального ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замены его новым;
• установление и сравнительный анализ экономической эффективности использования единицы ресурса каждого вида с точки зрения оптимального варианта решения;
• определение внутрихозяйственных потерь в связи с возможным оптимальным решением.
Далее рассмотрим приемы анализа.
Прием сводки и группировки.
Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов под обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлении характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик изучаемых явлений и процессов.
Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.
Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений ^Устанавливает отличительную особенность данной совокупности явлений, ее наиболее типичные черты.
В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические,геометрические, простые, средневзвешенные.
Прием динамических рядов предполагает рассмотрение изменений показателей во времени, отображение последовательных значений Указателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различает ряды моментные —для характеристики изучаемого объекта в различные моменты времени и периодические — за определенный период времени.
Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.
Прием детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели.
Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта явления, процесса), итогами деятельности фирмы и отдельных ее подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты. Более подробно методы анализа описаны в специальной литературе.
6.2. Прогнозирование
Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием .План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления .Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления события и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирование качества и затрат Поэтому ниже в большей мере будет уделено внимание этим вопросам
К основным задачам прогнозирования относятся:
  • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде товара или услуги в соответствии с результатами маркетинговых исследований,

  • выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта,

  • выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;

  • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза,

  • прогнозирование показателей качества новой продукции с учетом влияющих на них факторов;

  • прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;

  • оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции,

  • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов

К основным принципам научно-технического прогнозирования
относятся системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность. Принцип системности требует взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов о развитии объектов прогнозирования и прогностического фона.
Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Корректировка прогнозов должна носить дискретный характер, причем оптимальные сроки обновления прогнозов могут быть выявлены только по результатам практического использования (ориентировочно два раза в пятилетку), т.е. результаты реализации прогнозов, уточнение потребностей, изменение тенденций развития объекта или прогнозного фона должны периодически поступать к разработчику прогноза.
Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера реальных процессов господствующих тенденций и оценку вероятности реализации выявленной тенденции.
В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных вариантов должен быть выбран наилучший.
Основными источниками исходной информации для прогнозирования являются:
  • статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;

  • научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;

  • патентно-лицензионная документация.

Учитывая значительное дублирование информации, используемой при прогнозировании и планировании повышения качества и эффективности продукции, при проведении НИР и ОКР, разработке системы норм и нормативов, целесообразно использовать для этих целей единые базы данных, формируемые по принадлежности к объектам прогнозирования и планирования. В этом случае проблему информационного обеспечения научно-технического прогнозирования следует решать комплексно на основе системы автоматизированного управления производством (АСУ).
Использование информационной базы АСУ для решения задач научно-технического прогнозирования в значительной мере снижает объем трудозатрат на сбор и подготовку исходных данных, позволяет сконцентрировать усилия прогнозистов на содержательной части этого процесса.
По назначению и характеру функционирования вся информация делится на научно-техническую и технико-экономическую информацию, справочно-нормативную информацию, информацию прогнозной ситуации и информацию обратной связи.
Исходная информация включает данные, используемые в процессе выбора метода прогнозирования, создания методик и справочно-нормативных материалов. От полноты и достоверности этой группы информации зависит научная обоснованность применяемых методов прогнозирования, обоснованность и точность прогнозов.
Объем и состав справочно-нормативной информации зависит от степени дифференциации прогнозных расчетов.
Информацию прогнозной ситуации образуют данные, характеризующие цели прогноза и условия, в которых будет протекать развитие прогнозируемого объекта. Состав этой информации и ее объем также зависят от методов прогнозирования, от степени дифференциации и точности прогнозных расчетов
Информацию обратной связи составляют данные проведенных научно-технических прогнозов, данные об отклонениях фактического состояния объекта от прогнозных величин, а также об отклонениях фактического состояния прогнозного фона от показателей, принятых при протезировании. Информация обратной связи позволяет оценить фактическую достоверность прогноза качества справочно-нормативных материалов и выявить причины отклонений.
В литературе приводятся различные классификации методов прогнозирования. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.
6.3. Планирование
Планирование
— функция управления, включающая следующий комплекс работ, анализ ситуаций и факторов внешней среды, прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка плана; реализация плана.
Планы по содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; во времени —стратегическими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.
Наиболее сложным направлением развития экономики является развитие на основе факторов инноваций, на основе активизации инновационной деятельности, характеризующихся большой неопределенностью. Соответственно и планирование для этих условий будет наиболее сложным, а задачи планирования — наиболее трудными Приведем основные задачи планирования деятельности производственной системы (фирмы):
1) выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
3) формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций,
4) структуризация целей инновационной деятельности;
5) комплексное обеспечение выполнения планов,
6) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
7)координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ,
8) стимулирование выполнения планов.
К основным принципам планирования относятся следующие:
1) преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;
2) социальная ориентация плана;
3) ранжирование объектов планирования по их важности;
4) адекватность плановых показателей;
5) согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
6) вариантность плана;
7) сбалансированность плана (при условии обеспечения по важнейшим показателям резерва);
8) экономическая обоснованность плана;
9) автоматизация системы планирования;
10) обеспечение обратной связи системы планирования.
Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования.
Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы Количество плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы Чем меньше горизонт планирования, тем, в соответствии с пирамидой показателей, больше количество плановых показателей Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент
Социальная ориентация плана предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы а также показателей социального развития коллектива.
Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в курсе "Стратегический менеджмент" [5]
Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозировании альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, во-вторых снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.
Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.
Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение запланированной цели с наименьшими затратами.
Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям следует обеспечить резерв.
Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип планирования рассматривается в курсе “ Разработка управленческого решения” [7]
Автоматизация системы планирования —в процессе реализации один из способов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.
Принцип планирования — обеспечение обратной связи системы планирования — предполагает возможность лица — потребителя планов (' выход системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) планов их разработчику.
Выполнить рассмотренные принципы планирования очень трудно это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество выполняемых принципов планирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и выполняемых услуг, положением и устойчивостью фирмы. Отметим что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.
6.4. Организация процессов
Организация процессов
— функция управления, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов.
Управленческий процесс—совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры системы.
Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.
Каждый производственный процесс состоит из множества частичных процессов, в результате выполнения которых создаются отдельные составные части товара Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
Под основными процессами понимаются такие, в результате которых изменяются форма или размеры предмета труда, его внутренние свойства, состояние поверхности, взаимное расположение составных частей. Например получение заготовки ее обработка, сборка готовых составных частей.
К вспомогательным относят такие процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, а призваны обеспечивать нормальное протекание основных процессов Например, изготовление инструмента для собственных нужд производство для своих нужд различных видов энергии ремонт основных фондов
К обслуживающим относятся такие процессы, как контроль качества продукции, внутризаводское транспортирование, складирование и т. п.
Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов, изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т. п.
Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т п ) в одном месте, гибкость процесса. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т. д.
Рассмотрим пример.
Первоначальная мощность рабочих мест по изготовлению партии деталей из четырех операций была следующей (рис. 6.1)

M1=10 М2= 15 М3= б М4= 10 шт/смену
Рис. 6.1. Производственный процесс изготовления деталей из 4 операций
Пропускная способность (мощность — М) технологической цепочки составила в смену 6 шт. 3-е рабочее место является "узким" местом. Мощность 2-го рабочего места используется на
6*100%/ 15=40%мощность 1-го и 4-го рабочих мест используется на
6*100%/10=60%
Что нужно сделать, чтобы повысить пропорциональность процесса? Имеются 4 направления:
1) пересмотр конструкции детали с целью обеспечения пропорциональности операций по трудоемкости;
г 2) пересмотр технологического процесса, режимов обработки;
3) разработка и реализация организационных мероприятий по замене оборудования, перепланировка участка;
4) дозагрузка рабочих мест другой аналогичной деталью.
Потребность в этих деталях —10 шт /смену
В данном примере на 3-е рабочее место нужно поставить еще один ^станок с такой же производительностью Тогда его мощность будет 12 шт /смену На 2 единицы (около 80 мин ) это рабочее место нужно будет загрузить другой деталью 2-е рабочее место необходимо догрузить на 30%. Если найдутся аналогичные детали для дозагрузки 2-го и 3-го рабочих мест, то линия по мощности будет отвечать требованиям пропорциональности.
Принцип пропорциональности следует помнить при решении любых вопросов, т. к. "скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна".
Пропорциональность определяется по формуле

(6.1)
где МMIN— минимальная пропускная способность или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т п ), MMAX— максимальная способность.
Приведем пример оценки пропорциональности технологической цепочки по разряду работ (табл.6.1).
Таблица 6.1
Пример оценки пропорциональности
Наименование разрядаРазряды по paбочим местам
1234
Разряд работ4335
Разряд рабочего3343

Анализ данных табл.6.1 показывает, что на 1-м рабочем месте разряд рабочего ниже требуемого разряда работ по технологии, значит, жди брака. На третьем рабочем месте, наоборот, работы третьего разряда выполняет рабочий четвертого, значит, налицо перерасход заработной платы, т к рабочему надо платить по его разряду А на последнем рабочем месте, чаще самом ответственном, чистовая работа пятого разряда выполняется рабочим третьего разряда. Экономия на заработной плате чревата вероятностью брака По фактическим данным пропорциональность технологической цепочки по наиболее "узкому " месту равна
3 *100 / 5=60 %
Значит, необходимо реализовать организационные мероприятия по обеспечению соответствия разрядов работ и рабочих.
Непрерывность—принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса

(6.2)
где Траб — продолжительность рабочего времени,
Тц—общая продолжительность процесса, включающая простои или пролеживания предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.п.
Параллельность—принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени Виды сочетаний операций последовательное, параллельное и параллельно-последовательное (рис. 6.2).

а) последовательное сочетание операций

б) параллельное сочетание операций

в) параллельно-последовательное сочетание операций Рис. 6.2. Виды сочетаний операций
Рис.6.2. Виды сочетаний операций

 
Коэффициент параллельности рекомендуется определять по формуле

(6.3)
Прямоточность—принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.
Коэффициент прямоточности рекомендуется определять по формуле

(6.4)
где Допт— оптимальная длина пути прохождения предмета труда, исключающего лишние звенья, возвраты на прежнее место,
Дфакт — фактическая длина пути прохождения предмета труда.
Ритмичность—принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.
Коэффициент ритмичности рекомендуется определять по формуле

(6.5)
где Viф — фактический объем выполненной работы за i-ю часть анализируемого периода (декада, месяц, квартал) в пределах плана (свыше плана не учитывается);
Vin —плановый объем работ i-ой части периода.
Приведем пример оценки ритмичности (табл. 6.2).
Таблица 6.2.
Пример оценки ритмичности
ПоказателиВыпуск по декадамЗа месяц
123
Vплан, млн.руб.20202060
Vфакт, млн. руб.5105065

Коэффициент ритмичности будет равен
КРИТМ=(5+10+20) / (20+20+20)= 35 / 60 = 0,58.
Анализ данных табл. 6.2 показывает, что, хотя за месяц план перевыполнен на 8%, коллектив работал плохо, 84% плана было сделано в последнюю декаду, были штурмовщина и брак в работе.

6.5. Учет и контроль
Учет
—функция управления по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы управления на различных видах носителей.
Ведение регулярного, полного и качественного учета выполнения планов является одним из основных условий повышения эффективности управления. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий, по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, их стадиям жизненного цикла и подразделениям. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт.
Требования к учету:
1) обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсистемам системы управления, показателям качества, количества и ресурсоемкости товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т.д.;
2) обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
3) обеспечение системности, т.е. учет показателей системы управления и ее внешней среды (макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы);
4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;
5) обеспечение преемственности, применяемости и перспективности учета;
6) использование результатов учета в стимулировании качественного труда.
Если учет ведется в основном количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция управления несколько шире. Контроль, во-первых, может быть количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда, во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.
Контроль —функция управления по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
1) стадия жизненного цикла объекта —контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;
2) объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
3) стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
4) исполнитель—самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
5) возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающий контроль;
6) принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
7) степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль;
8) режим контроля — усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
9) степень механизации—ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;
10) время контроля — предварительный, текущий, заключительный контроль;
11) способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;
12) периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
6.6. Мотивация
Мотивация —функция управления, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и/или личных целей.
На первом этапе организации работ по мотивации определяются затраты по одному из следующих методов.
  • метод исчисления от наличных средств или возможностей;

  • метод исчисления в процентах к сумме продаж;

  • метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли;

  • метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.

В основе мотивации лежат потребности, матрица которых приведена в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Матрица потребностей
Признак потребностиХарактеристика признака
12
1. Место в иерархии
потребностей
 
 
1.1 Первичные (низшие)
1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности)
1.1.2. Безопасность, защищенность
1.2. Высшие
1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании)
1.2.2. Духовные потребности
1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей
2. Что влияет на потребность
2.1. Национальность
2.2. История
2.3. География
2.4. Природа
2.5. Пол
2.6. Возраст
2.7. Социальное положение
3. Историческое место
потребности
3.1 Прошлые
3.2 Настоящие
3.3 Будущие
4. Уровень удовлетворения потребности4.1 Полностью удовлетворенные
4.2 Частично удовлетворенные
4.3 Неудовлетворенные
5. Степень сопряженности потребности5.1 Слабо сопряженная с другими потребностями
5.2 Сопряженная потребность
5.3 Сильно сопряженная (автомобиль и бензин,
лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т п)
6. Масштаб распространения
 
 
 
6.1. Географический: всеобщий, региональный
6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по
образованию, внутри группы по доходу
7. Частота удовлетворения7.1. Единично удовлетворяемые
7.2. Периодически удовлетворяемые
7.3. Непрерывно удовлетворяемые
8. Природа возникновения
8.1. Основные
8.2. Вторичные
8.3. Косвенные
9. Применяемость потребности9.1. В одной области
9.2.В нескольких областях
9.3. Во всех областях
10. Комплектность
удовлетворения

 
10.1. Удовлетворяется одним товаром
10.2. Удовлетворяется несколькими товарами
10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами
11. Отношение
общества
11.1. Отрицательное
11.2. Нейтральное
11.3. Положительное
12.Степень эластичности в зависимости от дохода и возраста12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей)
12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей)
12.3. Высокоэластичные (предметы роскоши)
13. Способ удовлетворения13.1. Индивидуальный
13.2. Групповой
13.3.Общественный

 
Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов: разработка концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организация разработки стратегии фирмы, оперативное управление реализацией инновационных проектов. Средства на мотивацию по каждому направлению могут подразделяться на две части: 1) на оплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговых исследований, разработка стратегии и т.п.) и 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации инновационных проектов. Например, конструкторы получают зарплату и премию за ^выполнение своих задач, но если они еще выполнили свои задания с | учетом требований концепции маркетинга, то должны быть стимулированы дополнительно и за это. Выполнять любую работу с ориентацией на ^потребителя очень трудно, поэтому качество и напряженность труда необходимо стимулировать. Размер премии определяется дифференцирование. Кроме материального стимулирования, применяются и моральные стимулы. Среди направлений стимулирования специалисты особо выделяют стимулирование достижения конечных результатов стратегии фирмы.

6.7. Оперативное регулирование
Регулирование
— функция управления по изучению изменений фак-|торов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность управления, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров "входа" системы или процессов ^в ней до новых требований "выхода" (требований потребителей).
Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы, например, фирмы являются следующие:
1) темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;
2) новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;
3) политика поставщиков;
4) рыночная стратегия конкурентов;
5) государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;
6) ценовая политика;
7) другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.
Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:
  • изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;

  • факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

  • факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.


Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.
Объединяющей функцией является координация.
Координация — центральная функция управления (в центре "колеса" управления) по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий.
Это одна из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.
Координация может быть по горизонтали и вертикали. Для координации используются различные методы (сетевые методы оперограммы и т. д.), технические средства (Интернет, телефон и т.д.), другие коммуникационные связи.