ГЛАВА 7. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
7.1. Характеристика методов управления
Метод управления
— это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.
Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления
В настоящее время в научной литературе раскрываются и на практике применяются три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.
Нам представляется, что общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме решения административно-правовых вопросов решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии Или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов
В основание классификации методов управления, на наш взгляд, следует положить иной признак— степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта
Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
б) мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий:
в) высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на следующие три группы: методы принуждения; методы побуждения; методы убеждения. Сравнительная характеристика этих методов приведена в табл. 7.1.
Таблица 7.1 Сравнительная характеристика методов управления
Признаки методов управленияГруппы методов управления
Методы принужденияМетоды побужденияМетоды убеждения
1234
1. Общепринятое название группы методов, примерно соответствующей новой группеАдминистративныеЭкономическиеСоциально-психологические
2. Субстанция методовДиректива, дисциплинаОптимизация мотивовПсихология, социология
3. Цель управленияВыполнение законов, директив, плановДостижение конкурентоспособности выпускаемых объектовДостижение взаимопонимания
4. Структура управленияЖесткаяАдаптивная к ситуациямАдаптивная к личности
5. Форма собственности, где преимущественно применяются методыГосударственнаяКорпоративная, частная, государственная и др.Частная
6. Субъект воздействияКоллектив, индивидуумИндивидуумИндивидуум
7. Форма воздействияПри помощи нормативно-методических документовМотивацияУправление социально-психологическими процессами
В. Основное требование к субъекту при применении методовИсполнительность, организованностьПрофессионализм в данной областиПсихологическая устойчивость личности
9. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методыФизиологические, обеспечение безопасностиФизиологическиеВсе
потребности
10. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методыЛинейная, функциональнаяПроблемно-целевая, матричнаяБригадная
11. Преимущественное направление управляющего воздействияСверху внизВертикальное (сверху вниз и снизу вверх)Вертикальное и горизонтальное
12.Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методыВысший и среднийВысший, средний, низшийНизший
13. Характер управленческой информацииКачественная, детерминированнаяКачественная, стохастическаяКомплексная (как фактор качества), стохастическая
14. Стиль руководства, характерный данной группе методовАвторитарныйСмешанныйДемократический
15. Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методовФлегматикСангвиникСангвиник
16. То же объекта управления (исполнителя)СангвиникФлегматик, холерикМеланхолик
17. Тип чаще всего принимаемого управленческого решенияРешения, основанные на строгом соблюдении нормативно-методических документов и директивРешения, основанные на моделировании и комплексном обоснованииРешения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
18. Конкретные методы и способы управления1. Государственное регулирование экономики
2. Стандартизация и сертификация
3. Мониторинг
экосистемы
4. Нормативно-
методическое регулирование
системы
управления организацией
5. Планирование, учет и контроль
1. Экономическое стимулирование
2. Анализ затрат, качества и др. параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.)
3. Экономико-математическое моделирование
4. Балансовые методы
1. Мониторинг социально-психологических процессов
2. Моделирование социально-психологических процессов
3. Психотехнологии

4. Моральное стимулирование

Приведенные в таблице характеристики методов управления являются укрупненными, отражающими преобладание или приоритет конкретного признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти "узкие" места в этой системе.
7.2. Методы принуждения
Государственное регулирование экономики
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом смысле термин "регулируемая рыночная экономика" обладает выраженной избыточностью, так как экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета "регулируемая" не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в высокой степени регулируется со стороны государства [З].
При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также "наводят порядок" в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, массовой безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, организованная преступность и, как следствие, растет сектор теневой экономики.
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.
Государственное регулирование неизбежно ассоциируется с централизацией управления экономикой, и действительно, принцип централизации является одной из его составляющих.
Как правило, государственное регулирование рыночной экономики осуществляется двояко. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка как неотъемлемое условие его надежной работы. Оно осуществляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении, контроле за соблюдением нормативных актов. С другой стороны, государственные органы способствуют органическому встраиванию рыночных отношений в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.
Отличие государственного управления в централизованной (централизованно-плановой) и рыночной экономиках состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспосабливают экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором — управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе и о тех, от кого оно зависит.
Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация и регламентация рынка не должны нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих "правил игры" может иметь самые разрушительные и негативные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов.
Для конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизмом организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного регулирования экономики направлен на достижение подобного оптимума.
Основу государственного регулирования экономики составляют:
  • система законодательных актов страны и субъектов Федерации;

  • нормативные акты исполнительной власти (указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральные и региональные программы и планы т.п.).

Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения; целями первого уровня —обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры регионов. Далее определяются цели второго, третьего и других уровней дерева целей развития страны. Прецедента разработки программы с подобным деревом целей в настоящее время нет. Имеются отдельные, не взаимоувязанные между собой законодательные акты и программы, направленные на решение отдельных проблем.
В систему законодательных актов регионов входят акты, которые должны развивать и дополнять федеральные, но не противоречить им. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правило, шире и глубже федеральных (по принципу пирамиды: чем ниже уровень, тем больше регламентирующих положений, показателей, механизмов и т.д.).
При государственном регулировании экономики управляющее воздействие направляется сверху вниз в виде предписывающих законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства и т.д. Обратные связи, идущие снизу вверх, содержат в основном информацию об исполнении законодательных и нормативных актов. Директивное управление является неизбежным условием функционирования армии, милиции, служб безопасности, пожарных служб. Это жесткое управление, которому не свойственны либерализм и демократизм [З].
Государственное регулирование экономики должно осуществляться по следующим направлениям, отраслям и проблемам:
  • социальная политика;

  • повышение конкурентоспособности страны;

  • экономия ресурсов;

  • здравоохранение;

  • развитие науки и образования;

  • развитие финансовой системы;

  • развитие систем управления (менеджмента);

  • экосистема;

  • развитие народного хозяйства по отраслям;

  • развитие информатики;

  • развитие правовой системы;

  • стратегия выхода России из кризиса и др.

Для решения проблем по перечисленным направления должны разрабатываться федеральные программы на ближайшие годы и на перспективу (до 20 лет).
Государственное регулирование экономики на уровне организаций (фирм, корпораций, унитарных предприятий и т.д.) осуществляется при помощи следующих методов и инструментов:
• формирование государственной политики регулирования ценообразования;
• формирование системы государственных заказов на выпуск товаров;
• контроль эффективности приватизации государственной собственности;
• формирование государственной финансовой, кредитной, налоговой и таможенной политики и контроль ее реализации на уровне организации;
• сертификация товаров и услуг;
• регулирование заработной платы на государственных предприятиях и в учреждениях;
• выделение организации субсидий, льготных кредитов, квот и других льгот;
• государственная поддержка инновационной деятельности организаций, сбыта продукции на внешнем рынке, формирования совместных предприятий, лизинговых фирм, холдинговых структур и др.
Стандартизация и сертификация
Принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации "О стандартизации"предусматривает установление норм, требующих введения на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.
Стандартизация, как деятельность по установлению норм, правил и характеристик, осуществляется в целях обеспечения:
• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
• единства измерений;
• экономии всех видов ресурсов;
• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся:
• международные стандарты (МС);
• стандарты Евросоюза (EN);
• государственные стандарты СНГ (ГОСТ);
• государственные стандарты России (ГОСТ Р);
• региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (РСТ);
• стандарты отраслей (ОСТ);
• стандарты предприятий, фирм, организаций и др. (СТП).
На территории Российской Федерации обязательным для исполнения является ГОСТ РФ.
В том же 1993 году был принят Закон РФ "О сертификации продукции и услуг".
Сертификация
как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется в целях:
  • создания условий для деятельности хозяйствующих объектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а

  • также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  • подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем.

Контроль выполнения организациями, предприятиями и другими системами целей стандартизации и сертификации осуществляют федеральные и региональные органы под руководством Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИсертификации. Контроль выполнения требований стандартизации и сертификации по сути относится к методу принуждения как одному из методов управления.

Мониторинг экосистемы
Мониторинг экосистемы
— постоянное непрерывное наблюдение ^за объектами; оценка и анализ их экологических параметров, характеризующих воздействие на окружающую природную среду, флору и фауну,здоровье человека, разработка и контроль выполнения программ (планов) обеспечения экологичности функционирующих и выпускаемых организациями объектов. Мониторинг—это наблюдение, оценка и доведение нормативов параметров экосистемы.
Проблемы в области сохранения экосистемы:
  • регулирование народонаселения;

  • сохранение почвенной экосистемы;

  • развитие биотехнологии, применение солнечной энергии;

  • регулирование кругооборота воды;

  • борьба с атмосферными загрязнениями;

  • борьба с вредителями;

  • сокращение применения пестицидов;

  • применение безотходной технологии, переработка отходов;

  • повышение качества (прежде всего экологичности и надежности) выпускаемой продукции и т.д.

Законодательство по охране окружающей природной среды (ОПС) включает законы, стандарты, правила, положения, инструкции и др. нормативные акты, действующие на различных уровнях управления.
Главным из них является Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", принятый 19.12.91. Он регламентирует права и обязанности граждан, предприятий, организаций и учреждений по вопросам обеспечения экологичности объектов на всех стадиях их жизненного цикла, меры ответственности за несоблюдение нормативов и правил в области сохранения экосистемы.
Надзор за соблюдением закона осуществляет Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ.
Нормативно-методическое регулирование системы управления организацией
Нормативно-методическое регулирование системы управления организацией также относится к методу принуждения коллектива или индивидуума к соблюдению оговоренных заранее и зафиксированных в документах норм, правил и требований.
В состав документов по нормативно-методическому регулированию системы управления организацией входят: стандарты предприятия, методики, положения, инструкции и другие документы внутреннего применения, обязательные для соблюдения, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные и введенные в действие руководством организации (вышестоящей организацией) и действующие в рамках структуры, утвердившей документ.
Нормативные документы организации должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи компонентов всех подсистем системы менеджмента конкретной организации, в отличие от законодательных актов, имеющих обязательную силу для всей страны или ее субъектов.
Планирование, учет и контроль
Как методы и способы принуждения планирование, учет и контроль являются основными. В конечном счете в программах и планах всех уровней управления закладываются важнейшие нормы, нормативы, параметры организации (системы) и выпускаемых ею товаров, требования к сохранению экосистемы и т.д. Учет и контроль выполнения плановых заданий завершают управленческий цикл развития любых систем.
7.3. Методы побуждения
Методы принуждения —жесткие методы управления. Поэтому девизом централизованно-плановой системы хозяйствования был лозунг "План — это закон". Этот метод управления был основным. Методами побуждения и убеждения руководители пользовались в двух случаях из десяти. Жесткое планирование сверху (принуждение) на корню губило инициативу на местах. Централизованное планирование всего и вся в условиях приоритета государственной собственности и монополизма привело Россию и страны
СНГ к нищете (сравнительные данные экономик промышленно развитых стран и России приведены в работе [6]).
Мы не хотим сказать, что в условиях рыночных отношений планирование ушло в небытие. Наоборот, в этих условиях роль планирования возрастает в десятки раз, но на основе других принципов и методов. В условиях централизованно-плановой (административной) системы хозяйствования соотношение применяемых методов принуждения, побуждения и убеждения было примерно 8:1:1.
С 1991 г. российская экономика путем срочного проведения необоснованного ряда мер (отпуска цен, ваучеризации, приватизации и др.) сделала "рывок" в рынок. Правовая система и экономическая стратегия перехода России на рыночные отношения не были разработаны. Все ветви власти посчитали, что "невидимая рука" без экономико-правовой субстанции сама приведет российскую экономику к расцвету. От свободы все были в состоянии эйфории. Упор был сделан на последнюю группу методов управления — методы убеждения на основе психологии. Соотношение методов управления стало 1:1:8 в пользу методов убеждения. Результаты такого ненаучного перехода к рыночным отношениям мы пожинаем сегодня.
Рациональное соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения, на наш взгляд, примерно следующее: 4:4:2. Почему такое соотношение?
Методы принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если Идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, у0 экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.
Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения является оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция забавляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому, на наш взгляд, роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% от совокупности факторов эффективности.
Методам психологии в централизованно-плановой системе уделялось очень мало внимания, т.к. человек в ней был "винтиком". Высшая ступень развития промышленно развитых стран ориентирована на гармоничное развитие личности, повышение эффективности с использованием психотехнологий. Факторов и условий, определяющих качество и эффективность управленческих решений, значительно больше, чем факторов психологического портрета личности, которыми следует руководствоваться (учитывать) при принятии и реализации решений. Поэтому "весомость" методов побуждения примерно в два раза больше "весомости" методов убеждения.
К методам побуждения относятся методы управления, целью которых является анализ и оптимизация управленческих решений по любым вопросам становления, функционирования и развития любых систем. Конечные цели методов побуждения: экономия ресурсов, повышение конкурентоспособности любых объектов, повышение качества жизни. Средства достижения этих целей: оптимизация объектов и методов мотивации персонала и оптимизация управленческого решения по достижению целей мотивации.
Методы побуждения как методы и способы управления можно подразделить на основной и вспомогательные (обеспечивающие). К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала в достижении конечных целей системы управления. Направления экономического стимулирования — максимальное удовлетворение физиологических потребностей персонала, обеспечение его комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей. Экономическое стимулирование персонала (населения) может обеспечиваться только через комплексное развитие всего общества. Нельзя говорить о развитии личности, если общество нищее. Нельзя быть богатым (в широком смысле этого слова, а не только в финансовом отношении) в нищей стране. Поэтому экономическое стимулирование повышения качества и эффективности работы каждого путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества в целом является ключевым моментом методов побуждения.
К формам экономического стимулирования относятся следующие:
о формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
• бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
• участие работника в распределении прибыли организации;
• предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
• предоставление работнику льготных кредитов;
• льготное страхование жизни работника и др.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.
К факторам, определяющим структуру системы стимулирования, относятся:
  • устойчивость и эффективность функционирования внешнего окружения (макро- и микросреды, инфраструктуры) организации;

  • устойчивость и эффективность функционирования организации;

  • структура и сила мотивов работника (социальные, физиологические, духовные, безопасности, самовыражения);

  • профессиональные, деловые и психологические качества работника;

  • качество системы стимулирования.

К вспомогательным методам, позволяющим анализировать, оценивать и решать выполнены ли цели системы и возможно ли экономическое стимулирование, мы относим следующие:
  • аналитические методы;

  • экономико-математическое моделирование;

  • балансовые методы.

Группу вспомогательных аналитических методов можно подразделить на две подгруппы: социологические методы и технико-экономические методы.
К социологическим методам побуждения относятся:
  • тестирование;

  • анкетирование;

  • хронометраж;

  • фотография рабочего дня и самофотография и др.

К технико-экономическим относятся:
  • методы технического измерения параметров системы и ее внешнего окружения с целью нахождения отклонений от нормативов и побуждения (мотивации) их соблюдения;

  • нормирование элементов фонда заработной платы организации и составляющих заработной платы каждого работника в зависимости от актуальности и важности стимулирующих факторов;

  • прогнозирование параметров развития системы в увязке с параметрами и факторами стимулирования;

  • факторный анализ с применением экономико-статистических методов с целью ранжирования параметров стимулирования;

  • метод моментных наблюдений хода производственного и управленческого процессов с целью оптимизации затрат ресурсов и ее стимулирования;

  • методы исследования операций с целью оптимизации эффективности систем управления и стимулирования (методы линейного программирования, симплексный метод, транспортная задача, динамическое программирование, сетевое планирование, теория массового обслуживания, управление запасами и др.).

Балансовые методы предполагают сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. Балансовые методы позволяют найти "узкие" места в системе ресурсосбережения и наиболее весомые факторы стимулирования.
Подробнее экономико-математические методы и модели изложены в гл. 8.
7.4. Методы убеждения
Чтобы эффективно управлять людьми, необходимо хорошо их знать. Человек—чрезвычайно сложная, постоянно изменяющаяся система. Руководитель должен быть подолгу службы грамотным и всестороннее образованным человеком. Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу еще более трудной. Легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать.
Методы убеждения как методы и способы управления основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности.
Каждый сотрудник требует к себе индивидуального подхода. Для того, чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.
К конкретным способам изучения и применения результатов в процессе управления относятся:
  • мониторинг социально-психологических процессов для нахождения объекта и предмета убеждения;

  • моделирование социально-психологических процессов для нахождения оптимальных параметров предмета убеждения;

  • психотехнологии по реализации рекомендаций моделирования социально-психологических процессов;

  • моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.

Рассмотрим коротко сущность этих методов.
Мониторинг социально-психологических процессов — постоянное непрерывное наблюдение за коллективом и его членами с целью:
установления параметров психологического портрета личности, ее мотивов и ценностей; нахождения путей удовлетворения физиологических, социальных и других потребностей личности; поиска методов и средств убеждения личности и коллектива в необходимости выполнения работ качественно, в установленные сроки, с минимальными затратами.
Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами:
  • темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);

  • характер — отношение личности к другим людям, коллективу, обществу, самому себе, труду и вещам;

  • способности общие и специальные;

  • направленность, в основе которой лежит мотивация;

  • интеллектуальность;

  • эмоциональность (ум, воля, чувства или эмоции, настроение, стресс);

  • волевые качества;

  • общительность;

  • самооценка;

  • уровень самоконтроля;

  • способность к групповому взаимодействию.

Изучение психологического портрета личности позволит установить мотивы ее поведения, ценности, которыми она руководствуется. Методы изучения психологического портрета личности: тестирование, наблюдение, анкетирование и др. Результаты изучения психологического портрета личности используются для: формирования психологически устойчивых коллективов; нахождения сильных и слабых черт психологического портрета личности; формирования мер по гармоничному развитию личности; разработки плана совершенствования организации труда.
Моделирование социально-психологических процессов осуществляется для нахождения оптимальных мер воздействия субъекта управления на объект в зависимости от его черт, мотивов и стимулов. Целью моделирования является обоснование программы гармоничного развития личности и плана совершенствования организации труда.
Методы моделирования социально-психологических процессов:
физическое моделирование условий труда работников; логическое моделирование социальных процессов при помощи построения логических схем (структур), матриц, таблиц, экономическое моделирование параметров процессов на основе факторного анализа, фотографии рабочего дня, самофотографии, метода моментных наблюдений, корелляционно-регрессионного анализа и других методов.
Результаты моделирования, касающиеся психологических аспектов развития личности и коллектива, могут быть практически использованы с помощью таких методов психотехнологии, как дистанционное управление психикой, психотроника, психогенераторы, психотерапия и др.
Моральное стимулирование как метод убеждения работника в выполнении заданий качественно, в установленные сроки и с оптимальными затратами ресурсов основано на разработке и реализации совокупности мер поощрения и порицания. К основным способам поощрения относятся: одобрение хода работы; поддержка неуверенного в своих действиях работника, с заниженным уровнем притязаний; похвала личности или коллектива за хорошие результаты работы путем выражения благодарности, награждения почетными знаками, грамотами, публикации в открытой печати и т.п.