2 Экономическая реформа и вопросы государственного управления финансово-кредитной системой
В России идет глубокая экономическая реформа,
направленная на совершенствование рыночной экономики, создание фундамента правового государства и гражданского общества, основанных на приоритете прав и свобод граждан, равенстве всех форм собственности, включая частную, свободе предпринимательства. Реформа призвана вывести страну из глубокого кризиса, который к середине 80-х годов поразил всю ее экономику. Выход из него состоит в смене парадигмы организации и функционирования производительных сил страны, что и сегодня остается одной из главных задач экономической реформы.
Уже первые шаги, сделанные в этом направлении, в особенности признание частной собственности на средства производства и допущение свободного предпринимательства, выявили полную неспособность существовавшего финансово-кредитного механизма, и прежде всего финансово-кредитной системы, удовлетворить потребности формирующихся рыночных отношений. Между тем финансово-кредитная система относится к тем сегментам экономики, которые всегда имеют для общества важное, а в рыночной экономике приобретают первостепенное значение.
В этих условиях вопросы государственного управления финансово-кредитной системой, как и всей экономикой, получают огромное теоретико-практическое значение. Рассматривая вопросы государственного управления финансово-кредитной системой и в целом экономикой, следует иметь в виду следующие обстоятельства.
Государственное управление экономикой осуществляется специальными государственными органами, реализующими в своей деятельности государственные интересы и действующими от имени государства. При этом принципиально важным является содержание, вкладываемое в понятие "государственный интерес".
Попробуем несколько подробнее раскрыть его. Это очень важное понятие, и правильное его понимание может позволить избежать многих иллюзий —ведь недаром и в советское время, и в последние годы на апелляции к государственным интересам строилось немалое число спекуляций.
Исходя из государственных интересов еще Лениным была задумана и в последующие десятилетия блестяще реализована финансово-кредитная система, которая обеспечивала централизованное планирование и распределение государственных финансовых ресурсов, отчетность и тотальный контроль за каждым расходуемым рублем. В рамках этой системы банковские учреждения выступали лишь в роли операторов, осуществляющих необходимые расчетные и контрольные функции. Функции же планирующего и распределяющего органов выполняли соответственно Госплан и Минфин.
Действительно ли выполняемая финансовыми и экономическими ведомствами функция была направлена на защиту интересов государства? Безусловно, да! Только интересы советского государства несли в себе довольно специфическое содержание. Они отражали интересы не граждан государства, не каждого члена общества, желающего, созидая, умножать собственное богатство, тем самым преумножая национальное богатство страны. Эти интересы на самом деле были интересами узкой партхозноменклатуры, которая в силу своего "революционного" мировосприятия и низкого экономического, правового и управленческого образования видела единственно правильный путь развития только в жестких методах управления экономикой при абсолютной монополии государства на собственность. Такой подход гарантировал сохранение власти в руках партийной олигархии, давал возможность жестко подавлять любое инакомыслие, одновременно предоставляя на ограниченный промежуток времени шанс успешного экономического и научно-технического развития. Благодаря огромным природным ресурсам страны и бесконечному терпению народа эти внеэкономические формы управления удалось растянуть на семь десятилетий.
В рамках данной системы отсчета частному интересу, естественно, не оставалось места, его надо было максимально элиминировать, что с успехом можно было осуществлять, имея блестяще отлаженную систему финансового учета и контроля. Эта система не могла стимулировать интерес к созиданию, поскольку личность здесь рассматривалась как средство достижения государственных интересов, как сырье, как трудовой ресурс. Отсюда гулаги, беломорканалы, коллективизация с каннибализмом и т. д.
Объективности ради нужно отметить, что эта система управления финансами и экономикой действительно позволяла держать под строгим государственным контролем денежное обращение, жестко планировать и контролировать эмиссию (при этом в случае политической "целесообразности", осуществляя ее в любых размерах, но все же управляя этим процессом) и тем самым минимизировать теневой денежный оборот. Совершенно свести его к нулю невозможно ни в какой экономике, поскольку до тех пор, пока есть наличный денежный оборот, будет и уход от уплаты налогов и другой более опасный теневой оборот, напрямую связанный с преступным бизнесом. Однако в условиях социалистической плановой экономики тоталитарный режим управления финансами позволял при желании держать под очень жестким контролем 90%финансовых потоков.
Другим условным достоинством такой системы управления финансами была максимальная автономия от мирового валютного рынка. Неинтегрированность в мировое экономическое сообщество, конечно, является сомнительным достоинством, и в этом случае не представляет особого труда быть полноправным хозяином своего обособленного "железным занавесом" натурального хозяйства. Однако с точки зрения имперских амбиций и интересов такие замкнутость и контроль обеспечивают максимум суверенитета, тогда как при интегрировании в мировую экономику и ведении открытой внешнеэкономической политики необходимо помнить, что финансы, собственная развитая финансово-кредитная система являются важнейшими атрибутами государственной независимости.
С этой точки зрения государственный интерес требует как при социализме, так и при любом другом общественно-политическом строе, в том числе и в переходные периоды, очень ревностно относиться к проблеме стабильности национальной валюты и банковской системы, к вопросу доверия к ней со стороны собственного народа.
Мы живем в переходный период, который является периодом смены социально-экономических и политических приоритетов. Теперь, приступив к строительству гражданского общества, мы признали приоритет интересов личности, ее прав и свобод, в том числе право личности на частную собственность и свободное предпринимательство (См.: Тосунян Г. А. Введение к книге "Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы". М.: Дело Лтд, 1994.С. 5.). Сегодня государственный интерес должен рассматриваться в значительной степени с учетом конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина —высшей ценности нашего общества(ст. 2Конституции РФ). Принимая соответствующие решения, государственные органы обязаны руководствоваться этой правовой нормой.
Таким образом, употребляя термин "государственный интерес", необходимо учитывать наполнение его новым содержанием, которое позволяет качественно пересмотреть ранее привычный взгляд на это понятие.
Являясь всегда формой властной деятельности, государственное управление может осуществляться в различных формах и различными методами. Такими формами и методами являются: прямое государственное управление и система государственного регулирования, административные методы и экономические методы.