3 Формы и методы государственного управления финансово-кредитной системой
3.1. ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Прямое государственное управление предполагает непосредственное вмешательство государственных органов в производственную и хозяйственную деятельность учреждений, предприятий и организаций.
Отношения этих учреждений, организаций, предприятий с органами государственного управления имеют при этом для первых приоритетное значение. В результате прямого государственного управления возникает сильная зависимость учреждений, предприятий и организаций от вышестоящих управляющих органов.
В условиях прямого государственного управления доминируют административные методы управления.
Эта форма государственного управления осуществляется, как правило, "жестко" —в виде непосредственно распорядительных, императивных предписаний, запретов и т. п.
3.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Будучи формой государственного управления общественными процессами, система государственного регулирования призвана создавать благоприятные экономические, правовые и организационные условия для функционирования учреждений, предприятий и организаций.
Осуществление государственного управления в форме государственного регулирования выдвигает на первый план экономические методы управления, осуществляется, как правило, "мягко" —в виде нормативного регулирования, рекомендаций, координации направлений, оказания помощи и т. д. и приводит к ослаблению зависимости учреждений, предприятий и организаций от вышестоящих организаций. Этот процесс в соответствующих случаях и ведет к употреблению термина "регулирование" взамен термина "управление".
Система государственного регулирования имеет богатое содержание. Она предполагает установление государством общих и специальных правил для участников административно-правовых отношений, их корректировку в зависимости от изменяющихся условий, контроль за исполнением этих правил, содействие осуществлению нужных для общества форм деятельности, а также определение приоритетов в структурной политике. Важную регулятивную функцию выполняют такие ее элементы, как налоги, таможенные пошлины, стандарты, система регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, государственные заказы и т. д.
3.3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМОЙ
Формы и методы государственного управления финансово-кредитной системой определяются характерными особенностями социально-экономической и политической систем, сложившихся в данном обществе.
Изменения в социально-экономической и политической сферах всегда вызывают изменения форм и методов управления. Не случайно сегодня в России к вопросам управления, особенно государственного, приковано столь пристальное внимание. Переход к рыночной экономике требует развития предпринимательской инициативы, определенной экономической свободы для реализации коммерческих интересов и проектов. Нужны экономические стимулы, которые создаются не административными, а экономическими методами государственного управления. Это в полной мере относится и к финансово-кредитной системе.