3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
Основу эффективного управления персоналом составляет нижеследующая неранжированная совокупность принципов.
1) Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.
2) Демократизм. В Российской Федерации все работники, согласно Статье 227 КЗоТ РФ, имеют право участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Это право они реализуют через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные уполномоченные трудовым коллективом органы вносить предложения об улучшении работы предприятия, учреждения, организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.
3) Дифференциация это расчленение крупных проблем на более мелкие:
а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);
б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);
в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);
г) видам работ (разделение труда) и др.
4) Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделения), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы: 5) единства прав, обязанностей и ответственности', 6) иерархии; 7) единства руководства.
8) Исполнительская дисциплина обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.
9) Комплексность рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления: 1) обеспечивает взаимную увязку решаемых задач; 2) координацию взаимодействия различных подразделений внутри предприятия.
10) Научность — необходимость научного обоснования всех аспектов управленческой деятельности: организационной структуры управления, принципов контроллинга и маркетинга персонала и т.д.
11) Обратная связь. Между объектом и субъектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используются: диспетчирование, учет, контроль.
12) Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, — компетентное выполнение принятых решений.
13) Регламентация — установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации, учреждения)5, а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.
14) Социально-экономическая адаптация. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним.
15) Эффективность социально-экономической адаптации системы во многом зависит от развития творческой инициативы, привлечения к управлению максимально возможного числа работников.
16) Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива.
17) Целеполагание знание целей деятельности предприятия и соответствующих им: 1) задач управления; 2) приоритетных направлений развития; 3) тенденций развития всех видов политики предприятия (кадровой, технической, финансовой и т.д.).
18) Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем — от экономической эффективности управления (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т.д.6.
5 Далее предприятия (учреждения,' организации) именуется, ^предприятия”.
6 Кравченко А. И. СЗС с. 182. ' 'н-й службы
3.1 Принципы научного менеджмента Фредерика Тейлора
“Отец научного менеджмента” американский инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor) (1856-1915) в своем основном произведе-, нии “Принципы и методы научного менеджмента” (1911) обосновал следующие принципы управления.
“Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические, методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях груда, применяемых в предприятии.
Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.
В-третьих, администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими... Выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего и которые могут быть с пользой применены только после того, как был произведен систематический учет, изменение и так далее их действия...”7
3.2 Принципы управления в теории эффективности Гарринпона Эмерсона
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в книге “Двенадцать принципов производительности” (1912) показал, что в основе системы управления персоналом, формирующей эффективную организацию труда, лежат следующие 12 принципов8.
Принципы, касающиеся выбора стратегии9: 1) точно поставленные идеалы и цели; 2) здравый смысл.
Принципы, обеспечивающие реализацию стратегических установок в процессе оперативного управления10: 3) компетентная консультация; 4) дисциплина; 5) справедливое отношение к персоналу.
'Управление — это наука, ее. 241-242. * Михайлов Ф. Б. с. 18. " Управление — это наука, ее. 112-132. 10 Управление — это наука, ее. 133-159.
Принципы учета, контроля и координации действий": 6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7) диспетчирование.
Принципы коррекции организационных установок на базе нормирования и улучшения условий труда12: 8) нормы и расписания; 9) нормализация условий; 10) нормирование операций; 11) писаные стандартные инструкции.
12) Принцип стимулирования13 — вознаграждение за производительность.
3.3 Принципы управления в теории администрирования Анри Файоля
Французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925) в книге “Общее и промышленное управление” (1916) рассмотрел следующие принципы, лежащие в основе эффективного функционирования управленческого механизма.
“1. Разделение труда. Цель разделения труда — повысить количество и качество производства при затрате тех же усилий.
2. Власть-ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т. е. без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина — это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании существенно зависит от достоинства его руководителей.
4. Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо действия только один начальник... Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства... Ввиду того, что это правило нельзя не признать фундаментальным, я его включаю в число принципов.
5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащих или группы служащих не должны
11 Управление — это наука, ее. 159-172.
12 Управление — это наука, ее. 172-203.
13 Управление — это наука, ее. 203-214.
ставиться выше интересов предприятия. Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одинаково заслуживающих признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления. •;
7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего.
8. Централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе; она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководителей и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими.
10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Формула социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
11. Справедливость. Для того, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности и правосудия.
12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам и принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.
13. Инициатива. Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы.
14. Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, — дело искусное; но разделять свои собственные силы в предприятии — тяжелейшая ошибка”14.
14 Управление — это наука, ее. 20-42.