5. РЫНОК ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЗАНЯТОСТИ
5.1 Рынок труда
Труд
(L, labor) как экономический ресурс — это совокупность используемых при осуществлении общественно полезной деятельности физических и умственных способностей людей.
Рынок труда — это такая сфера рыночной экономики, в которой формируются: 1) со стороны наемных работников — предложение труда в расчете на его оплату (S, supply); 2) со стороны работодателей — спрос на труд (D, demand); 3) цена труда (PL, price), или ставка заработной платы, или уровень оплаты труда (W, wage rate).
5.7.7 Спрос на труд
Спрос на труд со стороны предприятия, являющийся функцией спроса на выпускаемую этим предприятием продукцию, зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются максимизация прибыли и минимизация издержек, в частности, в связи с замещением труда капиталом и наоборот.
Как известно, в условиях совершенной конкуренции увеличение использования данного вида ресурса происходит до тех пор, пока предельные издержки на его использование (MRC, marginal resource cost) не превысят величину предельною продукта в денежном выражении (MRP, marginal revenue product). Это значит, что в условиях совершенной конкуренции спрос на груд со стороны отдельного предприятие будет существовать до тех пор, пока предельные затраты на оплату труда вновь принятых работников (MRCL) не превысят величину предельного продукта труда в денежном выражении (MRP(), создаваемого этими же работниками.
Совокупный спрос на труд в масштабе отрасли определяется путем суммирования спроса на труд отдельных предприятий, входящих в данную отрасль.
5.7.2 Предложение труда
В отличие от спроса на труд, предложение труда формируется на отраслевом уровне и зависит, прежде всего, от уровня его оплаты: при' прочих равных условиях более высокому уровню оплаты труда в той или-иной отрасли соответствует и более высокое предложение труда.
В условиях совершенной конкуренции, когда на рынке труда взаимодействуют неограниченное количество работодателей и не объединенных в профсоюзы наемных работников равновесные количества занятых и ставки заработной платы формируются под воздействием спроса на труд и предложения труда17.
5.2 Механизм установления ставки заработной платы на различных типах рынков труда
Рассмотрим следующие наиболее типичные виды рынков труда, отличающиеся соотношением продавцов и покупателей и, вследствие этого, — различной степенью их влияния на ставку заработной платы.
5.2.7 Конкурентный рынок (рынок свободной конкуренции), как было отмечено в п.5.1.2, отличается тем, что ни многочисленные наемные работники, ни многочисленные работодатели не оказывают влияния на ставку заработной платы.
5.2.2 Олигополия характеризуется тем, что небольшое число работо-получателей диктует многочисленным работодателям условия найма: ставку и/или число рабочих мест. В случае олигополии в качестве работо-получателя, как правило, выступают профсоюзы, которые могут проводить политику: а) замкнутого тред-юнионизма (ограничения приема в профсоюзы и получения рабочих мест); б) лицензирования профессий (введения ограничений на осуществление определенных видов деятельности); в) повышения спроса на труд.
5.2.5 Монополия отличается от олигополии тем, что на рынке труда все работодатели имеют дело только с одним продавцом. Монополия дает возможность продавцу беспрепятственно осуществлять политику в области занятости и заработной платы; в частности, монополия государства способна обеспечить реализацию принципа “равной оплаты за равный труд”.
5.2.4 Олигопсония характеризуется: господством нескольких покупателей-работодателей при наличии многочисленных работополучателей, а также существенным влиянием, оказываемым олигопсонистами на ставку заработной платы.
5.2.5 Монопсония это рынок труда, на котором (при наличии многочисленных работополучателей) господствует единственный рабо-
17Рыночная экономика, с. 161.
тодатель, диктующий ставку заработной платы. Как правило, монопсонист снижает численность занятых, что обеспечивает ему дополнительное получение прибыли.
5.2.6 Комбинированные модели
Моно- и олиго- сочетания дают различные комбинированные модели рынков труда: моно-билатераль (монополия — монопсония), олигобилатераль (олигополия — олигопсония), а также модели “монополия -олигопсония” и “олигополия-монопсония”, при этом если билатеральные модели не дают однозначного ответа на вопрос о степени влияния на ставку заработной платы продавцов либо покупателей, то две последние модели функционируют, как правило, с преобладанием позиции соответственно продавца и покупателя.
5.3. Реализация трудового потенциала в системе отношений занятости
5.3.1 Уровни занятости и безработицы
Занятость
это участие населения страны в общественно полезном труде, характеризующееся уровнем занятости долей трудоспособного населения, занятой на определенный момент в народнохозяйственном комплексе страны. Уровень занятости и уровень безработицы, исчисленные в процентах от численности рабочей силы, соответственно имеющей и не имеющей работу, количественно связаны соотношениями:
Уровень занятости + Уровень безработицы = 100 %, (5.1)
или
Уровень занятости = 100 % - Уровень безработицы. (5.2)
Из выражения (5.2) следует, что уровень занятости снижается в меру роста уровня безработицы. А так как последняя может быть циклической, структурной либо фрикционной, то и меры, направленные на реализацию трудового потенциала общества, вырабатываются не абстрактно, а с учетом конкретных причин безработицы.
5.3.2 Долговременный и краткосрочный аспекты проблемы
Неполная занятость, связанная с цикличностью экономического развития, требует принятия мер стратегического характера, с последующей их детализацией по мере наступления прогнозируемых изменений. В рамках стратегических программ занятости рассматриваются все социально-экономические аспекты проблемы (социально-психологические, культурные, демографические и другие), от решения которых зависит гармония интересов общества и его трудоспособного населения.
Структурная перестройка, сопряженная с изменением технологической структуры капитала и “выбраковкой” нерентабельных производств, требует максимального оперативного участия со стороны государства и, в первую очередь, предоставления высвобождаемым работникам главной социальной гарантии — права на труд, в соответствии с образованием, опытом, возрастом и здоровьем работников.
Напротив, вызываемая фрикционной безработицей неполная занятость, связанная с поиском или ожиданием работы, является вполне нормальным, здоровым явлением, которое развивается без какого-либо вмешательства со стороны государства.
5.3.3 Социально-экономический аспект проблемы занятости в России
На 01.04. 99 г. численность безработных (по методике Международной организации труда) составила в Российской Федерации 9 млн. чел.18, что составляет свыше (9:72,2) х 100 = 12,5 % экономически активного населения страны.
Большинство безработных (ввиду, во-первых, низкого размера пособий по безработице, во-вторых, бюрократического порядка регистрации, в-третьих, высокой задолженности Государственного фонда занятости населения по выплате пособий) избегает регистрации на биржах труда, в связи с чем численность официально зарегистрированных безработных составляет всего лишь 1,9 млн. чел., или 21 % фактически незанятого населения19. Это ведет к тому, что государственный бюджет несет колоссальные экономические потери, а общество — невосполнимые социальные.
Так, например, воспользовавшись законом Оукена (см. параграф 4.3), можно индикативно оценить долю снижения объема валового национального продукта России из-за превышения “естественного” уровня безработицы, составлявшего в 1998 году 5 %20. Величина “потерь” за 1990-1998 годы (12,5 - О21) х 2,5 = 31,3 % ВНП|ЭД(), в том числе (12,5 - 5) х 2,5 = 18,8 % ВНП(998за 1998 год,
18Вопросы статистики. — 1999. — № 5. — с. 96.
" Экономика и жизнь. — 1999. — № 20. — с. 4.
20 Кузьмин С. с. 60.
21“Нулевое” значение уровня безработицы в 1990 г. (безработные отсутствовали).
где ВНП|990_ валовой национальный продукт РФ за 1990 год,
ВНП1998—то же, за 1998 год.
Количественно оценить социальные последствия изменения уровня занятости значительно сложнее, однако и в этом случае можно дать, по крайней мере, индикативную оценку, в соответствии с методикой, изложенной в параграфе 2.3.3.