6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
6.1 Спрос на товары и услуги как фактор развития предприятий
Управление занятостью осуществляется не декретированием соответствующих показателей, а целенаправленными воздействиями на рыночную конъюнктуру, прежде всего, такими, которые обеспечивают желаемое изменение спроса на товары и услуги. Увеличение спроса вызывает наращивание объема производства продукции, что неизбежно ведет к увеличение количества рабочих мест и, следовательно, к росту занятости.
Принято различать независимый (связанный с предметами первой необходимости) и индуцированный (связанный с уровнем доходов) виды спроса, оказывающие, в силу различной своей экономической природы, различное влияние на развитие предприятий. Независимый спрос (на хлеб, сахар, соль и т.п.) практически одинаков для всех категорий потребителей, тогда как индуцированный спрос стратифицирован, отражая различия в уровне доходов различных групп населения. В силу указанного различия, независимый спрос в глобальном масштабе способствует развитию производства до определенного уровня, функционально зависящего от численности населения и известных норм потребления. Индуцированный же спрос, в силу действия закона возрастающих потребностей, практически ничем не ограничен, а это значит, что благодаря росту благосостояния населения возникает потребность в дополнительных рабочих местах, причем преимущественно не в традиционных, а авангардных отраслях экономики.
6.2 Принципы государственной политики занятости
По типу реакции на изменения трудового потенциала страны государственная политика занятости может быть в своей основе активной либо пассивной.
6.2.1 Активная политика занятости направлена на изменение качества трудового потенциала, приведение его в соответствие с народно-хозяйственными потребностями, в связи с чем в рамках активной политики занятости первостепенное значение приобретают: 1) создание новых рабочих мест; 2) подготовка и переподготовка кадров; 3) меры экономического стимулирования занятости и предотвращения безработицы (включая предоставление льгот по налогам и сборам за прием на работу безработных, их переподготовку и т.д.); 4) создание условий для развития предпринимательства.
6.2.2 Пассивная политика занятости, не ставящая задачи изменить качество трудового потенциала, направлена, прежде всего, на поддержание сложившегося положения на рынке труда, а также на создание социальных гарантий высвобождаемым работникам. Ее основные принципы: 1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от их пола, возраста, социального и имущественного положения '. и т.д.; 2) обеспечение максимальной интегрированное участников трудовых отношений (объединений предпринимателей, профсоюзов, органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.); 3) координация всех направлений деятельности в сфере занятости.
6.3 Место и роль предприятий в реализации государственной , политики занятости
Одним из важнейших экономических показателей, используемым при формировании государственной политики занятости, является структура себестоимости товарной продукции (услуг) — доля материальных, трудовых и прочих затрат в общей сумме затрат на ее производство: при одних и тех же объемах выпуска продукции, но разных объемах трудовых затрат потребуется различное количество работников (рабочих мест).
Отмеченное обстоятельство имеет принципиальное значение не только при принятии решений о размещении новых производств (трудоемкая продукция размещается в трудоизбыточных районах, а материале- и капиталоемкая — в трудонедостаточных), но и при принятии решений самими предприятиями, особенно в тех случаях, когда проблема занятости является социально приоритетной.
6.3.1 Приоритетное развитие малых хозяйственных форм
В рамках активной политики занятости приоритетное развитие получают малые и средние хозяйственные формы, что связано с высокой долей трудовых затрат в структуре себестоимости их продукции. “Анализ структуры промышленных предприятий, по данным официальной статистики, дал возможность сравнить их среднюю трудоемкость — на крупных предприятиях она равна 1,00, на малых — 1,75. Этот показатель характеризует потенциал предприятий в отношении занятости”: до 15 млн. чел. к 2005 году (против 8,5 млн. чел. в настоящее время) п.
-- Кузьмин С., с. 56-57.
6.3.2 Государственные программы поддержки малого предпринимательства
Государственная поддержка малого предпринимательства в России осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, при этом в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на реализацию этой программы.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают:
1) перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
2) меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
3) предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
4) меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
5) меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства: а) результатов научно-исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ; б) не завершенных строительством и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
6) меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;
7) меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства23.