8. ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
8.1 Понятие социального партнерства
Социальное партнерство
это способ организации общественных отношений на основе принципа социальной справедливости, предполагающего полную гармонизацию интересов всех членов общества. В силу того, что понятие социальной справедливости является понятием идеальным, социальное партнерство также предполагает идеальный тип социальных отношений. Для него, в частности, характерны: “взаимоуважительное отношение субъектов; понимание значимости, взаимозависимости партнеров; терпимость, корректность при разрешении возникающих проблем; следование в переговорном процессе принципу компромисса; солидарность при отстаивании своих позиций в отношениях других типов и с другими субъектами”25.
Тем не менее (не смотря на идеальный характер понятия социальной справедливости) во всем цивилизованном мире сложилось понимание того, что только основанное на нормах международного права социальное партнерство всех субъектов общественных отношений (отдельных индивидуумов и общества; трудящихся и предпринимателей; профсоюзных активистов и руководителей органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.) становится, во-первых, решающим условием социального порядка, а, во-вторых, — предпосылкой наиболее эффективного использования потенциала страны, включая развитие индивидуальных дарований и талантов.
Одной из широко известных форм социального партнерства является получившая наибольшее распространение в Японии система “человеческих отношений”, выдвигающая на первое место “социальную роль фирмы как организации, ответственной за всю жизнь работника и его семьи, включая работу, досуг, здоровье и даже личные дела. Основополагающим принципом системы человеческих отношений является разработка такого комплекса социальных мероприятий, который не только привязал бы работника к фирме, но и создал бы у него и у его семьи удовлетворенность и определенную уверенность в завтрашнем дне. При этом гарантируются: возможность проживания в фирменном доме, квар-
25 Митрохин В. И., с. 32.
тплата на льготных условиях,; пользование медицинским обслуживанием, участие в экскурсиях, пикниках, спортивных соревнованиях, кружках чайной церемонии и икебаны и т.п.”26.
8.2 Законодательная база отношений социального партнерства в России
8.2.1 Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., определила правовые (1,5, 10, 12, 1327). экономические (8) и идеологические (13) предпосылки формирования социальной справедливости. Важнейшими из них являются: единство экономического пространства; свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции: свобода экономической деятельности; признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; идеологический плюрализм.
8.2.2 Указ Президента РФ от 15.11.91 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)” ввел в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РФ, полномочными представителями республиканских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях, в частности, определяются: 1) обязанности сторон в области занятости населения; 2) социальные гарантии гражданам; 3) социальная защита наиболее уязвимых фупп населения; 4) рост доходов трудящихся.
8.2.3 Закон РФ от 11.03.92 г. “О коллективных договорах и соглашениях” определил: принципы заключения коллективных договоров и соглашений (4); право на ведение переговоров (6) и порядок ведения переговоров (7); порядок разрешения разногласий (8); виды соглашений (18) и их содержание (21); участников соглашений (19).
8.2.4 Закон РФ от 20.03.95 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” регламентирует: порядок выдвижения и рассмотрения требований работников (статьи 3 и 4 соответственно); примирительные процедуры (5); порядок рассмотрения коллективного трудового спора (6-8); процедуры, связанные с проведением забастовки (13-19).
36' Персонал, ее. 227-228.
37Здесь и до конца параграфа 8.2 в скобках указаны номера статей соответствующих законов.
8.2.5 Закон РФ от 12.01.96 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” устанавливает права профсоюзов:
на представительство и социальную защиту социально-трудовых прав и интересов работников (11);
на содействие занятости (12);
на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (13);
на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (14);
на информацию (17);
на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (18);
на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (19);
в области охраны труда и окружающей природной среды (20);
в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (21);
на социальную защиту работников (22);
на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (23).
8.2.6 Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ):
1) устанавливает права и обязанности работников (2, 29, 31-32,40.1-40.3) и администрации (24, 29, 33, 35, 40), в том числе в области:
трудовой дисциплины (127-138),
охраны труда (139-159) и государственного социального страхования (236-243.2),
труда женщин (160-172.1) и молодежи (173-183),
предоставления льгот для работников, совмещающих работу с обучением (184-200),
прав профессиональных союзов и работников участвовать в управлении предприятием (225-235);
2) определяет все аспекты:
трудового договора (контракта) (15-40) и трудовых споров (201-224),
рабочего времени (41-56) и времени отдыха (57-76),
размера оплаты (77-101) и норм труда (102-109),
гарантий и компенсаций (110-126), а также гарантий реализации права на труд (40.1-40.3),
порядка надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (244-249).