11. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1 Содержание кадровой политики
Кадровая политика — это разрабатываемая с учетом а) выбранной стратегам развития, б) горизонта прогнозирования и планирования, в) пред-, полагаемым количественном и качественном несовпадении персонала н потребности в нем система мер, направленная на изменение персонала. Таким образом, кадровая политика — это неотъемлемая часть общей политики предприятия, которая является вторичной, производной по> отношению к другим видам политики (маркетинговой, технической и другим) и присущими ей средствами обеспечивает изменение персонала.
Общими для всех видов кадровой политики классификационными признаками являются:
основные стратегические альтернативы; по этому признаку различают стратегию роста, стратегию сокращения, стратегию ограниченного роста (см. параграф 10.3.1), а также приоритетные направления в рамках перечисленных стратегий (например, стратегия прибыли, рассматриваемая в рамках стратегии роста);
горизонты прогнозирования и планирования; по этому признаку различают оперативный (до 1 месяца), краткосрочный (от 1 месяца до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (от 5 до 15 лет), а также дальнесрочный (свыше 15 лет) варианты кадровой политики;
отклонение прогнозируемого состава персонала от необходимого;
степень открытости; открытая кадровая политика допускает прием со стороны работников на любую вакантную должность (от рабочего до руководителя предприятия), тогда как закрытая кадровая политика ориентирована, в основном, на работников своего предприятия, их родственников и знакомых.
11.1.1 Состав и структура стандарта
Кадровая политика предприятия оформляется в виде стандарта или аналогичного документа, который, как правило, включает следующие основные разделы:
нормативная база: основные требования действующего законодательства; планы и прогнозы социально-экономического развития предприятия, с расчетами лимитов численности; политика предприятия (техническая, маркетинговая и т.д.); утвержденные руководителем предприятия матрица функций управления, а также результаты аттестации рабочих мест; действующее штатное расписание и т.д.;
управление персоналом: подготовка и формирование персонала (меры социально-демографического характера; комплектование; подготовка персонала); расстановка и движение персонала (меры профессиональной адаптации; расстановка кадров по подразделениям; организация перемещения); промежуточный управленческий процесс (планирование, организация, мотивация и контроль в их взаимосвязи) и др. (см. параграф 10);
экономические и оптимизационные расчеты: профессиональный клиринг (установление оптимального соотношения между количествами работников и рабочих мест); расчеты оборота и интенсивности оборота персонала; инвестиции в человеческий капитал и др.
11.2 Изменение персонала как инструмент кадровой политики
Основными формами изменения персонала являются (см. табл. 11.1): привлечение, развитие и высвобождение персонала.
Таблица 11.1
Формы и методы изменения персонала
Изменение персонала | ||||||
Привлечение | Развитие | Высвобождение | ||||
Вербовка | Отбор | Повышение квалификации | Переподготовка кадров | Планирование карьеры | Абсолютное | Внутреннее (частичное) |
Планирование | Открытая кадровая политика | Закрытая кадровая политика |
01 | 02 | 03 |
1. Стратегия роста | ||
Краткосрочное (от 1 месяца до 1 года) | 1 ) Установление контактов с кадровыми агентствами. 2) Отбор персонала под конкретные виды работ. 3) Адаптация персонала. 4) Оценка и стимулирования труда персонала. | \ ) Использование ресурсов “внутреннего найма” - совмещение. 2) Культивирование “философии фирмы”. 3) Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации. |
Среднесрочное (от 1 года до 5 лет) | 1) Разработка штатного расписания, должностных инструкций, оптимальных схем стимулирования труда. 2) Аттестация рабочих мест. 3) Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. | 1 ) Корректировка штатного расписания, должностных инструкций, а также программ социально-экономического развития. 2) Рационализация рабочих мест. 3) Подготовка специалистов, установление именных стипендий, проведение конкурсов проектов. |
Долгосрочное (от 5 до 1 5 лет) | 1 ) Определение тенденций развития кадровой политики. 2) Описание политики фирмы в документах и правилах. | 1) Разработка нетрадиционных способов найма с учетом тенденций развития кадровой политики. 2) Планирование карьеры. 3) Создание собственных образовательных учреждений. |
2. Стратегия сокращения | ||
Краткосрочное (от 1 месяца до 1 года) | 1 ) Оценка персонала с целью сокращения. 2) Увольнение в первую очередь новых сотрудников, а также не прошедших аттестацию. 3) Представление сведений в Государственный фонд занятости населения. | 1) Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). 2) Реализация программ социальной помощи. 3) Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. |
Среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и долгосрочное (от 5 до 15 лет) | 1 ) Создание нормативных документов по кадровому аспекту сокращения численности или ликвидации предприятия. 2) Оценка персонала с целью его использования во вновь создаваемой структуре (в случае ликвидации). | 1) Проведение программ переподготовки. 2) Разработка программ частичной занятости. 3) Установление контактов с фирмами по трудоустройству. |