Глава 8
Социальное пространство и время
8.1. Представление о социальном пространстве
Социальные события настолько сложны по своей структуре что описать их во всей целостности, предварительно не расчленив на части, не отделив второстепенное от главного, невозможно. На таком научном упрощении и схематизации реальных явлений базируется научный анализ. Разместим в декартовой системе координат общественные явления. Такая систем;. условно изображает социальное пространство и время.
В физическом пространстве, которое условно можно изобразить при по мощи декартовой систем координат, любое событие или вещь можно выразить абстрактной точкой, из ко торой на ось ОУ и ось ОА можно опустить перпендикуляр (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Изображение физического и социального пространства на плоскости при помощи декартовой системы координат
Социальным пространством называется совокупность точек на воображаемом континууме, имеющее заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества. Точки в социальном пространстве называются статусами (рис. 8.1).
И социальное пространство социологии можно также условно изобразить декартовой системой координат, а все точки такого пространства обозначить как статусы.
Статус, описывающий позицию индивида в малой или большой группе (самой большой из них выступает само общество), служит исходной клеточкой построения всей системы социологических понятий.
Любая вещь в физическом пространстве, помещенном на плоскости, имеет ширину и длину. Они изображаются двумя осями — QX и ОУ. И в социальном пространстве есть своя "ширина" и "длина", также изображаемые осями ОХ и ОУ.
В социальном пространстве ось ОУ выражает социальную стратификацию — расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам, а ось QX — социальный состав населения, т.е. никак не упорядоченную и не иерархизированную сумму демографических, профессиональных, религиозных и других социальных групп людей (рис. 8.2а). Оси ОУ и ОХ в социальном пространстве имеют разную размерность и свойства.
Рис. 8.2. Осями социального пространства выступают социальная стратификация (ось ОУ) и социальный состав населения (ось ОХ)
Если в физическом пространстве перемещение по осям О У и ОХ равноценно, т.е. не вызывает качественных изменений в объекте, то в социальном пространстве иначе.
Первое свойство социального пространства — в системе координат оси ОХ и ОУ неравны, иначе говоря, люди, если их условно изобразить на горизонтальной оси, имеют между собой один тип социальных отношений, и те же самые люди, помещенные на вертикальной оси, строят между собой отношения совершенно другим способом.
Предположим, что А и Б - соседи, между ними строятся соседские отношения, которые можно изобразить на оси ОX. Предполагается, что ось QX измеряет функциональные расстояния между двумя носителями определенных статусов. Соседи — социальная группа из ряда других, таких, как пенсионеры, родители, мужчины, шахтеры и т.д., вместе образующих социальный состав населения. Между собой они никак не ранжированы, не выстроены по иерархии наподобие социальных страт (слоев и классов), образующих вертикальную ось стратификации.
Рассмотрим, что произойдет, если А и Б расположатся на вертикальной оси — в системе стратификации. Это уже не соседи, живущие на одной лестничной площадке, а богатый Б и бедный А (рис. 8.26). Тип отношений между ними совершенно иной. Таким образом, одинаковые расстояния между объектами, но расположенными по горизонтали и по вертикали, будут означать совершенно разное.
Как мы договорились выше, точкой в социальном пространстве, которая служит исходной клеткой для других социальных категорий, является статус.
Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или в обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы видим, что статус, как и точка, внутри себя не материален и ничем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус — это пустое место, ячейка в общественном разделении труда.
Когда мы определяем позицию индивида в группе, то обозначаем систему статусов, которая называется системой личных или межличностных статусов. Когда же рассматриваем того же индивида в обществе, получаем совершенно другую систему статусов, которую называют системой социальных статусов. Итак, имеем две совершенно различные системы статусов:
личные, или межличностные, и социальные.
Например, любимый сын и старший сын. Межличностные статусы — точки в групповой иерархии. Сколько малых групп — столько систем иерархий или систем координат, по отношению к которым и определяются наши статусы. Вы любимый сын только в этой семье, в другой — уже не любимый.
Или: вы — любимый сын в семье, "душа компании" в молодежной тусовке и аутсайдер — в спорте. Дон Жуан — это межличностный статус. А ябеда или провинциал? Поразмышляйте над этим вопросом.
Перейдем к другой группе статусов социальных, или общественных. Человек рождается, и у него обязательно будет или мужской, или женский пол. Итак, пол — это первый статус (мужчина + женщина == всего два статуса), демографический.
Перечислим социальные статусы человека: пол — демографический статус, раса, национальность, брачно-семейнородственные статусы: муж, жена, сын, дочь, зять, теща, сноха, свекровь и т.д.
8.2. Статусный портрет человека
Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог может изобразить точный портрет человека. У социолога для этого есть анкета и статусы.” Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет — практическую копию реального человека, но выраженную на языке социологии. Преимущество такого способа изображения заключается в том, что от статического изображения легко перейти к динамическому, показав, как меняется человек на протяжении своей жизни, как изменяются его социальная позиция и образ жизни.
Одновременно с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. Например, ребенок мужского пола, сын. Мужчина и ребенок — это статусы. К тому же у него есть определенная раса, внутри нее — национальность. Еще два статуса. В течение жизни у человека одни статусы остаются постоянными (например, национальность, пол), а другие изменяются. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. У здорового мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности к получению других статусов. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный.
Рассмотрим статусный портрет человека (рис. 8.3.).
Правая часть рисунка заполнена социобиологическими статусами. К ним относятся такие, которые даны нам природой. Общество только вмешивается в них, придает определенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, родился человек
Рис. 8.3. Статусный портрет человека, или статусный набор
(указаны только социальные статусы)
физически здоровым, но на производстве или в дорожно-транспортном происшествии потерял ногу и стал инвалидом. Общество может вмешиваться даже в такие статусы, которые, казалось бы, не .подвержены никаким изменениям. Изменение пола на противоположный или цвета кожи меняет социальный статус. Люди, поменявшие свой пол, вместе с тем радикально меняют свои привычки, манеру поведения, образ жизни.
Левую часть рис. 8.3 заполняют собственно социальные статусы. Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей: экономических и профессиональных статусов. К экономическим статусам относятся заимодавец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и наличием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных на время денег. Капиталист владеет средствами производства, наемный работник про дает свою единственную собственность — рабочие руки.
К профессиональным статусам относятся все профессии я специальности внутри них, для получения профессионального статуса нужно учиться. В развитом обществе существуют около 40 тыс. профессий и специальностей.
Следующая группа статусов — политические. Сюда входя;
все государственные служащие, вес, кто принадлежат различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасаются с властью. Власть — основной критерий для определения политического статуса. Политических статусен сотни.
К религиозным статусам относятся верующий или неверующий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них большую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем всего не менее 300 статусов.
Помимо этого существуют территориальные статусы. Например, горожанин и житель села, провинциал., турист, эмигрант и иммигрант и т.д.
Статусный портрет человека носит в социологии название статусный набор индивида, которое ввел в середине XX в. американский социолог Р. Мертон.
Статусный набор — это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, позицию индивида в обществе.
Стоит поменять один из них, скажем пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус "пассажир"), а другой — передвигаться на собственной "Аудио" ("водитель — владелец собственной автомашины").
Менеджер — межсферный статус, относящийся к профессиональным и политическим. А в некоторых обществах он еще и богатый человек, т.е. подключаются еще и экономическая система статусов, и экономический стимул. В зависимости от того, какое общество мы берем, мы должны рассматривать руководителя по одной, двум или трем статусным системам.
Сравнивая лидера и руководителя в коллективе, мы видим. что лидер задан другим разделением труда — это статус другой системы по сравнению с руководителем. Когда в бригаде возникает конфликт между формально назначенным руководителем и неформальным лидером, мы должны видеть не конфликт двух личности. а конфликт двух систем.
8.3. Несовпадение статусов
Как мы установили, каждый из нас вращается во множестве групп — больших и малых — и занимает множество позиции. Каждая группа обладает собственной иерархией. Если статус рассматривается. как место в иерархии, его называют рангом. Ранг определяет, каким является статус — высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Например, господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди собирателей марок, но cocлyживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети посматривают на него даже свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, где ему приходится участвовать.
Несовпадение статусов — это по существу несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение возникает при двух обстоятельствах:
• когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую — в другой;
• когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого статуса.
Господин Н. как коллекционер, бухгалтер и семьянин -наглядный пример расхождения или несовпадения статусов. Рассмотрим более сложный случай.
М. — талантливый инженер, но ничем выдающимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный статус у него средний — таков престиж инженерного труда в обществе. У начальства он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его "своим парнем" за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но, когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему. У господина М. вырисовывается сложный узор несовпадения статусов.
Это примеры первой формы несовпадения статусов. Она проявляется в поведении носителя статуса п ожиданиях окружающих. Так, от банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмене— что он будет курить или выпивать. Когда подобное происходит, обнаруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения. Окружающие начинают сомневаться, истинные ли это банкир и спортсмен. Статус и роль пришли в противоречие.
Примеры второй формы несовпадения статусов также достаточно многочисленны. Статус народного депутата несовместим со статусом министра. Иначе говоря, обязанности депутата замешают эффективно выполнять одновременно еще и обязанности в структуре исполнительной власти. Министр не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Полицейский Хне может быть мафиози, иначе он не полицейский. Обязанности члена незаконной группировки противоречат должностным обязанностям защитника закона.
Статусный набор как бы фиксирует некоторую статусную анатомию в обществе, это статическое качество общества. Для того чтобы перейти к динамической картине, т.е. посмотреть человека не как на обладателя статуса или на статусы не как на статичную точку в пространстве, а как на что-то движущееся, перейдем к другому понятию — социальной роли.
8.4. Ролевой набор
Что такое социальная роль
С понятием статусного набора тесно связано предложенное также Р. Мертоном понятие ролевого набора — совокупности 1-ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Роль — это динамический аспект статуса. Статус обладает сложной внутренней структурой, рассматривая которую мы переходим к совокупности ролей, принадлежащих данному статусу. Ролевой набор — это совокупность ролей, принадлежащих не одному человеку, а одному статусу.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знании и др.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разнос o-i-ношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых. прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга.
Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом. совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета — другие, с редакторами журналов — третьи и т.д. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Ролевые модели поведения в организации
Проанализируем взаимоотношения, которые возникают между подчиненным и руководителем.
Будем говорить об организации и режиме труда. Одинаково ли действуют руководители, организуя процесс и режим труда? Что делает руководитель, выполняя роль организатора трудового процесса? Один руководитель строго фиксирует опоздания подчиненных и сурово наказывает их, вплоть до увольнения. Руководителя такого типа можно назвать дисциплинатором-формалистом. Выполняя роль дисциплинатора, он акцентирует только формальные моменты, прописанные в служебном уставе. Итак, дисциплинатор — первая роль руководителя.
А другой руководитель при организации трудового процесса основной упор делает не на дисциплине, а на конечном результате. Статус тот же самый — руководитель, но модель поведения иная. Эта модель предпочтительнее, она ближе к демократическому стилю управления.
Подчиненный ожидает от такого руководителя в плане организации труда и режима четких указаний, конкретной постановки задачи, определения требований, которым должен соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководств -умения учитывать привходящие обстоятельства, ориентации на конечный результат, на инициативу и ответственность, а не на присутствие на рабочем месте. В первой модели задания могуч быть нечеткими, но присутствие на работе от и до, проявлен непослушания и усердия становятся главными. Такой руководитель больше напоминает бюрократа, для которого главное соблюдение формы и порядка на рабочем месте.
Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на него. выстраивать свою линию поведения. От второго они станут ожидать строгой оценки качества продукции, позволяя себе нарушать трудовой режим, л от первого — формалистского соблюдения режима, четкой явки и присутствия на рабочем месте, позволяя себе. если дисциплина соблюдается, ослабить требования к качеству продукции.
Ожидания подчиненных формируются в зависимости от Ц конкретного человека и конкретной ситуации. Они присматриваются к своему руководителю и начинают вести себя соответственно.
Руководитель-автократ контролирует постоянно весь процесс, он, как говорится, стоит над душой - это детализированный контроль. А руководитель-демократ контролирует только "вход в систему", давая задание и требуя результат, осуществляя общий контроль.
Следовательно, первый придерживается больше авторитарного стиля, а второй — демократического.
CmiLib руководства — это определенная манера поведения начальника на работе, стиль взаимоотношении с подчиненными.
Каковы ожидания подчиненных относительно оценки руководителем их квалификации? Первое ожидание состоит в том, что руководитель оценит квалификацию подчиненного по достоинству, второе ожидание — продвинет в нужный момент, поскольку подчиненный — квалифицированный и грамотный специалист.
Другое ожидание подчиненных связано с тем, что руководитель будет защищать интересы своего коллектива перед вышестоящими, не будет подставлять подчиненных. В зависимости от этого и они строят свое поведение: защищают своего начальника или подставляют его.
Еще одна роль руководителя — кормилец. Она совпадает с функцией кормильца-мужа в ролевой структуре семьи. Глава семейства обязан заботиться о пропитании семьи, и начальник должен делать то же самое. В организации роль кормильца за руководителем никаким уставом не зафиксирована, она относится к числу неформальных
Что подчиненные ожидают от своего начальника прежде всего? Хорошей зарплаты, которая выплачивается в срок. Оба условия и раньше, и сейчас выполнить очень непросто. Для этого требуются хорошие связи с вышестоящим начальство, пробивная способность непосредственного руководителя, искренняя забота о подчиненных, деловая хватка. Когда вес это и наличии, подчиненные чувствуют себя за руководителем как каменной стеной. Они ему могут простить множество других недостатков. Но если он не выполняет этой главной функции, то ему моментально припомнят все другие грехи. Его не спасут ни интеллигентность, ни демократичность. Ему могут сказать:
если ты такой умный, почему мы такие бедные?
Что ожидают подчиненные друг от друга? Каждый ожидает, что ему помогут в случае, если он обратится к другому за советом, что его выручат в трудную минуту. Это свод неформальных норм и обязательств. Например, вы ожидаете, что другие не поступят с вами так, как вы не поступаете с ними.
Если функцию кормильца начальник не обеспечивает, он обязан компенсировать ее определенными льготами. Например, он может разрешить своим подчиненным неявку на работу, несвоевременную сдачу задания, подработку на стороне. Как правило, подчиненные его верно оценивают.
Третья важная роль начальника — быть подчиненным. Начальник цеха является руководителем по отношению к своим подчиненным и подчиненным — по отношению к вышестоящему начальству. Первая функция — уметь слушать и исполнять приказы. Если начальник цеха на прекрасном счету у своего начальства, это хорошо и для его подчиненных. И им от милостей вышестоящего руководства что-то перепадает. Но когда их непосредственный начальник не ладит с вышестоящими, то гнев последних докатывается и до подчиненных. Однако начальника-лизоблюда не любят все подчиненные. Он лишил их возможности гордиться своим начальником. А это очень важное чувство.
Если непосредственный начальник у дирекции на плохом счету, то это сразу же становится известным всему коллективу и может послужить причиной потенциальной текучести кадров.
Конечно, на этом список ролей руководителя не исчерпывается. Например, важное значение имеет такая функция, как налаживание отношений со своими подчиненными. Можно сказать, руководитель — друг подчиненных, с которым они могли бы посоветоваться, "поплакаться в жилетку". Можно назвать такую роль ролью исповедника. Если начальник дистанцировался и держится с подчиненными формально, то увеличивается вероятность того, что они в любой удобный момент подставят его.
Подставка — очень распространенная модель поведения в организации. Подчиненные подставляют друг друга, подставляют своего начальника, начальник подставляет подчиненных, Подин начальник подставляет другого. Подставить — это значит выставить коллегу в невыгодном для того виде, обронить доходом, как бы невзначай, компрометирующую информацию, не защитить его в нужное время.
Сотрудники пользуются подставкой как оружием в служебных взаимоотношениях. Одних они защищают, других подставляют и тем самым показывают свое отношение к ним. Подставка может быть намеренной и ненамеренной. Она может выступать орудием в соперничестве, а может быть показателем элементарной невоспитанности или недалекости. Если сравнить три роли руководителя — кормильца, дисциллинатора и подчиненного, то сразу же обнаружится их несовместимость. Как разные статусы в статусном наборе человека могут противоречить один другому, так и роли между собой "могут быть несовместимыми, точнее, несовпадающими, мерцающими друг другу.
В ролевом арсенале руководителя можно обнаружить и такую роль, как компетентный человек. Начальник имеет право "угадывать распоряжения и тогда, когда он понимает смысл заданий, и тогда, когда он в них ничего не понимает. Начальник есть начальник. Пословица "Я — начальник, ты — дурак" подразумевает, что начальником может быть даже полная тупица. быть глупее, необразованнее, некомпетентнее своих подчиненных — иногда тяжкий крест, а иногда нормальное состояние, с которым обе стороны управленческого процесса прекрасно уживаются. Подчиненные говорят: начальник не такой эрудированный и умный, как его подчиненные, зато он никого не трогает, деньги людям выбивает, заботится о них, и вообще — душа-парень. Это значит, что отсутствие одного качества было компенсировано присутствием других. Стало быть, роли компетентного человека и душевного человека, заботящегося о подчиненных, являются взаимозаменимыми.
К числу ролей можно присоединить то, что обычно называют отношением. Например, отношение к труду — это ролевая модель поведения. Человек проявляет свое отношение к работе через поведение и конкретные действия: в одном случае он спешит на работу и последним уходит с нее, дома только и думает о ней, а в другом — с огромным трудом поднимает себя с постели и первым мчится домой, где напрочь забывает о постылой работе. И отношения между товарищами по работе как же нужно считать ролевой моделью. И они проявляются через каждодневные действия.
Отношение к работе включает целый набор ролей. Одни из них — быть исполнительным. Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания. Нормы задаются служебным уставом. Они могут быть писаными и неписаными.
Ролевое поведение руководителя и подчиненных в организации предписано сводом специальных правил. Они называются служебными требованиями. Не только должностные инструкции, но и множество учебников по менеджменту посвящено изложению писаных правил и норм, т.е. того, как должен себя вести служащий.
Подчиненный, например, не имеет права отказываться от задания, которое ему дал начальник. У исполнителя нет права выбора. Право выбора есть только у руководителя. Он может выбрать, какое тебе задание дать, но ты не можешь выбирать.
Исполнительный человек должен вовремя приходить на работу. Это вторая грань ролевой модели.
Отношение к труду может формироваться по разным моделям. Одна модель строится на поговорке "Ешь — потей, работай — мерзни" (ее аналоги: "Работа — не волк, в лес не убежит", "Где бы ни работать, лишь бы не работать" и т.д.). Ее можно назвать работофобией. Противоположная модель, предполагающая, что человек целиком и полностью поглощен работой, именуется работоманией.
В системе "руководитель—подчиненный" существует целый набор ролевых моделей, заданных организационной структурой. Они называются в соответствии с названием организационного принципа. Наиболее известные — принцип единоначатия и принцип делегирования прав.
Если ты получил задание от своего начальника, то отчитываться за него обязан не перед соседним начальником, а перед своим непосредственным. Если ты получаешь задание от чужого начальника, ты имеешь право его не выполнять. Другой начальник, даже директор завода, обязан давать распоряжение конкретному исполнителю только через его непосредственною руководителя, и никак иначе. К сожалению, в жизни то р дело нарушается этот принцип. Директор, минуя непосредственного начальника, раздает указания исполнителям, а непосредственным начальникам не остается ничего другого, как терпеть произвол.
Принцип единоначалия был введен для того, чтобы избежать противоречия между двумя начальниками. Чье задание ты должен выполнять? Непосредственного начальника или директора? Только первого и никогда второго. Так гласит закон рациональной организации. Так учит наука. Но жизнь учит сосем другому. Она строится по неписаным правилам. Поэтому , повседневной реальности постоянно возникают дисфункции статусные несовместимости.
Как их исправлять? Директор должен вызвать начальника и Опросить: чем загружен твой подчиненный и можно ли ему получить такое-то дело? Что получается, если задания не идут через непосредственного руководителя? Директор на самом деле подставляет вашего руководителя, как бы говоря, что с тем южно не считаться. Оба они — и директор, и начальник — несостоятельны как менеджеры. Директор отныне никогда не добьется ни искренности, ни доверительности, ни ответственности, ни производительности от того, кого он только что подбавил. Он нажил себе врага.
Когда два начальника, не согласовав между собой действия, cдают одному подчиненному противоречивые указания, они самом деле дают тому повод манкировать служебными обязанностями и интриговать. Подчиненный может натравливать много начальника против другого. Умный руководитель в этом случае поступает просто: он увольняет интригана.
Конкретные управленческие ситуации, столкновения, разул страстей, распекания начальника, грызня подчиненных, авары, конфликты — такова мозаика повседневной организационной реальности. Кажется, что между ними нет никакой системы. На самом деле за ними стоит железная логика. Все то микропроявления каких-то макромоделей. Например, начальник вошел в лабораторию, и все делают вид, что усиленно трудятся. Он вышел, все занялись разговорами и сплетнями. рто это? Это микрособытие — одно из звеньев ролевой модели Отношения к труду. Другой пример: о начальнике распускают слухи, начальнику "скидываются" на день рождения, с начальником не общаются (директор готовит его увольнение). Что это микрособытия модели отношения между руководителями и подчиненными.
Повседневная жизнь организации, как ткань ковра, плетется из незаметных событий, намеков, жестов, слов. Все они закреплены за строго определенными ролями. Если вы начальник, то должны постоянно надувать щеки и делать важное лицо не обязательно умное, главное — важное. Даже если сморозили глупость, подчиненный может подумать, что за чтим кроется второй смысл. Подчиненный всегда принимает под исполнительности и всеобщей готовности либо изображает постоянную занятость. Хотя последняя модель поведения присуща тем и другим.
Еще одна модель поведения — постоянно показывать свою нужность организации. Одни демонстрируют, что могут достать для коллектива все на свете, другие своей компетентностью показывают свою незаменимость. Быть нужным организации может быть всего лишь первичному коллективу, — это дополнительный, а часто единственный, страховочный ремень. не будь его, и вас на месте уже не было бы.
Множество поведенческих моделей возникает по поводу распределения заданий. Задания бывают выгодными и невыгодными, трудными и легкими. Кому и как раздаст их руководитель? Пожилым и заслуженным (либо любимчикам) достаются выгодные и легкие, молодым — все оставшиеся. Распределял задания, начальник проявляет свое отношение к подчиненным. Соответственно он формирует у них будущую реакцию на себя Первые — старые и любимые, обласканные, — будут заглядывать ему в рот и во всем потакать, ища очередной подачки. Молодые и нелюбимые превратятся в недоброжелателей.
Итак, ролевой набор — это совокупность ролей, предписанных данному статусу. Статусы принадлежат человеку, а должности принадлежат статусу. У одного статуса несколько ролей, у одного человека несколько статусов. И чем богаче жизнедеятельность общества, чем демократичнее общество, тем шире ролевой набор, так как больше разброс возможных моделей поведения.
Таким образом, мы можем вывести еще одну закономерность.
В закрытом обществе ролевой набор узкий, в открытом обществе ролевой набор широкий. Чем более открытым является общество, тем шире и разнообразнее набор ролей, предписанных одному статусу.
Чем крупнее организация и чем больше в ней уровней управления, тем уже ролевой набор и беднее разнообразие ролевых моделей. В этой организации выше уровень забюрократизированности. Отсюда обратный вывод: чем меньше роле и набор, чем ближе мы к малому бизнесу, тем разнообразнее ролевые модели, шире их набор, предписанный данному комплексу, и меньше писаных правил. Просто их не нужно придумывать, они не могут предсказать все ситуации, которые постоянно возникают. Если у вас компания всего из 3—4 человек, вы не сможете предугадать, что должен сделать ваш товарищ завтра или через два часа. У вас постоянно меняющаяся внешняя 3среда. А крупные организации, как монстры, стабилизируют окружающую среду. В крупных организациях применяется узкоспециализированный труд. Один работник отвечает за одну функцию. Его ролевой набор невелик. В малом бизнесе каждому приходится быть мастером на все руки. Здесь шире ролевой набор. Следовательно,
чем более открытым считается общество, тем более изменчивой является внешнеэкономическая и социальная среда. А значит, тем рациональнее в таком обществе создавать малый бизнес, мелкие предприятия с широким ролевым диапазоном.
Говорят, что вторая половина XX в. Среднего бизнеса, а также матричных структуры — это временные трудовые создаются для решения частных задач.
- это эпоха мелкого и структур. Матричные коллективы, которые
8.5. Жизненная и служебная карьеры
Рассматривая динамику статусного набора видов, мы выяснили, что если по оси ОУ откладывать количество статусов, а по оси QX — время жизни индивидов, то получаем кривую, напоминающую симметричную параболу, центр которой падает на середину жизни индивида. Максимальное количество приобретаемых статусов приходится на расцвет зрелого возраста человека и падает на середину его жизни. , Середина жизни — такой кризисный период человека, когда Дон подходит к итогу тех достижений, которые у него есть, и к тем возможностям, которые он не использовал, иначе говоря, происходит следующая операция социального сравнения: сопоставление ожидаемой траектории жизни и количества реально приобретенных статусов, т.е. реальной жизненной траектории, в основе которой лежит служебная карьера.
Ожидаемая жизненная карьера — идеальная, планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.
Жизненная и служебная карьеры включают совокупность только достигаемых статусов. Это означает, что ни один из предписанных статусов, как правило, не входит в ожидаем,., траекторию жизни. Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем притязаний и амбиций.
Под притязаниями будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или совсем н учитывающих личные способности человека. Притязание внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы начать или продолжать строить какую-либо карьеру. Как существо социальное, человек сравнивает себя с другими, ориентируется ... то, что он не достиг или достигли другие. Таким образом. можно сказать, что при оценке притязаний человека он обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других.
Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высокими социальными позициями, т.е. статусами.
Высокие притязания могут принимать самые разные формы. Например, человек считает, что его притязания реализуются, если он будет не известным политическим деятелем, а занимать такую должность в фирме, которая позволит ему имен, двухэтажный коттедж, иномарку и возможность отдыхать за границей.
Выражение данного притязания — это марка машины, качество коттеджа и квартиры, что-то еще, что обществом при знается как социально значимые, социально ценимые символы Человек готов на какой-нибудь средний статус, но чтобы совокупность материальных благ позволяла ему выделяться сред в других.
Часто притязания уводят человека с правильного пути, oт:
мира реальных достижений. Он перестает нормально заниматься своей деятельностью, самым главным для него становится как это оценят, как это наградят. Иначе говоря,
та социальная форма, в которую облекается притязание, отрывается от того, что мы можем считать содержанием этого притязания.
Форма выражения притязаний как бы парит над содержанием, над той ценой, которую надо затратить, чтобы добиться статусных характеристик.
В цивилизованном обществе дистанция между формой притязания и содержанием притязания, как правило, минимальная.
т.е. в пределе они соединяются. Что это означает?
Это соизмеримость трудовых затрат с полученным вознаграждением.
Если вы притязаете на высокое вознаграждение, то соответственно и объем затрат должен быть очень высоким. Но если mах В — mах 3 --> 0, то вы не можете объективно оценить, сколько стоит получаемое вознаграждение в единицах ваших затрат, ваших усилий. И кажется, что можно приложить минимум усилий для достижения хорошей квартиры, иномарки и т.д. Главное — найти нужного человека, нужную фирму и должным образом себя показать, т.е. продемонстрировать трудолюбие или еще что-нибудь, а может быть, обойти закон. В нормальном обществе не существует расхождения между максимальными затратами и максимальным вознаграждением. Иначе говоря, мы должны наподобие уравнения "власть — ответственность" выстроить новую систему уравнений:
• максимальные затраты равны максимальным вознаграждениям,
• минимальные затраты равны минимальным вознаграждениям,
• оптимальные затраты равны оптимальным вознаграждениям. В символической форме:
Три пары соотношений должны строго соблюдаться в социальной иерархии, в рыночной экономике для того, чтобы они нормально функционировали.
Теперь предположим ситуацию, когда нарушается равенство и min 3 будет равен mах В. Что происходит в этой ситуации? Это ситуация легко добываемых денег, благ, званий. Когда такое уравнение возможно? Либо вы сын человека с высоким предписанным статусом, и тогда предполагается, как очевидное, что сын заслуженного человека должен получать больше, чем он реально вкладывает усилий. Предписанный статус отца
переносится и превращается в предписанный статус сына, хотя этого не должно было быть там, где все построено на достигаемых статусах. Сыну заслуженного человека будут платить больше, а сыну рядового — меньше, хотя они прилагают езди одинаковый объем затрат, одинаковые усилия.
Как подобное интерпретируется в социологии? Первая ин терпретация — это то, что предписанный статус родителя распространяется и на сына, хотя выше мы говорили, что должностная карьера — это совокупность только достигаемых статусов. Таким образом, нарушаются нормальная динамика я нормальное течение служебной карьеры. И дальше, когда чело век перемещается на следующие посты, за ним тянется шлейф того, что он сын кого-то из заслуженных людей и ему должны быть созданы неравные социальные условия для продвижения.
Рассмотрим другую ситуацию:
mах 3 = min В.
Это неоцененные заслуги. Например, человек сделал великолепное изобретение, принес начальнику, а тот положил его "под сукно". Или человек работал во внеурочное время, а ему заплатили по обычному тарифу, хотя были обязаны заплатить по двойному. Значит, ожидаемые вознаграждения не совпали с реальными.
Как только в социальной организации или в рыночной экономике появляются отклонения от уравнений либо в одну сторону, либо в другую, т.е. либо переоценка вознаграждений, либо недооценка затрат, возникают условия для сбоя нормально функционирующей системы.
Что же происходит у индивида, который строит ожидаемую жизненную карьеру? Как существо очень эгоистичное, очень рациональное, каждый из нас стремится к одному: минимизировать усилия, затраты и максимизировать вознаграждение.
Затратить или сделать меньше, а получить больше — это в природе нормального человека. Подобное называется принципом экономии усилий.
И когда в одном месте покупают компьютер, а потом продают его дороже — это нормальная человеческая деятельность, в результате которой получается прибавочный продукт, добавочная часть вознаграждения.
Итак, ожидаемая жизненная карьера строится по форме:
min 3 = mах В.
Человек, оценивая свои способности, возможности, квалификацию и компетенцию (только с их помощью он может осуществить затраты), как правило, их завышает. Как только у человека произошло завышение квалификации и таланта, автоматически завышаются те статусные позиции, которых он мог добиться. Но вот его недооценили, он — всего лишь младший научный сотрудник, хотя по своему потенциалу мог рассчитывать на статус ведущего научного сотрудника. Подобное воспринимается им как недовознаграждение труда.
Когда происходит расхождение между реальной квалификацией (она завышается) и оптимальной реальной квалификацией, то соответственно максимальное вознаграждение и оптимальное вознаграждение сталкиваются. Сталкиваются два уравнения, когда вы строите ожидаемую жизненную карьеру, т.е. оцениваете себя по максимуму, по максимуму оцениваете и возможное вознаграждение, но реально у вас очень средние способности, и общество должно вознаградить эти средние способности средним вознаграждением:
где РК — реальная квалификация, В — вознаграждение, ср — сред нее.
Так происходит, когда общество не считается с человеческими амбициями и претензиями. В одних случаях подобное приводит к жизненной трагедии, а в других — стимулирует дальнейший рост.
Какая дистанция должна быть между максимальными и оптимальными РК и В, т.е. каково расхождение между желаемым будущим и реальной квалификацией? Если человек слишком завышает способности, то любое вознаграждение покажется ему слишком маленьким, а стоящие проблемы — слишком большими. У него возникнет состояние, близкое к панике, — почему с такими способностями получается очень низкое вознаграждение? Почему его ставят на второй план?
Можно сказать, что слишком большое расхождение между идеальными оценками квалификации и вознаграждения и реально существующей квалификацией и реально получаемым вознаграждением может привести к внутреннему кризису. Если дистанция не очень большая, то кризиса может и не быть. Человек может оценить такое расхождение со знаком "+" и сказать, что у него еще есть потенциал для того, чтобы приблизиться к той ожидаемой траектории, которую он себе начертил. И тогда у него может сложиться предпосылка для развития мотивации достижения, т.е. он попытается каждый раз брать на себя более сложное задание и наращивать квалификацию, чтобы его выполнить, ожидая получить за него большее вознаграждение.
Итак, вернемся к исходным понятиям.
Ожидаемая жизненная карьера — это совокупность достигаемых статусов, которые человек мысленно предписывает себе в поле своих возможностей, т.е. он может их добиться. Служебная карьера — реальная траектория, состоящая из тех достигаемых статусов, которые он приобрел за определенный промежуток времени.
Служебная карьера может принимать три формы, она может быть: восходящей, нисходящей, горизонтальной.
Восходящая служебная карьера означает, что ранг каждого следующего статуса, который человек достигает, выше ранга предыдущего статуса, который он покинул.
Нисходящая служебная карьера означает, что каждый будущий статус имеет более низкий ранг, чем предыдущий.
Под горизонтальной служебной карьерой будем понимать переход из одной статусной позиции в другую статусную позицию при неизменных рангах, т.е. статус остается величиной переменной, а ранг — постоянной.
Введем следующее определение:
все три формы служебной карьеры — это некие объективно фиксируемые траектории, которые можно измерить в количественных или качественных характеристиках.
Иначе говоря, служебная карьера объективна, потому что в социальной организации, где происходит разворачивание служебной карьеры, все статусы расставлены по своим полочкам объективно и независимо от вас, как бы вы их ни оценивали. Напротив, жизненная карьера может измеряться и в объективных показателях, и в субъективных.
Когда у человека наступает кризис середины жизни (40 — 45 лет) и он осматривает пройденный путь, то одному становится очень грустно оттого, что у него мало "звездочек на погонах", что дети пошли по неправильному пути или есть еще какие-то причины для огорчения. А другой счастлив, и, сравнивая себя со значимыми другими, т.е. с той референтной группой, на которую он хотел бы походить или к которой принадлежать, он
И находит повод для оптимистической оценки пройденного нуги. И Ходя нею тогда выстраивается иное социальное пространство, по отношению к которому он оценивает свои достижения. Другими словами, человек оценивает жизненный успех количеством комнат в квартире, количеством долларов, другими материальными благами. Вся сфера его амбиций и притязаний, вся сфера жизненных ориентации будет проходить в этом втором пространстве, и по отношению к нему он будет оценивать свои достижения. И поскольку у индивида полностью сменилась система ценностей, то нравственные потери для него не существуют. Для него существует пространство внешних достижений, т.е. демонстративного поведения. Погоня за социальных символами, за должностными атрибутами для него становится целью и смыслом жизни.
В нормальном социальном пространстве иномарки и квартиры — не цель, а средство. В нормальном обществе, где расхождение между квалификацией и вознаграждением, т.е. ожидаемыми и реальными оценками, очень велико, вы делаете то, что называется матированием своими обязанностями или рабочей по видимости.
Человек выполняет работу в зависимости от того, как она будет вознаграждена. В конце концов у него пропадает и творческий потенциал, и увлеченность процессом, для него на первом месте стоит внешняя оценка.
Можно привести в пример бюрократа и сказать, что он — яркий социальный тип, у которого цели и средства поменялись тестами. Кто такой бюрократ по отношению к управленцу?
Бюрократ — это вырожденный тип управленца.
Нормальный менеджер все делает потому, что ему интересно руководить людьми, придумывать новые формы вознаграждения, ему интересно каждый раз решать неожиданные, трудные управленческие задачи. Но бюрократ — только по форме управленец, поскольку он занимает ту же статусную позицию, но по содержанию — не менеджер и не управленец. Он человек, хранящий пост, он охранник своей социальной позиции. Для него обретение социальных регалий и символов становится мыслью, а процесс управления — средством их достижения. поэтому говорят, что характерная черта бюрократического типа управления — подмена средств и целей. Здесь то, что должно выполнять функцию средства, начинает выполнять функцию цели.
Итак, мы рассмотрели изменение статусного набора индивида во время жизненного цикла и сказали, что максимальной точки индивид достигает в расцвете жизни. А что происходит с ним после? Прошла зрелость, наступает старость. Что изменится в статусном наборе человека или ничего не меняется? Возьмем обычного человека, у которого было столько же уд;) ч, сколько и неудач, который испытывал столько же поражении, сколько и побед. У него выстраивается определенная жизненная траектория. В первой половине жизни он набирает количество статусов, врастает в общество: идет активная социализация, обустройство в окружающем мире. И вот он достиг максимальной точки. Через некоторое время наступает пенсия — 60 — 65 лет.
Когда человек уходит на пенсию, он теряет почти все социальные статусы, которые имел в общественном производстве.
Объективно количество статусов должно уменьшаться. Если в 18 лет он поступил на производство, а до этого у него не было трудового стажа, то до 65 лет у него шло явное восхождение. И в 65 лет наступает примерно такая же точка, какая существовала у него в 18 лет. Он вышел из общественного производства (рис. 8.4).
С 18 лет до 65 лет он затрачивал свою физическую и интеллектуальную энергию, чтобы заработать определенную сумму денег. У него соблюдалось уравнение:
mах 3 = mах В. Наступила пенсия, и человеку
предлагают получать половину от зарплаты, не прилагая никаких усилий. Получается уравнение:
нулевые 3 = среднее (оптимальное) В.
У человека появляется новый статус — пенсионера. Но он лишился ряда других статусов, которые были связаны с производством. Например, был там председателем профсоюзного комитета.
Допустим, он работал на нескольких предприятиях, т.е. у него было достаточное количество статусов. Сейчас у него только один, следовательно, количественно произошло уменьшение, но во внутреннем мире у него не было такого опустошения, таких потерь, которые произошли в статусном пространстве. Он помудрел, стал спокойнее, реальнее оценивает свои возможности и достижения, и можно сказать, что к 65 годам он превратился в идеального исполнителя. Вот если бы из "таких людей набирались все фирмы, любой персонал!
Рис. 8.4. Изменение статусного набора в течение жизненного цикла
Получается некоторая несправедливость: человек 60 лет шел К тому, чтобы превратиться в хорошего работника, но физические силы его уже покинули, он не может больше трудиться хорошо, и его не берут. А сегодня начинают не брать гораздо раньше. Уже 40-летним говорят, что они опоздали, а в некоторых, особенно прогрессирующих отраслях экономики, и ,30-летним. Вот почему, например, совместные предприятия или отечественные, но построенные по западной модели, Предпочитают брать неопытных студентов или только что закончивших вузы, но не достигших 35—40 лет. Почему предпочитают молодых? Потому что из них можно сделать все, что захочет руководство.
Современное руководство считает, что из сырого теста легче сформировать работника западного типа, чем сделать это из советского человека, который уже прошел социализацию и набрался неправильных приемов труда, сформировал неправильное отношение к работе.
Быстро прогрессирующие фирмы предпочитают получить людей на более раннем этапе социализации, когда человек еще не 9брос социальными статусами. Статусы они дадут ему сами и будут постепенно продвигать от простого маклера по продажам по менеджера отдела.
Таким образом, мы с вами встречаемся с различными ограничениями, которые так или иначе искривляют ожидаемую жизненную карьеру и реальную кривую ее. В результате она Напринимает вид, далеко расходящийся с той идеальной кривой, которую мы нарисовали для индивида, прошедшего весь жизненный путь.
Для идеальной модели, в идеальном типе жизненного цикла две половины жизни симметричны относительно друг друга. Мы можем зафиксировать: кривая, выражающая накопления статусов в первой половине жизни, симметрична кривой, выражающая потери социальных статусов во второй, но знаки у них противоположны: первая — со знаком " +", а вторая — со знаком "-". Но по траектории они практически симметричны.
8.6. Социальная структура и динамика общества
Как современная социология представляет общество? Его основой служит социальная структура — совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Общество можно рассматривать в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной.
Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер — перед солдатом, и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Сами ячейки пусты: одна ячейка — "преподаватель", одна ячейка — "мужчина" и т.д. Заполненные ячейки — тысячи преподавателей, миллиарды мужчин — это социальные группы, слои. Некоторые из них можно расположить вертикально: например, правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, а под ними — рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых — меньше, у третьих — ее нет. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе.
Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Эти группы связывает разделение труда в обществе.
Понятие социальной структуры
Вернемся к исходному понятию — социальному пространству. С его помощью мы изобразили все позиции, которые человек или группа могут занимать в обществе. И называются они социальными статусами.
На пересечении осей ОУ и ОХ социального пространства формируется новое понятие — социальная структура общества.
Социальную структуру нужно понимать в двух значениях. В широком значении -— это совокупность всех социальных групп и слоев, включая классы, а в узком — совокупность функционально взаимосвязанных статусов, существующих у данного общества в данный исторический момент. Иными словами, в первом случае это сумма осей ОУ и ОА, а во втором — сумма точек (называемых в социологии статусами) в социальном пространстве.
Рис. 8.5. Социальная структура общества в двумерном измерении — как единство социальной стратификации и социального состава населения
В социальную структуру общества входят не только страты, группы, но и институты. Разместить социальные институты на двух осях декартовой системы координат негде — обе они уже заполнены. Нельзя располагать институты на одной оси с социальным составом или социальной стратификацией. Социальные институты — совершенно особенное явление.
Социальный институт представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Как видим, институт — не то же самое, что социальный класс, например класс богатых, или социальная группа, скажем все пенсионеры. Те и другие — совокупности людей. Социальный институт — механизм или совокупность учреждений, но никак не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или, лучше, к социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.
Поскольку у них разная сущность, введем третью ось в схему социального пространства (рис. 8.6).
Таким образом, вместо двумерного социального пространства мы получаем трехмерное. Третьей осью (02) выступает все множество социальных институтов. Вкратце охарактеризуем их.
Рис. 8.6. Для изображения социальной структуры общества в полном объеме в схему социального пространства помимо двух осей координат необходимо ввести третью — ось OZ
Социальные институты
Термин "институт" имеет множество смыслов.
Институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — 1) название различных специализированных учебных заведений; 2) первоначально обозначение совокупности норм права, регулирующей социально-правовые отношения в различных сферах.
Мы будем применять широкое социальное значение термина:
совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.
Социологи позаимствовали это понятие у правоведов, но наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), они углубили наше представление о них как о столпах, или базовых элементах, на которых покоится общество.
Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
• потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака),
• потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты),
• потребности в добывании средств существования (экономические институты),
• потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),
• потребности в решении духовных проблем (институты религии).
Социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей (институт семьи), добываются средства существования, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.
Институты, как и географические материки, возникли в глубокой древности. Производство насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5— 6 тыс. лет. Возраст религии измеряется в 30 тыс. лет.
Если обобщить сказанное, то выстроится достаточно логичная и целостная схема. Третья ось социального пространства представлена социальными институтами. Они — точки оси OZ В свою очередь институты распадаются на более мелкие элементы, называемые учреждениями или социальными организациями (рис. 8.7).
Рис. 8.7. Социальный институт состоит из множества учреждений, называемых в социологии социальными организациями
Функционирование институтов
Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до самого современного, иначе это не общество. Выше уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании — беда для всего общества. Рассмотрим пример.
К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна мира. Уровень, подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В Сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас.
Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты — одни из самых образованных. Но в целом система образования в период 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов.
Производство явно недоиспользовало выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много,
В конце 80-х началась перестройка, общество повернуло к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов — благо для общества, а неправильное — колоссальное зло.
Мы можем убедиться, что понятие "социальный институт" не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материлизуется функционирование данного института. Например, государственная поддержка института семьи выражается и денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.
Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.
Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеариая, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.
Таблица 8.1. Функции и структурные элементы основных институтов общества
Функции | Институты | Основные Роли | Физические Черты | Символические черты |
Забота, выхаживание и воспитание детей | Семейно-брачные | Отец, мать,ребенок | Дом, обстановка | Кольца, обручение,контракт |
Добывание пищи, одежды,жилья | Экономические | Работодатель,наемный работник ,покупатель, продавец | Фабрика,офис, магазин | Деньги,торговля, марка, рек лама |
Поддержаниезаконов, правил и стандартов | Политические | Законодатель, субъектправа | Общественные зданияи места | Флаг, кодекс, хартия |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религиозные | Пастор,священник, прихожанин | Собор, церковь | Крест, алтарь, Библия, Коран |
СоциализацияЛюдей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Учитель,ученик | Школа,колледж, учебник | Диплом,Степень |
Вид занятий | Баллы | Вид занятии | Баллы |
Физик | 82 | Машинистка | 41 |
Профессор колледжа | 78 | Водопроводчик | 41 |
Судья | 76 | Фермер | 41 |
Адвокат | 76 | Ювелир | 37 |
Врач | 74 | Часовщик | 37 |
Дантист | 74 | Стюардесса | 36 |
Банкир | 72 | Механик | 35 |
Летчик | 70 | Булочник | 34 |
Министр | 69 | Сапожник | 33 |
Гражданский инженер | 68 | Бульдозерист | 33 |
Социолог | 66 | Водитель грузовика | 32 |
Политолог | 66 | Кассир | 31 |
Математик | 65 | Продавец | 29 |
Школьный учитель | 63 | Мясник | 28 |
Бухгалтер | 57 | Домработница | 25 |
Библиотекарь | 55 | Железнодорожник | 24 |
Специалист по компьютерам | 51 | Газовщик | 22 |
Брокер | 51 | Таксист | 22 |
Репортер | 51 | Официант | 20 |
Менеджер в офисе | 50 | Наемный работник на ферме | 18 |
Офицер полиции | 48 | Горничная | 18 |
Музыкант | 46 | Сантехник | 17 |
Секретарша | 46 | Дворник | 17 |
Пожарный | 44 | Чистильщик обуви | 9 |
Почтовый служащий | 43 |