3 Компетенция федеральных органов — субъектов государственного управления финансами и кредитом в Российской Федерации
3.1. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полномочия, данные Конституцией Президенту Российской Федерации, позволяют ему оказывать огромное воздействие на весь процесс государственного управления финансами в стране.
В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст.84) Президент формулирует в том числеосновные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом предопределяет финансовую деятельность Правительства Российской Федерации на соответствующий период.
Кроме того, в руках Президента находятся такие рычаги административного воздействия на процесс управления финансами в государстве, как кадровые назначения. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства Российской Федерации, а по его предложению—заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, в том числе Министра финансов. Именно Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пп. "а", "г", "д" ст.83).Он же назначает и ряд других глав ведомств, имеющих ранг федерального министра, как, например, руководителя Государственной налоговой службы.
Все перечисленные должностные лица осуществляют в государстве как стратегическое, так частично и оперативное государственное управление финансами.
Президент Российской Федерации не только подписывает и обнародует федеральные законы, но и наделен правом законодательной инициативы, т. е. правом вносить в Государственную Думу законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст.84, 90, 104),являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
3.2. КОМПЕТЕНЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно Конституции РФ Государственная Дума принимает федеральные законы (п.1ст.105).При этом федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, наряду с другими важнейшими для государства федеральными законами (о войне и мире, статусе и защите Государственной границы страны, ратификации и денонсации международных договоров), подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст.106).Однако законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч.3ст.104).
Согласно ст.101КонституцииСовет Федерации и Государственная Дума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. При этом Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов назначает и освобождает от должности Государственная Дума, а заместителя Председателя Счетной палаты и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации (ст.102).
Государственная Дума дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. По его представлению она также решает вопрос о назначении на должность и освобождение от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации(ст.103).
3.3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно ст.113КонституцииПредседатель Правительства Российской Федерациив соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства и организует эту деятельность, в том числе в области государственного управления финансами и кредитом.
Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении бюджета.
Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114Конституции).
Правительство Российской Федерации является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства и одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.