4 Административно-правовой статус и компетенция специализированных органов государственного управления финансами и кредитом
В Российской Федерации существует единая система специализированных органов государственного управления финансами, которая возглавляется Министерством финансов РФ.
В нее входят наряду с Минфином России и всей системой казначейства также органы финансового управления субъектов РФ— республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов. Важную роль в управлении местными финансами играют и соответствующие структурные подразделения органов местного самоуправления.
4.1.МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от19августа1994года № 984, (Собрание законодательства Российской Федерации.1994. 19.Ст.2211)Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране, ключевым звеном единой системы государственного управления финансами в Российской Федерации. Минфин России призван координировать деятельность всех органов этой системы, руководить деятельностью подведомственных учреждений и организаций, а также контролировать и регулировать деятельность подведомственных федеральных предприятий (см. ч.1Положения).
Основными задачами Минфина РФ в соответствии с действующим законодательством являются:
◊ разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
◊ составление проекта и исполнение государственного бюджета;
◊ обеспечение устойчивости государственных финансов;
◊ развитие финансового рынка;
◊ концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов;
◊ целевое финансирование общегосударственных потребностей;
◊ разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам их погашения;
◊ совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
◊ осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов (см. ч.IIПоложения).
В процессе реализации указанных задач Минфин РФ выполняет ряд функций:
◊ участвует в работе по комплексному анализу развития экономики РФ, хода экономической реформы в стране, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, определению потребности в государственных финансовых централизованных ресурсах, в подготовке предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов;
◊ организует работу по составлению проекта федерального бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и представляет их в Правительство Российской Федерации;
◊ обеспечивает исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составляет и представляет в Правительство РФ отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за истекший год;
◊ участвует в определении ценовой, налоговой, таможенной, валютной, кредитной политики, в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране. Совместно с Министерством экономики РФ и Центральным банком участвует в разработке и осуществлении мер по обеспечению сбалансированности уровня доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля и др., а также в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ и др.;
◊ разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов РФ, производит согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и докладывает об этом Правительству РФ;
◊ разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; регулирует рынок ценных бумаг, выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, регистрирует выпуск ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг, осуществляет контроль за соблюдением правил их производства, хранения, учета и др.;
◊ разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ, осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обслуживание государственного внешнего долга и задолженности иностранных государств РФ;
◊ обеспечивает изготовление Гоcзнаком денежных билетов и металлических монет по заявке Центрального банка РФ. От имени Правительства РФ заключает соглашение с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие государственного бюджета и другие цели, несет ответственность за своевременное его погашение, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов;
◊ рассматривает проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проекты планов их сдачи в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, устанавливает в соответствии с законодательством РФ после соответствующих представлений и согласований расчетные, отпускные и другие цены на драгоценные металлы и драгоценные камни, участвует в контроле за их реализацией на внешнем рынке;
◊ разрабатывает и выносит на рассмотрение Правительства предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина; организует лицензирование аудита, проводит аттестацию по аудиту предприятий, товарных фондовых бирж, различных фондов, ведет государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии.
В процессе выполнения своих задач и функций Минфин РФ активно сотрудничает с Центральным банком РФ, Министерством экономики РФ, Министерством внешних экономических связей. Государственной налоговой службой. Федеральной службой по валютному и экспортному контролю и другими органами исполнительной власти (см. ч.IIIПоложения).
Для выполнения столь обширного перечня задач и функций Министерству финансов РФ предоставлены широкие права. Оно имеет право:
◊ получать от органов исполнительной власти субъектов РФ отчеты об исполнении соответствующих консолидированных бюджетов, получать от них и федеральных внебюджетных фондов все необходимые материалы для составления проекта государственного бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета;
◊ получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений, а также налагать на нарушителей санкции вплоть до приостановки финансирования из федерального бюджета;
◊ выдавать временные ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов РФ;
◊ запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами и другими эмитентами, если он осуществляется с нарушением законодательства РФ;
◊ предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением о принятых решениях Государственной налоговой службы РФ;
◊ получать от банков и других кредитных учреждений справки по операциям и счетам предприятий независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, использующих средства федерального бюджета и государственных (внебюджетных) фондов;
◊ выступать в лице Главного управления федерального казначейства официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций по вопросам финансовых операций Правительства РФ (см. ч.IVПоложения).
Анализ законодательства, регламентирующего деятельность Минфина, свидетельствует о том, что этот орган призван решать ряд важнейших для государства задач, в связи с чем он наделен законом широкими властными полномочиями.
Сегодня от Министерства финансов ждут практических шагов в преодолении бюджетного кризиса и наведении порядка в государственных финансах Российской Федерации, в стабилизации финансово-кредитной системы страны. Необходимо обеспечить условия для дедолларизации экономики, прекращения оттока капитала из России, сокращения объема теневого оборота капитала и др. В руках Минфина мощные рычаги вовлечения отечественного и иностранного капитала в сферу производства.
Хотя решение этих вопросов зависит не только от Минфина, но и от других органов государственной власти Российской Федерации, тем не менее его эффективная деятельность остается необходимым условием успешного решения указанных вопросов.
4.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В составе Министерства финансов, на основании Указа Президента РФ от8декабря1992года "О Федеральном казначействе" № 1556, (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. №24. Ст.2101.)Постановления Правительства РФ от 27августа1993года "О Федеральном казначействе Российской Федерации" № 864, (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 35. Ст.3320.)утвердившем Положение о нем, действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.
Федеральное казначейство состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам (за исключением городов районного значения), районам и районам в городах.
Органы Казначейства являются юридическими лицами и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю Казначейства.
Главное управление Федерального казначейства— структурное подразделение центрального аппарата Минфина РФ и подчинено Министру.
Согласно пункту8Положения "О Федеральном казначействе РФ"к главным задачам органов Казначейства относятся:
◊ организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
◊ регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
◊ сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, участие в управлении и обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
◊ разработка методологических и инструктивных материалов.
В соответствии с пунктом9указанного Положения Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ осуществляет следующие функции:
◊ организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы;
◊ организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Федерации, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам. Осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета РФ и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства Российской Федерации;
◊ организует осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации. Регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
◊ представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, результатах исполнения федерального бюджета РФ и состоянии бюджетной системы РФ, а руководящим органам государственных (федеральных) внебюджетных фондов—о результатах финансового исполнения соответствующих фондов;
◊ осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства;
◊ совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками обеспечивает: управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, размещение на возвратной и платной основе централизованных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ, а также совместно с Банком России принимает участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики;
◊ проводит непосредственно, а также организует и руководит работой территориальных органов Казначейства по контролю за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации в части исполнения федерального бюджета РФ, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;
◊ разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, обязательные для органов государственной власти и управления; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства; ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных федеральных средств; О организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Говоря о задачах Федерального казначейства, нельзя не отметить и широкие права, в основном контрольного характера, которые позволяют этому государственному органу осуществлять свои обязанности.Органы Казначейства имеют право:
◊ открывать счета для зачисления и выдачи средств в соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ в Центральном банке Российской Федерации, его учреждениях на местах, иных банках и финансово-кредитных учреждениях;
◊ производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности проверки денежных и иных документов, связанных с использованием средств федерального бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетных (федеральных) средств;
◊ требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета Российской Федерации и контролировать их устранение;
◊ приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и государственных (федеральных) внебюджетных фондов, в случае непредставления финансовых документов об использовании указанных средств;
◊ выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета РФ и используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, допустившие такие нарушения, штрафа;
◊ налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды и т. д., вносить в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении ихсоответствующих лицензий на совершение банковских операций (п. п.12-19).
Федеральное казначейство в настоящее время еще находится в стадии становления. Пока не завершен сам процесс формирования сети Федерального казначейства—основного канала, по которому бюджетные средства должны поступать к конечному адресату. Данное обстоятельство усугубляется тем, что государство самоустранилось от обслуживания бюджета, отдав его целиком на откуп коммерческим банкам.
Несомненно, это явилось одной из причин кризисного состояния государственного бюджета России в последние годы, хотя, может быть, и не главной. При этом государство в лице Минфина даже не сформулировало приемлемые для себя условия обслуживания бюджета, в частности, порядок оплаты процентов за остатки на счетах, что способствовало бы погашению инфляционной составляющей, которая съедает бюджетные средства. В результате в условиях высочайшей инфляции бюджет проигрывал, а коммерческие банки выигрывали инфляционную маржу, не говоря уже о том, что и по сей день задерживаются как прохождение бюджетных средств до получателя, так и поступление налоговых платежей и сборов в казну.
Ясно одно: правовой статус Федерального казначейства должен позволять ему в полной мере обслуживать государственный бюджет, в том числе обеспечивать его прозрачность и делать это не только через распределение бюджета, но и через расчетное обслуживание счетов верхнего уровня, начиная с центральных счетов отраслей, с передачей коммерческим банкам лишь наиболее трудоемкого и наименее доходного— расчетного обслуживания отдельных школ, больниц, поликлиник и других бюджетных организаций. Для обслуживания центральных отраслевых и региональных счетов вовсе не нужен дополнительный персонал, как утверждают противники такого решения. Но в этом случае, конечно. Казначейство должно не только контролировать целевое использование выделенных бюджетом средств, но и участвовать в планировании будущих потребностей бюджетных организаций, с учетом перспективы развития социальных программ.
4.3. РОССИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ
Российская финансовая корпорация является государственным предприятием, осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов.
(См. п.2Указа Президента РФ от15марта1993года "О создании Российской финансовой корпорации" № 339 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 12. Ст.991.)
Она создана на основе Указа Президента РФ от15марта 1993года, и ее деятельность регулируется этим Указом, а также распоряжением Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от1марта1994года № 429-р (См.: Панорама приватизации. 1994. № 7.) и Уставом, утвержденным Госкомимуществом РФ (См.: Постановление Правительства РФ от17апреля1993года "О Российской финансовой корпорации" №336// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №17. Ст.15.)
Основными функциями Российской финансовой корпорации являются:
◊ конкурсный отбор и экспертиза инвестиционных проектов, обеспечивающих приоритетные направления структурной перестройки экономики и осуществляемых за счет средств Корпорации;
◊ предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов за счет государственных средств, предназначенных на централизованные капитальные вложения, ресурсов Центрального банка РФ, а также привлеченных Корпорацией средств;
◊ установление договорных отношений с коммерческими банками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов;
◊ организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.
Финансирование инвестиционных проектов Корпорации осуществляется, в основном, на коммерческой и возвратной основе с привлечением средств российских и иностранных инвесторов. (См. п.4Указа Президента РФ от15марта1993года "О создании Российской финансовой корпорации" № 339.)
Финансовая корпорация возглавляется Президентом Корпорации. Для координации ее деятельности с работой органов управления создан Наблюдательный совет Корпорации.