1. Политический и трансфертный рucки.  
 
 
Если дебиторский риск вытекает исключительно из неплатежеспособности должника, то во внешнеторговой практике имеют место случаи, когда экспортер и/или кредитор не могут получить своих денег по причинам, находящимся вне контроля импортера или должника. К ним относится целый ряд форс-мажорных, политических и социальных событий:
— неплатежеспособность государства-должника;
— платежный мораторий;
— административные распоряжения, препятствующие трансферту сумм;
— блокирование счета должника.
В сегодняшнем неспокойном мире, за исключением Западной Европы и Северной Америки, почти во всей оставшейся части планеты не являются редкостью локальные войны, революционные движения, государственные перевороты, волнения на социальной, этнической и религиозной основе. Это создает риск для участников внешнеторговых сделок и мешает нормальному развитию международного товарообмена.
Для нейтрализации этих видов риска и для сохранения ликвидности СДС (предприятий) могут применяться различные средства. Наиболее важные из них:
1. Аккредитивы - безотзывные и подтвержденные банком в стране продавца.
2. Сконтирование переводного векселя банком, то есть выплата суммы по нему до срока платежа. Здесь кредитор может избежать риска только в случае, если банк, осуществляющий сконто, не поставит условия о том, что ответственность падает на кредитора.
3. Цессионный кредит, представляющий собой уступку данного требования экспортером банку, который взамен на право собрать требование с покупателя выдает экспортеру кредит.
4. Экспортный факторинг - покупка требования по экспорту факторинговым товариществом, которое принимает на себя часть риска.
5. Государственное страхование экспортного кредита - государственная гарантия для покрытия риска при экспорте. В этом случае политический и трансфертный риск берет на себя государственная (или полугосударственная) организация, которая покрывает большую часть экспортного риска. Что же касается меньшей, непокрытой государственной гарантией суммы, там процентный риск несет банк, а инвестиционный -экспортер.
6. Экспортный кредит - это кредит для финансирования непокрытых государственной гарантией товарных поставок и услуг в качестве дополнения к покрытому экспортному кредиту. В этом случае риск берет на себя или банк, выдавший кредит, или экспортер.
7. Форфетирование - покупка требования об экспорте товаров без права на регрессионное востребование по отношению к экспортеру, уступающему требование.
8. Экспортный лизинг -экспорт инвестиционных товаров на основе договора о найме. При этом политический и/или трансфертный риски относятся на счет лизинговой фирмы, посредничающей между производителем нанимаемых инвестиционных товаров и нанимателем.
9. Еврокредит по внешнеторговым сделкам - привлечение средств с международного валютного и инвестиционного рынков. При них риск несет банк, выдающий кредит.
В целях избежания или ограничения политического и трансфертного риска при указанных методах финансирования следует избирать форму, которая наиболее удобна для конкретного случая.
Экспортный факторинг - это договорно оформленная сделка, при которой экспортер продает специальной фирме, называемой "фактором" (обычно это дочерняя фирма большого банка), все свои будущие поступления от экспорта в одну или более стран за определенный период времени (не менее одного года).
Фактор оказывает следующие услуги:
-принятие на себя политического, трансфертного и дебиторного риска;
- финансирование пласмента (в зависимости от отрасли поставщика выплачиваются обыкновенно суммы между 70 и 95% фактурной стоимости до осуществления покупателем платежа);
- инкассовые функции, когда фактор напоминает должникам о предстоящих платежах;
- занимается бухгалтерией и статистикой по дебиторским задолженностям;
- может проводить анализы производственной и торговой деятельности на предприятии и давать рекомендации по улучшению работы.
Фактор обыкновенно принимает обязательство по сбору краткосрочных требований (не более чем на 180 дней). Фактор не занимается сделками, суммы которых менее 2-3 миллионов долларов.
В отличие от цессионного кредита, который представляет собой аванс в счет требований экспортера, при факторинге налицо полное и окончательное приобретение требований, посредством чего улучшается баланс экспортера.
Экспортный факторинг применяется обыкновенно при равномерных периодических поставках. Фактор в большинстве случаев ограничивает свою деятельность только странами, в которых он имеет свою дочернюю фирму или товарищество-корреспондента.
 
Банк "Schweizarische Kreditanstalt" дает следующий пример экспортного факторинга: одна швейцарская фабрика часов регулярно снабжает 20 шведских фирм. Срок платежа - 90 дней. Требуется принятие внешнеторгового риска, финансирование и инкассирование определенных сумм. Оборот за 3 месяца составляет 1 млн. швейцарских франков, процент равен 6% годовых. При этих условиях расходы на факторинг будут следующие:
1. Расходы на услуги:
- принятие риска (0,5% оборота) - 5,0 тыс. франков;
- комиссионная факторинговая операция (0,75% оборота) - 7,5 тыс. франков.
Итого: 12,5 тыс. франков.
2. Стоимость финансирования (от 1,5 до 6% годовых) - 15,0 тыс. франков.
Всего расходов: 27,5 тыс. франков.
 
Фактор занимается только выгодными сделками, которые окончательно договорены и урегулированы. Рамочные договора не являются объектом факторинга. Факторинг охватывает также только требования по счетам, а требования, оформленные переводным и простым векселями, являются предметом форфетирования.
Экспортное форфетирование (а форфе - без регрессионного взыскания) - это покупка требовании с еще не наступившим сроком платежа в результате поставки товаров или оказания услуг. При этом исключается регрессионное требование к предыдущему собственнику требования, если должник не заплатит, и речь не идет о переуступке требования по счету.
Возможна также покупка требований, которые еще не возникли. В отличие от факторинга, где требования являются краткосрочными, при форфетировании сроки требований обыкновенно составляют от 6 месяцев до 5 лет.
При форфетировании продавец требования отвечает перед покупателем только за правовое наличие требования, а хозяйственный и политический риск переходит на покупателя.
В принципе форфетирование возможно, когда покупка требования направлена на абстрактный ангажемент, оформленный, например, переводным векселем, который не связан с основной сделкой. Это является предпосылкой исключения риска, вытекающего из самой товарной сделки. Независимо от этого в основе форфетирования почти всегда лежит договор поставки товаров.
Обыкновенно импортер предлагает своему банку составить простой вексель или поставить аваль на изданный экспортером и акцептованный импортером переводной вексель и предоставить их экспортеру. На основе заключенного договора между экспортером и покупателем требования (форфейтора) экспортер предоставляет вексель или переводной вексель форфейтору, который берет на себя их инкассирование. Он это делает успешнее и проще, нежели сам экспортер, потому что отлично знаком с данным видом операций, имеет необходимые связи и соответствующие технические средства.
Форфетирование выгодно для экспортера не только по причине его освобождения от политических, трансфертных и дебиторных рисков; но еще и по причине того, что он сохраняет свою ликвидность, превращая отсроченный платеж в платеж наличными, а также и потому, что он освобождается от некоторых накладных расходов (ведение бухгалтерии, поддержание связи с должниками, инкассирование сумм, контроль за сроками и пр.).
Государственное кредитование экспортного риска - это средство избежать политические и трансфертные риски, которые частный банковский капитал по различным причинам не берет на себя.
Во многих случаях риск носит такой характер и масштаб, что его наступление и развитие не может быть предотвращено экспортером или покрыто за счет других средств по преодолению риска. Наличие подобного риска делает экспортеров осторожными. Экспорт из соответствующей страны ограничивается, международная торговля замирает, что находит отражение и в производственной сфере.
По этой причине почти во всех развитых странах правительства берут на себя большую часть страхования от политического и трансфертного рисков. Доказано, что убытки от этих трудно предвидимых и преодолимых рисков гораздо меньше тех убытков, которые вызываются стагнацией в экономике в результате перебоев во внешней торговле.
Организационные формы, в которых проявляется система страхования экспортных кредитов в развитых странах, в основном следующие:
- государственные ведомства или предприятия, занимающиеся страхованием экспортных кредитов.Такие формы применяются в Англии, где департамент по страхованию экспортных кредитов является самостоятельным отделом в министерстве торговли;
- полугосударственные страховые предприятия, в которых участвуют государственные и частные капиталы;
- частные страховые товарищества, которые располагают государственными средствами и работают в качестве уполномоченных государством. Образцом в этом отношении является кредитно-страховое акционерное товарищество "Гермес" в Германии.
В отношении охвата покрытого рискатакже существует многообразие, в котором можно выделить следующие основные формы:
- полное покрытие всех видов политического и экономического риска государством;
- покрытие политического риска государством и в то же время страхование на случай различных видов экономического риска должно быть предпринято дополнительно в частных страховых товариществах;
- полное страхование всех видов риска в частных страховых товариществах с возможным перестрахованием полностью или частично со стороны государства.
Классическая схема страхования экспортного риска в развитых странах охватывает страхование на случай политического или трансфертного риска в государственных органах страхования и страхование на случай торгового риска в частных страховых товариществах.
Обыкновенно страхование оформляется двумя видами страховых полисов: индивидуальным, который покрывает отдельные сделки, и генеральным, который страхует продавца на случай риска на определенный срок (обыкновенно на один год) в рамках общего лимита.
Порядок осуществления страхования может быть различным в зависимости от того, изыскивается ли страхование от рисков, могущих наступить в период времени с момента получения заказа до экспедиции товара или после осуществления экспедиции.
Страхование от риска до экспедиции охватывает самые различные виды риска и зависит от того, является ли покупатель частной фирмой или государственным органом. Сделки с частными фирмами могут быть застрахованы на случай следующих видов риска:
- политический риск (связанный с отменой заказа по политическим причинам или вследствие политических или административных мер, скажем, отмена импортных разрешений и др.);
- трансфертный риск (включающий нарушение договора заказа вследствие юридической или фактической неплатежеспособности покупателя или государства-импортера).
Сделки с государственными органами могут быть застрахованы против следующих видов риска:
- нарушение договора поручения со стороны покупателя через отмену заказа или неуплату авансовых взносов;
- нарушение договора поручения из-за политических и административных мер, предпринятых в стране покупателя, таких как отмена импортного разрешения и др.
Страхование на случаи риска после экспедиции покрывает различные виды риска в зависимости от того, является ли покупатель частной фирмой или государственным органом.
Сделки с частными фирмами могут быть застрахованы:
- только от политического риска, такого как нарушение срока платежа или неуплата по причине форс-мажорных событий в стране покупателя (таких как война, революция, мятеж);
- от политических или административных мер, ограничивающих трансферт валюты за границу;
- одновременно от политического и торгового риска, при котором последний представляет собой юридическую или фактическую неплатежеспособность покупателя.
Сделки с государственными органами могут быть застрахованы от:
- задержки платежа или произвольного отказа от платежа покупателем;
- задержки платежа или неуплаты по причине политического или трансфертного характера (таких как война, революция, мятеж, мораторий), ограничения во внешней торговле и в трансферте валюты за границу.
Гарантии экспортного риска в последнее время выходят за рамки товарных поставок и в большинстве стран охватывают следующие договоры:
- возведение производственных предприятий и сооружений;
- услуги в связи со строительством;
- предоставление лицензий, ноу-хау и других нематериальных прав;
- хозяйственные, технические и научные консультации;
- сдача в поднаем производственных сооружений.
Экспортными гарантиями могут пользоваться: производители и экспортеры товаров; производители машин, сооружений и ^комплексных объектов; строительные и проектные фирмы; продавцы лицензий; оказывающие услуги и дающие консультации финансовые институты и банки.
Указанные характерные особенности государственного гарантирования от экспортного риска могут в общем быть приняты как типичные для стран Западной Европы, но в некоторых из них существуют известные отклонения и нюансы.