Глава 3
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1. Из опыта поддержки малого бизнеса за рубежом
Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики, и, в конечном счете, — высокий уровень жизни населения.
В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы:
Администрация малого бизнеса (АМБ);
специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.
Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.
АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:
- обеспечивает финансовую поддержку;
- содействует в получении заказов;
- оказывает различного рода бесплатные консультации.
Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.).
По заявлению руководителей Администрации, в условиях США деятельность малых предприятий наиболее эффективна в обрабатывающей промышленности, а наименее — в торговле.
В 1978 г. в США был установлен особый порядок амортизации основного капитала для малых и средних компаний, а с 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.
Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл.
Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями. И если в начале 70-х гг. подобные курсы функционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведений насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так, специалистами АМБ, например, подготовлено практическое пособие "Энциклопедия малого бизнеса или как начать свое дело", изданное в России.
Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т. п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита — Общество финансовых гарантий. Его основная функция — выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит — Национальной кассой государственных рынков. Это — специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.
В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.
Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%.
Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.
Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии Начинали свою деятельность с малого бизнеса.
В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности Действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.
Важная мера была принята в 1981 г. в виде программы гарантирования государством кредитов, выдаваемых коммерческими банками малым предприятиям. В 80-е гг. ставка подоходного налога для них снизилась с 42 до 25%.
В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой — стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год — два, во второй — четыре и в третий — шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.
Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.
Изученный нами опыт работы Лионской ТПП (Франция) показывает, что с помощью работников этой палаты желающие могут создать и зарегистрировать предприятие максимально в течение трех дней. При ТПП работает Центр обучения, который проводит различные виды подготовки и переподготовки предпринимателей.
Лионская ТПП издает информационные материалы для предпринимателей по поиску необходимых им контрагентов, т. е. покупателей или продавцов конкретной продукции или услуги. В Палате действует подразделение внешнеэкономических связей, восточный отдел которого активно способствует установлению деловых связей с Россией. Интересно отметить, что руководит этим отделом молодая женщина, владеющая несколькими языками, в том числе свободно русским.
В ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными-учреждениями других западно-европейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. Кстати, в настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.
Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации — Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу.
3.2. Программа содействия малым предприятиям в России
Формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, создание льготных условий финансирования, налогообложения, материально-технического обеспечения малых предприятий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности и т. д. — вот основные направления государственной программы содействия развитию малого предпринимательства в России.
В октябре 1998 г. вновь образованному Министерству по антимонопольной политике и развитию предпринимательства переданы функции поддержки малого предпринимательства, выполняемые ранее Государственным Комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Объем ежегодно выделяемых средств на поддержку малых предприятий предусматривается в размере не менее пяти процентов от годового дохода бюджетов субъектов РФ. Финансовое обеспечение федеральной политики государственной поддержки осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с Законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (2.1.1. ст. 8, п. 2).
Необходимо отметить, что помимо Федерального фонда поддержки существует также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65, направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освоению и внедрению новых технологий и "ноу-хау" с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких фирм-инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.
В отличие от Федерального фонда поддержки малого предпринимательства финансовая помощь данным фондом оказывается только на возвратной основе с оплатой за использование средств.
На основании Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" Государственной налоговой службой была дополнена Инструкция № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В ней для малых предприятий определены льготы по налогу на прибыль. Так, налогом не облагается та часть прибыли, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.
В первые два года работы не уплачивают налоги на прибыль вновь созданные малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также строительные предприятия (включая ремонтно-строительные) при условии, что прибыль от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы прибыли.
Такие малые предприятия на третий и четвертый год работы уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если прибыль от перечисленных видов работ составляет более 90% общей суммы прибыли.
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
В соответствии со статьей 9 этого Закона в случае, если изменения налогового законодательства, действовавшего до 1 января 1996 г., создают менее благоприятные условия для субъектов, то в течение первых четырех лет работы эти субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, т. е. до принятия этого Закона.
Субъекты вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства и обращения в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Кроме того, малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком их службы более трех лет (статья 10).
В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.
Наряду с предоставлением налоговых льгот Законом установлены следующие меры государственной поддержки малого предпринимательства:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малых предприятий;
— льготное кредитование;
— страхование на льготных условиях;
— установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации малых предприятий и т.д.
При этом организации, производящие вышеуказанные операции с малыми предприятиями, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать организациям полностью или частично недополученные ими доходы при проведении операций на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между организацией и соответствующим фондом поддержки.
Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством Российской Федерации. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Федеральный фонд поддержки является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государственными органами и органами местной власти. В настоящее время насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сформированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства на развитие малого бизнеса в 1993-1994 гг. было выделено 30517 млрд. руб., в 1995 г. — 50931 млрд. и в 1996 г. — 97252 млрд. руб.
На региональном уровне государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Например, при правительстве Москвы действует Департамент по развитию и поддержке малого предпринимательства, в котором работают отделы по совершенствованию нормативно-правовой базы предпринимательства; территориальных и межотраслевых связей; инвестиций и городских программ.
Как и на федеральном уровне, мероприятия по поддержке малого предпринимательства в Москве финансируются преимущественно через Московский фонд поддержки малого предпринимательства, который является некоммерческой организацией. Данный фонд оказывает финансовую помощь только в том случае, если малое предприятие соответствует критериям, установленным законом "Об основах малого предпринимательства в г. Москве" (которые несколько отличаются от критериев малого предприятия, установленных федеральным законом), и внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы, имеющих право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы.
Финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства может оказываться как в виде кредитов, субсидий и дотаций за счет бюджетных средств, так и в форме предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, полной или частичной компенсации финансово-кредитным организациям недополученной прибыли при льготном кредитовании ими субъектов малого предпринимательства, в форме участия в уставном капитале и т. п.
В Москве преимущественное право на поддержку имеют субъекты малого предпринимательства, деятельность которых соответствует одному из приоритетных видов деятельности, устанавливаемых правительством Москвы и утверждаемых Городской Думой. К получающим помощь относятся также те, кто осуществляет городской заказ, либо участвует в реализации городских программ социально-экономического развития города. Финансовая помощь, оказываемая за счет средств городского бюджета, предоставляется при условии страхования принадлежащего им имущества.
Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать малым предприятиям их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием. Размеры, условия и порядок такой компенсации определяются договором между малыми предприятиями и соответствующим фондом.
На региональном уровне особое значение имеет обеспечение малых предприятий производственными (в торговле — торгово-складскими) площадями. В Москве законом предусматривается проведение целевых, предназначенных исключительно для Субъектов малого предпринимательства, открытых конкурсов по продаже прав на аренду нежилых помещений, а также торгов Во продаже незавершенных строительных объектов.
В соответствии с налоговым законодательством малые предприятия Москвы также имеют право на льготное налогообложение.
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса — это Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий "Инносоюз", Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, Общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Непосредственное участие в организации этого агентства тогда принял Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых организационных структур РФ с российской стороны и правительственный фонд "Ноу-хау" — с английской стороны.
Основная задача агентства — содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики:
помощь в регистрации предприятия и лицензировании деятельности, разработка и оформление учредительных документов и др.; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1434 от 29 декабря 1994 г. в субъектах РФ создается сеть региональных агентств по поддержке малого предпринимательства.
Значительную помощь в защите законных интересов малых предприятий может оказать объединение их усилий путем образования союзов и ассоциаций, предусмотренных Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (2.1.1. ст. 19). Естественно, что вступление в такие ассоциации обеспечивает субъектам малого предпринимательства дополнительные возможности правовой защиты и информационного обеспечения. Так, в Москве действует Московская ассоциация предпринимателей.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным законом малые предприятия могут создавать общества взаимного кредитования, цель которых — аккумулирование временно свободных денежных средств участников для оказания им финансовой помощи (2.1.1. ст. 11). В отличие от прочих кредитных учреждений данные общества вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ. Общества самостоятельно решают все вопросы, связанные с предоставлением кредитов и оказание” финансовой помощи своим участникам, а именно: объем, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками, а также предельные размеры, сроки и условия оказания финансовой помощи. Однако эти общества не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.
По законодательству Москвы в состав общества взаимного кредитования субъектов малого бизнеса могут входить другие юридические и физические лица, если доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в данное общество, составляет не менее 51% от общего размера капитала.
В реформировании российской экономики, ориентированной также на развитие малого бизнеса, активную роль играет такая общественная организация предпринимателей, как Российская торгово-промышленная палата (ТПП РФ), координирующая деятельность нескольких десятков региональных торгово-промышленных палат.
В решении проблем малого бизнеса немаловажную роль играет общероссийское общественное объединение — Российская ассоциация развития малого предпринимательства, членами которой являются предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциаций, фондов и других структур по поддержке малого бизнеса. Основные направления деятельности ассоциации:
— защита прав предпринимателей в органах исполнительной и законодательной власти;
— оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи малым предприятиям;
— обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий.
Российская ассоциация развития малого предпринимательства является коллективным членом ТПП РФ. В структуре этой ассоциации находятся комитеты по законодательству и нормативной базе малого предпринимательства; по координации деятельности объединений предпринимателей; кредитно-финансовой и инвестиционной политике; инновационной деятельности;
по международным связям и агробизнесу.
Ассоциация имеет региональные отделения во многих субъектах РФ. Она издает еженедельную газету "Бизнес для всех".