Глава 4

РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1. Порядок регистрации малого предприятия
В зависимости от размера города и его административно-территориального деления регистрация малого предприятия может производиться в городской регистрационной палате или в одном из его территориальных (районных, окружных) отделений или филиалов. Теоретически малое предприятие можно создать на основе любой организационно-правовой формы. В целом порядок оформления документов и их регистрации одинаков.
Поскольку наиболее распространенной организационно-правовой формой создания малого предприятия считается общество с ограниченной ответственностью (000), то весь порядок регистрации малого предприятия мы рассмотрим на примере этой формы. Для регистрации малого предприятия в городской регистрационной палате или в ее отделении необходимо подготовить и представить следующие документы:
1. Заявление по форме № 6 в двух экземплярах (бланки данной формы выдаются палатой или отделением).
2. Учредительный договор в двух экземплярах (если учредитель один, следует представить решение о создании общества).
3. Устав, утвержденный учредителями, в двух экземплярах.
4. Протокол учредительного собрания, где указывается порядок учреждения общества двумя или более лицами.
5. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины и регистрационного сбора (квитанция об их оплате в Сбербанке по форме № ПД-4).
6. Документ, подтверждающий оплату 50% уставного капитала, указанного в учредительных документах.
7. Справка, подтверждающая неповторяемость названия общества в регистрационном реестре.
8. Копии свидетельств о регистрации на каждое юридическое лицо, если таковое является учредителем данного общества (т.е. малого предприятия).
9. Регистрационная карточка установленной формы в двух экземплярах.
10. Гарантийное письмо, подтверждающее место нахождения общества, согласие собственника или балансодержателя на предоставление своего адреса в качестве юридического адреса создаваемому предприятию (бланк гарантийного письма выдается регистрационной палатой или его отделением).
Юридический адрес должен соответствовать адресу нежилого помещения. Если этот адрес предоставляется собственником, то необходимо иметь заверенные документы о праве собственности на помещение или выписку из паспорта бюро технической инвентаризации (форма № 1А).
Если же адрес предоставляется арендатором (на правах субаренды), то для этого необходимо иметь заверенную копию договора аренды и заверенное печатью согласие на гарантийном письме собственника. Если в договоре аренды арендодателем разрешена субаренда, то письменное подтверждение согласия собственника не требуется.
До последнего времени сбор за регистрацию составлял два с половиной минимальных оклада, а для индивидуального предпринимателя — один минимальный оклад. Государственная пошлина за регистрацию составляет 10% от МРОТ. Размер уставного капитала создаваемого малого предприятия — не менее 100 минимальных окладов, а создаваемого совместного малого предприятия (СП) — не менее 1000 минимальных окладов.
После оформления всех вышеуказанных документов они сдаются в городскую регистрационную палату или ее отделение, которые выдают учредителю временное свидетельство о регистрации малого предприятия.
После получения временного свидетельства о регистрации необходимо:
1. Снять копии в шести экземплярах с временного свидетельства, Устава, Учредительного договора, заверить их в нотариальной конторе или в регистрационной палате (отделении). В дальнейшем эти копии следует представить:
—в налоговую инспекцию,
— в банк для открытия счета,
— в Пенсионный фонд,
— в Фонд занятости.
Два экземпляра необходимо оставить для малого предприятия.
2. Получить информационное письмо о присвоении кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) в Главном информационно-аналитическом центре Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
3. Встать на учет в территориальном отделении налоговой инспекции.
4. Открыть расчетный счет в любом банке, куда необходимо представить:
а) заявление правлению банка,
б) заверенные копии временного свидетельства о регистрации предприятия, Устава, Учредительного договора,
в) образцы подписей руководителя и главного бухгалтера, заверенные только нотариусом.
5. Встать на учет в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту нахождения юридического адреса предприятия.
6. Встать на учет в территориальных отделениях Фонда занятости и социальных фондов.
После выполнения вышеуказанных действий для получения постоянного свидетельства о регистрации малого предприятия необходимо в городскую Регистрационную палату или в ее отделение, где было выдано временное свидетельство, представить оригиналы следующих документов:
1. Временное свидетельство о регистрации.
2. Справку из Главного информационно-аналитического центра Госкомстата.
3. Справку из банка об открытии расчетного счета и внесении вклада в Уставный фонд предприятия.
4. Справку из территориального отделения налоговой инспекции о постановке на учет.
5. Справку из территориального отделения Пенсионного фонда о постановке на учет.
6. Справку из территориального отделения Фонда занятости о постановке на учет.
7. Декларацию на эскизы круглой печати и углового штампа с названием создаваемого предприятия, полностью заполненную и заверенную обеими сторонами. Бланк декларации выдается отделением Регистрационной палаты.
Регистрация юридического лица осуществляется путем присвоения регистрируемому предприятию очередного номера Единого общегосударственного реестра и проставления на титульном листе каждого из представленных двух экземпляров учредительных документов (Устава, Учредительного договора):
1) специального штампа с наименованием территориального отделения Регистрационной палаты,
2) номера реестра,
3) даты регистрации,
4) подписи должностного лица, ответственного за регистрацию,
5) печати территориального отделения Регистрационной палаты.
Последним этапом по созданию малого предприятия является оформление и получение круглой печати и углового штампа, без которых невозможна предпринимательская деятельность созданного малого предприятия. В территориальном управлении внутренних дел в соответствующем отделе необходимо перерисовать образец печати и штампа и по этому образцу заказать художнику рисунок-печати и штампа на бумаге размером в машинописный лист каждый с указанием реквизитов созданного малого предприятия. После изготовления рисунков в УВД сдаются следующие документы:
1. Заявление на разрешение изготовления печати и углового штампа.
2. Декларация на эскизы печати и штампа, заверенная отделением Регистрационной палаты.
3. Рисунок круглой печати созданного малого предприятия.
4. Рисунок углового штампа созданного малого предприятия. После получения разрешения территориального УВД на изготовление печати и штампа учредитель сдает утвержденные управлением внутренних дел рисунки круглой печати и углового штампа в соответствующую художественную мастерскую для их изготовления.
4.2. Лицензирование предпринимательской деятельности
В соответствии с действующим законодательством на осуществление некоторых видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение — лицензию. Перечень таких видов деятельности, а также органов, уполномоченных на выдачу лицензий, определены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 (с учетом последующих изменений и дополнений), постановлениями Правительства РФ о лицензировании деятельности в отдельных отраслях экономики, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и решениями субъектов РФ.
Лицензия является официальным документом, который разрешает проводить указанный в нем вид (предмет) деятельности. Следует отметить, что торговая деятельность как таковая не отнесена к лицензируемым видам деятельности, но на право торговли отдельными группами товаров необходимо иметь соответствующие лицензии. Так, в Москве лицензированию подлежат:
— розничная реализация алкогольных напитков и пива;
— оптовая реализация пива;
— реализация ювелирных, табачных изделий, продуктов питания, а также автомототранспортных средств и номерных запасных частей к ним;
— комиссионная торговля непродовольственными товарами;
— производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания.
Лицензию выдают отдельно по каждому виду деятельности и по каждой группе товаров. В Москве лицензиями на торговую деятельность занимается Департамент потребительского рынка и услуг, а в остальных городах — соответствующий орган, возможно, с другим названием (управление, комитет). Услуги по выдаче лицензии предоставляются на платной основе.
Срок действия лицензии устанавливают в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее чем на год.
Если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату (юридическому, физическому лицу — индивидуальному предпринимателю) одновременно с лицензией выдают ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
При прекращении деятельности свидетельство о государственной регистрации малого предприятия (или физического лица в качестве предпринимателя) и выданная лицензия теряют юридическую силу. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории иных субъектов РФ может осуществляться после регистрации такой лицензии органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии (при ее необходимости), или с нарушением условий лицензирования считается незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. ст. 171 Уголовного кодекса РФ).
Для малых предприятий, имеющих право на получение поддержки со стороны органов власти Москвы, предоставляются городские патенты, дающие преимущественное право на проведение отдельных видов деятельности, а также получение льгот, предусмотренных законодательными и нормативными актами Москвы, включая установление дополнительных гарантий и компенсаций объектам малого предпринимательства.
Порядок выдачи патентов субъектам малого предпринимательства и объем предлагаемых льгот и преимуществ определяются законодательными актами Москвы.
В столице торговый патент выдается Департаментом потребительского рынка и услуг согласно Положению о торговом патенте, утвержденному распоряжением мэра Москвы от 28 октября 1996 г. № 429/1-РМ.
Федеральным законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в число местных налогов включен сбор за право торговли, требующий соответствующего документального оформления. Торговая деятельность в большинстве случаев осуществляется с использованием сооружений, размещение которых на территории города, поселка требует согласования с соответствующими органами власти. Соблюдение этих требований практически равносильно лицензированию торговой деятельности.
В Москве порядок выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли регулируется городским законом "О порядке подготовки предложений и выдаче разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг" от 28 февраля 1996 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными законом Москвы от 12 июля 1996 г. № 25). К объектам мелкорозничной торговли относят нестационарные киоски, палатки, быстровозводимые павильоны и комплексы из легких конструкций.
Договор с МосКомземом на аренду земельного участка, на котором находится приобретенный объект, должен быть заключен в месячный срок со дня оформления патента. Торговый сбор начинают взимать спустя месяц после начала эксплуатации объекта. При выдаче патента на объект сезонной торговли торговый сбор устанавливают только на период его работы, что оговаривают обязательно в условиях договора.