Глава 5

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1. Сущность и значение бизнес-плана
В условиях рыночной экономики основой организации предпринимательской деятельности является бизнес-план, в котором оцениваются и прогнозируются возможности развития фирмы. В нем отражаются все стороны предпринимательской деятельности фирмы от изучения рынка до управления кадрами, подробно обосновываются направления работы, а также определяются способы решения возможных проблем.
Бизнес-план рассчитан на перспективу, составлять его рекомендуется на три-пять лет. При этом на первый год прогнозируемого периода основные показатели следует разрабатывать по месяцам, на второй — поквартально, а на остальные годы можно ограничиться годовыми показателями.
Следует подчеркнуть, что бизнес-плану присущи только некоторые элементы ранее известного в торговле торгфинплана, а в промышленности техпромфинплана, отражающих основные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Если при разработке торгфинплана в основном определяются прогнозируемые величины финансово-экономических показателей, то при составлении бизнес-плана большое внимание уделяется раскрытию возможностей реализации требуемых инвестиций. В конечном счете, в бизнес-плане приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие три-пять лет, доходов, затрат, данные о прибыли, об уровне рентабельности хозяйственной деятельности.
Сначала на основе этих прогнозных показателей определяют потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах на будущий период, а затем выявляют необходимость в заемных оборотных средствах.
Ресурсное обеспечение бизнес-плана можно прорабатывать в нескольких вариантах, чтобы определить потенциальную прибыльность предпринимательской деятельности при различных суммах производимых затрат.
Начинающие коммерческую деятельность лица, не имеющие опыта в разработке бизнес-плана, возможно, захотят обойтись без него, тем более, в России законодательством пока не закреплена обязательная подготовка бизнес-плана для обоснования потребности предприятия в заемных средствах. Банки же, предоставляя кредиты, не всегда требуют от предприятий обоснования кредитной потребности.
Предприниматель, пренебрегающий разработкой бизнес-плана, может оказаться в весьма неблагоприятных условиях. Например, по данным американской статистики, в США ежегодно свое дело начинают 600 тыс. новых предпринимателей, из которых только половина функционирует полтора года и лишь одному из пяти удается не разориться в течение 10 лет.
Опыт проведения бизнеса за рубежом свидетельствует, что основными причинами банкротства предпринимателей чаще всего являются:
— некомпетентность предпринимателей, не учитывающих при создании фирмы законы конкуренции на рынке;
— отсутствие управленческого опыта предпринимателей, ранее не руководивших и не организовывавших работу хотя бы маленьких групп людей, не знающих социально-психологические основы управления трудовым коллективом;
— недостаток опыта и знаний руководителя, осведомленного только об одной стороне будущей деятельности (например, о торгово-оперативном процессе внутри магазина или только о работе с поставщиками), не ориентирующегося в сфере маркетинга, финансирования и т. д.;
— полное отсутствие профессиональных навыков;
— выбор незнакомого вида деятельности.
Зарубежная практика показывает, что настоящими бизнесменами, чей бизнес, успешно процветает на протяжении многих лет, становятся лишь 7-9% от общего числа занятых предпринимательством. Среди них люди, которые, как правило, всесторонне подготовлены к этой работе, обладающие комплексом знаний, помогающих им выдерживать конкурентную борьбу, принимать оптимальные решения в финансовых вопросах, чувствовать конъюнктуру рынка и т. д.
Создавая предприятие, чрезвычайно важно определить конкретные и реальные цели, а также эффективные средства их Достижения. Именно хорошо продуманный, квалифицированно составленный бизнес-план и будет служить эффективным средством успешной деятельности предприятия. Интересно отметить, что зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом, а руководителем был лишь подписан.
Важным моментом разработки бизнес-плана является определение доли денежных средств, которые можно привлечь от инвесторов в виде паевого взноса, и той доли, которую можно получить в форме кредита от банка. Банкирам же и инвесторам нужно представить убедительный документ, подтверждающий, что вложенные ими деньги в проект предприятия вернутся им со значительными доходами. И таким документом должен быть бизнес-план.
Конечно, не каждый предприниматель, создающий фирму, сумеет квалифицированно подготовить бизнес-план. В этом случае можно воспользоваться услугами опытных консультантов, специалистов консалтинговых фирм. Но их помощь будет заключаться, в основном, в оформлении бизнес-плана, в юридически и экономически грамотном формулировании всех положений этого документа. Перед разработкой бизнес-плана предприниматель должен сам изложить консультантам сущность его и содержание с достаточно глубоким знанием предмета.
5.2. Содержание основных разделов бизнес-плана
Структура и объем бизнес-плана определяются целью его составления, спецификой деятельности и размером малого предприятия. В зависимости от цели составления (обоснование инвестиций, привлечение партнеров к совместной деятельности, заключение контрактов и т. п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Бизнес-план малого торгового предприятия должен включать в себя следующие основные разделы:
— определение цели и задач деятельности на ближайшие три-пять лет;
— анализ финансово-экономического состояния предприятия на текущий момент, выявление позитивных и негативных сторон его деятельности;
— характеристика основных поставщиков товаров (ритмичность поставок, формы оплаты за товар, участие в разработке производственной программы и т. п.);
— сведения об организации продажи товаров;
— планируемая организационная структура предприятия;
— прогноз основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и условий достижения высокой прибыльности (рентабельности) на три-пять лет;
— обеспечение защиты от коммерческого риска. При подготовке заявки на кредит готовят документы следующего образца.
Сопроводительное письмо к заявке на получение кредита
В Правление ____(наименование банка) _________
от ________(Ф. И. О. или название фирмы полностью)
проживающего (расположенной) по адресу: _________
Представляем на Ваше рассмотрение заявку на получение кредита в размере _________ тыс. руб.
Указанный кредит необходим для финансирования затрат (краткое описание намечаемой коммерческой деятельности)
Обеспечением возвратности предоставляемого кредита будут служить (наименование и местонахождение материальных и других ценностей, которые представляются для обеспечения кредита) ____________, общая стоимость которых по существующим ныне ценам составляет______ тыс. руб.
Мы готовы погасить полученный кредит и выплатить проценты по нему в течение ______ месяцев с момента его получения путем (погашения равными долями или иным образом)
Готовы предоставить любую дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения нашей заявки. С уважением (подпись заемщика) ________
(дата подачи заявки) ________
Сведения по кредитной заявке
1. Вид деятельности, для осуществления которой запрашивается ссуда.
2. Предполагаемый объем реализации (производства) товаров или услуг в течение первых трех лет после получения ссуды (с разбивкой по кварталам).
3. Торговая и складская площади (собственная, арендуемая), необходимые для реализации товаров в планируемых объемах.
4. Планируемое число занятых в течение первых трех лет после получения ссуды.
5. Прогнозируемая величина прибыли от реализации товаров (оказания услуг), тыс. руб., в течение трех лет после получения ссуды.
6. Запрашиваемый размер ссуды ————— тыс. руб.
7. Срок погашения кредита _____ месяцев.
8. Краткая характеристика и примерная стоимость по сложившимся рыночным ценам имущества, предлагаемого заемщиком.
Сведения о заемщике
1. Ф. И. О. руководителя создаваемого малого предприятия.
2. День, месяц, год рождения.
3. Семейное положение, количество детей (если есть).
4. Образование.
5. Опыт работы (указать стаж работы, должность) ___
6. Причины обращения именно к этому виду коммерческой деятельности, для проведения операций в которой Вами запрашивается ссуда.
Сведения о предмете кредитуемой коммерческой деятельности
1. Реализация (производство) каких товаров (услуг) является предметом коммерческой деятельности, для осуществления которой Вы запрашиваете кредит?
2. Каковы основные особенности реализации (производства) товаров или услуг, которые Вы собираетесь производить?
3. Есть ли у Вас конкуренты? Если да, то как они организовывают рекламу по реализации своих товаров (своей продукции)?
Сведения об организации продажи (производства) товаров (услуг)
1. Как будет организована продажа ваших товаров (услуг)?
2. Каким путем Вы будете добиваться увеличения объемов продажи (производства), и какие затраты на это потребуются в течение трех лет с момента получения ссуды?
3. По каким ценам Вы намерены продавать товары (услуги)?
4. Собираетесь ли Вы каким-то образом менять цены (повышать, снижать и т. д.) на товары и услуги и как именно в течение трех лет с момента получения ссуд?
5. Достаточны ли торговая и складская площади для организации продажи и хранения товаров в прогнозируемых объемах на первые три года с момента получения ссуды или потребуется построить новые (или арендовать) площади?
6. Какое торгово-технологическое (производственное) оборудование потребуется дополнительно и на какую сумму?
7. Где Вы будете закупать товары (материалы для производства)? Назовите основных поставщиков.
Сведения об организации хозяйственной деятельности и кадрах малого предприятия
1. Планируемая организационная структура малого предприятия (название основных подразделений и служб, число занятых в каждом из них, иерархия подчинения).
2. Квалификационный состав занятых (перечень специальностей, число занятых по каждой специальности, требуемый уровень квалификации).
3. Предполагаемая степень занятости персонала (постоянные штатные и почасовые работники, совместители) и численность его по степени занятости.
4. Формы оплаты труда работников (сдельная, повременная и др.).
5. Предполагаемый размер средней заработной платы по уровню квалификации персонала.
6. Прогнозируемый объем фонда оплаты труда и его удельный вес в затратах в течение трех лет после получения ссуды (по месяцам и кварталам).
Юридическая информация
1. Юридическая форма собственности малого предприятия.
2. Где, когда, кем проведена регистрация Вашего предприятия и номер регистрационного свидетельства?
3. Кто является учредителем Вашего предприятия?
4. В каких банках открыты счета Вашего предприятия?
Сведения о рисках и страховании
1. Какие факторы (или причины) могут отрицательно повлиять на хозяйственную деятельность Вашего предприятия (указать в порядке убывающей значимости)?
2. Как Вы сами оцениваете вероятность воздействия этих факторов риска: какие из них неизбежны, возможны или маловероятны?
3. Какие убытки могут возникнуть в случае воздействия этих факторов на Вашу деятельность (примерная сумма убытка в тыс. руб.)?
4. Каким образом Вы планируете защитить свое предприятие, или в какой страховой компании Вы намерены застраховать имущество предприятия?
5.3. Определение точки безубыточности производства и продажи товаров
При подготовке к открытию малого предприятия и разработке бизнес-плана крайне важно определить тот момент в деятельности предприятия, когда оно начинает работать прибыльно. Ниже приводится краткая методика определения безубыточности работы отдельно производственного и торгового малого предприятия.
Для определения точки безубыточности производства товаров необходимо применить следующую формулу:

где К — количество произведенных товаров, при котором возможно достижение безубыточного производства (точки безубыточности);
Зпост — сумма условно-постоянных затрат, необходимых для организации производственной деятельности;
Зпер — сумма условно-переменных затрат, необходимых для изготовления единицы товара (оказания одной услуги);
Ц — цена за единицу товара (услуги).
К условно-постоянным затратам (Зпост) относят:
— суммы ранее полученных и запрашиваемых заявкой кредитов;
— ежегодные выплаты процентов по ним;
— сумму накладных расходов в целом по предприятию;
— сумму амортизационных отчислений по оборудованию;
— оплату труда управленческого персонала предприятия. Условно-переменные затраты (Зпер) — это накладные расходы, изменяющиеся пропорционально изменению объема выпуска продукции, а также затраты:
— на материалы, сырье, комплектующие изделия;
— на тепло- и электроэнергию, используемую в производственных процессах;
— на оплату труда основного производственного персонала.
Рассмотрим следующий пример. Ежемесячные условно-постоянные затраты предприятия составляют 4 тыс. руб., цена производимого товара 20 руб., а условно-переменные затраты на изготовление единицы товара — 12 руб. Отсюда безубыточность производства данного товара начнется с 500-го товара [4000:(20-12)=500 единиц], т. е. начиная с 501-го изделия, производство данного товара будет приносить прибыль.
При расчете объема производства, обеспечивающего безубыточность, следует исходить из тех же прогнозируемых объемов производства, которые указываются в бизнес-плане.
Рекомендуется устанавливать несколько (не менее трех) вариантов возможной цены реализации товара, чтобы дать банку-кредитору возможность оценить влияние рыночных условий на рентабельность предприятия — заемщика.
Если рыночная цена предполагаемого к производству товара не покрывает все затраты, не прибыльна, то следует найти пути снижения себестоимости его производства или совсем отказаться от его выпуска, определив другой, пользующийся высоким устойчивым спросом товар.
В торговом предприятии при разработке бизнес-плана необходимо определить тот объем товарооборота, при котором появляется целесообразность коммерческой деятельности. Объем реализации (товарооборот), который обеспечит запланированный оптимальный размер прибыли и рентабельность продажи товаров, рассчитывают по формуле

где Т — объем товарооборота, тыс. руб.;
П — размер прибыли, тыс. руб.;
Р — рентабельность (отношение прибыли к товарообороту), %.
Рассмотрим пример. Малое предприятие планирует увеличение суммы прибыли и снижение затрат после получения ссуды в течение первых трех лет в следующих размерах:

показателипервый годвторой годтретий год
прибыль, тыс. руб.220290380
уровень издержек 
 
 
 
обращения, %21,220,620,0
При условии сохранения среднего уровня валового дохода (т. е. отношения суммы торговых надбавок к сумме товарооборота, %) в размере 27,0% рентабельность (как разница между уровнем валового дохода и уровнем издержек обращения, т. е. Р=Увд-Уио) составит:
в первый год — 5,8%, (27,0%-21,2%);
во второй год — 6,4%, (27,0%-20,6%);
в третий год — 7,0%, (27,0%-20,0%).
Исходя из установленных целевых показателей прибыли и рентабельности определяется необходимый объем продажи товаров (товарооборот). В первый год он должен составить 3800 тыс. руб. [(220:5,8) Х 100], во второй — 4530 тыс. руб. [(290:6,4) Х 100] и в третий — 5400 тыс. руб. [(380:7,0) Х 100].
Таким образом, в течение трех лет при установленных исходных данных товарооборот возрастет в 1,4 раза (5400:3800) при росте прибыли в 1,7 раза (380:220).
В мировой практике предпринимательства широко используется такой показатель, как точка (порог) безубыточности продаж.
Малое предприятие при открытии магазина и расширении ассортимента товаров должно знать хотя бы приблизительно, при каком объеме товарооборота достигается безубыточность. Точку безубыточности продажи товаров рассчитывают по формуле

где
Тб — точка безубыточности продажи товаров, тыс. руб. ИОпост — сумма постоянных издержек обращения, тыс. руб.;
УИОпер — уровень переменных издержек обращения, %;
увд — уровень валового дохода, %. ПРИМЕР. Доля постоянных издержек обращения определена в размере 40%, тогда их абсолютная величина (ИОпост) в первом году составит 322,2 тыс. руб. Относительный показатель валового дохода (Увд) прогнозируется в размере 27%.
Уровень переменных издержек обращения (Уиопер) составит Подставляя прогнозируемые величины в вышеуказанную формулу, получим абсолютное значение точки безубыточности продаж в первом году:

В случае достижения объема товарооборота в размере менее абсолютного значения точки безубыточности продаж (<Тб) малое предприятие будет нести убыток от продажи своих товаров.