Глава 7
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОПЛАТЫ ТРУДА
От того, как оплачивается труд работников, от степени их заинтересованности в значительной степени зависят успехи в деятельности предприятия. В связи с этим следует обратиться к зарубежному опыту тех стран, которые уже длительное время функционируют в условиях рыночной экономики, адаптируя его к российской среде с учетом ее организационных, экономических, географических, психологических и прочих особенностей.
В частности, определенный интерес представляет зарубежный опыт оплаты труда работников коммерческих предприятий, который мог бы быть использован российскими малыми предприятиями.
Например, во Франции зарплата на торговых предприятиях входит, как и в России, в издержки обращения и составляет приблизительно 63% от общей суммы издержек. Уровень издержек обращения в розничной торговле составляет примерно 13-15%. Эти данные говорят о том, что во Франции размер заработной платы персонала, по российским меркам, достаточно высок. Кстати, французским государством установлен необлагаемый налогом минимальный месячный размер заработка, который постоянно растет. В 1995 г. он составлял 6009 франков.
В торговле основная категория работников — продавцы. Интересен тот факт, что определенная часть продавцов получает стабильную заработную плату, не зависящую от незначительных колебаний товарооборота. Это связано прежде всего со стабильной деятельностью магазинов, расположенных в микрорайонах, с товарами повседневного спроса, устоявшимся ассортиментом товаров, контингентом покупателей, количеством и частотой покупок и т. д. На тех предприятиях, где товарооборот не стабилен, продавец может получать сравнительно небольшой оклад и определенный процент за результаты выполненной работы. В магазинах практикуют различные конкурсы продавцов с вручением подарков победителю, продавшему товаров на наибольшую сумму.
На предприятиях торговли, как и в других отраслях, руководители и владельцы предприятий широко используют методы коллективного стимулирования работников.
В 1967 г. во Франции был принят Закон об участии в распределении прибылей, который был пересмотрен и усовершенствован в 1986 г. Действие этого закона распространяется на предприятия с численностью персонала свыше 100 человек. Но такая практика может распространяться и на малые предприятия с незначительной численностью работников. Сущность его заключается в том, что персонал предприятия помимо текущей заработной платы получает часть прибыли предприятия по итогам его деятельности в течение года. Коллектив избирает из своей среды представителей, которые ведут переговоры с администрацией или владельцем предприятия об условиях участия в распределении прибыли. При этом выплата средств из прибыли производится только работникам со стажем работы на этом предприятии не менее пяти лет. Это значит, что работник только в конце пятого года получает часть прибыли предприятия за первый год работы, в конце шестого — за второй, в конце седьмого — за третий и т. д.
Закон опирается на методику, согласно которой определяются все основные условия участия в распределении прибыли, пути решения конфликтов в различных ситуациях.
Многие предприятия во Франции используют эту методику, но без учета пятилетнего стажа. При этом договор между администрацией и коллективом обновляют каждые три года. В договоре указывают, что на выплаты членам коллектива используется определенный процент от прибыли или от маржи (валового дохода). Коллектив может предусмотреть в договоре такие вопросы, как использование коллективных сбережений на бирже, помещение их в банк и т. д.
Наиболее широкое распространение такая система оплаты труда получила в Японии, где премиальные выплаты в форме прямого участия в прибылях иногда достигают 50% от суммы заработной платы. Не случайно здесь во всех коллективах постоянно действуют кружки из числа рядовых работников по повышению эффективности работы их предприятий.
Опыт применения такой методики распределения части прибыли среди работников коллектива на малых предприятиях был бы полезным для российских предпринимателей, способствуя развитию чувства патриотизма к своим предприятиям, значительному повышению эффективности производства. К тому же для этого необязательно наличие у нас в стране подобного закона.
Одним из способов, используемых французскими предпринимателями для стимулирования заинтересованности персонала в результатах их труда, является продажа им акций не по рыночной (конъюнктурной), а по номинальной (фиксированной) цене, которая определяется на три года, после чего назначается новая цена опять на такой же срок.
Как правило, предприятия к праздникам делают оптовые закупки продовольствия и других товаров для членов коллектива, проработавших в нем более шести месяцев. Организует эту работу комитет, а предприятие оплачивает значительную часть стоимости этих покупок.
Помимо различного рода поощрений персонала в виде премии, доплат за добросовестный, результативный труд, в зарубежной практике предпринимательства, если нужно, применяются и наказания. В случае нарушения трудовой дисциплины, серьезных жалоб, претензий клиентов работник может быть подвергнут денежному штрафу со стороны администрации предприятия. И это логично, поскольку нерадивый работник своим поведением, поступками может привести к убыткам, навредить репутации фирмы. Уместно вспомнить в этой связи описанный известным журналистом-международником В. Цветовым вид наказания, который используют японские предприниматели. Провинившегося работника усаживают у входа здания предприятия на несколько рабочих дней, целиком оплачивая ему среднедневной заработок с тем, чтобы его могли обозревать как работники предприятия, так и прохожие. Такое позорное наказание доводит провинившегося до нервного расстройства.
В настоящее время в России получает все большее распространение практика денежного вознаграждения частных лиц — посредников, помогающих предприятиям (и государственным) найти покупателя и продать их продукцию. В странах с рыночной экономикой в торговле предметами потребления, а также средствами производства широко используется труд коммерческих агентов, коммивояжеров.
Коммерческий агент является независимым от предприятия лицом. Постоянной заработной платы он не получает, работать может по своему выбору на одно или несколько предприятий. Согласно договору за завершенные сделки через банк агент получает определенный процент от суммы проданных товаров какой-либо фирмы.
Помимо коммерческих агентов, во Франции действуют вояжеры, обслуживающие различные фирмы. Однако не каждый из них имеет статус VRP (что означает вояжер, представитель фирмы, работающий на определенной территории). За вояжера предприятие обязано оплатить страховой взнос и выдать ему аттестат о его работе. На основе этого местная префектура выдает вояжеру карточку, позволяющую ему, в частности, питаться в придорожных ресторанах по сниженным ценам. В карточке вояжера VRP отмечают, что ее владелец имеет право работать только на. одну фирму или же на несколько предприятий.
Оплата труда вояжера производится в различных вариантах. Прежде всего его заработок может носить постоянный характер. Но поскольку это не всегда эффективно, то нередко гарантируется лишь небольшая часть стабильного заработка, к которому начисляют определенный процент от стоимости проданных вояжером товаров. Во всех этих случаях заработок не должен быть меньше вышеупомянутого минимума. Вояжер со статусом VRP получает также определенную сумму на расходы, в которые включают суточные (отель, ресторан), дорожные, профессиональные (телефон, почта и т. д.). В своих деловых поездках вояжер использует либо собственную автомашину (при этом фирма компенсирует ему ее эксплуатацию), либо предприятие выделяет ему и служебную, оплачивая эксплуатационные расходы (бензин и т. д.). В этом случае вояжеры не имеют права использовать ее в личных целях, и это правило они строго соблюдают.
За перевыполнение нормы вояжеру назначают премию, которая предусматривается при условии продажи определенного количества товаров, а также различные виды доплат в виде подарков к праздникам и прочим событиям, частичную оплату фирмой купленных им товаров и т. д.
Представляют интерес суммы заработков вояжеров. Например, американская парфюмерная фирма "Авон", не имеющая розничной торговой сети, платит коммивояжерам до 30% от суммы проданных товаров. Во Франции за продажу канцелярских товаров они также получают 30% комиссионных, в то время как за продажу стальных конструкций — только один—два процента. Статистика показывает, что дебютанты-вояжеры в этой стране ежемесячно получают в среднем 10 тыс. франков. В целом, два процента вояжеров от их общего числа ежемесячно зарабатывают 50 тыс. франков, 5% — 30 тыс., 40% — 15 тыс. франков. Средний размер их заработка по стране составляет 15 тыс. франков.