2.1. Оценка коммуникативных способностей менеджера
Обоснование темы ситуации
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на деловое общение. Поэтому важным профессиональным качеством является умение поддерживать отношения с людьми независимо от личных пристрастий. Руководитель должен контролировать свое поведение, чтобы негативное восприятие кого-либо не влияло отрицательно на его взаимоотношения с подчиненными в целом, а положительное — являлось дополнительным стимулом повышения Активности всего коллектива.
'Предлагаемая ситуация, с одной стороны, способствует развитию коммуникативных способностей человека, а с другой — позволяет оценить их возможности на сегодняшний день.
Цели изучения ситуации
1. Овладение навыками коллективной работы, тренинг делового общения, ведения дискуссий и принятия решений.
2. Выявление различных точек зрения на поставленную проблему и пути ее разрешения.
3. Проверка уровня коммуникативных способностей слушателей.
4. Тренировка навыка аналитического мышления, связанного с Системным подходом к решению управленческих проблем.
Правила рассмотрения ситуации
1. Из числа слушателей создается экспертный совет (3 чел.).
2. Учебная группа разбивается на комитеты (5—6 чел.), в каждом из них избирается председатель.
Характеристика проблемной ситуации
Россию часто называют сырьевым придатком Запада. Это обусловлено тем, что мы больше продаем сырье, а не готовый продукт. Например, продаем Японии лес, а выгоднее (в два-три раза) продавать доски, собранные в пакет, а еще лучше — щитовые дома, мебель и т.д.
То же самое мы делаем с золотом — расплачиваемся за наши долги золотыми слитками! Почему эти слитки не перерабатываются? Почему не продаются ювелирные изделия? У нас недостаточно мощностей для глубокой переработки нефти, поэтому мы в основном продаем ее в сыром виде, закупаем за границей смазочные масла и платим за это валюту. Разве на валюту, полученную от продажи нефти, нельзя было построить десятки заводов по ее переработке?
Из-за отсутствия сервисного обслуживания некоторые виды поставляемых за рубеж изделий, например холодильники “Бирюса” в Великобританию, мы вынуждены продавать намного дешевле.
Аналогичная картина в отношении некоторых марок отечественных часов. Прекрасные по качеству часовые механизмы, но с низким уровнем дизайна закупают фирмы многих стран, меняют в них корпус и циферблат и перепродают уже по более высокой цене.
Порядок разработки ситуации
Внимательно изучить изложенные точки зрения и сформулировать четыре ответа на вопрос: “Почему это делается (делалось)?” Работа в комитетах:
а) каждый участник оценивает ситуацию и самостоятельно отвечает на вопрос: “Почему?”. Ответы следует записывать на отдельном листе. Они должны соответствовать дискретной форме (одно-два слова);
б) председатель комитета собирает листы с ответами и начинает обсуждение;
в) в результате обсуждения отбирают три-четыре ответа. Председатели комитетов докладывают об итогах работы. В обсуждении докладов и принятии решений участвуют все слушатели.
Оценка деятельности команд
1. Члены экспертного совета оценивают коммуникативные способности каждого участника по предлагаемой шкале (табл. 2.1), на каждой строке которой отмечается соответствующий балл — ставится крестик.
2. Путем соединения всех крестиков вычерчивается график коммуникативных способностей.
3. Подсчитывается общая сумма баллов. Результат меньше 40 показывает низкую способность, больше 70 — высокую.
Таблица 2.1 Шкала оценки участника групповой работы
1. Умение убеждать | 987654321 | Неумение убеждать |
2. Способность к сотрудничеству | 987456321 | Неспособность к сотрудничеству |
3. Адаптация в новой ситуации | 987456321 | Неспособность к адаптации в новой ситуации |
4. Самоконтроль | 987654321 | Несдержанность |
5. Умение владеть речью | 987654321 | Неумение владеть речью |
6. Словарный запас | 987654321 | Недостаточный запас слов |
7. Умение слушать собеседника | 987654321 | Неумение слушать собеседника |
8. Способность к творческому мышлению | 987654321 | Отсутствие творческого мышления |
9. Умение аргументировать свои доводы | 987654321 | Неумение аргументировать свои доводы |
10. Этичность поведения | 987654321 | Неэтичность поведения |