Австрия
государство, расположенное в Центральной Европе
Территория
— 83,8 тыс. кв. км
Население — 7,6 млн. человек
Австрийская Республика
Основной законодательный акт страны — Конституция 1920 г.; в 1929 г. она подверглась значительным изменениям и с этого времени называется "Федеральный конституционный закон 1920 г. в редакции 1929 г.". Ее действие было прекращено в 1 934 г. с установлением в стране режима фашистской диктатуры. 1 мая 1945 г. после освобождения Австрии от фашизма конституция вновь вступила в силу.
Конституция объявляет Австрию демократической парламентской республикой. По форме государственного устройства Австрия — федерация. Страна разделена на девять федеральных земель, каждая из которых имеет свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство. Федеральная конституция регулирует разделение компетенции между федерацией и землями, причем явно в пользу федеральных властей, которым предоставляются весьма обширные полномочия (компетенция властей земель достаточно узка).
Законодательная власть федерации осуществляется двухпалатным Федеральным собранием. Главная палата — Национальный совет (Национальрат) избирается в соответствии с принципом пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Палата состоит из 183 членов, срок ее полномочий — четыре года. Ежегодно проводится очередная сессия Национального совета. По инициативе президента, требованию федерального правительства или одной из палат может быть созвана внеочередная сессия. Решения Национального совета принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее 1/3 членов. Заседания, как правило, проводятся открыто.
Вторая палата — Федеральный совет (Бундесрат), в составе которой 63 человека, является органом представительства земель. Каждая земля выдвигает число депутатов, пропорциональное числу граждан земли. Члены Федерального совета избираются ландтагами на срок своих полномочий. Председательствуют в Федеральном совете по очереди представители земель, которые меняются каждые полгода. Председатель созывает Федеральный совет на заседания, также, как правило, открытые.
Для обсуждения наиболее важных вопросов обе палаты собираются вместе. Такое мероприятие получило название Бундесферзаммлунг.
Правом законодательной инициативы обладают члены Национального совета, члены федерального правительства. Кроме того, на рассмотрение Национального совета должно быть передано любое предложение, посланное 100 000 избирателей (так называемая народная инициатива). Законопроект сначала проходит через Национальный совет, а затем передается на рассмотрение Федерального совета. Федеральный совет либо одобряет его, либо выносит обоснованное возражение. Возражение передается Национальному совету в течение восьми недель. Если он, получив возражение, вновь проголосует в присутствии половины своих членов за первоначальный проект, закон считается принятым. Кроме того, Федеральный совет не может возражать против решений Национального совета относительно своего регламента, роспуска, а также ряда вопросов финансового характера. Все федеральные законы должны быть скреплены подписью президента. Конституция закрепляет еще один способ принятия законов — проведение референдума. В этом случае законопроект становится законом, если за него выскажется большинство граждан, участвующих в голосовании.
Главой государства является президент. Он избирается на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права. Срок его полномочий — шесть лет. Конституция предусматривает, что повторное избрание на этот пост допускается только один раз. В полномочия президента входят созыв очередных и внеочередных сессий парламента, его роспуск; он назначает государственных служащих, присваивает профессиональные звания, может предоставлять исключительные льготы, надбавки и пенсии, имеет право помилования и может смягчать наказания, представляет Австрию в отношениях с другими государствами, принимает послов. Однако свои функции президент осуществляет на основе предложений правительства, и все его решения должны быть подписаны федеральным канцлером или соответствующим федеральным министром. За свою деятельность президент отвечает перед Федеральным собранием.
Высшее управление страной осуществляется федеральным правительством. Правительство состоит из канцлера — главы правительства, вице-канцлера и других министров, число которых непостоянно. Канцлер назначается федеральным президентом, остальные министры назначаются президентом по его совету. На эти посты могут быть выдвинуты только лица, обладающие правом быть избранными в Национальный совет. Хотя члены правительства не могут быть членами Национального совета, они имеют право присутствовать на его заседаниях, на заседаниях другой палаты и на заседаниях комитетов обеих палат. Члены правительства отвечают за свою деятельность перед Национальным советом. В случае выражения палатой вотума недоверия правительству или каким-то его членам эти лица должны прекратить свои полномочия. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, президент может распустить правительство или отстранить от должности отдельных его членов.
Основные политические партии: Австрийская народная партия — АНП, Австрийская партия свободы -АПС, Национал-демократическая партия — НДП, "Объединенные зеленые Австрии" — ОЗА, Социалистическая партия Австрии — СПА.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика
Основы современной буржуазной правовой системы Австрии были заложены в XVIII в., в период правления императрицы Марии Терезии, когда вместо партикулярного права отдельных областей, входивших в Австрийскую империю, и самостоятельной юрисдикции феодальных правителей стало формироваться единое законодательство и централизованная система судов. С 1753 г. началась подготовка проекта гражданского кодекса, основанного на принципах римского права, но учитывающего и доктрину естественного права. Работа над этим проектом продолжалась с перерывами в течение нескольких десятилетий и была завершена лишь с изданием в 1811 г. Общего гражданского уложения. Это один из важнейших документов в истории буржуазного гражданского права: в нем были систематизированы и тщательным образом разработаны такие важнейшие институты, как правовое положение физических и юридических лиц, собственность, договоры, обязательства, ответственность, наследование, а также вопросы семейного права и др.
Общее гражданское уложение оказало большое влияние на развитие законодательства в странах, ранее входивших в состав Австрийской империи, и в других государствах (Венгрии, Румынии, Югославии, Греции, Швейцарии). Оно продолжает действовать в Австрии с весьма значительными изменениями, которые неоднократно вносились в него, в частности с учетом и под влиянием Германского гражданского уложения 1896 г. Много изменений было внесено в него во время первой мировой войны и особенно — после освобождения Австрии от фашистского господства: заново изложены разделы об усыновлении (I960 г.), принят Закон о новой регламентации правового положения внебрачного ребенка 1970 г., уравнявший его в правах с законнорожденными детьми, Закон о новой регламентации отношений между родителями и детьми 1977 г., направленный на улучшение правового положения детей в семье, и другие акты.
Важными дополнениями к Общему гражданскому уложению служат также отдельные нормативные акты — законы об аренде (1929), о земельной собственности (1955), о праве собственности на жилище (1975 и 1978) и особенно Закон о защите потребителя (1979), который существенно расширил права граждан, выступающих в роли потребителей товаров и услуг, защищая их интересы от недобросовестных предпринимателей и коммерсантов. Дальнейшим развитием этого направления в австрийском законодательстве стал Закон об ответственности за недоброкачественную продукцию 1988 г., в соответствии с которым производитель продукции или ее импортер обязан возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу граждан.
Как основной источник торгового права в стране используется Германское торговое уложение 1897 г., введенное в действие в 1938 г. в качестве австрийского торгового кодекса. Важную роль в регулировании хозяйственных отношений играют законодательные акты последних десятилетий: законы о векселях (1955), о страховании (1958), о картелях (1959), об акциях (1965).
Сохраняет свою силу принятый в 1895 г. Гражданский процессуальный кодекс, неоднократно подвергавшийся изменениям.
Трудовые отношения в Австрии регулируются комплексом нормативных актов, а также заключаемыми между представителями работников и предпринимателями коллективными договорами, порядок и условия заключения которых, в свою очередь, подробно регламентируются законодательством. Среди наиболее важных актов в этой области Закон о трудовых отношениях 1974 г. и Закон о коллективных трудовых договорах 1974 г. (с поправками 1976 г. и последующих лет). На австрийских предприятиях действуют производственные советы с участием представителей рабочих. Законодательство последних десятилетий поощряет занятость и мобильность рабочей силы.
В Австрии сложилась развитая система социального обеспечения, финансируемая за счет взносов предпринимателей и работников, а также из бюджетных средств. Она предусматривает выплату пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице и болезни, содействует росту рождаемости путем выплат так называемых "семейных надбавок" к зарплате и т.п.
С 1984 г. в перечень основных конституционных прав граждан Австрии вошла охрана окружающей среды. Законодательное регулирование ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды осуществляется либо на федеральном уровне (использование вод, лесов, земель), либо на уровне отдельных земель. Единый нормативный акт, регулирующий в комплексе эти вопросы, пока отсутствует.
Уголовное право
В истории уголовного законодательства Австрии заметное место занимает Уголовный кодекс 1768 г., получивший название "Терезиана" в честь австрийской императрицы. В нем было подытожено предшествующее развитие феодального уголовного права, заметно сказывалось влияние религии. На протяжении последующих десятилетий в Австрийской империи проводились неоднократные реформы уголовного законодательства, то усиливавшие, то смягчавшие наказания за преступления.
В 1803 г. был издан Уголовный кодекс, который стал основой австрийского законодательства в этой области, а после его реформы в 1852 г. распространен на всю территорию тогдашней империи. После распада Австро-Венгрии в 1918 г. этот кодекс был оставлен в силе не только в собственно Австрии, но и в некоторых других вновь образованных государствах. По своему духу и содержанию УК 1803 г. и с самого начала, и в редакции 1852 г. был выражением идей классической школы буржуазного уголовного права. В дальнейшем он не раз подвергался реформам, дополнялся и изменялся.
С 1945 г. началась подготовка полной реформы Австрийского уголовного законодательства, которая завершилась принятием в 1974 г. нового Уголовного кодекса, а в 1975 г. — нового Уголовно-процессуального кодекса (вопросы уголовного процесса подробно регулировались в УК 1803 г., но были исключены из его текста в редакции 1852 г., после чего был принят отдельный Уголовно-процессуальный кодекс).
Уголовный кодекс 1974 г. — наиболее наглядное выражение либеральных и социал-демократических концепций в современном буржуазном уголовном праве. Из него исключены те деяния, которые не представляют существенной опасности интересам государства, общества или отдельных граждан, значительно снижены санкции за многие преступления, заменено штрафом краткосрочное лишение свободы и т.п. В кодекс вошли многие, однако далеко не все уголовно-правовые нормы, ранее содержавшиеся в иных, помимо уголовного, законах (они остались, в частности, в финансовых законах, в актах о торговле наркотиками и др.). Смертная казнь Отменена с 1950 г.
Сходными идеями проникнут и Уголовно-процессуальный кодекс 1975 г. В нем провозглашена задача установления в ходе судебного разбирательства материальной истины, а также принципы законности, непосредственности, гласности, свободной оценки доказательств и т.п.
Следует подчеркнуть, что в Австрии в силу особенностей ее федеративного устройства решающая роль в правовом регулировании принадлежит федеральному законодательству, а не законодательству входящих в нее земель. Вопросы гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса разрешаются исключительно федеральными законами.
Научные исследования в области права ведутся на факультетах права и государственных (политических) наук университетов в Вене, Граце и Инсбруке.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
В Австрии, в соответствии с конституцией страны, имеется три высших судебных органа — Конституционный суд, Административный суд и Верховный суд.
Конституционный суд рассматривает споры между отдельными землями, входящими в состав Австрийской Республики, и их конфликты с федеральными властями, споры о компетенции между судами и административными органами, а также жалобы по вопросам соответствия изданных законов Конституции, законности принятых постановлений и т.п. Конституционный суд состоит из председателя, его заместителя, 12 членов и шести заместителей. Они назначаются из судей других судов, высших чиновников и университетских профессоров, сохраняющих при этом назначении свои должности. Дела рассматриваются им либо в полном составе, либо в коллегиях из девяти или пяти судей.
Административный суд рассматривает жалобы на решения органов управления, на злоупотребления властью, причинившие ущерб гражданину, и по другим вопросам. Суд принимает жалобы лишь после того, как заявителем исчерпаны все возможности обжалования в административные органы. Члены Административного суда назначаются из судей (не менее трети состава) и из опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные земли Австрии. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из пяти судей, иногда — из трех либо девяти.
Верховный суд возглавляет систему общих судов. Он является высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривает кассационные жалобы на приговоры суда присяжных и суда шеффенов и на решения других судов. Заседания Верховного суда обычно проводятся в составе пяти судей ("сенат"), иногда трех ("тройной сенат") или 11 судей ("усиленный сенат") либо в полном составе.
В качестве "суда второй инстанции" (это название закреплено в УПК) выступает высший суд земли. Такие суды имеются в четырех городах — Вене, Граце, Линце и Инсбруке (один суд на две-три земли). Они рассматривают жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов и обычно заседают в составе сената из трех профессиональных судей.
В качестве "судов первой инстанции" (название из УПК) в Австрии выступают суды земли или округа (таких судов 17). В их компетенцию входит рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях, которые наказываются лишением свободы на срок свыше 6 месяцев, а также гражданских дел. Несмотря на свое название, эти суды рассматривают и жалобы на приговоры и решения нижестоящих участковых судов. Уголовные дела по первой инстанции в этом случае рассматривает единоличный судья, если наказание не превышает трех лет лишения свободы. В противном случае дело слушается судом шеффенов в составе двух профессиональных судей и двух заседателей — шеффенов. Для рассмотрения дел о наиболее серьезных преступлениях, в частности когда обвиняемому грозит пожизненное или длительное тюремное заключение, при судах земли созывается периодический суд присяжных, состоящий из трех профессиональных судей и восьми присяжных заседателей. В компетенцию судов первой инстанции входят гражданские дела с суммой иска свыше 30 тыс. шиллингов, а также некоторые категории дел неимущественного характера. В зависимости от суммы иска или других обстоятельств они рассматриваются судьями единолично либо в составе сената из трех судей. В Вене действует единственный на всю Австрию Торговый суд,где рассматриваются споры хозяйственного характера, в частности все дела, связанные с банкротствами.
Низшее звено судебной системы Австрии составляют около 200 участковых судов. В каждом из них единоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об опеке, усыновлении, споры об аренде и др.).
В Австрии имеются также специализированные суды, не входящие в общую систему. Это прежде всего суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей (закон об этих судах был принят в 1946 г.), а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальном страховании 1955 г. В Вене функционирует патентный суд, принимающий решения по ходатайствам о признании патентов недействительными. Он состоит из профессиональных юристов и специалистов в различных областях техники.
Судьи назначаются на свои должности либо президентом республики (судьи трех высших судебных органов), либо правительством по представлению министерства юстиции и судов. Конституция гарантирует судьям несменяемость и запрещает переводить судей на другую должность без их согласия.
Прокуратура подчинена министерству юстиции. Прокуроры поддерживают обвинение по уголовным делам и выступают в "государственных интересах" по другим делам в судах первой инстанции (при необходимости они сами или их заместители могут выступать в участковых судах). Главные прокуроры выполняют соответствующие функции при судах второй инстанции, а генеральный прокурор, возглавляющий систему австрийской прокуратуры, — при Верховном суде. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и обязаны выполнять их указания.
Расследование уголовных дел проводится полицией под наблюдением прокуратуры. Однако на обыск помещения или арест подозреваемого полиция должна в течение 48 часов получить санкцию соответствующего суда. Расследование дел о наиболее серьезных преступлениях поручается следственному судье (эти функции выполняет один или несколько судей в каждом суде первой инстанции).
Выступают в суде в качестве защитника по уголовным делам, так же как защищают интересы сторон по гражданским делам, как правило, только лица, включенные в список адвокатов. Такой список составляется в каждом суде второй инстанции и подлежит ежегодному обновлению. Обвиняемому, не имеющему средств нанять адвоката, по его ходатайству может быть назначен судом бесплатный защитник.
 
. . .. . .