Германия
- государство в Западной Европе
Территория 248 тыс. кв. км
Население — 61 млн. человек
Федеративная Республика Германия
По форме государственного устройства ФРГ — федерация, в составе которой 16 земель. Федеративное устройство никаких национальных оснований под собой не имеет. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган — однопалатный ландтаг (в Баварии — двухпалатный) и правительство во главе с премьер-министром.
По форме государственного правления ФРГ — парламентская республика. Высшие органы государства, в соответствии с Основным законом 1949 г., — Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.
Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом — Федеральным собранием на пять лет. Полномочия президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов президента нуждаются в обязательной контрассигнации главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность.
Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат — Бундестага и Бундесрата. Бундестаг, в составе которого 496 депутатов, избирается прямыми выборами сроком на четыре года. В составе Бундесрата 41 человек, они являются членами правительства земель. Каждая земля имеет в Бундесрате от 3 до 5 голосов в зависимости от населения земли. Палаты Избирают своих председателей, которые руководят работой депутатов, и образуют постоянные комитеты. Заседания палат, как правило, открытые, если только депутаты не примут решение о проведении закрытого заседания. Основной закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей законодательной компетенции федерации и земель. Кроме того, ст.75 Основного закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания.
Процедура принятия федеральных законов заключается в следующем. Законопроект принимается Бундестагом и сразу передается Бундесрату. Если Бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение двух недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат. Если комитет предложит какие-то изменения к принятому законопроекту, он должен быть повторно рассмотрен Бундестагом. Законопроект, одобренный Бундестагом вторично, может быть опять отклонен Бундесратом в течение недели. Тогда законопроект направляется в Бундестаг в третий раз, и если за него проголосует большинство членов Бундестага, он считается принятым.
Бундестаг обладает также контрольными полномочиями в отношении правительства. Они проявляются в формах интерпелляций, устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства.
В состав правительства входят федеральный канцлер — глава правительства, вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля. Президент выдвигает кандидатуру на пост канцлера, который избирается Бундестагом (если он не получает большинства голосов членов Бундестага, президент может распустить палату). Министры назначаются и увольняются президентом по предложению канцлера. Полномочия правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно сильны позиции исполнительной власти и в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом Основным законом предусматривается приоритет правительственных законопроектов перед депутатскими. В случае отклонения правительственного законопроекта Бундестагом президент по предложению правительства и с согласия Бундесрата может объявить в отношении этого законопроекта состояние "законодательной необходимости", и тогда для вступления закона в силу достаточно одобрения его Бундесратом.
В соответствии с Основным законом члены правительства несут ответственность только перед канцлером.
Роль канцлера в государственном механизме ФРГ чрезвычайно велика. Фактически он определяет основную линию всей внутренней и внешней политики страны. В случае отставки канцлера в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия — в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).
Основные политические партии: Национал-демократическая партия Германии — НДП, Партия "зеленых", Свободная демократическая партия — СвДП, Социал-демократическая партия Германии — СДПГ, Христианско-демократический союз — ХДС, Христианско-социалистический союз — ХСС, Партия демократического социализма — ПДС.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика
Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований. Законодательство вновь воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось, главным образом, на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени — Других германских государств. Большое влияние на развитие законодательства Германской империи оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. и другие акты, часть из которых была результатом переработки названных и иных законов германских государств. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных наполеоновской армией, сохраняли силу введенные в тот период Гражданский кодекс Франции 1804 г. и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов общегерманских законов их составители учитывали также нормы общего права, представлявшего собой сложное переплетение норм, ведущих свое происхождение от римского и канонического права и правовых обычаев древних германцев.
С образованием Северо-Германского Союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты разрабатывавшиеся ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. — Гражданское уложение. (Названные германские кодексы именуются уложениями согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии.)
Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать в ФРГ — с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919—1933 гг.) и после образования в 1949 г. Федеративной Республики Германии. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов и изменений в законодательстве периода фашистской диктатуры в Германии (1933 — 1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945 — 1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ. В целом же в общем объеме действующего законодательства ФРГ по-прежнему значительное место занимают законы и иные нормативные акты, изданные в предшествующие периоды существования общегерманского государства, правопреемником которого объявила себя Федеративная Республика (в частности, в названиях некоторых актов сохраняется термин "Имперский закон").
В 1990 г. произошло объединение Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу с 1 июля 1990 г. Согласно этому договору, все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него на территории ГДР вводились законы, действующие в этих областях в ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор — о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии. В ходе объединительного процесса на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.
Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной закон) ФРГ 1949 г. В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в ФРГ 16 земель — субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства компетенция федерации и земель распределяется таким образом, что решающая роль в правовом регулировании принадлежит федерации, а на долю земель остается регулирование в порядке конкурирующей компетенции вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст.73 Конституции, федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст.74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель, а исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована.
При толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.
Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно чаще всего не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи, по существу, утратили роль источников права.
В период 1958 — 1963 гг. в части III "Бундесгезетцблатт" было опубликовано "Собрание федерального права" — собрание действующего законодательства ФРГ, систематизированное по девяти "главным областям права": 1) государственное и конституционное право, 2) управление, 3) правосудие, 4) гражданское и уголовное право, 5) оборона, 6) финансы, 7) хозяйственное право, 8) трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны, 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права
Одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ остается Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ), которое в свое время оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства во многих странах. ГГУ явилось результатом продолжавшейся более двух десятилетий подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих положений, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии. В известном смысле ГГУ соперничает по своему значению и влиянию с французским Гражданским кодексом 1804 года.
В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую (§ 1 — 240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского права, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности, волеизъявлению, исчислению сроков давности, и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских цивилистов. Это проявилось, в частности, в раздельной трактовке вопросов обязательственного права, как правило, регулирующего взаимоотношения двух сторон, и права собственности, защищаемого от притязаний третьих лиц. Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (§ 241 —853), книга третья — вещному праву (§ 854 — 1296), книга четвертая — семейному праву (§ 1297 — 1921) и книга пятая — наследственному праву (§ 1922 — 2385). По мнению исследователей, в разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего права, а в разделе об обязательствах — влияние римского права.
К настоящему времени ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании гражданско-правовых отношений участвуют и некоторые дополняющие его акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь, и Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для гражданского права. В частности, она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила в качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных прав, в том числе равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.
В книге второй ГГУ ("Обязательственное право") изложены как общие правила, относящиеся к любым договорам, к их заключению и исполнению, так и нормы, регулирующие конкретные виды договоров (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения "общественной и коммерческой морали".
В книге третьей ("Вещное право") подробно разработаны институты собственности, владения и сервитутов — прав на пользование чужой недвижимостью.
В области брачного и семейного права положения первоначальной редакции ГГУ, допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием Конституции 1949 г., в частности Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права 1957 г. и Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд в ряде своих решений также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области правового регулирования имеют значение не столько положения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г.
Заключение брака, по действующему законодательству ФРГ, должно происходить в ходе гражданской церемонии, а расторжение брака — в судебном порядке, причем одним из оснований для иска о разводе при возражении другой стороны признается факт раздельного проживания супругов в течение трех лет. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака.
Наследование в настоящее время регулируется в основном нормами книги пятой ГГУ. Законодательство ФРГ предусматривает наследование по закону и по завещанию. Очередность наследования по закону установлена в такой последовательности: потомки наследодателя, его родители и их потомки, его дедушка и бабушка и их потомки и т. д. Особо оговорены права пережившего супруга, признаваемого одним из наследников первой очереди. Допускаются различные формы завещания: нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам.
Торговое право ФРГ регулируется ныне комплексом законодательных актов, важнейший из которых — Германское торговое уложение 1897 г. (ГТУ), сменившее Общегерманское торговое уложение 1861 г. в связи с принятием ГГУ 1896 г. Хотя ГТУ выступает в качестве дополнения к ГГУ, оно представляет собой заметное явление в истории буржуазного права. ГТУ оказало известное влияние на развитие торгового законодательства в ряде стран. Принципиальное значение для этого акта имеет понятие "коммерсант", поскольку предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами.
ГТУ состоит из четырех книг. В книге первой содержится детальное определение понятий коммерсанта, торговой фирмы, торговых представителей и правила ведения торговых книг. Книга вторая содержит общие положения о торговых товариществах. Книга третья посвящена торговым сделкам (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.). Книга четвертая посвящена регулированию морского права, включая вопросы торговли, транспорта и страхования.
Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили свое значение в связи с принятием новых законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права. Среди них важное место занимает весьма объемистый Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из пяти книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Действуют также законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957г. (оба с последующими изменениями), Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты.
В регулировании трудовых правоотношений наряду с законодательными актами федерации важное значение имеют нормы конституций земель, а также решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г., в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменении, Закон о минимальных условиях труда 1952 г. и Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контроле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г., Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. и многие другие нормативные акты.
За время существования ФРГ был принят ряд актов, предусматривающих известное участие работников в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов производственного совета, а один их представитель — входить в совет управляющих (Законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). В ФРГ провозглашен принцип "свободы коллективных договоров", позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами заключившего его профсоюза).
Право на образование профсоюза в целях "охраны и улучшения условий труда и экономических условий", как и соответствующее право предпринимателей на создание своих объединений, закреплено в Основном законе (ст.9). В свою очередь, право трудящихся на забастовки лишь выводится из приведенного и иных положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституциях некоторых земель). Критерии, по которым определяется "законность", правомерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организаторов и участников, установились в ФРГ, главным образом, на основании решений Федерального суда по трудовым делам. Эти решения признают незаконными забастовки, подрывающие "общее благо", политические забастовки, стачки солидарности, забастовки государственных служащих и др. Существенным элементом регулирования трудовых отношений в ФРГ являются "запреты на профессию", установленные в правительственных постановлениях 1972 и 1976 гг. и в Совместном заявлении федерального канцлера и премьер-министров земель. Они предусматривают отказ в принятии на государственную службу и увольнение с нее для лиц, принадлежащих к партиям, которые преследуют "антиконституционные цели".
В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени — путем удержаний из заработной платы работников (имеются и иные, менее существенные источники пополнения этих фондов).
Законодательство ФРГ предусматривает выплату различного рода пособий по безработице, содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Предусматривается выплата пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельским хозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, нередко весьма обширный, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г. (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе законодательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, состоящий из десяти книг, вступивших в силу в 1975 — 1982 гг. Сохраняют также самостоятельное значение законы о социальном обеспечении в редакции 1982 г., о федеральном пособии на детей в редакции 1986 г., о социальной помощи в редакции 1987 г. и другие акты.
За последние десятилетия в ФРГ весьма активно развивается движение в пользу защиты окружающей среды от загрязнения, вызываемого прежде всего выхлопными газами автомобилей и отходами промышленного производства. Под влиянием сторонников этого движения возникла как самостоятельная отрасль законодательства система нормативных актов, направленных на защиту окружающей среды (большинство этих актов — федеральные). Согласно принятому в 1974 г. закону, учреждено федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями законодательства об охране окружающей среды. Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу "кто больше загрязняет природу, больше и платит". Среди природоохранных законов преобладают акты, направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду: Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 г. в редакции 1979 г. и принятое в развитие этого закона постановление правительства 1987 г., Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 г., Закон о защите от шума самолетов 1971 г., Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вредных влияний 1974 г., Закон о предупредительной защите населения от вредных излучений 1986 г., Закон о сточных водах в редакции 1987 г. и Закон об охране природы 1976 г. в редакции 1987 г., который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны.
Уголовное право
Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном кодексе 1871 г. (в истории права его принято именовать Германским уголовным уложением 1871 г.). В основу проекта этого кодекса, ставшего законом Германской империи сразу после ее образования в 1871 г., было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права. Он декларировал формально-демократические принципы буржуазной законности и тщательно регламентировал институты Общей и Особенной частей уголовного права. В нем закреплен принцип, согласно которому подлежали наказанию только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все преступные деяния подразделялись на преступления, проступки и нарушения в зависимости от тяжести предусмотренных за них по закону наказаний. Система наказаний включала в себя смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах. Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).
До установления фашистской диктатуры в Германии не раз создавались комиссии с целью реформы УК 1871 г. Ими было подготовлено восемь проектов нового кодекса, ни один из которых не был реализован. Однако в период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919 —1933 гг.) в текст кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена фашистского господства и частично включенные в УК, служили всего лишь обоснованием созданного в стране режима беззакония, репрессий и террора, осуществлявшегося в массовых масштабах. После разгрома фашизма в силу Потсдамских соглашений и постановлений Союзного Контрольного Совета, осуществлявшего верховную власть в стране в период ее оккупации, на всей территории Германии отменялось в принципе действие уголовных законов, принятых с 1933 по 1945 гг., и было восстановлено действие уголовного кодекса в редакции до 1933 г.
Практически уже вскоре после образования в 1949 г. Федеративной Республики Германии началась подготовка реформы УК 1871 г., направленная на приспособление уголовного законодательства к потребностям современного развития страны. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные изменения и дополнения в Особенную часть УК, осуществляется общая модернизация, "расчистка" УК от устарелых положений и т.п. Для более радикальных изменений, затрагивающих основные институты уголовного права, вопросы карательной политики, систему наказаний и иных мер репрессии, в ФРГ использовалась иная правовая форма — так называемые законы о реформе уголовного права. С 1954 г. развернулась работа образованной Бундестагом комиссии по подготовке "большой реформы" уголовного права. Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962 г.), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на усиление роли тюремного заключения как средства устрашения. В противовес этому документу группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. свой "альтернативный проект", предлагавший более гибкую карательную политику и более либеральную трактовку задач уголовного законодательства (широкое применение условного отказа от назначения наказания, идеи ресоциализации заключенных и др.). Созданный в 1966 г. Специальный комитет Бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс путем устранения наиболее реакционных положений проекта 1962 г. и принятия некоторых требований авторов "альтернативного Проекта" в частности о расширении применения условного осуждения и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части УК. В ряде законов о реформе уголовного права, принятых начиная с 1969 г (вступление их в силу не раз откладывалось), была одобрена новая редакция Общей части Уголовного кодекса и внесены изменения в статьи Особенной части УК 1871 г., оставленной в силе. Необходимость приведения в соответствие двух разнородных частей УК привела к изданию в 1974 г. насчитывающего 326 статей Вводного закона к УК — самого большого по объему из всех ранее принятых в ФРГ законов. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать Уголовный кодекс, Общая часть которого составлена в б0-х годах XX в., а Особенной частью служат статьи кодекса 1871 г., пусть и подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки. После осуществления "большой реформы" в ФРГ были изданы отдельные акты, направленные на пресечение некоторых наиболее опасных преступлений, в частности, законы о борьбе с экономической преступностью (первый — в 1976 г., второй — в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г., а также большое число иных законов об изменении уголовного права. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция УК ФРГ.
Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний — по подсчетам западногерманских юристов, относящееся к ним предписания содержатся, помимо УК, еще более чем в четырехстах законах. Важной новеллой Общей части УК, действующей с 1975 г., является отказ от прежней трехчленной классификации преступных деяний в УК 187l г. qt-ныне все преступные деяния делятся только на преступления — те, за Которые грозит как минимальное наказание лишение свободы на один год или больше и на проступки — за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается "нарушений" — наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до шести недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные нарушения (прежде всего, это незначительные Нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.
Действующее уголовное законодательство ФРГ предусматривает так называемую дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от "степени представляемой правонарушителем опасности". К числу собственно наказаний относятся лишение свободы и штраф (основные наказания), а также запрещение управлять автотранспортным средством на срок от одного до трех месяцев (дополнительное наказание). Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст.102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов.
Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (максимум до 15 лет). Вопросы, связанные с режимом отбывания наказания в виде лишения свободы, с переводом из одного карательного заведения в другое и т.п., решаются не судом, вынесшим приговор, а судебными палатами по исполнению наказании при судах земель. Приговор к лишению свободы на срок до шести месяцев может быть вынесен лишь при наличии "особых обстоятельств", учитывая вредное влияние пребывания в заключении. Штраф назначается в "дневных ставках" в размере от 5 до 360 ставок с суммой одной ставки в пределах от 2 до 10 000 марок в зависимости от имущественного положения (как правило, от чистого дохода) осужденного.
В предусмотренную действующим законодательством ФРГ систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до двух лет, а также превентивное заключение или "интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет, осуществляемое в дополнение к лишению свободы в отношении опасных преступников. В качестве мер исправления и безопасности, не связанных с лишением свободы, действующий УК ФРГ предусматривает установление надзора за лицами, отбывшими наказание, лишение водительских прав, "запрет на профессию" и др. В качестве дополнения к УК ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и "социально-терапевтических" и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.
Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует соответствующих своих прав. Ныне федеральным законодательством охвачены все сколько-нибудь существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю законодательства земель остается издание только постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.
Процессуальное законодательство
Вскоре после издания Уголовного кодекса 1871 г. в Германской империи были приняты Закон о судоустройстве 1877 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (уложение) 1877 г. Оба эти акта считаются действующими и поныне, хотя и в обновленных редакциях, сохраняющих их общую структуру и формулировки отдельных положений. Закон о судоустройстве, в который наиболее важные изменения последнего времени были внесены в 1975 г., распределяет компетенцию между судами различных систем, определяет юрисдикцию судов общей компетенции соответствующих инстанций, регулирует организацию их деятельности, правила совещания и голосования судей и Другие вопросы. УПК 1877 г., подготовленный в значительной мере под влиянием французского УПК 1808 г., предусматривал бесправное положение подозреваемого в ходе дознания, проводимого полицией, но предоставлял обвиняемому некоторые права, в том числе участие защитника, на предварительном следствии, проводимом прокуратурой, а также состязательную форму судебного разбирательства с предоставлением значительных дискреционных полномочий председательствующему. В период фашистской диктатуры в Закон о судоустройстве и УПК 1877 г. были внесены изменения, отменявшие большинство процессуальных гарантий для обвиняемого, по существу, оправдывавшие произвол судей и учреждавшие специальные суды для расправы над противниками нацистского режима (Верховный народный суд, особые суды низшего уровня и др.).
После свержения фашизма по решению Контрольного Совета на всей территории оккупационных зон стали действовать Закон о судоустройстве и УПК в редакции 1924 г. С момента образования ФРГ в УПК было внесено значительное число изменений и дополнений, некоторые из которых имели демократическую направленность, в частности Закон о малой реформе уголовного процесса 1964 г.: он расширял права обвиняемого на защиту. Некоторые из этих изменений и дополнений в целях борьбы с террористами и другими опасными преступниками ограничивали процессуальные права обвиняемых. За последние десятилетия было издано несколько редакций УПК 1877 г. — в 1950 г., 1964 г., 1975 г. Наконец, в 1987 г. наряду с новой редакцией УК была опубликована и новая, ныне действующая редакция Уголовно-процессуального кодекса, все еще называющегося УПК 1877 г. Существенные коррективы в текст УПК внесены Законом о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими проявлениями организованной преступности 1992 г.
Гражданский процессуальный кодекс, принятый одновременно с названными выше Законом о судоустройстве и УПК в 1877 г., подвергался за время своего существования сравнительно небольшим изменениям, связанным, главным образом, с изданием Германского гражданского уложения 1896 г. и Германского торгового уложения 1897 г. и с реформами в судоустройстве. В 1950 г. была опубликована новая редакция ГПК, учитывающая предшествующие изменения.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Конституция ФРГ различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о них.
Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В Верховном федеральном суде имеются также судебные следователи, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел, приговоры по коим обжалованы в этот суд. В состав Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским делам, пять сенатов по уголовным делам и семь сенатов для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.).
В компетенцию Верховного федерального суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Верховный федеральный суд может пересмотреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговора. С 1969 г. в компетенцию Верховного федерального суда не входит разбирательство уголовных дел по первой инстанции.
В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли. При этом Верховный федеральный суд принимает к рассмотрению жалобы с суммой иска до 40 000 марок с разрешения высшего суда земли, а на большую сумму — с разрешения самого Верховного федерального суда.
Под кассационным обжалованием (оно называется ревизией) в ФРГ понимается обжалование приговора или решения суда по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговора фактическим обстоятельствам дела. Кассационные жалобы рассматриваются сенатами Верховного федерального суда в составе пяти членов этого суда во главе с председателем сената (некоторые вопросы могут разрешаться коллегиями из трех судей либо членами Верховного федерального суда единолично). Сенат может отклонить кассационную жалобу либо признать ее обоснованной, и в этом случае он вправе как поручить нижестоящему суду вновь рассмотреть дело, так и вынести по нему собственный приговор или решение.
В Верховном федеральном суде образуются большие сенаты соответственно по гражданским и по уголовным делам, которые выносят решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для соответствующей отрасли права. В большие сенаты входят председатель Верховного федерального суда (он председательствует в обоих сенатах) и по восемь членов суда, назначенных председателем на двухлетний срок. При необходимости устранить расхождения в позициях сенатов по гражданским и по уголовным делам созывается объединенный большой сенат, который состоит из председателя Верховного федерального суда и всех членов больших сенатов.
Из всех общих судов только Верховный федеральный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие по отношению к нему суды являются судами соответствующей земли. В структуре и компетенции общих судов отдельных земель имеются известные различия, но не очень существенные.
Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в количестве от одного до четырех. (В Баварии, крупнейшей из них, имеется три высших суда земли и Баварский верховный суд в Мюнхене, который наряду с полномочиями одного из высших судов земли осуществляет по некоторым категориям гражданских и уголовных дел функции Верховного федерального суда как кассационной инстанции для баварских судов.) Всего в ФРГ к 1990 г. насчитывалось 18 высших судов земли и один такой суд в Берлине, где он именуется каммергерихтом (судебной палатой).
В составе каждого высшего суда земли, возглавляемого его председателем, образуется необходимое число сенатов по гражданским и уголовным делам во главе с их председателями. В качестве суда первой инстанции уголовный сенат в составе пяти профессиональных судей — членов высшего суда земли — рассматривает дела о государственной измене, шпионаже, террористических актах и пр. либо дела о преступлениях, подсудных нижестоящему суду земли, но признанных особенно значимыми или сложными. В качестве кассационной инстанции сенаты по гражданским делам в составе трех членов высшего суда земли рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов (некоторые вопросы могут решаться судьями единолично). Уголовные сенаты в составе трех членов высшего суда земли рассматривают кассационные жалобы на приговоры участковых судей, не подлежащие апелляционному обжалованию, на приговоры, вынесенные судами земли при апелляционном обжаловании, а также на приговоры, вынесенные судами присяжных или большими палатами суда земли, однако лишь в случае, если кассационная жалоба принесена исключительно по мотивам нарушения норм законодательства земли, а не федеральных законов.
Суды земли (к 1990 г. на территории ФРГ их было 92) выступают как суды первой инстанции и как суды второй инстанции, рассматривающие жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли, возглавляемого его председателем, образуются палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и палаты по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе трех профессиональных судей во главе с председателем суда земли или председателем палаты. Дела, не представляющие большой сложности, могут рассматриваться судьями единолично. Палаты по торговым делам действуют в составе председательствующего — члена суда земли и равноправных с ним двух непрофессиональных судей, назначаемых на три года из опытных коммерсантов по заключению торгово-промышленных палат. Некоторые категории споров разрешаются председателем палаты по торговым делам единолично. Согласно закону о судоустройстве, к торговым относится четко определенный круг дел по спорам, возникающим между участниками торговых сделок, между членами торговых товариществ, споры по векселям, по применению закона о чеках, по защите торговых знаков и т.д.
В компетенцию палат по гражданским и по торговым делам входит рассмотрение по первой инстанции гражданских и торговых дел с суммой иска свыше 3000 марок, а также дел об установлении отцовства и некоторых категории исков, предъявляемых к казне, к судьям и служащим в связи с превышением ими своих служебных полномочий и др. Палаты по гражданским и по торговым делам рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения участковых судов, кроме некоторых категорий дел, жалобы по которым приносятся в высшие суды земли. Жалобы на решения участковых судов по искам на сумму до 500 марок к рассмотрению не принимаются.
Уголовные палаты судов земли рассматривают, по первой инстанции дела обо всех преступлениях, которые не отнесены к компетенции участковых судов или высших судов земли. В их подсудность входят дела обо всех преступлениях, за которые возможно лишение свободы на срок свыше трех лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Дела по первой инстанции рассматривает либо уголовная палата, выступающая в качестве суда присяжных, либо большая уголовная палата. Суд присяжных в ФРГ до 1975 г. состоял из трех профессиональных судей и шести шеффенов —так в ФРГ именуют присяжных заседателей, участвующих в разбирательстве дела и совместно с профессиональными судьями принимающих решения по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о назначении меры наказания (кандидаты в шеффены для судов земли отбираются по спискам, составленным при участковых судах). Ныне суд присяжных состоит из трех профессиональных судей и двух шеффенов. Он созывается при необходимости рассмотрения уголовного дела по обвинению в умышленном убийстве или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захватов самолетов, ограбление и вымогательство при отягчающих обстоятельствах и др.).
Большая палата по уголовным делам в составе трех судей и двух шеффенов рассматривает основную массу дел о преступных посягательствах, входящих в компетенцию судов земли. В тех судах земли, в округе которых расположен высший суд земли, образуется палата по делам о государственных преступлениях, главным образом связанных с "угрозой демократическому правовому государству" и с нарушением запретов на деятельность противозаконных организаций. С 1976 г. во многих судах земли из больших палат по уголовным делам были выделены палаты по экономическим преступлениям, связанным с нарушениями законодательства о недобросовестной конкуренции, финансовой деятельности предприятий, налогах и тл. Большая палата по уголовным делам в составе трех судей и двух шеффенов рассматривает от имени суда земли апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные судом шеффенов в участковом суде.
Для рассмотрения апелляционных жалоб на приговоры, вынесенные участковыми судьями единолично, в составе суда земли образуется малая палата по уголовным делам, которая состоит из председательствующего — члена суда земли и двух шеффенов.
Участковые суды (их число последовательно сокращалось и к 1990 г. составляло 550 в ФРГ и 7 в Западном Берлине) представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей (в некоторых участковых судах их свыше 30). Если в участковом суде только один судья, ему назначается постоянный заместитель из числа судей земли. Гражданские дела рассматриваются в участковых судах только единоличным судьей. Участковому судье подсудны имущественные споры на сумму до 3000 марок, а также независимо от суммы иска споры об аренде жилья и иных помещений, споры между клиентами и владельцами гостиниц, между пассажирами и водителями транспортных средств, туристами и бюро путешествий и т.п. В участковых судах выделяется один или несколько судей, которые специализируются на рассмотрении всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о разводе, выплате содержания на детей и т.п.
Уголовные дела в участковом суде могут рассматриваться либо судьей единолично, либо судом шеффенов. Единолично участковый судья рассматривает дела, возбужденные в порядке частного обвинения, кроме того, о преступных деяниях, относящихся к категории проступков, и, наконец, по предложению прокурора, дела о некоторых преступлениях, по которым не ожидается вынесение более сурового приговора, чем за проступки, т.е. свыше одного года лишения свободы.
Участковый судья с согласия обвиняемого может вынести приговор путем "приказа о наказании", издаваемого без судебного разбирательства, по материалам, представленным прокуратурой или полицией. Однако в этом случае не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы, а "приказ о наказании" приводится в исполнение, если только в течение недели осужденный не потребует его отмены и проведения судебного разбирательства.
Суд шеффенов заседает в составе участкового судьи и двух шеффенов, составляющих единую коллегию. Шеффены привлекаются к исполнению обязанностей по спискам кандидатов, составляемым советом общины из числа проживающих в ней граждан, достигших 30 лет и не имеющих ограничений (судимость, физические или психические недуги, должностные обязанности и др.). Суды шеффенов вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к исключительной компетенции судов земли или высших судов земли, но при условии, чтобы выносимое ими наказание не превышало трех лет лишения свободы. Если представленное на рассмотрение суда шеффенов дело отличается большой сложностью или объемом, то по ходатайству прокурора образуется расширенный состав суда шеффенов — два профессиональных судьи и два шеффена. Такой же состав суда шеффенов необходим для разбирательства дела, переданного на новое рассмотрение из вышестоящего суда.
В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд по делам несовершеннолетних сочтет, что их поведение носит "подростковый характер". В этих же судах, как и в общих судах, могут рассматриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым требуется допросить несовершеннолетних в качестве свидетелей. К числу такого же рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты по делам несовершеннолетних (в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов) и в участковых судах — суд шеффенов по делам несовершеннолетних (в составе профессионального судьи и двух шеффенов) и судья по делам несовершеннолетних. Шеффенами по делам несовершеннолетних назначаются лица, имеющие опыт работы с молодежью (как правило, один из них — женщина).
Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими судами, важное место занимают суды по трудовым делам. Они призваны рассматривать споры между наймодателями и индивидуальными работниками по вопросам оплаты труда, предоставления отпусков, увольнения, а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей, в том числе о правомерности забастовки или закрытия предприятия, и другие вопросы. Возглавляет эту систему Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе, который состоит из пяти сенатов. В них в коллегиях из трех профессиональных и двух "почетных" судей (они представляют соответственно предпринимателей и профсоюзы) рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов этой системы. В каждой из земель ФРГ имеется один суд земли по трудовым делам, а в Северном Рейне-Вестфалии учреждены два суда земли по трудовым делам.
В судах земли по трудовым делам образуются коллегии в составе одного профессионального судьи и двух либо четырех (в зависимости от категории дела)"почетных судей", представляющих интересы предпринимателей и работников. Суды земли по трудовым делам выступают в качестве апелляционной инстанции, в которую обжалуются решения нижестоящих судов.
Суды по трудовым делам — низшая инстанция этой системы (их насчитывалось на территории ФРГ 107) — рассматривают по первой инстанции все трудовые конфликты. В них образуются коллегии в таких же составах, как и в судах земли по трудовым делам. В этих судах принимаются меры к разрешению конфликтов по возможности путем компромисса.
Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и "вернувшимся на родину", оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и tji. Система этих судов возглавляется Федеральным судом, находящимся, как и Федеральный суд по трудовым делам, в г. Касселе. Он состоит из 12 сенатов, в которых рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов. В каждой из земель ФРГ действует суд земли по социальным вопросам (апелляционная инстанция), а на территории всей страны имелось 48 судов по социальным вопросам, рассматривающих по первой инстанции все споры, относящиеся к компетенции этой системы судов. Е Федеральном суде по социальным вопросам и в соответствующих судах земли дела рассматриваются в коллегиях из трех профессиональных и двух "почетных судей", а в судах низшей инстанции — в коллегиях из одного профессионального и двух "почетных судей". Состав "почетных судей" формируется на паритетных началах: по одному представителю сторон, участвующих в конфликте (от застрахованных работников или безработных и от предпринимателей, от больничных касс и от врачей, обслуживающих больных за счет этих касс, и т.п.).
Система финансовых судов создана, главным образом, для рассмотрения споров, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Она включала к 1990 г. Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов по одному-два в каждой земле. В Федеральной финансовом суде образовано восемь сенатов, где в коллегиях из пяти профессиональных судей рассматриваются кассационные жалобы на решения финансовых судов исключительно по вопросам права и только если спор идет о суммах, превышающих 10 000 марок. В финансовых судах, являющихся судами первой инстанции, но по рангу соответствующих высшим судам земли, дела рассматриваются в коллегиях из трех профессиональных судей и двух "почетных судей".
Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции, как правило, может последовать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или должностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управления.
Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. В его структуре имеется 12 сенатов, в основном занятых рассмотрением в составе пяти профессиональных судей кассационных жалоб на решения нижестоящих административных судов. В таком же составе сенаты Федерального административного суда рассматривают в качестве первой и последней инстанции сравнительно небольшое число дел, отнесенных к исключительной компетенции этого суда, — по спорам неконституционного характера между землями или между землями и федерацией, по обращениям федерального правительства с требованием признать неконституционной деятельность того или иного объединения лиц, а также по некоторым видам исков против федеральных органов.
Высшие административные суды образованы по одному во всех землях ФРГ, в том числе общий для двух земель — Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна. В их компетенцию входит рассмотрение апелляционных, а при некоторых условиях и кассационных жалоб на решения и определения административных судов, а также, в исключительных случаях, наиболее важных дел по первой инстанции. Дела в высших административных судах рассматривают коллегии в составе либо трех профессиональных судей и двух "почетных судей", либо, в некоторых землях, в составе только трех профессиональных судей.
Административные суды рассматривают по первой инстанции в составе трех профессиональных судей и двух "почетных судей" подавляющую массу дел, отнесенных к компетенции органов административной юстиции. По постановлению административных судов может быть отменен обжалуемый акт органа государственного управления либо восстановлены права граждан или учреждений, нарушенные действиями должностных лиц.
Названные пять высших судебных органов, возглавляющих отдельные системы судов (общую, по трудовым делам и др.), являются самостоятельными и независимыми по отношению друг к другу. В случае противоречий между их позициями по каким-либо существенным правовым вопросам созывается, согласно основному закону (ст.95), Общий сенат высших федеральных судов, который и выносит решение, обязательное для судов всех систем и тем самым обеспечивающее единство судебной практики.
В качестве самостоятельных судебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суды, в том числе общефедерального уровня. Это, в частности, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене.
Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в Карлсруэ и состоит из двух сенатов по восемь членов Федерального конституционного суда в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Федерального конституционного суда, работу второго сената — вице-председатель. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования конституции, споры по поводу соотношения с конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Полномочия Федерального конституционного суда включают в себя возможность отмены по мотивам противоречия конституции законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам — решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. Федеральный конституционный суд вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция Федерального конституционного суда — рассмотрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав. В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассмотрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав. Решения этих судов не подлежат обжалованию.
Судьи федеральных судов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд — министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам — министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр ФРГ и руководители соответствующих ведомств земель, а также 11 членов комиссии, избранных Бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, из нескольких кандидатур.
Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других
— министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией
— выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов. В большинстве земель, кроме того, назначение на судейскую должность в какой-либо из судов земли требует согласования со всеми министрами — членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно.
Непосредственно федеральным парламентом ФРГ на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда: половина из них избирается Бундестагом и половина — Бундесратом. Судьи мог)* быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции ФРГ или одной из земель. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда — 68 лет).
Расследование уголовных преступлений проводится, главным образом, полицейскими службами, находящимися в подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. Предварительное расследование по сравнительно небольшому числу наиболее сложных уголовных дел проводится прокуратурой с участием полицейских служб. В некоторых случаях, в порядке "судебного расследования", отдельные следственные действия осуществляются судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычно участковые судьи.
Предъявление обвинения осуществляется прокуратурой либо, по частной жалобе, потерпевшим, но судебное разбирательство производится при обязательном участии прокурора. Прокуратура наделена полномочиями в ряде случаев отказаться от передачи дела в суд, в частности когда обвиняемый или его близкие серьезно пострадали в результате дорожного происшествия. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры принимают участие и в разбирательстве гражданских дел.
Органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде функции прокуратуры осуществляют генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры (все они действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ). Генеральный федеральный прокурор назначается президентом ФРГ с согласия Бундесрата.
При высших судах земли, судах земли и участковых судах действуют соответствующие прокуроры, общее руководство которыми, в свою очередь, осуществляет министр юстиции каждой из земель. Полномочия участковых прокуроров (это их официальное название) ограничены — они могут выступать только в участковых судах. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров.
Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокаты. Участие адвоката при рассмотрении уголовных и гражданских дел единоличным судьей в участковом суде необязательно, кроме некоторых определенных законом случаев. Адвокаты обязательно представляют интересы сторон в судах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в судах по социальным вопросам, в финансовых и административных судах.
Для допуска к адвокатской деятельности выпускник юридического факультета университета должен в течение трех-четырех лет пройти стажировку в судах, у прокуроров и адвокатов, сдать серию экзаменов перед комиссией при высшем суде земли и только после этого получить соответствующее разрешение от ведомства юстиции той земли, при суде которой он собирается практиковать. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суде земли или суде земли, в котором он допущен к адвокатской практике. Адвокаты, действующие в округе того или иного высшего суда земли, образуют одну (иногда, если их больше 500, две) коллегию адвокатов. Особую коллегию образуют адвокаты, допущенные к ведению дел в Верховном федеральном суде (по решению министра юстиции ФРГ после строжайшего отбора специальной комиссией). Все существующие в ФРГ коллегии адвокатов объединены в Федеральную ассоциацию адвокатов. Эта ассоциация,в частности, принимает меры к оказанию бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим.
 
. . .. . .