Греция
- государство, расположенное в Юго-Восточной Европе на юге Балканского п-ова
Территория -132тыс. кв. км
Население —10,4 млн. человек
Греческая Республика
Греция — унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц — областей. В 1983 г. законодательно установлено, что вопросы местного значения находятся в ведении советов, избираемых населением путем прямых выборов.
Конституция, вступившая в силу 11 июня 1975 г., объявила Грецию парламентской республикой. Во главе ее стоит президент, который избирается парламентом срокам на пять лет. Конституция наделила президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление законодательной и исполнительной власти. Президент назначает премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов правительства. После получения заключения Совета республики — консультативного органа, который образуется при президенте в предусмотренных Конституцией случаях, президент может сместить правительство, если оно утратило доверие парламента. В исключительных случаях он может председательствовать в Совете министров. Президент созывает парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдет нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых парламентом, и возможность возвратить проект закона в парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять нации послания. Наконец, он является главой вооруженных сил. Помимо перечисленных полномочий, президент осуществляет ряд прав с министерской контрассигнацией. К их числу относится право представлять страну во внешних сношениях, право объявлять войну и заключать мир, а также право распускать парламент, если он после трех голосований не может избрать президента, или когда парламент находится в разногласиях с общественным мнением, или не может обеспечить стабильность правительства.
В марте 1986 г. была принята серия поправок, лишивших президента ряда важных полномочий, в том числе права смещения премьер-министра. Право роспуска парламента он может осуществить только в том случае, если отставка двух правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано парламенту.
Законодательная власть в стране, как записано в Конституции, принадлежит Палате депутатов, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на четыре года. В его состав должно входить не менее 200 и не более 300 человек. Как уже отмечалось, Палата депутатов собирается один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее пяти месяцев. В начале каждой сессии Палата депутатов образует из своих членов парламентские комиссии в целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений. Законодательная деятельность осуществляется, как правило, в ходе пленарных заседаний. Однако часть законопроектов рассматривается и принимается на секциях, число которых не может превышать двух. Конституция определяет, по каким вопросам законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие могут быть переданы на рассмотрение секций. Законопроекты, принимаемые парламентом, должны быть ратифицированы президентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.
Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, правительство должно поставить вопрос о доверии перед парламентом. Палата депутатов вправе взять обратно свое доверие правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только по истечении 6 месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере шестой частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.
Основные политические партии: Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), "Демократическое обновление", Коммунистическая партия Греции — КПГ, "Новая демократия", Партия прогрессистов, Союз демократического центра.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика
После освобождения от турецкого господства в результате революции 1021 1829 гг. и образования самостоятельного государства в Греции стала формироваться весьма своеобразная правовая система: попытки возрождения непосредственного применения византийского права сочетались с изданием кодексов, составленных под влиянием либо же заимствованных из законодательства других европейских государств. Законодательство Греции, кодифицированное в важнейших своих отраслях, и поныне включает в себя ряд законодательных актов, изданных в период возрождения самостоятельного греческого государства (в частности. Декрет о судоустройстве 1834 г.), однако большинство действующих кодексов принято в XX в. ”
В сфере гражданского права первоначально непосредственно применялось право Византийской империи, что было закреплено соответствующими законодательными актами нового государства. Впоследствии нормы византийского гражданского права (оно применялось до 1940-х гг.) на протяжении десятилетии постоянно дополнялись законодательными актами, регулировавшими отдельные правовые институты в духе концепций буржуазного гражданского права других европейских государств, в особенности Германии, Австрии, Франции.
Многочисленные попытки издания самостоятельного гражданского кодекса завершились лишь в 1940 г. Составители этого кодекса (вступил в силу в 1946 г.), рассчитанного на регулирование гражданско-правовых отношений в условиях современного буржуазного общества, стремились включать в него (там, где это представлялось возможным) и положения византийского гражданского права. Во многих отношениях, в частности с точки зрения юридической техники, кодекс представляет значительный интерес. В нем последовательно проведены принципы свободы договоров, вины как общего основания ответственности и др. В относящихся к семейному праву положениях кодекса проявилось влияние греческой православной церкви как официальной религии (заключение брака лишь в церковной форме, запрет брака с нехристианами, ограничения в разводе, юридическое оформление института помолвки и др.). В кодексе установлены принципы раздельности имущества супругов, главенства мужа в семейных отношениях и весьма сложная процедура оформления завещания в присутствии двух нотариусов либо одного нотариуса и трех свидетелей. В 1970 г. кодекс был дополнен декретом-законом об усыновлении несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. После провозглашения Конституцией 1975 г. равенства полов в статьи кодекса, регулирующие взаимоотношения супругов, были внесены соответствующие изменения.
В качестве торгового кодекса в Греции используется французский Торговый кодекс 1806 г., перевод которого на новогреческий язык был промульгирован в 1835 г. В текст его внесены значительные изменения, в том числе целые разделы заменены новыми законами (о банковском деле, страховании, морском праве, банкротстве и др.).
Самый новый из греческих кодексов — Гражданский процессуальный кодекс 1968 г. Он построен на принципе активного участия сторон в подготовке и проведении судебного разбирательства. Кодекс стимулирует достижение соглашений между тяжущимися путем арбитражного производства.
На базе Конституции 1975 г. было разработано трудовое законодательство, гарантирующее право трудящихся на объединение в профсоюзы и на забастовки. После прихода к власти правительства левых сил, победивших на выборах 1981 г., рабочему классу удалось добиться издания в 1982 г. нового демократического Закона о профсоюзах, которые с помощью системы коллективных договоров принимают участие в регулировании условий труда и вопросов социального обеспечения. В сфере трудовых взаимоотношений конкретные нормы международных конвенций могут иметь в Греции прямое действие.
Уголовное право
С 1834 по 1950 гг. в Греции действовал Уголовный кодекс, составленный членом Регентского совета, немецким юристом Л. Маурером по образцу баварского Уголовного кодекса 1813 г. Ансельма Фейербаха. С 1911 года начались работы по подготовке проекта нового уголовного кодекса, которые проводились неоднократно создававшимися в этих целях комиссиями. Действующий УК, принятый в 1950 г., несмотря на проявившееся в нем заметное влияние доктрин германского и швейцарского уголовного права первых десятилетий XX в., представляет собой продукт самостоятельного творчества криминалистов Греции. В нем сочетается основанный на традиционной догматической разработке подход к решению многих проблем Общей части уголовного права с концепциями "опасного состояния" личности правонарушителя. Это выразилось в трактовке института вины, в использовании наряду с наказаниями мер безопасности и т.п. Одновременно с Уголовным кодексом вступил в силу и новый Уголовно-процессуальный кодекс (1950 г.). Важное значение имеет Закон о борьбе с терроризмом и защите демократической конституции (1978г.).
Смертная казнь в Греции предусматривается законодательством за особо тяжкие преступления, но фактически не применяется с 1972 г.
Исследования в области права ведутся, главным образом, на юридических факультетах двух университетов — в Афинах и Салониках.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
В системе общих судов Греции высшим звеном является Ареопаг (верховный суд). В нем 55 судей. Он состоит из шести палат — по гражданским (четыре) и уголовным (две) делам, — каждая из которых заседает в составе пяти судей. Ареопаг выступает, главным образом, в качестве кассационной инстанции, рассматривая жалобы по вопросам права, а не факта, на постановления нижестоящих судов. В некоторых случаях вопросы выносятся на пленум Ареопага, в частности когда одна из палат отказывается следовать ранее принятому Ареопагом или его палатами решению (для принятия решения пленума достаточно участия 11 судей). Вынесенные ими приговоры могут быть обжалованы в апелляционные суды пяти больших городов (слушают пять судей).
Около 60 окружных судов рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции. Они функционируют в составе единоличного судьи (с ограниченной компетенцией по сумме иска либо тяжести преступления) или в составе трех профессиональных судей. Дела о тяжких преступлениях рассматриваются в составе трех судей и пяти заседателей, принимающих наряду с судьями участие в решении всех важных вопросов процесса, в том числе и в назначении наказания. Жалобы по такого рода делам рассматриваются в апелляционных судах также с участием заседателей. Система судов присяжных, выносивших в отдельных от судей коллегиях вердикты о виновности, существовала в Греции в период с 1834 по 1968 гг., когда ее заменили функционирующие ныне совместные коллегии судей и заседателей. В компетенцию окружных судов входит также разбирательство жалоб на постановления мировых судов.
Низшее звено судебной системы в Греции — мировые суды (их около 300), рассматривающие мелкие гражданские, в том числе земельные, споры и дела о малозначительных преступлениях. В больших городах часть мировых судей специализируется на рассмотрении лишь уголовных дел.
Самостоятельная система административной юстиции возглавляется Государственным советом, который вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. Аналогичными функциями на местах обладают административные суды (во многих городах они называются налоговыми судами). Их решения могут быть обжалованы в Государственный совет. Имеется также Финансовый суд, выполняющий одновременно функции контроля за расходованием государственных средств.
Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть между Ареопагом, Государственным советом и Финансовым судом относительно толкования какого-либо закона или признания его неконституционным, в соответствии с Конституцией 1975 г. создается Особый верховный суд. В него могут входить наряду с судьями, представляющими три названных выше судебных органа, и университетские профессора.
Имеются также суды по делам несовершеннолетних (в Греции они входят в систему общих судов) и церковные суды, которым подсудны преступления священнослужителей греческой православной церкви. Все судьи (за исключением церковных судей) назначаются президентом пожизненно после консультаций с Судебным советом.
Расследование большинства уголовных дел проводится полицией (в крупных городах) либо жандармерией (в остальных городах и в сельской местности). Расследование сложных уголовных дел поручается следственным судьям.
Поддержание обвинения в судах возложено на генерального прокурора при Ареопаге, прокуроров при апелляционных судах и окружных прокуроров. Генеральный прокурор при Ареопаге дает заключения по гражданским делам, он также вправе обжаловать в Ареопаг решения по ним, вынесенные любыми судами. Прокуроры вправе вызывать в суд свидетелей защиты, выступать в пользу обвиняемого, просить о вынесении оправдательного приговора и обжаловать приговор в интересах обвиняемого.
Функции защитника в уголовном процессе и представителя сторон в гражданском процессе могут выполнять только лица, окончившие юридический факультет университета и после двухлетней стажировки у опытного адвоката и сдачи экзаменов принятые в состав одной из коллегий адвокатов.
 
. . .. . .