Дания
— государство, расположенное на северо-западе Европы
Территория Дании охватывает большую часть полуострова Ютландия, островов Борнхольм, а также группу островов Зеландия, Лолланн, Фюн, Фальстер и другие. Кроме того, Дании принадлежат пользующиеся внутренней автономией Фарерские острова и остров Гренландия I Общая площадь государства — 44,5 тыс. кв. км
Население — 5,1 млн. человек
| Королевство Дания
Дания — унитарное государство. Территория страны разделена на 14 административных единиц — амтов. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый королем, и действуют выборные советы.
Дания — конституционная монархия. Главой государства является король. В соответствии с Законом о престолонаследии от 27 марта 1953 г. королевская власть передается по наследству по мужской и женской линии. Конституция Государства Дании (принята 5 июня 1953 г.) закрепляет за королем высшую власть в управлении государством. Король назначает и увольняет членов правительства и высших должностных лиц, открывает парламентские сессии, имеет право распускать парламент. Он утверждает законы, а в перерывах между сессиями сам издает законодательные акты временного характера. Король является верховным главнокомандующим, решает вопросы внешней политики (правда, в этой области его действия должны быть согласованы с парламентом — без его согласия король не может денонсировать международный договор, не может применить силу против иностранного государства и т.д.). Король обладает правом амнистии и помилования. Все акты короля должны быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра, которые несут за них ответственность. Король за свои действия ни перед кем не отвечает.
Парламент Дании — Фолькетинг осуществляет совместно с королем законодательную власть. Это однопалатный орган, в состав которого входят 179 депутатов, из них 175 — представители непосредственно Дании и по два представителя от Фарерских островов и Гренландии. Депутаты избираются сроком на четыре года путем всеобщих прямь1х выборов по системе пропорционального представительства. Избирательного представительства. Избирательные реформы 1978 г. снизили возрастной ценз с 20 до 18 лет. На 12-й день после выборов парламент должен собраться на сессию. Сессия открывается избранием президиума, который руководит работой парламента, его постоянных и временных комиссий. Заседания Фолькетинга открытые, однако по требованию председателя президиума или депутатов могут проводиться закрытые заседания. Для принятия решений по обсуждаемым вопросам необходимо, чтобы в голосовании участвовало более половины депутатов. На рассмотрение могут быть поставлены практически любые вопросы, если, как записано в Конституции, они имеют "общественное значение".
Парламент обладает достаточно широкими полномочиями: принимает законы, решает вопросы финансового характера (с его разрешения взимаются налоги, заключаются соглашения о государственных займах), контролирует деятельность правительства, занимается внешнеполитическими проблемами, формирует вооруженные силы. Законопроекты (обычно они вносятся на рассмотрение правительством или депутатами) проходят в Фолькетинге три чтения. Те законопроекты, которые депутаты не успели обсудить до окончания парламентской сессии, считаются отклоненными. Принятые законопроекты должны быть одобрены королем или (если этого потребуют не менее 1/3 депутатов) референдумом. Поправки к Конституции нуждаются в обязательном одобрении референдумом.
Правительство — Совет министров — сосредоточивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством: фактически оно осуществляет большинство королевских функции. В состав правительства входят премьер-министр и министры. В соответствии с § 14 Конституции члены правительства назначаются королем. На деле премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства, который затем формирует правительство.
Совет министров обладает законодательными и исполнительными полномочиями. Он разрабатывает большое число законопроектов и, пользуясь поддержкой парламентского большинства, проводит их через парламент. В перерывах между сессиями в случаях, как отмечено в Конституции, "особой срочности" Совет министров может самостоятельно принимать временные законы, которые затем должны быть одобрены Фолькетингом.
Правительство обладает определенными правами в отношении парламента: министры могут присутствовать и выступать на заседаниях Фолькетинга, премьер-министр вправе потребовать от председателя парламента созыва чрезвычайной сессии, определив при этом повестку дня. Совет министров наделен важными полномочиями в отношении государственного аппарата: он руководит министерствами и ведомствами, может ликвидировать старые и создавать новые ведомства, представляет королю кандидатуры на руководящие должности в аппарате, высшие должностные лица могут быть перемещены на другой пост без согласия правительства, только если при этом не уменьшается их вознаграждение. Правительство активно участвует в международной жизни государства: заключает договоры с иностранными державами, назначает (с согласия короля) дипломатических представителей государства.
Конституция устанавливает принцип парламентаризма: весь состав правительства или какой-то отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено ему только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.
Основные политические партии: Венстре, Демократы центра — ДЦ, Консервативная народная партия — КНП, Партия прогресса, Социал-демократическая партия Дании — СДПД, Христианская народная партия — ХНП.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика
Важнейший документ в истории права страны — “Датский закон Кристиана V” (1683), подготовленный по поручению короля путем пересмотра ранее действовавших законодательных актов (все они с его принятием были отменены). Он состоит из 6 книг и представляет собой свод законов, относящихся к различным отраслям права. Наиболее подробно в нем изложены уголовные законы, вошедшие в последнюю книгу. Форма изложения отдельных правовых положений в нем весьма казуистична. "Датский закон Кристиана V" никогда официально не отменялся, однако к настоящему времени остаются в силе лишь некоторые второстепенные его положения. С 1849 г., после отмены абсолютной монархии, началась реформа законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.), в ходе которой в основном и сформировалась действующая правовая система Дании.
В силу особенностей исторического развития страны датское право представляет собой весьма своеобразную и совершенно самостоятельную систему. В прошлом оно не испытывало на себе сколько-нибудь определяющего влияния права какого-либо другого государства. Лишь с последних десятилетий XIX в. датское право оказалось вовлеченным в процесс целенаправленного сближения его с правом других скандинавских государств. На основе предложений, разрабатываемых совместными комиссиями юристов, в этих странах принят ряд законодательных актов аналогичного содержания, прежде всего в сфере торговли, а также семейного и наследственного права.
Существенная особенность датского права состоит в том, что наряду с законодательством большую роль в качестве источника права играют и судебные прецеденты. Некоторые правовые институты регулируются лишь нормами прецедентного права, а не законодательными актами. Вместе с тем формулировки многих датских законов оставляют весьма широкий простор для судейского усмотрения. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, скажем, английским правом. Судебные решения формулируются весьма конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем. Однако в целом суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими судами, в первую очередь Верховным судом. Известную роль в качестве источника права играют в Дании и обычаи, прежде всего морские и торговые.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права
Гражданско-правовые отношения, а также сфера торгового оборота регулируются, главным образом, нормами прецедентного права, однако имеется и ряд важных законодательных актов. В области права собственности на недвижимость — это Закон о регистрации земель (1926 г.), а в сфере обязательственного права и торговых отношений — законы о купле-продаже товаров (1906 г.), о страховании (1930 г.), о торговле (1966 г.). В свою очередь, и в этих актах сказывается влияние прецедентного права (в частности, в них иногда не предается существенного значения форме заключения договоров). В сфере гражданских правонарушений отсутствуют сколько-нибудь значительные законодательные акты, а непосредственно действуют нормы прецедентного права, построенные на принципах виновной ответственности и лишь в исключительных случаях допускающие ответственность за действия других лиц. В сфере семейного и наследственного права действуют периодически пересматриваемые после консультаций с другими скандинавскими странами законы о браке и разводе (1969 г.), о правовом положении детей (I960 г.), об усыновлении (1956 г.) и др.
Регулирование трудовых отношений осуществляется, как правило, посредством коллективных договоров, заключаемых между представителями работников (профсоюзов) и объединениями предпринимателей на общенациональном или отраслевом уровне либо на предприятии между работниками и его владельцем. Система социального обеспечения, являющаяся одной из наиболее развитых в мире, финансируется за счет, главным образом, прямых и косвенных налогов (в частности, путем надбавок на цены некоторых товаров), а также за счет взносов предпринимателей и бюджетных ассигнований. Эта система включает в себя пенсии по старости, часть которых выплачивается всем нуждающимся, пособия по безработице, по инвалидности, компенсацию расходов на жилье и воспитание детей, бесплатную медицинскую помощь и др.
В Дании придается серьезное значение охране окружающей среды от всех видов загрязнения. Правовой основой защиты естественной флоры, фауны и среды обитания растений и животных служит Закон об охране окружающей среды 1985 г. Отдельные вопросы регулируются законами о правилах охоты, о рыболовстве, о лесах, о разработке полезных ископаемых, о водоснабжении и др. либо инструкциями, издаваемыми министерством охраны природы.
Уголовное право
Кодифицированы лишь некоторые отрасли датского права. Так, Закон о правосудии 1916 г. (в редакции 1963 г. с последующими изменениями) регулирует вопросы судоустройства, процесса уголовного и гражданского, исполнения- судебных решений и исполнения приговоров. Кроме этого, кодифицировано только уголовное законодательство, которому в Дании традиционно придается большое значение. Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в буржуазном уголовном законодательстве первой половины XX в. В нем была сделана попытка сочетать концепции "неоклассической" и социологической школ уголовного права. В УК 1930 г. предусмотрены весьма широкие пределы судейского усмотрения. Он допускал применение уголовного закона по аналогии, что мотивировалось стремлением избегать подробных описаний составов преступления (аналогия допускалась и в предшествующем УК 1866 г., но тогда она оправдывалась возможными пробелами в составленном заново уголовном кодексе). Наряду с мерами наказания в УК 1930 г. предусмотрены помещение в работный дом и другие "меры безопасности" для некоторых категорий правонарушителей. Этим кодексом была введена также принудительная кастрация, однако на практике она не применялась. Смертная казнь в Дании отменена в законодательном порядке в 1978 г., а до этого фактически не применялась после казней нацистских преступников и коллаборационистов с 1950 г.
Существенными особенностями отличается право, действующее на автономной территории Гренландии. Так, в сфере гражданско-правовых отношений наряду с датскими законами отчасти сохраняет силу местное обычное право (именно оно, а не закон, регулирует правовые последствия брака). Ряд законодательных актов издан специально для Гренландии: Гражданско-процессуальный кодекс, Закон о наследстве, Закон о правовом положении детей и др. Применительно к местным условиям составлен и Уголовный кодекс для Гренландии 1954 г.
До принятия этого кодекса в Гренландии вообще не было писаных уголовных законов, а применялись обычаи, основанные на устных преданиях. В Гренландии никогда не было тюрем, а малая численность населения и суровые природные условия продиктовали и многие весьма существенные особенности Уголовного кодекса 1954 г. Созданный на основе УК Дании 1930 г. "Датский уголовный кодекс для Гренландии" (таково его официальное название) отличается от него даже по объему: он раза в четыре меньше. У гренландского УК иная, весьма необычная структура: раздел о предусмотренных им вместо наказания "правовых последствиях преступления" помещен после Особенной части. Открывающая кодекс Общая часть состоит всего из 10 параграфов. Как и в датском, в гренландском УК предусмотрено применение уголовного закона по аналогии. В Особенной части кодекса содержится только описание составов конкретных видов преступлений без указания санкций за них. В кодексе нет упоминания не только смертной казни, но и тюремного заключения. Основные "правовые последствия преступления", предусмотренные им, — это принудительные работы без лишения свободы и штраф, а также запрет проживания в определенной местности. Только "особо опасного" или "привычного" преступника можно постановить содержать в каком-либо помещении или полярном лагере в изоляции от окружающих, если этого требуют интересы "общей безопасности".
Научные исследования в области права Дании ведутся главным образом на факультете юриспруденции и политических наук университета в Копенгагене и на факультете экономики и права университета в Орхусе.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Высшее звено судебной системы — Верховный суд (г. Копенгаген), учрежденный еще в 1661 г. В его составе — 15 судей во главе с председателем. Он рассматривает жалобы на постановления нижестоящих судов в одной из двух коллегий в составе не менее чем из пяти судей. В исключительных случаях собирается пленум Верховного суда.
Два суда — восточных и западных земель, т.е. соответственно датских островов (в Копенгагене) и полуострова Ютландия (в Выборге), — выступают в качестве апелляционной инстанции и как суды первой инстанции по гражданским и уголовным делам, не подпадающим под юрисдикцию низших судов по категории дела, сумме иска либо по тяжести наказания: они рассматривают дела о преступлениях, за которые грозит восемь лет лишения свободы либо более тяжкое наказание. В этих судах 20 коллегий (соответственно 13 и 7) по трое судей в каждой, которые рассматривают попеременно то гражданские, то уголовные дела и по первой и по второй инстанции. При этом рассмотрение уголовных дел по первой инстанции проводится с участием 12 присяжных заседателей, которые не только выносят вердикт о виновности, но и вместе с судьями определяют наказание.
Низшие суды (именно так они и называются) имеются в каждом из 84 судебных округов и состоят из одного либо нескольких (в Копенгагене — около 20) профессиональных судей. Гражданские дела в них рассматривают судьи единолично, а уголовные — с участием двух заседателей, шеффенов. Однако дела о малозначительных преступлениях, а также те, по которым подсудимый признает себя виновным и не настаивает на иной судебной процедуре, рассматриваются судьями единолично. Широко распространена практика уплаты обвиняемым штрафа до суда над ним, исключающая процедуру судебного разбирательства и вынесение приговора.
Важное место в судебной системе отводится суду по морским и торговым делам, заседающему в Копенгагене. Дела в нем рассматриваются коллегией в составе одного профессионального судьи и двух или четырех судебных заседателей из числа специалистов, обладающих соответствующим опытом. Этот суд рассматривает не только гражданские споры, но и дела об уголовных преступлениях, связанных с событиями на море. Имеются также суды по рассмотрению трудовых конфликтов, по делам о банкротстве и др.
Процедура рассмотрения судебных дел, в особенности в низших судах, не связана с соблюдением большого числа формальностей, с ограничениями в представлении доказательств или со строгими правилами их оценки. Судебные решения и приговоры, вынесенные датскими судами, могут быть обжалованы, как правило, только один раз. При этом в вышестоящей инстанции дело, по существу, рассматривается заново. Лишь в исключительных случаях, с разрешения министра юстиции, Верховный суд может принять к производству дело о жалобе на решение или приговор низшего суда, уже рассмотренное судом второй инстанции.
В Дании нет системы административной юстиции, однако действия административных органов могут быть обжалованы в общие суды, вплоть до Верховного суда. Функции омбудсмена, служба которого учреждена в Дании согласно Конституции 1953 г., несколько ограничены по сравнению с другими скандинавскими странами: он надзирает за деятельностью государственных служащих, но не вмешивается в действия судей.
Назначение на должность судьи производится королевским указом по представлению министерства юстиции из числа лиц, имеющих, как правило, 15 — 20-летний стаж работы в качестве дипломированных юристов при судах, в прокуратуре и т.п. Круг лиц, назначаемых судьями, весьма ограничен (около 280 на страну с 5,1 млн. населения). Судьи назначаются пожизненно, но в 70 лет обязательно уходят в отставку.
Прокуратура входит в систему министерства юстиции. Во главе ее находится "королевский адвокат" — генеральный прокурор, выступающий в Верховном суде. Его заместитель и 7 "государственных адвокатов" — местных прокуроров поддерживают по его указанию обвинение в Верховном суде и в судах восточных и западных земель. Они имеют широкие полномочия отказаться от уголовного преследования, если считают его нецелесообразным. В низших судах в качестве представителей обвинения, а также представителей государства в гражданских спорах обычно выступают "полицмейстеры" — начальники полицейских участков, подчиняющиеся министерству юстиции (их около 75), либо адвокаты, каждый раз уполномочиваемые на то одним из прокуроров. Расследование уголовных дел ведется полицией.
Право выступления в суде в качестве стороны по гражданским делам либо защитника по уголовным делам предоставляется министерством юстиции только дипломированным юристам с определенным стажем работы и отвечающим все более строгим требованиям для того, чтобы получить звание адвоката соответственно низшего суда, судов восточных и западных земель и Верховного суда. Распространена практика назначения бесплатного защитника по уголовным делам, в том числе в ряде случаев уже на стадии предварительного следствия.
 
. . .. . .