Исландия
— государство, расположенное на одноименном острове, который находится в северной части Атлантического океана
Территория —103 тыс. кв. км
Население — 247 тыс. человек
Республика Исландия
В 1918 г. Исландия была признана суверенным государством, но оставалась в унии с Данией. В 1944 г. она стала независимой республикой.
Исландия — унитарное государство, разделенное на семь административных округов — сисл. Столица и некоторые другие города имеют самостоятельное административное управление. Органами местного управления в городах являются муниципалитеты, избираемые населением. Округами управляют назначаемые центральной властью чиновники.
Форма государственного правления страны определена Конституцией, вступившей в силу 17 июня 1944 г.: "Исландия — это республика с парламентской формой правления" (ст.1). Законодательная власть возлагается на парламент и президента, а исполнительная — на президента и правительство. Судебная власть осуществляется судами.
Парламент, Альтинг, — высший законодательный орган страны, избирается путем всеобщих выборов по системе пропорционального представительства сроком на четыре года. Реформы избирательного права 1988 г. снизили возрастной ценз до 18 лет. В состав Альтинга входят 63 члена, из которых 21 формирует верхнюю палату и 42 — нижнюю. Ежегодно Альтинг собирается на очередные сессии. Палаты, как правило, заседают раздельно, но некоторые вопросы (к примеру, утверждение бюджета) решаются ими на совместных заседаниях, и в этом случае парламент представляет собой единое целое. Заседания палат, как и объединенного Альтинга, — публичные, если только депутаты не решат проводить закрытое заседание. Для рассмотрения наиболее важных вопросов палаты образуют постоянные и временные комиссии.
Законодательный процесс в Альтинге распадается на несколько стадий. Законопроект может быть внесен на рассмотрение депутатов постоянной комиссией или правительством. Он должен пройти три чтения в каждой палате и собрать простое большинство голосов. В том случае, когда палаты не могут выработать общего мнения по законопроекту, проводится совместное заседание. Принятый законопроект не позже чем через две недели направляется на подпись президенту и после его утверждения становится законом. Если президент откажется утвердить законопроект, он все же вступает в силу в случае одобрения его референдумом.
Исполнительная власть осуществляется президентом и Кабинетом министров. Президент избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на четыре года. В полномочия президента входит назначение высших должностных лиц. Он обладает определенными правами в отношении парламента: президент созывает парламент на сессии и объявляет об их закрытии, может отложить заседания парламента, но не более чем на две недели и не чаще чем один раз в год. Президент имеет право распустить Альтинг, после чего не позднее чем через два месяца должны быть проведены новые выборы. Статья 28 Конституции закрепляет за президентом законодательные полномочия: в случае "крайней необходимости" в период между сессиями президент может издавать нормативные акты, имеющие силу закона, которые должны быть утверждены парламентом в течение установленного срока. Президент может быть отстранен от должности в случае, если резолюция порицания будет поддержана 2/3 членов парламента и одобрена референдумом. Если референдум отклонит резолюцию, это будет рассмотрено как выражение недоверия со стороны избирателей Альтингу, и он немедленно распускается.
Статья 13 Конституции предусматривает, что президент исполняет свои обязанности через своих министров - членов Кабинета. Кабинет — правительство Исландии — состоит из премьер-министра и министров, назначаемых президентом. Правительство определяет общую политическую линию руководства страной. На заседаниях Кабинета обсуждаются проекты новых законов и решаются вопросы, имеющие государственное значение. Кабинет несет ответственность перед Альтингом и в случае вынесения ему парламентом резолюции недоверия должен уйти в отставку. Альтинг также может возбуждать против отдельных министров обвинения в преступлениях, связанных с осуществлением ими своих служебных обязанностей.
Основные политические партии: Народный союз - НС, Партия независимости - ПН, Прогрессивная партия — ПП, Социал-демократическая партия Исландии — СДПИ, Союз социал-демократов.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика
Со времени основания исландского государства (930 г.) большое развитие получила система правовых обычаев, передававшихся из поколения в поколение сначала в устной, а затем в письменной форме. Многие из этих правовых обычаев были изложены в рукописных книгах, составлявшихся с начала XII в.и получивших название "грагас7" ("серый гусь" — видимо, по цвету переплета). Некоторые из позднейших сборников исландских правовых обычаев, в частности весьма подробные "кодексы" 1235 и 1271 гг., служат ныне важным источником изучения средневекового права. После подчинения Исландии власти норвежских королей в 60-х гг. XIII в. дважды были изданы сборники законов для Исландии (1271 и 1281), однако местное население сопротивлялось их применению, и на протяжении последующих столетий норвежские законы постепенно утратили силу и были заменены отдельными законами, наряду с которыми продолжали действовать также правовые обычаи, записанные в "грагас". В ходе исторического развития Исландия смогла сохранить свою самостоятельную правовую систему, хотя до 1874 г. на ее территории одновременно действовали норвежские, а затем и датские законы (с 1381 г. Исландия вместе с Норвегией оказалась под властью Дании).
Нынешняя система источников исландского права включает в себя прежде всего Конституцию 1944 г. (с последующими изменениями и дополнениями), кодексы Уголовный и Уголовно-процессуальный и ряд законов, которыми регулируется большинство сколько-нибудь крупных правовых институтов. При этом наряду с законами, принятыми парламентом, сохраняют силу и отдельные законы, изданные в свое время датскими и норвежскими королями, хотя реальная сфера их применения ныне весьма мала. Президент страны может издавать временные законы, действующие в период между сессиями Альтинга. Известное развитие получила система делегированного законодательства, которое осуществляется либо в распоряжениях министров, либо в постановлениях местных властей.
Важным источником права служат также правовые обычаи, нередко весьма древнего происхождения, собранные в "грагас", и в особенности судебные прецеденты, среди которых первостепенное значение имеют решения Верховного суда, публикуемые в ежегодных сборниках. В качестве одного из источников права исландские суды могут использовать при принятии решения и "общие принципы права" с обязательным учетом особенностей конкретного дела.
Упорядочению исландского законодательства в существенной мере способствуют предпринимаемые министерством юстиции каждые десять лет публикации всех действующих на данный момент законов.
Гражданское право и смежные с ним отрасли права
Развитие правовой системы Исландии в значительной степени связано с правом других скандинавских государств, прежде всего Дании и Норвегии. Ряд законов, принятых в Исландии за последние десятилетия, в частности по вопросам торговли, семейного и наследственного права, был подготовлен на основе совместных предложений, разработанных в виде "примерных законопроектов" комиссиями юристов из скандинавских стран (аналогичные законы изданы и в других странах).
По образцу датского законодательства составлены исландские законы о договорах (1936) и о купле-продаже (1922). Во многих законодательных актах, относящихся к земельным отношениям и к акционерным обществам, например в Законе о праве собственности и об использовании земель (1966), особо подчеркиваются права исландских граждан, их преимущества перед иностранцами. В частности, земля в Исландии, как правило, может находиться в собственности либо исландских граждан, либо компаний, советы директоров которых состоят исключительно из исландских граждан. Торговлей в Исландии, так же как и банковским делом, согласно закону, можно заниматься лишь на основании специальных лицензий, которые выдаются, как правило, только исландским гражданам либо ассоциациям, 50% капитала которых принадлежит исландцам.
В области семейного права из исландских законов, составленных на базе совместных "примерных законопроектов", можно назвать законы о правах и обязанностях супругов (1923), об отношении родителей к законнорожденным детям (1921) и к детям, рожденным вне брака (1947), Закон об усыновлении (1953), Закон о браке и о расторжении брака (1972). Развод и раздельное проживание супругов оформляются, как правило, решениями административных органов, причем для удостоверения права на раздельное проживание достаточно ходатайства одного из супругов.
Уголовное право
Действующий Уголовный кодекс Исландии 1940 г. был введен взамен УК 1869 г., сыгравшего прогрессивную роль в развитии уголовного законодательства Исландии: им были отменены наиболее жестокие проявления прежнего Датского законодательства, действовавшего в Исландии, в частности телесные наказания. Кодекс 1940 г. составлен под сильным влиянием датского УК 1930 г., однако в целом он представляет собой самостоятельный уголовно-правовой документ. Подобно датскому законодательству, исландский УК 1940г. допускает применение наказания по аналогии за деяния, лишь "сходные" с предусмотренными законом преступлениями. Наряду с мерами наказания, которые сведены в нем к лишению свободы и штрафу, он предусматривает всего две меры безопасности: лишение гражданских прав и конфискацию имущества, что существенно отличает его от УК Дании 1930 г., содержащего широкий перечень наказании и мер безопасности. Самое суровое наказание, предусмотренное УК 1940 г., — пожизненное заключение. Смертная казнь в Исландии законодательно отменена в 1928 г., а фактически смертные приговоры не приводились в исполнение с 1830 г. Уголовно-процессуальный кодекс Исландии был принят в 1961 г., Закон о гражданской процедуре в судах первой инстанции — в 1936 г., Закон о Верховном суде Исландии — в 1962 г.
Научные исследования в области права ведутся, главным образом, на юридическом факультете Исландского университета в Рейкьявике.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Высшая судебная инстанция в Исландии — Верховный суд, который состоит из председателя и семи других членов. Судьи Верховного суда назначаются президентом, а председателя они выбирают сами сроком на два года. Верховный суд на пленарных заседаниях рассматривает жалобы на любые решения и приговоры нижестоящих судов по вопросам как права, так и факта. В стране имеется 34 судебных округа, городских и сельских, в судах которых профессиональные судьи единолично рассматривают гражданские и уголовные дела, а также проверяют законность административных постановлений и действий полиции. Эти же судьи занимаются вопросами исполнения судебных решений, завещаний и осуществляют иные юридические действия, но в этих случаях они получают другие названия: суд шерифа, суд по завещаниям, аукционный суд и т.п. В исландских судах нет присяжных заседателей, но в исключительных случаях, когда для разбирательства дела нужны технические знания, судья обязан пригласить для участия в слушании двух специалистов (они вправе принять решение даже вопреки мнению судьи). В городах имеются также суды по морским и торговым делам, где заседают профессиональные судьи с участием двух знатоков морского или торгового дела, обладающих соответствующими знаниями и опытом. Решения этих судов могут быть обжалованы в Верховный суд. Имеется также Суд по трудовым спорам, который создан в соответствии с Законом о профсоюзах и о рассмотрении трудовых конфликтов (1938). Для рассмотрения обвинений в уголовном преступлении, выдвинутых против кого-либо из министров, может быть созван Высокий государственный суд, решающий вопрос о предании его суду.
Судьи всех судов, кроме Верховного, назначаются министром юстиции. Все судьи назначаются пожизненно или до ухода в отставку по возрасту. Обвинение по уголовным делам поддерживается в суде Государственным прокурором либо его заместителем, кроме дел, преследуемых по частной жалобе.
Адвокаты в Исландии традиционно делятся на несколько категорий. Низшую составляют лица, окончившие юридический факультет университета и принятые в Ассоциацию исландских адвокатов. Они занимаются в основном подготовкой дел к слушанию и не имеют права выступать в суде. Таким правом обладает лишь тот, кто провел три "испытательных" судебных дела и получил звание адвоката при окружном суде. Далее эти адвокаты после трех лет практики и успешного проведения новых трех "испытательных" дел могут получить звание адвоката при Верховном суде.
 
. . .. . .