2.1. Предприятие и показатели его производственно-хозяйственной деятельности

 
Создание нового предпринимательского дела имеет много специфических особенностей, которые представляют не только научный, но и большой практический интерес. Поэтому вопрос этот выделен в самостоятельную часть рассматриваемой проблематики, ибо прежде, чем оценить эффективность инвестиционного проекта, необходимо провести его экономическую экспертизу.
Ее суть заключается в том, чтобы предварительно и весьма подробно ответить на следующие вопросы: что и в каком объеме будет производить предприятие после начала его эксплуатации (эта информация, как правило, уже известна в первом приближении как результат имеющегося проектного решения); какие ресурсы (материальные, технические, топливно-энергетические, рабочей силы, финансовые) ему для этого нужны; что необходимо предпринять, чтобы выполнить намеченную программу; как обезопасить себя от возможных неудач и разорения.
Ответы на эти вопросы предполагают предварительное планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия. При этом определяются его основные технико-экономические показатели, среди которых необходимо выделить один из важнейших в условиях рынка — прибыль. В этом показателе аккумулируются практически все результаты деятельности предприятия. Он как бы венчает трудную и многоплановую работу своей итоговой оценкой.
Идея и методология разработки плана по прибыли проиллюстрирована на рис. 2.1.


Рис. 2.1. График изменения прибыли фирмы

Как известно, себестоимость продукции складывается под влиянием двух групп затрат — переменных (пропорциональных) и условно-постоянных. И если первые нарастают с увеличением объема производства, то вторые в некотором его диапазоне практически остаются неизменными. Поэтому сумма этих затрат с ростом производственной программы будет увеличиваться. Функция же себестоимости всей произведенной продукции будет выглядеть в виде прямой линии (1—1), изображенной на графике.
Произведенная продукция после ее реализации потребителю по определенным ценам обеспечит предприятию некоторую выручку, которая будет нарастать с увеличением объема произведенной продукции. На графике функция выручки изображена в виде прямой линии (2—2).
Разница между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, как известно, и составляет искомую прибыль предприятия. На графике видно, что эта разница будет вначале отрицательной — и это приводит к убыточности производства, а затем, достигнув нулевого значения, станет положительной, перейдя в рентабельное, прибыльное производство (см. соответствующие зоны графика).
Точка пересечения двух линий есть граница абсолютной безубыточности производства. И данной точке соответствует определенная производственная программа: произвел продукции меньше этой программы — получил убыток, произвел больше — получил прибыль.
Однако еще раз подчеркнем, что представленная иллюстрация отражает лишь идею и методологию определения плановой прибыли, а не рабочую методику. И это понятно, ибо из самого описания видно, что, кроме объема производства продукции, все остальные параметры прибыли приняты как постоянные, т.е. они ни при каких условиях не изменяются. Так, в этой схеме определения прибыли остаются без изменения цены реализации продукции, переменная часть затрат на производство, условно-постоянные затраты. Не предполагается также никаких структурных сдвигов относительно выпускаемой продукции. Но в реальной жизни, разумеется, так не бывает, следовательно, для практического планирования прибыли необходима особая рабочая методика ее определения, которая должна учитывать перечисленные ниже особенности.
1. Возможность колебания цены реализации продукции как в одну, так и в другую сторону. Ведь принятые предприятием стратегии маркетинга могут быть весьма разнообразны, например: при низких ценах производить и реализовывать больше продукции, при высоких ценах продавать потребителям меньше продукции и т.д.
2. Изменение прямых переменных затрат предприятия под влиянием многочисленных причин, например при изменении цен на используемое сырье, материалы, комплектующие, топливо, энергию, оборудование, при возрастании расходов на зарплату основных производственных рабочих, а также расходов всех видов ресурсов на единицу выпускаемой продукции под влиянием научно-технического прогресса.
3. Возможность изменения условно-постоянных затрат, которые могут быть направлены на совершенствование системы управления предприятием и отдельными его подразделениями, организационной и производственной структур и пр.
4. Модернизация производства, его развитие, расширение и совершенствование. Все это может быть реализовано посредством реконструкции предприятия и его технического перевооружения, переоснащения, что в конечном счете приведет к изменению производств венной мощности предприятия.
5. Возможный учет структурных сдвигов продукции, т.е. снятия с производства устаревших, бесперспективных, не пользующихся достаточным спросом видов продукции и освоения производства прогрессивных ее моделей, образцов, видов.
6. Возможное изменение производственной программы, которое следует оценивать с позиций имеющихся ограничений, в частности по допустимой эффективности капитальных вложений, спросу продукции на рынке, допустимому уровню хозяйственного риска, предельному значению уровня относительной безубыточности и т.п.
7. Существующую дискретность производства, его многономенклатурный, многоассортиментный характер.
Однако следует отметить, что изменения, перечисленные выше, относятся не ко всей продукции вообще (такого в жизни и в производстве не бывает), а к конкретным ее видам и моделям.
Перечень условий, которым должна удовлетворять рабочая методика планирования прибыли, свидетельствует о том, что она должна обладать гибкостью, комплексностью, экономичностью, а также таким очень важным свойством, как дискретность. Последнее позволяет установить границы, в рамках которых может и будет находиться одно из возможных и допустимых планово-управленческих решений.
Именно такой видится рабочая методика планирования прибыли предприятия, учитывающая все перечисленные условия. Ее принципиальная блок-схема представлена на рис. 2.2.
Весь процесс планирования прибыли включает шесть этапов: первый — формирование исходной информации; второй — определение самой прибыли и важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия; третий — анализ полученной информации относительно приемлемости принятого варианта; четвертый — анализ рентабельности производства по видам продукции для выявления резервов в деле повышения прибыли; пятый — внесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции с целью повышения прибыли; шестой — принятие решения и расчет всей информации по видам продукции и обобщенной информации по предприятию в целом.


Рис. 2.2. Логическая блок-схема этапов планирования прибыли

Следует особо отметить, что для некоторых работающих и успешно функционирующих предприятий конечный результат их деятельности определяется не прибылью, а особым показателем, который в теории получил название вновь созданной стоимости (ВСС), а на практике — валового дохода. Он представляет собой разницу между выручкой предприятия и затратами прошлого овеществленного труда. По этому показателю работает фирма МНТК. “Микрохирургия глаза”, возглавляемая академиком С.Н. Федоровым. Как заявил Федоров, по этому оценочному показателю в начале 1998 г. работали уже 125 предприятий. И особенно успешно могут работать частные (семейные) предприятия, предприятия коллективно-долевой собственности и прочие, которые не имеют в своем составе наемных работников и где заработная плата как таковая отсутствует: трудовой .вклад оплачивается путем распределения созданного валового дохода между всеми членами трудового коллектива по заранее разработанной методике.
Принципиальных отличий в оценке проектов новых предпринимательских дел, которые будут выполнены по вновь созданной стоимости, нет. Также можно выделить переменные затраты на единицу продукции и постоянные затраты, изменять величину валового дохода с изменением объема производства продукции, определить программу безубыточности производства и т.д.
Проведя все поэтапные операции в строгом соответствии с вышеизложенной методологией, исследователи останавливаются на конкретном плане производства продукции. При этом на заключительном этапе они рассчитывают все важнейшие показатели деятельности предприятия: выручки, прибыли, величины переменных затрат, рентабельности производства, эффективности производства, валового дохода (если это потребуется). Вся полученная таким путем информация затем будет использована для предварительной экспертизы нового предпринимательского дела.