2 .2. Затратное ценообразование и область его применения

 
Рассматривая проблему ценообразования товара на рынке, можно указать на две принципиальные методологические схемы: затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции; рыночное ценообразование, при котором цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке.
Методологически затратное ценообразование строится по схеме “затраты плюс.....”, причем под плюсом понимается некоторая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определенной, заранее планируемой рентабельности производства.
Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии сколь-нибудь ощутимой конкуренции со стороны других предприятий, производящих товар аналогичного назначения. Перечислим те ниши рынка, в которых может успешно применяться затратное ценообразование:

  • производство и продажа товаров монополиями (монопольный рынок);

  • частичное производство и продажа товаров в условиях олигопольного рынка (особенно при сговоре действующих фирм между собой о проведении единой совместной ценовой политики);

  • производство товаров с учетом заказов потребителей (формирование портфеля заказов на основе договорных цен);

  • значительный дефицит продукции и неудовлетворенность спроса на нее;

  • локально изолированная ниша рынка (например, при отсутствии транспортных связей, в связи с неблагоприятными условиями погоды и т.п.).

Учитывая изложенные обстоятельства, можно записать формулу для определения цены товара в следующем виде:



где
Ццена единицы товара, производство которого будет осуществляться в новом предпринимательском проекте;
С — себестоимость единицы продукции после освоения производственной мощности будущего предприятия;
Ппланируемая прибыль на единицу продукции после освоения производственной мощности предприятия.
Формула получения планируемой прибыли такова:

где Рпланируемая рентабельность производства продукции после освоения производственной мощности предприятия (в долях от единицы).
Запишем формулу для определения себестоимости единицы продукции, составляющей основу затратного ценообразования:

где
Спер, — переменные затраты на единицу товарной продукции (заработная плата основных производственных рабочих, выполняющих технологические операции по сдельным расценкам, со всеми начислениями, затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, расходуемые непосредственно на изготовление готовой товарной продукции, затраты на топливо и энергию, расходуемые на технологические операции, и пр.);
Спос — условно-постоянные затраты в абсолютном выражении за календарный год (заработная плата всех прочих категорий работающих, находящихся на повременной оплате труда, со всеми начислениями, затраты на сырье и материалы, расходуемые на вспомогательные и обслуживающие операции, затраты на запасные части к оборудованию и транспортным средствам, затраты на топливо и энергию, расходуемые на отопление, освещение, вентиляцию, арендная плата за производственные площади, оборудование, амортизация основных производственных фондов, платежи за страхование имущества и хозяйственной деятельности, прочие платежи, которые не зависят от объема выпускаемой продукции);
Nпланируемый годовой объем производимой товарной продукции после освоения производственной мощности предприятия в натуральном выражении.
Следует отметить, что плановая величина объема продукции не должна превышать производственной мощности предприятия, за вычетом резервной ее части. Это условие можно записать в виде следующего неравенства:

где
nmвеличина годовой производственной мощности предприятия в натуральном выражении товарной продукции;
Мррезервируемая часть производственной мощности предприятия в долях от единицы (устанавливается фирмой для себя самостоятельно в зависимости от характера продукции, ее стоимости, договорных обязательств перед потребителями и штрафных санкций за задержку с поставкой готовой продукции; обычно эта величина принимается в пределах от 0,1 до 0,4).
Приняв определенную величину годовой производственной программы с учетом установленного в соответствии с формулой (2.4) ограничения, рассчитывается себестоимость единицы товарной продукции по формуле (2.3).
Теперь, чтобы установить цену единицы выпускаемого товара, надо определить уровень планируемой рентабельности производства. Это делается с учетом следующих соображений. Во-первых, фирма стремится работать с самой высокой рентабельностью. Ведь это, как правило, монопольная фирма, имеющая очень слабых конкурентов или не имеющая их вообще. Во-вторых, маловероятно, что она начнет организовать новое предпринимательское дело, если не сможет обеспечить рентабельность производства больше 20—25%. В-третьих, фирма должна учитывать, что чрезмерная рентабельность производства приведет к очень высокой цене товара, и спрос на него резко сократится. Поэтому хотя она и будет стремиться работать с высокой рентабельностью, но ограничит свои аппетиты возможностью продажи производимых ею товаров. В-четвертых, в большинстве стран с рыночной экономикой, включая и Россию, функционируют антимонопольные комитеты, которые на основе антимонопольного законодательства регламентируют уровень рентабельности производства монопольных предприятий. Так что монопольные фирмы не совсем свободны в установлении рентабельности собственного производства.
Обычно ограничения на рентабельность устанавливаются в пределах 50 — 100%. Все зависит от характера продукции, ее дефицитности, спроса потребителей на нее и т.п. Однако совершенствуя свое производство, фирма может обеспечить и более высокую рентабельность, чем это было установлено антимонопольным комитетом при обосновании цены товара.
Приняв определенную величину годового объема производства продукции с учетом ее спроса на рынке, а также ориентировочный уровень рентабельности в пределах установленного антимонопольным комитетом ограничения, по формуле (2.1) рассчитывают цену будущего товара. Это дает возможность определить наиболее важные технико-экономические и финансовые показатели деятельности фирмы после освоения производственной мощности.
Приведем формулы для расчета и последующего анализа показателей деятельности фирмы от реализации нового предпринимательского дела. Здесь для расчета параметров применяются следующие исходные данные и обозначения: производственная мощность предприятия (Nm);резерв производственной мощности (Мр);ограничение рентабельности производства (рo); переменные затраты на единицу продукции (Спер); постоянные затраты за год (Спос),переменная зарплата на единицу продукции (Зп); постоянная годовая заработная плата (Зпос),величина прошлого овеществленного труда (То).
На их основе рассчитываются все остальные важнейшие показатели деятельности предприятий. Они определяются по формулам, которые представлены в табл. 2.1.

 
Таблица 2.1

Формулы для расчета технико-экономических и финансовых показателей нового предпринимательского дела

Наименование показателяВид формулыНомер формулы
Цена единицы товара (Ц)Ц=С(1+Р)2.1
Прибыль предприятия за годWП= Р С2.2
Себестоимость единицы товара (С)С = Спер+(Спос:N)2.3
Годовой объем производства(N)N< Nm (1 -Мр)2.4
Рентабельность производстваWР<Ро
Маржинальный доход м)Дм=Ц-Спер2.5
Выручка (В)B=NЦ2.6
Себестоимость продукции за год (Сm)Cm=N-C2.7
Прибыль предприятия (П)П=N(Ц-C)2.8
Рентабельность производства (Р)Р = Ц/С - 12.9
Коэффициент переменных затрат (r)r=Спер2.10
Коэффициент использования производственной мощности (Км)Kм=N:Nm2.11
Зарплата на товарный выпуск (3m)3m=N 3n+3пос2.12
Удельный вес зарплаты в себестоимости (S)S =: 3m: Cm2.13
Вновь созданная стоимость (W)W=II+3m=B-To2.14
Удельный вес вновь созданной стоимости в выручкеWy=W:B2.15
предприятия (Wy)    

 
Произведем расчеты основных показателей нового предпринимательского дела при следующих исходных данных:
производственная мощность предприятия — 18 000 изд./год;
резерв мощности — Мр =0,12;
максимально допустимый уровень рентабельности — Ро = 0,5;
переменные затраты на единицу продукцииСпер = 27,45;
годовые постоянные затраты — Спос = 398 500;
переменная зарплата на единицу продукции — 3п = 8,3;
годовая постоянная зарплата — 3пос = 78 350.
По представленным исходным данным определим предельное значение производственной программы предприятия по формуле (2.4):

N<
18 000(1 - 0,12) = 15 840 изд./год.

По формуле (2.3) определим минимальную себестоимость единицы продукции:

С = 27,45 + (398 500 : 15 840) = 27,45 + 25,158 = 52,608.

По формуле (2.1) рассчитаем цену единицы товара:

Ц=
52,608(1+ 0,5) = 78,912.

Предприятие принимает годовую производственную программу на следующем уровне: N= 13400 изд./год.
При такой программе себестоимость единицы продукции, определяемая по формуле (2.3), составит:

С= 27,45 + (398 500 : 13 400) = 27,45 + 29,739 = 57,189.

Зная цену товара (78,912) и себестоимость единицы продукции (57,189), по формуле (2.9) определим уровень рентабельности производства:

Р
== (78,912 : 57,189) - 1 = 0,3798.

Этот уровень меньше установленного антимонопольным комитетом уровня рентабельности по условию сформулированной задачи о = 0,5), следовательно, претензий к предприятию по поводу завышения цены товара быть не должно.
По формуле (2.6) определяем выручку предприятия:

В
= 13 400 • 78,912 = 1 057 421.

Себестоимость годовой товарной продукции определяется по формуле (2.7):

Сm = 13 400 • 57,189 = 766 333

Прибыль предприятия вычисляется по формуле (2.8):

П = 13 400 (78,912 - 57,189) = 291 088.

Коэффициент переменных затрат можно получить по формуле (2.10):

r= 27,45: 57,189 =0,48.

Маржинальный доход на единицу продукции определяется по формуле (2.5):

Дм
= 78,912 - 27,45 = 51,462.

Коэффициент использования производственной мощности предприятия находится по формуле (2.11):

Км
= 13 400 : 18 000 = 0,744.

Определим по формуле (2.12) заработную плату предприятия на весь товарный выпуск продукции:

3m
=13 400-8,3 + 78 350 = 189 570.

Удельный вес зарплаты в себестоимости товарной продукции вычисляется по формуле (2.13):

S= 189570:766333=0,2474.

Определим по формуле (2.14) величину вновь созданной стоимости:

W=
291 088 + 189 570 = 480 658.

Удельный вес вновь созданной стоимости в выручке предприятия рассчитывается по формуле (2.15):

Wy
= 480 658 : 1 057 421 = 0,4546.

Полученные результаты говорят о том, что фирма собирается достаточно успешно функционировать на рынке, получая высокую прибыль и обеспечивая достаточно значительную рентабельность производства. Однако, как следует из исходных данных, она не использует полностью имеющиеся у нее резервы повышения эффективности производства. Ведь установленное ограничение в рентабельности производства несколько выше того уровня, которое фирма запланировала для своей текущей работы, поэтому она может повысить рентабельность до 50 %.
Фирма может пойти по одному из следующих вариантов:
  • увеличить объем производства продукции до предельного значения;

  • повысить цену товара при сохранении принятой величины производственной программы;

  • внедрять достижения научно-технического прогресса в области техники, технологии, управления и организации производства, снизить переменные и постоянные затраты на производство продукции;

  • использовать все перечисленные направления в определенной пропорции, т.е. повышать цену товара, увеличить объем ее производства и снижать себестоимость выпускаемой продукции.

Выбор направления совершенствования деятельности полностью зависит от самой фирмы. И важно при этом, чтобы она использовала в новом для себя предпринимательском деле все предоставленные законом возможности.