1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
 
Методологию определяют как учение о методах и средствах деятельности. А понятие "подход" трактуется как направление методологии научного познания и социальной практики. Среди известных общенаучных и специальных подходов самостоятельную группу составляют системно-теоретические подходы, включающие: ОТС ( в узком смысле этого понятия ),кибернетику, теорию управления, теорию информации, теорию игр и решений, моделирование и др.
Разумеется эти теории и модели яе изолированы друг от друга и часто перекрываются, одна и та же проблема может решаться на различном математическом аппарате.
1.4.1.Кибернетический подход в системных исследованиях
Развитие системных исследований шло несколькими путями и в разных областях науки. При этом значительное влияние приобретало кибернетическое направление, обязанное своим теоретическим размахом работам Н.Винера. У кибернетики и ОТС различные исходные области (техника и фундаментальные науки соответственно), различные базисные модели (контур обратной связи у первой и динамическая система взаимодействий -у второй), но общий интерес к проблемам организации и целеустремленного поведения Кибернетика и связанные с ней подходы развивались совершенно независимо, хотя во многом и параллельно ОТС. Основу кибернетического подхода к исследованию систем составляет положение, что система представляет интерес как объект/субъект управления. Исходя из того, что система при кибернетическом подходе суть система управления, в кибернетическом подходе на первый план выдвигаются: -принцип иерархичности управления и информационных связей как отражение иерархических структур систем, -принцип обратной связи -один из основополагающих аспектов теории управления, -информационный подход к окружающим явлениям объективного, -концепция внешнего и внутреннего описания системы, -самоорганизация и саморазвитие сложных кибернетических систем. Иными словами, речь идет о системах, которые способны самостоятельно формулировать для себя цели и организовать свою работу (функционирование) на достижение этих целей,-принцип "необходимого разнообразия".
Последний принцип, или закон "необходимого разнообразия" (У.Р.Эшби) утверждает, что для обработки ситуаций, обладающих определенным разнообразием, можно использовать лишь” такие управляющие механизмы, которые в состоянии порождать по меньшей мере такое же разнообразие.
Понятие разнообразия используется в кибернетике как мера сложности. В явном виде разнообразие эквивалентно числу возможных состояний системы.
1.4.2.Системный подход
И общая теория систем и, .особенно, кибернетика (с ее "расширительной" и более прикладной "моделью" системы) служат теоретической базой системного подхода, системной методологии, ориентированных на: -исследование сложных проблем (и явлений), -поиск решений в сложных ситуациях и обстановке, -целесообразное изменение сложных объектов (или проектирование); -поиск способов использования сложных объектов в целях управления (т.е. целесообразного использования систем).
Современные системные исследования основываются на некоторых общих предпосылках (принципах), таких как: -целостность как методологический и даже онтологический принцип, -интеграция научного знания как идеал, обладающий реальными возможностями осуществления, -единство природы как философское кредо, -гуманизм как задача и как ответственность науки [3].
Системный подход представляет собой общенаучную, а не специально -научную методологию. В основе методологии СП лежит рассмотрение объектов как систем. СП ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Принципы СП нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. У кибернетики, при всех громадных различиях в конкретных типах систем, которыми она занимается, главным предметом системного рассмотрения остаются связи и процессы управления. Для СП системность объекта изучения по существу тождественна его целостности.
В свою очередь, выявление целостности предполагает, что теоретический анализ в принципе не может быть ограничен одним каким-то типом связей и в пределе должен охватить всю их типологическую совокупность применительно к данному объекту. А с этой точки зрения связи управления, например, оказываются лишь разновидностью связей целостности.
В природе СП заложено стремление к абсолютной полноте изображения объекта. Как ни велика роль детализации принципов СП, доведения их до уровня конкретного аппарата, важно подчеркнуть назначение двух содержательных моментов: -трактовки принципа целостности и, -общего характера средств, предлагаемых системным подходом.
Целостный подход всегда является преодолением подхода частичного. Однако, методологическая проблематика системного подхода не сводится только к вопросу о способах трактовки целостности.
В частности, анализ методологических функций принципа целостности показывает, что роль этого принципа, как и вообще роль системной методологии, не исчерпывается задачами обеспечения синтеза различных представлений объекта и более того -что такие задачи не являются первоочередными для системного подхода в целом. Содержательное понятие и принципы СП служат прежде всего средством определенной организации прикладной стороны исследования, а именно, такой организации, чтобы исследование направлялось к постановке и решению проблем, связанных с выявлением законов функционирования и развития объекта.
Системный подход, его принципы и методы исследования ориентированы в большей степени на начальные стадии научных и прикладных исследований, т.е. на этапы постановки проблемы. При этом основное внимание следует уделять: -вопросам организации объекта, -определенным типам специфических для объекта связей, -синтезу различных представлений объекта, полученных в сложившихся ранее предметах, -выявлению структурных инвариантов, генетическим механизмам и т.д.
Системный подход облегчает решение проблемы, когда она уже поставлена. А в ее постановке решающую роль будут играть содержательные методологические принципы познания, в том числе принципы системного подхода. Методологическая ценность системного подхода состоит в том, что он содержит и в развернутой форме выражает требование нового , по сравнению с предшествующими, подхода к объекту изучения. Системный подход сам по себе не дает решения проблемы непосредственно, но он является средством новой постановки проблем и поэтому в большей степени ориентирован на этапы уяснения и постановки проблем. Практика системных исследований показывает, что во многих случаях системная формулировка проблемы -либо открывает путь к использованию нового (применительно к данной проблеме) исследовательского аппарата, либо стимулирует поиски и конструирование специального аппарата.
Все рекомендации, вытекающие из кибернетического или системного подходов рассмотрения исследуемых фактов и природных явлений, носят методологический характер и отвечают на вопрос не что и как происходит, а как, с каких позиций можно или нужно рассматривать изучаемые явления и процессы, что и где в них надо искать общего.
Например, применительно к моделированию, которое считается основным методом кибернетики и системного анализа, эти положения не дают ответ на вопросы: Что и каким образом моделировать? Но позволяют сформулировать некоторые общие проблемы, которые в каждой конкретной области знаний получают свою интерпретацию.
Именно поэтому, видимо, правильнее считать и кибернетику и теорию систем скорее методологическими направлениями, чем самостоятельными науками.
Системный подход -это и стратегия использования научной методологии для решения сложних и взаимосвязанных проблем, рассматриваемых как единое целое, и способ организации исследований сложных проблем, и средство новой постановки проблем.