Название Оценка эффективности лизинга на примере ООО Каскад-Транс
Количество страниц 89
ВУЗ Московский институт предпринимательства и права
Год сдачи 2009
Содержание Содержание

Введение 2
Глава 1. Учет основных средств и лизинговых операций предприятия. 6
1.1. Краткая характеристика предприятия 6
1.2. Описание предпринимательской деятельности предприятия и перспективы его развития 7
1.3. Организация учета в ООО «Каскад-Транс» 10
1.4. Законодательная основа лизинговых операций 12
1.5. Учет лизинговых операций в РФ 17
1.5.1. Учет лизинговых операций у лизингодателя 18
1.5.2. Учет лизинговых операций у лизингополучателя 25
1.6. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия 31
Глава 2. Анализ использования основных производственных фондов и финансового состояния предприятия 41
2.1. Анализ и оценка экономического потенциала предприятия 41
2.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия 50
2.3. Анализ и оценка результативности хозяйственно-финансовой деятельности 58
Выводы по производственно-хозяйственной деятельности предприятия 60
Глава 3. Разработка предложений по повышению эффективности использования основных производственных фондов 62
3.1. Объекты и субъекты лизинговых сделок 63
3.2. Нормативно-правовая база регулирования лизинговых сделок 64
3.3. Основные виды лизинга 69
3.4. Обоснование применения лизинговых сделок 76
3.5. Расчет затрат и экономического эффекта от реализации проекта 79
Выводы по реализации проекта 87
Список литературы 89


Введение

Как свидетельствуют историки, первое упоминание (документальное) о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 году, была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка - крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили, таким образом, амуницию.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ «to lease»), что означает «арендовать» или «брать в аренду», связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Эго было сделано по причине высокой стоимости телефонных аппаратов, и купить их могло лишь ограниченное число покупателей. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско американской компанией "United states leasing corporation", и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса.
Как мы видим, лизинг имеет довольно таки большую историю, и в современной российской экономической действительности эта деятельность приобретает новую актуальность. Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями, предприятиями сферы услуг ряд новых проблем. Главной из них является физическое и моральное старение оборудования, из-за чего снижается качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, и, как следствие снижение потребления данной продукции. Большое количество предприятий испытывает недостаток оборотных средств, без которых не возможно обновление основных средств. В таких условиях наиболее выгодным мероприятием может стать именно лизинг, который позволяет предприятиям экономить оборотные средства в размере до 10% стоимости оборудования за весь срок действия договора лизинга, как правило, составляет от 1 года до 5 лет. При этом лизинг примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующею лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. По статистике, в России около 70 процентов оборудования российских предприятий эксплуатируется более десяти лет. Процент нового оборудования предприятий (моложе пяти лет) упал в России с 29 % в 1990 году до 5 % в 2000 году. В ситуации, когда банковская система недостаточно хорошо развита и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг становится одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития и обновления производства.
При модернизации и развитии производства одним из важнейших вопросов является определение источников финансирования. Можно конечно попытаться самостоятельно оплатить приобретение и монтаж нового оборудования. Но при этом придется изъять из оборота некоторое количество средств, что могут себе позволить лишь немногие предприятия. К тому же для того чтобы выделить эти средства на покупку оборудования, необходимо заплатить налог на прибыль.
Другим источником финансирования может стать привлечение кредита. Но кредиторы на сегодня не имеют "длинных" ресурсов для финансирования инвестиционных проектов и предъявляют жесткие требования по обеспечению кредита, в том числе в форме залога недвижимости, что для заемщика довольно дорого.
Третьим вариантом решения этой проблемы является финансовая аренда (лизинг). Это вид аренды, весьма распространенный в современной международной коммерческой практике. В общем объеме инвестиций США лизинг составляет 31 процент, Великобритании — 24 процента, Швеции и Франции — 15 процентов, Испании — 14 процентов. Повысилось внимание к лизингу и в России. Ряд важных решений, принятых на государственном уровне, позволил развиваться лизинговому рынку в нашей стране.
Лизинг — вид инвестиционной деятельности, при котором имущество по указанию лизингополучателя приобретается лизинговой компанией и передается во владение и пользование лизингополучателю на основании договора лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
При операциях лизинга оказываются разделенными право собственности, которое остается за лизингодателем, и право владения (то есть право использования по своему усмотрению), которое переходит к лизингополучателю — промышленному или торговому предприятию. Современное российское законодательство позволяет применять к оборудованию, передаваемому в лизинг, ускоренные сроки амортизации и относить лизинговые платежи лизингополучателя на себестоимость продукции, что позволяет сокращать налоговые отчисления и делает лизинг наиболее привлекательным способом приобретения имущества.
С точки зрения предприятия, лизинг является наиболее выгодным из финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. По сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит и т. д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ.
Во-первых, лизинг дает возможность предприятию-лизингополучателю расширить или модернизировать производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.
Во-вторых, смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора, высвобождаются средства для вложения в другие виды активов.
В-третьих, не привлекается заемный капитал, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Тем самым сохраняется возможность для получения кредита в банке. Кроме того, предприятию проще получить имущество в лизинг, чем кредит на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве обеспечения по договору лизинга. Срок договора лизинга может составлять до трех лет, тогда как кредит на такой срок получить сегодня практически невозможно. И что еще немаловажно: лизинг позволяет значительно и, главное, легально минимизировать налогообложение бизнеса: лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Схема оформления договора лизинга оборудования более простая, чем при получении кредита. Для получения оборудования в лизинг не требуется развернутого бизнес-плана: предприятию нужно лишь заполнить заявку и приложить к ней стандартный набор юридических документов. Решение о финансировании или отказе в таковом принимается в течение 10—14 дней с момента подачи заявки.
Сегодня уже никто не будет отрицать того факта, что лизинг оборудования способствует развитию российской промышленности, непосредственно стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства. К слову, объем лизинговых услуг в России в 2000 году составил 4,3 процента от общего объема инвестиций или 1,4 миллиарда долларов США, только за последний год рост лизинговых операций в России составил около 9 процентов, а в 2001 году рост отрасли составил еще 5 процентов. Всего в России на сегодня насчитывается 415 действующих лизинговых компаний, 277 из которых заключили хотя бы один договор лизинга в 2000 году.
Исходя из того, что лизинговое имущество является объектом основных средств, методология его учета на балансе экономического субъекта соответствует основополагающим принципам учета основных средств. Однако в связи с наличием особенностей лизинговых операций их отражение в бухгалтерском учете субъектов лизингового договора имеет свою специфику. И в связи с этим в данной работе будет рассмотрена специфика таких операций.
В условиях развития малого и среднего бизнеса в России, как одного из основных элементов отечественной экономики, повышение эффективности международных автотранспортных перевозок является сегодня актуальной проблемой.
В моей дипломной работе была поставлена задача: на примере малого предприятия разработать технико-экономический проект развития предприятия на ближайшие три-четыре года на основе применения международного лизинга автотранспортной техники.
Для этой цели была выбрана транспортно - экспедиционная компания ООО"Каскад-Транс", которая состоит из 4 человек и имеет в качестве основных производственных фондов один тягач и площадку для перевозки контейнеров. Уставной капитал фирмы составляет 1600 000 рублей, и был полностью использован для приобретения вышеуказанной техники. Основным видом деятельности является оказание транспортно-экспедиционных услуг в международных автотранспортных перевозках.
Для развития фирмы в перспективе, прежде всего, необходимо пополнение автопарка, что в свою очередь требует значительных капитальных вложений, которыми на сегодняшний момент данная компания не обладает. С учетом поставленной в перспективе цели развития фирмы, можно при предварительном анализе отметить следующие аргументы в пользу использования международного лизинга. Первое это возможность приобретения современной импортной автотехники без крупных единовременных капиталовложений непосредственно у производителя и соответственно получение гарантии на бесперебойную работу в течение значительного отрезка времени. Второе это существующие в налоговом и таможенном законодательствах РФ льготы для операций по международному лизингу. Частичное освобождение от таможенных платежей, налогов и возможность применения ускоренной амортизации, и освобождение от налога на имущество.
На основе вышеизложенного фирмой ООО«Каскад -Транс» было принято решение провести детальный анализ текущей финансово-хозяйственной деятельности, рассмотреть экономические возможности фирмы и разработать проект развития технической базы на основе лизинговых закупок импортной автотехники.
Список литературы Выводы по реализации проекта.
Проведя анализ использования основных производственных фондов и финансового положения предприятия ООО«Каскад-Транс», было выявлено, что за 2005 год, который стал для предприятия первым, предприятие достигло определенных успехов. Как видно из таблицы № 3.5.4. предприятию удалось реализовать свои услуги на сумму 457771 рублей, и балансовая прибыль составила 152873 рублей. В основном, все экономические показатели соответствуют нормативным значениям или даже превышают их. Это свидетельствует о крепком финансовом положении предприятия. Об этом же говорит и расчет по определению типа финансовой устойчивости фирмы. Как на начало, так и на конец отчетного периода, предприятие обладает абсолютной финансовой устойчивостью.
Однако на конец года наблюдается некоторое снижение экономических показателей по предприятию. В частности, за анализируемый период наблюдается снижение удельной доли основных средств в активах предприятия. В основном это связано с устареванием используемой техники, притом, что за 2005 год предприятие не приобрело новых основных средств. Также наблюдается снижение и других показателей. Например, как видно из таблицы 2.2., показатели финансового состояния предприятия имеют отрицательную тенденцию, то есть предприятию к концу года все труднее покрывать свои обязательства своими собственными оборотными средствами. Можно конечно сказать, что их снижение является несущественным, так как значения коэффициентов остаются выше нормативных. Но отрицательная динамика показателей может привести к тому, что предприятие, работая по той же самой системе, может поставить себя в кризисное положение.
Для того чтобы избежать подобного положения, предприятие ООО«Каскад-Транс» намеревается реализовать проект, в котором будут использованы лизинговые отношения. Тем самым данная фирма сможет увеличить количество услуг, предоставляемых своим контрагентам. По сути, данный проект представляет собой сочетание стратегического развития предприятия и мероприятия по улучшению своею финансового и материального положения.
Основой данного проекта является договор долгосрочного финансового лизинга, в соответствии с которым фирме ООО«Каскад-Транс» передается грузовой автотранспорт для международных перевозок грузов.
По ходу проведения расчета затрат и определения экономического эффекта от реализации данного проекта, я еще раз убедился в том, что лизинг является одним из наиболее выгодных мероприятий по развитию любого предприятия, в том числе и данного. Основными факторами, послужившими основой для данного рода утверждения, стали следующие:
- во-первых, это объясняется тем, что в большинстве случаев малые
и средние предприятия не могут своевременно обновлять, свои
основные средства. Главной причиной является отсутствие
достаточного количества денежных средств. В то же время, лизинг
позволяет получить предприятию необходимые производственные средства, начать производство, при этом предприятие получает прибыль, из которой оно платит платежи лизингодателю во время действия договора, а по его окончании фирма может выкупить технику по остаточной стоимости;
- во-вторых, происходит снижение налогового бремени. Оно выражается в том, что непосредственным балансодержателем имущества в случае лизингового договора будет выступать лизинговая компания, а лизингополучатель как бы освобождаемся от уплаты налога на имущества;
- в-третьих, при помощи лизинговых операций фирма имеет доступ к новым, высокопроизводительным технологиям, которая подчас стоит очень дорого. В нашем случае, ООО«Каскад-Транс» получает доступ к относительно новой автомобильной технике;
- в-четвертых, за счет того, что предприятие получает от лизингодателя дополнительное оборудование, то оно имеет возможность создать новые рабочие места, тем самым лизинг оказывает влияние на социальную сферу;
- в-пятых, как уже говорилось выше, увеличивается спектр услуг и расширяется ассортимент товаров, что можем способствовать более глубокому проникновению фирмы, как на внутренний рынок, так и на внешний, и соответственно увеличиваются доходы предприятия.
Как видно из перечисленных факторов, лизинг имеет неоспоримые преимущества.
Также из таблицы 3.5.4. видно, какой эффект получает предприятие при выполнении данного проекта, то есть все основные технико-экономические показатели вырастают, что говорит о неоспоримом положительном результате от реализации проекта.



Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».
3. Федеральный закон РФ от 29 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге».
4. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы».
5. Письмо Государственного комитета РФ по статистике от 13 марта 1996 г. №24-1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования».
6. Адриасова И.В. «Лизинг: быть или не быть?», М: Бизнес и банки. №2, 2001 г.
7. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. «Внешне - экономические связи». М:
«Финансы и статистика», 2004 г.
8. Газман В. «Лизинг, теория, практика, комментарий», М.: Фонд «Правовая культура», 2003 г.
9. Горемыкин В.А. «Лизинг», М.: «Инфра-М», 2003 г.
10. Жуков Е.Ф. «Банки и банковские операции», М.: «ЮНИТИ», 2003 г.
11. Калачева С. «Арендные сделки», М.: ПРИОР, 2001 г.
12. Лещенко МИ. «Основы лизинга», М.: «Финансы и статистика». 2005г.
13. «Лизинг-ревю», № 5/6 за 2003 год.
14. Смирнов А. «Лизинговые операции», М.: АО «Консалт-банкир», 2005 г.
15. Талье И., Абашина А. и др. «Аренда и лизинг», М.: ИИД «Филин», 2003 г.
Цена: Договорная