Название Разработка финансового плана коммерческого предприятия на примере ЗАО Фармакон
Количество страниц 66
ВУЗ Омский государственный институт сервиса
Год сдачи 2009
Содержание Введение 4
1. Основные этапы составления финансового плана на предприятии 8
1.1. Краткосрочное и долгосрочное планирование 8
1.2. Структура финансового плана 9
2. Характеристика предприятия ЗАО Фармакон 15
2.1. История компании 15
2.2.Структура рынка российской фармацевтической дистрибьюции и перспективы роста для ЗАО Фармакон 15
2.3. Основные положения бизнес плана 19
3. Разработка финансового плана ЗАО Фармакон 20
3.1. Прогноз объемов реализации 20
3.2. Баланс денежных расходов и поступлений 20
3.3. План доходов и затрат 47
3.4. График достижения безубыточности 50
3.5.Сводный баланс активов и пассивов предприятия 55
3.6.Анализ планируемых финансовых показателей предприятия 62
Заключение 75
Список литературы 80
Приложение 1. Форма № 1 Бухгалтерский баланс 82
Приложение 2. Форма № 2 Отчет о прибылях и убытках 84
Приложение 3. Расчет коэффициентов инкассации дебиторской задолженности 85
Приложение 4. Административные и коммерческие затраты (2004 г.)-абсолютные показатели 86
Приложение 5. Административные и коммерческие затраты (2004 г.)-относительные показатели 87
Приложение 6. Расчет коэффициентов инкассации кредиторской задолженности 88


Введение
Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.
Управление финансами может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая "латание дыр", неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.
С другой стороны, и многие вполне благополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципу постоянного, по существу, бессистемного поиска решений "неожиданно" возникающих финансовых проблем.
Иной характер имеет стратегическая система финансового планирования. Она предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть ее не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач.
Для решения каждой из них определяются необходимые средства и их источники. Но так как от возникновения непредвиденных обстоятельств, особенно в условиях рыночной экономики, никто не застрахован, то система стратегического планирования предусматривает возможности решения вновь возникающих задач. В расчете на 2-3 года финансовый план имеет характер прогноза в том смысле, что некоторые его показатели могут устанавливаться в определенном диапазоне ("от" и "до"). Кроме того, могут быть предусмотрены варианты решения отдельных задач. Например, в предстоящем периоде инвестиционная программа предприятия потребует затрат в сумме 100 млн. руб. В качестве источников покрытия этой потребности в инвестициях намечена чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления. Однако если амортизационные отчисления могут быть рассчитаны с необходимой точностью, то определить с такой же точностью сумму прибыли, которая будет получена через год или два, далеко не всегда удается. Поэтому для безусловного обеспечения инвестиционной программы финансовыми ресурсами должны быть предусмотрены также иные возможные источники средств, в том числе различные формы заимствования.
Каков бы ни был горизонт финансового планирования, основным является годовой финансовый план с разбивкой по кварталам, а на очередной квартал - по месяцам. Так как отклонения от заранее установленных показателей - не аномалия, а нормальное, объективное явление, то месячные планы имеют скользящий характер в том смысле, что по ожидаемым или фактическим итогам каждого месяца уточняется финансовый план на очередной месяц. И является он не вариантным, а однозначным и адресным;
При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которого регулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления и расходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечивает предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же время отражает ее результаты. Поэтому непременными принципами финансового планирования должны быть:
1. Непрерывность, т.е. не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана. Другое дело, что формы плана могут различаться по степени сложности - от примитивных схем до многофакторных моделей, но финансовый план сопровождает все этапы предпринимательской деятельности, начиная с ее организации и формирования уставного или складочного капитала.
2. Гибкость и маневренность, т.е. несмотря на то, что финансовое планирование должно быть не реактивным, а стратегическим, т.е. финансовый план должен быть подчинен задачам достижения определенных стратегических целей, он в то же время должен обладать определенным запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.
3. Реальность и обоснованность, соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых как раз и достигается при разработке финансового плана. Конечно, потребности всегда превышают возможности, но в финансовом плане предусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеются реальные возможности.
Финансовый план - сбалансированный документ. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
1.содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
2. дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
3.служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.
Список литературы Заключение.
Целью составления финансового плана является обеспечение руководителей финансовых служб и всего предприятия определенного рода информацией, необходимой для эффективного управления ресурсами предприятия :
1. оперативного планирования и управления платежами для обеспечения текущей платежеспособности предприятия;
2. контроля за возникновением и погашением обязательств предприятия;
3. оперативного учета исполнения планов, в частности, плана движения денежных средств;
4. анализа выполнения финансовых планов;
5. контроля за показателями своего финансового состояния
и принятию соответствующих решений.
План баланса денежных расходов и поступлений показал, предприятие будет испытывать избыток денежных средств, который надо обязательно эффективно использовать. В противном случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесценением денег, а также упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.
Можно назвать несколько направлений использования свободных денежных средств:
1. вложения в производство и совместные (с другими предприятиями) проекты;
2. вложения в недвижимость;
3. помещение денег на депозиты и вклады;
4. приобретение ценных бумаг.
Первое и второе направления должны укладываться в рамки инвестиционной деятельности предприятия. Дело в том, что вложения в производство, в крупные совместные проекты, в недвижимость требуют, как правило, больших сумм и длительного периода их освоения. Конечно, если, например, приобретение нового оборудования может дать существенный и скорый эффект, то есть смысл вложить в это деньги, несмотря на то, что завтра, скажем, придется финансировать оборотные средства за счет кредитов. При определенной конъюнктуре весьма выгодны вложения в недвижимость.
Помещение денег на депозиты и вклады в современных условиях редко бывает выгодным. Депозитные проценты, которые предлагают банки, практически не перекрывают инфляцию, не говоря уже о процентах по срочным вкладам.
Приобретение ценных бумаг позволяет заработать большую прибыль, если заниматься этим профессионально. Цены на акции некоторых предприятий постоянно меняются, т.е. можно покупать акции в момент, когда они дешевые, и продавать, когда они дорогие. Делать это лучше с помощью профессиональных брокеров фондового рынка.
В некоторых случаях есть смысл использовать бартерные операции, а также операции зачета взаимных требований, что дает следующие выгоды:
1. снижает потребность в «живых» деньгах;
2. появляется возможность погасить часть дебиторской задолженности путем получения от дебиторов товаров, работ, услуг;
3. можно рассчитаться своей продукцией с поставщиками и подрядчиками и если при этом использовать относительно низкие цены, то возникает экономия по налогу на прибыль;
4. можно сотрудничать с предприятиями, счета которых «заморожены»;
5. в некоторых случаях можно отказаться от привлечения заемных средств;
6. своей продукцией можно погасит часть долгов по местным налогам путем выполнения муниципального или регионального заказа.
Вместе с тем, бартерные сделки имеют и отрицательные стороны. В частности, можно указать на следующие негативные последствия бартера:
- снижаются поступления денежных средств;
- получатель бартера, как правило, принимает то количество и ассортимент продукции, которое диктуется размером задолженности контрагента, а не потребностями компании;
- необходимость перепродажи товаров, полученных по бартеру, задерживает поступление наличных денежных средств, увеличивает издержки на хранение и сбыт.
На основании анализа, выполненного по плану доходов и расходов и балансу активов и пассивов можно сказать что:
Коэффициенты ликвидности компании находится в пределах общепринятых международных стандартов и показывает, что у предприятия достаточно средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течении определенного периода. По плану 2005-2007 г.г. наблюдается положительная тенденция роста показателя.
Анализ показателя чистого оборотного капитала показывает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывают непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. На основании планируемых результатов деятельности можно сказать, что средства, вложенные в активы будут использоваться более эффективно для получения дохода и прибыли. Как следует из наших расчетов, условия, на которых предприятие получает поставки, несколько лучше, чем условия, предоставляемые предприятием покупателям своего товара. В целом это положительно характеризует финансовое управление компанией, поскольку приток денежных средств от дебиторов более интенсивен, чем их отток кредиторам. Однако требуется более тщательный анализ причин более длительной оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской задолженностью, поскольку это может быть вызвано и нехваткой денежных средств, находящихся в среднем более четырех месяцев в остатках нереализованной продукции.
Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализации товара над темпами роста расходов. Расходы могут быть снижены, например, за счет сокращения условно-постоянных расходов, таких, как расходы на рекламу, расходы по набору персонала и т.д. Повышение цен на реализуемую продукцию также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, компания может:
1. снизить запасы;
2. ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;
3. выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;
4. использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, или для вложения в другие более доходные виды деятельности.
Из плановых показателей финансовой устойчивости выявлена тенденция к увеличению заемных средств в источниках собственных средств, которая, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой – о перераспределении (в условиях инфляции и невыполнении в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.



Список литературы

1. Конституция РФ (Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года)
2. Гражданский кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
3. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 г.№ 117-ФЗ (принят ГДФС РФ 19.07.2000 г.)
4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
5. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие/Под ред. ГМУ, 2001
6. Вебер Ю., Гельдель Х., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. // Проблемы теории и практики управления. – 1998 ,статья
7. Вест Алан Бизнес-План.Проспект-2004-224 с.
8. Воробьев П., Земеров Ф. Бюджетирование деятельности производственных предприятий (опыт разработки и внедрения).// Проблемы теории и практики управления, 2001,статья
9. Гиндзбург Л., Бюджетирование или налоговое планирование, ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», выпуск 7, июль 2002 г
10. Гринолл Э.Финансы и финансовое планирование для руководителей среднего звена,2003-96 с.
11. Дугельный А.П., В.Ф.Комаров Бюджетное управление предприятием изд. «Дело» 2003 – 428 с.
12. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 176 с.
13. Жилкина А.Н. Финансовое планирование на предприятии,2004-248 с.
14. Ильин А.И. Планирование на предприятии. - Мн.: ООО "Новое знание", 2000. - 312 с.
15. Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления,2004-392 с.
16. Костина Н.И. Финансовое прогнозирование в экономических системах "ЮНИТИ" – 2002-285 с.
17. Кудинов А. Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности промышленных и торговых предприятий. // BKG Profit Technology: [http://www.bkg.ru/cgi-bin/article_detail.pl?id=18, 31.01.2003]
18. Кудинов А. Финансовое планирование деятельности предприятия. // BKG Profit Technology: [http://www.bkg.ru/cgi-bin/article_detail.pl?id=26, 09.04.2003]
19. Лихачев О.Н.Финансовое планирование на предприятии:Учебно-практическое пособие.М:Проспект/Велби,2003-264 с.
20. Орлова Е.Р.Бизнес-план:основные проблемы и ошибки,возникающие при его написании,Омега-Л,2005-149 с.
21. Сергеев И.В.,Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии,2002-288с.
22. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. - М.: Дело, 1999. -336 с.
23. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. - М.: Финансы и статистика. 2000. - 346 с.
24. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело.- М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС,2004-176 с.
25. Финансовый менеджмент: теория и практика – учебник/Под Е.С.Стояновой: изд. «Перспектива» 2004 – 656 с.
26. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 252 с.
27. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Изд-во "ДиС", 2001. - 544 с.
Цена: Договорная