Название Опыт Испании в формировании экономических и институциональных основ в развитии новых образовательных технологий
Количество страниц 207
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2009
Содержание Список использованных сокращений 4
Введение 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Значение новых образовательных технологий в развитии современного образования и общества в целом 13
1.2. Экономическое и социальное содержание открытого и
дистанционного обучения 34
1.3. Основные направления государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Европе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Роль государства в создании институциональных основ национальной сети открытого и дистанционного обучения 53
2.2. Социально-экономические компоненты регулирования развития открытого и дистанционного обучения на национальном уровне 73
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере испанской провинции Каталония)
3.1. Роль регионального правительства в развитии новых образовательных технологий 93
3.2. Социально-экономические компоненты развития открытого и дистанционного обучения на региональном уровне 101

ГЛАВА 4. УРОКИ ИСПАНСКОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Обобщение уроков государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий в Испании на национальном и региональном уровне 125
4.2. Разработка рекомендаций совершенствования государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики 139
Заключение 144
Приложения 150
Список рисунков и таблиц 185
Библиография 188
Список литературы Публикации на русском языке
1. http://db.informika.ru/do/index.asp?id=131&a=VD&mm=9&yy=2002
2. Абрамешин А.Е., Молчанова О.П. Управление инновациями в сфере образования (статья) Ж. «Высшее образование в России» М.: 2001, №6;
3. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. - М.: МИЭП, 1996.
4. Аджемов А. С, Шахггтьдян В.В. Переход от системы заочного образования к системе дистанционного образования // Развитие связи и мира. Прогнозы, технологии, услуги: Материалы докладов Международного форума МАС'97 4-6 февраля 1997 г. - М., 1997, с. 41-42.
5. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
6. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс. ... докт. псд. наук. http://www.iet.mesi.ru/nav_2_3.htm
7. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // В сб.: Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. - М.: ВУ, 1995, с. 43- 48.
8. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика, 1995, № 2, с. 75-78.
9. Андреев А.А., Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Материалы VII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». 29 июня-2 июля 1996 г. - Троицк, 1996,
Ю.Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика, 1995, № 1, с. 55-63.
11. Барсуков В.Н. «Дистанционное ... Да! Но...» // Проблемы информатизации высшей школы, 1995, вып. 3. Берьиадский A.M., Крееский И.Г. Организация Пензенского центра дистанционного обучения // Новые информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Тру-ды XXIII Международной конференции и дискуссионного научного клуба 15-24 мая 1996 г. - Украина, Крым, Ялта- Гурзуф, 1996, с. 218-219.
12. Бершадский A.M., Крееский И.Г. Структура дистанционного образования в регионе // «Телематика-96»: Тезисы докладов Всероссийской научно- методической конференции 13-17 мая 1996 г. - Санкт-Петербург, 1996, с. 120- 121.
№.Богданова Д.А., Федосеев А.А. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993, № 2.
15. Вайс. Ю. Роль проекта DELPHI в развитии политики ОД О в РФ. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: Уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди . - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 60.
16. Виноградов Б.А. Вступительное слово. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 9.
17. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты. М., 1995. - С. 166.
18. Воронина Т.П., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент в сфере образования: системный подход // Сб. «Системная аналитика и принятие решений» (статья) М.: Универси-тетский гума-нитарный лицей, 1999
19. Герхерт Е., Ортнер О. Социальная экономика виртуальных университетов. Опыт открытого и дистанционного обучения в Европе: Сб. статей (создан коллективом авторов в рамках проекта SOCRATES), 1994, с. 14.
20.Главацкий СТ., Молчанова О.П. Программа повышения квалификации «Дистанционное образование» как форма сотрудничества университетов // Сб. «Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: Материалы Первой международной конференции университетов стран
СНГ и Балтии» (тезисы) М.: Изд-во МГУ, 2001; 21. Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы. - НПЦ «Крылья», 1996, с.
124, 143. 22.Грачев В.В., Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Открытое образование, 1999, №3.
23. Гусаков Н.П. Об экономической стратегии США в отношении России. // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 3.
24. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень, 1995, № 3.
25. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании. - М.: Изд. Моск. гос. соц. ун-та, 1995.
26. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Отчет о НИР / Отв. ред. А.Д. Снегов. - М.: Изд. Моск. техн. универ. связи и информатики (МТУСИ), 1995.
21 .Домрачее В., Багдасян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высшее образование в России, 1995, №2.
28.Домрачее ВТ. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 1994, № 3.
29.Донди К. Взгляды на политику ОДО в ЕС. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. Докладов/ под общей редакцией Школяра Н.А., Вайса Ю., Донди К. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - с. 18
30. Донди К. Информационно-коммуникационный технологии: вызов университетскому образованию. Университетское управление: практика и анализ // Информационно-аналитический бюллетень. – Издательство уральского университета, 2000, с. 15, 16.
31. Ермольева Э.Г. Образование как фактор интеграции. Ж. Латинская Америка,
1999, № 12;
32. Ермольева Э.Г. Подготовка кадров в условиях рыночных реформ. Ж. Латинская Америка, 1997, №№ 3 и 4;
33. Жафяров А.Ж. Дистанционные системы образования. - Новосибирск, 1995.
34. Забелина М.М. Затраты на качество // Новые материалы и технологии НМТ- 98 Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 17-18 ноября 1998 г. -М: ЛАТМЭС, 1998.
35.Забелина М.М. Качество открытого и дистанционного обучения // XXVII Гагаринские чтения/ Тезисы докладов Международной молодежной конференции, Москва, 2- 7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4.
36. Забелина М.М. Лобовикова СВ. Особенности организации и менеджмента учреждений, занимающихся ОДО — зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ, 1(12). - Изд-во УрГУ, 2000. С.76-80.
37. Забелина М.М. Особенности финансирования открытого и дистанционного обучения // Предпринимательство. Этика. Техника, 2002 (издатель журнала - НОУ Академия менеджмента и инноваций).
ЪЪ.Калабин, СМ., Крекотень СП. Эксперимент в области дистанционного обучения в системе высшего и профессионального образования России. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000.-С. 69.
39. Кинелев ВТ. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века // Бюллетень АРВ, спец. выпуск, 1996.
40. Кинелев. ВТ. Роль дистанционного обучения в информационном обществе. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю.Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000.-С. 44. \\.Кревский И.Г. Проект дистанционных курсов для абитуриентов // Новые информационные технологии и системы: Материалы докладов II Международной конференции. - Пенза: ПГТУ, 1996. - С. 13-15.
42. Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ, спец. выпуск,
1995, июнь. 43.Концепция развития высшего образования в РФ // ВО в России, 1993, №2.
44. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. - М., Рос. НИИСИ, 1993.
45. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. - М.: Госкомвуз РФ, 1995. - С. 9.
46. Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр, 1996, № 1 с. 36-41.
47. Материалы бюджета UNED на 2002 г.
48. Материалы бюджета ОУК на 2002 г.
49. Материалы доклада Министерства образования и спорта Испании «О состоянии дистанционного обучения в университетах Испании», 2001, с. 22- 28.
50. Материалы Конгресса «Образование 98». 4-7 мая 1998 г. - М: МЭСИ, 1998. - С. 177-183.
51.Менеджмент-Маркетинг-Финансы / Под ред. Б.Л.Федорова. - Л.: Проспект ЛИНК, 1995.
52. Мерфи П.Д., Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии // Высшее образование в Европе, 1993, т. XVIII,. № 4, с. 129.
53. Молчанова О.П. Применение образовательных Интернет-технологий в области социальных и гуманитарных наук // Материалы к заседаниям рабочей группы «Влияние информационных технологий на национальную безопасность» Международной конференции «Построение стратегического сообщества через образование и науку» (тезисы) М.: МГУ, 2001;
54. Молчанова О.П., Михалев А.В. и др. Менеджмент профессионального образования: Программа курса повышения квалификации (программа учебного курса). М.: Изд-во МГУ, 2001;
55. Молчанова О.П., Тихонов А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты (монография) М.: Вита-Пресс, 1998
56. Новицкий А.Г., Свириденко Ю.П., Скрябин В.В. ДО: проблемы и пути развития // Образование, 1997, №1, с. 42-56.
57. Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий (Решение коллегии). 09.09.2002, электронная версия
58. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Центр стратегических разработок, http://www.csr.ru/about-publications/plan2010.html
59. Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность (ОНС), 1996, №3, с. 18.
60. Поляков А.А. Системы дистанционного обучения // Новые знания, 1996, № 3. 61.Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа //
Материалы 2-й и 3-й конференций по ДО. - М.: МЭСИ, 1997. 62. Проблемы информатизации высшей школы // Бюллетень Минобразования РФ иГосНИИСИ, 1999, №1. 63.Система дистанционного образования. - М.: Минобразование РФ, ИДО
МЭСИ, 1998. - С. 8.
64. Скуратов А.К. Разработка нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 88.
65. Солдаткин В.И. Теория и практика ДО в ИДО МЭСИ // Материалы Международного семинара по ДО. - М.: изд. МЭСИ, 1998, с. 4-7.
66. Солдаткин В.К, Андреев А.А. Некоторые проблемы образовательного законодательства в СДО // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании». (3-5 июня 1998 г., Москва.- М.: Академия
труда и социальных отношений, 1998.
67. Солдаткин В.И., Андреев А.А., Лупанов К.Ю. Проблемы разработки учебно- методических пособий для системы дистанционного образования // Материалы IX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». 1-3 июля 1998 г. - Троицк: Байтик, 1998, с. 238-239.
68. Солдаткин В.И., Паргииков Б.Л., Андреев А.А. Модель образовательного
учреждения дистанционного обучения // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень Минобразования РФ и Гос НИИСИ, 1999, №1.
69. Сто тысяч менеджеров для России // Экономика и жизнь, 1995, № 36, 9 июня.
70. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-97» и «Телематика-98», г. Санкт-Петербург.
1 Х.Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции // Дистанционное обучение, 1997, №2.
72. Тихомиров В.П. Технологии ДО в России // Дистанционное образование, 1996, №1, с. 7-10.
73. Тихонов А.Н. О состоянии и перспективах создания единой системы ДО в России // Проблемы информатизации ВШ: Бюллетень, 1995, №3.
74. Тихонов А.Н. Политика в области развития дистанционного обучения текущее состояние научно-образовательных телекоммуникационных сетей. Роль дистанционного обучения в информационном обществе. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М: Изд-во РУДН, 2000. - С. 48.
75. Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень, 1995, вып. 4.
76. Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России, 1994, № 3, с. 8.
77. Труды 4-й Научно-методической конференции «Заочное и дистанционное образование: реализация Государственных образовательных стандартов». 14- 15 апреля 1998 г. - М: Московский государственный заочный институт пищевой промышленности. - С. 32-34.
78. Труды Международной учебно-методической конференции «Современный этап реформирования экономического образования в России». 12-15 марта 1998 г. - М: Финансовая академия при правительстве России, 1998.
79. Филиппов В.М. Правда и домыслы о российском образовании // Вестник образования, май 2001 г., электронная версия журнала http://www.informika.ru/text/magaz/herald/9_01/00000.html
80. Формирование общества основанного н знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. С. 7.
81. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм, вып. 1-2, 1999.
82. Школяр Н.А. Experience of Russian-Spanish pilot project on distance education // The 2-nd International Conference of Distance education in Russia, 1996.
S3.Школяр Н.А. Воздействие основных факторов на развитие политики ОДО в РФ. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество: Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю.Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 76, 77.
84. Школяр Н.А. Европейский опыт подготовки кадров для России по проекту DELPHI / Открытое и дистанционное образование, ТГУ, 2001.
85. Школяр Н.А. Межрегиональная инициатива проекта DELPHI развития ОДО в России / Телематика-2001. - СПб., 2001. - С. 208.
86. Школяр Н.А. Менеджмент развития ресурсов ОДО: Практические аспекты. - М.: РУДН, 2001.
87. Школяр Н.А. Политика открытого и дистанционного обучения: постановка вопросов и поиск решений / Университетское управление. - Екатеринбург, 2001.
88.Школяр Н.А. Структурные преобразования в сфере образования как фактор экономической безопасности // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 81.
89. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993. - 154 с.
90. Щенников С.А., Силин Н.Н., Зинченко А.П. Открытое дистанционноеобразование в России. - М.: Учебно-методический центр дистанционного обучения, 1999. - С. 27.
91.Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин B.C. Экономика образования. - М: Рос. Агентство, 1998. - 306 с.
Нормативно-правовые акты Испании
92.Constitucion Espanola, aprobada рог las cortes en sesiones plenarias del Congreso de los diputados у del Senado celebradas el 31 de octubre de 1978. Ratificada por el pueblo Espanol en referendum de 6 de diciembre de 1978. Sancionada por su majestad el Rey ante las cortes el 27 de diciembre de 1978. (b.o.e. 311/78, de 29 de diciembre de 1978). 93.Decreto 2310172 de 18 de agosto (B.O.E. de 9 de septiembre de 1972) (creacion de la UNED у la prevision de la creacion de los Centros Asociados de la UNED). 94.Decreto 3114174 de 25 de octubre (regula la estructura organica del fiincionamiento de la UNF-D). 95.Ley 14/1970, de 4 de agosto, general de educacion у financiamiento de la reforma ducativa. (b.o.e. 187/70 de 6 de agosto de 1970). Ley 3/1991, de 19 de febrero, de creacion de la Universitat Jaime 1 de Castello. (DOGV n.' 1493, de 27 de febrero).
96. Ley 5/1985, de 21 de marzo, del Consejo Social de Universidades. (ВОЕ n.1 73, de 26 de marzo de 1985).
97. Ley Organica 1/1990, de 3 de Octubre, de ordenacion general del sistema educativo. (b.o.e. 238/90 de 4 de octubre de 1990).
98. Ley Organica 11/1983, de 25 de agosto, de Reforma Universitaria. (ВОЕ п.' 209, de 1 de septiembre de 1983.)
100. Ley Organica 4/1979, de 18 de Diciembre, de estatuto de autonomia de Catalusa. (b.o.e. 306/79, de 22 de diciembre de 1979).
101. Ley Organica 7/1995, de 29 de Junio, por la que se prorroga la duracion del mandate de los organos unipersonales de gobierno de los centros docents sostenidos con fondos publicos. (boe 155/95 de 30 de Junio de 1995).
102. Ley Organica 8/1985, de 3 de Julio, reguladora del derecho a la educacion. (b.o.e. 159/85 de 4 de Julio de 1985).
103. Real Decreto 1095179 de 4 de abril (regula el funcionamiento de los Centros Asociados de la UNED).
104. Real Decreto 1287185 de 26 de junio (B.O.E. de 31 de julio de 1985) (aprobacion de los Estatutos de la UNED).
105. Real Decreto 1497/1987, de 27 de noviembre, por el que se establecen directrices generales comunes de los planes de estudio de los titulos universitarios de caracter oficial у validez en todo el territorio nacional. (BOE de 14 de diciembre de 1987), у correction de erratas (BOE de 14 de junio de 1994).195
106. Real Decreto 185/1985, de 23 de enero, por el que se regula el tercer ciclo de
estudios universitarios, la obtencion у expedition dej titulo de Doctor у otros
estudios pos- graduados (ВОЕ n.' 41, de 16 de febrero).
107. Real Decreto 552/1985 de 2 de abril por el que se aprueba el Reglamento de
Consejo de Universidades (ВОЕ п.' 101, de 27 de abril).
108. Real Decreto 594/86 de 21 de febrero (B.O.E. de 28 de marzo de 1986) (que
completa el anterior).
109. Real Decreto 614/1997, de 25 de abril, por el que se modifica parcialmente el
Real Decreto 1497/1987, de 27 de noviembre, por el que se establecen las
directrices generales comunes de los planes de estudio de los titulos universitarios
de caracter oficial у validez en todo el territorio nacional, modificado parcialmente
por los Reales Decretos 1267/1994, de 10 de junio, у 2347196, de 8 de noviembre
(ВОЕ de 16 de mayo de 1997).
110. Нормативно-правовые акты провинции Каталонии
111. Decret 258/1997, de 30 de setembre, pel qual es regula la progra-macio
universitaria de Catalunya i els procediments de creacio о reconeixement i de
reordenacio de centres docents universitaris I d'implantacio d'ensenyaments
112. Decret 26/1994, de 8 de febrer, de creacio de la xarxa de centers de referenda
de recerca i desenvolupament de la Generalitat de Catalunya
113. Decret 318/1992, de 28 de desembre, pel qual es crea el carrec de comissionat
per a Universitats i Recerca i es regulen l'organitzacio i la distribucio de funcions
en materia d'universitats i recerca
114. Decret 355/1996, de 29 d'octubre, de constitucio del consorci Agenda per a la
Qualitat del Sistema Universitari a Catalunya
115. Decret 390/1996, de 2 de desembre, de regulacio del regim d'ads-cripcio a
universitats publiques de centres docents d'ensenya-ment superior
116. Decret 406/1996, de 24 de desembre, pel qual es regula Гасге-ditacio dels
diplomes i titols propis de les universitats catalanes
117. Decret 86/1982, de 15 d'abril, de creacio de la Medalla i la Placa Narcis
Monturiol al merit cientific i tecnologic
118. Llei 15/1998, de 28 de desembre, del Consell Interuniversitari de Catalunya
119. Llei 16/1998, de 28 de desembre, dels consells socials de les universitats
publiques de Catalunya
120. Llei 20/1998, de 29 de desembre, de pressupostos de la Generalitat de
Catalunya per al 1991
121. Llei 25/1998, de 31 de desembre, de mesures administratives, fiscals i
d'adaptacio a l'euro
122. Llei 26/1984, de 19 de desembre, de coordinacio universitaria i de creacio de
consells socials
123. Llei 3/1995, de 6 d'abril, de reconeixement de la Universitat Oberta de
Catalunya (DOGC num. 2040, de 21.4.1995; ВОЕ num. 148, de 22.6.1995).
124. Публикации на иностранных языках
125. Abadia, Antonio Fragas: Valoracion de la UNED por sus alumnos. Instituto
Universitario de Educacion a Distancia. - IUED, Madrid, 1988.
126. Albeda, W. (1986). Empleo, desempleo у desarrollo economico. En Conferencia
Internacional sobre universidad, disempleo у desarrollo economico local.
Ministerio de Trabajo у Seguridad Social, Granada, 22-23 de mayo de 1996. Pags.
251-272.
127. Alvarez, Maria Antonia: En tomo a la Metodologia de Ensenanza a Distancia
Destrezas de la Lectura, ICE, UNED, Madrid, 1989.
128. Aparici Marino, Roberto Y Fernandez Acebedes, Lourdes: Comunicacion
Audiovisual у Ensenanza. UNED, Madrid, 1990.
129. Aprendizaje abierto у a distancia, perspectivas у consideraciones politicas,
Universidad Nacional de Educacion a Distancia, Instituto Universitario de
Educacion a Distancia, Catedra UNESCO de Educacion a Distancia, Madrid, 1998,
p. 11.
130. Araujo Y Oliveira, Jodo Batista: Universidad Abierta pasado, presente e future
Revista Tecnologia Educacional. Rio de Janeiro, v. 17 (80/81) 93-100, 1988.
131. Arredondo, Santiago Castillo: Elementos Facilitadotes de la Ensenanza a
Distancia. La Intercomunicacion entre los protagonistas de la Ensenanza a
Distancia. Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia, UNED, Madrid
n.°2,63-91, 1990, p. 53.
132. Associacao Brasileira De Tecnologia Educacional: Documento Forum de debates-Education a Distancia, Rio de Janeiro, 1988.
133. Ayer у Hoy de la Education a Distancia en el Modelo Espanol de Education
Superior a Distancia. UNED, Madrid, 1988.
134. Baat, J.A. Correspondence education in the light of a number of contemporary
teaching models, Malmo, Hermods, 1979.
135. Bardiza, Ruiz Teresa: Evaluation del Material de Estudio Impreso en las
Universidades a Distancia, II Encuentro International sobre Educacion Superior a
Distancia, Tucumm-Argentina, 1986.
136. Bias, F. de Asis (1996). Las funciones sociales de la universidad. (Un estudio
organizacional sobre la universidad). Campus de Somosaguas, Universidad
Complutense, Madrid, 1996.
137. Blat, J. (1994). Primer Congreso Nacional sobre Nuevas Tecnologias Aplicadas
a la Formation. Madrid.
138. Boletin Oficial de las Cortes Generales. Senado. 23 de septiembre de 1997,
Informe de la Ponencia de estudio sobre «La selectividad en el acceso a la
Universidad, problemas actuales у propuestas de soluciones».
139. Bordinave, Juan E. Diaz: Pode a Educacion a Distancia ayudar a resolver
problemas Educacion do Brasil. Rev. Tecnologia Educacional. Rio de Janeiro
Brasil, v. 17(80-81)31-36, 1988.
140. Botija Beltrdn, Miguel Angel: El profesor tutor, profesional al servicio de la
ensenanza a distancia, Rev. a Distancia. UNED V. 1: 7-8, 1988.
141. Bricall, J. M. (1997). Vision de la universidad en Europa: problemas diversos,
soluciones comunes. Conferencia pronunciada en el ciclo Los nuevos desaffos de la
Universidad. Institution Libre de Ensenanza, Madrid.
142. Bricall, J.M. (1996). La perspectiva de un colectivo de rectores. En organos de
gobierno de la universidad, pags. 33-41. Consejo de Universidades Fundacion
Universidad-Empresa.
143. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya,
N13,Febrerde2001.
144. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya,
N15, Octubrede2001.
145. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya,
N14, Juliolde2001.
146. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya,
N16, Febrer de 2002.
147. Calezo, J.; Bonal, X. (1999): Politica educativa у gusta publico en educacion.
Aspectos teoricos у una aplicacion al caso espanol, Pomares. — Corredor,
Barcelona, p. 18.
148. Castillo, Santiago: Elementos facilitadotes en la Ensenanza a Distancia. La
intercomunicacion entre los protagonistas de la ensenanza a distancia. Rev.
Iberoamericana de Educacion Superior. A.T.S.E.D. UNED, Madrid, n.°2, 63-78,
1990.
149. Cifras de la educacion en Espana, las datos estadisticos, educacion 2000,
Direccion General de Prog. Economica у Control Presupuesto. 2000.
150. Cifras de la educacion en Espana, las datos estadisticos, educacion 2001,
Direccion General de Prog. Economica у Control Presupuesto. 2001.
151. Cirigliano, Gustavo. La Educacion Abierta. El Ateneo. Buenos Aires, 19-20,
1983.
152. Collazo, Helena Madrigal Y A maya Garcia Ros. Boletin Bibliografico sobre
Educacion a Distancia. IUD-UNED, Madrid, 1989.
153. Comision de las Comunidades Europeas (1991). Memorandum sobre la
educacion superior en la Comunidad Europea.
154. Comision de las Comunidades Europeas (1994). Comunicacion de la Comision
sobre el reconocimiento de diplomas con fines academicos у profesionales. En
Documento COM (94). Bruselas, 1994.
155. Comision de las Comunidades Europeas (1995). Ensenar у aprender: hacia la
sociedad cognitiva. En Documento COM(9S). Bruselas, 1995.
156. Consejo de Universidades (1995). Informe espanol sobre la Comunicacion de la
Comision Europea relativa al reconocimiento de diplomas con fines academicos у
profesionales. En Documento interno de la Secretaria General.
157. Consejo de Universidades (1995). Programa SOCRATES (ERASMUS). El
Documento interno de la Secretaria General de 14 de julio de 1995.
158. Consejo de Universidades (1995). Programa de evaluation institutional de la
calidad de las universidades (1995). Secretaria General.
159. Consejo de Universidades (1996). Acuerdo de 18 de diciembre de 1996, por el
que se formulan a las universidades recomendaciones en relation con la
organization de los planes de estudios conducentes a titulos universitarios
oficiales. ВОЕ de 17 de enero de 1997.
160. Consejo de Universidades (1996c). Documento final de propuestas sobre Tercer
Ciclo. En Documento interno de la Secretaria General de diciembre de 1996.
161. Consejo de Universidades (1996d). Documento sobre implantation de los
planes de estudio elaborado por la ponencia correspondiente. En Documento
interno de la Secretaria General de noviembre de 1996.
162. Consejo de Universidades (1996e). Documento sobre el Tercer Ciclo. En
Documento interno de la Secretaria General de junio 1 996.
163. Cornells, E. (1995). Education for Europeans. Towards the Learning Society (A
report from the European Round Table of Industrialists). Bruselas, 1995.
164. Datos basicos de la education en Espana en el Curso 2001-2002.
165. Delors, J. et al (1995). Libro Blanco sobre crecimiento, competitividad у
empleo. Retos у pistas para entrar en el siglo XXI. Comision de las Comunidades
Europeas.
166. Delors, J. et al. (1996). La education encierra un tesoro". Informe a la
UNESCO de la Comision International sobre la Education para el siglo XXI.
Santillana, UNESCO.
167. Diniz Teresina, Universidad Abierta / Education a distancia una alternativa de
education superior, Universidad Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1991.
168. Diniz Teresina, Una estrategia de Education con Adultos-Colaboracion al
trabajo de Education de Adultos de la Universidad Federal de Paraba-Brasil.
UNAM, Mexico, 1983.
169. Doina, Popa Lisseanu: Un reto mundial: La education a Distancia. ICE, UNED,
Madrid, 1986.
170. Education a Distancia-Referencias Basicas. Documento reverendazo pelos
participantes do XIII Seminario Brasilero de Tecnologia Educacional. Revista
Tecnologica. Educacional, Rio de Janeiro n.°17 (80/81), 17-18, 1988, p. 28.
171. Educacion Superior a Distancia: Analisis de su aplicacion. Merida, UNED,
Centro Regional de Extremadura, 1986.
172. El modelo Espanol de educacion superior a distancia la UNED, Universidad
Nacional de Educacion a Distancia, Madrid, 1991, p. 12, 58.
173. El sistema universitaria de Catalunya, Memoria del curs 1999-2000, Generalitat
de Catalunya Departament d'Universitats, Reserca i Societat de la Informacio,
2001,p. 118.
174. El sistema universitari de Catalunya, Memoria del curs 2000-2001 Generalitat
de Catalunya Departament d'Universitats, Reserca i Societat de la Informacio,
2002.
175. Factores que inciden en el rendimiento academico de los alumnos de la
universidad de Educacion a Distancia, UNED, Madrid, 1986.
176. Farrell Glen. The Development of Virtual Education: A global perspective The
Commonwealth of Learning, 1999 (http://www.col.org/col.htm).
177. Fernandez Perez, M". Dolores. El diseno curricular en la UNED. Un Modelo de
analisis, Universidad Nacional de Educacion a Distancia, Madrid, 1993.
178. Fernandez Perez, Maria Dolores. Tesis Doctoral: Analisis del Diseno
Curricular de la UNED. UNED. Madrid, 1989.
179. Fernandez Sanchez, J. (1987). La evolucion de la ensenanza universitaria. En U
evaluacion de la ensenanza universitaria. Universidad Complutense de Madrid.
180. Fernandez Villares, Francisca. La ensenanza superior a distancia en Espafia у
Alemania. Estudio comparado. Universidad Nacional de Educacion a Distancia,
Madrid, 2001, p. 23.
181. Ferrate Pascual, G. (1997). Aplicacion de las nuevas tecnologias a la
formacion continua universitaria. Conferencia pronunciada en el Curso de verano:
Volver a la universidad. La formacion continua en la educacion superior.
Universidad Internacional Pelayo. Santander, 10 al 12 de septiembre de 1997.
182. Funcion del alumnado adulto en el engranaje de la Universidad a Distancia,
Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia, UNED, Madrid N.2, 31 - 62,
1990.
183. Gagne, R. Essential of learning for instruction. Rev. Tecnologia Educativa.
Santiago-Chile, n. 4. 284.
184. Garcia Aretio Lorenzo. Rendimiento Academico у Abandono en la Education
Superior a Distancia. ICE, UNED, Madrid. 1987.
185. Garcia Aretio, Lorenzo. Aprender a distancia ... Estudiar en la UNED,
Universidad Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1997, p. 20, 37.
186. Garcia Aretio, Lorenzo. Investigar para mejorar la calidad de la universidad.
Trabajo de investigation sobre la UNED, Universidad Nacional a Distancia. -
Madrid, 1997.
187. Garcia Aretio, Lorenzo. La education a distancia у la UNED, Universidad
Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1998.
188. Garcia Delgado, J. (1997). Aspectos generales de los programas de practicas en
empresas, Jornada informativa sobre 'Los programas de practicas universitarias en
las empresas. Madrid, 25 de noviembre de 1997.
189. Garcia Garrido, Y.L. Problemas Mundiales de Education. Dykinson, Madrid,
1986.
190. Garcia Llamas, J.L. El aprendizaje adulto en el sistema abierto у a distancia.
191. Giner de los Rios, E. (1902). Sobre reformas en nuestras universidades. En
Escritos sobre la Universidad espanola (1 990). Espana Calpe. Col. Austral (n.1 A
148). Pags. 45-145.
192. Gonzalez Galan, Ma Angeles, Predictores del rendimiento en la UNED,
Universidad Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1992.
193. Guasch Molins M. Perspectiva presente у futura de la relation universidad -
empresa: apuntas para una reflexion // Boletin de estudios econ. - Bilbao, Vol. 47,
N145, 1992.
194. Ibdnez, Marin R. El sistema multimedia de la education a distancia. UNED
Madrid, 1995.
195. International Council for Educational Development, ICED (1987). La reformas
universitaria espanola. Evaluacion e informe. Consejo de Universidades, Secretaria
General.
196. Jimenez, Martin (1995). La universidad Espanola: un analisis socio-economico
у demografico de cara a su nueva financiacion. Tesina del curso Master en
Economia de la Education у del Trabajo. Universidad Carlos III. Madrid.
197. Kirkwood, A. (1992). Presente у futuro de los centres de produccion audiovisual
en las universidades a distancia. En El Centra de Diseno у produccion de Medios
Audio- visuales (CEMAV). Su presente у su futuro. Universidad Nacional de
Educacion a Distancia, pags. 53-57.
198. La Practica Tutoria en la UNED. ICE, UNED, Madrid, 1988.
199. La Universidad Nacional de Educacion a Distancia. Su implantacion у
desarrollo inicial. Ediciones CEAC. Barcelona, 1976.
200. Martin Rodrigufz, E. La integration de las Nuevas Tecnologias en la
metodologia de la ensenanza a distancia, en Revista A Distancia. UNED Primavera
1994, pgs. 27-33. Madrid, 1994.
201. Martinez MEDIANO. Los sistemas de educacion superior a distancia. La
practica tutoria de la UNED. Madrid, 1986.
202. Martinez Sagarra, R. Curso de Acceso Directo para Mayores de veinticinco
anos, en: Revista de la UNED: A Distancia. Veinte anos de UNED, pgs. 135-139.
Madrid, 1993.
203. Medina Rubio, R. La Autonomia Academica de la UNED: evolucion de las
Facultades у de Profesorado, en: Revista de la UNED: A Distancia. Veinte anos de
UNED, pgs. 128-134. Madrid, 1993.
204. Medina, J.R. (1997). Las fuerzas directrices de la universidad espafiola.
Conferencia pronunciada en el ciclo 'Los nuevos desafios de la universidad'.
Institucion Libre de Ensenanza, Madrid.
205. Montserrat, J. (1997). La financiacion de la universidad: desafios у soluciones.
Conferencia pronunciada en el ciclo Los nuevos desafios de la Universidad.
Institucion libre de Ensenanza, Madrid.
206. Mora Ruiz, J.G. (1991). La evaluacion institucional. Una perspectiva general.
En U evaluacion de las instituciones universitarias. Coordinado рог М. de Miguel,
J.G. Mora у S. Rodriguez. Consejo de Universidades, Secretaria General, pags. 73-
92.
207. Mora Ruiz, J.G. (1997). Diversification у financiacion de la educacion
superior. Valencia Organizadas por el Instituto Valenciano de Investigaciones
Economicas у el Consejo de Universidades.
208. Mora Ruiz, J.G. (1991). Calidad у rendimiento en las instituciones
universitarias. Consejo de Universidades, Secretaria General.
209. Moreno, M.P.: El Jano del Tercer Ciclo, en: Revista de la UNF-D: A Distancia.
Veinte anos de UNED, pgs. 101-102. Madrid, 1993.
210. Normativa Catalana D'universitats I Recerca Generalitat de Catalunya
Departament de la Presidencia Comissionat per a Universitats i Recerca, 1999.
211. Perez Juste. Analiz del sistema Espanol de education superior a distancia,
Madrid, 1991.
212. Ramos Mendez, E. (1995). La metodologia, los medios у la tecnologia de la
ensenanza a distancia1. A DISTANCIA, primavera de 1995, pags. 80-87.
213. Rodriguez Vidarte S. La universidad como empresa de servicios // Boletin de
estudios econ. - Bilbao, 1992, N146.
214. Sampedro, J.L. (1991). Desde la frontera. Discurso leido el dia 2 de junio de
1991, en su reception publica como academico de la Real Academia Espanola.
Real Academia Espanola, Madrid.
215. Scott G. Roservear. Lesson for Development a Partnership-Based Virtual
University. / On Horizon. April, 1999.
216. Sociologia del Estudiantado у Rendimiento Academico, ICE, UNED, Madrid,
1989.
217. Tejero Escribano, L. Los Centros de Apoyo de la UNED, en Revista A
Distancia. UNED 1994, pgs. 66-70.
218. Tiana, A. Organization academica у administrativa de la UNED, en: UNED: El
modelo espanol de education superior a distancia: la UNED. Madrid, 1984.
219. Tusquets, J. Teoria у practica de la Pedagogia Comparada. Madrid, 1969.
220. UNED Guia Academica 1999-2000.
221. UNED: Criterios metodologicos de la UNED. Madrid, 1977.
222. UNED: El modelo espanol de education superior a distancia: la UNED.
Madrid, 1984.
223. UNED: Information general 1990/91 a 1998/99. Madrid, 1990-1998.
224. UNED: La UNED, problematica e imagen en 1975. Madrid, 1976. UNED: Los
primeros licenciados de la UNED. Madrid, 1981.
225. UNED: Normativa sobre profesor- tutor, Boletin Informativo de Profesores
Tutores. Curso 1993-94. Madrid, Febrero 1994.
226. UNED: Organization de la UNED. Madrid, 1976.
227. UNED: Programa de Formacion del Profesorado.Convocatorias: 90/91 a 94/95.
228. UNED: Programa de Tercer Cielo. Convocatorias: 90/91 a 94/95.
229. UNED: Revista A Distancia. Veinte anos de UNED. Madrid, 1993.
230. Universidad Oberta de Catalunya, Memoria del curs 1995-1996, UOC,
Barcelona, 1996, p.23.
231. Universidad Oberta de Catalunya, Memoria del curs 1996-1997, UOC,
Barcelona, 1997
232. Universidad Oberta de Catalunya, Memoria del curs 1997-1998, UOC,
Barcelona, 1998
233. Universidad Oberta de Catalunya, Memoria del curs 1998-1999, UOC, Barcelona,
1999, p. 3.
234. Хендеркс Пит. На пути к Виртуальным университетам. Universitat Oberta
de Catalunya, Memoria del curs 1999-2000, ОУК, Barcelona 2000, p. 48.
235. Caleao, J., Bonal, X. Politicaeducativa у gusta publico en education. Aspectos
teoricos у una aplicacion al caso espanol, Pomares - Corredor, Barcelona. (1999).
Цена: Договорная