Название Стратегия развития предприятия на примере ОАО Филит
Количество страниц 70
ВУЗ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Год сдачи 2009
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие стратегии и классификация стратегий 6
1.2. Правила и процедуры разработки стратегий 16
1.3. Учет фактора конкурентных преимуществ 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО МОСКОВСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД «ФИЛИТ» 26
2.1. Краткая характеристика отрасли и предприятия как объекта управления 26
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия 33
2.3. Выработка стратегии развития на МТЗ ОАО «Филит» 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫБОРУ НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МТЗ ОАО «ФИЛИТ» 42
3.1. Новые направления в стратегии развития предприятия 42
3.2. Рекомендации по стратегическому развитию предприятия 45
3.3. Оценка экономической эффективности стратегии развития 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

ВВЕДЕНИЕ
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Актуальность выбора темы дипломной работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Вопросам выработки стратегии предприятия посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Особое место среди них занимает книга А. Стрикленда и А. Томпсона «Стратегиче¬ский менеджмент» (М.: ЮНИТИ, 1998), рекомендованная Министер¬ством образования России в качестве учебника для вузов. При этом следует отметить, что большинство работ по стратегическому ме¬неджменту российских авторов являются интерпретацией (не всегда удачной) работ своих зарубежных коллег. Обилие перевод¬ной и отечественной литературы по данной проблематике ставит дово¬льно высокие барьеры для исследователей в области стратегического менеджмента, пытающихся сказать свое слово.
Целью дипломной работы является выбор стратегия развития предприятия.
Объектом исследования является ОАО МТЗ «Филит».
Актуальность выбора темы также выразилась в том, что в настоящее время на предприятии возникла необходимость в выборе стратегии развития, которая была выражена в виде мероприятий по модернизации производственного оборудования.
Целью работы является выбор стратегии развития предприятия ОАО МТЗ «Филит», с целью выявления «узких мест», находящихся в производственном цикле и выработка рекомендаций по их решению.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
определить понятия роста, развития и стратегии предприятия;
уточнить сущность и виды стратегий развития предприятия;
произвести оценку ОАО МТЗ «Филит» как объекта управления;
провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
разработать миссию и цели предприятия при выборе новой стратегии развития;
определить направления в стратегии развития предприятия;
сформулировать предложения по стратегическому развитию предприятия;
произвести оценку экономической эффективности предложенных на-правлений по выбору стратегии развития предприятия.
Информационной базой исследования послужили научная литература, освещающая вопросы стратегического развития предприятия; отчетность предприятия ОАО МТЗ «Филит».
Содержание работы нашло свое отражение в 3-х главах:
1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия.
2. Анализ стратегии развития на примере предприятия ОАО МТЗ «Филит».
3. Основные направления по выбору новой стратегии развития предприятия ОАО МТЗ «Филит».
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении работы необходимо отметить, что со все большим ускорением в странах с рыночной экономикой темпов научно-технического и социально экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях большинство компаний стремятся перейти от потокового внутрифирменного к стратегическому планированию. Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. Поскольку реализация процесса стратегического планирования позволяет руководству компании четко увидеть и продумать перспективу жизнедеятельности предприятия, определить его стратегические преимущества перед другими компаниями заранее. Проводя аналитическую работу, направленную на создание информационной базы для выработки стратегии развития фирмы, менеджеры имеют уникальную для старых методов планирования возможность значительного снижения влияния факторов неопределенности на работу организации. В данной работе был практически использован один из ставших уже классическими методов проведения аналитической работы перед выработкой стратегии развития фирмы. Это SWOT-анализ, основанный на сопоставлении сильных и слабых внутренних сторон компании, а также потенциальных возможностей и угроз внешней среды. Проведенный по вышеописанной методике анализ позволил выявить у рассматриваемого в качестве практического примера завода ряд неиспользованных внутренних возможностей, успешно реализовав которые предприятие сможет перейти на качественно новый уровень развития. Некоторые предложения по использованию внутреннего потенциала, устранению слабых сторон рассматриваемой организации, а также направленные на предупреждение внешних угроз и своевременное использование благоприятной внешней обстановки были рассмотрены при формировании возможной стратегии развития ОАО МТЗ «Филит». Кроме того, были предложен проект, реализация которого направлена на поддержание этой инвестиционной стратегии. По предварительным расчетам он является экономически эффективным для обоих его участников. Предложенный проект полностью вписываются в раз-работанную стратегию развития завода и затрагивает все основные направления его будущей политики.
Однако, важно заметить, что самая талантливая стратегия и прорабо-танные проекты могут быть загублены в результате неумелой их реали-зации. Поэтому крайне важным представляется проведение реорганизации предприятия с целью обеспечения адаптации его возможностей к выбранной стратегии. Этого можно достичь, непременно используя накопленный отечественными специалистами опыт по реинжинирингу и реструктуризации. Рекомендуется обратить внимание на консалтинговые агентства, которые могут помочь заводу перейти на новый уровень развития.
Это обосновывается фактическими данными об их небезуспешной деятельности, в частности, в Нижегородской программе реструктуризации, когда в 2003 г. при стартовых затратах около 1 млрд. рублей на оплату работы консультантов за полгода на 9 реструктурированных предприятиях был получен прирост объемов продаж на 98 млрд. рублей, а прирост выплаты налогов в бюджеты всех уровней - 17 млрд. рублей . Нужно на всех уровнях власти поддерживать такие благоприятные на-чинания.
К тому же сейчас для таких начинаний наиболее подходящий момент, вследствие благоприятной конъюнктуры на мировом рынке неф-тепродуктов, а следовательно положительной и для производителей труб нефтяного сортамента.
Здесь все зависит от стиля поведения руководства предприятия: будет ли он приростным (инертным) или предпринимательским (активным).
В целом же данная работа имела целью показать возможность и необходимость поиска новых идей развития организации, даже на основе небольшого доступного объема исходной информационной базы, что осо-бенно важно в современных быстроизменяющихся рыночных условиях для предприятия такого уровня и "стратегического" для страны значения.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. А. Стрикленд и А. Томпсон. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Агкасов Г.П., Иванов Е.С. Технология и организация ремонта ме-лиоративных гидротехнических сооружений - М.: Колос, 1984.
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО Типография «Новости», 2000.
4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.-Финансы и статистика, 2004.
5. Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика,1989.
6. Антикризисный менеджмент / под редакцией профессора, д.э.н. Грязновой А.Г. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во ЭКСМОС, 1999.
7. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП "Итем" ЛТД, 1995.
8. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого пред-принимательства - СПб:Изд-во "Корвус", 1995.
9. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М: Юнити, 1997.
10. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ, под нау-чи, ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: ЮНИТИ, 1997.
11. Винокуров В.А. Организация стратегического менеджмента на пред-приятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
12. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на пред-приятии.-М.:Центр экономики и маркетинга, 2003.
13. Виссема Ханс. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ, под ред. Ю. Джарова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2000.
14. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М.,: Высшая школа, 1994.
15. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, органи-зация, процесс. М.,: Высшая школа, 1995.
16. Виханский О.С. Стратегическое планирование: Учебник, М.: Гарда-рики, 2000 – 296 с.
17. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2001.
18. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ,1992.
19. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практи-ка):уч. пособие, под редакцией В.М. Попова - М:Финансы и стати-стика, 1997.
20. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1998.
21. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: уч. пособие - М:Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 1997.
22. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер.сангл. М.:Экономика, 1991.
23. Кац Я.Л. Трубный сектор черной металлургии России. Металлург. Журнал 4/2005.
24. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. М:1982.
25. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 1998. С. 128—129
26. Менеджмент в России и за рубежом. Журнал. 1/98. Издательство "Финпресс".
27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М., «Дело», 1998.
28. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ, под научи, ред. Л.И. Евенко. М.: Дело, 1992.
29. Металлоснабжение и сбыт. Журнал январь-февраль 2005г.
30. Минцберг Генри, Альстрэд Брюс, Лэмпел Джозеф. Школы стратегий: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
31. Основы предпринимательской деятельности /под ред. В.М.Власовой – М.:Финансы и статистика, 2005.
32. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие.-СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1993
33. Портер М. Международная конкуренция. /Пер. с англ. М.: Междуна-родные отношения, 1993.
34. Проблемы теории и практики управления. Журнал. 1/2005 с.110-115.
35. Проблемы теории и практики управления. Журнал. 6/2005 с. 102 - 107.
36. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под ре-дакцией Градова А.П., Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литерату-ра,1996.
37. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. М:Юнити, 1998.
38. Тренев В.Н., Ириков В.А., Ильдеменов С.В. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий (Методика и Опыт). М.:"Издательство ПРИОР", 1998.
39. Тренев Н.Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 1999.
40. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во ЭКСМОС, 1997.
41. Штофор В. А. Введение в методологию научного познания. Л., 1972. С. 4—8.
42. Ясинецкий В.Г. Организация, планирование и основы управления водохозяйственным строительством - М.: Колос, 1982.
Цена: Договорная